Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НА РЫНКЕ ШИННОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НА РЫНКЕ ШИННОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШИННАЯ ОТРАСЛЬ / РЫНОК ШИН / КОНКУРЕНЦИЯ / МИРОВОЙ РЫНОК / ИМПОРТНЫЕ ПОСТАВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионова Г.Н., Масяева Г.И.

В данной статье рассмотрено современное состояние на рынке шинной продукции России. Выявлено влияние на состояние рынка после карантинных мер 2020 года, введенных санкций и ухода ряда иностранных компаний в 2022 году с российского рынка. Выделены основные участники рынка и характеристики их деятельности. Представлен сравнительный анализ объемов производства товаров по годам и федеральным округам РФ. Оценить средней цены на шины и покрышки за период 2019-2022 гг. Рассмотрен ассортимент выпускаемых брендов на территории РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS ON THE TIRE INDUSTRY MARKET IN RUSSIA

This paper discusses the current state of the Russian tire market. The impact on the state of the market after the quarantine measures of 2020 of the imposed sanctions and the withdrawal of a number of foreign companies in 2022 from the Russian market was revealed. The main participants of the market and characteristics of activity are allocated. A comparative analysis of the volumes of production of goods by years and federal districts of the Russian Federation is presented. Estimate the average prices for tires and tires for the period 2019-2022. The range of manufactured brands on the territory of the Russian Federation is considered.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НА РЫНКЕ ШИННОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НА РЫНКЕ ШИННОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ

Г.Н. Ларионова, канд. экон. наук, доцент Г.И. Масяева, магистрант

Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) Казанского национального исследовательского технологического университета (Россия, г. Нижнекамск)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-1-1-166-169

Аннотация. В данной статье рассмотрено современное состояние на рынке шинной продукции России. Выявлено влияние на состояние рынка после карантинных мер 2020 года, введенных санкций и ухода ряда иностранных компаний в 2022 году с российского рынка. Выделены основные участники рынка и характеристики их деятельности. Представлен сравнительный анализ объемов производства товаров по годам и федеральным округам РФ. Оценить средней цены на шины и покрышки за период 2019-2022 гг. Рассмотрен ассортимент выпускаемых брендов на территории РФ.

Ключевые слова: шинная отрасль, рынок шин, конкуренция, мировой рынок, импортные поставки.

Шинная промышленность является составной частью химического комплекса и завершающего ряд технологических процессов, охватывающих добычу нефти и газа, изготовление бензина, получение синтетического каучука, и, наконец, производство шин. Размещение заводов по производству шинной продукции обусловливается такими факторами, как сырьевой и потребительский. Поэтому шинные заводы расположены поблизости значительных центров автомобилестроения и нефтехимии.

В последние три года в России отмечается как подъем, так и спад производства шинной продукции.

В 2020 году мировая автомобильная и шинная индустрия серьезно «просели» из-за пандемии коронавируса. Тогда из-за локдаунов останавливались многие предприятия, что вызвало сбои в цепочках производств. Кроме того, из-за карантинных мер резко снизилась мобильность

населения. Однако, несмотря на пессимистичные прогнозы экспертов, в 2021 году мировой автопром стал восстанавливаться.

В 2021 году шинная индустрия России показала очень хорошую статистику после пандемийного 2020 года. По данным Рос-стата, произошло увеличение по следующим позициям:

на 25,5% - до 47,2 млн шины для легковых автомобилей;

на 3% - до 7 млн шины для грузовых автомобилей;

на 1,7 % - до 1,7 млн штук шины для сельхозтехники.

Всего в 2021 году в России было выпушено 65 111,0 тыс. штук шин, что на 18,5% выше объема производства 2020 года.

Приволжский федеральный округ стал лидером производства шинной продукции от всего произведенного объема за 2021 год, с долей около 33,3%.

Рис. 1. Производство шин по Федеральным округам за 2021 год, %

Рост средних цен на шины и покрышки пневматические для легковых автомобилей новые в период 2019-2021 гг. составил 21,1% - с 1 920,6 рублей до 2 325,4 рублей за штуку. В 2021 году произошло наибольшее увеличение средних цен производителей, в это время темп прироста составил 15,1%.

Иностранные производители всегда рассматривали Россию как подходящую для инвестиций страну. В Российской Федерации размещены заводы нескольких международных производителей шин:

- японские Bridgestone в Ульяновской области и Yokohama в Липецкой области;

- итальянский Pirelli в городе Воронеж и Киров;

- немецкий Continental в Калужской области;

- французский Michelin в Московской области;

- финский Nokian Tyres в городе Всево-ложск;

В связи с экономическими санкциями в феврале 2022 года крупные иностранные производители временно приостановили работу на нашем рынке. Одни целиком закрывают заводы и готовят на продажу, у других в планах передать управление производством местным организациям.

С учетом сегодняшней ситуации в экономике Российской Федерации, а также поведения ряда иностранных производителей - прогнозируемая динамика движения объемности товарных потоков в оценке натуральных и стоимостных индикаторов будет носить разностороннюю направленность. Для рынка шин и покрышек в

РФ в целом по итогам 2022 года будет характерна высокая динамика и максимальный объем рынка по стоимости. Лидерами отрасли в России по-прежнему остаются нижнекамские шинные заводы, объединенные под корпоративным брендом KAMA TYRES, управление которыми осуществляет ООО «Татшина».

Шинный комплекс включает следующие предприятия: ООО «Татшина», ПАО «Нижнекамскшина», ООО «Нижнекамский завод грузовых шин», ООО «Нижнекамский механический завод», ООО «Энергошинсервис», ООО «Соцбытоб-служивание «Шинник», ООО «Научно-технический центр «Кама», ООО «Торговый дом «Кама», АО «Ярполимермаш-ТШ», а также два предприятия, расположенных на территории Республики Казахстан, - ТОО «Торговый дом «Кама-Казахстан» и ТОО «KamaTyresKZ».

KAMA TYRES является одним из ключевых драйверов развития современного высокотехнологичного производства шин в России, соответствующего по уровню качества выпускаемой продукции мировым шинным лидерам. Ассортиментный ряд KAMA TYRES включает шины для всех видов автомобильного транспорта, а также уникальные специальные шины для семейства представительских бизнес-седанов для первых лиц государств и цельнометаллокордные (ЦМК) шины с регулируемым давлением.

Также сегодня продолжают работать и другие российские предприятия - это Ярославский шинный завод, Алтайский шинный комбинат, АО «Омскшина», АО

«Волтайр-Пром» и др. На их производственных мощностях выпускаются покрышки под брендами Nortec, Cordiant, Amtel.

Nortec славится износоустойчивыми зимними и всесезонными шинами для внедорожников, легких грузовиков, квадро-циклов и специальной техники. Все модели подходят для эксплуатации на российских дорогах благодаря усиленному каркасу и продуманному составу резиновой смеси.

Cordiant сосредоточен на производстве надежной резины для легковых автомобилей. Особое внимание компания уделяет колесам для внедорожников и кроссоверов, которые обладают отличными прочностными характеристиками и могут стать хорошей альтернативой премиальным моделям.

Amtel предлагает огромный выбор шин для самого разнообразного транспорта: от велосипедов до строительной техники. Колеса Amtel прошли множества испытаний, доказав, что они хорошо работают и конкурентноспособны как на внутреннем, так и на международном рынке.

Белорусские шины от производителя Белшина традиционно пользуются спросом в России. В ассортименте завода-производителя представлена качественная резина для легковых автомобилей, грузового транспорта и спецтехники.

Устойчивый рост в 2022 году показывает производство шинной продукции в России. Отечественный рынок шин и покрышек демонстрирует активную динамику увеличения объемов производства как в натуральных единицах, так и в стоимостных. Цены значительно выросли во всех направлениях товаропотока. Средняя розничная стоимость на легковые шины в 2022 году выросла на 16 % по отношению к уровню 2021 года и составила 3 798,9 рублей за штуку. Если рассматривать объем рынка шин в первой половине 2022 года в количественном выражении, то он в России достиг темпа роста в 17%, а по ценовым показателям увеличился на 35 млрд рублей. Традиционно максимальный объем производства шин показывают производители, расположенные в Приволжском

и Северо-Западном федеральных округах. Производство шин, в первом квартале 2022 года увеличилось на 6,0% к уровню 1 квартала прошлого года и составило 5 544,7 тысяч штук. Отечественные производители шинной продукции на фоне им-портозамещения стали расширять товарную линейку выпускаемой продукции. Российские потребители нашли качественную альтернативу европейским брендам.

Чтобы избежать дефицита шин и полностью обеспечить потребности внутреннего рынка, Россия активизировала работу собственных предприятий и увеличила закупки резины из Китая. В первом полугодии 2022 года импорт шин на наш рынок увеличился на 145 млн долларов, для сравнения за весь 2021 год импортные поставки составили 137 млн. долларов. Основными поставщиками являются китайские и корейские производители. Поставки в первом полугодии 2022 года отличаются достаточной стабильностью, специфика транспортной структуры России обуславливает повышенный спрос на легковые шины.

Бесспорно, не может остаться незамеченным введение санкций и уход крупных шинных игроков с российского рынка. Для потребителей, которые приобретали колеса иностранных производителей, это означает поиск достойной замены, а для российских компаний - повод задуматься о расширении своих производственных возможностей и усовершенствование технологий, а также поиск новых партнеров и инвесторов. Производители прекрасно осознают, сохранить свои позиции они могут, только идя в ногу со временем и отвечая высоким запросам современных потребителей.

Подводить итоги 2022 года еще рано, но, ориентируясь на основании комментариев и статистических данных полученных от экспертов-практиков, участников рынка, можно с уверенностью сказать, что шинная промышленность России, несмотря на крайне неблагоприятную для ее экономического развития геополитическую ситуацию, в настоящее время с успехом преодолевает экстремальные трудности, а

по некоторые показатели говорят о том, гнозы не оправдались. что прошлогодние пессимистичные про-

Библиографический список

1. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/.

2. Объем рынка шин России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://shinburg.ru/ob-yem-rynka-shin-rossii/.

CURRENT STATUS ON THE TIRE INDUSTRY MARKET IN RUSSIA

G.N. Larionova Candidate of Economic Sciences, Associate Professor G.I. Masyaewa, Graduate Student

Nizhnekamsk chemical echnology institute (branch) Kazan National Research Technological University (Russia, Nizhnekamsk)

Abstract. This paper discusses the current state of the Russian tire market. The impact on the state of the market after the quarantine measures of2020 of the imposed sanctions and the withdrawal of a number of foreign companies in 2022 from the Russian market was revealed. The main participants of the market and characteristics of activity are allocated. A comparative analysis of the volumes ofproduction of goods by years andfederal districts of the Russian Federation is presented. Estimate the average prices for tires and tires for the period 2019-2022. The range of manufactured brands on the territory of the Russian Federation is considered. Keywords: tire industry, tire market, competition, world market, imports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.