Научная статья на тему 'Анализ информации об Олимпийских играх античности по дисциплине «История физической культуры» в студенческом научном кружке'

Анализ информации об Олимпийских играх античности по дисциплине «История физической культуры» в студенческом научном кружке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИ / OLYMPIC GAMES / LISTS OF WINNERS / GEOGRAPHICAL DATA / SOCIAL ORIGIN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наскидаева Е. Х.

Осуществлен исторический анализ источников информации об Олимпийских играх античности. Представленное описание географических данных, характеризующих место происхождения спортсменов, а также социальное происхождение вышеназванных, позволяет провести параллели в рассмотрении изученных данных с политическими и культурными изменениями в греческой цивилизации в архаическом и классическом периодах, которые имели непосредственное влияние на Олимпийские игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INFORMATION ON THE OLYMPIC GAMES OF ANTIQUITY FOR THE DISCIPLINE OF THE HISTORY OF PHYSICAL EDUCATION IN STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE

The historical analysis of one of sources of information on Olympic Games of antiquity, an of lists of winners is carried out. The presented description of the geographical made room athletes characterizing origin, and also a social origin above-named, allows to draw parallels in consideration of the studied data with political and cultural changes in the Greek civilization in the archaic and classical periods which had direct influence on Olympic Games.

Текст научной работы на тему «Анализ информации об Олимпийских играх античности по дисциплине «История физической культуры» в студенческом научном кружке»

Показатели развитости чувственно-эмоциональной сферы сводятся к переживанию реальной оценки угроз, состоянию боевой настороженности, готовности реально действовать оружием, укреплению психологического состояния, развитию позитивного отношения к государственной политике в области обороны.

Показатели практической реализации установок оборонной политики государства включают отношение к возможной войне, оценку военной опасности, подготовленность, сплоченность воинских коллективов; военно-специальные показатели: качество решения боевых задач; уровень боевой подготовки войск, организованности и воинской дисциплины.

Ведущими компонентами реализации оборонного сознания, являются: политический, нравственно-психологический и военно-профессиональный компоненты.

Политический компонент оборонного сознания военнослужащих характеризует их идейную готовность защищать Отечество и беспрекословно выполнять требования военно-политического руководства страны. Нравственно-психологический компонент определяет их нравственно-психологическую готовность к защите Отечества. Военно-профессиональный компонент оборонного сознания характеризует его военно-профессиональную готовность к действиям по защите страны от внешних угроз. В комплексе уровни политической, нравственно-психологической и военно-профессиональной готовности характеризуют состояние оборонного сознания и реальную готовность воинов решать задачи в ходе боевых действий.

Высокая роль оборонного сознания обусловливается рядом факторов:

Во-первых, ростом числа военных угроз в современном мире.

Во-вторых, как показывает военный опыт, побеждают те армии, где сильнее моральный дух.

В-третьих, история войн знает немало примеров, когда превосходящий противник терпел поражения потому, что уступал в развитости оборонного сознания (война 1812 года, американо-вьетнамская, американо-корейская войны).

Библиографический список

Правильная оценка уровня оборонного сознания - это принципиальный вопрос, имеющий большое значение. Например, во время операции США и НАТО против иракской и ливийской армии уровень был катастрофически снижен, оборонное сознание войск и населения - сломлено. В Сирии же, напротив, высокое оборонное сознание населения и ми позволяет стране выстоять в войне с терроризмом и поддерживающими его силами.

Формирование оборонного сознания - важная составляющая государственной политики развитых стран. Так, например, в «Стратегии национальной безопасности США в следующем столетии» вопросы информационной безопасности занимают второе место после проблемы квалифицированных кадров, опережая такие направления, как «космос», «противоракетная оборона», «присутствие за границей и влияние американской мощи». Правительство Республики Корея в «Концепции по осуществлению государственных реформ по обеспечению национальной безопасности на рубеже XX и XXI веков» одним из направлений обеспечения безопасности страны выделяет задачу подъема морально-психологической устойчивости вооруженных сил путем проведения научно обоснованной кадровой политики, направленной на максимальное использование индивидуальных особенностей военнослужащих [9].

Современное оборонное сознание россиян существенно ослаблено, нуждается в системной реабилитации, а у молодежи - в целенаправленном формировании в ходе политической социализации. Президент РФ В.В. Путин обращает внимание российского общества на нарастание военных угроз, принимает масштабные меры по перевооружению армии, возрождению ее морального потенциала, важнейшей частью которого является оборонное сознание. Решить эту задачу возможно только совместными усилиями государства, специалистов силовых структур и представителей широкой общественности.

Таким образом:

1. Оборонное сознание - важнейшая часть политического.

2. Его состояние предопределяется социальными факторами.

3. Состояние оборонного сознания во многом определяет военные возможности государства и требует постоянного влияния общества.

1. Шульман, А. Уклонисты заплатят армии алименты / А. Шульман, В. Савенков // Свободная пресса [Э/р]. - Р/д: http://svpressa.ru/all/ аг^с1е/55900/

2. Осипов, Г.В. Социологический энциклопедический словарь. - М., 2000.

3. Аты-баты, кто в солдаты?// Комсомольская правда. - 2003. - 27 марта.

4. Мазырин, Л.А. Призывник XXI века: какой он? // Военные знания. - 2002. - № 4.

5. Скородумов, И.А. Профессия - Родину защищать. - М., 1996.

6. Серебрянников, В.В. От воинственности к миролюбию // Социс. - 2002. - № 5.

7. Серебрянников, В.В. Социология войны. - М., 1997.

8. Беккер, С.Н. Социально-педагогические условия эффективности системы гражданского воспитания учащихся: дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2007.

9. Зеленков, М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. - М., 2002.

10. Приказ МЧС России № 859 от 30.11.2005 г. «О Совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России».

Bibliography

1. Shuljman, A. Uklonistih zaplatyat armii alimentih / A. Shuljman, V. Savenkov // Svobodnaya pressa [Eh/r]. - R/d: http://svpressa.ru/all/article/ 55900/

2. Osipov, G.V. Sociologicheskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 2000.

3. Atih-batih, kto v soldatih?// Komsomoljskaya pravda. - 2003. - 27 marta.

4. Mazihrin, L.A. Prizihvnik XXI veka: kakoyj on? // Voennihe znaniya. - 2002. - № 4.

5. Skorodumov, I.A. Professiya - Rodinu zathithatj. - M., 1996.

6. Serebryannikov, V.V. Ot voinstvennosti k mirolyubiyu // Socis. - 2002. - № 5.

7. Serebryannikov, V.V. Sociologiya voyjnih. - M., 1997.

8. Bekker, S.N. Socialjno-pedagogicheskie usloviya ehffektivnosti sistemih grazhdanskogo vospitaniya uchathikhsya: dis. ... kand. ped. nauk. -Novokuzneck, 2007.

9. Zelenkov, M.Yu. Pravovihe osnovih obtheyj teorii bezopasnosti Rossiyjskogo gosudarstva v XXI veke. - M., 2002.

10. Prikaz MChS Rossii № 859 ot 30.11.2005 g. «O Sovershenstvovanii vospitateljnoyj rabotih v sisteme MChS Rossii».

Статья поступила в редакцию 20.11.13

УДК 378

Naskidaeva E.H. ANALYSIS OF INFORMATION ON THE OLYMPIC GAMES OF ANTIQUITY FOR THE DISCIPLINE OF THE HISTORY OF PHYSICAL EDUCATION IN STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE. The historical analysis of one of sources of information on Olympic Games of antiquity, an of lists of winners is carried out. The presented description of the geographical made room athletes characterizing origin, and also a social origin above-named, allows to draw parallels in consideration of the studied data with political and cultural changes in the Greek civilization in the archaic and classical periods which had direct influence on Olympic Games.

Key words: Olympic Games, lists of winners, geographical data, social origin.

Е.Х. Наскидаева, ст. преп. каф. теории, методики физической культуры и лёгкой атлетики «Северо-Осетинский гос. университет» им. К.Л. Хетагурова, E-mail: azamat_cakoev@mail.ru

АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ АНТИЧНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» В СТУДЕНЧЕСКОМ НАУЧНОМ КРУЖКЕ

Осуществлен исторический анализ источников информации об Олимпийских играх античности. Представленное описание географических данных, характеризующих место происхождения спортсменов, а также социальное происхождение вышеназванных, позволяет провести параллели в рассмотрении изученных данных с политическими и культурными изменениями в греческой цивилизации в архаическом и классическом периодах, которые имели непосредственное влияние на Олимпийские игры.

Ключевые слова: Олимпийские игры, географические данные, социальное происхождение.

Огромное наследство, оставшееся от высокоразвитой цивилизации Древней Греции, по сей день, недосягаемым уровнем культуры, дошло до наших дней в виде папирусов, каменных досок, ваз, скульптур и т.д. Именно изучение этих рукописей, рисунков и расшифровка созданного античными греками письма позволили составить списки победителей олимпийских чемпионов. Неоднократные раскопки и научные исследования позволили восстановить лишь около 1000 имен победителей Олимпийских игр, из возможных 4000. Олимпийские игры были наиболее престижные спортивные соревнования среди Панэллинистических фестивалей в Древней Греции. Также существовали Пифийские, Истмийские и Немейские игры. Кроме этого, во времена наивысшего расцвета агонистики и гимнастики в культуре Древней Греции, существовали около 400-500 местных периодических спортивных фестивалей. Многочисленные исследования, посвященные изучению Олимпийских игр, освещают различные вопросы предпосылок возникновения и развития Олимпийских игр, правил видов спорта, а также списков олимпийских чемпионов. Однако вышеуказанные исследования не дают сведений о взаимосвязи между географическим происхождением чемпионов и социальными воздействиями античного общества на Олимпийские игры.

Олимпия - месторождение Олимпийских игр, была расположена в южной части провинции Элиды, на северо-востоке острова Пелопоннес. Олимпийские игры берут свое начало в архаическом периоде в 776 году до н.э. Именно этой датой обозначен первый олимпийский чемпион. Это был Корэйб - повар из Элиды. Изначально игры носили местный характер, в них принимали участие только жители Элиды, что отображено в списках олимпийских чемпионов. Непосредственно представителями этой провинции и управлялись Олимпийские игры. Подобное превосходство наблюдалось вплоть до 720 г. до н.э.

В первом периоде (776-594 гг. до н.э.) отмечается локальность игр и отсутствие организации Панафинейских игр, выделяя лишь пять афинских спортсменов, ставших победителями. В 720 г. до н.э. достигает своего наивысшего расцвета в военном отношении Спарта. Система физического воспитания, направленная на подготовку боеспособного населения, способствовала удержанию Спартой первенства в Олимпийских играх. Из 36 Олимпийских игр, проведенных в данном временном интервале в Древней Греции, около 60 % побед досталось уроженцам Спарты Естественно, представители других городов (Афины, Кротон, Мегара, Эпидаврос) также занимали первые места на играх, но их торжество является лишь точечным в общем списке победителей. Подобная ситуация наблюдалась вплоть до 576 г. до н.э. (51-е Олимпийские игры). Этот год считается окончанием главенства спартанцев на Олимпийских играх, а также началом участия в них греческих городов-колоний (Си-кион, Корниф, Милет и др.) [1].

В результате порабощения Спарты (после второй Мессенс-кой войны - 650-620 гг. до н.э.) на Олимпийских играх стало наблюдаться первенство в завоевании медалей спортсменами из Афин. В 566 г. до н.э. берут свое начало первые Панафинейс-кие игры в Афинах. Политический прогресс Афин в этот период заключался в правлении Солона, деятельность которого была направлена на комбинирование реформ между политическими, экономическими и семейными законами. До его правления в Олимпийских играх брали участие только спортсмены, чьи семьи могли обеспечить их предварительную подготовку Для усиления демократизации общества он вводит награждения за победы, что позволяет бедным гражданам иметь финансовую под-

держку из выручек, полученных на соревнованиях и принимать участие в играх [1].

Donald G. Kyle [3] вторым периодом выступления афинян на соревнованиях выделяет 594-490 гг. до н.э., называя его временем соревнующихся и воздействующих друг на друга конкурирующих аристократических кланов. Победителями становятся спортсмены-афиняне в таких видах спорта, как: скачки, езда на колесницах, гимнастические соревнования, таким образом, отображая важность фамильного статуса в обществе. Интересным также является факт, что более чем столетие, с 588 до 484 гг. до н.э. на Олимпийских играх в победах превалировали спринтеры из Кротона, победив 12 раз из 27 проведений. В это же самое время спортсмены из Спарты выигрывали лишь дважды, тогда как афиняне - ни разу. На Олимпийских играх в течение вышеуказанного периода кротонцы завоевали более чем пятую часть всех побед (23 из 109). После 480 г. до н.э. кротонцы больше никогда не выигрывали ни на Олимпийских играх, ни на других Панэллинистических фестивалях Древней Греции.

Основываясь на исследованиях Dona^ G. Kyle [2] с 490 по 404 гг. до н.э. следует отметить третий период истории спорта Афин, который характеризуется правлением Перикла и стабилизацией демократического строя в Афинах. Во время Персидских войн (500-440 гг. до н.э.) основной идей греческого государства был патриотизм. В результате победы над персами Афины наряду со Спартой, стали лидирующими государствами. Особенно это усилилось при создании Анти-Персидской лиги (Де-лосской - в честь острова Делоса), в которую вошли 200 городов-государств и которые, по окончании ее деятельности, подчинились Афинам. Благодаря этому обстоятельству, развивающейся экономике страны и устойчивому обществу в V столетии до н.э. Афинская демократия стала процветать.

В V в. до н.э. - классическом периоде античности, Олимпийские игры достигли наивысшего расцвета. Отличная физическая подготовка, которая поддерживалась при подготовке и во время состязаний, позволила грекам одержать победу над Персией. Рассматривая списки победителей, не выделяется явное лидерство в завоевании побед каким-либо государством.

Таким образом, можно рассматривать войну с персидскими войсками, а также создание Анти-Персидской лиги, своего рода способом расширения географических границ стран-участниц на Олимпийских играх. В середине IV в. до н.э. полисы вступили в кризис, в результате противоречия с развитием эллинистического общества. Афины потеряли свой мощный статус, а альянс Делосская Лига, был уничтожен. На Олимпийских играх стали появляться спортсмены-дилетанты. Примером может служить Alcibiаdes, выступавший в гонках на колесницах в V столетии. В период войны на Олимпийских играх впервые появляются победители из Македонии. Это свидетельствует о том, что Македония должна была вот-вот начать завоевывать греческие земли. В 404 г. До н.э. в результате победы Спарты и падения Афин произошла катастрофа моральных и религиозных основ человеческого существования [3]. Эти годы глубочайшего кризиса показали, что истинная сила государства в его духовном могуществе. Экономическая ситуация не способствовала дальнейшему развитию гимнастического образования, отчетливо наблюдалась профессионализация и специализация спорта. В профессиональном спорте постепенно происходят и первые случаи коррупции среди атлетов и тренеров. Исходя из исследуемых данных видно, что изменения, происходившие в обществе, имели непосредственное влияние на Олимпийские игры. Социальный статус и месторождение спортсменов победителей и участников были явным отображением социальных явлений.

Библиографический список

1. Forbes Clarence A. Greek physical education. - New York, 1971.

2. Kyle Donald G. Athletics in ancient Athens. - Leiden New York, 1993.

3. Carter Alan. The Olympic glory that was Greece: the origins and history of the Olympic Games. - Attiki, 1996.

Bibliography

1. Forbes Clarence A. Greek physical education. - New York, 1971.

2. Kyle Donald G. Athletics in ancient Athens. - Leiden New York, 1993.

3. Carter Alan. The Olympic glory that was Greece: the origins and history of the Olympic Games. - Attiki, 1996.

Статья поступила в редакцию 23.11.13

УДК 378.126.018.46

Oparin R. V,, Nikitin VA, Nikitina D.A. TRAINING COMPLEX «EXPLORING THE PLANET 3D» AS AN INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF XXI CENTURY. The article presents the experience of the development and imple-mentation of a comprehensive, integrated program “Exploring planet 3D», is a unique educational project not only in Russia but also in the world. This program includes a series of specially designed educational 3D movies and set of training and methodological support to them , which includes manuals for students , guidelines for teachers containing technological map lesson, questions , assignments, handouts and test materials opens the possibility of experience and the prospects for its use in its school system (primary, secondary link ) and in preschool and secondary education.

Key words: training complex , media education, 3D-education, innovative educational technologies.

Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц., Алтайский гос. технологический университет им. И.И. Ползунова, E-mail: 89236613134@inbox.ru; В.А. Никитин, директор кинокомпании «DANI VISION», г. Новосибирск; Д.А. Никитина, исполнительный продюсер кинокомпании «DANI VISION», г. Новосибирск,

E-mail: nikitina. daria@mail.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ИЗУЧАЯ ПЛАНЕТУ 3D» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА

В статье представлен опыт разработки и реализации комплексной, интегрированной программы «Изучая планету 3D», являющейся уникальным образовательный проектом не только в России, но и в мировой практике. Данная программа включает серию специально созданных учебных 3D фильмов и комплекта учебно-методического обеспечения к ним, в который входят методические пособия для обучающихся, методические рекомендации для педагога, содержащие технологическую карту урока, вопросы, задания, раздаточные и контрольно-измерительные материалы. Раскрываются возможности, опыт и перспективы его использования его как в системе школьного (начальное, среднее звено), так и в системе дошкольного и дополнительного образования.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, медийное образование, 3й-образование, инновационные образовательные технологии.

3D-технологии прочно обосновались в современном мире - сегодня это не только инженерное проектирование, архитектурный дизайн, сфера развлечений - это еще и прогрессивная образовательная технология. В качестве примеров использования 3D-технологий в образовании можно привести следующие:

- показ сложных тем в виде 3D-уроков и лекций;

- создание учащимися собственных 3D-изображений и 3D-роликов;

- использование этих технологий для развития творческих способностей и профориентационной деятельности;

- привлечение внимания учащихся к урокам, повышение концентрации и внимания, улучшение восприятия материала;

- организация внеурочной деятельности, клубов по интересам;

- проведение конкурсов и иных мероприятий.

Учебно-методический комплект «Изучаем планету 3D» является первым в своем роде, не только в России, но и в мировой практике. Данный комплект, представляющий собой уникальный образовательный проект нового поколения, включает серию специально созданных 3D-фильмов и систему учебно-методического обеспечения. Многоуровневый, вариативный подход к его разработке позволяет использовать его как в системе школьного (начальное, среднее звено), так и в системе дошкольного и дополнительного образования.

3D-фильмы специально созданы студией DANI VISION на высоком профессиональном уровне, с привлечением инновационных 3D-технологий съемки. Серия этих фильмов, формирующих важнейшие мировоззренческие представления обучающихся об окружающем мире, нацелена на детей дошкольного, начального и среднего школьного возраста. Эти уникальные 3D-фильмы знакомят детей со структурой вселенной («Космическое путешествие солнечного зайчика»), миром живой и неживой природы («Калейдоскоп удивительных животных»),

направлениях человеческой деятельности («В мире волшебных профессий»).

Учебно-методические материалы представляют собой методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий с использованием 3й-фильмов «Калейдоскоп удивительных животных», индивидуальные дидактические материалы для обучающихся, позволяющие им получить новые знания по природоведению, биологии, географии, углубить межпредметные связи при изучении школьных дисциплин, расширить кругозор, повысить общекультурный уровень [1].

Методические рекомендации для педагога содержат технологическую карту урока, вопросы, задания, раздаточные и контрольно-измерительные материалы.

Уникальность проекта «Изучая планету 3й», и в частности, его первого модуля «Калейдоскоп удивительных животных» в том, что обучающиеся не только просматривают познавательный фильм, но и получают миниучебник и рабочую тетрадь.

Работа с данными пособиями позволит ребенку не только запомнить материал, полученный при просмотре фильма, но и углубить свои знания в сфере природоведения, географии, биологии, укрепить межпредметные связи, расширить общий кругозор.

Рабочая тетрадь-путеводитель рассчитана, в основном, на дошкольников и младших школьников, миниучебник - на обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Данные пособия могут быть также использованы в системе дополнительного образования. Руководство для учителя содержит необходимые целевые установки, методические рекомендации по проведению урока на основе использования данных материалов. Используя данные материалы, обучающиеся под руководством учителя получают навыки работы с новейшими образовательными 3й-технологиями, приобретают опыт синтеза знаний из разных образовательных сфер, накапливают уникальный, востребованный жизненный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.