Научная статья на тему 'Римский период в истории древнегреческих Олимпийских игр'

Римский период в истории древнегреческих Олимпийских игр Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8368
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / ИСТОРИЯ / ОЛіМПіЙСЬКі іГРИ / ДАВНЬОГРЕЦЬКА ЦИВіЛіЗАЦіЯ / РИМСЬКА іМПЕРіЯ / іСТОРіЯ / OLYMPIC GAMES / ANCIENT GREEK CIVILIZATION / ROMAN EMPIRE / HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бубка Сергей Назарович

Проведен исторический анализ Олимпийских игр при рассмотрении условий существования древнегреческой цивилизации в период владычества Римской империи. Изучено влияние греческого культурного наследия, древнегреческой системы образования и физического воспитании на разные сферы жизни римского общества в условиях сложных политических и религиозных взаимоотношений. Показана политика римских правителей в отношении Греции, существенно повлиявшая на развитие и упадок Олимпийских игр в различные периоды правления Римской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Roman period in the history of the ancient Greek civilization Olympic games

In the article has been carried out a historical analysis of the Olympic Games over consideration of the development environment in the ancient Greek civilization during the period of the Rome Empire domination. The influence of the Greek cultural heritage, ancient Greece system of education and physical training on different spheres of life in Roman society under conditions of complicated political and religious relationship has been studied. The politics of Roman rulers in relation to Greece, which drastically affected the development and decline of the Olympic Games in different periods of the Rome Empire governing, has been presented.

Текст научной работы на тему «Римский период в истории древнегреческих Олимпийских игр»

Римский период в истории древнегреческих олимпийских игр

Бубка С.Н.

Национальный олимпийский комитет Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотации:

Проведен исторический анализ Олимпийских игр при рассмотрении условий существования древнегреческой цивилизации в период владычества Римской империи.

Изучено влияние греческого культурного наследия, древнегреческой системы образования и физического воспитании на разные сферы жизни римского общества в условиях сложных политических и религиозных взаимоотношений. Показана политика римских правителей в отношении Греции, существенно повлиявшая на развитие и упадок Олимпийских игр в различные периоды правления Римской империи.

Ключевые слова:

олимпийские игры, древнегреческая цивилизация, Римская империя, история.

Бубка С.Н. Римський період в історії давньогрецьких олімпійських ігор.

У статті наведено історичний аналіз Олімпійських ігор при розгляді умов існування давньогрецької цивілізації в період панування Римської імперії. Вивчено вплив грецької культурної спадщини, давньогрецької системи освіти і фізичного виховання на різні сфери життя римського суспільства в умовах складних політичних та релігійних взаємовідношень. Показана політика римських правителів щодо Греції, яка істотно вплинула на розвиток і занепад Олімпійських ігор в різні періоди правління Римської імперії.

Bubka S.N. Roman period in the history of the ancient Greek civilization Olympic games. In the article has been carried out a historical analysis of the Olympic Games over consideration of the development environment in the ancient Greek civilization during the period of the Rome Empire domination. The influence of the Greek cultural heritage, ancient Greece system of education and physical training on different spheres of life in Roman society under conditions of complicated political and religious relationship has been studied. The politics of Roman rulers in relation to Greece, which drastically affected the development and decline of the Olympic Games in different periods of the Rome Empire governing, has been presented.

Олімпійські ігри, давньогрецька циві- Olympic Games, ancient Greek civilization, лізація, Римська імперія, історія. Roman Empire, history.

ПСИХОЛОГІЯ

Введение.

В многовековой истории древнегреческих Олимпийских игр (протяженностью в 1170 лет - с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э.) особого рассмотрения, несомненно, заслуживает 540-летний по продолжительности период их проведения, который наступил после того, как в 146 году до н.э. греческие полисы (города-государства) полностью попали под владычество Рима, становившегося все более могущественным и неуклонно расширявшего свои владения.

Обоснованность такого выделения упомянутого периода (с 146 г. до н.э. по 394 г. н.э.) античных Олимпийских игр обусловливается тем, что они в Древней Греции, завоеванной и покоренной Римом, приобрели ряд специфических особенностей, существенно отличавших эти Игры от тех, которые происходили в Олимпии во времена независимости древнегреческих полисов.

Исследования выполнены согласно теме 1.1. Сводного плана НИР в сфере физической культуры и спорта на 2010-2015 гг. «Исторические, организационнометодические и правовые основы реализации олимпийского образования Украины» (номер госреги-страции: 011Ш001714).

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - анализ влияния греческого культурного наследия, древнегреческой системы образования и физического воспитании на разные сферы жизни римского общества в условиях сложных политических и религиозных взаимоотношений.

Результаты исследования.

Древний Рим, реализуя свою политику завоеваний в Европе и за её пределами, в 215 - 205 годах до н.э. привлёк на свою сторону - в борьбе против Македонии - Ахейский союз, созданный из нескольких греческих городов-государств, расположенных на

© Бубка С.Н., 2012

полуострове Пелопоннес, а также некоторые полисы балканской Греции [2, 8].

Следствием дальнейших событий стало то, что Македонии пришлось уступить Риму свои владения на территории Греции. И хотя формально римлянами была провозглашена свобода Греции, реально же греческие города-государства попали под контроль Рима [10].

Позднее, когда римляне разгромили одно из самых крупных государств эллинистического мира - Македонию (в 168 г. до н.э.), изрядно расширившийся и окрепший Рим уже больше не нуждался в греческих союзниках [9, 14]. Результаты этого не замедлили сказаться: сперва римляне захватили у Родоса его колонии, находившиеся в Малой Азии, а потом начали войну с Ахейским союзом, нанеся ему в 146 году до н.э. поражение. После этого Ахейский союз прекратил своё существование, а входившие в него греческие города-государства попали под римское владычество [2, 10].

Когда в 63-67 гг. до н.э. войска Рима захватили остров Крит, а в 65 году до н.э. римлянами было ликвидировано государство Селевкидов (эллинистическое Сирийское царство, основанное после смерти Александра Македонского одним из его полководцев Се-левком I), расположенные на территориях Палестины и Сирии греческие государства перестали существовать, превратившись в римские провинции. А в 30 году до н.э. римляне захватили и включили в состав своей империи последнее из существовавших к тому времени эллинистических государств - расположенное в Египте царство, основанное - также после смерти Александра Македонского - его полководцем Птолемеем I [8, 9, 14].

Утрата независимости греческих государств не могла не сказаться негативно на различных - социальных, религиозных, политических, экономических и других

- аспектах жизни общества в Древней Греции. И если на начальном этапе завоевания победители - римские

зо

32012 00

правители - достаточно благосклонно и даже уважительно относились как к святилищам побежденных ими греков, находившимся в Олимпии, так и к проводимым там Олимпийским играм [1, 3, 15], то в дальнейшем в покоренной Римом Древней Греции стали проявляться различные явления, носившие негативный характер, в том числе и в атлетике (спорте). Интерес к таким атлетическим состязаниям со стороны греческого населения существенно снизился [3, 4], а Олимпийские игры, как и другие всегреческие соревнования (Пифийские, Истмийские, Немейские игры), стали несколько менее популярными и менее престижными.

Но, наряду с этим, в покоренной Римом Греции продолжали функционировать такие структуры тогдашней древнегреческой системы образования и физического воспитания, как гимнасии, благодаря чему они оставались своего рода центрами, позволявшими грекам и под римским владычеством сохранить своё национально-историческое, культурное, образовательное и духовное наследие, включая и такой его весомый фактор, как атлетические (спортивные) состязания [2, 10]. А впоследствии различные наместники Рима в Древней Греции, с достаточным уважением относившиеся к греческой культуре и традициям, нередко проявляли себя как сторонники возрождения тех или иных местных и региональных атлетических и других состязаний и даже способствовали сооружению гимнасиев и стадионов [3, 8].

В самом же Риме (в ранний период древнеримской истории) различные массовые действа, в том числе фестивали и другие праздники, были чаще всего посвящены плодородию земель, сбору урожая, обрядам очищения и т.п. - и включали как жертвоприношения животных, так и театрализованные представления (символизировавшие благодарность древнеримского общества богам за победы над врагами в войнах или за избавление от какого-то бедствия или иной кризисной ситуации), а также весьма популярные в Древнем Риме гонки на колесницах, бои зверей и поединки гладиаторов [10, 18].

Что же касается роли физических упражнений в процессах воспитания в Древнем Риме, то для конкретизации этого можно привести здесь цитату из труда французского исследователя Поля Гиро «Исторические чтения. Частная и общественная жизнь римлян»: «Тот, кто хочет составить себе представление о воспитании римлянина в те времена, пусть прочтет у Плутарха1 описание того, как воспитывал своего сына Катон Старший2. ... Он сам взял на себя заботы

0 ребенке, сам учил его грамоте и праву и руководил его физическими упражнениями. Он имел терпение написать собственноручно большую тетрадь, чтобы обучить сына письму. Но больше всего учил он собственным примером: как садиться на лошадь, как владеть оружием, бороться, как перебраться вплавь через реку, как переносить холод и зной - всё это отец

1 Плутарх - древнегреческий писатель-моралист (ок 46 г. н.э.

- ок. 126 г. н.э.), автор «Сравнительных жизнеописаний» выдающихся древнегреческих и древнеримских деятелей.

2Катонстарший(Марк Порций Катон)- римский государственный деятель и писатель, живший в 234-149 гг. до н.э.

сам показывал своему сыну, никому не уступая чести научить его сделаться гражданином и солдатом, достойным имени римлянина. Такая чисто практическая система воспитания долгое время была обычной в хороших семействах. .Такое воспитание имело то преимущество, что оно делало тело крепким, характер твердым, душу дисциплинированной и слепо подчиняющейся законам. Ему, без сомнения, Рим обязан тем, что добился владычества над всем миром, причем ни разу во время самых великих бедствий его граждане не падали духом. .Но такая система имела и оборотную сторону. Практический интерес оказывался единственным руководящим правилом жизни; ничего не делалось для развития нежных свойств сердца, для того, чтобы доставить человеку способность к тонкому и бескорыстному умственному наслаждению. Типичный римлянин, соответствующий древнему идеалу, это Катон, рекомендующий продавать раба после того, как он состарится в доме и не в состоянии уже больше служить; это Мумий, который со спокойным сердцем уничтожает в Коринфе чудные произведения искусства. .Наступило, впрочем, время, когда греческое влияние заронило в здравые и ограниченные умы зачатки мировоззрения менее сурового и отводящего более места идеалам. Начиная с эпохи Пунических войн, мы видим множество признаков этого изменения. Воспитание ещё сохраняет свой частный характер, власть отца ещё остается неприкосновенной, но недостаток общеобразовательных идей и сведений начинает уже пополняться, благодаря всё усиливающемуся влиянию Греции» [4, 11, 12].

Во времена республики в Древнем Риме ежегодно проводились семь народных праздников, занимавших в общей сложности 66 дней, - Римские игры, Плебейские игры, Игры Цереры, Игры Апполона, Игры Кибелы, Игры Флоры, Игры триумфа Суллы.

А во времена Римской империи число праздничных дней постоянно увеличивалось, достигнув 175, из которых 10 дней предназначались для боёв гладиаторов, 64 дня - для игр в цирке и 101 день - для театральных представлений [4].

В своем труде «Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима» Лидия Винничук [3], в частности - в разделе, посвященном праздникам и зрелищам в Древнем Риме, - отмечает: «Римлян куда больше, чем музыка, чем выступления танцоров и даже театральные представления, притягивали к себе состязания на колесницах в цирках и кровавые действа в амфитеатрах. . Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории верований, культов и религиозных обрядов».

Та же Лидия Винничук в одном из разделов своего упомянутого выше труда, озаглавленном «Игры в Древнем Риме», пишет: «Хотя и не так страстно, как гладиаторскими боями, римляне увлекались и чисто спортивными зрелищами, прежде всего выступлениями атлетов. .Первые соревнования атлетов организовал в Риме в 186 г. до н.э. полководец Марк Фульвий Нобилиор, славившийся своими симпатиями к греческим обычаям и традициям» [3].

Но, наряду со всем этим, следует констатировать и то, что, как отмечает, например, Поль Гиро, римляне «.на музыку всегда смотрели исключительно как на аккомпанемент к религиозному пению, а на танцы - как на принадлежность религиозного обряда; даже пример царственного певца Нерона3 не мог искоренить этих предрассудков. И если император Юлиан4 учил ходить под музыку пиррихи5, то это было скорее физическое упражнение для развития ловкости и изящества, чем урок танцев. Даже гимнастика не пользовалась расположением этого народа воинов. Нагота атлетов всегда казалась им безнравственной и возмутительной, на палестры6 они смотрели как на школы праздности и разврата. Сенека7 говорил, что эта наука составлена из масла и грязи [4, 20].

Тот же автор (4) в главе своего труда, посвященной зрелищам в Древнем Риме, отмечает, что там: «Среди цирковых увеселений во все времена преобладал бег колесниц. .Бывали также и бега лошадей с вольтижировкой. На арене выступали, кроме того, кулачные бойцы, скороходы и борцы. Во времена республики молодые граждане устраивали. примерные сражения и военные парады. В императорскую эпоху представления такого рода давались отрядами пехоты и конницы. Нередко всё сословие всадников8 дефилировало верхом по цирку. Дети сенаторов, покрытые блестящим вооружением, иногда производили конные упражнения, выстроившись по возрасту. .В древние времена граждане не стыдились сами править колесницами, хотя иногда и поручали это рабам. Позднее ремесло возницы сделалось достоянием исключительно людей низкого звания. Впрочем, оно было довольно прибыльным. .Победителям давали не только пальмовые ветви и венки; они получали также деньги и драгоценные материи».

Борьба атлетов в Древнем Риме появилась в 186 г. до н.э. До конца Римской республики об этом виде состязаний упоминается несколько раз, но, в общем, довольно редко. Гораздо больше распространяется в Древнем Риме борьба атлетов со времени Августа9.

В 17 году до н.э. в Риме праздновались Юбилейные игры10. «Август хотел, чтобы этот праздник вышел

3 Нерон (37-68 гг. н.э.) - римский император, правивший в 54-

68 гг. н.э.

4 Юлиан (332-363 гг. н.э.) - римский император, правивший в 361-363 гг. н.э.

5 Пиррихи - военная пляска дорийцев, населявших Крит и Спарту; в Древней Греции, а позднее в Древнем Риме (при императорах) ей обучались мальчики и юноши.

6 Палестра - в Древней Греции двухлетняя или трехлетняя школа физического воспитания для мальчиков в возрасте 13-15 лет.

7 Сенека (родился между 6 и 3 гг. до н.э. - ум.: в 65 г. н.э.)-римский философ, политический деятель и писатель, воспитатель императора Нерона.

8 Всадники - в Древней Греции и в Древнем Риме вторая после земельной знати сословная группа рабовладельцев, к которой принадлежали люди незнатного происхождения

- ростовщики, торговцы и др.

9 Август (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.) - римский император, правивший с 27 г. до н.э. по 14 г. н.э.

10 Юбилейные игры - устраивались в Древнем Риме каждые сто лет в честь главнейших римских богов для того, чтобы обеспечить силу и могущество Рима.

блестящим. .Празднество. продолжалось три дня и три ночи» [4].

В то же время римляне, завоевавшие Древнюю Грецию, руководствуясь принципами того, что можно было бы, используя современную терминологию, назвать культурной дипломатией, в своих политических целях даровали привилегии важнейшим древнегреческим играм - Олимпийским, Пифийским, Не-мейским и Истмийским (18). Римские императоры (далеко не все) поощряли сохранение на завоеванных территориях Древней Греции местных религиозных и культурных традиций (проводя, таким образом, свою политику ассимиляции и патроната).

Известный древнегреческий поэт Гораций, живший в 65-8 гг. до н.э., говоря о влиянии различных проявлений древнегреческой культуры на римских завоевателей греческих государств, красноречиво отметил, что плененная Греция победила своего некультурного победителя [6].

Однако следует отметить и то, что древнегреческая атлетика никогда не составляла конкуренции древнеримским гонкам на колесницах либо таким популярным в Древнем Риме кровопролитным зрелищам, как бои гладиаторов или зверей [10, 19].

.Говоря о постепенно происходившем завоевании римлянами древнегреческих государств, завершившемся тем, что со временем все они оказались под властью Рима, нельзя не упомянуть и о том, что греки неоднократно оказывали римским завоевателям серьезное сопротивление. Например, менее чем через шестьдесят лет после того, как в битве под Коринфом (146 г. до н.э.) римляне понесли поражение греческим войскам Ахейского союза, весьма значительные части Древней Греции, включая Афины, Спарту, Беотию и Ахайю, объединились с понтийским царем Митрида-том в борьбе против Рима. Но в 87 году до н.э. римский полководец Луций Корнелий Сулла разбил греческие войска в районе Афин и Пирея. После этого римляне разгромили и разбили не только Афины (уничтожив к тому же значительную часть населения этого города), а и нанесли существенный ущерб святилищам в Олимпии и Дельфах, а также находившимся там крупным греческим спортивным и образовательным сооружениям.

Когда Луцию Корнелию Сулле при осаде Афин не хватало как денежных средств, так и необходимых материалов, он отдал своим войскам приказ - вырубить деревья в священных рощах в том афинском пригороде, где находилась Академия Платона, и в загородном парке возле храма Аполлона (там был расположен гимнасий, в котором в свое время преподавал Аристотель). Также Сулла вывез из нескольких святилищ Древней Греции наиболее ценные из находившихся там прекрасных даров [13].

В дальнейшем, когда в 82 г. до н.э. Луций Корнелий Сулла в ходе кровавой междоусобной войны стал правителем Рима и установил там военную диктатуру, он не только жестоко расправился с противниками, сделав свою власть по сути неограниченной, но

32012 01

и выступил с инициативой о переносе Олимпийских игр в Рим. Одним из слагаемых в этой политике Суллы стало то, что он после завершения проходивших в Олимпии в 80 г. до н.э. Игр 175-й Олимпиады привез всех их участников в Рим, где представил жителям города (13). Однако, несмотря на то, что в период владычества Суллы древнегреческим Олимпийским играм был нанесен весьма существенный ущерб, полностью реализовать свои планы (относительно их переноса из Олимпии в Рим) не удалось, поскольку в 79 г. до н.э. ему пришлось сложить свои диктаторские полномочия, а в следующем году Сулла скончался.

Древняя Греция снова попыталась сопротивляться римским завоевателям во времена Г ая Юлия Цезаря, который - после побед в 48-45 гг. до н.э. над войсками Помпея и его сторонников - был провозглашен в Риме пожизненным диктатором. В дальнейшем он неоднократно в ознаменование своих военных побед устраивал различные пышные зрелища, включавшие гонки на колесницах, бои гладиаторов и состязания атлетов. В борьбе против Юлия Цезаря свои силы объединили такие греческие полисы, как Афины, Фессалия, Беотия, Ахайя, Спарта и Крит. Но одолеть римлян и вернуть себе независимость им не удалось [10].

Когда в 44 году до н.э. вследствие заговора был убит повелитель Рима Гай Юлий Цезарь, преемником стал его внучатый племянник Октавиан, который затем, после победы в продолжительной гражданской войне, закончившейся в 30 г. до н.э., стал фактически единовластным правителем Римского государства, тогда еще формально сохранявшего республиканский статус. В дальнейшем он - как Октавиан Август -правил уже как римский император. При его правлении были предприняты действенные меры не только для установления мира в государстве и создания благоприятных условий для развития различных видов культуры и искусства (скульптуры, архитектуры, театральных представлений, боёв гладиаторов и прочих зрелищ), но также соревнований кулачных бойцов и других атлетических состязаний [9].

Август завершил строительство самого большого в тогдашнем мире ипподрома, которое было начато еще при Юлии Цезаре. Как отмечал, в частности, Плутарх [11], в архитектуре этого ипподрома, украшенного многочисленными статуями и красивыми арками из мрамора, гармонично сочетались греческие и римские воззрения на атлетику (спорт) и спортивные сооружения.

Особо следует подчеркнуть, что Август многое сделал и для возрождения прежнего величия крупнейших всегреческих соревнований, прежде всего

- Олимпийских игр. Он осуществил реставрацию ряда спортивных и культовых сооружений в Олимпии и в Дельфах, возвратил туда из Рима те сокровища, которые в свое время вывез Сулла. Олимпия, где восстанавливались пришедшие в упадок прежние спортивные сооружения и строились новые, при Августе успешно развивалась и опять стала преуспева-

ющим городом. Кроме того, при правлении Августа стали проводиться и другие всегреческие игры, местами для которых были определены Афины и Александрия. Август учредил и свои новые Игры, образцом для которых были Олимпийские, а проводились они в основанном им в Никополисе - городе, расположенном в западной части Греции.

Но в то же время, как констатируют исследователи [8, 10], появление при Августе новых Игр не привело к снижению популярности Олимпийских игр и их важной роли в жизни общества.

Один из исследователей истории Древнего Рима Т. Моммзен отмечает, что в тот период, когда Древняя Греция пребывала под римским владычеством, там происходило смешение местных (греческих) и привнесенных завоевателями-римлянами традиций: эллинские увеселительные зрелища оказывали влияние на Рим, а эллинские цари в той или иной степени адаптировались к римским зрелищам [9].

Различные авторы [15, 18 и др.] указывают в своих трудах на то, что древнегреческая атлетика была более массовой и более спортивной, чем древнеримская, тогда как зрелища в Древнем Риме были более пышными и более увлекательными, нежели в Древней Греции.

Кроме того, если в атлетических состязаниях, проводившихся в Древней Греции, могли участвовать лишь те, кто были греческими гражданами, в римских соревнованиях имели право принимать участие не только граждане Рима [10].

D.G.Kyle [18] отмечает, что различные античные Игры - и проводимые в Древней Греции, и те, что проводились в Древнем Риме, - помимо их соревновательности и зрелищности, имели и такие характерные специфические черты, как наличие в них элементов принуждения, опасности и агрессивности.

Одним из принципиальных отличий между Олимпийскими играми эпохи независимости Древней Греции и Олимпийскими играми в период, когда греческие государства попали под власть Рима, было и то, что греческие атлеты, как правило, являлись представителями привилегированных слоёв тогдашнего общества в Древней Греции - и для них участие в Олимпийских играх (для которого требовалась длительная предварительная подготовка) было почётным, тогда как в Древнем Риме (особенно в имперский период его истории) физические упражнения воспринимались лишь как составная часть воинской подготовки, а атлетику (спорт) римляне считали бесполезным занятием и, в определённой мере, зрелищем [6, 14]. В связи с этим, во времена римского владычества над Древней Грецией среди участников Олимпийских игр появлялось всё больше людей из низших слоёв тогдашнего общества. К тому же они к своим занятиям атлетикой вообще и к участию в Олимпийских играх относились как к профессиональной деятельности [5, 7, 10]. Причем, как отмечал, например, римский историк Гай Транквилл Светоний, живший между 70 и 160

гг. н.э., римские императоры, участвовавшие в конных состязаниях Олимпийских игр на колесницах, становились их победителями как владельцы лошадей, а не в качестве наездников [13].

Тиберий, ставший римским императором после смерти Августа в 14 году н.э. и правивший до 37 г. н.э., не только уделял большое внимание играм в греческой Олимпии, но и стал победителем Игр 194-й Олимпиады в гонках на колесницах, запряженных четверками лошадей. Также стоит отметить и то, что во времена правления императора Тиберия в Олимпии были возведены новые сооружения, среди которых -триумфальная арка.

А победителем Игр 199-й Олимпиады в гонках на колесницах стал Германик - римский военачальник и государственный деятель [10].

В отличие от Августа и Тиберия, благоволивших к святыням Олимпии и способствовавшим развитию Олимпийских игр, совсем по-иному относился к ним следующий римский император Калигула - жестокий деспот, правивший с 37 до 41 гг. н.э. В частности, он намеревался вывезти из Олимпии в Рим легендарное творение великого древнегреческого скульптора Фидия - статую Зевса, сделанную из золота и слоновой кости. Однако осуществить этот свой замысел Калигула не успел, поскольку в 41 году н.э. он был убит заговорщиками-преторианцами из императорской гвардии.

Большим почитателем древнегреческой культуры был Нерон, живший в 37-68 годы н.э. и правивший Римской империей с 54 по 68 гг. н.э. Он увлекался пением и театром, участвовал во многих состязаниях и конкурсах, поддерживал атлетику (спорт) и Олимпийские игры, осуществлял строительство различных сооружений в Олимпии.

Но не этими делами Нерон вошел в историю вообще и в историю Олимпийских игр в частности, а такими своими гипертрофированными негативными личными качествами, как ничем не ограниченные жестокость, тщеславие и своеволие. Он, грубо поправ олимпийские идеалы и общепризнанные принципы, пошел даже на то, чтобы себе в угоду нарушить бывшую дотоле незыблемой хронологию проведения Олимпийских игр. Стремясь одновременно стать победителем всех четырех соревнований всегреческого масштаба - Олимпийских, Истмийских, Немейских и Пифийских игр, Нерон добился перенесения - на два года позже - сроков Игр 211-й Олимпиады. Благодаря этому в 67 году н.э. состоялись все четыре упомянутые соревнования, а Нерон, хотя во время конных состязаний на колесницах в Олимпии он упал и выбыл из соревнований, тем не менее был провозглашен олимпийским чемпионом; кроме того, получил венки победителя даже в тех видах программы Игр, где он вообще не участвовал, а также был объявлен победителем в театральном, певческом и других конкурсах, после чего возвратился в Рим, незаслуженно увенчанный великим множеством наград. Помимо всего этого, Не-

рон ещё и вывез в Рим из Олимпии немало статуй, украшавших там древнегреческие святилища [2, 12].

С учетом всех этих отвратительных деяний не удивительно, что после того, как в результате мятежа, произошедшего в 68 году н.э., Нерон был свергнут и покончил жизнь самоубийством, его имя было вычеркнуто из списков победителей Олимпийских и других игр.

Смерть Нерона поставила точку в правлении в имперском Древнем Риме династии Юлиев-Клавдиев. С

69 до 96 гг. н.э. Римской империей правила династия Флавиев. Причем можно отметить, в частности, что римские императоры из этой династии относились к находившейся под их властью Греции довольно благосклонно - и не только время от времени посещали древнегреческие города и святилища, но и содействовали их процветанию [10].

«Золотым веком» Римской империи стало время правления императоров из династии Антонинов (с 96 до 192 гг. н.э.). В ту пору позитивные изменения происходили не только в Риме, но и в находившейся под римским владычеством Древней Греции, где началось возрождение этой страны. К тому же ряд римских императоров с уважением относились к различным проявлениям культурного наследия древнегреческой цивилизации и к ее достижениям в самых разных сферах жизни эллинского общества.

Особенно щедрым в этом отношении был император Адриан, правивший в Древнем Риме с 117 по 138 гг. н.э. Он, будучи большим почитателем, как греческой культуры, так и Олимпийских игр, всячески их поддерживал. Адриан немало сделал для восстановления храмов и других святилищ в Олимпии (и был в благодарность за это удостоен статуи, установленной в священном для греков Алтисе), для строительства новых спортивных сооружений и для поддержки атлетов.

Во времена правления Адриана и при его содействии греческие Афины превратились в главный образовательный и культурный центр Римской империи. При Адриане - и в его честь - неоднократно проводились всевозможные атлетические состязания, проходившие в Афинах, Пергаме, Неаполе, Галикарнасе, Смирне, Сиракузах и других городах Римской империи. Весьма примечательно и то, что в своем завещании Адриан пожелал, чтобы его похоронили не в Риме, а в Афинах - возле знаменитого стадиона. Это завещание императора (умершего в 138 году н.э.) было исполнено [16].

Политику Адриана в отношении Древней Греции в дальнейшем продолжали такие римские императоры, как Антоний Пий (правил в 138-161 гг. н.э.) и Марк Аврелий (правил в 161-180 гг. н.э.).

При всём этом следует подчеркнуть, что те или иные события в истории античных Олимпийских игр в Древней Греции, попавшей под власть Рима, обусловливались не только позитивным (в одних случаях) или негативным (в других) отношением государства к древнегреческой атлетике и к древнегреческим Олим-

32012 00

пийским играм (как наивысшему ее проявлению) со стороны различных правителей Древнего Рима, но и гораздо более широкими и глубокими тенденциями, возобладавшими в тогдашнем обществе.

Особо стоит отметить, что после того, как становившаяся все более могущественной Римская держава завоевала не только Средиземноморский регион, но и почти весь античный мир, римлянами были в значительной мере восприняты и во многом ассимилированы древнегреческие исторические и культурные ценности [10].

Многие скульпторы и другие мастера, жившие и творившие в те времена в Средиземноморье, нередко копировали известные творения греческих архитекторов и ваятелей, тем самым, с одной стороны, способствуя дальнейшему развитию различных искусств в Древней Греции, а с другой - обеспечив тем самым то, что очень большое количество древнегреческих скульптурных и архитектурных произведений искусства, с которых во времена римского владычества в Древней Греции были сделаны копии, именно благодаря им дошли до наших времен и стали предметами изучения современных исследователей, тогда как многие греческие оригиналы этих творений в силу самых разных причин не сохранились (были уничтожены, украдены и т.п.).

Одними из наиболее убедительных иллюстраций подобных явлений стали приведенные в трудах известного древнегреческого путешественника, писателя и исследователя Павсания (жившего во второй половине

II века н.э. - начале III века н.э. и значительную часть жизни посвятившему изучению истории Древней Греции) описания её городов и различных местностей, нравов и обычаев древних греков, наиболее важных событий в их жизни (включая Олимпийские игры), древнегреческих архитектурных и скульптурных творений (в том числе в Олимпии), многие из которых стали известны этому исследователю именно по копиям, созданным во времена, когда Древняя Греция уже была под римским владычеством.

Благодаря этому труды Павсания, значительная часть содержания которых опирается на изучение увиденных им в ходе путешествий во II веке н.э. различных скульптур и сооружений, во времена античных Олимпийских игр находившихся в Алтисе (святилище в Олимпии), стали, пожалуй, одним из наиболее полных (если не самым полным) из дошедших до нас описаний памятников древнегреческой эпохи [10].

Исследователи отмечают и то, что сохранение, использование и развитие в Древнем Риме наследия древнегреческой цивилизации во многом стимулировало римлян и к их собственным достижениям в различных сферах культуры искусства [2, 10 и др.]. Культура Древнего Рима в период её расцвета опиралась на греческую культуру и в то же время содействовала ее дальнейшему развитию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И архитекторы, и скульпторы Древнего Рима при

сооружении дворцов, соборов и других зданий и при создании тех или иных скульптур во многом подражали своим древнегреческим предшественникам, чье творчество в значительной мере сказалось на последующих творениях древнеримских мастеров искусств [14]. При этом политическое господство Рима над Грецией тех времен не только не мешало римлянам преклоняться перед творческими и другими достижениями греков, но и даже привело к тому, что римлянами было признано могущество греческих богов, вера в которых помогла древнегреческим народам добиться их выдающихся достижений [10].

В те времена весьма оживленными были не только хозяйственные (экономические), но и культурные связи между Италией (Римом) и Грецией: в частности, в Италию прибывали многие греческие философы, поэты, учителя, которые нередко занимали в Риме видное положение. К тому же эллинское (древнегреческое) образование стало важной составляющей образования в Древнем Риме, а эллинская цивилизация стала там, в полном смысле слова, общераспространенной [9].

Именно благодаря всему этому в общественном сознании римлян, в их повседневной жизни и во многих других аспектах бытия и творчества была сформирована такая среда (используя современную терминологию - микроклимат), в которой, несмотря на все катаклизмы тех и последующих эпох, сохранились - и через многие веках дошли до наших времен - сведения о всевозможных исторически значимых особенностях Древней Греции, в том числе и о ее атлетике (спорте), и Олимпийских играх, и основополагающие идеалы олимпизма.

Кризисным для Римской империи стал III век нашей эры, когда участились волнения в различных провинциях, порой захватываемых стремившимися к большей власти наместниками, а также освободительные войны. Так, в середине III века от Римской империи отделились Испания, Г аллия, Британия, Пальмира (древний город в Сирии), а в 260 году в войне с Персией римляне потерпели тяжелое поражение [10].

В дальнейшем в Римской империи всё более преобладали центробежные тенденции, следствием чего стало ее разделение на четыре префектуры, произошедшее в 293 году. И хотя в последующем - в частности, при императорах Диоклетиане (284-305 гг н.э.) и Константине I (306-337 гг. н.э.), подавивших ряд сепаратистских движений и вновь объединивших распадавшееся государство, была достигнута некоторая стабилизация положения в Римской империи, однако в IV веке негативные явления в ней продолжились.

Император Феодосий I (правивший в 379-395 гг н.э.) в 394 году предпринял попытку военным путем восстановить единство Римской империи, но это ему не удалось. И в 395 году Феодосий I незадолго до своей смерти разделил Римскую империю между двумя

своими сыновьями - Гонорием и Аркадием. При этом правителем Западно-Римской империи стал младший сын - Гонорий, а правителем Восточно-Римской империи (её еще именуют Византийской по названию столицы - города Византий) - Аркадий (старший сын Феодосия I).

На дальнейшие судьбы Древнего Рима и отдельных частей Римской империи весьма повлияли религиозные конфликты, прежде всего - противостояние между язычеством и христианством. В частности, упоминавшийся выше император Феодосий I был сторонником христианства и осуществлял политику, направленную на полное искоренение язычества. А поскольку древнегреческие Олимпийские игры в своей основе были явлением, базирующимся на религиозномифологических постулатах язычества, их печальная судьба была предопределена. К тому же еще до этого усиливавшейся профессионализацией атлетики (спорта) в Древней Греции размывались олимпийские идеалы и нравственные ценности олимпизма - и спорт всё сильнее отходил от древнегреческих историческо-мифологических корней.

Как отмечают исследователи, с 267 года н.э. прекратилась регистрация победителей античных Олимпийских игр. За период с 267 до 361 гг. н.э. не выявлено каких-нибудь документальный данных о состязаниях атлетов на Олимпийских играх. Известны лишь датируемые 369 годом н.э. и 373 годом н.э. сведения об атлете Фиоуменосе из расположенной в Малой Азии Филадельфии, победившем в состязаниях борцов. Есть также информация об армянском принце Вараз-дате, ставшем в 385 г. н.э. победителем соревнований по борьбе на Играх 291-й Олимпиады [10 и др.].

В 394 году н.э. римский император Феодосий I издал эдикт (указ), осуждавший языческие традиции (жертвоприношения богам и другие обряды), которые отныне рассматривались как преступления и соответственно карались. Тем же эдиктом были запрещены Олимпийские игры, и без того уже переживавшие весьма тяжелые времена.

Как считает норвежский исследователь профессор Х. Плекет (Н. Р1еке^), “.упадок Олимпийских игр явился результатом упадка урбанизированного образа жизни и благосостояния в Римской империи в последние годы III века н.э. Игры не прекратились, а стали привлекать всё меньше и меньше людей. .Начиная с IV века н.э. тренер в гимнасиях стал превращаться в своего рода врача, «ремонтировавшего» сломанные конечности и оказывавшего первую помощь. Христианство со своими атаками на тело, физическую культуру и спортивные соревнования доделало всё остальное» [21].

Выводы.

Событиями, происходившими в ВосточноРимской (Византийской) империи в V - VI веках н.э., было заметно подавлено стремление греков к всестороннему и гармоничному физическому развитию и к атлетическим состязаниям. И, несмотря на то, что в разных городах Византийской империи ещё проводились различные соревнования, в чем-то подобные Олимпийским играм, но они постепенно всё более утрачивали свой религиозный характер - и проводились не во славу античных богов, а в ознаменование различных праздников либо в честь тех или иных религиозных событий [17].

Если Византийская империя, в состав которой входили различные греческие территории, просуществовала ещё больше тысячи лет - вплоть до ее завоевания в середине XV века османской Турцией, судьба Западно-Римской империи была и более короткой, и более трагичной. Нашествия варваров разгромили эту империю, которая уже в 476 году н.э. прекратила свое существование.

Все эти кризисные явления и события негативно отразились и на Греции, во второй половине IV века подвергшейся опустошительным вторжениям варваров, что привело страну к тяжелым политическим и экономическим потрясениям. В ходе распада Римской империи большая часть Греции попала под власть турок и вошла в состав Османской империи.

Канули в Лету древнегреческие Олимпийские игры, официально прекратившиеся в 394 году н.э., и, казалось, уже ничто не в состоянии освободить их от пыли исторического забвения.

Так продолжалось более тысячи лет - до тех пор, пока в XV веке нашей эры не появились первые, еще довольно робкие, попытки возродить Олимпийские игры как комплексные спортивные соревнования и общественные праздники, но уже, естественно, на более современной основе. Путь этот был довольно сложным - и лишь в самом конце XIX века он наконец-то привел к тем реальным позитивным результатам, которыми стали создание в 1894 году в Париже Международного олимпийского комитета и проведение в Афинах в 1896 году Игр I Олимпиады современности.

Впрочем, и период с XV по XIX столетия нашей эры также был наполнен различными интересными событиями, знаменовавшими собой возникновение в различных странах инициатив разных людей, направленных на возрождение Игр, подобных античным Олимпийским играм. Этот пятивековой период достоин отдельного анализа.

Литература:

1. Базунов Б.А. Кумиры стадионов Эллады. - М.: Советский спорт, 2004. - 372 с.

2. Венгер В. Рим. История и культура римского народа: в 2-х то-

мах. - С.- Пб.; Изд. т-ва М.О.Вольф, 1910. - Т. 1. - 562 с.

3. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. -

Перевод с польского. - М.: Высшая школа, 1988. - 495 с.

4. Гиро П. Исторические чтения. Частная и общественная жизнь римлян. / Перевод с французского. Изд. 2-е исправленное. - М. Изд. в магазинах т-ва И.Д.Сытина, 1913. - 606 с.

5. Голощапов Б.Р История физической культуры и спорта (8-е изд., перераб.). - М.: Изд. центр «Академия», 2011. - 320 с.

6. Гораций. К Лидии // Олимпийский огонь. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - С. 56.

7. Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры. - М.: Советский спорт, 2008. - 228 с.

8. Либерати А.М., Бурбон Ф. Древний Рим. История цивилизации, которая правила миром. - М.: АСТ; Астрель, 2004. - 291 с.

9. Моммзен Т История Рима: в 5-ти книгах. - М.: АСТ, 2005. - 240 с.

10. Платонов В.Н., Булатова М.М., Бубка С.Н. и др. Олимпийский спорт: в 2-х томах. - К.: Олимпийская литература, 2009. - Т. 1.

- С. 54-63.

11. Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2-х томах. - М.: Правда, 1987. - Т. 1. - 592 с.

12. Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2-х томах. - М.: Правда, 1987. - Т. 2. - 608 с.

13. Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Властелины Рима / Перевод М.Л.Гаспарова, С.Н.Кондратьева. - М.: Научно-издат. центр «Ладомир»; АСТ, 2000. - 944 с.

14. Сергиенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. - С.-Пб.: Издат. торг. дом «Летний сад», 2000. - 368 с.

15. Энциклопедия олимпийского спорта. В 5-ти томах. - Коллектив авторов. Под общ. ред. В.Н.Платонова. - Т. 1. - К.: Олимпийская литература, 2002. - С. 61-63.

16. Coubertin P. Games of Olympiad from Much Wenlock. //Athletigu.

- 1980. - № 12. - P. 705-713.

17. Durantez C. Olympia. Y los juegos Olimpicas antiguos // Buzlada-Pamplona. - T. II. - Espania, 1975. - 500 p.

18. Kyle D.G. Sport and Spectacle in the Ancient World. - Oxford: Blackwell Publishing, 2007. - 403 p.

19. Kyrkos B. The development of sport in the Hellenistic and Roman Periods // The Olympic Games in Ancient Greece. - Athens: Ekdot-ike Athenon S.A., 1982. - P. 275-298.

20. Lynch L.M. Ancient Olympiads. Bridges to modern era. Vol. 1. -Los Angeles: World Sport Research and Publication, 2000. - 173 p.

21. Pleket H. The Olympic Games and their decline // 1st joint international session for directors of national sport federation. - Ancient Olympia, 1992. - P. 19-24.

Информация об авторе: Бубка Сергей Назарович

[email protected] Национальный университет физического воспитания и спорта Украины Ул. Физкультуры 1, г.Киев-150, 01680, Украина.

Рекомендовано к печати: Кашуба В.А., д.н.ФВиС, проф.

Поступила в редакцию 02.12.2011г.

32012

in

References:

1. Bazunov B.A. Kumiry stadionovEllady [Idols of stadiums of Ellady], Moscow, Soviet sport, 2004, 372 p.

2. Venger V. Rim. Istoriia i kul’tura rimskogo naroda [Rome. History and culture of the Roman people], Saint Petersburg, M.O.Vol’f Publ., 1910, T.1, 562 p.

3. Vinnichuk L. Liudi, nravy i obychai Drevnej Grecii i Rima [People, dispositions and consuetudes of Ancient Greece and Rome], Moscow, High school, 1988, 495 p.

4. Giro P. Istoricheskie chteniia. Chastnaia i obshchestvennaia zhizn’ grekov [Historical reading. Private and public life of Greeks], Saint Petersburg, Popov Publ., 1913, 693 p.

5. Goloshchapov B.R. Istoriiafizicheskoj kultury i sporta [History of physical culture and sport ], Moscow, Academy, 2011, 320 p.

6. Goracij. K Lidii [To Lidii ]. Olimpijskij ogon’ [Olympic fire], Moscow, Physical Culture and Sport, 1980, p. 56.

7. Grigorevich V.V. Vseobshchaia istoriia fizicheskoj kul tury [Universal history of physical culture], Moscow, Physical Culture and Sport, 2008, 228 p.

8. Liberati A.M., Burbon F. Drevnij Rim. Istoriia civilizacii, kotoraia pravila mirom [Ancient Rome. History of civilization which governed the world], Moscow, Astrel, 2004, 291 p.

9. Mommzen T. Istoriia Rima [History of Rome], Moscow, Astrel, 2005, 240 p.

10. Platonov V.N., Bulatova M.M., Bubka S.N. Olimpijskij sport [Olympic sport], Kiev, Olympic Literature, 2009, T.1, pp. 54-63.

11. Plutarkh. Izbrannye zhizneopisaniia [Select biographies], Moscow, True, 1987, T.1, 592 p.

12. Plutarkh. Izbrannye zhizneopisaniia [Select biographies], Moscow, True, 1987, T.2, 608 p.

13. Svetonij Gaj Trankvill. Zhizn’dvenadcati cezarej. VlastelinyRima [Life of twelve caesar. Rulers of Rome ], Moscow, Ladomir, 2000, 944 p.

14. Sergienko M.E. Zhizn' Drevnego Rima [Life of Ancient Rome], Saint Petersburg, Summer garden, 2000, 368 p.

15. Platonov V.N. Enciklopediia olimpijskogo sporta [Encyclopaedia of olympic sport], Kiev, Olympic Literature, 2002, T.1, pp. 61-63.

16. Coubertin P. Games of Olympiad from Much Wenlock. Athletigu, 1980, vo.12, pp. 705-713.

17. Durantez C. V Ancient Olympic games. Buzlada, Pamplona, 1975, T.2, 500 p.

18. Kyle D.G. Sport and Spectacle in the Ancient World. Oxford, Blackwell Publishing, 2007, 403 p.

19. Kyrkos B. The development of sport in the Hellenistic and Roman Periods. The Olympic Games in Ancient Greece. Athens, Ekdotike Athenon S.A., 1982, pp. 275-298.

20. Lynch L.M. Ancient Olympiads. Bridges to modern era. Los Angeles, World Sport Research and Publication, 2000, vol.1, 173 p.

21. Pleket H. The Olympic Games and their decline. Ist joint international session for directors of national sport federation, Ancient Olympia, 1992, pp. 19-24.

Information about the author: Bubka S.N.

[email protected]

National University of Physical Education and Sport of Ukraine Physical Education str. 1, Kiev-150, 01680, Ukraine.

Came to edition 02.12.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.