Список использованной литературы
1. Воропаев Н.П. Применение беспилотных летательных аппаратов в интересах МЧС России URL: http://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V64/3.pdf
2. Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 // Российская газета 13 апр. 2010.
АНАЛИЗ ИМЕЮЩИХСЯ И ПОСТУПАЮЩИХ НА ОСНАЩЕНИЕ
МЧС РОССИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
А.В. Кочегаров, профессор, д.т.н., доцент, А.В. Петров, преподаватель, А.Б. Плаксицкий, доцент, к.ф.-м.н., Д.В. Конорев, старший преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Относительная ограниченность людских ресурсов МЧС России, необходимость сохранения здоровья и жизни самих спасателей в сложных условиях крупных техногенных катастроф с радиоактивными, химическими и биологическими объектами требуют поиска наиболее эффективных путей улучшения работы по предупреждению, выявлению, локализации ЧС и ликвидации их последствий. В указанных условиях перспективным будет использование новейших технологий, комплексного применения сил и средств, а также методов, направленных на предупреждение, выявление и локализацию ЧС на ранних стадиях их возникновения и распространения.
Для мониторинга потенциально опасных территорий и зон промышленных объектов целесообразно использовать роботизированные системы, способные в реальном масштабе времени передавать соответствующим органам управления информацию об их состоянии для принятия оперативных и адекватных мер. В связи с вышеизложенным применение беспилотных летательных аппаратов в интересах МЧС России является весьма актуальным.
В настоящее время структурные подразделения МЧС России не оснащены техническими средствами, необходимыми для разведки труднодоступных и масштабных зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера (далее - зон ЧС). В этой связи и для этих целей территориальными органами МЧС, как правило, заключаются договора с авиапредприятиями либо применяется авиация региональных центров. Однако использование возможностей пилотной авиации не всегда эффективно из-за достаточно длительного времени реагирования (до 6 часов), больших финансовых затрат (стоимость одного часа полёта более 25 тыс. рублей), жёсткой зависимости от погодных условий и т.д.
Комплексы с беспилотными летательными аппаратами принято
систематизировать по организационным и техническим признакам, таким как масштаб применения, принадлежности предназначению и решаемым задачам взлетной массе, аэродинамической схеме, дальности действия и продолжительности полёта
Согласно классификации, используемой в России, беспилотные летательные аппараты гражданского назначения систематизируются по следующим признакам, представленным в таблице 1.
Типовые характеристики БЛА, применяемых в составе комплексов в интересах подразделений МЧС России, представлены в таблице 2 [2].
Таблица 1
Классификация БЛА гражданского назначения
Микро- и мини- БЛА ближнего радиуса действия Взлетная масса до 5 кг, дальность действия до 25.. .40 км
Легкие БЛА малого радиуса действия Взлетная масса 5.50 кг, дальность действия 10.70 км.
Легкие БЛА среднего радиуса действия Взлетная масса 50.100 кг, дальность действия 70.150 км.
Средние БЛА Взлетная масса 100.300 кг, дальность действия 150.1000 км.
Среднетяжелые БЛА Взлетная масса 300.500 кг, дальность действия 70.300 км.
Тяжелые БЛА среднего радиуса действия Взлетная масса более 500 кг, дальность действия 70.300 км.
Тяжелые БЛА большой продолжительности полета Взлетная масса более 1500 кг, дальность действия около 1500 км
Таблица 2
Типовые характеристики БЛА
БЛА малого класса, БЛА легкого класса,
малой дальности (общая средней дальности
Характеристика масса не более 25 кг) (общая масса 25-150 кг)
самолетной вертолетной самолетной схемы вертолетной
схемы схемы схемы
Взлетная масса, кг до 15 до 25 до 70 до 100
Высота применения, м до 2000 до 5000
Скорость полета, км/ч до 100 до 150
Силовая установка Эл. дв. Эл. дв./ ДВС ДВС
Продолжительность до 2 до 2/до 4 до 12
полета, ч
Вес полезной нагрузки, кг 0.5 -1.0 до 25
Состав полезной нагрузки фото, ТВ -, ИК - камера, РЛС, фото, ТВ -, ИК - камеры;
аппаратура ретрансляции газоанализаторы, радиометры,
связи гравитометры, аппаратура ретрансляции, контейнеры для грузов
Рассматривая опыт применения беспилотных летательных аппаратов в интересах МЧС России, можно сделать следующие обобщения:
- экономическая целесообразность применения беспилотных летательных аппаратов обусловлена простотой использования, возможностью взлета и посадки на любой выбранной территории;
- оперативный штаб получает достоверную видео- и фотоинформацию, что позволяет эффективно управлять силами и средствами локализации и ликвидации ЧС;
- возможность передачи видео и фото-информации в реальном масштабе времени на пункты управления позволяет оперативно влиять на изменение ситуации и принимать правильное управленческое решение;
- возможность ручного и автоматического использования беспилотных летательных аппаратов [1].
От своевременного получения информации о ЧС руководящим составом МЧС России разного уровня и от оперативного реагирования на происходящее во многом зависит уровень экономического ущерба от ЧС и количество пострадавших граждан. При этом для принятия соответствующих оперативных управленческих решений необходимо представление полной, объективной и достоверной информации, не искаженной или видоизмененной из-за субъективных факторов. Таким образом, дальнейшее внедрение беспилотных летательных аппаратов будет существенным образом способствовать восполнению информационных пробелов относительно динамики развития ЧС. Крайне важной задачей является обнаружение возникновения ЧС [1].
Таким образом, применение различных комплексов беспилотных летательных аппаратов, позволит оперативно решать задачи, связанные с предупреждением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Список использованной литературы
1. Воропаев Н.П. Применение беспилотных летательных аппаратов в интересах МЧС России URL: http://vestnik.igps. ru/wp-content/uploads/V64/3.pdf
2. Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 // Российская газета 13 апр. 2010.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ
КУРСА ДЛЯ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ВУЗА
Н.Н. Кузнецова, преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В связи с активным внедрением в учебный процесс высших учебных заведений МЧС России технологий дистанционного обучения открываются новые перспективы образования, появляется возможность удовлетворить потребность граждан в эффективном образовании, использовать безграничные возможности