УДК 657.471
Сазонова А. В. студент
4 курс, факультет «Экономики и менеджмента» Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Курский государственный университет»
Россия, г. Курск
АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СУБЪЕКТА
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные аспекты управления затратами на предприятии. Управление затратами организации включает в себя ряд этапов и может осуществляться различными методами. Особенности управления затратами зависят от размера предприятия, вида деятельности отраслевой принадлежности и других факторов. Выбор наиболее эффективного метода управления есть важнейшая задача по оптимизации расходов любого предприятия.
Ключевые слова: предприятие, анализ, управление, затраты, методы управления затратами.
Sazonova Alla student
4 course, faculty of economy and management
Kursk State University Russia, Kursk
ANALYSIS AND COST MANAGEMENT ECONOMIC ENTITY
Annotation: this article describes the major aspects of cost management in the enterprise. Organization Cost management involves a series of steps and can be performed by various methods. Features of management of expenses depend on the size, type of activity and industry sector of other factors. Choosing the most effective method of control is the most important task is to optimize the costs of any enterprise.
Keywords: enterprise, analysis, management, cost, cost management methods.
Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени [1, с. 100].
Управление затратами — это процесс целенаправленного формирования затрат по их видам, местам и носителям при постоянном контроле и стимулировании их уменьшения. Оно является важной функцией экономического механизма любого предприятия [1, с. 102].
Система управления затратами предприятия включает следующие функциональные подсистемы:
• поиск и выявление факторов экономии ресурсов;
• нормирование затрат ресурсов;
• планирование затрат ресурсов по их видам;
• учет и анализ затрат ресурсов;
• стимулирование экономии и ресурсов и снижения их расхода [1, с. 104]. Эти функции выполняют соответствующие структурные единицы
предприятия в зависимости от размеров последнего (отделы, бюро, отдельные исполнители).
В таблице 1 представим основные и наиболее эффективные методы
управления затратами на предприятии.
Таблица 1 - Методы управления затратами на предприятии.
Метод Характеристика
управление затратами по системе «Стандарт-кост» В основе данной системы лежит предварительное (до начала производства) нормирование по статьям затрат: основные материалы, оплата труда основных производственных рабочих, производственные накладные затраты (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация), коммерческие затраты (затраты по сбыту, реализации продукции). Предварительно исчисленные нормы рассматриваются как твердо установленные ставки, для того, чтобы привести фактические затраты в соответствие со стандартами путем умелого управления затратами. При возникновении отклонений стандартные нормы не изменяют, они остаются относительно постоянными на весь установленный период, за исключением серьезных изменений, вызываемых новыми экономическими условиями. При установлении нормативов используются физические (количественные) стандарты, позволяющие измерить в натуральном выражении расход материала, количество рабочей силы и объем услуг, необходимых для производства данного изделия. Эти физические стандарты затем умножаются на коэффициенты в денежном исчислении и получают стандартные стоимостные нормы. По тем статьям затрат, по которым произошло превышение нормативов, проводится тщательный анализ причин отклонения и ведется поиск решений по снижению затрат до нормативных значений.
метод управления затратами по видам внутрихозяйственно й деятельности (Activity-Based Costing). В данном методе предполагается, что затраты возникают в результате осуществления внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессов и что конечная продукция создает спрос на определенные виды внутрихозяйственной деятельности. При использовании данного метода формирование информации о затратах проходит три стадии: определение величин расхода ресурсов по организационным подразделениям предприятия (по
филиалам, структурным подразделениям, отделам, цехам, участкам); на основе величин расхода ресурсов рассчитываются затраты по каждому виду внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессу, осуществляемому в одном или нескольких подразделениях предприятия; исходя из величин затрат по отдельным видам внутрихозяйственной деятельности и объемов потребления данной деятельности определяется себестоимость продукции. Для реализации данного метода управления затратами необходимо прежде всего определить состав ресурсов предприятия. Затем необходимо выделить протекающие на предприятии виды внутрихозяйственной деятельности. Вид внутрихозяйственной деятельности - часть работы с определенной целью. Виды внутрихозяйственной деятельности могут объединяться в бизнес-процессы. Заключительным этапом в данном методе является калькулирование себестоимости продукции. Затраты, обобщенные по видам внутрихозяйственной деятельности распределяются между отдельными видами продукции. Распределение происходит пропорционально времени выполнения внутрихозяйственной деятельности и пропорционально числу случаев выявления внутрихозяйственной деятельности.
метод целевого калькулирования себестоимости (Target costing). Целевое калькулирование себестоимости - подход к определению себестоимости, по которой производство и продажа некоторого продукта с заданными функциональными возможностями и качеством обеспечит желаемый уровень прибыли при предлагаемой продажной цене. В ходе целевого калькулирования себестоимости продукции производится планирование по трем стратегическим направлениям конкурентной борьбы: себестоимость/цена, качество, функциональные возможности. Данный метод осуществляется по следующим этапам: установление целевой продажной цены продукта исходя из рыночных ожиданий, установление целевого объема производства; определение целевой прибыли с учетом общей стратегии развития предприятия; определение целевой себестоимости, которая рассчитывается как разность между целевой продажной ценой и целевой прибылью; определение целей по сокращению себестоимости путем вычитания текущей плановой себестоимости из целевой и распределения полученной разницы по видам затрат, а также потребительским функциям изделия.
метод калькулирования непрерывно улучшающейся себестоимости продукции (Kaizen costing). Калькулирование непрерывно улучшающейся себестоимости продукции является инструментом управления затратами, который применяется на стадии производства и сбыта продукции для обеспечения приемлемого уровня рентабельности продукции и предприятия в целом. Оно дополняет метод целевого калькулирования себестоимости продукции.
Методика калькулирования непрерывно улучшающейся себестоимости продукции применяется на двух уровнях: на уровне предприятия кайзен-костинг помогает выявить способы более эффективного выполнения бизнес-процессов в сферах производства, сбыта, обслуживания и таким образом обеспечивает снижение основных и накладных затрат; на уровне продукции производится поиск способов и путей снижения себестоимости того или иного вида изготавливаемой продукции или отдельных компонентов продукции [3, с.133-
_ 134].___
Рассмотрев основные методы управления затратами, можно сделать вывод, что в них по-разному организовано управление затратами. Каждый метод обладает своими определенными преимуществами и недостатками. Поэтому вполне целесообразно использование смешанных методов, объединяющих в себе несколько методов управления затратами. Например, можно использовать систему управления, основанную на совместном применении метода кайзен-костинг и системы «стандарт-кост», или на применении метода управления затратами по видам внутрихозяйственной деятельности и метода целевого калькулирования себестоимости. Применение смешанных методов позволит повысить эффективность управления затратами и достичь более высоких экономических результатов.
Использованные источники:
1.Котенева Е.Н., Краснослободцева Г.К., Фильчакова С.О. Управление затратами предприятия. М.: «Дашков и К», 2008, 224 с.
2.Серебренников, Г.Г. Управление затратами на предприятии: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007, 80 с.
3.Якупов И. Ф. Основные принципы и методы управления затратами на производство продукции // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 131-134.