Научная статья на тему 'Современные проблемы планирования затрат на предприятии'

Современные проблемы планирования затрат на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5197
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ЗАТРАТЫ / РАСХОДЫ / ПРИБЫЛЬ / МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАТРАТ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / PLANNING / COSTS / EXPENSES / PROFIT / METHODS OF COST PLANNING / COST MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щупак Л.В., Жадан В.В.

В современных условиях функционирования любого предприятия важным фактором, который влияет на развитие предприятия и его текущее состояние, является уровень затрат на продукцию, отражающий насколько эффективно предприятие использует экономические ресурсы. В связи с этим необходимо исследовать систему планирования затрат и область управления затратами, чтобы создать условия для снижения уровня затрат. В условиях быстроизменяющейся рыночной среды проблема эффективного планирования и управления затратами играет важную роль, поэтому предприятию необходимо искать новые пути и возможности снижения затрат, улучшать и корректировать методы планирования, учета, анализа формирования затрат. Тема исследования является актуальной, поскольку предприятия хотят получать максимальную прибыль при минимальных затратах. В статье рассматриваются проблемы планирования и управления затратами на предприятии и предлагаются способы их решения, а также обоснована необходимость совершенствования планирования затрат, намечены методы по улучшению управления затратами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF COST PLANNING AT THE ENTERPRISE

In modern conditions of functioning of any enterprise is an important factor that affects the development of the enterprise and its current status is the level of costs of production, reflecting how efficiently the company uses economic resources. In this regard, it is necessary to investigate the cost planning system and the cost management area to create conditions for reducing the level of costs. In a rapidly changing market environment, the problem of effective planning and cost management plays an important role, so the company needs to look for new ways and opportunities to reduce costs, improve and adjust the methods of planning, accounting, analysis of cost formation. The topic of the research is relevant, as companies want to get the maximum profit at the lowest cost. The article discusses the problems of planning and cost management in the enterprise and proposes ways to solve them, as well as the need to improve cost planning, outlined methods to improve cost management

Текст научной работы на тему «Современные проблемы планирования затрат на предприятии»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАТРАТ

НА ПРЕДПРИЯТИИ Л.В. Щупак, старший преподаватель e-mail: shupack2014@yandex.ru В.В. Жадан, студент e-mail: Vvj1996@mail.ru Воронежский государственный технический университет

В современных условиях функционирования любого предприятия важным фактором, который влияет на развитие предприятия и его текущее состояние, является уровень затрат на продукцию, отражающий насколько эффективно предприятие использует экономические ресурсы. В связи с этим необходимо исследовать систему планирования затрат и область управления затратами, чтобы создать условия для снижения уровня затрат. В условиях быстроизменяющейся рыночной среды проблема эффективного планирования и управления затратами играет важную роль, поэтому предприятию необходимо искать новые пути и возможности снижения затрат, улучшат ь и корректировать методы планирования, учета, анализа формирования затрат.

Тема исследования является актуальной, поскольку предприятия хотят получать максимальную прибыль при минимальных затратах.

В статье рассматриваются проблемы планирования и управления затратами на предприятии и предлагаются способы их решения, а также обоснована необходимость совершенствования планирования затрат, намечены методы по улучшению управления затратами

Ключевые слова: планирование, затраты, расходы, прибыль, методы планирования затрат, управление затратами

MODERN PROBLEMS OF COST PLANNING AT THE ENTERPRISE

L.V. Schupak, Senior Lecturer e-mail: shupack2014@yandex.ru V.V. Zhadan, Student e-mail: Vvj1996@mail.ru Voronezh State Technical University

In modern conditions of functioning of any enterprise is an important factor that affects the development of the enterprise and its current status is the level of costs of production, reflecting how efficiently the company uses economic resources. In this regard, it is necessary to investigate the cost planning system and the cost management area to create conditions for reducing the level of costs. In a rapidly changing market environment, the problem of effective planning and cost management plays an important role, so the company needs to look for new ways and opportunities to reduce costs, improve and adjust the methods ofplanning, accounting, analysis of cost formation.

The topic of the research is relevant, as companies want to get the maximum profit at the lowest cost.

The article discusses the problems of planning and cost management in the enterprise and proposes ways to solve them, as well as the need to improve cost planning, outlined methods to improve cost management

Key words: planning, costs, expenses, profit, methods of cost planning, cost management

В современных рыночных условиях значительно выросла проблема планирования, учета, анализа и контроля затрат на предприятии. Проблема управления затратами актуальна потому, что достичь преимущества над конкурентами в настоящее время возможно лишь при наличии более низкой себестоимости продукции, по сравнению с другими производителями. Менеджеры значительное внимание уделяют аспектам управления затратами, так как получение финансового результата, в первую очередь, зависит от эффективности работы в данной области.

В настоящее время отмечается существенное увеличение затрат предприятия, что связано, по большей части, с ростом стоимости сырья, полуфабрикатов, электроэнергии, топлива, и увеличением процентных ставок по кредитам, вследствие чего происходит снижение прибыли и перспективы развития компании начинают зависеть от степени управляемо-

сти затрат. Поэтому правильное управление затратами поможет избежать излишних расходов. Затраты являются одним из главных факторов производства, так как участвуют в процессах ценообразования и получения прибыли, поэтому их планирование - это основной элемент в ходе управления производством. При таком развитии рыночных отношений предприятию необходимо совершенствовать систему управления затратами, чтобы повысить конкурентоспособность, увеличить прибыль и рентабельность всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для большинства предприятий главной задачей является сохранение определенного уровня прибыли в краткосрочном периоде, и поддержание этого потенциала прибыльности в долгосрочном периоде. В современных условиях рынка управление затратами зачастую становится единственным способом эффективного решения данной задачи. Управление затрата-

ми - это комплексный процесс, одним из основных элементов которого является планирование, прогнозирование и анализ затрат.

Перед руководством предприятия постоянно стоит необходимость принятия оптимальных решений, касающихся цены реализации выпускаемой продукции. Выбирая тот или иной путь действий, особенно предполагающий привлечение ресурсов в производство, руководитель предприятия должен четко представлять объем затрат, связанных с принимаемым решением. Каждому предполагаемому варианту действия соответствуют определенные затраты, которые важно рассчитать на стадии планирования. Планирование затрат - трудоемкий процесс на любом предприятии, заключающийся в определении величины расходов, необходимых для производства продукции в определенном объеме, а также затраты на транспортировку, доставку, хранение, обслуживание, рекламу продукции. Планирование затрат осуществляют для того, чтобы определить общую стоимость ресурсов и рассчитать предполагаемую прибыль. Таким образом, можно сказать, что планирование является базой для контроля за рациональным использованием ресурсов. Уровень затрат на предприятии во многом зависит от профессионализма организаторов производства и творческого потенциала кадров. О правильности отнесения затрат на единицу продукции - скажет квалификация экономистов. Важно знать, что понятия «затраты» и «расходы» имеют существенные отличия. Экономическая категория «расходы» регулируется законодательными актами и нормативными документами. Термин «затраты» обычно используется в управленческих целях и связан с закупкой и применением материальных и нематериальных ресурсов в производстве. Затраты - стоимость всех ресурсов, использованных в процессе производства продукции. На практике используют следующие основные классификации затрат: переменные и постоянные (по экономическим элементам); основные и накладные (по отношению к технологическому процессу); затраты по статьям расходов с учетом отраслевой специфики организации; затраты на незавершенный и готовый продукты (по отношению к готовому продукту). [1, с. 43].

В теории существует большое количество классификаций планирования затрат, однако, обобщая, можно выделить два метода: планирование от достигнутого и планирование от производства. В качестве основы для сравнения в планировании «от достигнутого» используют затраты прошлых периодов. В планировании «от производства» используют производственно-ресурсные потребности. Планирование от достигнутых потребностей - метод, не требующий серьезных затрат труда персонала организации. Но, его недостаток в том, что достаточно трудно понять, что именно стоит за установленными показателями. Метод планирования затрат от производства более

совершенен, так как при нем можно детально рассмотреть объем производства, действительный объем ресурсов, а также перечень мероприятий, планируемых к выполнению. Лучше применять метод «от производства», основанием для его использования служат: производственная программа, нормы потребляемых ресурсов, состав продукта, календарно-плановые нормативы, величина фактического незавершенного производства на начало планового периода. Такие исходные данные дают возможность формировать единый план-график, который позволит определить потребность производства в ресурсах на каждый рабочий день на протяжении всего производственного цикла изготовления продукта. В результате легче составить подетальный план производства, и далее преобразовать его в комплексный план затрат. При планировании затрат на единицу продукции, затраты подразделяют на нормируемые и ненормируемые. Нормы расходов предоставляют соответствующие службы: нормы по энергию и топливу - службы энергетиков, службы технологов предоставляют нормы расходов по сырью и материала. При планировании ненормированных затрат используют систему коэффициентов.

К основным особенностям затрат относятся: динамизм, многообразие, трудность измерения затрат, а также противоречивость влияния на экономический результат. Рассмотрим подробнее. Первая особенность - динамизм затрат заключается в том, что затраты изменяются, находясь в постоянном движении. В условиях рынка меняются цены на приобретаемое сырье и материалы, комплектующие изделия, тарифы на услуги, также происходит обновление продукции, пересмотр норм расхода затрат. Это все отражается на уровне затрат и соответственно на себестоимости продукции. Поэтому рассматривать затраты в статике не рекомендуется, так как это будет условно и не отразит их реального уровня. Вторая особенность -многообразие затрат, поэтому необходимо применять широкий спектр приемов и методов управления затратами. Многообразие выражается в классификации затрат, что дает возможность оценить степень влияния различных затрат на экономическую деятельность фирмы, а также при изготовлении изделия использовать только те затраты, которые необходимы, т.е. правильно их соотносить. Третья особенность затрат заключается в трудности измерения, учета и оценки затрат, так как нет абсолютно точных методов для их измерения. К четвертой особенности относят сложное и противоречивое влияния затрат на прибыль. К примеру, чтобы повысить прибыль предприятию необходимо снизить текущие затраты на производство, но, чтобы это осуществить нужно повысить капитальные затраты на научно-исследовательские разработки, технику, технологию и др.

Метод планирования - это конкретные способы расчетов показателей. При планировании затрат

предприятия могут использовать такие методы как: нормативный, расчетно-аналитический, экономико-математическое моделирование, балансовый метод,

Относительно развития теории проблеме планирования затрат на предприятии, а также управления затратами, посвящено немалое количество научных статей и публикаций. На практике же большинство организаций сталкиваются с некоторыми сложностями в решении различных проблем управления, в результате чего не удается создать эффективную систему управления затратами на предприятии. Это происходит по следующей причине: долгие годы система управления затратами на отечественных предприятиях была вторичной по отношению к другим системам; предприятию не удавалось найти эффективные пути снижения затрат, поскольку система планирования затрат ориентировалась только на централизованные, внерыночные критерии принятия решений, не рассматривая другие возможности повышения эффективности.

Нехватка опыта в сфере управления затратами приводит организацию к потере ориентиров в области планирования затрат, потере контроля за уровнем затрат. Предприятие не готово к новым условиям работы в данной области, что еще более усугубляет ситуацию, так как механизм планирования по снижению затрат перестает отвечать современным требованиям. Поэтому проблема переориентации теории и накопленного практического опыта на преодоление новых задач в области планирования и управления затратами приобретает весьма значительную актуальность.

Когда в стране начали осуществлять экономические реформы, российская экономическая литература активно прослеживала зарубежный опыт по управлению затратами, который впоследствии обобщался,

бюджетирование, метод оптимизации плановых решений (табл. 1).

Таблица 1

учитывая специфику переходного периода и особенности отечественного опыта.

Изучая накопленный российский и зарубежный опыт, касающийся управления затратами, можно рассмотреть основные проблемы совершенствования системы управления затратами. К первой проблеме относится многообразие различных видов расходов, поэтому необходимо дополнительно изучать их классификационные особенности для последующего обобщения, чтобы оптимизировать управленческий учет. Вторая проблема заключается в изменении состава самих затрат. Данная проблема в настоящее время до сих пор остается не решенной. Ее сложность состоит в том, что порой невозможно точно измерить состав затрат, а это, в свою очередь, создает дополнительные трудности в осуществлении учетных операций. Третья проблема состоит в неоднозначном влиянии затрат на финансовый результат предприятия в целом. Поэтому управление затратами требует дополнительных исследований и разработок, направленных на преодоление выше обозначенных проблем. [2, с.97-99]

Планирование затрат занимает одно из важнейших мест в практической деятельности любой организации. Однако часто допускаемые просчеты способствуют снижению эффективности системы планирования. Рассмотрим наиболее значимые проблемы:

1. Проблема рационализации затрат. Даже при самом жестоком регламентировании размеров затрат в экономических подразделениях не всегда удается избежать нерационального расходования ресурсов. Для этого необходима максимальная декомпозиция

Виды методов планирования

Название метода Сущность метода

Нормативный Используются ранее установленные нормы и технико-экономические нормативы, а на их основе определяют потребность в финансовых ресурсах

Расчетно-аналитический Плановая величина финансового показателя рассчитывается исходя из анализа достигнутой величины финансового показателя, который принимают за базу, а также изменения индексов в плановом периоде.

Балансовый С помощью построения балансов согласуются финансовые ресурсы, которые имеются в наличии, и фактическая потребность в ресурсах.

Позаказный Предприятие, выпускающее разного рода продукцию, определяет себестоимость единицы продукции отношением затрат на количество изделий, произведенных по данному заказу.

Оптимизация плановых решений Разрабатываются несколько вариантов планового расчета затрат, затем из них выбирают наиболее приемлемый оптимальный вариант

Экономико- математическое моделирование Возможность выражения количественных взаимосвязей между финансовыми показателями и их определяющими факторами. Эта связь выражается через экономико-математическую модель.

Бюджетирование Разработка взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности организации, ее подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования. Осуществляется контроль за выполнением этих планов, далее применяют корректирующие воздействия на отклонения от параметров.

затрат, а также совершенствование нормативов и кор-реагирование устаревающих технических норм. Разработка более совершенных моделей технологических операций, а также средств автоматизации контроля, дает возможность более оперативно оптимизировать параметры производства в автоматическом режиме, более точно определять состояние технологического оборудования, необходимость в ремонте и тем самым снижать затраты. Автоматизация планирования затрат, а также учет затрат с полноценной детализацией позволит выявить составляющие затрат в трудных для традиционного нормирования сферах деятельности: в ремонтных, транспортных и обеспечивающих службах. Автоматизация планирования затрат позволяет выявить ранее сомнительные закономерности, и получить отчетные данные в реальном времени, чтобы принять решение на будущий плановый период.

2. Неполнота информации и недостаточность навыков работы с такой информацией. При планировании затрат применяются данные прошлых периодов, в связи с этим надежность плана будет зависеть от точности фактических показателей прошлого. Данная картина не будет полной даже при наличии хорошо налаженной систему бухгалтерского и статистического учета, поскольку не все аспекты экономической системы поддаются оценке. К таковым можно отнести действия конкурентов, экономические циклы, политическая обстановка и прочие. Эти обстоятельства придают планированию затрат вероятный характер. Так как предприятие может не располагать всей необходимой информацией для корректного составления плана затрат, а зачастую даже может не знать о существовании каких-либо базовых данных, качество плановых решений по затратам будет зависеть от профессионализма и компетенции плановиков. Следовательно, для реализации преимуществ, созданных планированием затрат, руководству желательно не только совершенствовать планирование, но и уметь учитывать долгосрочные прогнозы несмотря на их расплывчатость и неполноту.

3. Недостаток объективности в планировании затрат. При планировании затрат зачастую предпочтение отдают привычному традиционному варианту, несмотря на существование множества альтернативных решений для достижения цели. Специально подобранные и хорошо документированные альтернативы могут помочь найти рациональное решение.

4. Вопрос ответственности. На предприятиях часто возникает проблема распределения ответственности, а также проблема информационного взаимодействия между планово-экономическим отделом и руко-

водителями других подразделений. Недоработки в плане организации оказывают негативное влияние на степень проработанности и исполнения планов. Следовательно эффективное управление затратами невозможно без качественного планирования затрат.

5. Проблема стратегии планирования затрат. Во-первых, постановка целей в рамках стратегического планирования затрат на многих предприятиях слишком формализована, поэтому процесс планирования затрат недостаточно понятен в отношении базовых идей и выдвигаемых целевых установок. Как правило, попытки разработать оригинальную стратегию с помощью бюрократических структур не обеспечивают желательный результат, так как цели должны быть осмысленны и иметь четкое содержание, результаты -быть измеримыми, а заданные параметры - выполнимыми. Во-вторых, нет связи между оперативным и стратегическим планированием затрат. Это объясняется недостаточным доведением стратегических целей до сферы оперативной деятельности. В результате чего эти цели оказываются не охваченными оперативным планированием затрат, что затрудняет их реализацию. В-третьих, в рамках оперативного планирования затрат постановка целей на многих предприятиях отсутствует.

6. Недоверие руководства предприятия к планированию как к виду управления затратами. Распространенно мнение, что в бизнесе важно умение «крутиться», разбираться в текущей обстановке, отсюда возникает недостаток внимания к будущему. Такой ситуация на некоторых предприятиях решается созданием децентрализованной системы планирования, что позволяет освободить плановиков от выполнения оперативных функций и направить больше внимания на проблемы планирования.

7. Проблема выбора метода планирования затрат. При построении стратегии, главная задача предприятия - это определение задач и выбор направлений развития, которые впоследствии преобразуются в текущие планы предприятия. Затем составляют и утверждают программы долгосрочного развития, в которых уточняются начальные планы, указываются конкретные сроки их исполнения, оцениваются затраты, и определяются источники финансирования. [3, с. 283-286].

Решение вышеописанных проблем планирования затрат требует от предприятия систематизации и конкретизации основных методов управления затратами.

Рассмотрим наиболее эффективные методы в табл. 2.

Таблица 2

Виды методов управления затратами_

Метод управления затратами Сущность метода

Система «stand-ard-cost» Метод использования стандартов, которые необходимы для определения единственного наилучшего пути использования ресурсов. Данная система служит отличным инструментом для контроля производственных затрат, ведь на основе уже установленных стандартов можно заранее определить сумму затрат на производство и реализацию продукции, рассчитать себестоимость для определения цены, определить сумму предполагаемых доходов в будущем. Стандарты представляют тот идеал, к которому стремится предприятие. Однако, среда функционирования фирмы динамична и обладает неопределенностью, из-за этого фактические значения затрат часто превышают стандарты. Преимуществами метода являются: получение информации о стандартных затратах по отдельным видам продукции; учет отклонений и выявление причин их возникновения в оперативном порядке; контроль и обобщение данных о фактических потерях; поиск резервов снижения затрат; оценка результатов работы производственных отделов и предприятия в целом. Недостатками метода являются: трудность составления стандартов в условиях инфляции; сложность составления стандартов при выполнении большого количества заказов, разных по характеру и типу, за короткое время. Метод «стандарт-кост» направлен на постоянный поиск путей снижения затрат. [4, ^295]

Activity-Based Costing Этот метод функционального учета затрат предполагает, что затраты появляются в результате выполнения внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессов. Формирование информации о затратах проходит в три стадии: 1) определяется величина расхода ресурсов по организационным и структурным подразделениям; 2) далее, на основе величин расхода ресурсов, определяют затраты по каждому виду внутрихозяйственной деятельности, осуществляемому в одном или же нескольких подразделениях фирмы; 3) затем, исходя из величин затрат по отдельным видам внутрихозяйственной деятельности и объемов потребления, определяется себестоимость продукции. [5, с. 94]. К основным преимуществам метода относятся: выявление дополнительных резервов для снижения затрат в ходе рационализации бизнес-процессов; высокая точность определения себестоимости продукции; выявление причинно-следственной взаимосвязи между величиной затрат и процессами, происходящими на предприятии; улучшение механизма контроля и управления затратами. Недостатком метода состоит в том, что на каждый бизнес-процесс воздействует множество факторов, которые зачастую сложно определить. Особенно трудно определить краткосрочные факторы.

Target costing Система таргет-костинг (целевое калькулирование себестоимости) рассчитывает себестоимость изделия по заранее установленной цене реализации, которая определяется благодаря маркетинговым исследованиям. [6, с.45]. Метод осуществляется на стадии планирования и разработки продукции. Исследования подтверждают, что именно на этом этапе происходит формирование около 80% затрат по производству. Целевое калькулирование себестоимости - это определение себестоимости, по которой производство и продажа продукта с заданными возможностями и качеством обеспечит необходимый желаемый уровень прибыли при предлагаемой продажной цене. Данный метод планирования себестоимости продукции производит планирование по трем стратегическим направлениям конкурентной борьбы: цена, качество, функциональные возможности.

Kaizen costing «Кайзен» в переводе с японского - улучшение, которое должно происходить во всех аспектах деятельности предприятия: расходования материалов, рабочего времени, использования оборудования. Эта методика, калькулирование непрерывного улучшения себестоимости продукции, применяется на двух уровнях: на уровне предприятия и на уровне продукции. На уровне предприятия метод выявляет способы наиболее эффективного выполнения бизнес-процессов в сферах производства, сбыта, обслуживания и тем самым обеспечивает снижение основных и накладных затрат. На уровне продукции метод кайзен-костинг производит поиск способов и путей снижения себестоимости какого-либо вида изготавливаемой продукции. Кайзен-костинг позволяет снизить количество затрат, связанных с дефектами продукции.

Система «just-in-time» Сущность системы «точно в срок» - это производство продукции только тогда, когда в ней существует потребность, и только в том количестве, которое необходимо покупателям. [7, с.280]. Этот метод позволяет избавиться от излишки производства, и тем самым сократить затраты на нереализуемую продукцию.

CVP-анализ. CVP-анализ показывает какое воздействие на прибыль оказывают такие факторы, как: цены на продукцию, объем продаж, переменные расходы на единицу продукции, общая величина постоянных расходов, структура реализуемой продукции. СУР--анализ помогает менеджерам понять механизм взаимодействия между этими показателями.

Рассмотрев основные методы управления затратами, можно сделать вывод, что в каждом из них управление затратами организовано по-разному. Каждый метод имеет свои определенные преимущества и

недостатки, поэтому вполне целесообразно использовать смешанные методы, объединяющие в себе несколько методов управления затратами. Такое применение смешанных методов позволит предприятию

повысить эффективность управления затратами и достичь более высоких экономических результатов.

Таким образом, эффективное управление затратами невозможно без качественного планирования затрат. В результате разрешения множества проблем и существенных недостатков планирования затрат на предприятии, в свою очередь позволит российской экономике достичь стабилизации развития.

Литература

1. Иванюта П.В., Луговская А.П., Управление затратами: учеб. пособие .// Киев: «Центр учебной литературы», 2011г. - 316 с.

2. Коновалова Г. И. Проблемы управления затратами на промышленном предприятии способы их решения / Г. И. Коновалова // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 1. — С.97-99

3. Жукова Е. А., Рожкова М. Г. Проблемы управления затратами на предприятии // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 283-286.

4. Керимов В.Э., Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы//Учебное пособие- М.: 5 изд., 2008 г. - 477 с.

5. Попов Л. В., Маслов И. А. Процедура внутрипроизводственного учета затрат и управления себестоимостью // Финансовый менеджмент. — 2014.- № 1.- С.55-57.

6. Радченко К., Таргет-костинг или искусство делать дешевле//Менеджмент и менеджер, 2003 г., -№ 11 - с. 45

7. Цмоць А.И., Анализ и выбор методов стратегического управления машиностроительным предприятием в режиме реального времени // НУ "Львовская политехника" - Сборник научно-технических работ, 2010 - Вып.20.3 - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.