Научная статья на тему 'Анализ и управление материальными запасами предприятия на основе экономико-математических методов'

Анализ и управление материальными запасами предприятия на основе экономико-математических методов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
503
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАПАСОВ / АВС-АНАЛИЗ / XYZ-АНАЛИЗ / ОПТИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЗАКАЗА / ОПТИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ЗАКАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коврижных О.Е.

В статье рассмотрены основные экономико-математические методы, применяемые для анализа и управления материальными запасами, такие как методы АВС и ХYZ анализа, и модель управления заказами EOQ. Применение данных методов позволяет существенно повысить эффективность системы управления запасами на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и управление материальными запасами предприятия на основе экономико-математических методов»

его увеличение, что говорит о том, что ЗАО «Компания «Новые технологии» рационально распоряжается своими денежными средствами.

Для анализа эффективности управления денежных потоков используем следующие показатели:

- расход денежных средств;

- поступление денежных средств. В целом, использование денежных средств можно признать эффективным, т.к. доля активов организации в денежной форме соответствует текущим потребностям в них [1, с. 16].

В ходе проведения анализа было выявлено, что чистый денежный поток предприятия был положителен в течение всех трёх лет. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что у предприятия излишек денежных средств, что является положительным моментом, поскольку данные средства могут быть направлены на решение других задач, или создание резервов, что также не мало важно в деятельности предприятия.

Кроме того, максимизация чистого денежного потока предприятия обеспечивает рост уровня самофинансирования предприятия, снижает зависимость от внешних источников финансирования.

Список литературы:

1. Ширяева Н.В. Актуальные вопросы анализа денежных средств на предприятии // Сборник научных трудов 8^этИ. - Одесса, 2013. - Т. 35, № 3. -С. 12-17.

АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ

ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

© Коврижных О.Е.*

Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны

В статье рассмотрены основные экономико-математические методы, применяемые для анализа и управления материальными запасами, такие как методы АВС и ХYZ анализа, и модель управления заказами EOQ. Применение данных методов позволяет существенно повысить эффективность системы управления запасами на предприятии.

Ключевые слова материальные запасы, экономико-математические методы, управление запасами, дифференциация запасов, АВС-анализ, XYZ-анализ, оптимальный объем заказа, оптимальное время заказа.

* Доцент кафедры «Математические методы в экономике», кандидат экономических наук, доцент.

В условиях рыночной экономики становится актуальным вопрос организации оперативного контроля и управления запасами материальных ресурсов на предприятии. Решению данной проблемы в определенной степени способствует внедрение экономико-математических методов, которые позволяют наладить учет движения материальных ресурсов, определить оптимальную периодичность и интервал поставки, снизить затраты на управление запасами.

Для эффективного управления материальными запасами с использованием экономико-математических методов рекомендуются применять следующую последовательность процедур:

1. провести группировку и ранжирование материальных ресурсов компании методом АВС-анализа;

2. провести классификацию ресурсов фирмы в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности с применением XYZ-анализа;

3. составить матрицу АВС-XYZ и выделить товарные позиции, требующие тщательного контроля при управлении запасами;

4. для наиболее важных категорий материальных ресурсов провести расчеты оптимальной периодичности заказов, объема и времени заказа с использованием математических методов управления запасами;

5. определить минимальные затраты на управление запасами.

Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы [1, с. 91].

Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а применительно к торговле - ассортимент товаров) по степени вклада в намеченный результат.

Порядок проведения АВС и ХУЪ анализа представлен в табл. 1.

Таблица 1

Порядок проведения АВС и XYZ анализа

Порядок проведения анализа АВС Порядок проведения анализа ХУЪ

Формулирование цели анализа Определение коэффициентов вариации по отдельным позициям ассортимента

Идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС Группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициента вариации

Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления Построения кривой ХУЪ

Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа X, группа У и группа Ъ

Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака

Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С

Построения кривой АВС

Метод ХУ2-анализа - классификация ресурсов фирмы, рассмотренных при проведении АВС-анализа в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности.

Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа ХУ2 иной, здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования [2, с. 44].

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к определенной группе, является коэффициент вариации спроса по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости.

Категории ресурсов в анализах АВС и ХУ2 представлены в следующей табл. 2.

Таблица 2

Категории ресурсов в анализах АВС и XYZ

АВС-анализ XYZ-анализ

Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля. Ресурсы этой группы - основные в бизнесе фирмы. Категория X материалы, спрос на которые имеет постоянный характер или подвержен случайным незначительным колебаниям, и поэтому поддается прогнозированию с высокой точностью. Удельный вес таких материалов в общей номенклатуре, как правило, не превышает 50-55 %.

Категория В составлена из тех видов ресурсов, которые в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного). Категория Y материалы, потребление которых осуществляется периодически либо имеет характер падающей или восходящей тенденции. Их прогнозирование возможно со средней степенью точности. Их удельный вес в общей номенклатуре составляет около 30 %

Категория С С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных ресурсов, характеризующихся упрощенными методами планирования, учета и контроля. Категория Z Для материалов категории Z (они составляют 15 % в общей номенклатуре) нельзя выявить какой-либо закономерности потребления, поэтому прогнозирование их расхода невозможно.

Практика многих предприятий доказывает, что проведение ABC и XYZ анализов совместно значительно эффективнее, чем проведение анализов по отдельности. Благодаря совмещению анализов, облегчается планирование количества запасов и улучшается их управляемость. Для этого составляют матрицу АВС-XYZ (табл. 3), затем определяют по каждой позиции материальных запасов соответствующую группу и необходимые для данной группы технологии управления запасами [2, с. 51].

Таблица 3

Матрица АВС-XYZ

AX | AY | AZ Необходимо выработать индивидуальные технологии управления запасами (для AX Рассчитать оптимальные размер заказа; рассмотреть возможность применения технологии доставки « Точно в срок», для AZ - Контролировать ежедневно, предусмотреть страховой запас)_

BX | BY | BZ Управление запасами может осуществляться, как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям (по срокам планирования, способам доставки)_

CX | CY | CZ Планирование запасов может осуществляться на более длительный период с еженедельной проверкой наличия запаса на складе_

Одна из важных проблем управления закупками - определение оптимального размера и оптимального времени заказа. Наиболее известная модель такой оптимизации - модель оптимизации объема поставок (Economic order quantity - EOQ), разработанная еще в начале XX века, позволяет определить, какой объем ресурсов и в какой момент времени следует доставлять на предприятие [3, с. 308].

Эта модель основана на следующих допущениях, которые необходимо учитывать при применении в практических ситуациях [3, с. 309]:

1. потребность предприятия в ресурсах в течение планируемого периода распределяется равномерно, сезонные колебания потребности отсутствуют;

2. потребность в ресурсах остается непрерывным;

3. закупки могут осуществляться в любой момент времени;

4. разовый объем закупок может быть любым;

5. страховые и транзитные запасы отсутствуют;

6. временной период между двумя заказами остается постоянным;

7. исполнение заказа осуществляется сразу и в полном объеме;

8. каких-либо складских ограничений по объему хранения не существует;

9. затраты на осуществление одного заказа и цепа приобретаемого ресурса в течение рассматриваемого периода остаются постоянными.

Оптимальный размер заказа лежит в интервале между двумя крайними вариантами. В первом случае годовая потребность в ресурсах удовлетворяется за счет единовременной поставки. Хотя затраты на размещение заказа и доставку ресурсов возникают только один раз, но резко увеличиваются расходы на хранение и потери вследствие «замораживания» активов в складских запасах. В противоположном случае доставка ресурсов осуществляется ежедневно, что приводит к минимизации расходов, связанных с созданием складских запасов, но в то же время - резко увеличиваются расходы на размещение заказов и доставку ресурсов.

Основные формулы, применяемые для расчета показателей системы управления запасами [3, с. 313], представлены в табл. 4.

Таблица 4

Основные формулы, применяемые для расчета показателей системы управления запасами с использованием модели ЕОО

Показатель Формула расчета

Оптимальный размер заказа, т Qopt = л/ 2VK /(H + Pr),

Оптимальное число заказов в год, раз n = V / Qopt = FV(H + Pr)/ 2 •V • К =-y](V(H + Pr)/ 2K)

Оптимальная периодичность заказов, дни t=365/n

Минимальные общие затраты на управление запасами, руб. S min = X + Y + Z = V •K / Q + (Q / 2) • (H + P • r ) = = V -K^/(H + P- r ) /2 •V • К + (l / 2) x x^/2 •V •K / (H + Pr) • (H + Pr) = = ■4V • К • (H + Pr)/2 + + ■4V • К • (H + Pr) /2 = 2 x Хд/ V • К • (H + Pr)/2. S min = д/ 2V^H + Pr)

Условные обозначения V - годовая потребность в материале, т; Q - размер одного заказа, т; K - затраты на размещение и исполнение одного заказа, руб.; H - годовые затраты на хранение единицы среднего запаса материала; P - цена единицы закупаемого материала, руб.; r - годовая доходность альтернативных вариантов использования активов; t - временной период между двумя заказами.

Таким образом, можно сказать, что внедрение математических методов управления запасами позволит решить множество вопросов связанных с функционирования многих подразделений фирмы. В частности, внедрение АВС и XYZ дает положительный результат в следующем:

- принятие решений по компонентам проекта заказа;

- достоверность получаемой информации;

- мониторинг процесса заказа;

- целесообразность принятия решений;

- эффективность принятия решений;

- точность исполнения процесса заказа.

Практическое применение метода определения оптимального объема и времени заказа также подтверждает его высокую эффективность, так как оптимизируя объем и периодичность поставок, можно получить значительную экономию финансовых ресурсов, которая вытекает из разностей сумм

совокупных минимальных затрат на управление запасами при старой системе поставок и при новой.

Список литературы:

1. Гаджинский А.М. Логистика [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / А.М. Гаджинский. - 21-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 420 с.

2. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. - 2-е издание. - М.: Изда-тельско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. - 180 с.

3. Практикум по экономике организации (предприятия): учеб. пособие / под ред. проф. П.В. Тальминой и проф. Е.В. Чернецовой. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 464 с.

СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

© Красильников А.С.*

Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

В статье раскрывается понятие конкурентоспособности предприятий, рассматриваются факторы и стратегии конкурентоспособности предприятий.

Ключевые слова конкурентоспособность предприятий, сегмент рынка, свойство товара, потребительский спрос, стратегический менеджмент.

На современном этапе развития общества в условиях жесткой конкурентоспособной среды, очень нелегко не только проявлять адаптивность к постоянным изменениям, происходящим вокруг, но и быть лучшим в своей сфере деятельности. Причиной этому, вероятнее всего, является постоянно возрастающая конкуренция между компаниями, предлагающими обществу те или иные товары и услуги. Поэтому в управлении предприятием, так важна гибкость и устойчивость к различным факторам, способным ослабить его деятельность. Зарубежные и отечественные исследователи, изучая проблемы конкурентоспособности предприятий, в зависимости от своих научных интересов в области маркетинговых исследований предлагали свои критерии и источники конкурентоспособности. Мы рассмотрим их ниже.

Полагаем, что, прежде всего, необходимо обратиться к понятию конкурентоспособности предприятий. Анализируя научные работы и публикации в

* Магистрант кафедры Менеджмента и маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.