Научная статья на тему 'Стратегия управления материальными запасами на промышленном предприятии'

Стратегия управления материальными запасами на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1278
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАПАС / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ / INVENTORY MANAGEMENT STRATEGY / СКЛАД / WAREHOUSE / ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / STOCKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокофьева Оксана Сергеевна, Ющук Яна Владимировна

Рассмотрена интегрированная стратегия управления запасами предприятия, которая включает в себя составление плана закупок, определение стратегии управления запасами и формы собственности транспортных средств, определение оперативной политики и критериев деятельности предприятия. Данная стратегия предусмотрена повысить эффективность управления запасами и сократить расходы, связанные с хранением и транспортировкой запасов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIAL INVENTORY MANAGEMENT STRATEGY AT INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article deals with the integrated management strategy of enterprise stocks. It includes purchase scheduling, identification of inventory management strategy and forms of vehicle ownership, specification of operating policy and enterprise operation criteria. This strategy is aimed at the improvement of inventory management efficiency as well as at cutting down the expenses related to storage and transportation of stocks.

Текст научной работы на тему «Стратегия управления материальными запасами на промышленном предприятии»

УДК 658.7

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

© О.С. Прокофьева1, Я.В. Ющук2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрена интегрированная стратегия управления запасами предприятия, которая включает в себя составление плана закупок, определение стратегии управления запасами и формы собственности транспортных средств, определение оперативной политики и критериев деятельности предприятия. Данная стратегия предусмотрена повысить эффективность управления запасами и сократить расходы, связанные с хранением и транспортировкой запасов.

Ключевые слова: запас; стратегия управление запасами; склад; логистика.

MATERIAL INVENTORY MANAGEMENT STRATEGY AT INDUSTRIAL ENTERPRISES O.S. Prokofieva, Ya.V. Yushchuk

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with the integrated management strategy of enterprise stocks. It includes purchase scheduling, identification of inventory management strategy and forms of vehicle ownership, specification of operating policy and enterprise operation criteria. This strategy is aimed at the improvement of inventory management efficiency as well as at cutting down the expenses related to storage and transportation of stocks. Keywords: stocks; inventory management strategy; warehouse; logistics.

Транспорт

Актуальность проблемы оптимизации материальных запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты. В современной рыночной экономике повышение эффективности управления материальными запасами достигается за счет внедрения логистической концепции, предусматривающей интегрированный подход к управлению запасами в границах логистической системы, а также определения оптимального уровня запасов материальных ресурсов на основе прогнозных оценок их потребности.

Эффективное управление запасами позволяет предприятию удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая также запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль.

Управление запасами - это главный элемент логистики, который должен быть интегрирован в единую систему для достижения целевых нормативов в обслуживании потребителей. Традиционный метод повышения качества сервиса заключался в наращивании объема запасов, но сегодня осуществимы и другие решения: ускорение транспортировки грузов, улучшение информационнго обеспечения для сокращения неопределенности или использование альтернативных источников снабжения. Общий логистический менеджмент в принципе должен обеспечивать достижение планового уровня обслуживания, но клю-

чевая роль в этом принадлежит управлению запасами.

Авторами предлагается следующий процесс выработки интегрированной стратегии управления материальными запасами, который состоит из трех этапов:

- составление плана закупок;

- определение стратегии управления запасами и формы собственности транспортных средств;

- определение оперативной политики и критериев деятельности предприятия.

Ниже опишем и проиллюстрируем каждый из этапов (рис. 1).

Целью составления плана закупок является классификация продукции, при помощи которой можно повысить эффективность управления запасами за счет более целесообразного и обоснованного распределения усилий в этой области. Классификацию следует проводить по трем методам контроля управления материальными запасами: по объему продаж (метод АВС), по вариации спроса (метод XYZ) и по обороту (метод apY).

Классификация по объему продаж - это один из первых методов выработки избирательной политики или стратегии. Такую классификацию называют еще классификацией по приоритетности и классификацией по методу АВС, и сводится она к выявлению групп продукции со схожими характеристиками. Подобная классификация основана на понимании того факта, что не вся продукция одинаково важна для фирмы.

1 Прокофьева Оксана Сергеевна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89086460247, e-mail: о[email protected]

Prokofieva Oksana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: 8-908-6-460-247, e-mail: о[email protected]

2Ющук Яна Владимировна, аспирант, тел.: 89500551427, e-mail: [email protected] Yushchuk Yana, Postgraduate, tel.: 89500551427, e-mail: [email protected]

Рис. 1. Алгоритм составления интегрированной стратегии управления материальными

запасами на предприятии

Транспорт

Толковое управление запасами обеспечивает согласованность классификации продукции со стратегией и сервисными целями компании.

Для классификации можно использовать разные параметры. Чаще всего это объем продаж, валовая прибыль, стоимость запасов, норма потребления и рыночные характеристики продукции. В соответствии с этими параметрами продукцию группируют по признаку сходства.

Классификационный перечень указывает, к каким группам продукции следует применять одинаковые стратегии управления запасами. Группировка продукции облегчает выработку таких стратегий, ибо учитывает специфические характеристики каждой группы, но при этом не требует выявления свойств каждого отдельного продукта. Нечего и говорить о том, что управлять тремя - десятью группами объектов намного проще, чем сотнями разрозненных объектов.

Метод группировки запасов по методу АВС основан на применении правила Парето (сформулированного итальянским социологом и экономистом Виль-фредо Парето), или правила 20/80. Принцип Парето гласит, что значительная часть сущностей определяется незначительным количеством причин (80% сущностей определяются 20% причин). Таким образом, идея метода состоит в том, чтобы выделить небольшое количество объектов, имеющих наибольшую важность, т.е. определяющих значительную часть интересующего нас (критического) параметра.

Графическое представление такого распределения товарных запасов по группам носит название кривой АВС или кривой Лоренца и представлено на рис. 2, а. Данная кривая строится в прямоугольной системе координат: по оси OX откладываются объекты управ-

ления, выстроенные в порядке убывания доли в общем результате, в процентах к общему количеству объектов управления; по оси ОУ откладывается доля вклада объекта в общем результате, исчисленная нарастающим итогом и выраженная в процентах [1, 2, 3, 4].

Классификация по вариации спроса - второй метод контроля управления материальными запасами. Такая классификация сводится к разделению всего ассортимента (ресурсов) на три группы X, У, Ъ в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. При этом необходимо рассчитать коэффициент вариации спроса материальных запасов предприятия. Коэффициент вариации спроса рассчитывается на основе значения спроса по оцениваемой позиции, среднего значения по данной позиции за определенный период:

Ч = *—^ • 100%,

X

где х1 - ¡-е значение спроса по оцениваемой позиции; х - среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период п; п - величина периода, за который произведена оценка.

Далее все ассортиментные позиции готовой продукции должны быть распределены на три группы X, У, Ъ в соответствии с установленными интервалами значений коэффициента вариации спроса для каждой группы.

В группу X включают товары, спрос на которые равномерен, либо подтвержден незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.

В группу У включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы У - средние.

В группу Ъ включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Ъ сложно.

Построение кривой хУъ осуществляется на прямоугольных координатах (рис. 2, б. По оси ОХ откладывают позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариации спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента [1, 2, 3, 4].

Классификация по обороту - третий метод контроля управления материальными запасами. Метод а^ основан на таком признаке, как оборот товарных запасов. При использовании данного метода весь ассортимент также делят на три группы в зависимости от оборота. Этот метод в некоторой степени, также как метод АВС, соответствует правилу Парето (80% сущ-

ностей определяются 20% причин), только в данном случае 20% запасов имеют 80% оборота всех товарных запасов предприятия.

Группа а включает товары, оборот которых составляет примерно 80% всего оборота продукции предприятия; группа в - товары, на оборот которых приходится 15% всего оборота продукции предприятия; группа y - товары, оборот которых - оставшиеся 5% от всего оборота продукции предприятия.

Графическое представление такого распределения товарных запасов по группам носит название кривой apY или кривой Лоренца (рис. 2, в).

На основе вышеизложенных данных по методам контроля управления материальными запасами можно вывести условия проведения классификации продукции по трем рассмотренным признакам (табл. 1).

Результатом совместного проведения анализов ABC, XYZ и apY являются матрицы, состоящие из девяти различных классов материалов, каждый из которых имеет две характеристики: стоимость запасов и точность прогнозирования потребности в них (рис. 3).

а б в

Рис. 2. Графические представления методов нормирования и управления запасами: а - кривая анализа АВС; б - кривая анализа ХУ1; в - кривая анализа а^

Таблица 1

Условия проведения анализа по управлению материальными запасами _по трем рассмотренным признакам_

П ризнак «Стоимость» (метод АВС)

Группа Стоимость Количество номенклатурных позиций Система управления запасами

А 80% 20% JIC

В 15% 30% JIT

С 5% 50% JIT

Признак «Вариация спроса» (метод XYZ)

Группа Коэффициент вариации Количество номенклатурных позиций Система управления запасами, ТС

X до 10% 30% JIT, ТС без резерва

Y более 10%, но не более 25% 30% JIT, ТС без резерва

Z более 25% 40% JIC, ТС в резерве

Признак «Оборот» (метод aPY)

Группа Оборот Количество номенклатурных позиций Система управления запасами, ТС

a 80% 20% JIT, ТС собственные

в 15% 30% JIT, ТС привлеченные

Y 5% 50% JIT, ТС привлеченные

Потребность

Потребность

высокая

V

X Y Z

А АХ AY AZ

В вх BY BZ

С - сх CY С Z

>

Точность прогнозирования высокая низкая

высокая

V

a 8 1

A Aa AP A~f

В Ba Bp ЙХ

С Ca . cp cx

—>

Точность прогнозирования высокая низкая

а

Потребность высокая

V

a С 1

X Xa xp XX

Y Ya Yp Xt

Z Za zp а

Точность прогнозирования

высокая

Рис. 3. Матрицы совмещения результатов анализа: а - по методу АВС и XYZ; б - по методу АВС и afiy; в - по методу XYZ и afiy

Следующий этап - определение стратегии управления запасами и формы собственности транспортных средств для каждой группы (или сегмента) продукции. Подобная стратегия охватывает все аспекты процесса управления запасами, включая сервисные нормативы, методы прогнозирования, технику управления, периодичность контроля.

В результате обработки данных табл. 1 можно определить, каким группам методов контроля запасов соответствуют логистические концепции JIT (Just-in-time) или JIC (Just-in-case), а также принадлежность транспортных средств. Исходя из полученных данных, составляется план закупок (табл. 2).

Принадлежность транспортных средств определяется по следующим критериям: находятся ли они в собственности предприятия, либо привлеченные, т.е. взятые в аренду, находящиеся в резерве или нет.

Заключительный этап разработки стратегии управления запасами - придание ей практической направленности путем подробного определения управленческих процедур и критериев деятельности. Описание управленческих процедур отражает информационные потребности, применение программных средств обработки данных, оперативные цели и схемы принятия решений. Критерии деятельности выражаются в таких числовых показателях, как продолжительность периода контроля, сервисные нормативы, доля затрат на содержание запасов, размер заказа, точка заказа. Эти критерии в сочетании либо непосредственно определяют количественные параметры запасов, на основании которых принимаются управленческие решения, либо могут быть использованы для расчета таких параметров.

Пример плана закупок

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Комбинация групп методов контроля Комбинация логистических стратегий Логистическая Вид собственности транспортного

позиции стратегия средства

1 cyy JIT - JIT - JIT JIT ТС привлеченные, без резерва

2 CZy JIT - JIC - JIT JIC ТС привлеченные, в резерве

3 AZa JIC - JIT - JIT JIC ТС собственные, в резерве

n cxp JIT - JIT - JIT JIT ТС привлеченные, без резерва

б

в

1ШШ1

Транспорт

После того как процедуры и критерии установлены, пользуясь ими, следует регулярно следить за хозяйственной обстановкой и результатами деятельности. Это необходимо, чтобы удостовериться, что в каждой конкретной ситуации система управления за-

ботанной интегрированной стратегии управления материальными запасами на промышленном предприятии.

При этом проводился математический анализ фактически хранящейся на складе предприятия про-

!(х)*1000000

Рис. 4. Пример эмпирических и теоретических частот абсолютного изменения суммарного количества запасов

пасами отвечает намеченным целям и что характеристики потребителей или продуктов не претерпели существенных изменений. При увеличении спроса на тот или иной продукт система контроля должна выявить возросшую потребность и, возможно, указать на необходимость перехода от реактивных к плановым методам управления запасами.

Для проверки эффективности разработанной интегрированной стратегии управления материальными запасами на предприятии проведены экспериментальные исследования. Для этого была сформулирована программа моделирования, включающая следующую последовательность расчетов:

1. Результаты исследований промышленного предприятия г. Иркутска ОАО «Фармасинтез», занимающегося предоставлением потребителям лекарственных препаратов. В частности, были взяты за основу статистические данные коммерческого отдела о составлении плана закупок.

2. Результаты моделирования. Здесь составление плана закупок осуществлялось с помощью моделирования работы коммерческого отдела предприятия, который ежедневно составляет планы закупок; с применением известных в настоящее время методов контроля за материальными запасами и на основе разра-

дукции на определенную дату и количество отгруженной продукции в этот день с целью выявления отклонения, указывающего на переизбыток запасов на складе по определенным позициям в определенный день.

На рис. 4 в виде графика наглядно представлены результаты сравнительных расчетов, которые позволяют сделать вывод, что фактически хранящееся количество продукции на складе по некоторым позициям значительно превышает необходимое количество продукции для отгрузки, что способствует большей загруженности склада, чем она могла бы быть и, следовательно, возрастают затраты на хранение продукции.

В заключение хотелось бы отметить, что применение предложенной интегрированной стратегии управления материальными запасами на предприятии позволит повысить конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты, во-первых, за счет оптимизации процессов контроля и нормирования запасов, во-вторых, за счет качественного управления запасами на предприятии в целом.

Статья поступила 30.03.2015 г.

Библиографический список

1. Бауэрсокс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-Бизнес, 2008. 635 с.

2. Бизнес-проектирование: учеб. пособие / сост. Т. А. Ма-летина. Иркутск, 2014. 183 с.

3. Гаджинский А.М. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. 2-е изд. М.: Ин-

формационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. 228 с.

4. Логистика: учебник // под ред. Аникина Б.А. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.