УДК 378.01 ББК74.580.215
АНАЛИЗ И УЧЕТ ФЕНОМЕНА «КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ» ПРИ СТРУКТУРИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ
И.В. Бабичева, Д.В. Коньшин, В.В. Постовая
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обучения курсантов теоретической механике, связанные с тенденцией роста количества знаний по предмету, сокращения аудиторной нагрузки за счет увеличения времени, отводимого на самостоятельную работу. Анализируется феномен клипового мышления. Обосновывается идея о необходимости проведения определенной структуризации учебного материала, учитывающей выявленные проблемы. Предлагаются варианты структуризации и схематизации лекционного материала, практикумов, дидактических опор, справочников и тетрадей с печатной основой по теоретической механике.
Ключевые слова: клиповое мышление, структуризация, схемографи-ческие средства, дидактическая опора, тетрадь с печатной основой, практикум, теоретическая механика, информационная схема.
I.V. Babicheva, D.V. Konshin, V.V. Postovaya
Abstract. The article deals with the problems of training cadets in theoretical mechanics related to the tendency of growing knowledge on the subject, reducing the audience load by increasing the time allocated for independent work. The phenomenon of clip-art thinking is analyzed. The idea of the necessity of carrying out a certain structuring of the educational material that takes into account the identified problems is substantiated. Options for schematization and structuring of lecture material, workshops, didactic supports, reference books and notebooks with a printed basis on theoretical mechanics are offered.
Keywords: clip thinking, structuring, means of schematic diagram, didactic support, a notebook with a printed basis, practical work, theoretical mechanics, information scheme.
ANALYSIS AND CONSIDERATION OF THE PHENOMENON "CLIP THINKING" WHEN STRUCTURING THE CONTENT OF DIDACTIC MATERIALS ON THEORETICAL MECHANICS
113
Основной тенденцией современного образования является рост количества знаний, подлежащих усвоению, их углубление и усложнение. Сокращается время, отводимое на аудиторные часы за счет времени, отводимого на самостоятельную работу. Набирает темпы дистанционное обучение в вузах. Студентам предлагается самостоятельно осваивать большие блоки учебного материала.
С увеличением доли самостоятельной работы от преподавателя вуза требуется создание дидактических и психологических условий для возникновения и развития у учащихся самой потребности в самообразовании, стремления к активности и самостоятельности в этом процессе.
Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы, должны основываться на следующих предпосылках:
• работа должна быть конкретной по своей предметной направлен-
11Л ности;
114 • работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов;
• должен присутствовать самоконтроль со стороны обучаемого, поскольку он побуждает и поддерживает интерес, повышает активность памяти и мышления, позволяет своевременно обнаружить и устранить допущенные ошибки и недостатки, объективно определить уровень своих знаний, практических умений.
Активное использование в учебном процессе информационных технологий позволяет эффективно решать эти задачи. В помощь студентам преподавателями разрабатыва-
ются мультимедийные курсы, включающие конспекты лекций, сборники практических заданий, справочные пособия, тетради с печатной основой, дидактические опоры, тесты и другое методическое обеспечение.
Однако следует отметить, что возрастание объема информации, подлежащей самостоятельному усвоению, вызывает у обучаемых проблемы в ее сортировке, обобщении, отборе, выделении главного и отсекании лишнего.
Чрезмерная информатизация в образовании приводит к изменению мышления: восприятие материала происходит фрагментарно, расчле-ненно, молодежь плохо работает с бумажными носителями, страдает коммуникабельность, развивается зауженный кругозор. Все эти признаки присущи особому типу мышления — «клиповому мышлению».
Анализ литературы [1—6] в области психологии, философии, культурологии показал, что клиповое мышление, наряду с недостатками, обладает и рядом положительных черт. Так, С.Ю. Ключников заостряет внимание на том факте, что «формирование современного сознания меняется со временем неравномерно и разнонаправленно, испытывает наплыв хаотической и неоднородной информации, забивающей каналы восприятия и чрезмерной, не востребованной далее человеком, в данном случае, клиповое мышление выступает в роли адаптивного фильтра информационно-психологических перегрузок» [3]. Американский психолог Л. Розен также подчеркивает, что приобретенная положительная сторона современного поколения, сформированного в пору взрыва ком-
пьютеризации и всеобщего проникновения коммуникационных технологий, — их развитая креативность и возможность параллельного восприятия потоков информации. При этом ученый отмечает, что побочным эффектом многозадачности становятся рассеянность, гиперактивность, неусидчивость и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст [3, с. 104].
Отличительные особенности по
Выделим особенности понятийного и клипового мышления (табл. 1).
Отобразим характерные позитивные и негативные стороны «клипового мышления» (табл. 2).
Преподавание в вузе должно учитывать данные факторы. Необходимо бороться с отрицательными явлениями «клипового мышления» и во благо использовать его положительные черты. Важно пересмотреть
Таблица 1 тийного и клипового мышления
мышления Факторы Понятийное мышление Клиповое мышление
Восприятие информации Медленное, но доскональное Быстрое, но поверхностное
Способность принимать правильные решения При отсутствии критических ситуаций на основе анализа В критических ситуациях на уровне интуиции
Способность воспринимать информацию Консервативное, медленное мышление, предоставляет конкретику Образное мышление. Предоставляет возможность осознать, но не дает конкретизации
Направленность информации Относительно узкая, но целостная направленность, что позволяет оценить информацию в целом Широкая, секторная и разрозненная направленность, что не дает многообразию факторов соединиться в единое целое
Таблица 2
Позитивные и негативные стороны «клипового мышления»
Плюсы Минусы
Ускорение реакции человека Высокая реакция воспринимать информацию, поступающую по разным каналам, что характеризуется поверхностным анализом и черновой сортировке и простым обобщением. Частое игнорирование слабовыраженных элементов Потеря концентрации внимания на информации и ее анализе Характерность такого мышления сказывается на снижении усидчивости, сложности построения однозначных логических последовательностей, как в восприятии информации, так и построении самому обратной связи
Адаптационный механизм к повышенной информационной нагрузке Сознание подстраивается под редко повторяющиеся ситуации Поверхностное мышление Обучаемые не без труда понимают информацию. Требуются комментарии.
Развитие навыков многозадачности Развитое клиповое мышление, содействует легкому выполнению параллельных задач Восприимчивость к разного рода манипуляциям сознанием Избыточность фрагментарных элементов уводит от сути. В результате такого человека легко сбить с толку, запутать
116
содержание учебного материала, осуществить структуризацию информации в виде клипов, видоизменить формат изложения таким образом, чтобы использовались яркие, четкие и наглядные презентации с понятными и образными, запоминающимися формулировками. Необходимо разработать дидактические средства, позволяющие представлять информацию в сжатой форме, но при этом эффективно формировать целостное представление о предмете изучения. Основная цель — оптимальное сочетание текстового и структурно-логического способов представления информации.
В работах Б. Айсмонтаса, Н. Кулакова, П. Мрдуляш, Т. Вакуленко, С. Кондаковой, О. Данилова и др. исследовались различные схемографи-ческие средства: дидактические опоры, схемы, таблицы и др. В них отмечено, что использование в учебном процессе данных дидактических средств позволяет эффективно формировать системные знания у обучаемых, способствует эффективному формированию образа предмета или явления, подчеркивая его характерные особенности. Авторы обращаются к дидактической системе известного педагога В. Шаталова, который отводил важное место на этапе закрепления материала дидактическим опорам и блок-схемам, в которых сжато должна быть отражена логическая последовательность материала. В. Шаталов обращает особое внимание на красочность подачи информации, яркость, необычность, использование закономерностей зрительного анализатора. Как отмечает ученый, все это будет значительно облегчать запоминание информации [8].
В рамках НИР на кафедре «Техническая механика» Омского автобронетанкового инженерного института (ОАБИИ) проводится работа по разработке комплекса схемографи-ческих средств. Структуризация и схематизация учебного материала коснулась таких дидактических средств обучения, как: справочники по теоретической механике; тетради с печатной основой; теоретический материал по дисциплине; дидактические опоры; практикумы по теоретической механике.
Следует подчеркнуть, что перенасыщение материала таблицами и схемами имеет ряд недостатков. Любой схематизм способствует некоторой упрощенности понимания чего-либо, способен негативно повлиять на формирование профессионального мышления и языка. У обучаемого может создаться впечатление, что для изучения предмета вполне достаточно изображаемого материала. Поэтому курсантам первоначальное ознакомление с учебным материалом по теоретической механике рекомендуется проводить на базе лекционного материала, в котором превалирует линейно-текстовый способ подачи материала. Теоретический материал следует выборочно подвергать схематизации. Например, при доказательстве общих теорем динамики.
Ниже представлен пример схематизации доказательства теоремы о движении центра масс. Переходы от одного логического вывода к следующему предлагаем реализовать в виде следующей схемы (рис. 1).
Полагаем, что разумна схематизация теоретического материала в практикумах перед блоком решения
Рис. 1. Теорема о движении центра масс
задач. При формировании материала исходим из того, что его подача должна разумно сочетать в себе возможности логического и наглядно-образного мышления обучаемых. В связи с этим учебные знания для каждой темы предлагаем оформлять в виде информационных схем.
Под информационной схемой обучения [10] понимается специальные блочные таблицы, каждый элемент которых отвечает за один раздел теории или практики. В схемах используется рациональное сочетание текста и формул и рисунков (для наглядности), что делает возможным легко понять и запомнить блок в целом. Блоки завязаны в логическую последовательность, имеют однотипные компоновки и насыщенность видов информации. По сравнению с линейными текстами, увеличивается эффективность усвоения комплексной информации за счет использования структурирующих массивов, разграниченных выделяющими блоки заголовками, цветовыми и графическими маркерами.
Два фрагмента схематизированного содержания практикума по теме «Колебания материальной точки» приведены на рисунках 2 и 3.
Для работы на практических занятиях, при подготовке к контрольным работам в помощь курсантам разработаны дидактические опоры по темам. Два фрагмента таких дидактических опор по теме «Колебания» показаны на рисунках 4 и 5.
Данный схематизированный материал аккумулируется в справочник. Справочное пособие разрабатывается для удобства и быстроты поиска специализированной информации. Важно помнить, что в процессе обучения осуществляется подготовка будущих инженеров. Табличное представление информации — плавный переход от учебной к технической литературе со всеми ее преимуществами.
Еще одним элементом, дополняющим методический материал по дисциплине, является индивидуальная рабочая тетрадь для каждого курсанта. Рабочая тетрадь с печатт ной основой, как отмечает О. Данилов [9], должна составлять неотъемлемую часть учебно-методического комплекса дисциплины. Ее использование в учебном процессе создает необходимые условия для самостоятельного совершенствования обучаемым своих умений и навыков. Одна-
Понятия
Примеры
Движение, при котором материальная точка перемещается последовательно в ту и другую сторону от некоторого среднего положения, называют колебательным.
Сила, стремящаяся вернуть материальную точку к равновесному положению -
восстанавливающая сила.
& Г Я т
I г
Колебательные системы
Восстанавливающая сила - сила упругости, изменяется по закону Гука
сх
У
Рх =
СХ
Свободными называют колебания материальной точки, которые происходят только под действием восстанавливающей силы.
777777777777777777777777777777\
с - коэффициент жесткости упругой среды; Жесткость упругой среды -количество единиц силы, необходимое для деформации упругой среды на единицу длины х - величина деформации упругой среды.
118
Дифференциальное уравнение свободных колебаний материальной точки
х+ к2 х = 0
где к - циклическая частота
колебаний
Л
J ст
1с„
статическое отклонение.
Для вертикальных колебаний:
/ст = тЕ/с
Рис. 2. Фрагмент 1 содержания практикума по теме «Свободные колебания точки»
ЕК
Понятия
Примеры
Общее решение дифференциального уравнения свободных колебаний
x = С сов Ы + C2 вт Ы
Начальные условия: при t = 0, х (0) = х 0, - начальная координата материальной точки, ¿(0) = х0 начальная скорость материальной точки С и С2 определяются из начальных условий
колебания
Характеристики гармонических колебаний:
1) Амплитуда колебания А - величина наибольшего отклонения материальной точки от положения равновесия;
119
, = + *
к 2
2) период колебаний Т - наименьший промежуток времени, по истечении которого движение повторяется;
Т =
2п ~к
3) начальная фаза колебаний в;
4) циклическая частота k - число колебаний материальной точки за 2п секунд ._
Рис. 3. Фрагмент 2 содержания практикума по теме «Свободные колебания точки»
2
КОЛЕБАНИЯ
120
Определение колебаний
Колебания, происходящие под действием восстанавливающей силы/Х=-сх -свободные колебания.
Колебания, происходящие под действием восстанавливающей силыи силы сопротивления среды Кх=-цу-затухающие колебания
Дифференциальные уравнения_
где k - круговая (циклическая) частота
'Jm j¿~T
c - коэффициент жесткости упругой среды
статическое
% + 2пх + к х = О
где р - коэффициент сопротивления среды
' Jm Jjb
/ст =■
Решение дифференциальных уравнений _основные формулы_
1 форма.
Т = ^ - период свободных колебаний,
к
С1иС2 - постоянные интегрирования, зависящие от начальных условий х0 ,У0. 2 форма._
|х = ^sin(k?+ а) - гармонические колебания, Ш +а- фаза колебаний.
А = ТсТ+с| или А = - амплитуда колебаний
1 )п > к;х = с1е(—+
+С2е -апериодическое движение
(нет колебаний);
2) п = к; х = е-ш {Сг + С2£)- критический режим (нет колебаний);
3) п < к; х = е-ш (Сгсо8к^ + С2зтк11~)-периодические затухаюшие колебания
Сл= х0; С2 = —--; кл =
кг
2п
колебаний
О = е-п?1 -декремент колебаний; Л = [1п£] = пТ1-
логарифмическийдекремент колебаний.
Графики
Рис. 4. Фрагмент 1 дидактических опор по теме «Колебания»
Колебания, происходящие под действие восстанавливающей силы и возмущающей силы периодического характера £ = Hsin.pt - вынужденные колебания
Р - возмущающая сила
сопротивления F - восстанавливающая сила
равновесное положение
x+ к2 x = h sin pt
— уравнение вынужденных колебаний без учета влияния среды;
x+ 2n x+ к 2x = h sin pt\ —
уравнение вынужденных колебаний с учетом влияния среды
где р- частота возмущающей
и н о &
силы,Д = —, 2п = —
/ст =■
а) p Ф к ( без учета влияния среды)
х = C1coskt + C2coskt + Bsinpt,
/-y Vfí-Bp n he
где C1 = xq ;C2 = -O—, В =
- коэффициент расстройки 1
ц =-- - коэффициент динамичности
1 — z
колебаний:
H
m(k2 — p2)
б) р = к (частота вынужденных колебаний равна частоте собственных колебаний) явление резонанса
в) p — к —явление биений р 1111
'5'4'3'2
; 2; 3; 4; 5
Коэффициент жёсткости эквивалентной пружины
Последовательное соединение пружин 1 _1 + 1_ С! + с2
сэкв с1 с2 с1с2
CtC2
Cl + с2
шшшм
Параллельное соединение Сэкв = (ci + С2)
Груз между пружинами
Сэкв = (с1 + С2 )
Рис. 5. Фрагмент 2 дидактических опор по теме «Колебания»
ВЕК
x = C,coskt+C.smktгде _ xo'i С2 ——
1 2 k
x+ к
0
где 2n = —
Таблица 3
Виды движения
Вид движения
Работа Fт■ *
Мощность Ыга
Кинетическая энергия ту2 За2 -+- 2 2
ко наполнение таких тетрадей по различным дисциплинам может значительно отличаться. Материал рабочих тетрадей по теоретической механике должен быть структурирован таким образом, чтобы максимально было задействовано образное мышление обучаемых. Наряду с вопросами на знание определений, теорем, должно быть значительное место уделено различным классификационным таблицам, схемам.
Пример структуризации теоретического материала по видам движения приведен в таблице 3.
Закрепление материала по видам связей и замене их реакциями можно провести, используя материал тетради с печатной основой, представленный в таблице 4.
Обучаемый, работая с данной таблицей, сначала повторяет классификацию видов связей и их реакций, далее вписывая необходимые соответствующие определения. Затем, при выполнении тестовых заданий второго столбца таблицы, учится определять направление реакции для одного вида связи. Работая с третьим столбцом таблицы — распознавать различные виды связей, представленные на одной схеме, определяет направление их реакций. Таким образом, идет обучение «от простого — к сложному», имеет место преобразование линейных знаний, полученных на лекции, в объемные.
Грамотное информационное наполнение данной тетради позволит преподавателю направлять движе-
121
Таблица 4
Виды связей и замена их реакциями
Виды связей и определение направления их реакций
Указать правильное направление реакций для одного вида связи
Указать правильное направление реакций для нескольких видов связей
Гладкая плоскость (поверхность) или опора Направление реакции-
ВЕК
Окончание таблицы 4
Нить (гибкая связь) Направление реакции -
Невесомый стержень (стержневая связь)
Направление реакции -
Шарнирная опора подвижная
Направление реакции -
122
Шарнирная опора неподвижная
Направление реакции -
Жесткая заделка (защемление)
Направление реакции -
ние мыслительной деятельности курсантов в нужном направлении. В случае успешного овладения учебным материалом, предлагаемые опорные сигналы должны привести курсанта к быстрой рефлексии, позволяющей правильно справиться с заданием.
Как показывает опыт работы, предлагаемые дидактические средства обучения позволяют успешно формировать у обучаемых системные знания по теоретической механике. Улучшаются функции долговременного запоминания за счет широкого использования зрительных образов, усиливается концентрация внимания, формируются навыки работы с графическим материалом, а также умение анализировать схемы, легкость работы с технической литературой. За счет взаимодополнения клипового и понятийного мышления повышается производительность и емкость памяти курсантов. Легкость понимания информации увеличивает интерес к следующему этапу обучения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тоффлер, Э. Шок будущего [Текст] / Э. Тоффлер: пер. с англ. - М.: АСТ, 2002.
- 57 с.
2. Фрумкин, К.Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры / К.Г. Фрумкин // Inetemum. - 2010. - № 1.
- С. 26-36.
3. Ключников, С.Ю. Мастер жизни. Психологическая защита в социуме. - М.: Беловодье, 2001. - С. 315-317.
4. Larry, D. Rosen Me, MySpace, and I Parenting the Net Generation [ТехГ] / D. Larry. - Palgrave Macmillan, 2007. -Рр. 11-13.
5. Семеновских, Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской
среде [Текст] / Т.В. Семеновских // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. -№ 5 (24) [Электронный ресурс]. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514. pdf (дата обращения: 07.11.2016.)
6. Клиповое мышление, его плюсы и минусы [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.syl.ru/article/195361/new_klipovoe-myishlenie-ego-plyusyi-i-minusyi (дата обращения: 05.11.2016.)
7. Айсмонтас, Б.Б. О комплексном научно-методическом обеспечении учебной дисциплины (на примере «Педагогической психологии»). - Детская психология: портал [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.childpsy.ru/lib/articles/id/9587.php, свободный (дата обращения: 18.11.2016).
8. Шаталов, В.М. Опорные сигналы по кинематике и динамике: Книга для учителя: Из опыта работы [Текст] / В.Ф. Шаталов, В.М. Шейман, А.М. Фант. - М.: Просвещение, 1989.
9. Данилов, О.Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины [Текст] / О.Е. Данилов // Молодой ученый. - 2013. - № 4. - С. 552-555.
10. Резник, А.Н. Визуальная алгебра [Текст] / А.Н. Резник. - СПб., 1997. - 200 с.
REFERENCES
1. Ajsmontas B.B., O kompleksnom nauchno- 123 metodicheskom obespechenii uchebnoj disci-pliny (na primere "Pedagogicheskoj psi-hologii"), Detskaja psihologija: portal, available at: http://www. childpsy.ru/lib/articles/ id/9587.php, svobodnyj. - Zagl. s ekrana (accessed: 18.11.2016). (in Russian)
2. Danilov O.E., Pechatnaja rabochaja tetrad dlja obuchaemogo kak chast uchebno-metodicheskogo kompleksa discipliny, Molodoj uchenyj, 2013, No. 4, pp. 552-555. (in Russian)
3. Frumkin K.G., Globalnye izmenenija v myshlenii i sudba tekstovoj kultury, Ineter-num, 2010, No. 1, pp. 26-36. (in Russian)
4. Klipovoe myshlenie, ego pljusy i minusy, available at: http://www.syl.ru/article/19536 1/new_klipovoe-myishlenie-ego-plyusyi-i-minusyi - Zagl. s ekrana (accessed: 05.11.2016.) (in Russian)
5. Kljuchnikov C.Ju., Master zhizni. Psiho-logicheskaja zashhita v sociume, Moscow, Belovode, 2001, pp. 315-317. (in Russian)
6. Larry D., Rosen Me, MySpace, and I Parenting the Net Generation, Palgrave Macmillan, 2007, R. 11-13.
7. Reznik A.N., Vizualnaja algebra, St. Petersburg, 1997, 200 p. (in Russian)
8. Semenovskih T.V., Fenomen "klipovogo myshlenija" v obrazovatelnoj vuzovskoj
srede, Naukovedenie, 2014, No. 5 (24), available at: http://naukovedenie.ru/PDF/ 105PVN514.pdf (accessed: 07.11.2016). (in Russian)
9. Shatalov V.M., Shejman V.M., Fant A.M., Opornye signaly po kinematike i dinamike, Kn. dlja uchitelja: Iz opyta raboty, Moscow, Prosveshhenie, 1989. (in Russian)
10. Toffler E., Shok budushhego, trans., Moscow, AST, 2002, 57 p. (in Russian)
Бабичева Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технической механики, Омский автобронетанковый инженерный институт, [email protected] Babicheva I.V., PhD in Education, Associate Professor, Technical Mechanics Department, Omsk Tank Automotive Engineering Institute, [email protected]
Коньшин Дмитрий Владимирович, кандидат технических наук, доцент, кафедра технической
механики, Омский автобронетанковый инженерный институт, [email protected] Konshin D.V., PhD in Engineering, Associate Professor, Technical Mechanics Department, Omsk Tank Automotive Engineering Institute, [email protected]
Постовая Виталия Викторовна, преподаватель, кафедра технической механики, Омский автобронетанковый инженерный институт, [email protected] Postovaya V.V., Lecturer, Technical Mechanics Department, Omsk Tank Automotive Engineering Institute, [email protected]
124