Научная статья на тему 'Анализ и пути совершенствования учета объектов налогообложения в субъекте Российской Федерации'

Анализ и пути совершенствования учета объектов налогообложения в субъекте Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
572
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
недвижимость / бюджет / учет объектов недвижимости / налог на имущество физических лиц / земельный налог / real estate / budget / accounting of real estate tax / personal property tax / land tax

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Е. А.

В работе исследуется проблема учета объектов недвижимости в России. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в период кризиса важно использовать все методы, которые могут пополнить бюджеты субъектов Российской Федерации, за счет выявления неучтенных объектов недвижимости. Важно помнить, что бюджеты субъектов РФ являются консолидированными, а, следовательно, пополнение местных бюджетов повлечет увеличение консолидированного бюджета субъекта РФ. В данной работе выявлены причины низких поступлений в местные бюджеты от налога на имущества физических лиц и земельного налога, предложены меры по увеличению доходной части бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND WAYS TO IMPROVE THE ACCOUNTING OBJECTS OF TAXATION IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the work the problem of registration of real estate in Russia. The relevance of the topic due to the fact that in time of crisis it is important to use all the methods that can supplement the budget of the Russian Federation, by identifying unrecorded real estate. It is important to remember that regional budgets are consolidated, and therefore the completion of the local budgets will result in the completion budget of the subject of the Russian Federation. The work reveals the reasons for the low local revenues from taxes on personal property and land tax. It proposes measures to increase the revenue side of the budget.

Текст научной работы на тему «Анализ и пути совершенствования учета объектов налогообложения в субъекте Российской Федерации»

АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ОБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. А. Кузнецова*

Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28 * email: kuzstu@kuzstu.ru

В работе исследуется проблема учета объектов недвижимости в России. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в период кризиса важно использовать все методы, которые могут пополнить бюджеты субъектов Российской Федерации, за счет выявления неучтенных объектов недвижимости. Важно помнить, что бюджеты субъектов РФ являются консолидированными, а, следовательно, пополнение местных бюджетов повлечет увеличение консолидированного бюджета субъекта РФ. В данной работе выявлены причины низких поступлений в местные бюджеты от налога на имущества физических лиц и земельного налога, предложены меры по увеличению доходной части бюджета.

Ключевые слова: недвижимость, бюджет, учет объектов недвижимости, налог на имущество физических лиц, земельный налог.

ANALYSIS AND WAYS TO IMPROVE THE ACCOUNTING OBJECTS OF TAXATION IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

E. A. Kuznetsova*

Kuzbass State Technical University behalf of T. F. Gorbachev 28 Vesennyaya St., 650000, Kemerovo, Russia * email: kuzstu@kuzstu.ru

In the work the problem of registration of real estate in Russia. The relevance of the topic due to the fact that in time of crisis it is important to use all the methods that can supplement the budget of the Russian Federation, by identifying unrecorded real estate. It is important to remember that regional budgets are consolidated, and therefore the completion of the local budgets will result in the completion budget of the subject of the Russian Federation. The work reveals the reasons for the low local revenues from taxes on personal property and land tax. It proposes measures to increase the revenue side of the budget.

Keywords: real estate, budget, accounting of real estate tax, personal property tax, land tax.

Учет объектов недвижимости в РФ остается не решенной проблемой и имеет важное значение. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в период кризиса важно не упускать ни одной доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации.

В сложившихся условиях правительство РФ утвердило план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Антикризисный план призван обеспечить социальную стабильность и устойчивое развитие экономики в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.

Так, за 2015-16 г.г. будут реализованы меры, которые направлены на изменение структурных единиц в экономике России, поддержание работы системообразующих организаций в ключевых отраслях, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги.

Помимо выполнения задач антикризисного плана, предусматривающих развитие промышленности, сельского хозяйства и инноваций, должны быть разработаны форсированные меры по привлечению средств в бюджеты всех уровней РФ. Такие меры позволят в кратчайшие сроки улучшить финансовую ситуацию как на местном, региональном, так и на федеральном уровне.

«Недвижимое имущество - это любое имущество, состоящее из земли, а также зданий и сооружений на ней».

В РФ понятие «движимое и недвижимое имущество» впервые возник в законодательстве во времена правления

Петра I в Указе от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах». Недвижимостью признавались земля, угодья, дома, заводы, фабрики, лавки. К недвижимому имуществу относили также полезные ископаемые, которые находились в земле, и разные строения, как возвышающиеся над землей, так и построенные под ней, например: шахты, мосты, плотины. [8]

В настоящее время к недвижимому имуществу относятся следующие объекты:

1. Отдельные объекты:

- земельные участки;

- участки недр;

- обособленные водные объекты;

- леса, многолетние насаждения, здания, сооружения;

- приравненные к недвижимости, подлежащие государственной регистрации:

1) воздушные и морские суда;

2) суда внутреннего плавания;

3) космические объекты.

2. Сложные объекты:

Организация в целом как имущественный комплекс, включая:

- земельные участки

- здания и сооружения

- инвентарь и оборудование

Описание и индивидуализация объекта недвижимости, в результате которых он получает такие характеристики, позволяющие четко выделить этот объект из других объектов

недвижимого имущества, которые осуществляются посредством кадастрового и технического учета.

В настоящее время порядок описания объектов недвижимого имущества включает в себя два этапа: [13]

1) технический этап заключается в подготовке описания объекта - проведение землеустройства участка землеустроительной организацией, которое сопровождается формированием межевого дела, то есть техническая инвентаризация объекта аккредитованной организацией с составлением технического паспорта;

2) этап государственного учета заключается в том, что объект недвижимого имущества вносится в Государственный кадастр, который ведется на базе Государственного земельного кадастра и Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности.

Цели государственной регистрации прав на недвижимость.

Под целью надо понимать то, «к чему надо стремиться, что надо осуществить». Соответственно цель - это изначально предполагаемый результат какой-либо деятельности или действий людей, на выполнение которого эти действия направлены.

Между тем среди ученых, которые занимаются вопросом государственной регистрации прав на недвижимое имущество при осознании целей государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним нет одного конкретного мнения.

Систематизируя цели государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним, М.Г. Пискунова отмечает: «главной правовой целью должно являться обеспечение стабильности гражданского оборота с помощью подтверждения и государственной гарантии прав на недвижимое имущество. Социальная цель обычно заключается в реализации законности оборота недвижимого имущества, защите прав и законных интересов участников сделок и третьих лиц. Экономическая цель реализации благополучного инвестиционного климата, открытости рынка недвижимого имущества, уменьшения экономических рисков, урегулирования сборов налогов. Управленческо-информационная цель заключается в реализации физических и юридических лиц, органов власти и МСУ надежной информацией о гражданских правах на недвижимое имущество». [8]

В.В. Чубаров, изучая процесс государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним, говорит о том, что «использование такой системы предполагает несколько целей: а) дать достаточную открытость правам на недвижимость, и как следствие сделать открытой информацию об этих правах; б) внедрить государственный контроль за реализацией таких сделок с недвижимостью (переходом прав на нее) дабы как можно эффективнее защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований (РФ в целом, субъектов РФ, муниципальных образований); в) внедрить единообразие в процесс регистрации и учета на недвижимое имущество на всей территории РФ». [14]

Исходя из мнения А.В. Волынцевой, главными целями государственной регистрации: [7]

1) защита прав и соблюдение законных интересов владельцев и обладателей иных прав на объекты недвижимого имущества;

2) реализация законного, безопасного, открытого гражданского оборота;

3) реализация открытого и законного доказательства прав на недвижимость;

4) формирование эффективных инструментов государственного управления рынков недвижимого имущества;

5) обеспечение фискальной функции государства в части реализации поступлений в бюджет средств от операций, предметом которых становится недвижимое имущество;

6) реализация безопасности на рынке недвижимого имущества через предотвращение и пресечение преступлений и правонарушений в этой сфере.

Вполне очевидно, что все ученые называют те положительные стороны, к реализации которых нужно стремиться, нельзя также забывать об использовании правовых инструментов государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Но далеко не все согласны с тем, что так необходимо установление иерархии этих целей, а некоторые исследователи высказываются о введении таких приоритетов, с которыми не легко согласиться.

По мнению В.А. Порошкова «государственный учет недвижимости должен быть средством контроля государства за оборотом недвижимости, а также выступать в роли юридического факта в гражданском праве».

А.Р. Кирсанов, соглашаясь с позицией П.В. Крашенинникова о том, что «государственный учет прав на недвижимость и сделок с ним установлен в интересах социума и государства, а значит и в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц», далее утверждает, что «законные интересы государства и социума заключаются, во-первых, в формировании базы данных для налогообложения недвижимого имущества; во-вторых, в обеспечении органов государственной власти и МСУ информацией о недвижимости исходя из целей эффективного управления этой недвижимостью; в-третьих, в формировании условий для реализации политики экономических реформ». [8]

Законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество должно «обслуживать» гражданское законодательство, которое регулирует «параллельные» отношения, которые основаны на равноправии всех субъектов, включая и государство. Если говорить о задачах правового управления оборота недвижимого имущества, о первичных и вторичных функциях такого управления, С.А. Бабкин подчеркивает, что «организация оборота недвижимого имущества должна устанавливаться и функционировать для общего блага, однако это благо и есть продукт удовлетворения потребностей частных субъектов оборота в определенном интересе, который отражает правовое регулирование таких отношений». Исходя из целей создателей новых систем регистрации, он делает предположение, что «большинство из них не придерживались задачи увеличения возможностей государства контролировать частные лица в сфере оборота недвижимого имущества. Их цель была максимально укрепить оборот, с тем чтобы сократить связанные с ним издержки и лишние затраты времени». [8]

В свою очередь государство:

1) создает правила регистрации прав на недвижимое имущество;

2) в лице своих органов обеспечивает реализацию этих правовых норм, параллельно решая вопрос о регистрации или об отклонении в ней;

3) с помощью судебных органов должно рассматривать споры, возникающие в процессе регистрации прав на недвижимое имущество.

Эти обстоятельства рассматриваются вместе с тем, что государство является крупнейшим владельцем недвижимого имущества и крупнейшим участником ее оборота, а также

делают положение государства в сфере регистрации прав на недвижимое имущество исключительным.

Таким образом, основная и главная цель существования процесса государственной регистрации - обеспечение защиты имущественных прав на недвижимое имущество участников гражданского оборота. Как подчеркивали Ю.Г. Жариков и М.Г. Масевич, «задача государственной регистрации заключается в охране прав владельцев и гарантии предоставления достоверной информации о недвижимости». С одной стороны, эта цель диктуется конституционной обязанностью государства по защите собственности (ст. 8 Конституции РФ), а с другой служит необходимой предпосылкой для реализации других целей регистрации.

Анализируя все точки зрения, можно сделать вывод о том, что государственной регистрации есть место быть, но важно помнить, что ее цели должны быть эффективны, как для государства, так и для социума.

Практическое обоснование проблемы учета объектов недвижимости

Финансовый кризис, начавшийся в 2014 году ухудшил экономическую обстановку в России. Замедление роста экономики в целом, негативно отражается на социально-экономическом состоянии не только субъектов Российской Федерации, но и на гражданах страны. Такой глобальный экономический кризис приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

На сегодняшний день налоговые поступления являются основным фактором увеличения доходов бюджета. Наиболее весомым в структуре налоговых поступлений в бюджет является налог на недвижимость.

Следует отметить, что в современных условиях процедура легализации объектов недвижимости остаётся нерешённой проблемой. Так, например, более 30 % находятся в теневом секторе, в связи с этим более 140 миллионов рублей ежегодно не пополняют консолидированный бюджет Кемеровской области.

Сегодня не во всех регионах Российской Федерации законодательство предусматривает меры по вводу объектов недвижимости в эксплуатацию, то есть их легализацию, как объектов налогообложения. [15]

В связи с этим в Кемеровской области еще в октябре 2009 года было принято решение о создании областной комиссии, деятельность которой заключалась в выявлении на территории Кемеровской области объектов недвижимого имущества, которые построены и не зарегистрированы в установленном законодательством порядке.

До конца 2009 года этой комиссией вместе с комиссиями городов и районов Кемеровской области было выявлено и введено дополнительно 105,5 тысяч квадратных метров индивидуального жилья. В местные бюджеты муниципальных образований до начислены налоги на те объекты, прошедшие государственную регистрацию и поставлены на налоговый учет [15].

Для решения проблем по формированию доходов местных бюджетов за счет легализации объектов недвижимого имущества, которые ранее учтены не были, (земельных участков, недвижимого имущества, транспортных средств и т.д.) в Администрации Кемеровской области был создан Комитет по легализации объектов налогообложения.

Расчетная сумма до начисленных налогов за 2010 - 2012 г.г. в местные бюджеты составила 524,6 млн. рублей. Наибо-

лее четко организована и активно проводилась эта работа в городских округах: Березовский, Междуреченск, Мыски, Киселевск, Прокопьевск, и муниципальных районах: Мари-инском, Новокузнецком, Крапивинском, Таштаголъском. На долю вышеперечисленных муниципальных образований приходится 55 % ранее неучтенного жилья.

На данный момент Комитет по легализации объектов налогообложения прекратил свою активную деятельность, хотя проблема учета объектов недвижимости остается не решенной. Многие сооружения так и остались в теневом секторе, поэтому консолидированный бюджет Кемеровской области несёт значительные финансовые потери.

За муниципальными образованиями законодательно закреплены два вида налогов: земельный налог и налог на имущество физических лиц. От того, насколько достоверно учтены земельные участки, имущество физических лиц, напрямую зависит доходная часть местных бюджетов и, как следствие, решение вопросов местного значения. [15]

Налог на имущество и земельный налог является местным налогом, поэтому все налоговые поступления пойдут в бюджет муниципального образования. Увеличение доходов на местном уровне в общем положительно отразится на консолидированном бюджете Кемеровской области. Таким образом, область будет меньше выделять дотации муниципальным образованиям, т.к. у них увеличатся собственные доходы от налогов на недвижимость.

Использование налоговых инструментов в процессе регулирования и социального выравнивания, обеспечивают согласование различных социально-экономических структур общества, государства и населения. Как показывает опыт, действующая система налоговой политики не выполняет своей основной функции, заключающейся в стабилизации экономики. При этом именно своевременное использование налоговых инструментов должно обеспечивать необходимую финансовую базу для решения вопросов местного значения. [9]

Как было отмечено выше, за муниципальным образованием два вида налогов: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Важно помнить, от того, насколько правильно учтены земельные участки, имущество физических лиц, непосредственно зависит доходная часть местных бюджетов и соответственно решение вопросов местного значения.

Исходя из этого, обнаружению резервов увеличения доходов бюджетов муниципальных образований, придается особое значение.

Деятельность комитета по координации проводимых работ в муниципальных образованиях области осуществлялась в соответствии с планом работы и принесла свои результаты. [18]

Вместе с этим, в ходе выполнения работ по выявлению и легализации ранее неучтенных объектов налогообложения обозначились проблемы, которые сдерживают этот процесс: [11]

- низкая инициативность по организации работ во многих муниципальных образованиях сельских территорий. С одной стороны, у муниципальных образований должна быть заинтересованность в решении этой проблемы. Это их доходы. С другой - в этот процесс слабо вовлечены депутаты местного уровня и специалисты администраций, что говорит о их низкой мотивации и инертности мышления;

- значительная длительность, сложность оформления и постановка на кадастровый учет земельных участков в Роснедвижимости;

нет отлаженного взаимодействия по обмену информацией между федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

многие земельные участки не задействованы в налогообложении, которые находятся под многоэтажными домами;

нет возможности оформления учета жилых сооружений, которые пригодны для постоянного проживания, расположенных на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов;

нельзя не решать вопрос узаконивания земельных участков и жилых зданий ликвидированных предприятий бизнеса, но все еще не переданных в установленном порядке в муниципальную собственность и, как правило, не имеющих правоустанавливающих документов;

также не решена проблема постановки на налоговый учет сооружений, которые возведенны на земельных участках лесного фонда, выделенных в долгосрочную аренду для осуществления рекреационной деятельности;

некоторые собственники умышленно не регистрируют свое имущество, ссылаясь на незначительные строительные недоделки, тем сам они сознательно уклоняются от уплаты налогов. Законодательно не определенно наказание на такую категорию граждан.

Разработка предложений по совершенствованию учета объектов налогообложения.

Возможным источником увеличения доходов является выявление и легализация неучтенных земельных участков и объектов недвижимости. В момент кризиса необходимо применять нестандартные, творческие и даже более жесткие методы работы.

Во-первых, ввести исчерпывающий перечень основных требований к жилым помещениям, при которых объект недвижимости должен быть введен в эксплуатацию.

К основным требованиям следует отнести:

1) Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в рабочем состоянии. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами: электроосвещение, хозяйственно-питьевое водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция.

2) Наружные ограждающие конструкции жилого помещения должны иметь теплоизоляцию, которая обеспечивает в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 6о процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 °С.

3) Жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем.

При соответствии жилого помещения данному перечню основных требований к жилым помещениям, собственник данного объекта обязан его ввести в эксплуатацию в срок не более 30 календарных дней.

Во-вторых, активизировать деятельность по легализации объектов недвижимости.

Для проведения сплошной инвентаризации объектов недвижимости - использовать материалы аэрофотосъемки территории, сравнить их с официальными сведениями кадастра и выявить не зарегистрированные объекты.

Такой опыт уже применялся в Крапивинском муниципальном районе Кемеровской области, они выявили около 2000 не зарегистрированных зданий, это составило почти половину от всех зданий Крапивинского района.

Данная работа на сегодняшний день не завершена и в пе-

риод кризиса требует активизации в следующих направлениях:

созывать комиссию по легализации объектов налогообложения каждые 3 месяца и проводить тотальный подо-мовой обход;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

составить график постановки каждого из выявленных объектов недвижимости на учет;

Конечная цель, которую преследуют указанные комиссии, — увеличить сумму налоговых сборов с объектов недвижимости. На сегодня работа комиссии по постановке на налоговый учет объектов недвижимости затруднена в связи с тем, что отсутствует ответственность за несвоевременный ввод объектов в эксплуатацию. В связи с этим предлагается следующий механизм данной работы:

выйти с предложением внесения поправок в нормативно-правовые акты Российской Федерации и Кемеровской области, позволяющие проводить визуальную комиссионную оценку объекта недвижимости для последующего исчисления налога;

- провести визуальную комиссионную оценку объекта, не введённого в эксплуатацию (в комиссию должны войти специалисты БТИ, Росреестра, администрации муниципальных образований), согласно его ориентировочной площади и утвержденного повышенного норматива стоимости квадратного метра жилья для данной территории;

начислить владельцу соответствующую сумму налога в соответствии с его визуальной комиссионной оценкой, а также привлечь к административной ответственности.

установить сроки ввода в эксплуатацию здания. После получения разрешения на строительство, индивидуально просчитывать время на постройку здания и устанавливать срок ввода здания в эксплуатацию. Разработать единую информационную систему, которая будет позволять отслеживать данные сроки. Если объект не был построен в течение того времени, которое было определено, владелец должен подать заявление, в котором должен указать обоснованные причины задержки строительства, в отдел муниципального земельного контроля о продлении срока строительства объекта недвижимости. Если же заявление на продление подано не было, то объект недвижимости должен быть введен в эксплуатацию исходя из первичного срока.

В-третьих, ввести административную ответственность за проживание в доме, который не введен в эксплуатацию.

Граждане, не уплачивающие налог за регистрацию недвижимости, апеллируют в первой очереди тем, что сооружение, в котором они проживают, имеют не окончившиеся строительные работы, хотя на самом деле их быт полностью построен под нормальное существование человека. Но если здание действительно не достроено, это угрожает нанесением вреда человеку, проживающего в нем и членов его семьи. Поэтому при предъявленных доказательствах, комиссия имеет право назначить штраф. Данная мера также активизирует граждан ускорить процесс ввода жилого здания в эксплуатацию и уплате налогов.

В-четвертых, создать информационный ресурс.

В целях обеспечения большей прозрачности работы комиссии, а так же снижения коррупционной составляющей необходимо в постоянном режиме на официальном сайте опубликовывать следующую информацию:

- общее количество зарегистрированных объектов в результате работы комиссии.

- меры ответственности за несвоевременный ввод в эксплуатацию объектов недвижимости. Срок истечения вво-

да в эксплуатацию определенного объекта.

перечень лиц, которые уклоняются от ввода в эксплуатацию объектов недвижимости, а также меры ответственности, которые были применены в отношении данных лиц.

Легализация объектов налогообложения - форсированный метод привлечения доходов в бюджеты муниципальных образований. Большое количество объектов недвижимости, не поставленных на налоговый учет, ведет к существенным потерям в консолидированном бюджете региона.

Каждое из вышеперечисленных предложений смогут помочь в увеличении доходов бюджета Кемеровской области через увеличение налоговых поступлений от объектов недвижимости граждан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации - М. : ООО «Издательство АСТ», 2002.

2. Федеральный закон от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации"

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации»

4. Федеральный закон 24.07.2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

5. Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации".

6. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".

7. Гриненко С. В. Экономика недвижимости. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2012.

8. Киндеева, Е. А. Недвижимость: права и сделки. Кадастровый учет и государственная регистрация прав / Е. А. Киндеева, М. Г. Пискунова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; Юрайт-Издат, 2011. — 806 с. — Серия : Настольная книга специалиста

9. Меркурьев В.В., Косинский П.Д., Медведев В.А. Экономическое обоснование формирования агломераций муниципальных образований // Российский научный журнал «Экономика и управление» - 2013.- №8.

10. Меркурьев В.В. Концептуальные основы укрупнения муниципальных образований сельских поселений / В.В.Меркурьев // Европейский журнал социальных наук. - 2013. - №9.

11. Муниципальный менеджмент: системный подход /П.Д.Ко-синский, А.Г.Чупрякова, В.В.Меркурьев. -Москва: Институт исследования товаропродвижения и конъюктуры оптового рынка, 2014. - 244 с.

12. Совершенствование местного самоуправления на основе формирования агломераций муниципальных образований: региональный аспект / П.Д. Косинский, В.В. Меркурьев // Проблемы современной экономики. Санкт-Петербург. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2013. - №1.

13. Государственный учет объектов недвижимости [Электронный ресурс], URL:http://zile.ru/ (дата обращения 3.11.15)

14. Государственный учет объектов недвижимости [Электронный ресурс], URL: http://av-ue.ru/ (дата обращения 3.11.15)

15. Сборник материалов VII Всерос., научно-практической конференции с международным участием «Россия молодая», 21-24 апр. 2015 г., Кемерово [Электронный ресурс] / ФГБОУ ВПО «Куз-бас. гос. техн. ун-т им. Т. Ф. Горбачева»; редкол.: В. П. Тациенко (отв. ред.) [и др.]. - Кемерово, 2015.

16. Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс], URL: http://www.to42. rosreestr.ru/ (дата обращения 3.11.15).

Поступила в редакцию 13.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.