АНАЛИЗ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
С.Ю. Сучкова,
доцент кафедры экономики и управления Гжельского государственного художественно-промышленного института, аспирант кафедры коммерции Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства [email protected]
В статье представлена модель кластера народных художественных промыслов (НХП, керамика), которая позволит обеспечить устойчивый рост выпуска продукции, привлечение инвесторов для развития сферы влияния НХП по всем сопряженным отраслям хозяйствования, увеличит финансовые потоки муниципальных образований.
Ключевые слова: конкурентоспособность, кластерные системы, народно-художественные промыслы, региональная экономика.
УДК 332; ББК 65.011.4
Народные художественные промыслы (НХП) являются важной частью экономики нашей страны, великим достоянием и подлинной национальной гордостью России. В них воплощены национальные традиции в привычных для нас природных материалах: глине, камне, дереве, льне и шерсти, металле, папье-маше, коже и других материалах. Это предметы повседневного быта, необходимая домашняя утварь. Предметы НХП сопровождали человека на протяжении всей его жизни. Предприятия НХП близки к местным рынкам и приспособлены к запросам потребителей, социальная значимость формирования рынка услуг в сфере НХП определяется расширением сферы приложения труда. Политическая значимость формирования рынка услуг в сфере НХП определяется неразрывностью его связи с интересами местных и региональных сообществ. Это обусловливает её зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для патриотических настроений [6]. Тенденции ухудшения экономического положения НХП особенно резко проявились в 2002 г., когда объём производства упал на 23% по сравнению с 2001 г. В 2008 г. ситуация еще более усугубилась, объём производства изделий НХП сократился по сравнению с периодом предыдущего года. Однако с учётом роста цен приходится констатировать, что в 2008 г. продолжалось снижение физических объёмов производства этих изделий (почти на 30-40% по сравнению с 2005 г.) [7]. Объективным показателем такого падения служит уменьшение численности работающих. В целом по организациям НХП, представившим сопоставимую отчётность, она уменьшилась за 12 месяцев 2008 г. на 13-15%, причём снижение количества работников наблюдается у 80% организаций НХП. Такое положение на рынке НХП подталкивает к размышлению, конкурентоспособны ли предприятия НХП в нынешних условиях и есть ли перспективы их стабильного роста и развития. Реальный анализ конкурентоспособности
российских компаний НХП (керамика) позволил определить лидирующие фирмы [4]. Анализ конкурентоспособности включал следующие этапы:
1. Анализ предприятий легкой промышленности Московской области, т.е. того региона, в котором сконцентрированы предприятия НХП (керамика):
а) производящих аналогичную продукцию, т.е. фарфоровые изделия Гжели;
б) удовлетворяющих ту же потребность покупателей, но работающих по другой технологии.
2. Анализ доли рынка товаров НХП Москвы, Московской области и других районов, для которых был произведен расчет долей рынка, занимаемый фирмами, попавшими в выборку. Результаты расчета представлены в табл. 1.
3. С использованием данных таблицы были выделены наиболее близкие конкуренты по следующим параметрам: а) аналогичность продукции; б) доля рынка; в) темпы роста.
Исходя из анализа доли рынка, наиболее конкурентоспособными являются предприятия Московской области. Ближайшие конкуренты по производству керамики — три предприятия: ЗАО Рамоновская фабрика художественной керамики «ТАНАИС»; ООО «Турина Гора», Алтайский край, г. Барнаул; ЗАО «Объединение Гжель» (Московская область) в общем объеме доли рынка могут иметь доминирующее положение при развитии производственных мощностей и образовании производственного кластера НХП (керамика).
4. Анализ конкурентоспособности предприятий, предложенный Г.Я. Гольдштейн в учебном пособии по стратегическому менеджменту, дал возможность определить лидера. Анализ проводился на основе оценки по пятибалльной шкале факторов конкурентоспособности ближайших конкурентов (см. табл. 2).
Таблица 1
Расчет долей рынка конкурентов
№ п/п Наименование предприятия Объем выпуска (тыс. руб.) Прибыль (тыс. руб.) Доля в общем объеме по прибыли (%) Доля в общем обороте(%)
1 ЗАО «Объединение Гжель», МО (Московская область) 13650 -19,07 - 26
2 ЗАО «Гжельский экспериментальный керамический завод», МО 10352 3642 93 20,2
3 «Малахит», МО 10467 -150 - 21,2
4 «Звезда Гжели», МО 3734 44 1,6 7,4
5 ЗАО Рамоновская фабрика художественной керамики «ТАНАИС» 11553,29 -9927,35 - 23,5
6 ООО «Турина Гора», Алтайский край, г. Барнаул 853,55 209,49 5,4 1,7
7 Итого 50609,84 -620,93 100 100
Как видно из табл. 2, ЗАО «Гжельский экспериментальный керамический завод» имеет более сильные позиции по сравнению с ближайшими конкурентами. Такое положение сложилось за счет устойчивых показателей и поддержки Московского Союза Художников. Близки к ним по расчетным баллам предприятия «Гжельский Малахит» и «Звезда Гжели». Данные малые предприятия имеют возможность быстро реагировать на изменение спроса и предложения на рынке НХП (керамика). Доказать свою конкурентоспособность предпринимательская фирма может только при наличии конкуренции. Поэтому усиление или ослабление прямой и условно-прямой конкуренции вызывает изменения требований к уровню реальной конкурентоспособности фирмы. На это же влияют и параметры спроса на продукцию компании, а также соотношение потребительских предпочтений. Высокий уровень конкурентоспособности предпринимательской фирмы сохраняется или усиливается только в том случае, если его факторы постоянно воспроизводятся и поддерживаются. Конкурентное преимущество является следствием уникальной (по сравнению с конкурентами) способности фирмы удовлетворять тому или иному признаку выпускаемой продукции. Критерии выбора конкурентной стратегии могут базироваться на модели Портера [3].
Для определения конкурентных преимуществ выбранной отрасли проведен анализ показателей, позволяющий выявить возможности для проявления конкурентных преимуществ и построения новых стратегий, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий по различным критериям. Графическая интерпретация такой модели показывает зависимость между долей предприятия на рынке и его прибыльностью (рис.1).
Выявленные конкурентные преимущества и новые стратегии позволят объединить усилия предприятий НХП (керамика) для выживания в новых условиях. Один из способов «выравнивания» деятельности компаний на рынке — создание кластера. При использовании отраслевого признака предприятия объединяются в группы по сходству технологических и производственных про-
Таблица 2
Анализ конкурентоспособности НХП (керамика)
Факторы конкурентоспособности Конкуренты
1 2 3 4 5 6 7
Менеджмент предприятия
Предпринимательская культура и философия 5 5 5 5 5 5 30
Цели 1 4 3 2 3 3 16
Стратегии 1 5 3 3 3 3 18
Оснащенность предприятия
Оборудование 4 4 4 4 4 3 23
Качество продукции 4 4 4 4 2 3 21
Научные исследования и развитие
Интенсивность и результаты 1 4 2 3 1 2 13
Ноу-хау 3 3 3 3 2 2 16
Использование новых информационных технологий 2 2 2 2 2 2 12
Сбыт продукции
Розничная торговля 2 4 3 3 3 3 18
Оптовая торговля 3 3 3 4 2 2 17
Разнообразие ассортимента 5 4 4 4 3 3 23
Цены 3 4 3 3 2 2 17
Реклама 4 4 3 3 3 3 20
Известность фирмы 5 4 3 4 3 2 21
Наличие собственной торговой сети 1 1 1 1 1 1 6
Быстрота реакции на изменения в спросе 2 3 3 3 2 2 15
ИТОГО 46 58 49 51 41 41 286
Факторы
производства
Контекст стратегии фирмы и соперничества
• Совместный маркетинг посредством проведения торговопромышленных ярмарок и делегирования представителей
• Совместные с правительством усилия в продвижении экспорта продукции
• Создание справочников участников кластера
• Совместная разработка специальных учебных планов профессиональной и технической подготовки, обучения в колледжах и университетах
• Спонсирование специализированных исследовательских центров в университетах
• Сбор кластерной информации через торговые объединения
• Поддержание тесной связи с провайдерами инфраструктуры для удовлетворения специализированных потребностей кластера (например, в передаче данных, логистике)
• Разработка курсов для менеджеров по вопросам законодательства, качества и управления
ч
Родственные и поддерживающие отрасли
• Сотрудничество с правительством в разработке законодательных норм и их изменения, направленное на поощрение инноваций
Создание местных организаций контроля качества и стандартизации
• Создание базирующейся на данном кластере торговой организации
• Поддержка формирования местных поставщиков и привлечение местных инвестиций от поставщиков, базирующихся в других местах, посредством индивидуальных и коллективных усилий
Рис.1. Критерии выбора конкурентной стратегии
Рис. 2. Алгоритм создания кластера
цессов. В кластер же входят предприятия, имеющие тесные технологические и производственные связи, использующие разные технологии и выпускающие разную или схожую продукцию (услуги) [3]. Главное в структуре кластера — распространение инноваций на всю цепочку создания стоимости и единое логистическое окно для взаимодействия с внешней средой. Такая структура позволяет минимизировать трансакционные издержки.
Алгоритм создания кластера (рис. 2) в регионе позволит обеспечить большие возможности для муниципальных образований территорий, имеющих предприятия НХП (керамика). Алгоритм создания кластера включает предварительный, основной и заключительный этапы. В такой кластер войдут все предприятия региона, выпускающие продукцию НХП (керамика), а также уже имеющиеся и развивающиеся туристские организации. Эта структура даст возможность сохранить традиционный, народнохудожественный промысел, обеспечить снижение безработицы в регионе, увеличить финансовые потоки муниципальных образований и восстановить объемы выпуска продукции НХП (керамика). Народно-художественные промыслы — это культурное наследие России в экономическом и просветительском смысле. Такой алгоритм позволит обосновать возможность появления кластера НХП (керамика).
На предварительном этапе проведен расчет концентрации рынка НХП. По данным показателям можно оценить уровень концентрации деловой активности в руках отдельных субъектов бизнеса, проанализировать их динамику и сформировать доминирующие позиции субъектов бизнеса. По расчетным данным
можно сделать вывод, что у малого бизнеса более устойчивые позиции, чем у крупных предприятий. Малый бизнес может быстрее реагировать на изменение рыночной номенклатуры и изменяющийся спрос [2]. По данным оценки конкурентного положения наиболее выгодное положение у ЗАО «Гжельский экспериментальный керамический завод», затем, соответственно, у предприятий «Звезда Гжели», «Малахит», ЗАО «Объединение Гжель». Такая ситуация отражает большую мобильность предприятий с перспективной стратегией изучения платежеспособной потребности покупателей. Малые предприятия лучше и быстрее реагируют на ситуацию на рынке. Крупные предприятия имеют возможность обеспечивать качество изделий и возможность быстрее сертифицировать продукт производства. Поэтому при объединении усилий по главным направлениям обеспечения конкурентной среды на рынке у всех предприятий появится больше перспектив и возможностей.
Завершающий этап алгоритма формирования кластера НХП (керамика) позволит обеспечить устойчивый рост выпуска продукции, привлечение инвесторов для развития туристкой сферы, увеличить финансовые потоки муниципальных образований. Через кластерные инициативы возможно возрождение ЗАО «Объединение Гжель», сократившего в настоящее время прежний объем продаж.
Кластер поможет художникам законодательно отстоять свое право на интеллектуальную собственность и обеспечит высокий художественный и культурно-просветительный уровень предприятий НХП [10]. Динамичность функционирования
Политика правительства
• поддержание в законодательстве
• обеспечение выполнения законодательства
Факторные условия
Международная деловая активность
• продвижение на рынок продукции НХП
• восстановление связей с Германией и Австрией
• выставки НХП
• сотрудничество со сферой образования
Родственные и поддерживающие отрасли
Возможности и шансы
• увеличение сегмента потребления
• маркетинговые исследования
• наличие квалифицированных трудовых ресурсов
• природные ресурсы
• образовательные ресурсы
• развитие туризма увеличение числа потребителей
Условия спроса
Результаты и вливания
• наличие рекреационных ресурсов
• наличие историко-этнографической направленности региона
• Туризм
• Предприятия НХП
• Предприятия лёгкой промышленности (керамика)
Рис. 3. Конкурентный ромб Портера применительно к рынку НХП (керамика)
предприятий НХП в значительной мере предопределена взаимодействием благоприятной стратегической среды, создаваемой федеральным, региональным и местным законодательством. Многие развитые кластеры создают общие органы управления, обладающие совещательными полномочиями, которые выполняют регулирующие функции при реализации кластерных инициатив и проектов, разрабатывают стратегии и программы развития. Предложенная автором модель кластера (рис. 3) в применении к рынку НХП (керамика) обеспечит возможность повышения конкурентоспособности и долговременное развитие промысла. Такой процесс требует институционализации концепций, взаимоотношений и связей между клиентами.
В частном секторе лидирующую роль в дальнейшем совершенствовании кластеров часто берут на себя новые или возрожденные предпринимательские ассоциации. На уровне власти совершенствование кластеров нередко институционализируется организованными правительственными агентства-
ми, организацией сбора и распространения статистических данных об экономической деятельности, а также управлением структурой и членством в группах по осуществлению надзора за бизнесом. [4]. Кластеры представляют новый дополнительный способ организации экономического развития и проведения государственной политики.
Видение проблем (резервов и ограничений) помогает обеспечить рост производственного потенциала конкретного региона и его конкурентоспособность. Парадокс состоит в том, что самые важные конкурентные преимущества в глобальной экономике часто обусловлены местоположением кластера [4]. Для НХП (керамика) создание кластера — это фактор, который сможет обеспечить выживание промысла и возрождение прошлых объемов производства. Расположение предприятий НХП (керамика) сложилось исторически, что позволяет использовать рекреационные ресурсы, культурно-этнографические объекты местности, а это, в свою очередь, способствует развитию туризма.
Литература
1. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
2. Дранев Я.Н. Кластерный подход к экономическому развитию территорий // Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. — М.: Сканрус, 2001. — 144 с.
3. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2006. — 608 с.
4. Пилипенко И.В. Кластерная политика в России // Общество и экономика. — 2007. — № 8. — С. 28.
5. Развитие производственных кластеров в регионе: Отчет о НИР. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН. — 145 с.
6. Доклад Председателя Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» на XXIV Конференции Ассоциации Конгресс-центр ТПП РФ, г. Москва
7. Грани успеха. Специальный выпуск / Изд. ЗАО ПТХ «Русский Альянс», 2007.
8. Мир промыслов и ремесел. — 2009. — № 6.
9. Мир промыслов и ремесел. — 2009. — № 8.
10. Московская правда. — 2007. — 27. ноября.