АНАЛИЗ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ А.И. Пименова, студент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOr.10.244n/2500-1000-2019-n539
Аннотация. В данной статье изучается понятие деловой активности предприятия, методики её оценки и повышения. Раскрывается сущность понятия деловой активности, рассматриваются различные подходы к определению данного термина. Приводится исследование основных методик оценки деловой активности компании. Важным аспектом изучения деловой активности является определение возможностей и путей повышения данного показателя, посредством эффективного управления имеющимися средствами и снижения себестоимости производства.
Ключевые слова: деловая активность, оценка, анализ, эффективность, коэффициент оборачиваемости, индикаторы, оборачиваемость денежных средств.
На современном этапе развития рыночной экономики деловая активность предприятия является одним из ключевых показателей эффективности деятельности фирмы и служит её обоснованием присутствия на рынке. Определяя термин «деловая активность» - это, прежде всего, целенаправленная деятельность организации по сбыту своей продукции на рынок, а также дальнейшее её продвижение, увеличение производственных мощностей, а также улучшение финансовых показателей компании и, соответственно, экономический рост фирмы в целом. В связи с этим, понятие «анализ деловой активности» определяет основную характеристику хозяйственно-экономической деятельности предприятия, раскрывая при этом коммерческий и производственный аспекты.
Согласно зарубежному опыту, трактовка деловой активности рассматривается именно как анализ её оценки. Данный факт обуславливается неразрывной связью развитого рынка ценных бумаг и деловой активности компаний. Опираясь на труды британских учёных Д. Стоуна и К. Хитчинга, можно увидеть исследования коэффициентов деловой активности, которые определяются как «характеристики эффективности управления портфелем активов компании». Следует отметить, что именно такая характеристика подразумевает использование определённой двух-факторной модели повышения рентабель-
ности активов, разработанной фирмой Дюпон, показывающей зависимость рентабельности активов от оборачиваемости капитала и рентабельности продаж [1].
Существуют и другие методики оценки деловой активности, так, по мнению Дж. К. Ван Хорна, в результате проведения комплексного анализа должна быть определена потребность в финансировании, а также должна быть выявлена способность компании привлечь финансовые ресурсы на внешних рынках [2].
В российской литературе термин «деловая активность» появился сравнительно недавно - в начале 90-х годов прошлого века, в связи с начавшимся процессом перехода от командно-плановой экономики к рыночной, что потребовало обращения к зарубежным источникам и примерам функционирования экономики нового для России типа. Проведя обзор русской экономической литературы, можно прийти к выводу, что определение понятия «деловая активность» либо отсутствует вовсе, либо дано недостаточно полно. К примеру, Большой экономический словарь предлагает следующее определение: «Активность деловая - экономическая деятельность, конкретизированная в виде производства того или иного товара или оказания конкретной формы услуг, положена в основу международной стандартной классификации отраслей хозяйства, экономических
классификаторов Системы национальных счетов» [3].
В то же время, авторы Большой экономической энциклопедии расширяют понятие деловой активности, подходя к определению с точки зрения анализа деятельности компании: «Деловая активность: 1. Экономическая деятельность, конкретизированная в виде производства того или иного товара или оказания конкретной формы услуг. 2. Характеристика результатов деятельности фирмы на рынке, получаемая на основании данных анализа» [4].
Таким образом, принимая во внимание комплексную природу понятия «деловая активность» и множественные трактовки, предложенные зарубежными и отечественными учёными, можно прийти к выводу, что деловая активность представляет собой процесс устойчивой хозяйственно-экономической деятельности компании, направленный на достижение положительной динамики и увеличение ключевых показателей фирмы, включая повышение эффективности использования доступных ресурсов для обеспечения конкурентоспособности на современном рынке, при этом принимая во внимания микро и макроэкономические условия.
Основными задачами анализа и оценки деловой активности являются анализ динамики основных показателей деловой активности предприятия, оценка показателей оборачиваемости активов, оценка эффективности использования располагаемых ресурсов компании, а также анализ дебиторской задолженности.
Как уже было отмечено выше, в анализе деловой активности ключевое значение имеет анализ оборачиваемости активов компании, так это напрямую связано с тем, насколько быстро окупаются произведенные вложения, то есть насколько быстро инвестируемые активы конвертируются в прибыль и реальные деньги. Следует учитывать, что длительность нахождения средств в обороте определяется следующими факторами, среди которых одними из важнейших являются отраслевая принадлежность фирмы и сфера её деятельности, инфляционные процессы, налоговая система, проводимая государством денеж-
но-кредитная политика, выражающая в росте или понижении ставок коммерческих банков, а следовательно и возможностей кредитования организации. Кроме того, существенную роль играют принимаемые решения касательно управления активами предприятия, а также сама методика оценки товарно-материальных запасов.
Оценка деловой активности проводится как на качественном, так
и количественном уровнях. Если количественный уровень в данном аспекте подразумевает эффективность деятельности фирмы в целом, качественный уровень рассматривает обширность рынков сбытовой политики имидж и деловую репутацию предприятия, количество постоянных покупателей, наличие постоянных поставщиков, долгосрочные договора купли-продажи и рынок сбыта [5].
Для анализа деловой активности предприятия основными показателями являются коэффициенты оборачиваемости оборотных средств, оборачиваемости товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности, а также коэффициент оборачиваемости денежных средств. Основными показателями оценки оборотных активов являются скорость оборота активов или период оборота. Под скоростью следует подразумевать количество оборотов активов за анализируемый период - квартал или год. Под периодом оборота активов понимаются сроки, в течение которых возвращаются все денежные средства, которые вкладываются в производственные активы фирмы [6].
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов рассчитывается по следующей формуле:
К= Выручка нетто от продаж / Запасы и НДС (1)
При оценке полученных данных необходимо учитывать, что значение коэффициента больше 1 означает рентабельность предприятия, в то время как снижение данного показателя может свидетельствовать как об увеличении товарно-материальных запасов, так и о снижении спроса на выпускаемую продукцию. В последнем случае имеет место анализ изме-
нений скорости и периода оборачиваемости основных видов оборотных средств, к которым относят товарно-материальные запасы, а также дебиторскую задолженность. Также необходимо провести анализ оборачиваемости денежных средств компании.
Для расчёта скорости оборачиваемости товарно-материальных запасов может быть использована следующая формула:
К = себестоимость проданной продукции / средняя величина ТМЗ, где
Средняя величина ТМЗ = (величина ТМЗ на начало периода + величина ТМЗ на конец периода) / 2 (2)
При снижении коэффициента происходит замедление оборачиваемости товарно-материальных запасов, что свидетельствует о их накоплении, а следовательно о неполучении возможной прибыли от их реализации и оттоку денежных средств.
Другой коэффициент, рассматриваемый в рамках анализа деловой активности предприятия - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, отражающий уровень коммерческого кредита, который организация готова предоставить. Коэффициент рассчитывается по формуле: К = выручка от реализации / средняя величина дебиторской задолженности (3) Увеличение данного коэффициента свидетельствует об уменьшении коммерческого кредита, а следовательно улучшения управления данным показателем. Следует принимать во внимание тот факт, что вместе со снижением показателя дебиторской задолженности происходит понижение коэффициента покрытия, следовательно встает вопрос о сбалансированности дебиторской и кредиторской задолженностей.
Наряду с анализом оборачиваемости товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности важное значение имеет оценка оборачиваемости денежных средств, так как именно они представляют собой своеобразной резерв каждой организации, необходимый для покрытия возникающей несбалансированности денежных потоков краткосрочного характера, другими словами - для обеспечения краткосрочной ликвидности предприятия. Расчет
коэффициента осуществляется по формуле:
К = выручка/ денежные средства (4)
При анализе полученного коэффициента необходимо учитывать тот факт, что превалирование положительного денежного потока означает присутствие свободных наличных средств, в то время как обратная ситуация свидетельствует о нехватке денежных средств и необходимости дополнительного кредитования компании.
Однако, в связи с переходом к МСФО и разницей в представлении информации и формой отчетов о финансово-экономической деятельности зарубежных компаний, работающих на территории Российской Федерации, анализ деловой активности таких предприятий производится с применением расчетов по упрощенным формулам.
Несомненно, повышение деловой активности является приоритетной задачей любой фирмы, желающий упрочнить и сохранить свои позиции в современных условиях. К основным направления работы, направленной на повышение деловой активности фирмы можно отнести в первую очередь ускорение оборачиваемости капитала компании, экономное и рациональное использование оборотных средств, а также располагаемых ресурсов компании.
Особое внимание при этом должно уделяться именно ускорению оборачиваемости оборотных средств, так как именно данный критерий является ключевым в современных условиях, позволяя сократить производственно-сбытовой цикл, тем самым приводя к увеличению полученной прибыли.
Для достижения поставленной задачи возможно внедрение новейших технологий и автоматизация производственных процессов, что ведёт к интенсификации производства. Также одними из возможных шагов является сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности, а также проведение мониторинга рынка, имеющих своей целью ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю. Не стоит забывать и об экономии оборотных средств, выражающихся в снижении расходов сырья и мате-
риалов, повышению производительных мощностей и снижению себестоимости продукции.
Огромную роль в повышении эффективности компании и её деловой активности играет грамотное планирование финансово-хозяйственной деятельности, выражающееся в четком планировании необходимых оборотных средств и оптимальном объеме требуемых товарно-материальных запасов, контроле денежных потоков от произведенных платежей, финансовых поступлений, а также имеющихся на счёте компании денежных средств. Кроме того, необходим контроль за реализацией всех предложенных мер, а именно проведение финансового анализа и представление его результатов на регулярной основе.
Необходимо следить за динамикой коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотны-
ми средствами, а также контролировать соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженностей. При анализе дебиторскую и кредиторскую задолженность следует рассматривать отдельно: дебиторскую как средства, временно отвлеченные из оборота, а кредиторскую как средства, временно привлеченные в оборот.
Подводя итог необходимо отметить, что каждая организация использует собственный набор методов для повышения своей деловой активности и, следовательно, своей конкурентоспособности. При этом основными направлениями работы является определение оптимального размера товарно-материальных запасов и отсутствие так называемого «затоваривания», эффективное использование оборотных средств
компании, а также между дебиторской долженностью.
нахождение баланса и кредиторской за-
Библиографический список
1. Стоун Д., Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: подготовительный курс / пер. с англ. Ю.А. Огибина и др.; под общ. ред. Б.С. Лисовика и М.Б. Ярцева. - СПб: АОЗТ «Литера плюс», 1994. - 272 с.
2. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: пер. с англ. / гл. ред. серии Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 800 с.
3. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. и перераб. -М.: Институт новой экономики, 1997. - 864 с.
4. Большая экономическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - 816 с.
5. Асаул А.Н. Производственно-экономический потенциал и деловая активность субъектов предпринимательской деятельности // АНО «ИПЭВ». -2011. - С. 98.
6. Дзахоева С. Л. Особенности деловой активности предприятия // Молодой ученый. -2015. - №4. - С. 357-359.
ANALYSIS AND WAYS OF INCREASING BUSINESS ACTIVITY
OF THE ENTERPRISE
A.I. Pimenova, Student
Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. This article shows the concept of business activity of an enterprise, methods of its assessment and increase. The essence of the concept of business activity is revealed, various approaches to the definition of this term are considered. A study of the main methods for assessing the business activity of a company is presented. An important aspect of the study of business activity is the identification of opportunities and ways to increase this indicator, through the effective management of available funds and reduce production costs.
Keywords: business activity, assessment, analysis, effectiveness, turnover ratio, indicators, turnover of funds.