Научная статья на тему 'Анализ и прогнозирование социальнодемографических показателей алкогольной безопасности в Вологодской области'

Анализ и прогнозирование социальнодемографических показателей алкогольной безопасности в Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АЛКОГОЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ДОМОХОЗЯЙСТВ И ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ И ПИВА / ALCOHOLIC SAFEGUARD / SOCIAL AND DEMOGRAPHIC INDICATORS OF ALCOHOLIC SAFEGUARD / STRUCTURE AND DYNAMICS OF THE HOUSEHOLD EXPENDITURES AND SALES ALCOHOLIC BEVERAGES AND BEER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овсянкина Наталья Михайловна, Шихова Оксана Анатольевна

В статье был выполнен анализ структуры и динамики потребительских расходов домохозяйств по группам продовольственных и непродовольственных товаров и услуг в 2004-2011 гг. и определено место расходов на алкогольные напитки в этой структуре. Проанализирована структура и динамика продажи алкогольных напитков и пива в Вологодской области в 2004-2011 гг. Для нахождения взаимосвязи между объемом продаж алкогольных напитков и пива с социально-демографическими показателями и выражения ее в конкретной функциональной зависимости проведен парный корреляционно-регрессионный анализ и составлен прогноз этих показателей. Авторы считают, что проведенный анализ дает возможность судить о благоприятной тенденции в отношении алкогольной безопасности в Вологодской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и прогнозирование социальнодемографических показателей алкогольной безопасности в Вологодской области»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 311.313:314.4.005(470.12)

Анализ и прогнозирование социальнодемографических показателей алкогольной безопасности в Вологодской области

Овсянкина Наталья Михайловна, магистрант 1-го курса экономического факультета

e-mail: ov_nataliya@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»

Шихова Оксана Анатольевна, кандидат экономических наук., доцент кафедры статистики и информационных технологий

e-mail: oksana-shikhova@yandex.ru

ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»

Аннотация: в статье был выполнен анализ структуры и динамики потребительских расходов домохозяйств по группам продовольственных и непродовольственных товаров и услуг в 2004-2011 гг. и определено место расходов на алкогольные напитки в этой структуре. Проанализирована структура и динамика продажи алкогольных напитков и пива в Вологодской области в 2004-2011 гг. Для нахождения взаимосвязи между объемом продаж алкогольных напитков и пива с социально-демографическими показателями и выражения ее в конкретной функциональной зависимости проведен парный корреляционно-регрессионный анализ и составлен прогноз этих показателей. Авторы считают, что проведенный анализ дает возможность судить о благоприятной тенденции в отношении алкогольной безопасности в Вологодской области.

Ключевые слова: алкогольная безопасность; социально-демографические показатели алкогольной безопасности; структура и динамика потребительских расходов домохозяйств и продажи алкогольных напитков и пива.

Алкоголь - главный фактор катастрофической убыли населения России. В современной России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона человек ежегодно. Каждая четвертая смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем. Алкогольная смертность включает не только случайные отравления алкоголем, но и 2/3 смертей от несчастных случаев и насилия, 1/4 смертей от сердечнососудистых заболеваний и многое другое. Злоупотребление алкоголем - главная причина низкой продолжительность жизни. Проведенные при помощи математической модели, разработанной учеными Вычислительного центра Российской Академии наук, расчеты показывают, что при инерционном сценарии (т. е. если ситуация в России, включая алкогольную ситуацию, никак не изменится) к 2050 г. население России сократится со 140 до 93 млн. человек. При этом если верх возьмет алкогольное лобби с его проектами «народной водки», снижения акцизов и т. п., то численность населения нашей страны может даже сократиться до уровня, ниже 80 млн. чел.

Алкоголизация детей является одной из актуальных проблем современного российского общества: более 80 % подростков потребляют алкогольные напитки. Возраст приобщения к алкоголю по сравнению с советским периодом снизился с 17 до 14 лет. По данным Роспотребнадзора в России треть несовершеннолетних юношей и девушек выпивают ежедневно. Между тем, доказано, что раннее приобщение к алкоголю увеличивает в 5-6 раз риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.

Экономические потери составляют не менее одного триллиона 700 миллиардов рублей в год. Они связаны с повышенной смертностью, потерей продолжительности здоровой жизни, утратой трудоспособности, со снижением производительности труда, затратами на лечение заболеваний, связанных с употреблением алкоголя, с социальными выплатами государства инвалидам, сиротам, с ущербом от пожаров, ДТП, с расходами на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

Таким образом, злоупотребление алкоголем - основной фактор демографического и социального кризиса в России, общенациональная угроза на уровне личности, семьи, общества, государства и, следовательно, угроза национальной безопасности [1].

В ходе исследования был выполнен анализ структуры и динамики потребительских расходов домохозяйств по группам продовольственных и непродовольственных товаров и услуг в 2004-2011 гг. (табл. 1) и определено место расходов на алкогольные напитки в этой структуре.

Таблица 1. Структура потребительских расходов домохозяйств по группам продовольственных и непродовольственных товаров и услуг (на члена домашнего хозяйства в месяц, %)

Потребительские Годы

расходы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Продукты питания 40,2 37,9 35,4 34,3 34,3 38,7 35,4 33,1

Питание вне дома 3,8 2,5 3,1 2,7 2,8 2,6 2,6 2,6

Алкогольные напитки 2,7 2,4 2,6 2,2 1,6 2,0 1,9 2,1

Непродовольственные товары 36,4 37,2 38,1 37,7 40,5 32,6 34,1 37,8

Оплата услуг 16,9 20,0 20,8 23,1 20,8 24,1 26,0 24,4

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Проведенный анализ структуры потребительских расходов в 2004 году показал, что наибольший удельный вес в структуре занимали расходы на продукты питания (40,2 %), второе место - расходы на непродовольственные товары (36,4 %). Такое соотношение данных двух видов расходов сохранялось до 2006 года и в послекризисный период с 2009 по 2010 гг. За весь анализируемый период удельный вес расходов на алкогольные напитки существенно не изменялся, сохраняясь в пределах примерно от 2 до 3 %. Исключение составил кризисный 2008 год, когда доля этого вида потребительских расходов снизилась до уровня 1,6 %. В динамике прослеживается относительно устойчивое снижение доли данного вида расходов. В 2011 году по сравнению с 2004 годом она изменилась с 2,7 % до 2,1 %.

Проанализирована структура и динамика продажи алкогольных напитков и пива в Вологодской области в 2004-2011 гг. (табл. 2).

Населению за 2011 год было продано 1413,9 тыс. декалитров алкогольных напитков и пива (в абсолютном алкоголе). Это меньше по сравнению с 2004 годом на 30,7 %. Снижение объема продаж на внутреннем региональном рынке в период с 2004-2011 гг. наблюдается у водки на 44,4 %, у вина на 30,0 %, у коньяка на 10,5 %.

Таблица 2. Продажа алкогольных напитков и пива в Вологодской области

Продано Продано в натуральном выражении, тыс.дкл

Годы алкогольных напитков и пива в абсолютном алкоголе всего, тыс. дкл алкогольных напитков и пива на душу населения, л водка и ликероводочные изделия вино коньяк шампанское и игристые вина пиво

2004 2039,4 16,3 3335,4 1772,2 86,3 71,9 10639,2

2005 1744,4 14,1 2721,0 1312,6 80,8 79,2 11064,7

2006 1439,9 11,7 2147,0 943,9 72,3 103,7 10484,7

2007 1395,1 11,4 1979,1 1151,8 50,8 100,0 10550,9

2008 1490,8 12,3 2128,3 1232,2 68,9 137,1 10890,9

2009 1416,1 11,7 1842,7 1565,6 58,0 158,1 10266,0

2010 1241,1 10,3 1548,4 1108,5 53,9 104,5 10353,6

2011 1413,9 11,8 1853,0 1240,4 77,2 155,1 10659,0

В % 2011г. к 2004г. 69,3 72,2 55,6 70,0 89,5 215,7 100,2

Продажа шампанского и игристых вин увеличилась более чем в 2 раза и пива на 0,2 %. Данная тенденция в изменении объема продаж за период с 2004-2011 гг. была неоднозначной. В 2004-2007 гг. по всем видам алкогольной продукции наблюдалось устойчивое снижение объемов продаж. В кризисном 2008 году произошел небольшой всплеск данного показателя и, начиная с 2009 года, прослеживается чередование спада и роста продаж.

Диаграмма динамики и структуры продаж (рис 1.) наглядно показывает, что наибольший удельный вес на протяжении всего периода имеют продажи пива. На втором месте по объемам продаж находится водка, уровень продаж которой с 2004

года относительно устойчиво снижается. И на третьем месте - вино.

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Годы

Рисунок 1. Изменение в структуре продаж алкогольных напитков и пива в натуральном выражении в 2004-2011 гг.

Выполненный анализ показал, что уровень потребления и продаж алкогольных напитков и пива в Вологодской области в целом снижается, что способствует росту уровня алкогольной безопасности в регионе. Одними из основных социально-демографических показателей алкогольной безопасности являются показатели смертности и заболеваемости, связанные с причинами употребления алкоголя населения. Для нахождения взаимосвязи между объемом продаж алкогольных напитков и пива с данными показателями и выражения ее в конкретной функциональной зависимости проведен парный корреляционно-регрессионный анализ.

Из всего множества факторов, потенциально влияющих на уровень алкогольной безопасности, нами был выбран показатель продажи алкогольных напитков и пива на душу населения. Изучаемыми результативными показателями выступили: смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя (у1), уровень заболеваемости алкоголизмом и алкогольным психозом (у2), численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз (у3).

Так как факторный признак представлен в динамике, необходимо проверить его на наличие автокорреляции, и при обнаружении исключить ее для возможности проведения прогноза. Рассчитанный коэффициент автокорреляции оказался близким к 1, что говорит о сильной зависимости текущих уровней от предыдущих [3]. Для исключения автокорреляции был использован метод включения времени в качестве дополнительного фактора в уравнение регрессии. Значимыми на уровне доверительной вероятности 0,95 можно считать следующие полученные уравнения регрессии, представленные в таблице 3.

Таблица 3. Уравнения зависимости социально-демографических показателей уровня алкогольной безопасности от объема продаж алкогольных напитков и пива на душу населения

изучаемый результативный показатель модель интерпретация модели с учетом основной тенденции в динамике фактора

Смертность от причин,связанных с употреблением алкоголя (у1) у1 = -500,04 + 96,60 х + 6,98 Л При наметившейся основной тенденции снижения объема продаж алкогольных напитков и пива на душу населения можно ожидать, что при сокращении продаж на 1 л. при фиксированной динамике всех прочих факторов, смертность снизится в среднем за год на 97 человек. При фиксированном влиянии фактора х, включенного в модель, влияние всех прочих факторов за год может привести к увеличению смертности в среднем на 7 человек.

Уровень заболеваемости алкоголизмом и алкогольным психозом (у2) у2 = 454,63 + 102,98 х - 26,81 ^ При наметившейся основной тенденции снижения объема продаж алкогольных напитков и пива на душу населения можно ожидать, что при сокращении продаж на 1 л. при фиксированной динамике всех прочих факторов, уровень заболеваемости в среднем за год снизится на 103 человека При фиксированном влиянии фактора х, включенного в модель, влияние всех прочих факторов за год может привести к снижению уровня заболеваемости в среднем на 27 человек.

Численность больных, состоящих на учете в лечеб-но-профилактиче-ских учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз (у3). у3 = 13557,81 + 242,83х +12,44 -1 При наметившейся основной тенденции снижения объема продаж алкогольных напитков и пива на душу населения можно ожидать, что при сокращении продаж на 1 л. при фиксированной динамике всех прочих факторов, численность больных снизится в среднем за год на 243 человек. При фиксированном влиянии фактора х, включенного в модель, влияние всех прочих факторов за год может привести к увеличению численности больных в среднем на 12 человек.

Прежде чем осуществлять прогноз результативных показателей по найденным уравнениям регрессии, было определено прогнозное значение факторного признака по параболическому тренду на три периода упреждения (табл. 4).

Таблица 4. Результаты прогноза значений факторного признака

Показатель

Продажа алкогольных напитков и пива на душу населения

уравнение тренда

Период Точеч-

упрежде- ный про-

ния гноз

І хp

13 8,64

14 7,13

15 5,41

Согласно точечному прогнозу продажа алкогольных напитков и пива в 2012 году составит 8,64 литров на душу населения, в 2013 году - 7,13 литров на душу населения, в 2014 году - 5,41 литров на душу населения. Таким образом, прогноз указывает на тенденцию снижения уровня данного показателя, что является положительным моментом для обеспечения алкогольной безопасности региона.

Таблица 5. Результаты прогноза социально-демографических показателей уровня алкогольной безопасности по уравнениям регрессии

Показатель модель регрессии Период упреж- дения Точечный прогноз

І уp

Смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя (у1) УЇ =-5(Щр4 + 96£0 х + 6,98 1 13 425,6

14 286,5

15 127,3

Уровень заболеваемости алкоголизмом и алкогольным психозом (у2) у2 = 454,63 +102,98 ■ х - 26,81 ■ і 13 995,8

14 813,5

15 690,5

Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз (у3). Уз = 13 5 57£1 + 242£3-х+12,44-1 13 15817,5

14 15463,3

15 15058,1

Согласно точечному прогнозу по уравнениям регрессии показатель смертности от причин, связанных с употреблением алкоголя, с учетом динамики и влияния показателя объема продаж алкогольных напитков и пива на душу населения составит в среднем в 2012 году 425,6 человек, в 2013 году 286,5 человек и 2014 году 127,3 человека; показатель уровня заболеваемости алкоголизмом и алкогольным психозом составит в среднем в 2012 году 995,8 человек, в 2013 году 813,5 человек и в 2013 году 690,5 человек; показатель численности больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз в 2012, 2013, 2014 гг. составит в среднем 15817,5 человек, 15463,3 человек, 15058,1 человек соответственно.

Полученные прогнозы не противоречат основной тенденции наметившейся в динамике, проанализированных результативных показателей. Следовательно, найденные уравнения регрессии позволяют прогнозировать снижение уровня смертности, заболеваемости и численности больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз, от рассматриваемых причин.

Таким образом, проведенный анализ дает возможность судить о положительной тенденции в отношении алкогольной безопасности в Вологодской области и позволит на уровне Правительства региона принимать обоснованные управленческие решения, направленные на дальнейшее сокращение объема продаж алкогольных напитков для улучшения социально-демографических показателей.

список литературных источников:

1. Антиалкогольная программа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newparlament.ru/projects/view/400.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

3. Эконометрика : учебник / Под ред. И. И. Елисеевой. - М. :Финансы и статистика, 2008.

Analysis and prediction of social and demographic indicators of alcoholic safeguard in Vologda region

Ovsyankina Natalia Mihaylovna, 1 year magister of the economical faculty

e-mail: ov_nataliya@mail.ru

The N.V.Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy

Shihova Oksana Anatolyevna, Can. of Sciences (Economics), associate professor of the Statistics and Informational Technologies

e-mail: oksana-shikhova@yandex.ru

The N.V.Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy

Abstract: The article considered the analysis of the structure and dynamics of the household expenditures based on groups of productive and non-productive goods and services in 2004-2005, and it defined the place of expenditures for alcoholic beverages in this structure. The structure and dynamics of alcoholic beverages and beer in Vologda region in 2004-2011 has been analyzed. Doubled correlation and regressive analysis has been performed to find the correlation between the sales volume of alcoholic beverages and beer with the social and demographic indicators, and to express it in the certain functional dependence, and the prognosis of these indicators has been made as well. The authors consider that the performed analysis makes it possible to value the favourable tendency in relation to the alcoholic safeguard in Vologda region.

Keywords: alcoholic safeguard, social and demographic indicators of alcoholic safeguard, structure and dynamics of the household expenditures and sales alcoholic beverages and beer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.