Научная статья на тему 'Влияние безработицы на реализацию алкогольных напитков в Краснодарском крае'

Влияние безработицы на реализацию алкогольных напитков в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ И ПИВА / УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕГИОНЕ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / VOLUMES OF REALIZATION OF ALCOHOLIC BEVERAGES AND BEER / UNEMPLOYMENT RATE IN THE REGION / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестакова Юлия Николаевна

В статье проводится комплексный анализ объемов реализации алкогольных напитков и пива в Краснодарском крае, посредством использования статистических методов определяется зависимость объемов продаж алкогольных напитков от одного из качественных признаков - темпа роста безработного населения в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF UNEMPLOYMENT ON REALIZATION OF ALCOHOLIC BEVERAGES IN KRASNODAR KRAI

The complex analysis of volumes of realization of alcoholic beverages and beer in Krasnodar Krai is carried out in the article. Using the statistical methods the dependence of sales volumes of alcoholic beverages on one of qualitative signs growth rate of the jobless population in the region is defined.

Текст научной работы на тему «Влияние безработицы на реализацию алкогольных напитков в Краснодарском крае»

№ 2 - 2014 г. 08.00.00 экономические науки

УДК 331.56:612.393.1(470.62)

ВЛИЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Ю. Н. Шестакова

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» (г. Краснодар)

В статье проводится комплексный анализ объемов реализации алкогольных напитков и пива в Краснодарском крае, посредством использования статистических методов определяется зависимость объемов продаж алкогольных напитков от одного из качественных признаков — темпа роста безработного населения в регионе.

Ключевые слова: объемы реализации алкогольных напитков и пива, уровень безработицы в регионе, корреляционный анализ.

Шестакова Юлия Николаевна — аспирант очной формы обучения, ассистент кафедры налогов и налогообложения ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», e-mail: Shestachonok@mail.ru

Алкоголь — необычный товар. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. На Руси потребление алкоголя издавна подразумевалось в качестве философии жизни, порою подменяющей или окрашивающей в соответствующие тона все прочие ее проявления [1]. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог, весьма точно определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте». Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребления алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во все культурах потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.

Удельный вес продаж основных видов алкогольной продукции Краснодарского края в 2012 году представлен на рис. 1.

957_/12б2^475

Рис.1. Доля продаж алкогольных напитков в Краснодарском крае за 2012 году, тыс. дкл.

В 2012 году лидирующую позицию занимала продажа пива — 78,8 % или 40376 тыс. дкл. Затем, со значительным отрывом, следует реализация вина — 9 % или 4608 тыс. дкл. А продажа водки и ликероводочных изделий уступает — 7 %. Доля продажи шампанских и игристых вин — 2,5 %. Слабоалкогольных напитков — 1,9 %. Продажа коньяка на последнем месте — 1 %.

Динамика продаж основных видов алкогольных напитков в Краснодарском крае представлена на рис. 2.

-Еодка н

ликеров од очные изделия

20000

2000

.34930 30274 28811 31506 40376

4521 4071 3483 3402 4608 -*

3817 3331 3235 3399 3543

- 1101 1262

698 735 793 942 483 *957

656 709 759 -* 475

318 315 313 i

вина

шньяк

-^-шампанские н игристые вина

НИ- напиткн

слабоалког ольн ые

Л НЕ С

200

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. Рис. 2. Продажа алкогольных напитков в Краснодарском крае по основным видам, тыс.

дкл.

За рассматриваемый период в Краснодарском крае зафиксировано увеличение продажи алкогольных напитков. Но увеличение было характерно не для всего периода исследования. По рис. 2 видно, что с 2008 по 2010 год для большинства видов алкогольной продукции продажи сократились, за исключением слабоалкогольных напитков (темп роста 113,6 %), шампанских и игристых вин (темп роста 115,7 %). А у вин спад продаж продолжался до 2011 года. Однако рост продаж в 2012 году характерен не для всех видов продукции, так например, произошло сокращение продажи коньяка на 1,7 % и слабоалкогольных напитков на 13,1 %. За анализируемый промежуток времени постоянный рост продаж наблюдался только по шампанским и игристым винам — 192,4 %, что составляет 606 тыс. дкл.

На фоне роста продажи алкогольных напитков показатель количества безработных граждан из числа экономически активного населения Краснодарского края имеет положительную динамику (рис. 3) [2].

Рис. 3. Занятость и безработица в процентах от экономически активного населения, %

За последние четыре года процент безработных сократился. Так в 2009 году он составлял 7,2 % от всего экономически активного населения края, а в 2012 году уже составляет — 5,6 %. Однако, если сравнивать с базисным показателем 2008 году, наблюдается увеличение процентной доли безработного населения к доле занятых в экономике.

Выявим зависимость продажи алкогольных напитков в Краснодарском крае от доли безработных граждан. Для этого используем корреляционный анализ [3] (см. табл.). Между переменными (случайными величинами) может существовать функциональная связь, проявляющаяся в том, что одна из них определяется как функция от другой.

Расчетная таблица для расчета параметров регрессии

X У X2 у2 X х у

44242 4,7 1957354564 22,09 207937,4

38700 7,2 1497690000 51,84 278640

37394 6,7 1398311236 44,89 250539,8

40833 5,9 1667333889 34,81 240914,7

51221 5,6 2623590841 31,36 286837,6

212390 30,1 9144280530 184,99 1264869,5

Выборочные средние:

хср = 2х/п = 212390 / 5 = 42478;

Уср = 2у/п = 30,1 / 5 = 6,02;

хуср = 2ху/п = 1264869,5 / 5 = 252973,9

Выборочные дисперсии:

S2(x) = ^х2,/п - х2ср = 9 1 44 2 8 0 5 3 0 / 5 - 42 4 7 82 = 24 4 7 5 6 2 2 S2(y) = Еу21/п - у2ср = 184,99 / 5 - 6,022 = 0,76 Коэффициент детерминации Я2 = 0,406 Я2= -0,642 = 0,406,

т.е. в 40,6 % случаев изменения х (продажа) приводят к изменению у (доля безработного населения). Другими словами — точность подбора уравнения регрессии — средняя. Остальные 59,4 % изменения доли безработного населения края объясняются факторами, не учтенными в модели (а также ошибками спецификации).

Рис. 4. Поле корреляции Коэффициент корреляции гху = —0,64.

Коэффициент корреляции отрицательный, это означает, что с увеличением значений одной переменной значения другой убывают. Полученная величина свидетельствует о том, что фактор х (продажа) умеренно влияет на у (доля безработного населения).

Это позволяет сделать вывод о том, что с увеличением безработного населения величина продажи алкогольных напитков не увеличивается (табл. 4). Связано это в первую очередь с тем, что государство увеличило акциз на этиловый спирт и алкогольную продукцию в целях снижения их ценовой доступности, а также установило размер минимальный розничной цены на алкогольную продукцию, а большая часть безработного населения уже не в состоянии позволить себе частую покупку дорогостоящего легального алкоголя. Государственная политика по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации

связана с тем, что алкоголизм в России — масштабная социальная проблема, которая серьезно подрывает социально-экономические и духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и угрожает национальной безопасности из-за высоких уровней заболеваемости, смертности, преступности, связанных с употреблением спиртных изделий. Таким образом, правительство надеется снизить количество людей, подверженных «вредным привычкам», позиционируя здоровый образ жизни.

Список литературы

1. Альтернативная культура. Энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://alternative_culture.academic.ru/ [дата обращения 10.03.2014]

2. Занятость и безработица [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krsdstat.gks.ru/ [дата обращения 09.03.2014]

3. Современные пакетные технологии статистического анализа, как способ познания явлений окружающего нас мира [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.statlab.kubsu.ru/ [дата обращения 10.03.2014]

INFLUENCE OF UNEMPLOYMENT ON REALIZATION OF ALCOHOLIC BEVERAGES IN KRASNODAR KRAI

Y. N. Shestakova

FSBEIHPE «The Kuban state agrarian university» (Krasnodar c.)

The complex analysis of volumes of realization of alcoholic beverages and beer in Krasnodar Krai is carried out in the article. Using the statistical methods the dependence of sales volumes of alcoholic beverages on one of qualitative signs — growth rate of the jobless population in the region is defined.

Keywords: volumes of realization of alcoholic beverages and beer, unemployment rate in the region, the correlation analysis.

About authors:

Shestakova Yulia Nikolaevna — post-graduate full-time student, assistant of taxes and

taxation chair at FBEI HPE «The Kuban state agrarian university», e-mail:

Shestachonok@mail.ru

List of the Literature:

1. Alternative culture. Encyclopedia [Electronic resource]. — Access mode: http://alternative_culture.academic.ru/[date of the address 10.03.2014]

2. Employment and unemployment [Electronic resource]. — Access mode: http://krsdstat.gks.ru/[date of the address 09.03.2014]

3. Modern package technologies of statistical analysis as a way of knowledge of the phenomena of the world around us [electronic resource]. — Access mode: http://www.statlab.kubsu.ru/. [date of the address 10.03.2014]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.