Научная статья на тему 'Анализ и проектирование различных действующих систем в исследовании'

Анализ и проектирование различных действующих систем в исследовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ANALYSIS / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROJECTING / СИСТЕМА / SYSTEM / ТЕОРИЯ СИСТЕМ / SYSTEM THEORY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худяков Виктор Никитевич, Семушина Елена Ивановна

Рассматривается насущная и актуальная проблема проведения качественного анализа при проектировании систем управления организацией, характерных для развития современного общества. Показано, что на практике существенным фактором, осложняющим применение методик системного анализа, является сложность и многофакторность расчетов. Обосновано, что разработка компьютерного инструментария, позволяющего интегрировать методологию системного анализа с возможностями вычислительной системы, является одним из наиболее значительных общественно-экономических направлений, что от качества и оптимальности принятых решений чаще всего зависит окончательный итог работы организации, а в отдельных случаях и существование самой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND PROJECTING VARIOUS ACTING SYSTEMS IN RESEARCH

Vital and topical problem of conducting qualitative analysis in projecting organization management systems typical for the development of the contemporary society is discussed. It is demonstrated that complexity and multi-factor character of computations makes the application of system analysis methods difficult in practice. It is proved that development of computer tools that can integrate the methodology of system analysis and the potential of the computer system is a most significant social and economic way, that the quality and optimal character of the decisions very often influence the final outcome of the organization work and in some cases the existence of the organization itself.

Текст научной работы на тему «Анализ и проектирование различных действующих систем в исследовании»

DOI 10.7442/2071-9620-2015-4-25-31

УДК 330.101 ББК 65.012.3

В.Н. Худяков

(Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск, Россия) Е.И. Семушина

(Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Челябинск, Россия)

АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ

РАЗЛИЧНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ СИСТЕМ В ИССЛЕДОВАНИИ

Рассматривается насущная и актуальная проблема проведения качественного анализа при проектировании систем управления организацией, характерных для развития современного общества. Показано, что на практике существенным фактором, осложняющим применение методик системного анализа, является сложность и многофакторность расчетов. Обосновано, что разработка компьютерного инструментария, позволяющего интегрировать методологию системного анализа с возможностями вычислительной системы, является одним из наиболее значительных общественно-экономических направлений, что от качества и оптимальности принятых решений чаще всего зависит окончательный итог работы организации, а в отдельных случаях и существование самой организации.

Ключевые слова: анализ, проектирование, система, теория систем, информационные технологии.

ANALYSIS AND PROJECTING VARIOUS ACTING SYSTEMS IN RESEARCH

V.N. Khudiakov

(Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia) 0 E.I. Semushkina

(Chelyabinsk branch, Ural Academy of State Service, Chelyabinsk, Russia)

<u

X

_D X T

Vital and topical problem of conducting qualitative analysis in projecting organization management systems typical for the development of the contemporary society is discussed. It is demonstrated that complexity and multi-factor character of computations makes the application of system analysis methods difficult in practice. It is proved that development of computer tools S that can integrate the methodology of system analysis and the potential of the computer system is a most significant social and economic way, that the quality and optimal character of the decisions very often influence the final outcome of the organization work and in some cases the existence of the organization itself.

Keywords: analysis, projecting, system, system theory, information technologies.

го

I

Э

^

Ф

О

ш

со

0 ^

к

1 11 т

При анализе и проектировании действующих систем различных специалистов могут интересовать разные аспекты: от внутреннего устройства системы до организации управления в ней. В связи с этим условно выделяют следующие подходы к анализу и проектированию: системно-элементный, системно-структурный, системно-функциональный, системно-технический, системно-коммуникативный, системно-управленческий, системно-информационный [3; 8].

Рассмотрим каждый из этих подходов подробнее.

1. Системно-элементный подход. Непременной принадлежностью систем являются их компоненты, части, именно то, из чего образовано целое и без чего оно невозможно. Системно-элементный подход отвечает на вопрос, из чего (каких элементов) образована система.

Этот подход иногда называли «перечислением» системы. Его вначале пытались применить для исследования сложных систем. Однако первые же попытки применить такой подход к исследованию систем управления предприятиями и организациями показали, что «перечислить» сложную систему практически невозможно.

2. Системно-структурный подход. Компоненты системы являют собой не набор случайных бессвязных объектов, они интегрированы системой и являются компонентами именно данной системы. Системно-структурный подход направлен на выявление компонентного состава системы и связей между ними, обеспечивающих целенаправленное функционирование. При структурном исследовании предметом исследований, как правило, являются состав, структура, конфигурация, технология и т.п.

3. Системно-функциональный подход. Цель выступает в системе как один из важных системообразующих факторов. Но цель требует действий, направленных на ее достижение, которые есть не что иное, как ее функции. Функции по отношению к цели выступают как способы ее достижения.

Системно-функциональный подход направлен на рассмотрение системы с точки зрения ее поведения в среде для достижения целей. При функциональном исследовании рассматриваются: динамические характеристики, устойчивость, живучесть, эффективность, т.е. все то, что при неизменной структуре системы зависит от свойств ее элементов и их отношений.

4. Системно-генетический подход. Любая система является неизменной, раз и навсегда заданной. Она не абсолютна, не вечна главным образом потому, что ей присущи внутренние противоречия. Каждая система не только функционирует, но и движется, развивается: она имеет свое начало, переживает время своего зарождения и становления, развития и расцвета, упадка и гибели. А что значит, что время является непременным атрибутом системы, что любая система исторична. Системно-генетический подход (или системно-исторический) направлен на изучение системы с точки зрения ее развития во времени. Системно-генетический подход определяет генезис - возникновение, происхождение и становление объекта как системы.

5. Системно-коммуникативный подход. Каждая система всегда является элементом (подсистемой) другой, более высокого уровня, системы и сама, в свою очередь, образована из подсистем более низкого уровня. Иначе говоря, система связана множеством отношений (коммуникаций) с самыми различными системными и несистемными образованиями. Системно-коммуникативный подход направлен на изучение системы с точки зрения ее отношений с другими внешними по отношению к ней системами.

6. Системно-управленческий подход. Система постоянно испытывает на себе возмущающие воздействия. Это, прежде всего, внутренние возмущения, являющиеся результатом внутренний противоречивости любой системы. Это и внешние возмущения, которые не всегда благоприятны: недостаток ресурсов,

жестокие ограничения в т.д. Между тем, система живет, функционирует, развивается. Значит, наряду со специфическим набором компонентов, внутренней организацией (структурой) и т.д. есть и другие системообразующие, системо-сохраняющие факторы. Эти факторы обеспечения устойчивости жизнедеятельности системы называют управлением. Системно-управленческий подход направлен на изучение системы с точки зрения обеспечения ее целенаправленного функционирования в условиях внутренних и внешних возмущений.

7. Системно-информационный подход. Управление в системе немыслимо без передачи, получения, хранения и обработки информации. Информация -это способ связи компонентов системы друг с другом, каждого из компонентов с системой в целом, а системы в целом -со средой. В силу сказанного, нельзя раскрыть сущность системности без изучения ее информационного аспекта. Системно-информационный подход направлен на изучение ее информационного аспекта. Системно-информационный подход направлен на изучение системы с точки зрения передачи, получения, хранения и обработки данных внутри системы и в связи со средой.

Известно, что методология системного анализа представляет собой довольно сложную и пеструю совокупность принципов, подходов, компетенций и конкретных методов, а так же методик.

Наиболее важную часть методологии системного анализа составляют ее методы и методики (для простоты в дальнейшем обобщенно будем говорить о методиках).

Дадим краткий обзор методик системного анализа. Имеющиеся методики системного анализа еще не получили достаточно убедительной классификации, которая была бы принята всеми специалистами. Например, Ю.И. Черняк [9] делит методы системного анализа исследования на четыре группы: неформальные, графические, количественные и моделирование. Достаточно глубокий анализ

методик различных авторов представлен в работах В.Н. Волковой [2], а так же Ю.П. Сурмина [7].

В качестве простейшего варианта методики системного анализа можно рассматривать такую последовательность:

1) постановка задачи;

2) структуризация системы;

3) построение модели;

4) исследование модели.

Другие примеры и анализ этапов первых методик системного анализа приведены в книге В.Н. Волковой и А.А. Денисова, где рассматриваются методики ведущих специалистов системного анализа 70-х-80-х годов прошлого столетия: С. Оптнера [5], Э. Квейда [4], С. Янга [10], Ю.И. Черняка [9].

Этапы методик системного анализа по С. Оптнеру [5].

1) индефикация симптомов;

2) определение актуальности проблемы;

3) определения цели;

4) вскрытие структуры системы, и ее дефективных элементов;

5) определение структуры возможностей;

6) нахождения альтернатив;

7) оценка альтернатив;

8) выбор альтернативы;

9) составление решения;

10) признание решения коллективом исполнителей и руководителей;

11) запуск процесса реализации решения;

12) управление процессом реализации решения;

13) оценка реализации, и ее последствий. Этапы методик системного анализа

по С. Янгу [10].

1) определение цели системы;

2) выявление проблем организации;

3) исследование проблем и постановка диагноза;

4) поиск решения проблем;

5) оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них;

6) согласование решений в организации;

7) утверждения решения;

8) подготовка к вводу;

9) управление применением решения;

10) проверка эффективности решения.

I

го ш о

ч

ф

ц

о о

ф

н

о

S

о

X

S ^

2 ^

ш

ф ч

X _0 I

т

го

го ш о

ф о

го

I

<

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

Э

<и О

ш

со

0 ^

к

1

I т

Этапы методик системного анализа по Ю.И. Черняку [9]:

1) анализ проблемы;

2) определение системы;

3) анализ структуры системы;

4) формирование общей цели и критерия;

5) декомпозиция цели и выявление потребности в ресурсах и процессах;

6) выявление ресурсов и процессов -композиция целей;

7) прогноз и анализ будущих условий;

8) оценка целей и средств;

9) отбор вариантов;

10) диагноз существующей системы;

11) построение комплексной программы развития;

12) проектирование организации для достижения целей.

Из анализа и сопоставления этих методик видно, что в них в той или иной форме представлены такие этапы:

1 этап - выявление проблем и постановки целей;

2 этап - разработка вариантов и модели принятия решения;

3 этап - оценка альтернатив и поиска решения;

4 этап - реализация решения. Кроме того, в некоторых методиках

имеются этапы оценки эффективности решений. В наиболее полной методике Ю.И. Черняка [9] особо предусмотрен этап проектирования организации для достижения цели.

При этом различные авторы акцентируют свое внимание на разных этапах, соответственно более подробно их детализируя. В частности, основное внимание уделяются следующим этапам:

1) разработке и исследованию альтернатив принятия решений (С. Оптнер, Э. Квейд), выбору решения (С. Оптнер) [4; 5];

2) обоснованию цели и критериев, структуризации цели (Ю.И. Черняк, С. Оптнер, С. Янг) [5; 9; 10];

3) управлению процессом реализации уже принятого решения (С. Оптнер, С. Янг) [5; 10].

Поскольку выполнение отдельных этапов может занимать достаточно много времени, то возникает необходимость большей их детализации, разделения на подэтапы и более четкого определения конечных результатов выполнения подэтапов. В частности, в методике Ю.И. Черняка 12 этапов разделены на под-этапы, которых в общей сложности - 72.

Из других авторов методик системного анализа можно назвать Э.А. Капитонова. Он выделяет следующие последовательные этапы системного анализа:

1) постановка целей и основных задач исследования;

2) определение границ системы с целью отделения объекта от внешней среды, разграничения его внутренних и внешних связей;

3) выявление сути целостности. Близкий подход и Ю.М. Плотницкого

[6], который рассматривает системный анализ как совокупность шагов по реализации методологии системного подхода в целях получения информации о системе. Он выделяет в системном анализе 11 этапов:

1) формулировка основных целей и задачи исследования;

2) определение границ системы, отделение ее от внешней среды;

3) составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.д.);

4) выявление сути целостности системы;

5) анализ взаимосвязных элементов системы;

6) построение структуры системы;

7) установление функций системы и ее подсистем;

8) согласование целей системы и ее подсистем;

9) уточнение границ системы и каждой подсистемы;

10) анализ явлений эмерджентности;

11) конструирование системной модели. Конечная цель системного анализа -

оказать помощь в понимании и решении имеющийся проблемы, что сводит к поиску и выбору варианта решения пробле-

мы. Результатом будет выбранная альтернатива либо в виде управленческого решения, либо в виде создания новой системы (в частности, системы управления) или реорганизации старой, что опять же является управленческим решением.

Неполнота информации о проблемной ситуации затрудняет выбор методов ее формализованного представления и не позволяет сформировать математическую модель. В этом случае возникает необходимость в разработке методик проведения системного анализа.

Необходимо определить последовательность этапов системного анализа, рекомендовать методы для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам. Такая последовательность определенным образом выделенных и порядочных этапов, подэтапов в сочетании с рекомендованными методами и приемами их выполнения представляет собой структуру методики системного анализа.

Практики видят в методиках важный инструмент для решения проблем своей предметной области. И хотя к сегодняшнему дню накоплен большой их арсенал, но, к сожалению, следует признать, что разработка универсальных методов и методик не предоставляется возможной. В каждой предметной области, для различных типов решаемых проблем системному аналитику приходится разрабатывать свою методику системного анализа на базе множества принципов, идей, гипотез, методов и методик, накопленных в области теории систем и системного анализа.

Изложенная нами последовательность процедур системного анализа не является обязательной и закономерной. Обязательным является скорее сам перечень процедур, чем их последовательность. Единственное правило заключается в целесообразности многократного возвращения в ходе исследования к каждой из описанных процедур. Только это является залогом и всестороннего изучения любой системы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) любая научная, исследовательская и практическая деятельность проводится на базе методов (приемов или способов действия), методик (совокупности методов и приемов проведения какой - либо работы) и методологий (совокупности методов, правил распределения и назначения методов, а так же шагов работы их последовательности);

2) наиболее общим понятием, которое обозначает все возможные проявления систем, является «системность», которую предлагается рассматривать в трех аспектах:

а) системная теория дает строго научное знание о мире систем и объясняет происхождение, устройство, функционирование и развитие систем различной природы;

б) системный подход выполняет ориен-тационную и мировоззренческую функции, обеспечивает не только видение мира, но и ориентацию в нем;

в) системный метод реализует познавательную и методологическую функции;

3) системный анализ не является чем-то принципиально новым в исследовании окружающего мира и его проблем - он базируется на естественно научном подходе. В отличие от традиционного подхода, при котором проблема решается в строгой последовательности вышеприведенных этапов (или другом порядке), системный подход состоит в многосвязно-сти процесса решения;

4) главным признаком системного подхода является наличие доминирующей роли сложного, а не простого, целого, не составляющих элементов. Если при традиционном подходе к исследованию мысль движется от простого к сложному, от частей - к целому, от элементов - к системе, то при системном подходе, наоборот, мысль движется от сложного к про-

I

го со о

Ч

ф

Ц

о о

ф

н

о ^

о

X

2 ^

со

ф ч

X _0 I

т

го

го ш о

ф о

го

I

<

стому, от целого к составным частям, от системы к элементам;

5) при анализе и проектировании действующих систем различных специалистов могут интересовать разные аспекты - от внутреннего устройства системы до организации управлений в ней, что порождает следующие подходы к анализу и проектированию: системно-элементный, системно структурный, системно-коммуникативный, системно-управленческий и системно-информационный;

6) методология системного анализа представляет собой совокупность принципов, подходов, концепций, конкретных методов и методик.

Библиографический список:

1. Волкова В.Н. Концепции современного естествознания: учебное пособие. -Челябинск: Изд-во Политехнического института, 2006. - 200 с.

2. Волкова В.Н. Денисов А.А. Основы теории управления и системного анализа. - СПб: Изд-во СПГГУ, 1997. -510 с.

3. Качала В.В.Основы теории систем и системного анализа. - М.: Горячая линия Телеком, 2007. - 214 с.

4. Квейд Э. Анализ сложных систем. -М.: Сов радио, 1969. - 520 с.

5. Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. - М.: Сов. радио, 1969. - 216 с.

6. Плотницкий Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: учебное пособие для вузов. - М: Логос, 1998. - 200 с.

7. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: учебное пособие. -Киев: МАУП, 2003. - 368 с.

8. Худяков В.Н., Семушина Е.И.Теория систем и системный анализ в управлении: монография. - Челябинск: Челябинский институт (филиал) ФГОУ ВПО «Уральская академия государственной службы», 2010. - 112 с.

9. Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. - М: Экономика, 1975. - 191 с.

10. Янг Э. Системное управление организацией. - М.: Сов радио, 1972. - 454 с.

Поступила 04.12.15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об авторах:

Худяков Виктор Никитевич, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» (Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 36-а), доктор педагогических наук, Lenasem72@mail.ru

Семушина Елена Ивановна, доцент кафедры информатики, математики и естествознания Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Челябинский филиал) (Россия, г. Челябинск, ул. Комарова, д. 26), кандидат педагогических наук

Для цитирования: Худяков В.Н., Семушина Е.И. Анализ и проектирование различных действующих систем в исследовании // Современная высшая школа: инновационна ный аспект. 2015. № 4. С. 25-31.

I References:

° 1. Volkova V.N. Concepts of contemporary Natural Science. Chelyabinsk, Izdatelstvo llí Politekhnicheskogo institute, 2006. [in Russian]

g" 2. Volkova V.N., Denisov A.A. Basics of management theory and system analysis theory. SPb: ! Izdatelstvo SPGGU, 1997. [in Russian]

x 3. Kachala V.V. Basics of system theory and system analysis. M.: Goriachaia linia Telekom. 2007. [in Russian]

4. Quade E. Analysis for military decisions. M.: Sov. Radio, 1969. [in Russian]

5. Optner S. System analysis to solve problems of business and industry. M.: Sov. Radio. 1969. [in Russian]

6. Plotnitskii Yu.M. Theoretical and empirical models of social processes. M.: Logos. 1998. [in Russian]

7. Surmin Yu.P. System theory and system analysis. Kiev, MAUP, 2003. [in Russian]

8. Khudiakov V.N., Semushkina E.I. System theory and system analysis in management. Chelyabinsk, Chelyabinsk branch, Ural Academy of State Service, 2010. [in Russian]

9. Cherniak Yu.I. System analysis in economic management. M.: Ekinomika, 1975. [in Russian]

10. Young E. System management of organization. M.: Sov. Radio, 1972. [in Russian]

About the authors:

Khudiakov Viktor Nikitievich, Professor, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (Russia, Chelyabinsk, Str. Ordzhonikidze, 36-a), Doctor of Sciences (Education), Lenasem72@ mail.ru

Semushkina Elena Ivanovna, Associate Professor, Department of Informatics, Mathematics and Natural Sciences, Chelyabinsk branch, Ural Academy of State Service (Russia, Chelyabinsk, Str. Komarova, 26), Candidate of Sciences (Education)

For citation: Khudiakov V.N., Semushkina E.I. Analysis and projecting various acting systems in research // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. №№ 4. P. 25-31.

X

ro m о Ч

<u

о о

<u

I—

о s о

X s ï

2 ^

m

<u

x _û x T

ro

CP

го m о

<u о

го

x

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.