Научная статья на тему 'Анализ и построение сбалансированных обучающих моделей в туристских организациях'

Анализ и построение сбалансированных обучающих моделей в туристских организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВОТА / КОЭФФИЦИЕНТ / МОДЕЛЬ / ПОВЕДЕНИЕ / ПРИБЫЛЬ / РЫНОК / СБЫТ / ТУРИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ЦЕНА / ФАКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чабанюк О. В.

В статье рассмотрена проблема экономического обучения со-трудников туристской организации с целью выработки у обучаемых навыков поведения в условиях вариабельности фактических данных. Предлагается экономическая модель, которая имеет устойчивую точку равновесия, что на современном этапе является недостаточно изученным и представляет научный интерес. Реализованная ниже модель предполагает, что, коли-чество клиентов и цены продаж зависят, в статике и динамике, от общего числа клиентов, поведения конкурентов и случайных факторов. В данной модели имеется возможность изменить коэффициенты пропорциональности влияния основных производственных величин друг на друга, что позволяет задавать более мягкие или жёсткие условия развития каждой конкретной туристской организации. Для обеспечения устойчивого положения туристской организации на рынке выводится коэффициент доверия, отражающий как качество туристского продукта, уровень обучения менеджеров по продажам, эффективность рекламы, так и «сбытовые качества» фирмы степень обе-спечения потребителя туристским продуктом и стабильность цен (увеличе-ние количество необслуженных клиентов и повышение цен отрицательно сказывается на коэффициенте доверия). После реализации предлагаемой обучающей модели сделаны выводы, направленные на корректировку базисных формул, заложенных в экономическую модель с целью сбалан-сированности модели в условиях монополизированного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и построение сбалансированных обучающих моделей в туристских организациях»

УДК 338.2

АНАЛИЗ И ПОСТРОЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ МОДЕЛЕЙ В ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

О.В. Чабанюк

Аннотация. В статье рассмотрена проблема экономического обучения сотрудников туристской организации с целью выработки у обучаемых навыков поведения в условиях вариабельности фактических данных. Предлагается экономическая модель, которая имеет устойчивую точку равновесия, что на современном этапе является недостаточно изученным и представляет научный интерес. Реализованная ниже модель предполагает, что, количество клиентов и цены продаж зависят, в статике и динамике, от общего числа клиентов, поведения конкурентов и случайных факторов. В данной модели имеется возможность изменить коэффициенты пропорциональности влияния основных производственных величин друг на друга, что позволяет задавать более мягкие или жёсткие условия развития каждой конкретной туристской организации. Для обеспечения устойчивого положения туристской организации на рынке выводится коэффициент доверия, отражающий как качество туристского продукта, уровень обучения менеджеров по продажам, эффективность рекламы, так и «сбытовые качества» фирмы - степень обеспечения потребителя туристским продуктом и стабильность цен (увеличение количество необслуженных клиентов и повышение цен отрицательно сказывается на коэффициенте доверия). После реализации предлагаемой обучающей модели сделаны выводы, направленные на корректировку базисных формул, заложенных в экономическую модель с целью сбалансированности модели в условиях монополизированного рынка.

Ключевые слова: квота, коэффициент, модель, поведение, прибыль, рынок, сбыт, туристская организация, туристский продукт, цена, фактор.

ANALYSIS AND CONSTRUCTION OF THE BALANCED TRAINING MODELS IN TOURISM ORGANIZATIONS

O.V. Chabanyuk

Abstract. The article deals with the problem of economic training of tourist organizations in order to develop trainees' skills in terms of variability of the behavior of the actual data. Proposed economic model, which has a stable equilibrium point of this type of building. At the present stage is not sufficient studied scientific interest. In order to ensure a stable position of the tourist organization of the market shows the confidence coefficient, which reflects the quality of the tourist product, the level of training of sales managers, advertising effectiveness, and "marketing quality" of the company - the degree of security of the consumer tourist product and price stability (an increase in the number of unserved customers and improving prices adversely affects the CD). After the implementation of the proposed training model conclusions aimed at correcting

the bonus formula laid down in the economic model with the aim of balancing model in a monopolized market.

Keywords: quota; coefficient; model; behavior; profit; market; sale; tourism organization; tourist product; price; factor.

В экономических дисциплинах используется целый ряд математических моделей, как линейных, так и нелинейных, оцениваемые параметры которых имеют содержательный смысл [1]. Модель -понятие, которое определить очень трудно. Модель - адекватный объекту исследований (систем) относительно поставленных целей условный образ, который создается для получения новых сведений об объекте или процессах и управлений ими [2]. Экономико-математическая модель - математическое описание исследуемого экономического процесса или объекта. Эта модель выражает закономерности экономического процесса в абстрактном виде с помощью математических соотношений. Использование математического моделирования в экономике позволяет углубить количественный экономический анализ, расширить область экономической информации, интенсифицировать экономические расчеты. Экономико-математическое моделирование дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи [3].

Одной из проблем экономического обучения является проблема адаптации обучаемого к принятию решений в условиях рыночной экономики. Это может быть сформулировано как оптимизационная задача, при решении которой в условиях вариабельности фактических данных у обучаемого вырабатывается навык поведения в некоторой экономической ситуации. Но обычно не все параметры модели являются известной величиной и многие из них носят случайный характер. Кроме того, решение задачи должно быть оптимально не только на данный момент времени, но и обеспечивать наилучшее решение на несколько периодов вперед.

Общим вопросом при составлении модели является задание основных свойств рынка: как влияет изменение цены на валовый доход и спрос на товары (услуги) и, следовательно, какова наилучшая ценовая политика (как балансирование между нормой и массой прибыли). В рамках этой проблемы существует и вопрос о минимальной продажной цене, покрывающей все прямые и косвенные (реклама,

обучение персонала, и т.п.) затраты на создание туристского продукта. Простейшим случаем является линейная зависимость между ценой и сбытом (чем выше цена - тем меньше объем сбыта), но возможны и сложные формы зависимости - например, степенные.

Перед каждым участником экономического процесса стоят некоторые цели, и он располагает некоторым набором альтернативных действий. В типичной экономической модели такого типа каждый участник решает одну или несколько следующих задач:

1. Улучшить положение туристской организации на рынке (улучшение положения определяется по увеличению объёма сбыта туристского продукта).

2. Получить оптимальную прибыль в результате хозяйственной деятельности.

3. Обеспечить длительное существование туристской организации, устойчивое получение прибыли и развитие туристской организации.

Рассмотрим типы моделей.

При решении подобного рода задач обычно ограничивается задачей максимизации прибыли - как разности между валовым доходом и издержками. При этом туристская организация может либо конкурировать с другими субъектами рынка, либо занимать монопольное положение. Модель имеет, наряду с детерминированными, и индетерминированные факторы. Задачи участников одинаковы. В модели может быть реализована возможность кооперации. Разные эластичности спроса на товар позволяют моделировать разные товары.

Рынок может быть задан как неограниченным, так и ограниченным по ёмкости. Факторами, влияющими на его ёмкость, являются удовлетворение заявок и поступление новых (обычно - пропорционально объёму сбыта). Рынок может быть разделён на несколько независимых частей.

Для отражения положения туристской организации на рынке обычно вводится некоторый коэффициент, характеризующий меру доверия клиентов к данной туристской организации и играющий роль обратной связи в модели. Роль государства моделируется при помощи налога на сверхприбыли, препятствующего увеличению цен, а также с помощью запрета на кооперацию.

Недостаточно изученным является построение моделей, имеющих устойчивую точку равновесия - желательно одну - ценовую. Если эластичность спроса более 1, то оптимальной политикой являет-

ся неограниченное повышение цен в ущерб объёму сбыта. Снизу же цены ограничены издержками, которые могут характеризоваться постоянными или переменными величинами: в зависимости от условия рынка, используемой технологии, объема партии и фактора времени.

Реализованная ниже модель ограничивается узкими рамками экономической деятельности: туроператорская организация осуществляет производство туристской продукции, а туристские агентства осуществляют её продажу. При этом количество клиентов и цены продаж зависят, в статике и динамике, от общего числа клиентов, поведения конкурентов и случайных факторов. В данной модели имеется возможность изменить коэффициенты пропорциональности влияния основных производственных величин друг на друга, что позволяет задавать более мягкие или жёсткие условия развития каждой конкретной туристской организации.

Целевые установки модели: каждый из участников руководит деятельностью туристской организации (туроператором), производящей два вида туристского продукта. Туристские продукты предлагаются на один из четырех изолированных рынков, где они должны быть сбыты через турагентства с учетом размеров и мощности туристских организаций (продавцов) (рисунок 1).

Рисунок 1. Деятельность туроператора

В модели используются следующие условия.

Каждый рынок ограничен: цены на нём определяются спросом и совокупным (всех участников) предложением. Количество клиентов распределяется обратно пропорционально цене, установленной на товар. Невыполнение своей квоты уменьшает ее в следующем периоде. Недостающий до квоты туристский продукт можно купить на внешнем рынке.

Максимальная сбытовая мощность туристского агентства (в единицах продукции) определяется числом продавцов. Продавцам необходимо платить зарплату, увольняемым - выходное пособие, а принимаемых - отправить на платные курсы обучения.

Главным критерием устойчивости положения туристской организации является её «коэффициент доверия» (далее - КД), отражающий как качество туристского продукта, уровень обучения менеджеров по продажам, эффективность рекламы, так и «сбытовые качества» фирмы - степень обеспечения потребителя туристским продуктом и стабильность цен (увеличение количество необслужен-ных Клиентов и повышение цен отрицательно сказывается на КД). Квоты рынков распределяются на основе общего числа желающих приобрести туристский продукт и согласно пропорциям сбыта туристского продукта в минувшем периоде (пропорционально КТ и сбыту). После установления участником продажной цены квоты рынков перераспределяются пропорционально ей.

Туристскую продукцию надо сбыть на одном из четырех рынков. У рынка есть общая ёмкость (О) и текущая ёмкость (Т) по первому и второму туристским продуктам. Текущая ёмкость от шага к шагу генерации стремится к общей ёмкости. Сумма выполненных заявок на туристский продукт вычитается из текущей ёмкости, так как ими была удовлетворена часть спроса.

Весь текущей спрос делится между участниками, имеющими представительство на рынке, пропорционально сбыту в истекшим периоде и коэффициенту доверия. Считается, что ни один из участников не может сбыть более 120 % того, что было им продано в предыдущем периоде. Кроме того, туристская организация - лидер (№ О) продает 20 % продукции от общей ёмкости рынка по фиксированной цене. Это - антимонопольный фактор.

Коэффициент доверия (КД) является важнейшим параметром модели. Он указывает на меру доверия клиентуры к туристской орга-

низации. Он уменьшает от каждой единицы невыполненного заказа из полученной квоты рынка и от отклонения цен от установленных ранее. И он повышается на некоторое время в связи с использованием рекламы и повышением уровня подготовки менеджеров по продажам.

Плата за туристский продукт (услугу) исчисляется в валюте для рынков со второго по четвертый (Внешний рынок). Курсы валют постоянно колеблются. Плата за туристский продукт (услугу) начисляется за один период во «внутренней валюте» по курсу. Модель позволяет участнику застраховать себя от колебаний курсов.

Задача участника увеличить свой капитал. Капитал расходуется на прием и увольнение персонала, повышение уровня его подготовки (+), на зарплату менеджерам по продажам (+), рекламу (+), закупку туристского продукта (услуги) со стороны. Увеличивается капитал только на сумму проданных туристских продуктов (услуг).

Кроме того, можно взять заем по ставке 20 % за период (+) , разместить свободные средства под 8 % (+). Банк разрешает и небольшой овердрафт по 30 % (+). (Отмеченные «+» действия приводят к изменению капитала лишь в конце периода) С прибыли, если она будет, в конце периода будет взят двадцатипроцентный налог.

Проведём исследование наилучшей ценовой политики.

1. Начальная ситуация. Все коэффициенты доверия и доли рынка всех участников (за исключением лидера) равны. Доля лидера превалирует. Изменение спроса при изменении цены на 1 ед. определяется следующим образом:

(средняя цена) = (ПЦЛ),

где ПЦЛ - продажная цена лидера:

по правилу пересчёта начальной квоты (линейная зависимость от цены):

(квота рынка) = (начальная квота рынка) • (средняя цена) / / ((начальная средняя цена) + (изменение цены)) = = (начальная квота рынка) • ПЦЛ / (ПЦЛ + 1).

П1 = (квотарынка) • (прибыль на 1 ед.) = = (квота рынка) • (ПЦЛ +1 - С) =

= (начальная квота рынка) • ПЦЛ • (ПЦЛ + 1 - С) / (ПЦЛ+1),

где П1 - прибыль при изменении цены, С - себестоимость туристской продукции (услуги);

П2 = (квота рынка) • (ПЦЛ - С) = = (начальная квота рынка) • (ПЦЛ - С),

где П2 - прибыль без изменения цены. Изменения цены (П1 > П2) выгодно при:

ПЦЛ • (ПЦЛ + 1 - С) / (ПЦЛ + 1) > (ПЦЛ - С);

ПЦЛ2 + ПЦЛ - С • ПЦЛ > ПЦЛ2 - С - С • ПЦЛ + ПЦЛ;

что верно при всех С, С > О.

Вывод: повышение цены на ненасыщенном рынке всегда выгодно.

2. Ситуация насыщенного рынка. Все коэффициенты доверия равны, доли рынка всех участников составляет по 20 %, так же как и доля лидера. Изменения спросов при увеличении цены на 1 ед. определяется следующим образом:

(средняя цена) = Я + 0,2,

где Я - старая средняя цена.

В предельном случае, когда доля данного участника (е) мала: (средняя цена) = Я + е, где е мало.

(Квота рынка) = (начальная квота рынка) • (Я + е) / (Я + 1); П1 = (квота рынка) • (Я + 1 - С) =

(начальная квота рынка) • (Я + е) • (Я + 1 - С) / (Я + 1);

П2 = (квота рынка) • (Я - С) = (начальная квота рынка) • (Я - С).

Изменение цены (П1 > П2) выгодно при:

(Я + е) • (Я + 1 - С) / (Я+ 1) > (Я - С);

Я2 + Я - С • Я + е • Я + е - е • С > Я2 - С - С • Я + Я;

е • (Я + 1) > С • (е - 1),

что верно при всех С и Я > 0.

Вывод: повышение цены на насыщенном рынке также всегда выгодно.

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Итак, показано, что модель с линейной зависимостью между спросом и ценой может служить моделью лишь монополизированного рынка, то есть при любом повышении цены падения спроса компенсируется ростом валовой выручки. Следовательно, для изменения оптимального поведения производителя туристской продукции (туроператора) с монопольного на рыночное (заинтересованность в снижении цены с целью увеличения прибыли) необходимо изменения вида функции спроса.

3. Степенная функция спроса произвольной степени (а, а > 1). Изменение спроса при изменении цены на 1 ед. определяется следующим образом:

(средняя цена) = (старая средняя цена) + е = Я;

(квота рынка) = (начальная квота рынка) • Яа / (Я + 1)а;

П1 = (квота рынка) • (Я + 1 - С) = = (начальная квота рынка) • Яа • (Я + 1 - С) / (Я + 1)а.

П2 = (квота рынка) • (Я - С) = (начальная квота рынка) • (Я - С).

Изменение цены (П1 > П2) выгодно при:

Яа • (Я + 1 - С) / (Я + 1) а > (Я - С);

так как Я много больше 1, то имеет место приблизительное равенство:

(Я + 1)а = Яа + а • Яа-1 + ... и

(Я - С) • Яа + Яа > (Я - С) • (Яа + а • Яа1) ;

Я • (1 - а) > - а • С;

Вывод: Повышение значения показателей степенной функции приводит к уменьшению оптимальной продажной цены, приближая её сверху к себестоимости и ужесточая условия игры.

Итак, полученные результаты показывают, что авторами исходной модели использовалась несбалансированная модель рынка, в которой реализовано лишь поведение туристской организации

в условиях монополизированного рынка, когда наилучшая стратегия - в повышении цены, даже за счет сужения рынка. Во избежание такого поведения требуется изменить базисные формулы, заложенные в модель. Возможно также, что в исходной модели вышеуказанные формулы являются только частью математического аппарата распределения квот рынка, частично скрытого в описании вследствие коммерческих интересов.

Библиографический список

1. Пранов Б.М. Модели динамики и прогнозирования в сфере гостеприимства // Вестник РМАТ. № 1. 2017.

2. Чабанюк О.В. Применение экономико-математических методов в управлении туристскими организациями: учебно-методическое пособие. Краснодар, 2015.

3. Чабанюк О.В. Математическое моделирование экономических процессов в туризме: учебно-методическое пособие. Краснодар, 2014.

О.В. Чабанюк

кандидат экономических наук, доцент

доцент Московского финансово-юридического университета МФЮА Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.