Научная статья на тему 'Анализ и планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия'

Анализ и планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2300
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСУРСЫ / МЕТОД / УСЛОВИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куссый Михаил Юрьевич, Павлов Владислав Владимирович

Рассмотрены основные теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности, конкретизированы основные этапы планирования финансово-хозяйственной деятельности организации, сформулированы базовые методы определения эффективности деятельности предприятий с учетом их уникальных отраслевых характеристик, определен актуализирован комплекс аналитических процедур, используемых в рамках методологии анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

УДК 336.64

Куссый Михаил Юрьевич,

к.э.н., доцент,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Павлов Владислав Владимирович,

Магистрант направления подготовки «Финансы и кредит», Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Kussy Mikhail Yur'evich,

Ph.D. in Economics, associate professor, Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

Pavlov Vladislav Vladimirovich,

Master's degree student of specialization «Finance and credit»,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ANALYSIS AND PLANNING OF THE COMPANY'S FINANCIAL AND

ECONOMIC ACTIVITY

Рассмотрены основные теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности, конкретизированы основные этапы планирования финансово-хозяйственной деятельности организации, сформулированы базовые методы определения эффективности деятельности предприятий с учетом их уникальных отраслевых характеристик, определен актуализирован комплекс аналитических процедур, используемых в рамках методологии анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Ключевые слова: анализ, предприятия, финансово-хозяйственная деятельность, ресурсы, метод, условия, управление.

The article describes the main theoretical aspects of the financial and economic activity analysis, specifies the main planning stages of company's financial and economic activities, formulates the basic efficiency determination methods of the companies activity considering their unique industry characteristics, defines and actualizes the set of analytical procedures used in the methodology analysis of companies' financial and economic activity.

Keywords: analysis, company, financial and economic activities, resources, method, condition, management.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ финансово-хозяйственной деятельности играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. Также, анализ тесно связан с планированием и является его составной частью и основой. Планирование начинается и заканчивается анализом деятельности предприятия, который и обусловливает обоснованную оценку его работы [1].

Субъектами анализа выступают как непосредственно заинтересованные, так и опосредовано заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

К первой группе пользователей относятся собственники предприятия, кредиторы (банки и прочие), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам — целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам, кредиторам и поставщикам выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д.

49

Следует обратить внимание, что только руководство предприятия имеет возможность проводить более глубокий анализ отчетности, используя данные как финансового, так и управленческого учета, проводимого для целей управления и принятия управленческих решений

Вторая группа пользователей финансовой отчетности — это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы. В некоторых случаях для реализации целей анализа финансовой отчетности недостаточно. Отдельные группы пользователей, например, руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Однако в большинстве случаев годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего анализа финансового положения предприятия. Владение современными методами анализа отчетности поможет пользователям полностью изучить отчет и ответить на интересующие их вопросы. Финансовая стабильность предприятия становится вопросом его выживания, поскольку банкротство предприятия в условиях рынка является вероятным результатом хозяйственной деятельности наряду с другими возможностями. В связи с указанными изменениями в экономической реальности существенно возрастают роль и значение анализа финансового состояния, как для самого предприятия, так и для его разнообразных партнеров, собственников, для финансовых органов.

Вопросы финансового анализа и планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия рассматривали разные ученые Колосс Б. [2], Ковалев В.В. [4], Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. [6], Лиференко Г.Н. [7], Савицкая Г.В. [8], Шеремет А.Д., Негашев Е.В. [9] и другие. Вместе с тем, развитие экономической науки, в том числе науки об анализе и планировании вызывают необходимость дальнейших исследований. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель работы — раскрыть экономическую сущность и содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, а также рассмотреть основные принципы и особенности планирования финансово-хозяйственной деятельности организации.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В условиях рынка основной целью производственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности является получение максимальной величины прибыли, так как развитие каждого хозяйствующего субъекта осуществляется за счет собственных и привлеченных средств. Принцип самоокупаемости и самофинансирования является основой экономического существования хозяйствующего субъекта. Реализация цели возможна только при условии создания конкретных видов продукции, работ, услуг, удовлетворяющих постоянно растущие потребности общества. Потребности общества безграничны, а ресурсы, необходимые для создания материальных благ и услуг, ограничены. Дефицит ресурсов обусловливает необходимость выбора: каких, сколько товаров, услуг производить; для кого производить; как распределить. На практике выбор осуществляется не по принципу «либо одно, либо другое», а по принципу «чего-то больше, чего-то меньше». Цель выбора состоит в том, чтобы установить оптимальное соотношение между максимально возможным ассортиментом продукции, работ, услуг, с одной стороны, и максимально возможным их количеством, обеспечивающим определенный стандарт жизни — с другой. Хозяйствующий субъект как экономическая система является основным звеном, где происходит реализация цели производства.

Учет, планирование и анализ являются важными компонентами этой системы (рис. 1).

Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, является глубокое и всестороннее изучение экономической информации и функциональности анализируемого объекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

В литературе выделяют следующие принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия или организации, являются:

«1. Конкретность — анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение.

2. Комплексность — всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки.

3. Системность — изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно.

50

4. Регулярность — анализ следует проводить постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю.

5. Объективность — критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов.

6. Действенность — пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности.

7. Экономичность — затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения.

8. Сопоставимость — данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов.

9. Научность — при проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами» [8].

Финансовый анализ в системе управления финансами предприятия в наиболее общем виде представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

• оценить текущее и перспективное имущественное и финансовое состояние предприятия;

• оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их финансового обеспечения;

• выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

• спрогнозировать положение предприятия на рынке капитала.

Для успешной деятельности предприятия в будущем гораздо важнее перспективный анализ или финансовый анализ предприятия, который направлен в будущее и служит для исследования возможных вариантов развития предприятия и выработки методов достижения наиболее желательных результатов. В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем, а также степень этого влияния. Наиболее обобщающими показателями эффективности являются доходность, прибыльность. Есть частные показатели, характеризующие эффективность отдельных сторон функционирования предприятия.

К этим показателям можно отнести:

«• эффективность использования производственных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации:

• основных производственных фондов (здесь показателями служат фондоотдача, фондоемкость);

• трудовых ресурсов (показатели — рентабельность персонала, производительность труда);

• материальных ресурсов (показатели — материалоотдача, материалоемкость, прибыль в расчете на один рубль материальных затрат);

• эффективность инвестиционной деятельности организации (показатели — срок окупаемости капитальных вложений, прибыль в расчете на один рубль капитальных вложений);

• эффективность использования активов организации (показатели — оборачиваемость оборотных активов, прибыль в расчете на один рубль стоимости активов, в том числе оборотных и внеоборотных активов, и др.);

• эффективность использования капитала (показатели — чистая прибыль на одну акцию, дивиденды на одну акцию, и др.)» [8].

Фактически достигнутые частные показатели эффективности сопоставляются с плановыми показателями, с данными за предыдущие отчетные периоды, а также с показателями других организаций. Исходные данные для анализа представим в табл. 1.

51

Плашф о в ан и е

Рис. 1. Хозяйствующий субъект как экономическая система [8]

Таблица 1. Частные показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия *

Наименование показателей За предыдущий год За отчетный год Изменения за год

1. Фондоотдача (в руб.) 0,78 0,83 +0,05

2. Производительность труда в рублях (среднегодовая выработка продукции на одного работающего) 32,8 35,4 +2,6

3. Материалоотдача (в руб.) 1,3 1,4 +0,1

4. Срок окупаемости капитальных вложений (в годах) 5 4,5 -0,5

5. Оборачиваемость оборотных средств (активов), (в днях) 92 90 -2

6. Дивиденды на одну акцию (в тыс. руб.) 7 7,3 +0,3

* Составлено авторами

В качестве обобщающего показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия используем уровень рентабельности, как отношение чистой прибыли к сумме основных и оборотных производственных средств. Данный показатель объединяет целый ряд частных показателей эффективности. Поэтому изменение уровня рентабельности отражает динамику эффективности всех сторон деятельности организации. В рассматриваемом нами примере уровень рентабельности в предыдущем году составил 21 процент, а в отчетном году 22,8%. Следовательно, повышение уровня рентабельности на 1,8 пункта свидетельствует об увеличении эффективности бизнеса, которое выражается во всесторонней интенсификации финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В процессе проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно выделить следующие этапы.

На первом этапе следует осуществлять подразделение анализируемой системы на отдельные составные части. При этом следует иметь в виду, что в каждом отдельном случае эти части могут быть различными, либо одинаковыми, но имеющими далеко не тождественное содержание. Так, на предприятиях промышленности, важнейшей подсистемой будет являться ее производственная деятельность, которая отсутствует у торговой организации. Организации, оказывающие услуги населению, имеют так называемую производственную деятельность, заметно отличающуюся по своей сущности от производственной деятельности промышленных организаций. Таким образом, все функции, осуществляемые данной организацией, выполняются посредством деятельности ее отдельных подсистем, которые и выделяются на первом этапе проведения комплексного анализа.

На втором этапе осуществляется разработка системы экономических показателей, которая отражает функционирование как отдельных подсистем данной организации, так и организации в целом. На этом же этапе разрабатываются критерии оценки значений этих показателей на основе использования их нормативных и критических значений.

На третьем этапе осуществления анализа происходит выявление взаимосвязей между функционированием отдельных подсистем в организации и всей системой организации в целом. Определены экономические показатели, которые выражают эти взаимосвязи, находятся под их влиянием. Так, например, анализируют, каким образом функционирование отдела по труду и социальным вопросам данной организации повлияет на величину себестоимости выпускаемой продукции, или как инвестиционная деятельность организации сказалась на сумме полученной ею балансовой прибыли. При проведении анализа необходимо принимать во внимание, что экономические и политические факторы взаимосвязаны и оказывают совместное влияние на деятельность любой организации и на ее результат. Политические решения, принимаемые органами законодательной власти, должны обязательно находиться в соответствии с законодательными актами, регулирующими развитие экономики. Правда на микроуровне, то есть на уровне отдельных организаций, дать обоснованную оценку влияния политических факторов на показатели деятельности организации, измерить их влияние представляется весьма проблематичным.

Что же касается макроуровня, то здесь обозначить влияние политических факторов представляется более реальным. Наряду с единством экономических и политических факторов при проведении анализа необходимо принимать во внимание также взаимосвязанность экономических и социальных факторов. Достижение оптимального уровня экономических показателей в настоя-

52

щее время в значительной степени обуславливается проведением мероприятий по повышению социально-культурного уровня работников организации, повышению качества их жизни. В процессе проведения анализа необходимо изучить степень выполнения планов по социально-экономическим показателям и их взаимосвязь с другими показателями деятельности организаций.

Роль и значимость планирования вообще и финансового в частности можно достаточно легко обосновать с различных позиций, поэтому банальные дискуссии о том, нужен план или нет, в настоящее время врядли уместны; более того, в условиях естественного динамичного развития экономики, стохастичности рынка и постоянно нарастающей конкурентной борьбы роль этой функции, по крайней мере, не уменьшается.

Именно последнее обстоятельство отчасти имел в виду известный специалист в области управления Р. Акофф, утверждая, что «лучше планировать для себя — неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими — неважно, насколько хорошо» [5].

Естественно, нарождающиеся рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей страны экономических категорий, но и к появлению иных подходов к планированию. Прежде всего, следует отметить, что необходимость составления планов определяется многими причинами. Выделим три из них, являющиеся, по нашему мнению, основными:

• неопределенность будущего;

• координирующая роль плана;

• оптимизация экономических последствий.

Действительно, если бы будущее компании или предприятия было абсолютно предопределенным, не было бы нужды постоянно разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и структурирования. Отсюда, кстати, видно, что главная цель составления любого плана — не определение точных цифр и ориентиров, поскольку сделать это невозможно в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направлений некоторого «коридора», в границах которого может варьировать тот или иной показатель.

Смысл координирующей (в известном смысле — системообразующей) роли плана состоит в том, что наличие хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных целевых установок дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяет хозяйствующему субъекту работать без существенных сбоев. Эта роль особенно ярко проявляется в крупных компаниях, имеющих сложную структуру управления, а также на предприятиях, активно использующих систему поставки сырья «точно в срок», когда объем текущего наличного запаса сырья, материалов и полуфабрикатов рассчитан исходя из потребностей производства на несколько ближайших часов или дней.

Последняя причина составления планов заключается в том, что любое рассогласование деятельности системы требует финансовых затрат (прямых или косвенных) на его преодоление. Вероятность наступления подобного рассогласования гораздо ниже, если работа осуществляется по плану; кроме того, и негативные финансовые последствия менее значительны. Основой для разработки планов предприятия должна служить оценка намечаемых действий с учетом существующих экономических и производственных условий и имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта ресурсов, а также характера рынка, который, как предполагается, будет преобладающим в течение срока действия плана. Важными факторами, которые следует учитывать при разработке планов, являются также уровень конкуренции, характер отрасли, в которой действует экономический субъект, и размер самого предприятия.

Не следует недооценивать и общий уровень экономического развития и стадию экономического цикла в стране, поскольку они накладывают серьезные ограничения на перспективы развития некоторых видов деятельности. Так, например, в периоды экономических трудностей наблюдается резкое падение продаж в сферах компьютерного обеспечения бизнеса и зарубежного туризма. Планы, предусматривающие расширение предприятий этих отраслей в период общего экономического спада в стране, нельзя признать удовлетворительными, поскольку выполнение их в данных условиях весьма проблематично. Значение планирования в деятельности предприятия трудно переоценить, поскольку именно план представляет собой ориентир, к которому стремится предприятие, и одновременно критерий оценки успешности его деятельности [3].

Планирование не только позволяет добиться поставленных целей, оно также предоставляет возможность оценки действий управленческого аппарата предприятия. Деятельность руководителей должна быть направлена на выполнение плановых заданий и достижение запланированных результатов, и то, насколько обеспечена реализация этих целей на каждом конкретном участке

53

работы ив каждом подразделении, можно считать показателем эффективности работы руководителей этих подразделений. Для многих предприятий критерий выполнения плановых заданий является также основой системы материального стимулирования сотрудников. С точки зрения продолжительности периода, к которому относится разрабатываемый план, можно выделить три разных уровня планирования: стратегический, тактический, оперативный:

• стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров. Стратегическое планирование в своей основе представляет больше прогнозирование развития организации, чем четко составленный план достижения определенных параметров;

• тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1-5 лет) и определяет ресурсы, необходимые предприятию для вступления на избранный стратегический путь. Тактическое планирование в общем виде также заметно отличается. Так, тактический план на 1 год разрабатывается на основе четких и определенных финансово-экономических показателей. В то же время планы на 3-5 лет формируются большей частью как прогнозы развития организации;

• оперативное планирование охватывает текущую деятельность предприятия и имеет горизонт не более 1-2 кварталов. Часто представляется в помесячной, подекадной или понедельной разбивке.

Такую классификацию планов нельзя считать слишком жесткой. При разработке планов на ту или иную перспективу следует принимать во внимание тот факт, что для различных отраслей народного хозяйства и различных предприятий отнесение периодов к той или иной категории весьма условно. Например, для предприятия розничной торговли в большинстве случаев перспективу в один-два года уже можно считать стратегической, а для судостроительных и аэрокосмических предприятий этот срок не превышает одного операционного цикла, и план на один-два года может считаться текущим. Кроме того, следует помнить, что иногда проблемы текущей деятельности могут негативно отразиться и на стратегических перспективах предприятия. Так, трудности с текущими платежами и выполнением договорных обязательств могут втянуть предприятие в долгие судебные разбирательства и поставить его на грань выживания.

ВЫВОДЫ

Проведя работу по анализу и планированию, можно сделать обобщающий вывод о том, что анализ и планирование необходимо предприятию в современных условиях хозяйствования, но это требует дополнительных расходов по привлечению специалистов в области анализа и планирования, а также по внедрению новых технологий и занимает много времени. В рыночной экономике главной характеристикой эффективности работы организации является результативность. Одним из направлений анализа результативности является оценка деловой активности анализируемого объекта. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей, что отражают абсолютные стоимостные и относительные показатели. Оценка деловой активности направлена на анализ результатов и эффективность текущей основной производственной деятельности. Бюджет производства продукции определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений предприятия, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования организации и управления производством.

Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, является глубокое и всестороннее изучение экономической информации и функциональности анализируемого объекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов. Анализ должен представлять собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Беленький П.Е. Управление техническим и организационным развитием предприятия / П.Е. Беленький. — М.: Техника, 2007. — 247 с.

2. Колосс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия / Б. Колосс. — М.: Финансы ПО «ЮНИТИ», 1997. — 522 с.

54

3. Владимирова К.И. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / К.И. Владимирова. — 2-е. изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2005. — 285 с.

4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В. Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 421 с.

5. Макарова В.И. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие / В.И. Макарова. — Тольятти: ВуИТ, 2004. — 200 с.

6. Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко. — Ростов-н/Д: Феникс, 2005. — 326 с.

7. Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятия: теоретические основы финансового анализа; анализ финансовых результатов предприятия; анализ структуры стоимости предприятия; анализ динамики и структуры источников формирования имущества; оценка финансового состояния / Г.Н. Лиференко. — М.: Экзамен, 2006. — 3б0с.

8. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: Учебник / Г.В. Савицкая. — М.: Инфра-М, 2004. — 400с.

9. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. — М.: ИНФ-РА-М, 1999. — 176 с.

Статья поступила в редакцию 26 ноября 2015 года

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.