Научная статья на тему 'Анализ и перспективы развития внешней торговли РФ'

Анализ и перспективы развития внешней торговли РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова Д. Д., Хрущева С. В.

В данной статье рассматривается внешнеторговая деятельность РФ, ее основные торговые партнеры в экспорте и импорте, дается анализ внешней торговли и выявляются перспективы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The foreign trade activity of the Russian Federation is examined in the article. Its main trade partners in export and import. The analysis of foreign trade is provides and the prospects of its development is detects.

Текст научной работы на тему «Анализ и перспективы развития внешней торговли РФ»

Mirakyan A.G. 1 Zarudneva A.Y. 2

'Student , Volgograd State Technical University; 2PhD, Associate Professor, Volgograd State Technical University IMPACT OF ADVERTISING ON IMPROVING PROFITABILITY OF INSURANCE COMPANIES

Abstract

This article focuses on the importance of learning in modern conditions such as profitability index insurance advertising. It is shown that in the Russian context it is low, indicating that the unsatisfactory level of advertising services insurance.

Keywords: cost-effectiveness, efficiency, insurance advertising.

В современном мире в условиях рыночной экономики на потребительском рынке идет обостренная конкурентная борьба. С увеличением рисков в условиях глобализации роль страхования в жизни общества возросла. Ускорилось развитие отечественного страхового рынка, стремительно охватывающего своей защитой многие сферы личной жизни и профессиональной деятельности. Однако успешное функционирование системы страхования в России зависит от наличия сформированной страховой культуры и рекламы страховых услуг.

Рост потребности общества в различных видах страховых услуг опережает их предложение, что свидетельствует об отсутствии страховой культуры в Российской Федерации и отставании отечественного страхового законодательства от складывающихся отношений в этой сфере. Страховые компании стремятся перебить покупателя у своего конкурента и заставить купить его их услугу, при этом, как правило, многие компании используют рекламу. Выходит часто так, что затраты на рекламу делаются значительные, а эффективность фирмы и ключевой ее показатель - рентабельность от этого не увеличивается. Поэтому важно определить причины и сделать необходимые выводы для оптимизации страховых услуг.

В качестве цели данного исследования выдвигается определение влияния рекламы на рентабельность страховых компаний. Насколько предприятие способно успешно позиционировать себя (свою продукцию на рынке, т.е. понимает потребителей, говорит такой показатель экономической эффективности, как рентабельность рекламных издержек -отношение прироста прибыли к приросту рекламных издержек. Выделим основных игроков на страховом рынке: Группа

«Россгосстрах», «Ингосстрах», Группа Альянс, «Ренессанс Страхование», «АльфаСтрахование», СОГАЗ, «РЕСО-Гарантия», МАКС, МСК, ВСК.

Имея данные по прибыли выделенных компаний и затратам на рекламу, определим в какой отрасли реклама является наиболее эффективной. При этом следует обратить внимание, что требуется учитывать временной интервал между затратами на рекламу и отслеживанием размеров прибыли. Степень эффективности, или наличие действительно положительного влияния рекламы на прибыль, доказывается при помощи корреляционного анализа. Чем выше показатель корреляции (и он является положительным), тем эффективнее реклама. Результаты подробно представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Степень эффективности рекламы

Предприятия Медиабюджеты, млн руб. 2011 год[1] Рентабельность предприятия млн руб. 2012 год[2]

Группа «Россгосстрах» 0,106 936,8

«Ингосстрах» 0,649 1830

Группа Альянс 0,549 28,9

«Ренессанс Страхование» 0,247 811

«АльфаСтрахование» 0,214 1289

СОГАЗ 1,687 8609

«РЕСО-Г арантия» 0,115 2036

МАКС 0,77 1 226

МСК 0,722 -5401

ВСК 0,483 521

Коэффициент корреляции наибольший и положительный, но все равно недостаточно высокий для перспективного видения он составил - 0,51. Подводя итог, необходимо отметить, что следует увеличивать доверие населения к страховым услугам, посредством рекламы. Реклама в страховой отрасли относительно других рынков неэффективная, шаблонная и негибкая, без индивидуальности. Только отрицательную обратную связь может породить такая реклама, негативное (без доверия) отношение к производителям, ослабляя общую ситуацию развития. Следует помочь отечественным производителям в изучении динамики потребностей, особенностей современной переработки рекламной информации, и тем самым поиске наиболее оптимальных видов рекламы в рамках специфики страхового рынка.

Литература

1. Рейтинг крупнейших рекламодателей 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:

//adrndex.ru/rating/2011/marketing/company_2011/ index.phtml (дата обращения 17.12.2013).

2. Рэнкинг страховых компаний по чистой прибыли 2012 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

http://www.raexpert.ru/rankingtable/?table_folder=/insurance/bench_itog_2012/main (дата обращения 17.12.2013).

Миронова Д.Д.1 ,Хрущева С.В.2

1 Кандидат экономических наук, доцент; Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета; 2 Студент; Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

Донского государственного технического университета.

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ

Аннотация

В данной статье рассматривается внешнеторговая деятельность РФ, ее основные торговые партнеры в экспорте и импорте, дается анализ внешней торговли и выявляются перспективы ее развития.

Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт, импорт.

Mironova D.D.1, Khrushcheva S.V.2

1 PhD in Economics, associate professor, Institute of the service sector and enterprise (branch) Don State Technical University 2 Student, Institute of the service sector and enterprise (branch) Don State Technical University ANALYSIS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

The foreign trade activity of the Russian Federation is examined in the article. Its main trade partners in export and import. The analysis offoreign trade is provides and the prospects of its development is detects.

Внешняя торговля на сегодняшний день является наиболее развитой формой международных экономических отношений, на ее долю приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений. Актуальность данной темы

63

обуславливается также тем, что именно внешняя торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и за счет этого увеличивать общий объем производства.

Россия играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе мира. Из недр России извлекается 30 % газа, 10 % нефти, 10% каменного угля, 14% товарной железной руды, 15 % цветных и редких металлов от всего объема полезных ископаемых, добываемых мировым сообществом. На долю нашей страны приходится примерно 85 % нефти, 84 % газового конденсата и газа, 70 % угля, 66 % железной руды, 95 % никеля, 70 % бокситов от запасов СНГ.

По предварительным данным таможенной статистики, с учетом торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, внешнеторговый оборот России в первом полугодии 2013 г. составил 476,5 млрд.долларов и увеличился на 0,1 % по сравнению с первым полугодием 2012 г., в том числе со странами дальнего зарубежья - прирост на 1,6 % до 413,4 млрд.долларов, странами СНГ - спад на 8,4 % до 63,1 млрд.долларов (таблица 1) .

Таблица 1 Внешнеторговый оборот России в первом полугодии 2012 и 2013гг., млрд.долл.

Всего Темпы прироста, % Дальнее за рубежье Темпы прироста, % Страны СНГ Темпы прироста, %

2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.

Оборот 476,02 476,5 0,1 406,9 413,4 1,6 68,9 63,1 -8,4

Экспорт 302,03 297,2 -1,6 257,3 258,3 0,4 44,7 38,9 -13

Импорт 173,9 179,3 3,1 149,7 155,1 3,6 24,18 24,2 0,1

Сальдо 128,13 117,9 - 7,98 107,6 103,2 - 4,1 20,52 14,7 - 28,4

Сокращение объемов внешней торговли России обусловлено снижением экспортных поставок за счет падения экспортных цен, что не было полностью компенсировано увеличением физических объемов вывоза.

Отрицательная динамика физических объемов вывезенных российских товаров стала следствием уменьшения вывоза топливно - энергетических товаров, на долю которых в общей структуре экспорта в первом квартале 2013 г. приходилось 72,6%. Причиной этого стали слабые темпы роста экономик развитых стран и периодическое ослабление курса американского доллара.

Основными торговыми партнерами России в экспорте являлись: Нидерланды (27%), Италия (15%), Германия (14%), Китай (13%) и другие страны (рис. 1).

1 Нидерланды 1 Италия

3 Герм ания

4 Питай

5 Турция бУкраина

7 Белорусия S Польша

Рисунок 1 - Основные торговые партнеры России в экспорте Можно представить долю экспорта РФ в производстве важнейших товаров (таблица 2).

Таблица 2 Доля экспорта РФ в производстве важнейших товаров (в процентах)

Январь-июль 2010 г. Январь-июль 2011 г. Январь-июль 2012 г. Январь-июль 2013 г.

Нефть сырая 48,9 46,6 46,4 45,7

Нефтепродукты 53,1 50,6 50,7 55,4

Г аз природный 30,5 27,2 28,0 30,2

Уголь каменный 48 43,0 43,0 50,1

Лесоматериалы необработанные 24,3 20,9 13,8 16,5

Фанера клееная 57,1 51,7 54,2 52,7

Бумага газетная 72,1 68,7 72,3 64,2

Автомобили легковые 3,8 3,9 5,4 6,8

Автомобили грузовые 8,8 6,7 8,9 12,5

Следовательно, по данным таблицы 2 можно сделать вывод, что в 2013 году доля экспорта практически всех важнейших товаров увеличилась, уменьшилась лишь доля экспорта бумаги газетной и нефти сырой, и то незначительно. Значительную долю в экспорте занимают такие товары, как: фанера клееная, бумага газетная, каменный уголь и нефтепродукты.

Импорт основных потребительских товаров представлен в таблице 3.

Таблица 3. Доля импорта в производстве важнейших товаров (в %)

Январь-июль 2010г. Январь-июль 2011г. Январь-июль 2012 г. Январь-июль 2013 г.

Автомобили легковые 5,1 6,4 6,5 5,6

Медикаменты 4,1 3,7 3,4 3,8

Одежда 0,4 0,3 2,5 2,7

Мясо свежемороженое 2,1 1,8 1,7 1,5

Мебель 1 1 1 1

Алкогольные и безалкогольные напитки 1 0,9 1 0,9

Обувь кожаная 1 0,8 0,7 0,7

Цитрусовые 0,6 0,5 0,5 0,5

Чай 0,2 0,2 0,2 0,2

Сахар-перец 0,5 0,6 0,1 0,1

ОсновныеторговыепартнерыРФв в экспорте

14%

64

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес занимают легковые автомобили, медикаменты и одежда, в 2013 году доли этих товаров увеличились за исключением легковых автомобилей.

Российский импорт в первом полугодии 2013 г. составил 179,3 млрд.долл. Рост импорта был вызван увеличением закупок за рубежом продукции химической промышленности (на 9,6 %), текстильных изделий и обуви (на 7,3%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (на 5,9 %), также увеличился импорт машин, оборудования и транспортных средств на 0,1 % - это обусловлено ввозом телефонов проводной и беспроводной связи. В общем объеме ввоза доля стран дальнего зарубежья составила 86,5 %.

Основными торговыми партнерами России в импорте являлись: Китай (30%), Германия (21 %), Украина (9%), США (9%) и другие страны (рис. 2).

1 Питай

2 Германия

3 Украина

4 США

5 Япония

6 Франция

7 Италия

3 Белорусия

Рисунок 2 - Основные торговые партнеры России в импорте

Приоритетным направлением во внешнеэкономической деятельности России, оказывающим существенное влияние на развитие российской экономики, является экономическое сотрудничество со странами СНГ, задачами которого являются развитие интеграционных процессов, восстановление утраченных кооперационных связей, увеличение доли несырьевого экспорта России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вступление России в ВТО не привело к резкому росту импорта, а наоборот объем ввоза товаров в нашу страну сократился. По данным таможенной статистики, в сентябре 2013 года резкого роста импорта в связи со снижением уровня тарифной защиты не наблюдалось. Напротив, стоимостный объем импорта товаров из стран дальнего зарубежья в Россию снизился по сравнению с августом 2012 года примерно на 10%. Сокращение импорта не коснулось только продовольствия и сырья для его производства. В частности, объемы ввоза свинины из-за обнуления пошлины на это мясо в рамках выделенной квоты выросли по сравнению с августом на 16%. По той же причине в 1,5 раза вырос импорт растительного масла. А из-за снижения ставок пошлин примерно на 25 % увеличились объемы ввоза молочных товаров. Ввоз остальных продовольственных товаров, таких как фрукты и рыба, сократился. Аналогичные тенденции коснулись и других основных видов импорта. В частности, число ввозимых легковых автомобилей упало более чем на 40%, что связано с введением в стране утилизационного сбора. Импорт текстиля и обуви остался на прежнем уровне. На фоне падения объемов ввоза товаров вырос профицит внешней торговли.

Перспективы развития внешней торговли России определяются реализацией того или иного сценария социальноэкономического развития страны. Известны два сценария: инерционный и инновационный. Инерционный - сохранение сложившейся динамики экономического развития, он не содержит активных действий по ускорению институциональных преобразований, содействующих повышению конкурентоспособности. Инновационный сценарий - активная деятельность по привлечению инвестиций, направляемых на повышение качества технологической базы производства, за счет модернизации и частичного обновления. В случае реализации инновационного сценария страну ожидают гораздо более благоприятные перспективы развития внешнеторговой сферы.

С учетом конкурентных преимуществ, а также слабых сторон РФ, можно попытаться оценить перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в экспорте России топливно-сырьевые товары будут еще длительное время оставаться основной позицией. Однако, для нашей страны вполне реально углубление степени переработки сырья, а на этой основе, следовательно, увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и т.д. Также имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому можно отнеси легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование. Имеются определенные перспективы для расширения экспорта продукции, что связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса. Оценивая возможности увеличения российского экспорта можно сделать вывод, что наша страна имеет шансы уже к 2020 г. добиться некоторой диверсификации экспорта и тем самым изменить свою специализацию на мировых рынках.

Литература

1. Романюк Ю.Л., Пирогова М.В. Развитие отношений Украины и РФ на современном этапе// [Электронный ресурс] HRL:http://www.rasnaukaxom/2_KAND_2011/Economics/77832.doc.htm (дата обращения 05.11.2013)

2. Обзоры внешней торговли России// Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс] URL:http://www.ved.gov.ru/momtormg/foreign_trade_statistics/montЫy_trade_rassia/(дата обращения 05.11.2013)

3. Воловик Н. Внешняя торговля// Экономическое развитие России. Том 20, июнь-июль 2013. С.13-17.

4. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] URL:http://www.ved.gov.ru/momtormg/foreign_trade_statistics/monthly_trade_rassia/ (дата обращения 7.11.2013)

5. Азин В.Как изменилась Россия, вступив в ВТО// Ежедневная электронная газета утро.ру/экономика [Электронный ресурс] URL:http://www.utro.ru/articles/2012/10/29/1080734.shtml (дата обращения 08.11.2013)

6. Булатов А.С. Перспективы развития внешней торговли России// [Электронный ресурс] URL: www.bibliotekar.ru/economika-8-2/228- http://www.bibliotekar.ru/economika-8-2/228- (дата обращения 08.11.2013)

Обухова Е. А.

ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

ПРИМЕНЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация

В статье рассматривается возможность применения опыта американских фирм и компаний в менеджменте на российских предприятиях, а также необходимость тщательного изучения зарубежных моделей управления.

Ключевые слова: менеджмент, модели управления, зарубежный опыт.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.