Научная статья на тему 'Анализ и перспективы развития веб-каталогов инвестиционных проектов'

Анализ и перспективы развития веб-каталогов инвестиционных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / КАТАЛОГ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / INVESTMENT / INFORMATION TECHNOLOGY / INTERNET / CATALOG OF INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев К.Н.

Повышение эффективности инвестиционного процесса - важная задача, решение которой способствует развитию экономики как на макро-, так и на микроуровне. Одним из путей ее выполнения является обеспечение коммуникаций между авторами инвестиционных проектов и потенциальными инвесторами. При этом возникают трудности в предоставлении инвесторам свободного доступа к информации об инвестиционных проектах, а также расширение круга потенциальных участников проекта. С целью устранения данных проблем рассматриваются возможности использования информационных технологий способные обеспечить взаимодействие между участниками инвестиционного процесса. Проведен анализ действующих вариантов использования сети Интернет для публикации данных об инвестиционных проектах, предложена классификация таких способов, выделены их достоинства и недостатки. Кроме того предлагаются меры по вовлечению в инвестиционный процесс непрофессиональных участников рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF WEB DIRECTORIES INVESTMENT PROJECTS

Improving the efficiency of the investment process is an important task, which contributes to economic development at both the macro and micro levels. One way to solve it is to ensure communication between the authors of investment projects and potential investors. The main problems to be solved for this areproviding investors with easy access to information on investment projects, as well as expanding the range of potential participants in the project. For that purposes the possibilities of using information technology to ensure interoperability between the participants of the investment processare considered. The research was made to analyze the ways of using the Internet for the publication of data on investment projects, based on the results of that research a classification of such methods was proposed and their strengths and weaknesses were highlighted. Also some efforts to involve in the investment process unprofessional market participants were suggested.

Текст научной работы на тему «Анализ и перспективы развития веб-каталогов инвестиционных проектов»

УДК 330.322

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЕБ-КАТАЛОГОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ

ПРОЕКТОВ

Лебедев К.Н., ведущий аналитик Отдела оценки проектов ОСАО «Ингосстрах», Москва, тел. +7 (967) 051-47-41, e-mail: klebedev1991@

gmail.com

Повышение эффективности инвестиционного процесса - важная задача, решение которой способствует развитию экономики как на макро-, так и на микроуровне. Одним из путей ее выполнения является обеспечение коммуникаций между авторами инвестиционных проектов и потенциальными инвесторами. При этом возникают трудности в предоставлении инвесторам свободного доступа к информации об инвестиционных проектах, а также расширение круга потенциальных участников проекта. С целью устранения данных проблем рассматриваются возможности использования информационных технологий способные обеспечить взаимодействие между участниками инвестиционного процесса. Проведен анализ действующих вариантов использования сети Интернет для публикации данных об инвестиционных проектах, предложена классификация таких способов, выделены их достоинства и недостатки. Кроме того предлагаются меры по вовлечению в инвестиционный процесс непрофессиональных участников рынка.

Ключевые слова: инвестиции, информационные технологии, Интернет, каталог инвестиционных проектов.

ANALYSIS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF WEB DIRECTORIES

INVESTMENT PROJECTS

Lebedev K., a leading analyst of the Project evaluation department, OJSIC «Ingosstrakh», Moscow, tel. +7 (967) 051-47-41,

e-mail: klebedev1991@gmail.com

Improving the efficiency of the investment process is an important task, which contributes to economic development at both the macro and micro levels. One way to solve it is to ensure communication between the authors of investment projects and potential investors. The main problems to be solved for this areproviding investors with easy access to information on investment projects, as well as expanding the range of potential participants in the project. For that purposes the possibilities of using information technology to ensure interoperability between the participants of the investment processare considered. The research was made to analyze the ways of using the Internet for the publication of data on investment projects, based on the results of that research a classification of such methods was proposed and their strengths and weaknesses were highlighted. Also some efforts to involve in the investment process unprofessional market participants were suggested.

Keywords: investment, information technology, Internet, catalog of investment projects.

Во всем мире поиск источников финансирования является одной из важнейших проблем в инвестиционной деятельности. В России, особенно в ее нынешнем положении, данная проблема является наиболее острой и актуальной.

Инвестиции - один из основных движущих факторов развития экономики, вне зависимости от того, идет ли речь о государстве, регионе или предприятии [5, 6]. В любом случае, чтобы получить какую-либо выгоду необходимо вложить некоторый объем ресурсов. При этом инвестиционный процесс всегда связан с высокой степенью неопределенности и рисками, посколькуинвестор сначала производит траты, а прибыль получит в будущем. Одна из основных проблем, с которой сталкивается разработчик инвестиционного проекта - поиск источников финансирования.

Среди источников финансирования обычно выделяют внутренние или собственные и внешние, к которым относятся заемные и привлеченные источники. Собственные средства - наиболее ограниченный, но и наиболее безопасный с точки зрения финансовой самостоятельности компании источник капитала. В состав внутренних источников капитала включают чистую прибыль, амортизационные отчисления, а также реинвестируемую часть внеоборотных активов и инвестируемую часть оборотных активов.

Для реализации крупных проектов компании стараются привлечь средства внешних инвесторов. Внешнее финансирование может быть осуществлено в форме эмиссии акций, взносов в уставный капитал, государственного финансирования, безвозмездной передачи средств коммерческих структур, банковского кредита, эмиссии долговых финансовых инструментов или лизинга. Источниками внешнего финансирование могут выступать государство, коммерческие структуры или физические лица.

В развитых странах инвестиции финансовых накоплений до-мохозяйств составляют около 30% всех капиталовложений [1]. При этом обычно инвестируются средства, размещенные в банковских депозитах или переданные в управление инвестиционным фондам. Рост вовлеченности непрофессиональных инвесторов (физических лиц) поможет упростить поиск источников финансирования, что повысит эффективность инвестиционного процесса.

Для этого необходимо найти способы донести информацию о проекте до источников капитала.На сегодняшний день самым мощным и действенным механизмом подачи информации массовому

потребителю является сеть Интернет. В подтверждение можно привести информацию о темпах роста Интернет-торговли, как отрасли, которая входит в число наиболее зависимых от привлечения потребителей. Среднегодовые мировые темпы роста Интернет-торговли по оценкам экспертов агентства eMarketer's в период 2012 - 2014 гг. и в прогнозном периоде 2015 - 2017 гг. составят 18,2% [2]. Аналитики компании J'son&PartnersConsulting ожидают среднегодовой темп роста рынка электронной коммерции в России в период 2015 - 2020 гг. на уровне 15-20% [3].

Следовательно, интерес может представлятьанализ состояния дел в части использования средств Интернет для привлечения частных инвесторов,результатом которого является проведенное исследование веб-сайтов, объединенных в общую категорию «каталоги инвестиционных проектов».

Базой для предметного рассмотрения выступили 113 наиболее популярных (согласно индексации поисковой системы Google) каталогов инвестиционных проектов. В результате исследования были выделены группы сайтов, отличающихся по следующим признакам:

1. Способ организации интерфейса:

1.1 Обмен файлами

1.2 Каталог представлен списком, непосредственно на вебстранице

1.3 Каталог представлен списком на веб-странице и оборудован дополнительным инструментарием

2. Собственник сайта:

2.1 Государственные/муниципальные институты

2.2 Частные компании

3. Информационное наполнение

3.1 Минимум информации

3.2 Предоставлен экономический анализ эффективности проекта

3.3 Предоставлен дополнительный анализ

Результаты анализа представлены на рис. 1.

Почти половина (44%) сайтов, зарегистрированных в доменных зонах .ru и .рф, предоставляют пользователям лишь ссылки на файлы, содержащие информацию об инвестиционных проектах. Достоинствами такого подхода является простота организации, а также то, что после того, как пользователь скачал файл, он имеет доступ к

44%

I

Российские сайты

26%

0%

Скачиваемый файл

9% 12% 9%

ж is

i -О I i

t_> та T X 0) m i-u Q. та >- о О l_ u та zr

Список на сайте

Список на сайте с дополнительным интерфейсом

Рис.1. Распределение российских каталогов инвестиционных проектов по способам организации интерфейса и собственникам сайтов.

содержащейся в нем информации без необходимости подключения к сети. К недостаткам же относится низкая интерактивность и неудобство использования файла для поиска проектов, отвечающих заранее известным требованиям. Необходимо отметить, что все сайты базовой выборки, попавшие в данную категорию, принадлежат тем или иным государственным и муниципальным институтам.

Каталоги, организованные в виде списков непосредственно встроенных в веб-сайт занимают второе место по численности (35%). Каталоги этой категории, как правило, группируют проекты по географической и/или отраслевой принадлежности, что упрощает поиск для пользователя. Однако возможности поиска все еще остаются весьма скромными. Также стоит отметить, что часть каталогов данной группы принадлежат частным компаниям. Частные сайты, как правило, содержат информацию о проектах, реализуемых фирмой - владельцем, но в некоторых случаях сторонняя фирма выступает в роли аутсорсера и предоставляет услуги по размещению информации о проектах на своем сайте.

Третья и наименее малочисленная (21%) категория включает каталоги, имеющие дополнительный инструментарий. Обычно он представлен в виде встроенной поисковой системы или настраиваемого фильтра. Это наиболее удобная, с точки зрения эргономич-ности, группа. Интерфейс позволяет найти проекты конкретной отрасли, реализуемые в конкретном регионе и отвечающие заданным пользователем критериям эффективности. Из представленных форм организации каталогов инвестиционных проектов эта форма является наилучшей по функциональности. Ее малочисленность можно объяснить тем, что такие сайты стоят дороже, а основными заказчиками разработки подобных каталогов выступают государственные и муниципальные органы власти.

Отдельно стоит рассмотреть структуру выборки в зависимости от наполнения сайтов информацией.

Как видно из рис. 2 большая часть каталогов (47%) предоставляет пользователю минимум данных: описание проекта, место реализации, необходимые инвестиции и при этом не содержит какой-либо информации, которая позволяла бы с достаточной уверенностью судить об эффективности проекта. Данная особенность

является основным недостатком современных веб-сайтов подобного рода. Меньшая часть содержит основные показатели эффективности проекта, которые помогают инвестору сделать предварительное заключение о возможности вложения средств. Однако ни один каталог, участвовавший в выборке, не предоставляет полноценного анализа экономической эффективности. Показатели, как правило, рассчитаны изолировано и не предоставляют полной картины проекта. Таким образом, инвестор в любом случае вынужден обращаться к авторам проекта за дополнительной информацией. Последняя категория является наиболее совершенной с точки зрения информационного наполнения. Сайты, отнесенные к ней, предоставляют не только результаты анализа экономической эффективности проекта, но дополнительные аналитические срезы. К таким могут относиться: обоснование ставки дисконтирования, SWOT-анализ, анализ чувствительности, расчет точки безубыточности и т. д.

Теперь обратим внимание на аналогичный анализ зарубежных сайтов (рис.3).

Принимая во внимание большую развитость иностранной (в особенности западной) экономики и намного более широкое внедрение информационных технологий в экономические процессы, логично было бы предположить, что среди иностранных сайтов доля каталогов третьей категории будет намного выше, чем среди отечественных. Однако в результате анализа выявлено, что различия в распределении базовой выборки оказались не настолько значительными. Основным отличием иностранных каталогов является заметно более высокая доля частных каталогов. Как и российские, зарубежные частные каталоги чаще принадлежат компании, реализующей указанные в них проекты. Также примечателен тот факт, что многие из государственных каталогов размещены на сайтах посольств, что, несомненно, работает в пользу привлечения иностранных инвестиций. В остальном различия между формой организации российских и зарубежных веб-каталогов инвестиционных проектов минимальны.

Иная картина представлена на рис. 4, который отражает структуру выборки иностранных сайтов по степени наполнения информацией.

47% Российские сайты

38%

15%

Минимум информации Экономический анализ Дополнительный анализ

Рис. 2 Распределение российских каталогов инвестиционных проектов по объему предоставляемой пользователю информации.

Рис. 3. Распределение иностранных каталогов инвестиционных проектов по способам организации интерфейса и собственникам сайтов.

Иностранные сайты

55%

28%

17%

Минимум информации Экономический анализ Дополнительный анализ

Рис. 4. Распределение иностранных каталогов инвестиционных проектов по объему предоставляемой

пользователю информации.

В отличие от российских сайтов, большая часть которых ограничивается минимальным описанием проекта, на зарубежных сайтах, как правило (в 55% случаев), представлены результаты анализа экономической эффективности. Причем в зависимости от страны принадлежности собственников каталога (в редких случаях - в зависимости от собственника проекта) акцент делается на разные показатели. Тем не менее, доля каталогов, содержащих дополнительный анализ проекта невелика как среди российских, так и среди иностранных сайтов.

По результатам исследования выявлено, что для вовлечения в инвестиционный процесс большого числа непрофессиональных участников рынка необходимо решить две основные задачи. Первая - обеспечить потенциальных инвесторов доступом к информации об инвестиционных проектах, вторая - представить информацию о проекте в максимально понятной форме. Веб-каталог инвестиционных проектов, имеющий, помимо наилучших черт вышеперечисленных примеров, простой и доступный интерфейс и собственный инструментарий для проведения расчета экономической эффективности и анализа рисков, может решить обе эти задачи.Размещение информации об инвестиционных проектах в сети Интернет обеспечивает свободный доступ к этой информации, а использование дополнительных программных средств (веб-сервисов) позволяет не только представить описание и анализ проектов в удобной для пользователя форме: графической, табличной, аналитической и т.д., но и повысить достоверность расчетов при подготовке бизнес-плана проекта за счет

использования инструментов математического моделирования [4]. К инвестиционному процессу смогут подключаться непрофессиональные участники рынка. Таким образом, поиск источников финансирования, в том числе и для крупных проектов может осуществляться на основе механизма а современные информационные

технологии способны предоставить весь необходимый потенциал для создания такого интернет-ресурса.

Литература:

1. «Российское предпринимательство», № 9 Выпуск 2 (119) 2008 год, стр. 47-51.

2. Екатерина Быркова, «Статистика интернет-торговли в странах мира», 12.09.2014

3. Холодкова К.С. «Анализ рынка электронной коммерции в России», «Современные научные исследования и инновации». 2013. № 10

4. Чистов Д.В., Павлов И. М. Анализ бизнес-процессов в разработке бизнес-планов инвестиционных проектов //"Прикладная информатика". - 2006. - № 1. - С. 51-58.

5. Чистов Д.В., Шуремов Е.Л., Заложнев А.Ю Особенности развития инновационных процессов в России. //Транспортное дело России. 2011, №9. С.119-124

6. Чистов Д.В., Шуремов Е.Л., Порохина И.Ю. Международные различия экономической среды протекания инновационных процессов. //Транспортное дело России. 2012, №2. С. 39-46

ТЯЛШРОЯТ БШТКЕЗЗ Ш Яи88ТЛ | №6 2014 | 25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.