Научная статья на тему 'Анализ и перспективы развития рынка тротуарной плитки в Ростовской области'

Анализ и перспективы развития рынка тротуарной плитки в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРОТУАРНАЯ ПЛИТА / ТРОТУАРНАЯ ПЛИТКА / БЛАГОУСТРОЙСТВО / СОВРЕМЕННАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / МОЩЕНИЕ / PAVING FLAG / PAVING SLABS / IMPROVEMENT / MODERN URBAN ENVIRONMENT / THE FORMATION OF A MODERN URBAN ENVIRONMENT / PAVING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванчук А. В., Иванчук Е. В., Жильникова Т. Н.

В статье приведен анализ рынка тротуарной плитки в Ростовской области, описаны его перспективы. Рассматриваются перспективы рынка с позиций участия производителей тротуарной плитки в государственных программах по формированию современной городской среды и благоустройству. Рассмотрены основные изменения предъявляемых требований к продукции, в связи с введением в действие ГОСТ 17608-2017 взамен ГОСТ 17608-91. Проанализирована ценовая политика крупных производителей тротуарных плит, представленных в Ростовской области. Рассмотрены перспективы продаж тротуарных плит на муниципальных объектах и в частном сегменте. Приведены государственные программы по созданию комфортной городской среды и их финансирование в Ростовской области, а также перспективы сотрудничества между муниципалитетом и бизнесом на примере концессионных соглашений. Определены основные категории потребителей тротуарной плитки и структура потребления на рынке тротуарной плитки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Paving Slab Market Analysis and Development Prospects in the Rostov Region

The paving slab market analysis and development prospects for the Rostov Region are given in this article. The market prospects are considered from the point of view of paving slab manufacturers on their participation in government programs of a modern urban environment formation and improvement. The main changes in the product specifications requirements are considered taking into account the enactment of GOST 17608-2017 instead of GOST 17608-91. We analysed the pricing policy of large manufacturers of paving slabs operating in the Rostov Region. Then we also considered the prospects of paving slab sales for municipal projects and in the private segment. We also reviewed the government programs for creation of a comfortable urban environment and their financing in the Rostov Region, as well as cooperation prospects between the municipal government and business in terms of concession agreements. Finally, we defined the main consumer categories for the paving slabs and the consumption structure of the paving slabs market.

Текст научной работы на тему «Анализ и перспективы развития рынка тротуарной плитки в Ростовской области»

Анализ и перспективы развития рынка тротуарной плитки в Ростовской

области»

А.В. Иванчук, Е.В. Иванчук, Т.Н. Жильникова

Донской государственный технический университет

Аннотация: В статье приведен анализ рынка тротуарной плитки в Ростовской области, описаны его перспективы. Рассматриваются перспективы рынка с позиций участия производителей тротуарной плитки в государственных программах по формированию современной городской среды и благоустройству. Рассмотрены основные изменения предъявляемых требований к продукции, в связи с введением в действие ГОСТ 176082017 взамен ГОСТ 17608-91. Проанализирована ценовая политика крупных производителей тротуарных плит, представленных в Ростовской области. Рассмотрены перспективы продаж тротуарных плит на муниципальных объектах и в частном сегменте. Приведены государственные программы по созданию комфортной городской среды и их финансирование в Ростовской области, а также перспективы сотрудничества между муниципалитетом и бизнесом на примере концессионных соглашений. Определены основные категории потребителей тротуарной плитки и структура потребления на рынке тротуарной плитки.

Ключевые слова: тротуарная плита, тротуарная плитка, благоустройство, современная городская среда, формирование современной городской среды, мощение.

В нашей стране продолжается государственная программа по формированию современной городской среды. По решению президента России проект продлен еще на пять лет — по 2022 год, и финансирование будет беспрецедентным — 25 млрд рублей из федерального бюджета ежегодно на условиях софинансирования с регионами. Всего по государственной программе формирования современной городской среды Ростовской области запланировано финансирование на 2018-2022 гг. в размере 2 303 527,0 тыс. рублей, Общественные пространства для благоустройства выбраны путем рейтингового голосования жителей. В 2018 году на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды на территории Ростовской области из федерального бюджета выделено 1067,3 млн. рублей. В областном бюджете на эти цели было предусмотрено 733,0 млн. рублей. По итогам 2018 года на благоустройство общественных и дворовых территорий в Ростовской области было направлено 1592,3 млн.

рублей (данные предоставлены на основании Государственной программы на 2018-2022 г. «Формирование современной городской среды» на территории данных областей). Средства на общественные пространства и дворы были распределены в пропорции 50/50. В 2018 году было запланировано к реализации 104 мероприятия по благоустройству: 1 парк, 33 общественные и 70 дворовых территорий. Не реализован один объект - «ПКиО им. Собино» в г. Ростове-на-Дону (О формировании современной городской среды на территории Ростовской области // Официальный портал Правительства Ростовской области).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также в рамках исполнения требований соглашения о реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» на территории Ростовской области от 04.02.2019 № 069-2019-Б20075-1, заключенного между министерством ЖКХ области и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, 25-27 февраля 2019 года в 55 муниципальных образованиях проведено рейтинговое голосование по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке в 2020 году.

В 55 муниципальных образованиях были отобраны 223 общественные территории для участия в рейтинговом голосовании. По результатам проведенного рейтингового голосования и областного конкурса будет определен итоговый перечень объектов, подлежащих благоустройству в 2020 году.

С 2019 года Ростовская область, наряду с другими регионами страны, приступила к реализации регионального проекта «Формирование

комфортной городской среды». Он входит в состав национального проекта «Жилье и городская среда». До 2024 года в Ростовской области предстоит благоустроить 634 общественные территории. В планах на 2019 год - 189 объектов: 54 общественных пространства включены в госпрограмму; 135 территорий планируется выполнить за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников. Общий объем бюджетной поддержки - 2,4 млрд. рублей, из которых 1,6 млрд. рублей - федеральные средства. 564,7 млн. рублей выделено дополнительно по решению Губернатора Ростовской области. Аналогичная сумма финансирования из федерального бюджета предполагается на последующие годы (данные из доклада министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области А.Ф.Майера, «Благоустройство на Дону. О совместной работе власти, жителей и бизнеса» IX областной семинар по благоустройству г. Миллерово и Старостаничное сельское поселение Каменского района 27 сен. 2019). Таким образом, часть выделенных средств пойдет на мощение пешеходных зон, общественных пространств, придомовых территорий, а так же установку малых архитектурных форм (скамеек, ограничителей движения, урн и т.д.), что значительно расширит возможности производителей тротуарных плит.

В последнее время тротуарная плитка стала самым популярным материалом, как при благоустройстве городов, так и частных домовладений, как в нашей стране, так и за рубежом, например, в США [1]. Это не удивительно, так как тротуарная плита выглядит значительно привлекательней, нежели асфальтовые и асфальтобетонные покрытия. Также набирает популярность направление производства тротуарной плитки с использованием вторичного сырья [2]. Многообразие форм, цветов и фактур делают плитку все более популярной, несмотря на стоимость и сложность укладки [3, 4].

Производители тротуарной плитки выделяют три основные категории потребителей:

• Подрядные организации (выполнение работ по укладке тротуарной плитки по заказам муниципальных властей);

• Подрядные организации (выполнение работ по укладке тротуарной плитки по частным или коммерческим заказам);

• Частные и юридические лица (приобретение тротуарной плитки для собственных нужд).

Таблица №1

Структура потребления на рынке тротуарной плитки

Потребители Доля,%

Благоустройство улиц 24

Благоустройство торговых, промышленных объектов 38

Обустройство загородных участков или частных домов 38

Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности Ростовская область входит в 10 самых быстрорастущих регионов РФ. Рынок коммерческого благоустройства в Ростовской области также набирает обороты.

Для эффективной реализации национальных проектов по благоустройству общественных территорий необходимо также вовлечение бизнеса, так как путем государственно-частного партнерства единовременно решается ряд задач: муниципалитет не тратит бюджетные деньги на благоустройство, инвестор в дальнейшем содержит общественное пространство, получает прибыль.

В качестве примеров успешного сотрудничества между муниципалитетом и бизнесом можно привести концессионное соглашение о реконструкции набережной правого берега Дона, подписанного с компанией ООО «Донской причал» сроком на 32 года; государственно-частное партнерство при строительстве аэропорта Платов в г. Ростове-на-Дону. При строительстве нового аэропорта использовались только самые новые высокотехнологичные разработки в сфере оборудования и материалов. Аэропорт является самым крупным в ЮФО и одним из самых современных в России. На территории аэропорта Платов уложено 21000 м . тротуарных плит.

Частный сегмент продаж для компаний является залогом в устойчивости развития и антикризисной подушкой. Если усилия, направленные на увеличение продаж в сегментах муниципальных и федеральных проектов и коммерческих объектах носит вполне понятный, узконаправленный вектор - проектировщики, администрации городов и областей (краев), крупные строительные и девелоперские компании - то развитие мелкорозничных продаж имеет более широкий охват и покрытие с самого начала. Подобный сегмент всегда начинается с развития и обучения заинтересованной профессиональной, умеющей работать на рынке строительных материалов премиум качества дилерской сети. Ниже в таблице 2 представлены крупные производители: Беттекс [5], Ландшафт [6], HESS Stroy [7], Новочеркасский завод ЖБИ [8], Дорплитка [9], Стройформ [10], Выбор-С [11], работающие в Ростовской области.

Таблица №2

Производители тротуарной плитки в Ростовской области

Наименование Сайт Ассортимент Мин./ Мин./ Способ

компании Макс. Макс. произво

цена, цена, дства

руб./м2 2018 год руб./м2 2019 год

Беттекс http://www.bett ex.ru/ 23 формы трот. плиты Н=40, 60, 80, 100 мм, бордюр-4 формы, гладкая и гранит 650/ 1750 630/ 1730 вибропр ессован ие

Ландшафт http://landshaftr ostov.ru/ 15 форм трот.плиты Н=40, 60, 80, 100 мм, бордюр-3 формы, гладкая и гранит 420/ 1675 470/ 1850 вибропр ессован ие

HESS Stroy http://hess-stroy.ru 13 форм трот.плиты Н= 25, 40, 60, 80, 100 мм, бордюр-9 форм, гладкая и гранит 450/ 1500 530/ 1700 вибропр ессован ие

Новочеркасск ий завод ЖБИ http://zbi61.ru/ 2 формы вибропрессованной трот.плиты, 15- форм вибролитой Н= 30, 40, 60, бордюр-4 форм, гладкая 420/ 630 490/ 930 вибропр ессован ие и виброли тье

Дорплитка rostovplitka.su/ 11 форм вибропрессованной трот.плиты, Н=40, 60, 80, бордюр-6 форм, гладкая 470/ 950 540/ 1035 вибропр ессован ие

Стройформ plitka-don.ru/ 19 форм вибропрессованной трот.плиты, Н=40, 60, 80, бордюр-6 форм, гладкая и гранит 600/ 1260 600/ 1550 вибропр ессован ие

Выбор-С Выбор.рф 29 формы трот.плиты Н=40, 60, 80, 100 мм, бордюр-4 формы, гладкая и гранит 780/ 1740 840/ 2200 вибропр ессован ие и виброли

тье

Итого ср.значение 541/ 1358 586/ 1571

В настоящее время в Ростовской области есть ряд производителей, выпускающих тротуарную плитку по существующим современным технологиям. Однако, для того чтобы не отставать от европейского уровня, ежегодно внедрять новые технологии, формы и материалы, требуются большие материальные затраты.

На стоимость квадратного метра тротуарной плитки, влияет следующие факторы: толщина; вес; способ изготовления; лицевой узор; форма; цвет. Затраты на материалы различных моделей тротуарных плит значительно отличаются. На диаграмме (рис. 1) показана зависимость стоимости квадратного метра серой гладкой плитки, произведенной методом вибропрессования в зависимости от ее толщины.

Беттекс Ландшафт

- НЕББ 5ггоу

Новочеркасский завод ЖБИ Дорплитка

— Стройформ

— Выбор-С

40 60 80 100

Толщина плиты, мм

Рис. 1 - Зависимость цены квадратного метра тротуарной плиты разных производителей от толщины плиты

2

Стоимость 1 м плитки можно представить в виде функции

и = 7. ~ О - О, = ~ — : — = ^ - Ь'х, (1)

Где П - доход предприятия, Со - издержки производителя, не зависящие от толщины плитки, Сь - издержки производителя, зависящие от

толщины плитки; х - толщина плитки, а, й - коэффициенты.

В табл. 3 представлены данные по некоторым производителям

Производитель а Ъ R2

Беттекс 195,48 9,976 0,979

Ландшафт 220,12 9,249 0,982

Хесс Строй 238,88 9,051 0,9827

НЗЖБИ 309,6 4,51 1

Дорплита 184,4 7,65 0,9343

Стройформ 299,93 7 0,9419

Выбор-С 354,88 10,626 0,9388

2

Показатель (1- R) характеризует влияние иных факторов, кроме аргумента, на уравнение регрессии, т.е. в данном случае может

рассматриваться как показатель «обоснованности» цены в зависимости от

_ 2

толщины плиты. Поскольку размерный (руб/м ) коэффициент а включает не

только «доход» производителя, но и затраты на создание прокрашенного слоя, он косвенно может указывать на качество продукции.

Очевидно (рис. 1, табл. 3), что фирмы Беттекс, Ландшафт и HESS Stroy придерживаются одинаковой ценовой политики, продукция фирм Дорплитка, Стройформ и Новочеркасского завода ЖБИ имеем более низкий ценовой диапазон, к тому же два последних производителя не делают плиту

:

повышенной толщины. Самой дорогой является тротуарная плита Выбор-С, что можно объяснить качеством используемых материалов и удаленностью предприятия (плитка производится в Краснодарском крае, компания представлена в области филиалом). Анализ изменения удельной стоимости (Рис. 2) показал высокий коэффициент для плиты толщиной 40 мм, увеличение толщины плитки дает прирост стоимости, который практически неизменен для толщины 60-100 мм.

Рис. 2 - Диаграмма зависимости удельной стоимости от толщины кв. м. серой гладкой плитки разных производителей

Несмотря на довольно высокую долю производства тротуарной плитки методом вибропрессования - 42%, большая часть компаний - это, так называемые «гаражные» производители. Проблема «гаражного» фальсификата достигла уже таких масштабов, что крупные производители вышли с предложением об обязательной сертификации продукции. С 1 марта 2018 года начал действовать новый ГОСТ 17608-2017 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия» взамен ГОСТ 17608-91, в котором есть

новые требования к тротуарной плитке. Исполнительная власть также заинтересована в современном качественном долговечном материале этого сегмента рынка.

Некоторые отличия новой редакции ГОСТ 17608-2017: плиты подразделяют на группы по эксплуатации в зависимости от эксплуатационных нагрузок и воздействий; для плит группы Б и выше запрещается применение плит из мелкозернистого бетона в основном слое; изменяется маркировка продукции - в обязательном порядке должна указываться принадлежность плит к соответствующей группе; изменились требования к водопоглощению бетона плит (не должно превышать по массе 5% - для плит из тяжелого бетона, 6% - для плит из мелкозернистого бетона и двухслойных плит); регламентируются требования к плитам, изготовленных по технологии «Колормикс»; определены объем и правила выборки контрольных образцов; установлен допуск по количеству плит с дефектами; в части «Указания к применению» (раздел 10) указания к применению из статуса «рекомендовано» переведены в статус «обязательных требований» пункты по укладке плитки (устройство дренажа, способ укладки многоцветной плитки, заполнение швов и др.).

В регионе очень высокий уровень среди большинства производителей тротуарной плитки, так как способ вибропрессования является более новым, высокотехнологичным и отвечает требованиям современности в качестве и разнообразии форм, поверхностей и цветов продукции. В ближайшее время ожидается введение в действие СТО 46505580-001-2019 «Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий. Правила проектирования, строительства и эксплуатации», который будет устанавливать требования по проектированию, строительству и содержанию дорожных одежд с покрытием из бетонных вибропрессованных камней и плит мощения. Введение стандарта позволит повысить качество устройства и

содержания дорожных покрытий из бетонных вибропрессованных камней и плит мощения.

Выводы.

1. Рынок тротуарной плитки расширяется, этому в значительной мере способствуют государственные программы по формированию современной комфортной городской среды, а также растущие запросы общества к комфортности и эстетичности общественных пространств.

2. Наличие нескольких крупных производителей в области может обеспечить потребности, как муниципальных потребителей тротуарных покрытий, так и коммерческих и частных потребителей, а также сформировать конкурентный рынок дорожных одежд.

Ценовой диапазон среди производителей различен. Цена определяется качеством продукции, разнообразием форм, цветов и поверхностей, что позволяет удовлетворить любые потребности и запросы потребителей Ростовской области.

Литература

1. . U.S. Commercial Paving Slabs Market Size & Trend Analysis By Product (Concrete, Clay, Stone, Crushed Stone), Competitive Landscape, Price Trend Analysis, And Segment Forecasts, 2018 - 2025 // Published Date: Apr, 2017 URL: grandviewresearch.com/industry-analysis/us-commercial-paving-slabs-market (дата обращения: 13.11.2019)

2. Kauchur A., Hrachanikau A., Tsimanov I., Kauchur S., Manak P. Paving slabs with additives of inorganic iron-containing waste / In the collection: Education and science in the 21st Century Articles of the International Scientific and Practical Conference. 2017. С. 44-48.

3. Иванова П.В. Анализ пространственной организации города Ростов-на-Дону и тенденции его развития // Инженерный вестник Дона. 2013. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1943

4. Чешев А.С., Шевченко О.Ю., Аксенова Е.Г. Социально-экологические аспекты управления муниципальными территориями // Инженерный вестник Дона. 2012. №4 (Часть 1). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1170

5. Мелкоштучные изделия из бетона. Беттекс URL: bettex.ru/ (дата обращения: 13.11.2019).

6. Ландшафт. Тротуарная плитка в Ростове-на-Дону. Благоустройство территории URL: landshaftrostov.ru/ (дата обращения: 13.11.2019).

7. HESS Stroy URL: hess-stroy.ru (дата обращения: 13.11.2019).

8. Новочеркасский завод ЖБИ URL: zbi61.ru/ (дата обращения: 13.11.2019).

9. Дорплитка URL: rostovplitka.su/ (дата обращения: 13.11.2019).

10. Стройформ URL: plitka-don.ru/ (дата обращения: 13.11.2019).

11. Выбор-С URL: vibor-group.com/ (дата обращения: 13.11.2019)..

References

1. U.S. Commercial Paving Slabs Market Size & Trend Analysis By Product (Concrete, Clay, Stone, Crushed Stone), Competitive Landscape, Price Trend Analysis, And Segment Forecasts, 2018 - 2025. Published Date: Apr, 2017 URL: grandviewresearch.com/industry-analysis/us-commercial-paving-slabs-market (data obrashhenija: 13.11.2019).

2. Kauchur A., Hrachanikau A., Tsimanov I., Kauchur S., Manak P. In the collection: Education and science in the 21st Century Articles of the International Scientific and Practical Conference. 2017. С. 44-48.

3. Ivanova P.V. Inzhenernyj vestnik Dona. 2013. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1943

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Cheshev A.S., Shevchenko O.Ju., Aksenova E.G. Inzhenernyj vestnik Dona. 2012. №4 (Chast' 1). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1170

5. Melkoshtuchnye izdelija iz betona. Betteks [Small-piece concrete products. Bettex]. URL: bettex.ru (data obrashhenija: 13.11.2019).

6. Landshaft. Trotuarnaja plitka v Rostove-na-Donu. Blagoustrojstvo territorii [Landscape. Paving slabs in Rostov-on-don. Accomplishment of territory]. URL: landshaftrostov.ru (data obrashhenija: 13.11.2019).

7. HESS Stroy URL: hess-stroy.ru (data obrashhenija: 13.11.2019).

8. Novocherkasskij zavod ZhBI URL: zbi61.ru (data obrashhenija: 13.11.2019).

9. Dorplitka URL: rostovplitka.su (data obrashhenija: 13.11.2019).

10. Strojform URL: plitka-don.ru (data obrashhenija: 13.11.2019).

11. Vybor-S URL: vibor-group.com (data obrashhenija: 13.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.