Анализ и перспективы развития рынка тротуарной плитки в Ростовской
области»
А.В. Иванчук, Е.В. Иванчук, Т.Н. Жильникова
Донской государственный технический университет
Аннотация: В статье приведен анализ рынка тротуарной плитки в Ростовской области, описаны его перспективы. Рассматриваются перспективы рынка с позиций участия производителей тротуарной плитки в государственных программах по формированию современной городской среды и благоустройству. Рассмотрены основные изменения предъявляемых требований к продукции, в связи с введением в действие ГОСТ 176082017 взамен ГОСТ 17608-91. Проанализирована ценовая политика крупных производителей тротуарных плит, представленных в Ростовской области. Рассмотрены перспективы продаж тротуарных плит на муниципальных объектах и в частном сегменте. Приведены государственные программы по созданию комфортной городской среды и их финансирование в Ростовской области, а также перспективы сотрудничества между муниципалитетом и бизнесом на примере концессионных соглашений. Определены основные категории потребителей тротуарной плитки и структура потребления на рынке тротуарной плитки.
Ключевые слова: тротуарная плита, тротуарная плитка, благоустройство, современная городская среда, формирование современной городской среды, мощение.
В нашей стране продолжается государственная программа по формированию современной городской среды. По решению президента России проект продлен еще на пять лет — по 2022 год, и финансирование будет беспрецедентным — 25 млрд рублей из федерального бюджета ежегодно на условиях софинансирования с регионами. Всего по государственной программе формирования современной городской среды Ростовской области запланировано финансирование на 2018-2022 гг. в размере 2 303 527,0 тыс. рублей, Общественные пространства для благоустройства выбраны путем рейтингового голосования жителей. В 2018 году на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды на территории Ростовской области из федерального бюджета выделено 1067,3 млн. рублей. В областном бюджете на эти цели было предусмотрено 733,0 млн. рублей. По итогам 2018 года на благоустройство общественных и дворовых территорий в Ростовской области было направлено 1592,3 млн.
рублей (данные предоставлены на основании Государственной программы на 2018-2022 г. «Формирование современной городской среды» на территории данных областей). Средства на общественные пространства и дворы были распределены в пропорции 50/50. В 2018 году было запланировано к реализации 104 мероприятия по благоустройству: 1 парк, 33 общественные и 70 дворовых территорий. Не реализован один объект - «ПКиО им. Собино» в г. Ростове-на-Дону (О формировании современной городской среды на территории Ростовской области // Официальный портал Правительства Ростовской области).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также в рамках исполнения требований соглашения о реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» на территории Ростовской области от 04.02.2019 № 069-2019-Б20075-1, заключенного между министерством ЖКХ области и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, 25-27 февраля 2019 года в 55 муниципальных образованиях проведено рейтинговое голосование по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке в 2020 году.
В 55 муниципальных образованиях были отобраны 223 общественные территории для участия в рейтинговом голосовании. По результатам проведенного рейтингового голосования и областного конкурса будет определен итоговый перечень объектов, подлежащих благоустройству в 2020 году.
С 2019 года Ростовская область, наряду с другими регионами страны, приступила к реализации регионального проекта «Формирование
комфортной городской среды». Он входит в состав национального проекта «Жилье и городская среда». До 2024 года в Ростовской области предстоит благоустроить 634 общественные территории. В планах на 2019 год - 189 объектов: 54 общественных пространства включены в госпрограмму; 135 территорий планируется выполнить за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников. Общий объем бюджетной поддержки - 2,4 млрд. рублей, из которых 1,6 млрд. рублей - федеральные средства. 564,7 млн. рублей выделено дополнительно по решению Губернатора Ростовской области. Аналогичная сумма финансирования из федерального бюджета предполагается на последующие годы (данные из доклада министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области А.Ф.Майера, «Благоустройство на Дону. О совместной работе власти, жителей и бизнеса» IX областной семинар по благоустройству г. Миллерово и Старостаничное сельское поселение Каменского района 27 сен. 2019). Таким образом, часть выделенных средств пойдет на мощение пешеходных зон, общественных пространств, придомовых территорий, а так же установку малых архитектурных форм (скамеек, ограничителей движения, урн и т.д.), что значительно расширит возможности производителей тротуарных плит.
В последнее время тротуарная плитка стала самым популярным материалом, как при благоустройстве городов, так и частных домовладений, как в нашей стране, так и за рубежом, например, в США [1]. Это не удивительно, так как тротуарная плита выглядит значительно привлекательней, нежели асфальтовые и асфальтобетонные покрытия. Также набирает популярность направление производства тротуарной плитки с использованием вторичного сырья [2]. Многообразие форм, цветов и фактур делают плитку все более популярной, несмотря на стоимость и сложность укладки [3, 4].
Производители тротуарной плитки выделяют три основные категории потребителей:
• Подрядные организации (выполнение работ по укладке тротуарной плитки по заказам муниципальных властей);
• Подрядные организации (выполнение работ по укладке тротуарной плитки по частным или коммерческим заказам);
• Частные и юридические лица (приобретение тротуарной плитки для собственных нужд).
Таблица №1
Структура потребления на рынке тротуарной плитки
Потребители Доля,%
Благоустройство улиц 24
Благоустройство торговых, промышленных объектов 38
Обустройство загородных участков или частных домов 38
Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности Ростовская область входит в 10 самых быстрорастущих регионов РФ. Рынок коммерческого благоустройства в Ростовской области также набирает обороты.
Для эффективной реализации национальных проектов по благоустройству общественных территорий необходимо также вовлечение бизнеса, так как путем государственно-частного партнерства единовременно решается ряд задач: муниципалитет не тратит бюджетные деньги на благоустройство, инвестор в дальнейшем содержит общественное пространство, получает прибыль.
В качестве примеров успешного сотрудничества между муниципалитетом и бизнесом можно привести концессионное соглашение о реконструкции набережной правого берега Дона, подписанного с компанией ООО «Донской причал» сроком на 32 года; государственно-частное партнерство при строительстве аэропорта Платов в г. Ростове-на-Дону. При строительстве нового аэропорта использовались только самые новые высокотехнологичные разработки в сфере оборудования и материалов. Аэропорт является самым крупным в ЮФО и одним из самых современных в России. На территории аэропорта Платов уложено 21000 м . тротуарных плит.
Частный сегмент продаж для компаний является залогом в устойчивости развития и антикризисной подушкой. Если усилия, направленные на увеличение продаж в сегментах муниципальных и федеральных проектов и коммерческих объектах носит вполне понятный, узконаправленный вектор - проектировщики, администрации городов и областей (краев), крупные строительные и девелоперские компании - то развитие мелкорозничных продаж имеет более широкий охват и покрытие с самого начала. Подобный сегмент всегда начинается с развития и обучения заинтересованной профессиональной, умеющей работать на рынке строительных материалов премиум качества дилерской сети. Ниже в таблице 2 представлены крупные производители: Беттекс [5], Ландшафт [6], HESS Stroy [7], Новочеркасский завод ЖБИ [8], Дорплитка [9], Стройформ [10], Выбор-С [11], работающие в Ростовской области.
Таблица №2
Производители тротуарной плитки в Ростовской области
Наименование Сайт Ассортимент Мин./ Мин./ Способ
компании Макс. Макс. произво
цена, цена, дства
руб./м2 2018 год руб./м2 2019 год
Беттекс http://www.bett ex.ru/ 23 формы трот. плиты Н=40, 60, 80, 100 мм, бордюр-4 формы, гладкая и гранит 650/ 1750 630/ 1730 вибропр ессован ие
Ландшафт http://landshaftr ostov.ru/ 15 форм трот.плиты Н=40, 60, 80, 100 мм, бордюр-3 формы, гладкая и гранит 420/ 1675 470/ 1850 вибропр ессован ие
HESS Stroy http://hess-stroy.ru 13 форм трот.плиты Н= 25, 40, 60, 80, 100 мм, бордюр-9 форм, гладкая и гранит 450/ 1500 530/ 1700 вибропр ессован ие
Новочеркасск ий завод ЖБИ http://zbi61.ru/ 2 формы вибропрессованной трот.плиты, 15- форм вибролитой Н= 30, 40, 60, бордюр-4 форм, гладкая 420/ 630 490/ 930 вибропр ессован ие и виброли тье
Дорплитка rostovplitka.su/ 11 форм вибропрессованной трот.плиты, Н=40, 60, 80, бордюр-6 форм, гладкая 470/ 950 540/ 1035 вибропр ессован ие
Стройформ plitka-don.ru/ 19 форм вибропрессованной трот.плиты, Н=40, 60, 80, бордюр-6 форм, гладкая и гранит 600/ 1260 600/ 1550 вибропр ессован ие
Выбор-С Выбор.рф 29 формы трот.плиты Н=40, 60, 80, 100 мм, бордюр-4 формы, гладкая и гранит 780/ 1740 840/ 2200 вибропр ессован ие и виброли
тье
Итого ср.значение 541/ 1358 586/ 1571
В настоящее время в Ростовской области есть ряд производителей, выпускающих тротуарную плитку по существующим современным технологиям. Однако, для того чтобы не отставать от европейского уровня, ежегодно внедрять новые технологии, формы и материалы, требуются большие материальные затраты.
На стоимость квадратного метра тротуарной плитки, влияет следующие факторы: толщина; вес; способ изготовления; лицевой узор; форма; цвет. Затраты на материалы различных моделей тротуарных плит значительно отличаются. На диаграмме (рис. 1) показана зависимость стоимости квадратного метра серой гладкой плитки, произведенной методом вибропрессования в зависимости от ее толщины.
Беттекс Ландшафт
- НЕББ 5ггоу
Новочеркасский завод ЖБИ Дорплитка
— Стройформ
— Выбор-С
40 60 80 100
Толщина плиты, мм
Рис. 1 - Зависимость цены квадратного метра тротуарной плиты разных производителей от толщины плиты
2
Стоимость 1 м плитки можно представить в виде функции
и = 7. ~ О - О, = ~ — : — = ^ - Ь'х, (1)
Где П - доход предприятия, Со - издержки производителя, не зависящие от толщины плитки, Сь - издержки производителя, зависящие от
толщины плитки; х - толщина плитки, а, й - коэффициенты.
В табл. 3 представлены данные по некоторым производителям
Производитель а Ъ R2
Беттекс 195,48 9,976 0,979
Ландшафт 220,12 9,249 0,982
Хесс Строй 238,88 9,051 0,9827
НЗЖБИ 309,6 4,51 1
Дорплита 184,4 7,65 0,9343
Стройформ 299,93 7 0,9419
Выбор-С 354,88 10,626 0,9388
2
Показатель (1- R) характеризует влияние иных факторов, кроме аргумента, на уравнение регрессии, т.е. в данном случае может
рассматриваться как показатель «обоснованности» цены в зависимости от
_ 2
толщины плиты. Поскольку размерный (руб/м ) коэффициент а включает не
только «доход» производителя, но и затраты на создание прокрашенного слоя, он косвенно может указывать на качество продукции.
Очевидно (рис. 1, табл. 3), что фирмы Беттекс, Ландшафт и HESS Stroy придерживаются одинаковой ценовой политики, продукция фирм Дорплитка, Стройформ и Новочеркасского завода ЖБИ имеем более низкий ценовой диапазон, к тому же два последних производителя не делают плиту
:
повышенной толщины. Самой дорогой является тротуарная плита Выбор-С, что можно объяснить качеством используемых материалов и удаленностью предприятия (плитка производится в Краснодарском крае, компания представлена в области филиалом). Анализ изменения удельной стоимости (Рис. 2) показал высокий коэффициент для плиты толщиной 40 мм, увеличение толщины плитки дает прирост стоимости, который практически неизменен для толщины 60-100 мм.
Рис. 2 - Диаграмма зависимости удельной стоимости от толщины кв. м. серой гладкой плитки разных производителей
Несмотря на довольно высокую долю производства тротуарной плитки методом вибропрессования - 42%, большая часть компаний - это, так называемые «гаражные» производители. Проблема «гаражного» фальсификата достигла уже таких масштабов, что крупные производители вышли с предложением об обязательной сертификации продукции. С 1 марта 2018 года начал действовать новый ГОСТ 17608-2017 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия» взамен ГОСТ 17608-91, в котором есть
новые требования к тротуарной плитке. Исполнительная власть также заинтересована в современном качественном долговечном материале этого сегмента рынка.
Некоторые отличия новой редакции ГОСТ 17608-2017: плиты подразделяют на группы по эксплуатации в зависимости от эксплуатационных нагрузок и воздействий; для плит группы Б и выше запрещается применение плит из мелкозернистого бетона в основном слое; изменяется маркировка продукции - в обязательном порядке должна указываться принадлежность плит к соответствующей группе; изменились требования к водопоглощению бетона плит (не должно превышать по массе 5% - для плит из тяжелого бетона, 6% - для плит из мелкозернистого бетона и двухслойных плит); регламентируются требования к плитам, изготовленных по технологии «Колормикс»; определены объем и правила выборки контрольных образцов; установлен допуск по количеству плит с дефектами; в части «Указания к применению» (раздел 10) указания к применению из статуса «рекомендовано» переведены в статус «обязательных требований» пункты по укладке плитки (устройство дренажа, способ укладки многоцветной плитки, заполнение швов и др.).
В регионе очень высокий уровень среди большинства производителей тротуарной плитки, так как способ вибропрессования является более новым, высокотехнологичным и отвечает требованиям современности в качестве и разнообразии форм, поверхностей и цветов продукции. В ближайшее время ожидается введение в действие СТО 46505580-001-2019 «Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий. Правила проектирования, строительства и эксплуатации», который будет устанавливать требования по проектированию, строительству и содержанию дорожных одежд с покрытием из бетонных вибропрессованных камней и плит мощения. Введение стандарта позволит повысить качество устройства и
содержания дорожных покрытий из бетонных вибропрессованных камней и плит мощения.
Выводы.
1. Рынок тротуарной плитки расширяется, этому в значительной мере способствуют государственные программы по формированию современной комфортной городской среды, а также растущие запросы общества к комфортности и эстетичности общественных пространств.
2. Наличие нескольких крупных производителей в области может обеспечить потребности, как муниципальных потребителей тротуарных покрытий, так и коммерческих и частных потребителей, а также сформировать конкурентный рынок дорожных одежд.
Ценовой диапазон среди производителей различен. Цена определяется качеством продукции, разнообразием форм, цветов и поверхностей, что позволяет удовлетворить любые потребности и запросы потребителей Ростовской области.
Литература
1. . U.S. Commercial Paving Slabs Market Size & Trend Analysis By Product (Concrete, Clay, Stone, Crushed Stone), Competitive Landscape, Price Trend Analysis, And Segment Forecasts, 2018 - 2025 // Published Date: Apr, 2017 URL: grandviewresearch.com/industry-analysis/us-commercial-paving-slabs-market (дата обращения: 13.11.2019)
2. Kauchur A., Hrachanikau A., Tsimanov I., Kauchur S., Manak P. Paving slabs with additives of inorganic iron-containing waste / In the collection: Education and science in the 21st Century Articles of the International Scientific and Practical Conference. 2017. С. 44-48.
3. Иванова П.В. Анализ пространственной организации города Ростов-на-Дону и тенденции его развития // Инженерный вестник Дона. 2013. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1943
4. Чешев А.С., Шевченко О.Ю., Аксенова Е.Г. Социально-экологические аспекты управления муниципальными территориями // Инженерный вестник Дона. 2012. №4 (Часть 1). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1170
5. Мелкоштучные изделия из бетона. Беттекс URL: bettex.ru/ (дата обращения: 13.11.2019).
6. Ландшафт. Тротуарная плитка в Ростове-на-Дону. Благоустройство территории URL: landshaftrostov.ru/ (дата обращения: 13.11.2019).
7. HESS Stroy URL: hess-stroy.ru (дата обращения: 13.11.2019).
8. Новочеркасский завод ЖБИ URL: zbi61.ru/ (дата обращения: 13.11.2019).
9. Дорплитка URL: rostovplitka.su/ (дата обращения: 13.11.2019).
10. Стройформ URL: plitka-don.ru/ (дата обращения: 13.11.2019).
11. Выбор-С URL: vibor-group.com/ (дата обращения: 13.11.2019)..
References
1. U.S. Commercial Paving Slabs Market Size & Trend Analysis By Product (Concrete, Clay, Stone, Crushed Stone), Competitive Landscape, Price Trend Analysis, And Segment Forecasts, 2018 - 2025. Published Date: Apr, 2017 URL: grandviewresearch.com/industry-analysis/us-commercial-paving-slabs-market (data obrashhenija: 13.11.2019).
2. Kauchur A., Hrachanikau A., Tsimanov I., Kauchur S., Manak P. In the collection: Education and science in the 21st Century Articles of the International Scientific and Practical Conference. 2017. С. 44-48.
3. Ivanova P.V. Inzhenernyj vestnik Dona. 2013. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1943
4. Cheshev A.S., Shevchenko O.Ju., Aksenova E.G. Inzhenernyj vestnik Dona. 2012. №4 (Chast' 1). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1170
5. Melkoshtuchnye izdelija iz betona. Betteks [Small-piece concrete products. Bettex]. URL: bettex.ru (data obrashhenija: 13.11.2019).
6. Landshaft. Trotuarnaja plitka v Rostove-na-Donu. Blagoustrojstvo territorii [Landscape. Paving slabs in Rostov-on-don. Accomplishment of territory]. URL: landshaftrostov.ru (data obrashhenija: 13.11.2019).
7. HESS Stroy URL: hess-stroy.ru (data obrashhenija: 13.11.2019).
8. Novocherkasskij zavod ZhBI URL: zbi61.ru (data obrashhenija: 13.11.2019).
9. Dorplitka URL: rostovplitka.su (data obrashhenija: 13.11.2019).
10. Strojform URL: plitka-don.ru (data obrashhenija: 13.11.2019).
11. Vybor-S URL: vibor-group.com (data obrashhenija: 13.11.2019).