АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ
УДК 626.01; 627.831 DOI: 10.22227/1997-0935.2018.12.1440-1447
Применение пористых тротуаров в создании инфраструктуры
городской среды
А.В. Дергунова, А.А. Пиксайкина
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева (МГУ им Н.П. Огарева), 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
АННОТАЦИЯ
Введение. Рассматривается актуальное в настоящее время зеленое строительство, которое осуществляется в соответствии с экологической целесообразностью. Приводится перечень экологических проблем, связанных с непроницаемостью почвенного покрова в городах и предлагаются меры по устранению негативных эффектов воздействия жизнедеятельности человека на экологию.
Материалы и методы. Исследовано применение пористых тротуаров как средство борьбы с экологическими проблемами и создания благоприятной городской среды. Дано определение пористой мостовой, рассмотрено ее отличие от обычного дорожного покрытия. Приведено описание составных частей устройства тротуарной системы, включающей основание, ткань фильтра, резервуар из наполнителя и пористый поверхностный слой. Проанализированы основные виды пористых покрытий: пористый бетон, пористый асфальт и брусчатка. Проведен мониторинг экологических, эстетических и экономических преимуществ пористых тротуаров: пополнение запаса грунтовых вод, борьба с наводнениями в результате снижения объема ливневых вод, сохранение растений в городской среде, контроль городского теплового режима, охлаждение поверхностных вод рек и других водоемов, повышение безопасности движения, контроль шума.
Результаты. Приведены ситуации, при которых использование пористых тротуаров не эффективно. Это автомобильные дороги с плотным движением, крутые склоны, территории с эрозией и размыванием почвы, дороги, на которых в зимний период активно используются химические реагенты для борьбы с гололедом, места вероятных разливов вредных веществ. Для эффективного использования пористых тротуаров, они должны надлежащим образом обслуживаться в зависимости от типа пористого покрытия. Даны рекомендации по эксплуатации пористых тротуаров. Выводы. Пористые дорожные покрытия в силу своих особенностей не могут применяться повсеместно. Такой вариант дорожных покрытий должен быть рассмотрен всеми участниками капитального строительства, заинтересован-<g iE ными во внедрении технологий зеленого строительства в нашей стране.
¿1
> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: пористыи тротуар, зеленое строительство, городская среда, пористыи бетон, пористыи
асфальт, новые технологии строительства
ф Ф с с
1Е '«?
О ш
о _ о
ф ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Дергунова А.В., Пиксайкина А.А. Применение пористых тротуаров в создании инфраструк-
туры городской среды // Вестник МГСУ. 2018. Т. 13. Вып. 12. С. 1440-1447. DOI: 10.22227/1997-0935.2018.12.1440-1447
g u The use of porous pavements in creating the infrastructure
of the urban environment
о >
CO
см <я z g ОТ
■£= .¡S Ol от
Anna V. Dergunova, Anna A. Piksaykina
National Research Ogarev Mordovia State University (MRSU), 68 Bolshevistskaya st., Saransk, 430005, Russian Federation
U1
ю g
S О ABSTRACT
Introduction. Considered green construction, which is carried out in accordance with the environmental expediency. A list <5 of environmental problems associated with the impermeability of soil covering cities is given and measures are proposed to
eliminate the negative effects of human activity on the environment.
^ ct Materials and methods. Researched the use of porous pavements, as a means of combating environmental problems and
OT creating a favorable urban environment. The definition of a porous pavement and its difference from the usual road surface is
Su given. A description is given of the component parts of the paving system, including the base, filter cloth, filler tank and porous
o surface layer. The main types of porous coatings, such as porous concrete, porous asphalt and paving stones are analyzed. It
cl is considered the environmental, aesthetic and economic benefits of porous pavements: replenishing the groundwater supply,
' combating floods as a result of reducing the volume of storm water, preserving plants in the urban environment, controlling
O Jj the urban heat regime, cooling the surface waters of rivers and other water bodies, improving traffic safety, monitoring noise.
g O Results. It is presented situations in which the use of porous pavements is not effective. These are, for example, highways
^ S with heavy traffic, steep slopes, areas with erosion and soil erosion, roads where chemical reagents are actively used
S to control ice in the winter, places of likely spills of harmful substances. It is noted that in order to effectively use porous
¡E £ pavements, they must be properly maintained depending on the type of porous pavement. Recommendations on the use of
jj jfl porous pavements are given. (0 >
1440
© А.В. Дергунова, А.А. Пиксайкина, 2018
Conclusions. Due to their peculiarities, porous pavements cannot be applied everywhere, but this option of pavements should be considered by all capital construction participants interested in introducing green building technologies in our country.
KEYWORDS: porous pavement, green building, urban environment, porous concrete, porous asphalt, new construction technologies
FOR CITATION: Dergunova A.V., Piksaykina A.A. The use of porous pavements in creating the infrastructure of the urban environment. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2018; 13:12:1440-1447. DOI: 10.22227/1997-0935.2018.12.1440-1447 (rus.).
ВВЕДЕНИЕ
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В настоящее время большое внимание уделяется концепции зеленого строительства, которое представляет собой проектирование, строительство, эксплуатацию, обслуживание и утилизацию в конце срока службы, что обеспечивает безопасность для здоровья людей, повышение производительности труда, разумное использование природных ресурсов и уменьшение воздействия на окружающую среду. Другими словами, каждый этап при зеленом строительстве выполняется в соответствии с экологической целесообразностью [1].
Экологические проблемы, связанные с непроницаемым покровом почвы и вытекающим из него ливневым стоком, хорошо известны. Во-первых, поверхностные воды загрязняются ливневым стоком; во-вторых, температура принимающих вод повышается стоком; в-третьих, наводнения и эрозия проходят вниз по течению; в-четвертых, водоносные горизонты не пополняются и растения не получают достаточной влаги [1-3].
В городских районах непроницаемые поверхности могут покрыть более 75 % всей поверхности почвы, особенно остро проблема стоит с торговыми центрами с охватом около 95 % [4].
В настоящее время разрабатываются различные меры по снижению или устранению негативных эффектов воздействия жизнедеятельности человека на экологию. В частности, в городской среде предлагается строить пористые мостовые, которые обладают большими возможностями для борьбы с вышеназванными экологическими проблемами.
Современные мировые научные исследования в области применения пористых тротуаров в городской среде имеют следующие направления: поиск способов производства пористых тротуаров [5-9]; мониторинг их экологических, эстетических и экономических преимуществ [10-15]; расширение базы компонентов, позволяющей значительно увеличить доступность и, одновременно, снизить их стоимость [15-20].
Тротуар — слоистая структура, которая покрывает поверхность парковки, пути, дороги, шоссе или взлетно-посадочной полосы самолета. Существует множество видов покрытия, включая асфальт, бетон, уплотненный гравий, булыжник и т.д. Пористая мостовая — это особый тип мостовой, которая позволяет дождевой воде или талому снегу просочиться сквозь нее в почву до конца (рис. 1). Для описания такого покрытия используются термины — пористые, проницаемые.
Известно, что тротуары, позволяющие воде проникать, существуют тысячи лет. Например, галечные или щебеночные дорожки, каменные дорожки, проложенные в гравии, и некоторые булыжные мостовые.
Когда мы говорим о пористой мостовой, то фокусируемся на верхнем слое, который видим и по которому ходим. Но пористая система покрытия включает не только верхний слой. Это сложно спроектированная система с множественными слоями.
Начиная с нижней части, она включает в себя следующие компоненты (рис. 2):
1. Уровень основания — подстилающая почва, которая выдержит ожидаемую нагрузку дорожного покрытия и обеспечит проницаемость. Уровень основания имеет большое значение, так как вода может проникать равномерно по всей поверхности.
2. Ткань фильтра (геотекстиль) — часто помещена поверх выровненного почвенного основания для предотвращения возможности почвы проникать вверх в резервуар и закупоривать систему. Ткань фильтра также помещена вдоль периметра пористого резервуара для того чтобы предотвратить попадание ила.
3. Резервуар — слой щебня или речной гальки, которые однородны по размеру и обычно составляют 40-64 мм. Пустоты между ними (около 40 %) создают емкость резервуара для дождевой воды. Глубина слоя водохранилища зависит от проектной мощности пористой системы покрытия, скорости
< п
ф е t с
Î.Ï G Г
С" с У
о
0 cd
CD _
1 СО n СО (Q 2 О 1
Я 9
c 9 8 3
с (
t r
CO CO
i 3
-С ë
f ^
en
i
0 о
По
1 i n =s cd cd
Г " n
Ю
ем
« «
w Ы s □
s у
с о « «
1 1 M 2
о о
-A л
00 со
со со ч- ^ О О
ГЦ сч
ГЦ ГЦ
Рис. 1. Пористый тротуар. Свободные пространства между отдельными тротуарными плитками заполнены мелким гравием для того чтобы обеспечить дренаж в резервуар и почву. Этот тип пористой поверхности может поддерживать умеренный уровень трафика [21]
Fig. 1. Porous pavement. The free spaces between the individual paving slabs are filled with fine gravel in order to provide drainage to the tank and the soil. This type of porous surface can maintain a moderate level of traffic [21]
Рис. 2. Устройство пористой тротуарной системы Fig. 2. The device of the porous paving system
инфильтрации в грунт под ним и глубины локальных заморозков.
4. Пористый поверхностный слой — верхний слой пористой системы дорожного покрытия, слой, по которому мы ходим или едем. Для верхнего покрытия применяются различные материалы, в зависимости от специфических требований к дорожному покрытию, цены, возможности изготовления, доступности. В зависимости от материала и требований к нагрузке, он может быть от 50 до 300 мм
толщиной. Некоторые системы также включают в себя фильтрующий слой мелкозернистого заполнителя, который располагается между резервуаром и поверхностным слоем.
Верхние слои пористого покрытия можно разделить на несколько категорий.
1. Пористый бетон — водопроницаемый бетон, имитирующий естественный природный грунт. Водопроницаемый бетон состоит из сильнопористого материала в виде склеенных друг с другом частиц
бетона, при этом объем пор достигает 15-25 % общего объема материала. Такая оригинальная структура водопроницаемого бетона позволяет обеспечить фильтрацию больших объемов воды — до 200 л/мин на 1 м2 покрытия. Технология изготовления пористого бетона заключается в следующем. Крупный легкий заполнитель (например, керамзит) покрывается оболочкой вяжущего вещества, после отверждения бетонной смеси образуется монолитная структура — легкий крупнопористый бетон. При применении тяжелого заполнителя (например, гранитного щебня) получается крупнопористый бетон.
2. Пористый асфальт, при производстве которого используется крупнозернистый щебень. Диаметр частиц составляет 15-40 мм. Такой тип покрытия обеспечивает дренаж в низинах и болотистой поверхности. Толщина асфальта максимальна. Кроме того, высокопористый асфальт уменьшает сдвиг основания дорожного покрытия, что сокращает риск проседания и вымывания грунта. Благодаря этим характеристикам асфальт является оптимальным для создания автомобильных трасс с высокой степенью загруженности.
3. Брусчатка, которая подразделяется на несколько видов:
• Бетонная брусчатка — самая распространенная разновидность. Она изготавливается из бетона с добавлением различных компонентов методом вибролитья. Его технология достаточно проста, требует относительно недорогого оборудования и компонентов, поэтому доступна для массового производства.
• Клинкерная брусчатка. Технология ее изготовления сходна с технологией изготовления кирпича. Она получается путем обжига специально подобранных пластичных глин в высокотемпературных доменных печах. Изготовленная подобным образом брусчатка обычно обладает более высокой прочностью, чем литая. По сроку службы она незначительно превосходит изготовленную методом вибролитья.
• Гранитная брусчатка — считается наиболее прочной и долговечной. В качестве исходного материала может быть использован непосредственно гранит, базальт или песчаник мрамора.
К основным преимуществам брусчатки относятся: надежность и долговечность покрытия, устойчивость к размытию покрытия, эластичность, привлекательный внешний вид.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате исследования отметим основные экологические, эстетические и экономические преимущества пористых тротуаров:
1. Пополнение водоносного горизонта. Пожалуй, самое очевидное преимущество пористого покрытия — это его способность подпитывать
подземные водоносные горизонты. Дождевая вода и талый снег просачиваются через тротуар в резервуар, медленно проникают в подстилающий грунт, где он может подпитывать водоносный горизонт. В городских районах, где тротуары и крыши домов часто составляют более 75 % площади суши, очень мало дождевой воды, как правило, не достигающей нижележащих водоносных горизонтов, что в свою очередь уменьшает запасы грунтовых вод.
2. Борьба с наводнениями. По мере того, как пористые покрытия уменьшают объем ливневых вод, также уменьшается водный поток вниз по течению, что снижает вероятность наводнения. Чем более урбанизированной является территория, тем выше ливневые потоки. Это связано с тем, что естественные потоки в основном питаются грунтовыми водами. Если мы уменьшаем количество дождевой воды, попадающей в землю, то уменьшаем количество просачивающейся в ручьи. Вместо этого городские потоки питаются главным образом поверхностным стоком, что приводит к резким колебаниям пиковых потоков и наводнениям. Серьезные наводнения могут нанести огромный экологический и экономический ущерб, поэтому так много внимания уделяется стратегиям, позволяющим ливневым водам проникать вглубь земли.
3. Удаление загрязняющих веществ. Ливневые воды переносят загрязняющие вещества из атмосферы при выпадении осадков, которые затем попадают в близлежащие поверхностные воды.
Непроницаемые тротуары и дороги задерживают две трети избыточных стоков в городских водосборах и почти все вредные вещества, накапливающиеся на их поверхностях. С пористой мостовой ситуация другая. Микроорганизмы, обитающие в пористых покрытиях и подстилающей почве, разлагают питательные вещества, углеводороды и другие загрязняющие вещества. Поверхности заполнителя или подстилающего грунта адсорбируют металлы из инфильтрирующей воды.
4. Выживание растений в городских районах. В наших городах деревья выполняют несколько функций: снижение запыленности и загазованности, выработка кислорода, защита городских построек от неблагоприятных ветров, защита почвы и поверхности стен зданий от прямого солнечного облучения, предохранение их от сильного перегрева и тем самым от повышения температуры воздуха, создание среды обитания птицам, ландшафтообра-зующие, планировочные функции, организация отдыха городского населения. Ежегодно в городах высаживают большое количество растений, но часто они погибают или не растут из-за недостаточного пространства для укоренения и/или влажности почвы. Если позволить воздуху и дождевой воде просочиться через мостовую, то это может значительно улучшить здоровье деревьев вдоль проезжих частей и в островах парковки.
< п
Ф е ¡я с
о Г с"
С У
о о ф
Ф _ О со
5 СО
(О 2
л 1
Я 9
с 9
8 3
л (
С/3 Г
а 5
со со
£ 3 лл
Я ^
СО О О)
г' ° л сл
По
0 О
5 =!
ф Ф ф "
5'
(о
ем
• ы
1 ы
(Я п (Я у с о
1 1
о о
-А л
00 00
со во
г г О О
N N
СЧ СЧ *- г
К ш
и 3 > (Л
С И
оа м И
<и <и
С С
1= '«?
О Ш
о ^ о
со О
со ч-
4 °
о
со &
ГМ £
<л
га
5ь
со О О) "
О)
"о
2 от (Л £= <Л тз
— Ф Ф
о о
С <Я
■а
О (О
5. Контроль городского теплового режима. Наиболее высокие температуры воздуха характерны для центральных частей города, имеющих высокую плотность застройки и обширные поверхности улиц и площадей с асфальтовыми или другими твердыми покрытиями. Чем больше город, тем больше разница температур воздуха в городе на открытых местах и на озелененных территориях. Пористая мостовая может уменьшить негативное влияние города: во-первых, пористые мостовые охлаждают воздух через испарение; во-вторых, городские деревья затеняют вымощенные области, уменьшая температуру воздуха, а пористая мостовая повышает долговечность этих деревьев. Различия в отражательной способности солнечной радиации пористого и непроницаемого дорожного покрытия, как правило, довольно минимальны, хотя светлый заполнитель может немного увеличить отражательную способность либо с пористым, либо с непористым покрытием.
6. Более холодные поверхностные воды. Тепловое загрязнение ручьев и рек может быть серьезной проблемой в городских районах и вокруг них, а его основной причиной могут быть ливневые стоки. При увеличении температуры, вода содержит меньше растворенного кислорода, поэтому организмы, живущие в ней, страдают. Также может исчезнуть холодноводная рыба, например форель. Во время дождя первый ливневый сток подогревается поверхностью дорожного покрытия, по которой он течет. Если позволять дождевой воде просочиться в том месте, где она падает, можно снизить количество ливневых стоков, расположенных вблизи ручьев или рек, и таким образом избежать термального загрязнения.
7. Безопасное вождение. Пористые асфальтовые и бетонные поверхности на проезжей части повышают безопасность движения, устраняя скопление воды, которое может вызвать гидропланирование. Пористая мостовая также увеличивает видимость, исключая или значительно сокращая брызги от колес автомобилей, и в вечернее время уменьшая отражение от поверхностности воды. Наконец, в холодном климате пористое покрытие снижает вероятность образования льда на дорожном покрытии.
8. Контроль шума. Пористые асфальтовые и бетонные поверхности тише непористых асфальта и бетона. Дорожный шум идет как от бортовой трансмиссии (двигатели, выхлопные системы и т.д.), так и от резиновых покрышек на мостовой. Шум шины частично возникает из-за крошечных воздушных карманов, застрявших между протектором шины и дорожным покрытием, откачиваемым через протектор. Пористая поверхность обеспечивает снижение шума, так как поры на поверхности предотвращают создание этих карманов давления.
9. Экономия. Пористые системы стоят дороже, чем обычная, непористая мостовая. Большая часть
дополнительных расходов связана не с фактическим покрытием, а с резервуаром, переливным трубопроводом, геотекстилем и т.д., которые используются для создания всей системы. Однако, рассматривая его как составляющую часть всего проекта развития городов, пористое покрытие может значительно уменьшить общую цену проекта. С введением в действие более строгих экологических правил, которые требуют применения наилучших методов управления ливневыми водами, финансовые выгоды от пористого покрытия могут быть еще более значительными, поскольку загрязнители будут «обработаны» на месте их возникновения, а не сконцентрированы в стоке, который должен быть очищен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ
Резюмируя, можно отметить, что пористая мостовая, особенно это касается пористого бетона и пористого асфальта, является относительно новой технологией строительства. Поэтому важно понять, где пористая мостовая будет целесообразна и эффективна, а где нет. Пористая мостовая не рекомендована в следующих ситуациях:
• автомобильные дороги с плотным движением, большегрузными автомобилями и высоким скоростным режимом;
• на крутых склонах;
• на территориях с эрозией и размыванием почвы, где высок риск засорения пористых тротуарных систем;
• в районах, где в зимний период интенсивно используются соль, песок и реагенты в качестве антигололедных средств;
• на участках с сильно загрязненными почвами дождевую воду не следует фильтровать через почву, поскольку просачивающаяся вода может переносить загрязняющие вещества из почвы в нижележащий водоносный горизонт. В таких ситуациях предпочтительнее непористое покрытие;
• на местах вероятных разливов вредных веществ. Не рекомендуется использовать пористые дорожные системы на стоянках автотранспорта, местах хранения топлива, в том числе автозаправочных станциях, промышленных территориях, где складируются химические вещества.
Как и со многими другими аспектами зеленого строительства, просто построить еще недостаточно. Пористые тротуарные системы должны надлежащим образом обслуживаться, чтобы они могли функционировать в течение долгого времени. Рекомендуемое техническое обслуживание зависит от типа пористого покрытия. Для эффективной и долгосрочной эксплуатации таких покрытий необходимо соблюдать следующие рекомендации:
• избегать применения коммунальными службами соли и песка в зимний период при обслуживании дорог;
• соблюдать осторожность при снегоочистке, так как пористый бетон и асфальт могут быть повреждены, поэтому требуется применять либо специальные снегоуборочные машины, либо оснастить существующие дополнительным оборудованием для данных типов тротуаров;
• предотвращать попадание продуктов размывания почвы или грязи от расположенных вблизи строек на пористые тротуары или проезжую часть. Для этого может потребоваться, чтобы строительные машины имели подъездные пути, не захватывающие территории с пористыми поверхностями;
• при незначительных загрязнениях очистку пористых тротуаров проводить с применением специальных пылесосов.
Пористые дорожные системы в силу своих особенностей не могут применяться повсеместно, но по мере того как строительные компании приобретут опыт работы с ними, этот вариант дорожных покрытий должен быть рассмотрен местными органами власти, архитекторами, дизайнерами, строителями и собственниками зданий, заинтересованными в озеленении городской среды. Пока пористые покрытия можно использовать для устройства дорожек и зон отдыха в фактически любых географических регионах. Использование пористого асфальта и бетона для автостоянок и подъездных дорог может быть ограничено лишь требованиями к обработке реагентами в зимний период, топографией, наличием специалистов, имеющих опыт работы с такими типами покрытий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Andres-Valeri V., Juli-Gandara L., Jato-Espino D., Rodriguez-Hernandez J. Characterization of the infiltration capacity of porous concrete pavements with low constant head permeability tests // Water. 2018. Vol. 10. Issue 4. P. 480. DOI: 10.3390/w10040480
2. OrrD. W. The nature of design: ecology, culture, and human intention. New York : Oxford University Press, 2002. 488 p.
3. Koohmishi M., Shafabakhsh G. Drainage potential of reservoir course of porous pavement for various particle size distributions of aggregate // Transportation Geotechnics. 2018. Vol. 16. Pp. 63-75. DOI: 10.1016/j. trgeo.2018.07.002
4. DerobcrtX., Ihamouten A., Bosc F., Guilbert D., Gaudin J.N., Todkar S. et al. Monitoring of water imbibition of a particular porous pavement structure by impulse and step-frequency radar // 17th International Conference on Ground Penetrating Radar (GPR). 2018. DOI: 10.1109/ICGPR.2018.8441526
5. Chu L., TangB., Fwa T. Performance analysis of different type preventive maintenance materials for porous asphalt based on high viscosity modified asphalt // Construction and Building Materials. 2018. Vol. 191. Pp. 281-289. DOI: 10.1016/j.conbuildmat.2018.10.004
6. McLennan J.F. The philosophy of sustainable design: the future of architecture. Kansas City, Mo. : Ecotone Publishing, 2004. 324 p.
7. Earley L.S. Looking for longleaf: the fall and rise of an american forest. Chapel Hill, N.C. : The University of North Carolina Press, 2004. 512 p.
8. Джедид М. Биоклиматическая архитектура: обзор опыта создания внешнего комфорта городской среды в условиях сухого и жаркого климата // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2015. № 3 (33). С. 13-23.
9. Ridengaoqier E., Fujiki R., Hatanaka S., Mishi-ma N. Study on estimation of void ratio of porous concrete using ultrasonic wave velocity // Journal of Structural and Construction Engineering. 2018. Vol. 83. Issue 749. Pp. 943-951. DOI: 10.3130/aijs.83.943
10. Toghroli A., Shariati M., Sajedi F., Ibrahim Z., Koting S., Mohamad E.T. et al. A review on pavement porous concrete using recycled waste materials // Smart Structures and Systems. 2018. Vol. 22. No. 4. Pp. 433-440. DOI: 10.12989/sss.2018.22.4.433
11. Xu G., Shen W., Huo X., Yang Z., Wang J., Zhang W. et al. Investigation on the properties of porous concrete as road base material // Construction and Building Materials. 2018. Vol. 158. Pp. 141-148. DOI: 10.1016/j.conbuildmat.2017.09.151
12. Zhao Y., Zhou S., Zhao C., Valeo C. The influence of geotextile type and position in a porous asphalt pavement system on Pb (II) removal from storm-water // Water (Switzerland). 2018. Vol. 10. Issue 9. P. 1205. DOI: 10.3390/w10091205
13. Мизюряев С.А., СолоповаГ.С., Мамонов А.Н. Легкий бетон на пористом силикатнатровом заполнителе // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительные технологии : сб. ст. 2016. C. 98-101.
14. Снарский С.В., Козлов Н.А., Рыбалка А.С. Проницаемые бетонные покрытия // Ресур-соэнергоэффективные технологии в строительном комплексе региона. 2016. № 7. С. 160-163.
15. Zhang J., She R., Dai Z., Ming R., Ma G., Cui X. et al. Experimental simulation study on pore clogging mechanism of porous pavement // Construction and Building Materials. 2018. Vol. 187. Pp. 803-818. DOI: 10.1016/j.conbuildmat.2018.07.199
16. Есаулов Г.В. Устойчивая архитектура — от принципов к стратегии развития // Вестник ТГАСУ. 2014. № 6. C. 9-23.
< п
ф е t с Î.Ï
G Г
С" с У
о
0 cd
cd _
1 С/3 П С/3 <Q N СЯ 1
Я 9
c 9
8 3 о (
t r
03 03
i 3 С 0
f ^
CD
i
0 О
По
1 i П =J
cd cd
r "
Ю
ем
« «
w Ы s □
s у с о (D « 1 1
M 2
о о
-A л
00 00
17. Иванова М.С. Новые виды бетона — перспективные материалы современности // Университетская наука. 2018. № 1 (5). C. 83-85.
18. Аниканова Т.В., Погромский А.С., Пашкова Л.А. Влияние условий эксплуатации на прочностные характеристики ячеистых бетонов // Образование. Архитектура. Строительство : мат. Всеросс. науч.-практ. конф. по профилю «Проектирование зданий» г. Казань, 15-17 мая 2017. Казань : КГАСУ, 2017. С. 117-120.
19. Дергунова А.В. Применение пористых мостовых в создании зеленой инфраструктуры город-
ской среды // Зеленая инфраструктура городской среды : современное состояние и перспективы развития : сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. М. : Конверт, 2018. С. 60-62.
20. Козлов Н.А., Рамазанов В.И., Миронов А.Г. Применение проницаемого бетона на техногенных заполнителях для дорожных покрытий // Ресурсо-энергоэффективные технологии в строительном комплексе региона. 2018. № 10. С. 183-187.
21. Экобетон для участка вокруг экодома. Пористый бетон. URL: http://realproducts.ru/ekologicheskij-beton-dlya-uchastka-vokrug-ekodoma
Поступила в редакцию 7 октября 2018 г. Принята в доработанном виде 16 ноября 2018 г. Одобрена для публикации 30 ноября 2018 г.
со во
г г
О о
N N
СЧ СЧ *- г
К ш U 3
> (Л
с и
öS м
т-
il
ф
ф ф
cz ç ^
О Ш
о ^
О .2
со О
со ч-
4 °
о со
гм <л
от
га
Об авторах: Дергунова Анна Васильевна — кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры строительных материалов и технологий, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева (МГУ им Н.П. Огарева), 430005, г Саранск, ул. Большевистская, д. 68, [email protected];
Пиксайкина Анна Александровна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры строительных материалов и технологий, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева (МГУ им Н.П. Огарева), 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68, [email protected].
REFERENCES
CL ОТ
« I
со О
О) "
СП ? °
Z CT ОТ £=
ОТ ТЗ — ф
ф
о о
С w
M iï
О (0
1. Andres-Valeri V.C., Juli-Gandara L., Jato-Espino D., Rodriguez-Hernandez J. Characterization of the infiltration capacity of porous concrete pavement with low constant head permeability tests. Water (Switzerland). 2018; 10(4):480. DOI: 10.3390/w10040480
2. Orr D.W. The nature of design: ecology, culture, and human intention. New York, Oxford University Press Publ., 2002; 488.
3. Koohmishi M., Shafabakhsh G. Drainage potential of reservoir course of porous pavement for various particle size distributions of aggregate. Transportation Geotechnics. 2018; 16:63-75. DOI: 10.1016/j. trgeo.2018.07.002
4. Dérobcrt X., Ihamouten A., Bosc F., Guilbert D., Gaudin J.N., Todkar S. et al. Monitoring of water imbibition of a particular porous pavement structure by impulse and step-frequency radar. 17th International Conference on Ground Penetrating Radar (GPR). 2018. DOI: 10.1109/ICGPR.2018.8441526
5. Chu L., Tang B., Fwa T. Performance analysis of different type preventive maintenance materials for porous asphalt based on high viscosity modified asphalt. Construction and Building Materials. 2018; 191:281289. DOI: 10.1016/j.conbuildmat.2018.10.004
6. McLennan J.F. The philosophy of sustainable design: the future of architecture. Kansas City, Mo., Ecotone Publishing, 2004; 324.
7. Earley L.S. Looking for longleaf: the fall and rise of an American forest. Chapel Hill, N.C., The University of North Carolina Press, 2004; 512.
8. Dzhedid M. Bioclimatic architecture: a review of the experience of creating external comfort of the urban environment in a dry and hot climate. News of the Kazan State University of Architecture and Civil Engineering. 2015; 3(33):13-23. (rus.).
9. Ridengaoqier E., Fujiki R., Hatanaka S., Mishi-ma N. Study on estimation of void ratio of porous concrete using ultrasonic wave velocity. Journal of Structural and Construction Engineering. 2018; 83(749):943-951. DOI: 10.3130/aijs.83.943
10. Toghroli A., Shariati M., Sajedi F., Ibrahim Z., Koting S., Mohamad E.T. et al. A review on pavement porous concrete using recycled waste materials. Smart Structures and Systems. 2018; 22(4):433-440. DOI: 10.12989/sss.2018.22.4.433
11. Xu G., Shen W., Huo X., Yang Z., Wang J., Zhang W. et al. Investigation on the properties of porous concrete as road base material. Construction and Building Materials. 2018; 158:141-148. DOI: 10.1016/j. conbuildmat.2017.09.151
12. Zhao Y., Zhou S., Zhao C., Valeo C. The influence of geotextile type and position in a porous asphalt pavement system on Pb (II) removal from storm-water. Water (Switzerland). 2018; 10(9):1205. DOI: 10.3390/w10091205
13. Mizyuryaev S.A., Solopova G.S., Ma-monov A.N. Lightweight concrete on porous silicate filler. Traditions and innovations in construction and architecture. Construction technology. Collection of articles. 2016; 98-101. (rus.).
14. Snarsky S.V., Kozlov N.A., Rybalka A.S. Permeable concrete coverings. Resource-efficient technologies in the building complex of the region. 2016; 7:160163. (rus.).
15. Zhang J., She R., Dai Z., Ming R., Ma G., Cui X. et al. Experimental simulation study on pore clogging mechanism of porous pavement. Construction and Building Materials. 2018; 187:803-818. DOI: 10.1016/j.conbuildmat.2018.07.199
16. Esaulov G.V. Sustainable architecture — from principles to development strategies. Bulletin of Tomsk State University of Architecture and Building. 2014; 6:9-23. (rus.).
17. Ivanova M.S. New types of concrete — advanced materials of today. University Science. 2018; 1(5): 83-85. (rus.).
Received October 7, 2018
Adopted in a modified form on November 16, 2018 Approved for publication November 30, 2018
18. Anikanova T.V., Pogromskiy A.S., Pashko-va L.A. The influence of operating conditions on the strength characteristics of cellular concrete. Education. Architecture. Construction. Materials of the All-Russian scientific-practical conference on the profile "Building Design", Kazan, May 15-17, 2017. Kazan, Kazan State Architectural Building University Publ., 2017; 117120. (rus.).
19. Dergunova A.V. The use of porous pavements in creating a green infrastructure of the urban environment. Green infrastructure of the urban environment: current state and development prospects. Collection of articles of the II International scientific-practical conference. Moscow, Konvert Publ., 2018; 60-62. (rus.).
20. Kozlov N.A., Ramazanov V.I., Mironov A.G. Use of permeable concrete on technogenic fillers for pavings. Resource and energy efficient technologies in the construction complex of the region. 2018; 10:183187. (rus.).
21. Eco-concrete for the site around the eco-house. Porous concrete. URL: http://realproducts.ru/eko-logicheskij-beton-dlya-uchastka-vokrug-ekodoma (rus.).
< 00
<D е
t с
i H G Г
С" c У
About the authors: Anna V. Dergunova — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Department of Construction Materials and Technologies, architectural and construction faculty, National Research Ogarev Mordovia State University (MRSU), 68 Bolshevistskaya st., Saransk, 430005, Russian Federation, [email protected];
Anna A. Piksaykina — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Department of Construction Materials and Technologies, architectural and construction faculty, National Research Ogarev Mordovia State University (MRSU), 68 Bolshevistskaya st., Saransk, 430005, Russian Federation, [email protected].
о
0 cd
cd _
1 CO n CO <Q N СЯ 1
Я 9
c 9 8 3 Я (
CO r
n СЯ 1-й
r Я
1 3
Я 0
f ^
CO
i v 0
Я о
По i i
n =¡ cd cd
Г " n
(O
ем
ü w
IЫ s □
(Л у
с о ü ü 1 1
2 2 О О -А л
00 00