Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ'

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коронавирусная инфекция / малый и средний бизнес / мониторинг / субсидии / занятость / coronavirus infection / small and medium business / monitoring / subsidies / employment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гираев Везирхан Камалиевич

В связи с распространением коронавируса нового типа во многих стра-нах приняты экстренные меры для поддержки населения и стабилизации экономики. Для обеспечения социальной защиты граждан, сохранения их доходов и рабочих мест, поддержки малого и среднего бизнеса на фе-деральном уровне были приняты соответствующие меры. В статье на примере Республики Дагестан проанализированы меры повышения управляемости экономическими процессами и обобщается практика по-лучения субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гираев Везирхан Камалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND EVALUATION OF ECONOMIC PROCESS MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN UNDER THE CONDITIONS OF CORONAVIRUS INFECTION

In connection with the spread of a new type of coronavirus, emergency measures have been taken in many countries to support the population and stabilize the economy. Appropriate measures were taken to ensure social pro-tection of citizens, preserve their income and jobs, and support small and me-dium-sized businesses. The article, using the example of the Republic of Da-gestan, analyzes measures to increase the controllability of economic process-es and generalizes the practice of receiving subsidies by small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

УДК 338.24 ББК 65стд1

DOI 10.24411/2412-2025-2020-10034

Гираев Везирхан Камалиевич - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства; доцент кафедры «Экономическая безопасность, налогообложение и бизнес-информатика», Дагестанский государственный технический университет

Giraev Vezirkhan Kamalievich - Ph.D in Economics, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy; Associate Professor of the Department of Economic Security, Taxation and Business Informatics, Dagestan State Technical University

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

ANALYSIS AND EVALUATION OF ECONOMIC PROCESS MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN UNDER THE CONDITIONS OF CORONAVIRUS INFECTION

В связи с распространением коронавируса нового типа во многих странах приняты экстренные меры для поддержки населения и стабилизации экономики. Для обеспечения социальной защиты граждан, сохранения их доходов и рабочих мест, поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном уровне были приняты соответствующие меры. В статье на примере Республики Дагестан проанализированы меры повышения управляемости экономическими процессами и обобщается практика получения субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства. Ключевые слова: коронавирусная инфекция, малый и средний бизнес, мониторинг, субсидии, занятость.

In connection with the spread of a new type of coronavirus, emergency measures have been taken in many countries to support the population and stabilize the economy. Appropriate measures were taken to ensure social protection of citizens, preserve their income and jobs, and support small and medium-sized businesses. The article, using the example of the Republic of Dagestan, analyzes measures to increase the controllability of economic processes and generalizes the practice of receiving subsidies by small and medium-sized businesses.

Keywords: coronavirus infection, small and medium business, monitoring, subsidies, employment.

Коронавирусная пандемия, охватившая весь мир, внесла коррективы и в деятельность федеральных органов власти Российской Федера-

27

ции и ее региональных правительств. Вопросы разработки мероприятий по снижению рисков рассматривались на заседаниях соответствующих Оперативных штабов, созданных в субъектах РФ. Подобный Оперативный штаб создан и в Республике Дагестан распоряжением Главы РД от 31 марта 2020 г. №26-рг, основной целью которого является «.. .обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Дагестан в условиях распространения коронавирус-ной инфекции.» [2].

Правительством РД на заседании Оперативного штаба 21 апреля 2020 г. был утвержден Перечень системообразующих организаций, имеющих региональное значение и оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в республике (далее -Перечень).

При этом критерии для включения в Перечень сформулированы как по отраслевому признаку (АПК, промышленность, ТЭК и ЖКХ, транспорт и связь, строительство и дорожное хозяйство, торговля, здравоохранение), так и по организационно-правовой форме (корпоративные объединения, обладающие признаками организационного единства).

Для отраслевых предприятий критериями обозначены:

а) размер налоговых отчислений за год в бюджеты всех уровней -не менее 30 млн руб.;

б) и (или) численность персонала - не менее 100 чел.

Отдельно выделен критерий для организаций сферы АПК (за исключением винодельческой отрасли) - годовая выручка не менее 70 млн руб.

Для корпоративных объединений, обладающих признаками организационного единства выделены следующие критерии:

а) размер налоговых отчислений за год в бюджеты всех уровней -не менее 30 млн руб.;

б) и (или) численность персонала - не менее 100 чел.;

в) применение общего режима налогообложения для всех юридических лиц, входящих в объединение, при этом управляющая компания может находиться на специальном режиме.

В сформированный по указанным критериям Перечень включены 116 организаций. При этом Перечень составлен по признаку отраслевого распределения (см. таблицу 1).

Таблица 1

Отраслевое распределение системообразующих организаций в Республике Дагестан

Отрасль Количество организаций, ед.

АПК 29

промышленность 8

ТЭК и ЖКХ 21

транспорт 9

связь 2

строительство и

дорожное хозяйство 23

торговля 15

здравоохранение 9

Итого 116

Источник: Официальный сайт Минэкономразвития РД: http://minec-rd.ru

28

Целью составления Перечня, как указано в Регламенте, утвержденного решением Оперативного штаба, является своевременное обнаружение негативных факторов, влияющих на устойчивость развития таких организаций, то есть мониторинг состояния отраслей и деятельности организаций.

Основными задачами мониторинга обозначены:

- сбор и анализ данных финансового состояния организаций;

- выявление рисков и подготовка предложений по их устранению.

Оперативный мониторинг осуществляется по следующим показателям:

- объем отгруженных товаров, работ, услуг;

- выручка;

- дебиторская и кредиторская задолженность;

- общая задолженность организации, включая налоги и иные денежные обязательства, проценты за кредит, заработную плату;

- динамика штатной численности персонала и численность уволенных;

- уровень загрузки производственных мощностей.

По итогам мониторинга Минэкономразвития РД составляет еженедельное сводное заключение с предложениями для обсуждения на заседании Оперативного штаба и принятия соответствующих решений.

При этом в Регламенте обозначен и набор предложений:

- предоставление субсидий из республиканского бюджета РД;

- предоставление налоговых льгот, перенос сроков уплаты платежей;

- предоставление госгарантий РД в обеспечение исполнения обязательств юридических лиц;

- оказание мер поддержки занятости.

Как видно из представленного набора предложений, два (субсидии и госгарантии) относятся к бюджетным инструментам, принятие которых требует внесения изменений в республиканский бюджет РД на сессии Народного собрания РД. А это может обернуться потерей времени для оперативного реагирования на случай наступления рисковых событий. Поэтому на повестке дня остается открытым вопрос действенности предложенной меры. В связи с этим, не лучше ли было заранее внести изменения в республиканский бюджет РД и создать Фонд субсидий, оперативное управление которым осуществлялся бы Оперативным штабом, а средства расходовались бы на основании соответствующих решений этого органа.

Предложение (!) по предоставлению налоговых льгот и переносу сроков уплаты обязательных платежей закреплен в виде законодательной нормы в Налоговом кодексе РФ (гл. 9) и не является предметом регулирования республики. Да и отсрочка налоговых платежей и страховых взносов прописаны в пакете антикризисных мер на федеральном уровне.

Что касается мер поддержки занятости, то здесь произошла подмена инструмента решения проблем занятости постановкой самой задачи поддержки занятости.

Как видим, набор инструментов неадекватен решению возникающих потенциальных проблем из-за отсутствия механизма привлечения

и использования бюджетных ресурсов, ограниченности полномочий в налоговой сфере и носит во многом декларативный характер.

Однако, на наш взгляд, главная проблема заключается не столько в декларативности обозначенных мер, а в том, что не ясно, при каких критериальных (пороговых) значениях показателей оперативного мониторинга следует применять меры бюджетного и налогового характера. То есть при достижении каких пороговых показателей следует принять оперативные меры и реализовать соответствующие предложения. На эти вопросы нет ответов, их нет даже в повестке дня.

Из этого следует вывод о том, что описанные меры не в состоянии решить задачи, возложенные на Оперативный штаб. Более того, отсутствие каких-либо пороговых параметров для принятия решений (если возникнет необходимость в их принятии (!) приведет к активизации лоббистского ресурса организаций со всеми вытекающими отсюда последствиями коррупциогенного характера.

На федеральном уровне приоритетными направлениями управления экономическими процессами в условиях коронавирусной инфекции обозначены: снижение рисков, обеспечение занятости населения и сохранение рабочих мест.

Для оперативного решения этих задач было принято Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г.№434 [1], в котором был утвержден перечень отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции. В указанном документе выделены 9 (девять) сфер деятельности с указанием соответствующих кодов ОКВЭД 2. В последующем указанное постановление было дополнено разделами 10 (№ 479) и 11 (№ 540), которыми были расширены позиции для включения в перечень пострадавших отраслей.

В ходе совещания с членами Правительства РФ 15 апреля 2020 г. Президент РФ В. Путин поручил безвозмездно выделить бизнесу субсидии на выплату зарплат за два месяца из расчета 12 130 руб. на человека сотрудникам пострадавших отраслей. При этом объем помощи рассчитывается исходя из численности работников компаний по состоянию на 1 апреля, а индивидуальные предприниматели (ИП) без сотрудников могут получить выплаты на себя. Полученные денежные средства можно потратить на свое усмотрение: на выплату зарплаты, коммунальные или арендные платежей и пр.

Претенденты на получение субсидий должны соответствовать установленным критериям:

- состоять в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) ФНС России по состоянию на 1 марта 2020 г.;

- указанный в ЕГРЮЛ ОКВЭД должен быть включен в перечень отраслей, определенных Постановлениями Правительства РФ (№№ 434, 479, 540);

- не находиться в процессе ликвидации, реорганизации или банкротства;

- не иметь недоимки по налогам и страховым взносам больше 3000 руб. (без учета пени и штрафов) по состоянию на 1 марта 2020 г.;

- не увольнять более 10% сотрудников, то есть численность персонала в месяце, за который выдана субсидия, должна составлять не менее 90% этого показателя в марте.

Субсидия рассчитывается следующим образом: число штатных работников умножается на размер МРОТ (12 130 руб.). Для ИП субсидия выплачивается на каждого наемного работника плюс самого предпринимателя. В случае отсутствия у ИП наемных работников, он получит субсидию на себя в размере 12 130 руб. за каждый месяц. Особенность этих выплат в том, что субсидия выплачивается в полном размере, даже если сотрудник работал неполный день.

Механизм контроля сохранения занятости ФНС России будет осуществлять на основе отчетности формы СЗВ-М*, сдаваемой в Пенсионный фонд РФ (ПФР), где отражены данные об уволенных и новых сотрудниках. Заявление можно подать как через почту, так и через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России.

После проверки соответствия заявителя установленным критериям и уточнения указанного в заявлении счета в банке на предмет принадлежности организации или ИП, можно рассчитывать на субсидии за оба месяца.

Проанализируем состояние с получением указанных субсидий в Республике Дагестан.

В едином реестре субъектов МСП ФНС России содержатся следующие сведения по Республике Дагестан (см. таблицу 2).

Таблица 2

Сведения о субъектах МСП в Республике Дагестан, содержащиеся в реестре ФНС России (по состоянию на 1 марта 2020 г).

№ п/п Показатели Всего в том числе

Юр. лица ИП

1 Количество субъектов МСП 37 050 7 579 29 471

Среднесписочная

численность работников 45 468 39 617 5 851

2 Микропредприятия1 36 371 6 950 29 421

Среднесписочная

численность работников 21 062 16 481 4 581

3 Малые предприятия2 638 589 49

Среднесписочная

численность работников 19 387 18 137 1 250

4 Средние предприятия3 41 40 1

Среднесписочная

численность работников 5 019 4 999 20

Источник: Официальный сайт ФНС России. www.nalog.ru Среднесписочная численность работников: :-до 15 чел.; 2-до 100 чел.; 3-от 101 до 250 чел. (Федеральный закон от 24.07.2007 №209 ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Как видно из таблицы 2, в реестре субъектов МСП по Республике Дагестан состоят 37050 ед., со среднесписочной численностью занятых -

*

Отчетность введена в действие Постановлением Правления ПФР №83П от 01.02.2016 г. Сдается ежемесячно до 15 числа, следующего за отчетным.

45 468 чел., что составляет около 3,5 % экономически активного населения республики. Из субъектов МСП основная доля приходится на микропредприятия - 98,2 % с долей работников - 46,3%, малые предприятия - 1,7 % с долей работников - 42,7 % и средние предприятия - 0,1 % с долей работников - 11,0 %. То есть наблюдается значительная доля микро-и малых предприятий.

Из общего количества субъектов МСП 79,5 % (29 471 ед.) составляют ИП и 20,5 % (7 579 ед.) имеют статус юридического лица.

Рассмотрим, как воспользовались возможностями получения субсидий (начало выплат с 18 мая 2020 г.) указанные субъекты МСП в республике. Эти сведения представлены в таблице 3.

Таблица 3

Статистика заявлений1, поданных на получение субсидий в Республике Дагестан за апрель, май 2020 г. (по состоянию на 17 июня 2020 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Показатели апрель май

1 Количество заявлений, поданных на выплату субсидий 9221 5949

2 Количество налогоплательщиков, подавших заявления на выплату субсидий 7134 5248

3 Количество налогоплательщиков, соответствующих критериям ФНС России 4144 3696

4 Количество сотрудников, на которых потенциально может быть произведена выплата 10310 9374

5 Количество налогоплательщиков, соответствующих критериям ПФР 4143 3521

6 Количество сотрудников, на которых будет произведена выплата 10309 7776

Источник: Официальный сайт УФНС России по РД: https://www.nalog.ru/rn05

1-чтобы получить субсидии за апрель и май, заявление должно быть подано до 1 июля.

Как видно из таблицы 3, в апреле правом на получение субсидий воспользовались 19,3 %, а в мае -14,2 % субъектов МСП. При этом критериям ПФР соответствовали 58,1 % - в апреле и 67,1 % - в мае. Эти выплаты приходились на 22,6 % сотрудников в апреле и 17,1 %- в мае.

Рассмотрим структуру налогоплательщиков, подавших заявления на получение субсидий. Эти сведения отражены в таблице 4.

Таблица 4

Структура налогоплательщиков, подавших заявление на получение

субсидий в Республике Дагестан за апрель-май (по состоянию на 17 июня 2020 г.).

№ п/п Субъекты МСП апрель май Всего

ед. в % ед. в % ед. в %

1 Юридические лица 770 11 470 10 1240 10,3

2 ИП без сотрудников 5693 81 4035 82 9728 81,1

3 ИП с сотрудниками 594 8 433 8 1027 8,6

Всего 7057 100 4938 100 11995 100,0

Источник: Официальный сайт УФНС России по РД: https://www.nalog.ru/rn05

Из общего количества субъектов МСП, подавших заявления на получение субсидий, за апрель-май месяцы юридические лица составили - 10,3 %, ИП без сотрудников - 81,1 %, ИП с сотрудниками - 8,6 %. То есть подавляющая часть заявителей приходится на ИП без сотрудников. Результаты рассмотрения заявлений приведены в таблице 5.

Таблица 5

Сведения о выплатах субсидий субъектам МСП в Республике Дагестан за апрель, май 2020 г. (по состоянию на 17 июня 2020 г.), тыс. руб.

№ п/п Показатели апрель май Всего

1 Начислено 125 060,3 113 706,6 238 766,9

2 Выплачено 121 566,8 90 477,6 212 044,4

Источник: УФНС России по Республике Дагестан

Как видно из данных таблицы 5, за апрель-май месяцы субъектам МСП было начислено 238 766,9 тыс. руб. субсидий, из которых выплачено 212 044,5 тыс. руб., что составляет 88,8 %. Остальные суммы будут выплачены по результатам обработки поданных заявлений.

Таким образом, подводя итоги деятельности органов власти и субъектов МСП в условиях коронавирусной инфекции, можно отметить следующее:

- экономический блок Правительства РД в целом оперативно включился в процесс управления и контроля за экономической ситуацией в республике;

- принятыми мерами удалось сформировать Перечень организаций, оказывающих значительное влияние на занятость и социальную стабильность в республике, в который вошли 116 организаций, создать систему мониторинга их финансовых показателей;

- фактором неопределенности управления экономическими процессами в республике выступает отсутствие пороговых показателей, при достижении которых необходимо реализовать комплекс мероприятий финансового (за счет республиканского бюджета РД) и налогового характера;

- субъекты МСП республики, имеющие право на получение субсидий, активно включились в механизм их получения. Суммы выплат в расчете на 1 субъект МСП составили 17 674 руб.

В целом можно отметить, что механизм субсидий, несмотря на малый размер, обеспечил на период карантина сохранение рабочих мест и социальную защиту субъектов МСП.

Но главный вывод из практики выдачи субсидий в масштабах страны заключается в том, что налогоплательщики поверили в институты государства, и деятельность в правовом поле есть важнейший фактор построения цивилизованного диалога власти и бизнеса. Особенно значим этот процесс для детенизации бизнес-сообщества республики.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ №434 «Об утверждении перечня отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной ин-

33

фекции» от 3 апреля 2020 г. (доп. №479 от 10 апреля 2020 г., №540 от 18 апреля 2020 г.).

2. Распоряжение Главы Республики Дагестан № 26-рг от 31 марта 2020 «Об образовании Оперативного штаба в целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Дагестан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».

3. Официальный интернет-портал ФНС России. - URL: https://: www.nalog.ru (дата обращения: 29.04.2020).

4. Официальный сайт Минэкономразвития РД. - URL: http://minec-rd.ru (дата обращения: 02.05.2020).

5. Официальный сайт УФНС России по РД. - URL: https://www.nalog.ru/ rn05 (дата обращения: 29.04.2020).

6. СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.05.2020).

УДК: 351.711 ББК 65.050.2

DOI 10.24411/2412-2025-2020-10035

Аскеров Низами Садитдинович - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства; заведующий кафедрой политэкономии, Дагестанский государственный университет

Askerov Nizami Saditdinovich - Ph.D in Economics, Associate Professor, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy; Head of the Department of Political Economy, Dagestan State University

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ

ИМУЩЕСТВОМ

METHODOLOGICAL ASPECTS OF MANAGEMENT EFFICIENCY STATE AND MUNICIPAL PROPERTY

^атья посвящена теоретическим и методологическим вопросам эффективности управления государственным и муниципальным имуществом. Рассмотрены различные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность государственных и муниципальных предприятий, а также показатели оценки эффективности управления публичной собственностью.

Выделены два вида эффективности управления публичной собственностью: социальная и экономическая. Анализируются показатели для оценки эффективности деятельности федеральных органов исполни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.