Научная статья на тему 'Анализ и оценка стабильности государственных финансов Российской Федерации в период пандемии и геополитических изменений'

Анализ и оценка стабильности государственных финансов Российской Федерации в период пандемии и геополитических изменений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственные финансы / консолидированный бюджет / федеральный бюджет / государственный долг / Фонд национального благосостояния / стабильность / дефицит / public finances / consolidated budget / federal budget / public debt / National Wealth Fund / stability / deficit

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фыок Тхинь Чан, Нгуен Минь Чан

В статье анализируется стабильность государственных финансов Российской Федерации в период с 2019 по 2024 г., охватывая влияние пандемии COVID-19 и геополитических изменений. Исследование основывается на данных о динамике консолидированного бюджета, государственного долга и Фонда национального благосостояния. Результаты показывают значительные колебания в доходах и расходах консолидированного бюджета, а также увеличение объема госдолга, при этом подчеркивается управляемость долговой нагрузки и эффективное использование ФНБ как инструмента стабилизации экономики. В заключении отмечается необходимость адаптации финансовой политики к новым вызовам для поддержания финансовой устойчивости и развития экономики. Исследование подчеркивает необходимость баланса между доходами и расходами и адаптации финансовой политики к новым экономическим условиям для обеспечения долгосрочного развития и благополучия населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and assessment of the stability of the public finances of the Russian Federation during the pandemic and geopolitical changes

The article analyzes the stability of the state finances of the Russian Federation during the period from 2019 to 2024, encompassing the impact of the COVID-19 pandemic and geopolitical changes. The research is based on data about the dynamics of the consolidated budget, state debt, and the National Wealth Fund. The results demonstrate significant fluctuations in the revenues and expenditures of the consolidated budget, as well as an increase in the volume of state debt, while emphasizing the manageability of the debt burden and the effective use of the National Wealth Fund as a tool for stabilizing the economy. The conclusion notes the necessity of adapting financial policy to new challenges in order to maintain financial stability and develop the economy. The study highlights the need for a balance between revenues and expenditures and the adaptation of financial policy to new economic conditions to ensure long-term development and the well-being of the population.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка стабильности государственных финансов Российской Федерации в период пандемии и геополитических изменений»

Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 141—148. Audit journal. 2024;(2):141—148.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-2-141 -148 NIION: 2017-0074-2/24-051

EDN: https://elibrary.ru/UVMTVN MOSURED: 77/27-021-2024-02-251

Анализ и оценка стабильности государственных финансов Российской Федерации в период пандемии и геополитических изменений

Фыок Тхинь Чан1, Нгуен Минь Чан2

1 2 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия

1 tranphuocthinh 14072001@gmail.com

2 trannguyenminh1410@gmail.com

Аннотация. В статье анализируется стабильность государственных финансов Российской Федерации в период с 2019 по 2024 г., охватывая влияние пандемии COVID-19 и геополитических изменений. Исследование основывается на данных о динамике консолидированного бюджета, государственного долга и Фонда национального благосостояния. Результаты показывают значительные колебания в доходах и расходах консолидированного бюджета, а также увеличение объема госдолга, при этом подчеркивается управляемость долговой нагрузки и эффективное использование ФНБ как инструмента стабилизации экономики. В заключении отмечается необходимость адаптации финансовой политики к новым вызовам для поддержания финансовой устойчивости и развития экономики. Исследование подчеркивает необходимость баланса между доходами и расходами и адаптации финансовой политики к новым экономическим условиям для обеспечения долгосрочного развития и благополучия населения.

Ключевые слова: государственные финансы, консолидированный бюджет, федеральный бюджет, государственный долг, Фонд национального благосостояния, стабильность, дефицит

Благодарности: авторы благодарят за помощь при написании статьи научного руководителя О.В. Староверову, доктора юридических наук, кандидата экономических наук, доцента, профессора РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Для цитирования: Чан Ф.Т., Чан Н.М. Анализ и оценка стабильности государственных финансов Российской Федерации в период пандемии и геополитических изменений // Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 141—148. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-141-148. EDN: https://elibrary.ru/UVMTVN.

FINANCE

Original article

Analysis and assessment of the stability of the public finances of the Russian Federation during the pandemic and geopolitical changes

Phuoc Thinh Tran1, Nguyen Minh Tran2

1 2 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

1 tranphuocthinh 14072001@gmail.com

2 trannguyenminh1410@gmail.com

Abstract. The article analyzes the stability of the state finances of the Russian Federation during the period from 2019 to 2024, encompassing the impact of the COVID-19 pandemic and geopolitical changes. The research is based on data about the dynamics of the consolidated budget, state debt, and the National Wealth Fund. The results demonstrate significant fluctuations in the revenues

© Чан Ф.Т., Чан Н.М., 2024

and expenditures of the consolidated budget, as well as an increase in the volume of state debt, while emphasizing the manageability of the debt burden and the effective use of the National Wealth Fund as a tool for stabilizing the economy. The conclusion notes the necessity of adapting financial policy to new challenges in order to maintain financial stability and develop the economy. The study highlights the need for a balance between revenues and expenditures and the adaptation of financial policy to new economic conditions to ensure long-term development and the well-being of the population.

Keywords: public finances, consolidated budget, federal budget, public debt, National Wealth Fund, stability, deficit Acknowledgements: the authors are grateful for the help in writing the article to scientific adviser O.V. Staroverova, doctor of law, candidate of economic sciences, associate professor, professor of Plekhanov Russian University of Economics.

For citation: Tran P.T., Tran N.M. Analysis and assessment of the stability of the public finances of the Russian Federation during the pandemic and geopolitical changes // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(2): 141—148. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-141-148. EDN: https://elibrary.ru/UVMTVN.

В последние годы Российская Федерация столкнулась с серьезными испытаниями, которые оказали заметное влияние на государственные финансы. Период пандемии СОУГО-19 и последующие геополитические изменения создали условия, требующие тщательного анализа и оценки стабильности финансовых показателей страны. Важность такого анализа обусловлена необходимостью понимания динамики и структуры консолидированного бюджета, государственного долга, Фонда национального благосостояния. Эти показатели напрямую влияют на финансовую устойчивость и стабильность государства, определяют его способность реагировать на внешние и внутренние шоки, а также играют важную роль в поддержании благополучия населения и формируют основу для долгосрочного социально-экономического развития.

В контексте текущих событий анализ и оценка этих показателей приобретают особую

актуальность, поскольку они отражают не только текущее состояние государственных финансов, но и перспективы развития Российской Федерации в условиях новой глобальной реальности. Понимание этих аспектов имеет ключевое значение для разработки стратегий управления государственными финансами в условиях новых вызовов.

В период с 2019 по 2023 г. доходы консолидированного бюджета Российской Федерации демонстрируют значительный рост (табл. 1), достигнув пика в 2021 г., когда они увеличились на 9912,7 млрд руб. (25,9%). Этот рост был обусловлен рядом факторов, включая увеличение федеральных доходов на 25,3 трлн руб., что на 35% превысило запланированные показатели. Основными двигателями роста стали повышение темпов роста экономики, высокие мировые цены на нефть, сокращение нормы сбережений домохозяйств, снижение международной мобильности населения во время пандемии и ускорение инфляции.

Таблица 1. Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных

внебюджетных фондов, млрд руб.

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г*

Доход, млрд руб. 39 497,6 38 205,7 48 118,4 53 073,8 59 073,5

Абсолютный прирост, млрд руб. — -1291,9 9912,7 4955,4 5999,7

Темп прироста к предыдущему году, % — -3,3 25,9 10,3 11,3

Расход, млрд руб. 37 382,2 42 503,0 47 072,7 55 182,0 62 983,9

Абсолютный прирост, млрд руб. — 5120,8 4569,7 8109,3 7801,9

Темп прироста к предыдущему году, % — 13,7 10,8 17,2 14,1

Дефицит (—) / профицит (+), млрд руб. 2115,3 -4297,3 1045,7 -2108,1 -3910,3

Абсолютный прирост, млрд руб. — -6412,7 5343,0 -3153,8 -1802,2

Темп прироста к предыдущему году, % — -303,1 -124,3 -301,6 85,5

* Данные по предварительной оценке Федерального казначейства. Источник: составлено и рассчитано авторами на основе [8].

Что касается расходов, наибольший прирост наблюдался в 2022 г., когда расходы федерального бюджета увеличились более чем на 6 трлн руб. [10]. Эти средства были направлены на поддержку населения, в том числе через

внеплановую индексацию пенсий, поддержку рынка труда, финансирование выплат на детей и субсидирование процентных ставок по кредитам для предпринимателей.

70000.0

х 60000,0

2 50000,0

I

Ц 40000,0

о

Й

£ 30000,0

^ 20000,0

о

и

^ 10000,0 0,0

■ я а 11

3000,0

2000,0 £ ч

1000,0 р

0,0

+

-1000,0 й

-2000,0 £ о

-3000,0 >-

-4000,0

-5000,0 гг

2019

2020

2021 Годы

| Доход

Расход

2022 2023

Дефицит (-^Профицит (+)

Рис. 1. Динамика консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов

за 2019-2023 гг., млрд руб. [8]

Анализ дефицита и профицита консолидированного бюджета показывает колебания от профицита в 2019 г. (2115,3 млрд руб.) к дефициту в последующие годы, с наибольшим падением в 2020 г. (-4297,3 млрд руб.) из-за увеличения расходов на фоне пандемии. В 2021 г. финансовое положение улучшилось, и профицит составил 1045,7 млрд руб., однако в 2022 и 2023 г. бюджет снова стал дефицитным, достигнув отметок в 2108,1 и 3910,3 млрд руб. (рис. 1). Согласно планированиям Минфина России и прогнозам экспертов [8], ожидается, что дефицит федерального бюджета будет продолжать расти в последующие годы, что, вероятно, окажет влияние на общую финансовую ситуацию и приведет к сохранению тенденции к дефициту консолидированного бюджета как минимум до 2025 г. Это подчеркивает необходимость баланса между доходами и расходами для стабилизации финансового состояния страны.

За пятилетний период наблюдения федеральный бюджет и консолидированный бюджет России трижды испытали дефицит из-за нехватки финансовых ресурсов для поддер-

жания оптимального уровня жизни населения и оборонной способности страны. [6] Таким образом, Правительство РФ прибегло к заимствованиям, в основном через выпуск эмиссии долговых ценных бумаг, чтобы управлять дефицитом и реализовать долгосрочные цели бюджетной политики России — обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, эффективно исполнять обязательства для поддержки модернизации экономики в эпоху четвертой промышленной революции [11].

В период с 2019 по 2023 г. объем государственного долга Российской Федерации значительно увеличился с 13 567,4 млрд руб. до 28 407,4 млрд руб., что отражает рост более чем в два раза (табл. 2). Самое большое увеличение было замечено в 2020 г., когда долг вырос на 6831,2 млрд руб. (50,4%). Такой рост долга стал ответом на необходимость финансирования бюджетного дефицита, вызванного пандемией и санкциями, и направлен был на стабилизацию экономики, поддержку бизнеса и населения [5; 6; 9].

Источник: составлено и рассчитано авторами на основе [1].

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Объем государственного долга 13 567,4 20 398,6 23 552,8 25 883,9 28 407,4

Объем государственного долга к ВВП, % 12,3 19,1 20,4 20,8 21,4

Абсолютный прирост, млрд руб. — 6831,2 3154,2 2331,1 2523,5

Темп прироста к предыдущему году, % — 50,4 15,5 9,9 9,7

В том числе по госгарантиям 1661,0 3489,2 3593,9 3681,8 3781,9

Отношение к ВВП, % 1,5 3,3 3,1 3,0 2,8

Абсолютный прирост, млрд руб. — 1828,2 104,7 87,9 100,1

Темп прироста к предыдущему году, % — 110,1 3,0 2,4 2,7

Отношение госдолга к ВВП увеличилось с 12,3% в 2019 г. до 21,4% в 2023 г. (рис. 2), что свидетельствует о росте долговой нагрузки, однако данный показатель остается в пределах приемлемых норм, что указывает на управляемость государственного долга в текущих условиях.

Относительно гарантированного долга государства его доля в ВВП немного снизилась с 3,3% в 2020 г. до 2,8% в 2023 г., что демонстрирует устойчивость и эффектив-

В период с 2019 по 2023 г. структура государственного долга Российской Федерации испытала заметные изменения, отражающиеся в росте внутреннего долга и относительном снижении доли внешнего долга в общем госдолге (табл. 3). Внутренний госдолг увеличился с 10 171,9 млрд руб. в 2019 г. до 22 946,9 млрд руб. в 2023 г., что демонстриру-

ность мер по управлению государственными гарантиями (рис. 2). Это снижение подтверждает, что, несмотря на увеличение общего объема госдолга, Российская Федерация сохраняет способность к его обслуживанию и погашению. Таким образом, отношение гарантированного долга к ВВП может рассматриваться как показатель финансовой устойчивости и доказательство того, что текущий уровень госдолга находится в безопасных рамках.

ет рост и доминирование, и также увеличение его доли в общей структуре долга с 75% до 80,8% [4]. Это увеличение особенно заметно в 2020 г., когда внутренний долг вырос на 5320,8 млрд руб. (52,3%), что стало самым значительным приростом за весь период. Увеличение можно объяснить стратегией Правительства РФ по замещению внешнего

Рис. 2. Динамика госдолга РФ и его отношение к ВВП за 2019—2023 гг., млрд руб. и % [1]

долга внутренним, что позволило решить проблему дефицита федерального бюджета и обеспечить финансирование необходимых государственных программ. Несмотря на рост внутреннего долга, эксперты считают,

что он остается устойчивым и не представляет существенных рисков для финансовой стабильности страны, благодаря чему Российская Федерация сохраняет способность к его обслуживанию [6].

Таблица 3. Структура государственного долга Российской Федерации за период 2019—2023 гг., млрд руб.

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутренний госдолг 10 171,9 15 492,7 18 315,3 20 519,2 22 946,9

%% к общему объему 75,0 75,9 77,8 79,3 80,8

В том числе по госгарантиям 840,5 1542,3 1572,3 1602,3 1632,3

Абсолютный прирост, млрд руб. — 5320,8 2822,6 2203,9 2427,7

Темп прироста к предыдущему году, % — 52,3 18,2 12,0 11,8

Внешний госдолг 3395,4 4905,9 5237,5 5364,6 5460,5

%% к общему объему 25,0 24,1 22,2 20,7 19,2

В том числе по госгарантиям 820,4 1946,9 2021,6 2079,5 2149,5

Абсолютный прирост, млрд руб. — 1510,5 331,6 127,1 95,9

Темп прироста к предыдущему году, % — 44,5 6,8 2,4 1,8

Источник: составлено и рассчитано авторами на основе [1].

В то же время внешний госдолг испытал менее динамичный рост, увеличившись с 3395,4 млрд руб. в 2019 г. до 5460,5 млрд руб. в 2023 г. Его доля в общем госдолге сократилась с 25% до 19,2%, что отражает ограниченный доступ России к международным финансовым рынкам из-за санкций и стратегическое направление на увеличение внутреннего долга [9; 11]. Тем не менее, управление внешним долгом также остается эффективным, и сокращение его доли в общей структуре долга свидетельствует о стремлении страны к снижению зависимости от внешних займов и укреплению финансовой независимости. Эти меры позволяют России сохранять устойчивость своего государственного долга и способность к его обслуживанию в условиях меняющегося глобального экономического ландшафта.

Фонд национального благосостояния (ФНБ) играет ключевую роль в обеспечении финансовой устойчивости России, выступая долгосрочным инструментом стабилизации и поддержки экономики. Являясь частью средств федерального бюджета, ФНБ используется для финансирования дефицита федерального

бюджета, помогая смягчить негативные последствия экономических колебаний [7; 12]. В последние два года ФНБ активно использовался для покрытия и поддержания баланса федерального бюджета, подчеркивая его значимость как финансового ресурса для страны (рис. 3).

За период с 2019 по 2023 г. объем ФНБ России значительно увеличился, достигнув 13 474,4 млрд руб. в конце 2023 г. (табл. 4). Наибольший прирост был зафиксирован в 2020 г., когда объем ФНБ увеличился на 4674,4 млрд руб. (60,1%).

Доля ФНБ в ВВП страны устойчиво превышает 10%, что свидетельствует о наличии значительной «подушки безопасности», способной смягчить экономические потрясения [7]. В конце 2022 г. Минфин России изменил структуру ФНБ, исключив евро, иены и фунты стерлингов и увеличив долю юаня до 60% и золота до 40%. Это решение отражает стремление России укрепить финансовую стабильность и адаптироваться к изменениям на международной арене, используя более устойчивые и ликвидные активы в условиях внешних санкций и экономических вызовов [2; 7].

| Объем ФНБ на конец года • к ВВП, % Рис. 3. Динамика ФНБ и его отношение к ВВП за 2019—2023 гг., млрд руб. и % [1] Таблица 4. Объем Фонда национального благосостояния за период 2019—2023 гг., млрд руб.

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Объем ФНБ на конец года 7773,1 12 447,5 12 487,3 12 638,2 13 474,4

%% ВВП 7,1 11,6 10,8 10,2 10,1

Абсолютный прирост, млрд руб. — 4674,4 39,8 150,9 836,2

Темп прироста к предыдущему году, % — 60,1 0,3 1,2 6,6

Источник: составлено и рассчитано авторами на основе [1].

Таким образом, комплексный анализ финансового состояния Российской Федерации за период с 2019 по 2023 г. показывает, что в целом государственные финансы оказались под значительным давлением, в частности, исполнение консолидированного бюджета испытывало значительные колебания, отражающие глобальные вызовы, включая пандемию и геополитические изменения. Несмотря на рост доходов, усиление расходных обязательств привело к формированию дефицита бюджета, особенно заметного в последние годы анализируемого периода.

Для стабилизации финансового положения и восстановления баланса между доходами и расходами Правительству РФ необходимо сосредоточить усилия на оптимизации бюджетных расходов, повышении эффективности государственных инвестиций и стимулировании экономического роста. Ключевым аспектом является реформирование налоговой системы для увеличения поступлений без ущерба для экономической активности, в том числе за счет расширения налоговой базы и улучшения эффективности налогового адми-

нистрирования. Кроме того, необходимо продолжить работу над оптимизацией государственных расходов, акцентируя внимание на повышении их эффективности и сокращении нецелесообразных трат. Важно стимулировать частные инвестиции и развитие внутреннего рынка, что способствует дополнительным доходам в бюджет и снижению зависимости от внешних факторов. Только сбалансированный подход, предусматривающий как стимулирование экономического роста, так и ответственное управление государственными финансами, позволит обеспечить долгосрочную стабильность финансовой системы страны.

За последние пять лет государственный долг Российской Федерации значительно увеличился, что стало следствием необходимости финансирования бюджетного дефицита на фоне пандемии и международных санкций. При этом наблюдается стратегическое смещение акцентов с внешних на внутренние заимствования, что обусловлено ограничениями на международных финансовых рынках и отражает усилия по укреплению финансовой независимости страны. Важно подчеркнуть,

что, несмотря на рост долговой нагрузки, управление госдолгом остается эффективным, что подтверждается устойчивостью финансовой системы России.

Однако увеличение объема госдолга влечет за собой риски для финансовой стабильности и требует активных действий по его контролю и оптимизации. В этом контексте крайне важно развивать и реализовывать меры по улучшению структуры государственного долга, снижению его стоимости и расширению базы потенциальных инвесторов. Для снижения рисков и улучшения управления госдолгом России необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях:

• улучшение качества бюджетного планирования и введение строгих лимитов на объем долговых обязательств;

• диверсификация источников финансирования за счет привлечения инвестиций в нефтегазовый сектор и развитие внутреннего рынка ценных бумаг;

• разработка и внедрение гибких инструментов государственного долгового управления, способных адаптироваться к меняющимся экономическим условиям;

• повышение прозрачности и ответственности в управлении госдолгом, что включает в себя регулярное опубликование актуальной информации о состоянии госдолга и его структуре [6].

ФНБ России демонстрирует значительный рост и укрепление финансовой устойчивости страны в период 2019—2023 гг., что особенно важно на фоне экономических вызовов, вызванных пандемией и геополитическими изменениями. Увеличение объема ФНБ и его доля в ВВП подтверждают эффективность мер, предпринятых Правительством РФ для стабилизации экономики. Однако для дальнейшего укрепления экономического потенциала и обеспечения устойчивого развития необходимо повысить эффективность управления активами ФНБ. Это включает в себя диверсификацию инвестиций, улучшение транспарентности и разработку стратегии использования средств фонда для поддержки социально значимых и экологически устойчивых проектов. Важно также продолжать адаптацию финансовой политики к меняющимся внешним условиям, учитывая текущие геополитические риски. Активные инвестиции через ФНБ могут способствовать модернизации национальной экономики и повышению ее

конкурентоспособности на мировом рынке [3; 7; 11].

Список источников

1. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_364178/) (дата обращения: 29.02.2024).

2. Багратуни К.Ю., Намитулина А.З., Мальцева В.А. Особенности функционирования Фонда национального благосостояния в современных экономических условиях // Банковское дело. 2023. № 4. С. 43-46. EDN MTNFSZ.

3. Денисова Е.А. Использование Фонда национального благосостояния для экономического роста России: проблемы и пути решения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 5-1 (80). С. 242-245. DOI 10.24412/2500-1000-2023-51-242-245. EDN MVKNUO.

4. Загребина А.А., Головкова Е.А. Государственный долг как угроза экономической безопасности Российской Федерации // Вектор экономики. 2023. № 12 (90). EDN HTPHHU.

5. Каирова Ф.А., Коцоева М.М., Цаллаев Ф. Т. Оценка государственного долга Российской Федерации на современном этапе // Управленческий учет. 2022. № 3-3. С. 515-520. DOI 10.25806/uu3-32022515-520. EDN FWWGFN.

6. Мулендеева Л.Н. Государственный долг Российской Федерации: современное состояние и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2024. № 1 (162). С. 398-400. DOI 10.34925/EIP.2024.162.1.071. EDN YQYISP.

7. Намитулина А.З., Ломака В.А. Особенности и условия восполнения резервов Фонда национального благосостояния в текущем периоде // Банковское дело. 2023. № 12. С. 56— 58. EDN SYNDTY.

8. Официальный сайт Министерства финансов РФ // URL: https://minfin.gov.ru/ru/ ministry/ (дата обращения: 29.02.2024).

9. Попов Ю.А. Актуальное состояние и тенденции изменения внутреннего и внешнего государственного долга РФ // Вектор экономики. 2023. № 2 (80). EDN WBQDHQ.

10. Соколов И.А., Казакова Ю.Е. Федеральный бюджет: итоги 2022 г. и перспективы на 2023 г. // Экономическое развитие России. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/federalnyy-byudzhet-itogi-2022-g-i-perspek-tivy-na-2023-g (дата обращения: 29.02.2024).

11. Соловьева Е.А. Государственный долг в условиях современных вызовов // Актуальные вопросы современной экономики. 2023. № 4. С. 319-326. EDN HNGCVT.

12. Тюрина Ю.Г, Вахромов Н.Д. Ключевые особенности управления Фондом национального благосостояния России в современных условиях // Управленческий учет. 2022. № 12-4. С. 1181-1190. DOI 10.25806/uu12-420221181-1190. EDN FHLDHN.

References

1. The main directions of budget, tax and customs tariff policy for 2021 and for the planning period 2022 and 2023 (approved by the Ministry of Finance of the Russian Federation) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_364178/) (date of application: 02/29/2024).

2. Bagratuni K.Yu, Namitulina A.Z., Maltse-va V.A. Features of the functioning of the National welfare in modern economic conditions // Banking. 2023. No. 4. pp. 43-46. EDN MTNFSZ.

3. Denisova E.A. Using the National Welfare Fund for Russia's economic growth: problems and solutions // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2023. No. 5-1 (80). pp. 242-245. DOI 10.24412/2500-1000-2023-51-242-245. EDN MVKNUO.

4. Zagrebina A.A., Golovkova E.A. Public debt as a threat to the economic security of the Russian Federation // Vector of Economics. 2023. № 12 (90). EDN HTPHHU.

5. Kairova F.A, Kotsoeva M.M., Tsallaev F.T. Assessment of the state debt of the Russian Federation at the present stage // Managerial ac-

counting. 2022. No. 3-3. pp. 515-520. DOI 10.25806/uu3-32022515-520. EDN FWWGFN.

6. Mulendeeva L.N. The state debt of the Russian Federation: current state and prospects // Economics and entrepreneurship. 2024. No. 1 (162). pp. 398-400. DOI 10.34925/EIP.2024. 162.1.071. EDN YQYISP.

7. Namitulina A.Z., Lomaka V.A. Features and conditions of replenishment of reserves of the National Welfare Fund in the current period // Banking. 2023. No. 12. pp. 56-58. EDN SYNDTY.

8. Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation // URL: https:// min-fin.gov.ru/ru/ministry / (date of reference: 02/29/2024).

9. Popov Yu.A. The current state and trends in the internal and external public debt of the Russian Federation // Vector of Economics. 2023. № 2 (80). EDN WBQDHQ.

10. Sokolov I.A., Kazakova Yu.E. Federal budget: results of 2022 and prospects for 2023 // Economic development of Russia. 2023. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fede-ralnyy-byudzhet-itogi-2022-g-i-perspektivy-na-2023-g (date of reference: 02/29/2024).

11. Solovyova E.A. State debt in the context of modern challenges // Topical issues of modern economics. 2023. No. 4. pp. 319—326. EDN HNGCVT.

12. Tyurina Yu.G, VakhromovN.D. Key features of the management of the National Welfare Fund of Russia in modern conditions // Managerial accounting. 2022. No. 12-4. pp. 1181—1190. DOI 10.25806/uu12-420221181-1190. EDN FHLDHN.

Информация об авторах

Ф.Т. Чан — студент Высшей школы финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова;

Н.М. Чан — студент Высшей школы экономики и бизнеса Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Information about the authors P.T. Tran — Student of Higher School of Finance, Plekhanov Russian University of Economics; N.M. Tran — Student of Higher School of Finance, Plekhanov Russian University of Economics.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.03.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 15.03.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 15.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.