Научная статья на тему 'Анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия'

Анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2456
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эргардт Ольга Ивановна, Блудова Наталья Анатольевна

В статье представлены анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия. В результате проведенного анализа предприятие может выполнить ряд мероприятий для повышения своей инвестиционной привлекательности и добиться большего соответствия требованиям инвестора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия»

УДК 330.322

Ольга Ивановна Эргардт

(кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Алтайского государственного университета, г. Барнаул) Наталья Анатольевна Блудова (кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Ключевые слова: оценка инвестиционной привлекательности, экономический потенциал предприятия, источники финансирования хозяйственной деятельности организации.

Существующие подходы к сущности инвестиционной привлекательности предприятия можно систематизировать и объединить в четыре группы по следующим признакам:

1) инвестиционная привлекательность как условие развития предприятия. Инвестиционная привлекательность предприятия - состояние его хозяйственного развития, при котором с высокой долей вероятности в приемлемые для инвестора сроки инвестиции могут дать удовлетворительный уровень прибыльности или может быть достигнут другой положительный эффект;

2) инвестиционная привлекательность как условие инвестирования. Инвестиционная привлекательность - это совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в основной капитал;

3) инвестиционная привлекательность как совокупность показателей. Инвестиционная привлекательность предприятия - совокупность экономических и финансовых показателей предприятия, определяющих возможность получения максимальной прибыли в результате вложения капитала при минимальном риске вложения средств;

4) инвестиционная привлекательность как показатель эффективности инвестиций. Эффективность инвестиций определяет инвестиционную привлекательность, а инвестиционная привлекательность - инвестиционную деятельность. Чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и масштабнее - инвестиционная деятельность, и наоборот [1].

Таким образом, инвестиционная привлекательность предприятия - это индикатор совокупной ценности предприятия, представляющий собой набор объективных и субъективных характеристик, необходимых для удовлетворения интересов всех участников инвестиционного процесса и позволяющий охарактеризовать его перспективность и учитывающий совокупное влияние факторов.

Инвестиционная привлекательность характеризуется не только устойчивостью его финансового состояния, уровнем финансовых результатов, но и конкурентоспособностью выпускаемой продукции, степенью рискованных вложений, возможностью активизации инновационной деятельности, менеджментом и имиджем предприятия. Все эти элементы необходимо учитывать при оценке инвестиционной привлекательности предприятия наряду с внутренними показателями [2]. Поэтому для оценки влияния внешних и внутренних факторов предлагается использовать совокупность показателей, объединенных в семь групп: оценка области деятельности организации и рынка выпускаемой продукции, анализ экономического потенциала предприятия, анализ источников финансирования хозяйственной деятельности организации, анализ и оценка финансовых результатов деятельности организации, анализ организационно-управленческой базы, оценка репутации организации и ее менеджмента, анализ объема, структуры и стабильности денежных потоков организации. Для определения этих показателей можно использовать балльную оценку, вариация изменения которой находится в диапазоне от 1 до 3, а затем по средней геометрической выводится оценка инвестиционной привлекательности.

Таблица 1

Оценка области деятельности организации и рынка выпускаемой продукции

Состояние и интервалы значений Шкала

Показатели

оценки

Сегмент и доля рынка Организация является одним из лидеров рынка. 3

Организация имеет среднюю долю рынка. 2

Организация имеет незначительную долю рынка 1

Чувствительность про- Продукция имеет низкую чувствительность спроса (товары пер-

дукции к изменениям вой необходимости). 3

конъюнктуры, ценовым Продукция имеет среднюю чувствительность. 2

и неценовым факторам Продукция имеет высокую чувствительность (в результате из-

спроса менений моды, цен на продукцию и других факторов) 1

Уровень цен Цены соответствуют рыночным, применяемая ценовая политика

стимулирует сбыт. 3

Цены в целом соответствуют рыночным, но ценовая стратегия

отсутствует. 2

Цены выше рыночных, обоснование цен отсутствует 1

Конкурентная среда Конкуренции практически нет (низкая - менее 5 организаций,

заемщик является монополистом). 3

Конкуренция имеет средний уровень (от 5 до 10 конкурентов). 2

Число конкурентов высоко (от 10 и больше) 1

Наличие в отрасли и Нет зарубежных компаний-конкурентов. 3

регионе зарубежных Имеются зарубежные компании-конкуренты с уровнем техно-

компаний-конкурентов логий соответствующих технологиям анализируемого пред-

приятия. 2

Имеются зарубежные компании-конкуренты с более совершен-

ными технологиями производства и продаж 1

Репутация предприятия все чаще рассматривается как важный нематериальный актив организации, влияющий на ее рыночную стоимость, т.е. из неосязаемого понятия репутация превращается в финансовую составляющую.

Немаловажное влияние на репутацию оказывает кредитная история заемщика, где указана вся информация об исполнении заемщиком своих обязательств [3].

Таблица 2

Оценка репутации организации и ее менеджмента

Состояние и интервалы значений Шкала

Показатели

оценки

1 2 3

Кредитная история Положительная репутация по всем предыдущим обязательствам

организации перед заемщиком. 3

Несущественные нарушения при погашении заемщиком обяза-

тельств в прошлых периодах или отсутствие кредитной истории. 2

Негативная кредитная история по предыдущим контактам с

организацией 1

Оценка организации Высокая репутация, четкое соблюдение всех сроков поставки,

поставщиками, оплаты. 3

потребителями Отдельные нарушения в соблюдении сроков оплаты, не носящие

и другими участниками регулярный характер, а также соблюдение отдельных норм и

рынка правил. 2

(деловая репутация) Систематическое несоблюдение сроков оплаты, нарушение орга-

низацией установленных правил 1

Окончание таблицы 2

1 2 3

Личные качества топ- Высокий авторитет у руководителей в бизнес-сообществе

менеджеров компании (в случае необходимости лично вступают в переговоры

по поводу корректировки сроков или условии выполнения 3

обязательств).

Хорошие профессиональные качества, знание современных

методов производственного и финансового менеджмента, 2

но небольшая известность в бизнес-сообществе.

Неизвестные бизнес-сообществу лица, руководитель

без серьезных навыков административной работы и опыта 1

получения кредитных ресурсов

Таблица 3

Анализ экономического потенциала предприятия

Состояние и интервалы значений Шкала

Показатели

оценки

Производительность Высокая, соответствует среднеотраслевым показателям. 3

труда Средняя, тенденции роста незначительны. 2

Ниже среднеотраслевой 1

Коэффициент износа Менее 20%. 3

активной части От 20 до 50%. 2

основных средств Более 50% 1

Материалоотдача Соответствие среднеотраслевому уровню и даже несколько

продукции выше, чем у основных конкурентов. 3

Соответствие уровню основных конкурентов. 2

Значительно ниже среднеотраслевого уровня 1

Уровень инновационной Организация систематически занимается освоением и преобра-

активности зованием научных знаний в новые виды продукции, использова-

ние инновационных достижений в различных технологических

процессах. 3

Организация только начинает освоение инновационных дости-

жений, пока не внедрила их в производство продукции. 2

Бизнес организации находится в той области, где возможно ис-

пользование инновационного потенциала, но она этого не делает 1

Наличие и использова- Организация обладает и использует информацию, дающую ей

ние информации, преимущества перед другими. 3

дающей ей преимуще- Организация не полностью использует свои информационные

ства перед другими преимущества. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация не обладает такой информацией, в то время как

конкуренты владеют ею 1

Анализ экономического потенциала предприятия является важной составляющей общей характеристики предприятия.

Для того чтобы рационально организовать финансовую деятельность, повысить эффективность управления финансовыми ресурсами, предприятию необходимо проводить финансовый анализ данных ресурсов. Близость коэффи-

циента концентрации собственного капитала к единице говорит о сдерживании темпов развития предприятия [4]. Отказавшись от привлечения заемного капитала, организация лишается дополнительного источника финансирования прироста активов (имущества), за счет которых можно увеличить доходы. Вместе с тем это уменьшает риски ухудшения финансовой

состоятельности в случае неблагоприятного развития ситуации. Высокое значение коэффициента маневренности и его устойчивый рост положительно характеризуют финансовое состояния организации, а также свидетельствуют о том, что менеджмент организации доста-

точно гибко использует собственные средства. Снижение коэффициента оборачиваемости заемного капитала говорит о бездействии части заемного капитала. Средневзвешенная цена капитала должна превышать рентабельность совокупных активов.

Таблица 4

Анализ источников финансирования хозяйственной деятельности организации

Показатели Состояние и интервалы значений Шкала оценки

Коэффициент концен- Свыше или равен 60%. 3

трации собственного От 20 до 60%. 2

капитала компании Менее 20% 1

Коэффициент Свыше 30%. 3

маневренности От 10 до 30%. 2

собственного капитала Менее 10% 1

Коэффициент Значительно вырос за анализируемый период. 3

оборачиваемости Почти не изменился в анализируемом периоде. 2

заемного капитала Уменьшился в анализируемом периоде 1

Таблица 5

Анализ и оценка финансовых результатов

деятельности организации

Показатели Состояние и интервалы значений Шкала оценки

Структура доходов Доходы от основной деятельности занимают > 90%. 3

по видам деятельности Доходы от основной деятельности занимают от 50 до 90%. Доходы от основной деятельности занимают < 50% 2

Рентабельность продаж Выше среднеотраслевого уровня. 3

Соответствует среднеотраслевому уровню. 2

Ниже среднеотраслевого уровня 1

Рентабельность активов Свыше 40%. 3

От 15 до 40%. 2

Менее 15% 1

Соотношение прибыли Значительно выросла за отчетный период. 3

до налогообложения Почти не изменилась за отчетный период. 2

и выручки Значительно уменьшилась за отчетный период 1

Уровень налоговых пла- Значительно снизился за отчетный период. 3

тежей в выручке Существенно не изменился за отчетный период. 2

от продаж Значительно вырос за отчетный период 1

Организационная структура предприятия специфике бизнеса и оперативно отвечать на по своим параметрам должна соответствовать разные вызовы внешней среды.

Таблица 6

Анализ организационно-управленческой базы

Состояние и интервалы значений Шкала

Показатели

оценки

Качественный состав Существенных изменений не произошло, информация

акционеров (собственников) о собственниках и аффилированных лицах полностью

раскрыта. 3

Изменился собственник значительного пакета акций,

информация о собственниках и аффилированных лицах

полностью раскрыта. 2

Изменился собственник, обладающий практически пол-

ным контроле, и/или не полностью раскрыта информа-

ция о собственниках и аффилированных лицах 1

Возможность акционеров Ни один из собственников не имеет возможности едино-

(собственников) влиять лично выносить вопросы на повестку собрания акцио-

на политику организации неров, не имеет единоличного влияния при назначении

руководящих лиц. 3

Один собственник (группа собственников) имеет своих

представителей в совете директоров, может иницииро-

вать созыв собрания акционеров, включать вопросы в

повестку дня. 2

Один собственник (группа собственников) имеет боль-

шинство представителей в совете директоров, может

единолично определять состав исполнительных органов 1

Место компании в группе Не входит в холдинг или является головной организа-

компаний (холдинге) цией холдинга. 3

Является одним из ключевых участников холдинга. 2

Является второстепенным участником холдинга 1

Успехи менеджмента компании Высокие, организация существенно улучшила социаль-

ные, производственные и финансовые показатели. 3

Средние, основные показатели изменились незначительно. 2

Низкие, основные социальные, производственные и фи-

нансовые показатели ухудшились 1

Текучесть кадров Низкая, в организации устойчивый коллектив. 3

Средняя, менеджмент меняется несущественно. 2

Высокая, в том числе высшего и среднего звена менед-

жмента 1

Организационная структура По всем параметрам соответствует бизнесу и специфике

организации. 3

Имеются недостатки в организационной структуре. 2

Не соответствует бизнесу организации и современным

условиям экономической среды 1

Наличие системы планирования Организация занимается стратегическим планированием,

активно осуществляет бизнес-планирование и бюджети-

рование, в процессе обоснования управленческих реше-

ний используется прогнозная финансовая информация. 3

На предприятии осуществляются только отдельные про-

цедуры тактического планирования, не осуществляется

бюджетирование будущей деятельности. 2

Как таковой системы плановой работы не проводится 1

Таблица 7

Анализ объема, структуры и стабильности денежных потоков организации

Состояние и интервалы значений Шкала

Показатели

оценки

Равномерность (цикличность Производство не носит сезонный характер, денежный

и сезонность) поступления поток равномерный. 3

и расходования денежных Производство имеет сезонный характер, в сезонном

средств цикле денежные потоки равномерны. 2

Отсутствует равномерность в поступлении и расходо-

вании денежных средств 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели структуры Чистый денежный поток от операционной, инвестици-

денежного потока онной и финансовой деятельности положительный. 3

Чистый денежный поток от операционной деятель-

ности положительный, однако были единичные случаи

недостатка его величины для покрытия обязательств

организации и покрытия чистых денежных потоков от

финансовой и инвестиционной деятельности. 2

Величина чистого денежного потока от операционной,

инвестиционной и финансовой деятельности недоста-

точна для покрытия обязательств организации 1

Коэффициент покрытия Существенно больше 1,00. 3

обязательств денежными От 1,00 до 1,1. 2

потоками 1,00 и меньше 1

Денежные потоки организации должны быть стабильны, даже если предприятие носит сезонный характер.

Следующим этапом является расчет среднего геометрического значения показателя инвестиционной привлекательности предприятия, где значение показателя от 3 до 2 говорит о высокой инвестиционной привлекательности предприятия, от 2 до 1 - инвестиционная привлекательность средняя, но потенциал есть; меньше 1 - предприятие не привлекательно с точки зрения инвестиций. Недостатком балльной оценки вообще и инвестиционного потенциала пред-

приятия в частности является ее относительная субъективность, особенно в том случае, когда оценивается качественный показатель без количественной характеристики. В предлагаемой методике этот недостаток сглаживается тем, что баллов всего три, и это позволяет достаточно точно определить уровень инвестиционной привлекательности предприятия [5].

В результате проведенного анализа предприятие может провести ряд мероприятий для повышения своей инвестиционной привлекательности и добиться большего соответствия требованиям инвестора.

Библиографический список

1. Санникова, И.Н. Риски реального сектора экономики в контексте региональной экономической безопасности / И.Н. Санникова, Т. А. Рудакова, Э.В. Татарникова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - №20 (305). - С. 2-12.

2. Сапрыкина, Е.В. Информационно-консультационная деятельность в АПК Алтайского края / Е.В. Сапрыкина // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2007. - №6 (32). - С. 71-74.

3. Троцковский, А.Я. Пространственное развитие экономики Алтайского края: традиционные и инновационные инструменты / А.Я. Троцковский, Ю.Ю. Наземцева // Проблемы инновационного управления экономикой регионов Сибири : сборник научных трудов / под ред. А.С. Новосёлова, В.Е. Селиверстова. - Новосибирск : Ин-т экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2015. - С. 82-115.

4. Шваков, Е.Е. Анализ инвестиционной сферы Алтайского края / Е.Е. Шваков // Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития : материалы 6-й Международной научно-практической конференции / под общ. ред. И.К. Мищенко, В.Г. Притупова. - Барнаул : Азбука, 2014. - С. 35-39.

5. Эргардт, О.И. Особенности анализа финансовой устойчивости организации в условиях инфляции / О.И. Эргардт, Н.А. Блудова // Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита : материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Е.М. Сорокиной. - Иркутск : [Б. и.], 2014. - С. 191-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.