Научная статья на тему 'Анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия'

Анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
644
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиционная привлекательность / оценка инвестиционной привлекательности предприятия / факторы инвестиционной привлекательности предприятия / модель оценки / investment attractiveness / assessment of the investment attractiveness of an enterprise / factors of an investment attractiveness of an enterprise / valuation model

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хубиева Мариям Джатдаевна, Текеева Халимат Эльмурзаевна

Раскрыто содержание методики анализа и оценки инвестиционной привлекательности промышленного предприятия. Использование предлагаемого алгоритма действии позволяет принять обоснованное управленческое решение по формированию инвестиционной программы развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the methodology for analyzing and evaluating the investment attractiveness of an industrial enterprise is disclosed. Using the proposed algorithm of actions allows you to make an informed management decision on the formation of the investment program of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия»

Анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия

Ь Л московский

■р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 4J ЖУРНАЛ

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15108 Хубиева Мариям Джатдаевна,

магистрант, СКГГТА «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», г.Черкесск, [email protected]

Текеева Халимат Эльмурзаевна, к.э.н., доцент, СКГГТА «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», г.Черкесск, [email protected]

Khubieva Mariyam Dzhatdaevna, master student, North-Caucasian State Academy of Humanities and Technology, g.Cherkessk, [email protected]

Tekeeva Khalimat Elmurzaevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, North-Caucasian State Academy of Humanities and Technology, g.Cherkessk, [email protected]

Аннотация. Раскрыто содержание методики анализа и оценки инвестиционной привлекательности промышленного предприятия. Использование предлагаемого алгоритма действии позволяет принять обоснованное управленческое решение по формированию инвестиционной программы развития предприятия.

Summary. The content of the methodology for analyzing and evaluating the investment attractiveness of an industrial enterprise is disclosed. Using the proposed algorithm of actions allows you to make an informed management decision on the formation of the investment program of the enterprise.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, оценка инвестиционной привлекательности предприятия, факторы инвестиционной привлекательности предприятия, модель оценки.

Key words: investment attractiveness, assessment of the investment attractiveness of an enterprise, factors of an investment attractiveness of an enterprise, valuation model.

Для того чтобы определить инвестиционную привлекательность предприятия нужно учесть финансовую стабильность предприятия, уровень финансовых результатов, конкурентоспособность продукции, степень рискованности инвестиций, возможность активизации инноваций, управление и имидж предприятия. Все эти элементы должны учитываться при оценке инвестиционной привлекательности предприятия (ИПП), который может быть установлен во время выполнения шагов, представленных в статье (рисунок) [1].

1 этап

Vie тодр 1 ка а н ал из эор га низа -ционно-itxH ячеек их, социальны* условий производства, качества менеджмента и рыночной среды

Опенка ИПП

Oj )ределенке стратеги веских возможностей предприятия

Фор ми рока ни е инвестиционной ст ра.-

ТСПШ

2 этап

Методика ЭКОПрСсе-ди агноСТи ки пред при srri i ii

этап

А нал из игра ei и ч e-ний, «просеивание» предприятий, формирование вуэКОГО СПИСКЕ»

Формнрова мне ин-

ВССЩИРННОЙ

Программы

Методика расчета интегрального коэффициента и пи 11 щииннум привдека- TtijrbHOeTH 1 iptMLLpiLH Mill НН- тегрдлыюго Улучшение поьа-заигле^, (]к>рчл-ру ющлч И 1 II \ Разработка рекомендации по ло-.....тению mill

Рисунок 1 - Элементы опенки ИПП Для стратегического инвестора принципиально важно создавать стратегические возможности и формировать инвестиционную стратегию для предприятия, что позволяет ему оценивать перспективы дальнейшего развития хозяйствующего субъекта. Эта задача решена на этапе 1 «Анализ организационно-технических, социальных условий производства, качества управления и рыночной среды».

Для реализации этого этапа рекомендуется использовать в качестве исходной информации набор показателей, объединенные в четыре группы: организационные и технические условия; социальные условия; рыночная среда; качество управления, которое

считается стратегическим инвестором в качестве гарантии принятия решений по управлению качеством.

Чтобы определить эти показатели, можно применять оценку варьирующую от 1 до 3, а затем оценка инвестиционной привлекательности получается из среднего геометрического значения.

Таблица I - Опенка ооластк деятельности организации у. рынка зъптускаемэи продукции

Показатели Состояние у. интервалы жаченнн ШЕ:а,та

оценки

Сегмент н дояя рь::-:::з Организация занимает лидируилгее нвНв из 3

рынке

Организация влацгет средней допей рынка 2

Организация владеет незначительной долей :

рынка

ЧуБСТВИГЕ-ЛЪНОСГЪ Продукта сбладакт низкой чувсгЕнгеин-эстью к 3

яро^тщин Е ]J \ M[THTE{[LTM[ спросу (товары первой необходимости}.

конъюнктуры ЦеНОВЫМ II Продукта обладают средней чуъстшгтепъиостыо. 2

нещенозъсм факторам Продукта обладают высокой чуъсгЕстельностьео :

спроса (е результате изменений е а:оде. ^еках на продукты

ы лрупм факторов)

Ургиень цен Цень: соответствуют рыночным. призЕеняеиая 3

ценовая политика стимулирует продажи.

Цены е целом соответствуют рыночные: ценам. 2

но нет ценовой стратегии.

Цень: ьытде рь=-:очных цен не являются :

раз;л:ными.

Конкурентная срела Конкуренции Егракпгэеокц нет {низкая - менее f 3

организаций. заамплси - монополист).

Конкурс насеет средний уреЕень (sn ро 10 2

участников).

Количество кснкурент[)Е велико (10 и более) :

НаличЕсе в отрасли н Нет нносгранньт конкурентов. 3

регионе зарубежных Есть зэруоелзтые ЕООЕШл-рпруюлдае компании. 2

z омшшш- кснкур енто в технологический уровень которые соответствует

технологии аналпзвгруемон компании.

Есть иностранные коЕСЕ^урирутоЕцие коилании о :

более продЕннугьдЕК гекнологпями производства н

продаж.

Имидж компании все чаще рассматривается как важный нематериальный актив организации, влияющий на ее рыночную стоимость, то есть, исходя из нематериального понятия, репутация превращается в финансовый компонент.

Кредитная история заемщика, где показана вся информация о выполнении заемщиком обязательств имеет значительное влияние на репутацию предприятия [3].

Таблица 2 - Оценка рещтации организации и ее управления

Показатели Состояние и интервалы значений Шкала

оценки

Кредитная история Положительная репутация по всем предыдущим 3

организации обязательствам перел заемщиком.

Незначительные нарушения при погашении 2

заемщиком обязательств в предьцг^тцие периоды

или отсутствие кредитной истории.

Отрвдательная кредитная история предыдущих 1

контактов с организацией

Оценка организации Высокая репутация, строгое соблюдение всех 3

постав пщыын, сроков доставки, оплата.

потребителями Определенные нар^тпеюш в ооответствш1 с 2

и другими участниками условиями оплаты, которые не являются

рынка регулярными, а также соблюдение определенных

(деловая репутация) правил и положений.

Систематическое несоблюдение условий оплаты. 1

нарушение организацией установленных правил

Личные качества топ- Высокий престиж среди менеджеров е бизнес- 3

менеджеров компании сообществе (при необходимости онн лично

Бстутиют б переговоры с корректировке условий

выполнения обязательств).

Хорошие профессиональные навыки, знание 2

современных методов управления производством и

финансами, но мало заметного в сизнес-сосбществе.

Неизвестные лица для бизнес-сообшества. лидер 1

Таблица 2 показывает влияние различных показателей на репутацию хозяйствующего субъекта, что значительно влияет на его финансовое положение и инвестиционную привлекательность.

Таблица 3- Анализ экономического потенциала предприятия

Показатели Состояние и интервалы значений Шкала оценки

Производительность Высокий, соответствует среднему по отрасли. 3

труда Средине тенденции роста незначительны. 2

Ниже среднего по отрасли 1

Коэффициент Менее 20%.

износа активной части От 20 до 50%. 2

основных средств Более 50% 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материалоотдача Соответствие среднему отраслевому уровню и 3

продукции даже несколько выше, чем у основных конкурентов.

Соответствие уровню основных конкурентов. 2

Намного ниже среднего по отрасли 1

Уровень Организация регулярно занимается разработкой и

инновационной преосразовалием научных знаний в новые виды

активности продукции, а также использованием инновационных достижений в различных технологических процессах.

Организация только начинает осваивать 2

инновационные достижения, пока не внедрила их в

производство.

Бизнес организации расположен в той области, где 1

можно использовать инновационный потенциал, но

зто не так.

Наличие и Организация владеет и использует информацию,

использование которая дает ей преимущество над другими.

информации, Организация не в полной мере использует свои 2

лающей ей информационные преимущества.

преимущества перед Организация не сбладает такой информацией, а 1

другими конкуренты владеют ею.

Полученные баллы для каждой из четырех групп индикаторов суммируются и, принимая во внимание результирующий балл, используется соответствующее управленческое решение, которое используется для дальнейшего анализа ИПП.

Таблица 4 -Резу льтаты первого зтапа анализа ШШ

Подученные с^гмиы балов Принимае мое значение ОЯ.ТППТ! Вывод для инвестора Управленческое решение

п У* а 5 .=1 5 Предприятие имеет возможности для своего стратегического развития Оценка жспресс-диагностики пред-

п 0 < У ^ < 5 Г = 1 Предприятию необходима устранить «рае» места Разработка мероприятий по устранению «узких» мест

П .=1 0 Воамолснссти стратегического развития предприятия сомнительны Инвестирование

Таким образом, на этапе 1 можно уменьшить список анализируемых в дальнейшем предприятий.

Для предприятий, имеющих сумму балов г' ~ 5 или 0 ^ < выполняется этап 2 «Экспресс-диагностика предприятий», на котором анализируется две группы финансовых показателей.

Первая группа объединяет показатели платежеспособности предприятий. Используя эти показатели, используя метод коэффициентов, можно косвенно оценить вероятность возврата инвестиций, вложенных инвестором средств , в соответствии со следующим алгоритмом:

- формируется выборка данных финансовой отчетности предприятий и рассчитываются основные финансовые коэффициенты.

- рассчитываются коэффициенты корреляции () между финансовыми коэффициентами:

г если ^>0,7 -между финансовыми коэффициентами существует определенная взаимосвязь, то есть дублирующаяся информация, характеризующая финансовое состояние предприятия;

У если

— между финансовыми коэффициентами существует слабая связь;

У если 0,3 — связь между коэффициентами отсутствует.

Результаты корреляционного анализа показали, что для экспресс-анализа диагностики предприятия целесообразно использовать показатели, характеризующие его платежеспособность, с весовыми коэффициентами, предложенными в таблице 5.

Таблица 5 - Весовые коэффициенты показателей, определяющих платежеспособность предприятия

Показатели Весовые коэффициенты

1. Коэффициент текущей ликвидности, 0,40

2. Коэффициент абсолютной ликвидности, Кг 0,15

3. Коэффициент автономии. 0,30

4. Коэффициент финансовой устойчивости, Л'4 0,15

Определяется рейтинг Ш, характеризующий платежеспособность предприятия

Втора группа показателей объединяет показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятий, с помощью которых можно косвенно установить возможность получения прибыли.

Высокая рентабельность является основным критерием ИПП, поскольку только из чистой прибыли компания может погашать заемные денежные и другие средства. Таким образом, для урегулирования финансовые отношения с кредитором (инвестором) предприятие должно получать средства, равные, как минимум, займу и проценты на обслуживание этого займа в сроки, установленные договором между инвестором и предприятием.

Для экспресс-анализа диагностики предприятия целесообразно использовать показатели с указанными весовыми коэффициентами для каждого из них (табл. 5).

Таблица б - Весовые коэффициенты показателей, определяющих платежеспособность

предприятия

Показатели Весовые коэффициенты

1. Норма доходности на капитал^ 0,40

2. Обща рентабельность отчетного года, Р2 0,30

3. Рентабельность основной деятельности, Р3 0,20

4. Рентабельность активов. 0,10

Определяется рейтинг , характеризующий эффективность деятельности предприятия (табл. 6)

(2) Д2 = 0.40^ +- 0.30Р2 + 0.20Р3 + 0.10Р4.

Учитывая, что рейтинги, характеризующие платежеспособность и эффективность предприятия, наиболее важны для принятия управленческими решениями инвесторов, итоговый рейтинг предприятия (Я), который можно определить по формуле:

Выводы об ИПП по результатам экспресс-диагностики можно сделать, используя данные таблицы.

Выполненные в ходе экспресс-диагностики исследования помогают уточнить ценность отдельных показателей, которые характеризуются количественными характеристиками. Однако окончательное решение может быть принято инвесторами только после того, как компания оправдает конкретные инвестиционные решения, направленные на обеспечение устойчивого экономического развития. Именно поэтому в рамках предлагаемого интегрированного подхода экспресс-диагностика предприятия должна быть дополнена оценкой всех показателей, составляющих ИПП.

Таблица 7- Результаты экспресс-диагностики

Значение Характеристика Группа предприятий

рейтннгово

Экономическое состояние предприятия е Предприятие

целом стабильно, но есть небольшие высокоинв е стиционно

1.5 <R< 5 г0 У компании есть признаки финансовой н Предприятие

экономической напряженности, которую она характеризуется средним

может преодолеть. уровнем инвестиционной привлекательности.

Д<1,5 Предприятие повышенного риска, способное Предприятие обладает

улучшить свое финансово-экономическое низкой инвестиционной

состояние за счет изменения формы собственности, собственника, диверсификации. привлекательностью.

обновления продукции, осуществления

На этапе III весовые коэффициенты для показателей каждой группы были рассчитаны с учетом мнений всех экспертов. Полученные значения были рассчитаны как среднее арифметическое ответов по каждой экспертойгруппе.

По результатам оценки определяется интегральный коэффициент инвестиционной привлекательности предприятия, который рассчитывается как отношение значения фактического суммарного количества баллов к максимально возможному суммарному количеству балов, т. е.:

Московский экономический журнал №5(3) 2018

По результатам оценки был определен интегральный коэффициент инвестиционной привлекательности КИП, который рассчитывается как отношение величины фактических итоговых баллов к максимально возможным суммам т. е.

(4)

. ;•> ф

где " — балловая оценка -го фактора с учетом его весомости; тах

максимально

i = l, 2....и

количество показателей.

возможное суммарное количество балов;

Чем ближе к 1, т. е. к «эталонному предприятию», тем выше ИПП. Таблица 8- Вые оды об 11ГТП

Значение иитегального коэффициента инвестиционной при- Уровень инвестиционной привлекатель- Вывод инвестора

КИГ>0Л5 ЕЫСОКИЙ Компания представляет интерес с точки чпрштя ичвегтшшошой ттитшетсателт.нпгпт

0,5 < Кип <0,75 средний Компания представляет относительный интерес с точки зрения инвестиционной

КШ< 0,5 НИЗКИЙ Предприятие не представляет значительного интереса тт.тти ттннегтппа

В результате анализа компания может провести ряд мероприятий, чтобы повысить свою инвестиционную привлекательность и добиться большего соответствия требованиям инвестора.

Список литературы

1. Ендовицкий, Е.А. Анализ инвестиционной привлекательности организации/ Под рекадцией Д.А. Ендовицкий - М.: КНОРУС, 2012. - 376 с.

2. Красникова, А.В. Методический подход к оценке инвестиционной привлекательности инновационного проекта / Организатор производства. - 2012. - Т.53. - №2. - С108-111.

3. Плужников В.Г., Смагин В.Н., Шикина С.А. Анализ существующих методов оценки инвестиционной активности предприятия / Экономический анализ: теория и практика, 2015. № 2 (401). С. 2-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.