Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КОМАНДЫ ВЫСОКОГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА'

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КОМАНДЫ ВЫСОКОГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
344
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Занковец В.Э., Загородный Г.М.

Целью исследования явилось изучение скорости прироста результатов в контрольных упражнениях, направленных на оценку силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей и выносливости под влиянием тренировочных нагрузок в рамках подготовительного периода команды КХА. Обследованы 8 профессиональных хоккеистов высокого спортивного мастерства в возрасте 21-28 лет в период проведения трехнедельного подготовительного периода по разработанной программе. Выявлено достоверное повышение результатов в тесте бег 3 км на 10,9% и в тесте бег 30 метров на 3,6 % на фоне адекватной устойчивой переносимости физических нагрузок. Основным звеном получения желаемого результата является эффективная программа подготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Занковец В.Э., Загородный Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION AND ANALYSIS OF THE TRAINING PROCESS EFFECTIVENESS FOR A HIGH SPORTSMANSHIP TEAM

The study aimed to assess the rate of increased results of test exercises under the directed training loads influence within the preparatory KHL period. During the three-week preseason elaborated period, eight professional hockey players of high sportsmanship aged 21-28 years were examined. Significantly increased test results were found in the 3 km run test by 10.9% and in the test 30 meter run by 3.6% against the background of adequate stable tolerance to physical activity. The main link in obtaining the desired result is an effective training program that takes into account the individual characteristics of athletes.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КОМАНДЫ ВЫСОКОГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА»

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КОМАНДЫ ВЫСОКОГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

В. Э. Занковец, магистр пед. наук,

Хоккейный клуб «Динамо-Санкт-Петербург»;

Г. М. Загородный, канд. мед. наук, доцент

Республиканский научно-практический центр спорта

Аннотация

Целью исследования явилось изучение скорости прироста результатов в контрольных упражнениях, направленных на оценку силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей и выносливости под влиянием тренировочных нагрузок в рамках подготовительного периода команды КХЛ. Обследованы 8 профессиональных хоккеистов высокого спортивного мастерства в возрасте 21-28 лет в период проведения трехнедельного подготовительного периода по разработанной программе. Выявлено достоверное повышение результатов в тесте бег 3 км на 10,9% и в тесте бег 30 метров на 3,6 % на фоне адекватной устойчивой переносимости физических нагрузок. Основным звеном получения желаемого результата является эффективная программа подготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

EVALUATION AND ANALYSIS OF THE TRAINING PROCESS EFFECTIVENESS

FOR A HIGH SPORTSMANSHIP TEAM

Abstract

The study aimed to assess the rate of increased results of test exercises under the directed training loads influence within the preparatory KHL period. During the three-week pre-season elaborated period, eight professional hockey players of high sportsmanship aged 21-28 years were examined. Significantly increased test results were found in the 3 km run test by 10.9% and in the test 30 meter run by 3.6% against the background of adequate stable tolerance to physical activity. The main link in obtaining the desired result is an effective training program that takes into account the individual characteristics of athletes.

Введение

Согласно результатам анкетного опроса тренеров физическая подготовленность спортсменов признаётся специалистами одним из самых важных аспектов тренированности в современном профессиональном хоккее [4, 5]. Эффективная система подготовки хоккеистов невозможна без наличия обратной связи, которая в спорте осуществляется с помощью педагогического контроля [3, 7]. Последний является не только инструментом анализа индивидуальных профилей спортсменов и оценки их прогресса под влиянием тренировочной нагрузки, но и средством анализа эффективности тренировочной программы, предложенной тренерским штабом.

К сожалению, в современном профессиональном хоккее сложилась ситуация недооценки значимости периодичности тестирования, нередко педагогический контроль не проводится вовсе [3]. Такое положение дел делает невозможным индивидуализацию процесса подготовки, а также замедляет прогресс, как спортсменов, так и тренеров. Закрытость информации в профессиональных хоккейных клубах также не способствует

развитию специалистов: остаются скрытыми от коллег как тренерские «находки», так и причины неудач. Полноценный анализ медико-биологического сопровождения, врачебный контроль в период проведения УТС, тестовых мероприятий с последующей не только статистической обработкой, но и сопряжением и анализом врачебно-педагогических показателей позволяет комплексно подойти к вопросам рационального построения тренировочного процесса. Нет сомнений, что обобщение опыта подготовки спортсменов в профессиональных командах является эффективным инструментом совершенствования как теории, так и практики спорта [12, 14].

В данном исследовании анализируется эффективность тренировочной программы команды КХЛ «Динамо-Минск» в подготовительном периоде. Подготовка команды проводилась под руководством главного тренера Л. Поковича. Впоследствии выступление команды в регулярном чемпионате КХЛ было признано успешным: набрано 100 очков, что стало лучшим достижением в истории клуба.

Цель исследования: изучить скорость прироста результатов в контрольных упражнениях, направленных на оценку силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей и выносливости под влиянием тренировочных нагрузок в рамках подготовительного периода команды КХЛ.

Материал: протестировано 8 хоккеистов-профессионалов представителей команды КХЛ в возрасте 21-28 лет.

Методы исследования:

Методика тестирования скоростных способностей

Для исследования скоростных качеств использовался стандартный тест бег 30 метров [7, 10, 13, 16]. Выполнение: испытуемый занимает положение высокого старта, передняя нога на стартовой линии, и стартует по готовности. Задача - выполнять бег с максимальной скоростью. Результат фиксируется с помощью тайминговой системы Swift.

Методика тестирования скоростно-силовъх способностей

Для исследования скоростно-силовых способностей спортсменов применялся стандартный тест - прыжок в длину с места [7, 9, 16].

Методика тестирования силовых способностей

Измерения силовых способностей проводились при помощи теста становая тяга с использованием динамометрического устройства (рисунок 1). Корреляционный анализ показателей суммарной силы 21 группы мышц показал, что данный тест отражает суммарный силовой потенциал спортсмена [1]. Выполнение: испытуемый занимает исходное положение на опорной площадке: ноги на ширине плеч, угол сгибания в коленных суставах 120 градусов, спина прямая, тяговая рукоять удерживается прямыми руками на уровне середины бёдер. По готовности спортсмен плавно, на счёт 1-2-3, совершает тягу с максимальным усилием в статическом положении.

Рисунок 1 - Общий вид динамометрического устройства [7]

Методика тестирования выносливости при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения

Для оценки выносливости при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения применялся тест бег 3 км при ЧСС 150 уд/мин [2, 7]. Для проведения теста необходимо наличие беговой дорожки, секундомера, мониторов ЧСС с двойной обратной связью: тестируемый получает информацию о своей ЧСС на наручных часах, тренер - на планшете.

Выполнение: по свистку или иному заранее оговоренному сигналу испытуемый начинает бег, для разминки и повышения ЧСС до 150 уд/мин даётся два круга. По завершении второго круга запускается секундомер, испытуемый должен преодолеть 3 км, удерживая ЧСС в диапазоне 150±5 уд/мин. Фиксируется время преодоления дистанции. Оцениваются врачебно-педагогические показатели работоспособности.

Протестировано 8 хоккеистов-профессионалов - представителей команды КХЛ «Динамо-Минск» в возрасте 21-28 лет; 5 защитников, 2 нападающих, 1 - вратарь.

Процесс подготовки в период с 20.06. по 11.07. включал 33 учебно-тренировочных занятия и 5 выходных дней (таблицы 1 и 2).

Таблица 1 - Тренировочная программа

Дата Направленность учебно-тренировочного занятия Объём (мин)

20.06 1. УТЗ в тренажёрном зале (силовые способности без использования внешних отягощений) 2. УТЗ на стадионе (выносливость при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения) 30 40

21.06 Выходной

22.06 Выходной

23.06 1. УТЗ в тренажёрном зале (силовые способности без использования внешних отягощений) 2. УТЗ на стадионе (выносливость при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения) 25 50

24.06 1. УТЗ в тренажёрном зале (силовые способности без использования внешних отягощений) 2. УТЗ на стадионе (выносливость при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения) 25 50

25.06 1. УТЗ на стадионе (выносливость при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения) 50

26.06 1. УТЗ в тренажёрном зале (силовые способности с использованием внешних отягощений) 2. УТЗ на стадионе (выносливость при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения) 40 50

27.06 1. УТЗ в тренажёрном зале (силовые способности с использованием внешних отягощений) 2. УТЗ на стадионе (выносливость при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения) 40 50

28.06 Выходной

29.06 Выходной

30.06 1. УТЗ на стадионе (скоростные способности) 2. УТЗ на хоккейной площадке (смешанная направленность) 25 60

1.07 1. УТЗ в тренажёрном зале (силовые способности с использованием внешних отягощений) 2. УТЗ на хоккейной площадке (смешанная направленность) 25 60

2.07 1. УТЗ в тренажёрном зале (силовые способности с использованием внешних отягощений) 2. УТЗ на хоккейной площадке (смешанная направленность) 25 60

3.07 1. УТЗ в тренажёрном зале (координационные способности) 2. УТЗ на хоккейной площадке (смешанная направленность) 20 60

4.07 1. УТЗ на стадионе (скоростные способности) 2. УТЗ на хоккейной площадке (смешанная направленность) 40 60

5.07 1. УТЗ в тренажёрном зале (силовые способности с использованием внешних отягощений) 2. УТЗ на хоккейной площадке (смешанная направленность) 45 60

6.07 Выходной

7.07 1. УТЗ на стадионе (скоростные способности) 2. УТЗ на хоккейной площадке (смешанная направленность) 35 60

8.07 1. УТЗ в тренажёрном зале (силовые способности с использованием внешних отягощений) 2. УТЗ на хоккейной площадке (смешанная направленность) 45 60

9.07 1. УТЗ в тренажёрном зале (координационные способности) 2. УТЗ на хоккейной площадке (смешанная направленность) 20 60

10.07 1. УТЗ на стадионе (скоростные способности) 2. УТЗ на хоккейной площадке (смешанная направленность) 35 60

11.07 1. УТЗ в тренажёрном зале (силовые способности с использованием внешних отягощений) 2. УТЗ на хоккейной площадке (смешанная направленность) 45 60

Таблица 2 - Направленность учебно-тренировочного процесса

Направленность Количество занятий Объём занятий (мин)

СФП, смешанная направленность 11 660

ОФП, выносливость при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения 6 290

ОФП, силовые способности с использованием внешних отягощений 7 265

ОФП, скоростные способности 4 135

ОФП, силовые способности без использования внешних отягощений 3 80

ОФП, координационные способности 2 40

Тренировочные занятия, направленные на развитие выносливости (ПАНО) при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения [6]

Учебно-тренировочное занятие проходило на стадионе с беговой дорожкой. Спортсменам было необходимо поддерживать заданную ЧСС при беге:

- 5 мин пульс 120 уд/мин;

- 10 мин пульс 130 уд/мин;

- 10 мин пульс 140 уд/мин;

- 10 мин пульс 150 уд/мин;

- 5 мин пульс 130 уд/мин.

Учебно-тренировочные занятия с 23.06 по 27.06, включительно также проходили на беговой дорожке стадиона. Спортсменам давалось задание поддерживать следующую ЧСС при беге:

- 5 мин пульс 120 уд/мин;

- 10 мин пульс 130 уд/мин;

- 10 мин пульс 140 уд/мин;

- 10 мин пульс 150 уд/мин;

- 10 мин пульс 160 уд/мин;

- 5 мин пульс 130 уд/мин.

Тренировочные занятия силовой направленности без использования внешних отягощений

Круговая тренировка без отягощений 20.06 включала 7 станций. Упражнения чередовались по схеме: одно упражнение на верхние конечности, затем на нижние. Между ними использовались упражнения на мышцы-сгибатели и -разгибатели туловища. Необходимо было выполнить по 15-20 повторений в каждом упражнении в рамках одного подхода. Пауз отдыха между упражнениями не было, между кругами - 3 минуты. Всего в рамках учебно-тренировочного занятия выполнялись 3 круга упражнений.

Далее, 23.06 и 24.06 круговые тренировки без отягощений включали по 6 станций каждая. Первое занятие включало упражнения на мышцы верхних конечностей и мышцы-разгибатели спины по 10 повторений каждое в рамках одного подхода. Второе занятие - на мышцы нижних конечностей и живота, которые также было необходимо сделать по 10 повторений. Паузы между упражнениями не было, между кругами - 3 минуты. Всего в рамках учебно-тренировочных занятий было необходимо выполнить 3 круга.

Тренировочные занятия силовой направленности с использованием внешних отягощений

Круговые тренировки 26.06 и 27.06 включали по 6 станций каждая. Первое занятие включало упражнения на мышцы верхних конечностей, а также мышцы-разгибатели спины, которые было необходимо сделать по 10 повторений каждое в рамках одного подхода; второе - на мышцы нижних конечностей, плечевого пояса и живота, которые также было необходимо сделать по 10 повторений. Паузы между упражнениями составляли 1 минуту, между кругами - 1 минуту. Всего в рамках учебно-тренировочного занятия было необходимо выполнить 3 круга.

Круговые тренировки 1.07 и 2.07 включали по 4 упражнения. Первое занятие включало 2 упражнения на мышцы верхних конечностей и 1 на мышцы-разгибатели спины, которые было необходимо сделать по 10 повторений в рамках одного подхода, а также 1 упражнение в изометрическом режиме на мышцы живота, выполняемое на протяжении 1 минуты. Второе занятие включало 3 упражнения на мышцы нижних конечностей по 10 повторений каждое в рамках одного подхода и 1 упражнение в изометрическом режиме на мышцы живота, выполняемое на протяжении 1 минуты. Паузы между упражнениями составляли 1 минуту, между кругами - 1 минуту. Всего в рамках учебно-тренировочных занятий было необходимо выполнить 3 круга.

Круговая тренировка 5.07 включала 7 упражнений на различные группы мышц. Было включено по 2 упражнения на мышцы нижних и верхних конечностей, которые необходимо было сделать по 12 повторений каждое в рамках одного подхода; 2 упражнения на мышцы живота, которые необходимо было сделать по 15 повторений каждое в рамках одного подхода;

1 упражнение на мышцы плечевого пояса, в рамках которого необходимо было сделать 10 повторений в рамках одного подхода. Паузы между упражнениями составляли 1 минуту, между кругами - 1 минуту. Всего в рамках учебно-тренировочных занятий было необходимо выполнить 3 круга.

Круговые тренировки 8.07 и 11.07 включали по 7 упражнений на различные группы мышц. Комплекс круговой тренировки включал по

2 упражнения на мышцы нижних и верхних конечностей по 8-12 повторений каждое в рамках одного подхода; 1 смешанное упражнение на мышцы нижних и верхних конечностей, где необходимо было сделать 10 повторений в рамках одного подхода; 1 упражнение на мышцы плечевого пояса, где необходимо было сделать 10 повторений в рамках одного подхода; 1 упражнение на мышцы живота, где необходимо было выполнить 60 повторений. Паузы между упражнениями составляли 1 минуту, между кругами - 1 минуту. Всего в рамках учебно--тренировочных занятий было необходимо выполнить 3 круга.

Тренировочные занятия, направленные на развитие координационных способностей

Занятия данной направленности проводились 3.07 и 9.07 в формате круговой тренировки без использования внешних отягощений и включали по 6 упражнений каждое, которые было необходимо выполнять на протяжении 30 секунд, 3 круга. Паузы между упражнениями составляли 30 секунд, между кругами - 1 минуту.

Тренировочные занятия, направленные на развитие скоростных способностей

Тренировочное занятие 30.06 включало 2 серии упражнений по 6 повторений каждое. Продолжительность одного повторения не превышала 8 секунд, отдых между повторениями составлял 90 секунд, между упражнениями - 5 минут.

Тренировочное занятие 4.07 включало 3 упражнения, в рамках первого было необходимо выполнить 4 повторения, в рамках второго - 6, в рамках третьего - 8. Продолжительность одного повторения не превышала 8 секунд, отдых между повторениями составлял 90 секунд, между упражнениями -5 минут.

Тренировочные занятия 7.07 и 10.07 включали по 3 упражнения: в рамках первого было необходимо выполнить 4 повторения, в рамках второго и третьего - 6. Продолжительность одного повторения не превышала 8 секунд, отдых между повторениями составлял 90 секунд, между упражнениями - 5 минут.

Результаты исследования и их обсуждение

Полученные в ходе педагогического контроля данные были обработаны в интегрированной системе комплексного многомерного анализа и обработки «^аизиса-в» [8]. Достоверность различий между средними значениями выборок, полученных на одной и той же группе, определялась с помощью критерия Уилкоксона.

Результаты статистической обработки отражены в таблице 3.

Таблица 3 - Описательная статистика

Контрольное упражнение Становая тяга, (кг) Прыжок в длину, (см) Бег 30 м, (с) Бег 3 км при ЧСС 150, уд/мин (мин: с)

Среднее значение, (19.06.2014) 179,57 274,50 4,33 18:57

Среднее значение, (12.07.2014) 184,29 274,63 4,18 16:53

Критерий Уилкоксона р>0,05 р>0,05 р<0,05 р<0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прогресс, % 2,63 0,05 3,58 10,91

Три недели подготовки позволили достичь достоверного улучшения показателей на 3,6 % в контрольном упражнении бег 30 метров, который характеризует скоростные способности, и на 10,9 % в беге 3 км при ЧСС 150 уд/мин, который характеризует выносливость при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения.

Данные результаты свидетельствуют о том, что профессиональные хоккеисты после отпуска довольно быстро и существенно могут повысить уровень своей общей выносливости в условиях преимущественно аэробного режима энергообеспечения. В частности, спортсменам, принимавшим участие в данном исследовании, для того чтобы сократить время преодоления дистанции 3 км при фиксированном пульсе 150 уд/мин, понадобилось 6 однонаправленных занятий в рамках общей физической подготовки и 11 занятий смешанной направленности в рамках специальной физической подготовки.

Полученный результат 4 проведенных тренировочных занятий скоростной направленности в рамках общей физической подготовки в совокупности с теми же 11 занятиями смешанной направленности в рамках специальной физической подготовки позволил улучшить время бега отрезка 30 метров на 0,15 секунды.

Вместе с тем 10 тренировочных занятий силовой направленности не повысили достоверно уровень силовых и скоростно-силовых способностей профессиональных хоккеистов. При этом динамика результатов в тесте становая тяга с использованием динамометрического устройства, отражающего суммарный силовой потенциал спортсмена [1], и прыжке в длину с места, отражающего скоростно-силовые способности, является

положительной: спортсмены продемонстрировали в среднем результат на 4,72 кг больше в первом тесте и на 0,13 см - во втором.

Согласно результатам анкетирования специалистов в области хоккея большинство профессиональных хоккеистов после отпуска возвращаются со средним (68 %), а 20 % и вовсе с неудовлетворительным уровнем физической подготовленности [5]. В реальной практике хоккея тренерам удается в ряде случаев успешно восстановить прежние физические кондиции команды в сжатые сроки предсезонного сбора.

Возникает вопрос: какие педагогические и биологические концепции могут объяснить столь быстрый прогресс? Высокая скорость прироста результатов в тестах, отражающих скоростные способности и выносливость при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения, вероятно, объясняется дезадаптацией физических способностей за переходный период, в ходе которого хоккеисты предоставлены сами себе, и последующей реадаптацией, которая, как известно [42], происходит в более короткие сроки. Одна из гипотез [18], которая объясняет высокие темпы реадаптации, заключается в том, что ранее нетренированные мышцы приобретают новые мышечные ядра путем слияния миосателлитов, что предшествует гипертрофии. При дезадаптации происходит гипотрофия мышц, однако потери миоядер не наблюдается. При возобновлении нагрузок реадаптация происходит быстрее за счёт «пропуска» этапа образования новых мышечных ядер.

Полученные в ходе этой работы данные согласуются с результатами зарубежных исследований, в которых также наблюдались достоверные приросты показателей в относительно сжатые сроки. Так, Фирсов А.Г. свидетельствует о повышении результатов на 3,3 % в тесте, характеризующем скоростно-силовые способности, у 17-19-летних борцов-самбистов после двух недель акцентированной подготовки [15]. Ма^Беп С. зафиксировал достоверные приросты результатов у девушек-футболистов 15 лет в контрольных упражнениях бег 10 метров на 4,1 %, бег 20 метров -3,2 % в экспериментальной группе, которые в дополнение к 16 специальным тренировочным занятиям выполняли 8 общеподготовительных занятий продолжительностью 1 час каждое, направленных на развитие скоростных и координационных способностей [32]. Также был зафиксирован прирост в 5,2 % в тесте, отражающем координационные способности.

Ronnestad В. пишет о достоверных приростах результатов в экспериментальной группе профессиональных футболистов -представителей высшего дивизиона Норвегии в силовом тесте «присед с максимальным отягощением» на 25 %, в скоростно-силовом тесте «прыжок в длину с места» на 4 %, а также в тестах, отражающих скоростные способности: бег 40 метров, стартовая скорость на 10 первых метрах дистанции и дистанционная скорость на последних 10 метрах данной дистанции, под влиянием 14 ОФП занятий силовой направленности в дополнение к 42-56 специальным занятиям [39]. Кога1 Л. зафиксировал у тренированных трейлраннеров (трейлраннинг - спортивная дисциплина лёгкой атлетики с 2015 года, подразумевающая бег по природному рельефу [29]) статистически достоверные приросты показателей на 42,0 % в тесте «бег в темпе 90% от максимальной аэробной скорости» до отказа, на 2,8 % в разновидности теста со ступенчато-возрастающей нагрузкой «Тест университета Монреаля на стадионе», который заключался в увеличении скорости бега с 8 км/ч на 1 км/ч каждые 2 минуты и на 5,7 % в тесте бег 3 000 метров под влиянием 6 тренировочных занятий [29].

Под влиянием тренировочной нагрузки раньше всего изменения возникают в коре головного мозга [11, 34]. «Мощный поток импульсов, поступающих от органов чувств и проприорецепторов мышц, приводит к появлению в коре очагов возбуждения - областей расположенных рядом нейронов, которые возбуждаются одновременно» [11]. Тренировочные нагрузки «повышают возбудимость двигательных нейронов и вызывают синаптогенез, что улучшает связь между нервной системой и мышцами» [34]. Вероятно, при возобновлении тренировочных нагрузок после периода отдыха эффективность данного механизма повышается. «Нервная система быстрее и чётче реагирует на поступающую от рецепторов информацию, запуская деятельность нужных мышц и внутренних органов <...>. За счёт согласованной работы мышц повышается точность, сила и скорость движений» [11].

Адаптация к нагрузкам при преимущественно анаэробном режиме энергообеспечения

Самые ранние приспособительные реакции к силовым, скоростным и скоростно-силовым нагрузкам происходят в нервной системе без существенной гипертрофии мышц: повышается степень рекрутирования мышц-антагонистов, растёт частота подачи импульсов, увеличивается степень синхронизации активации двигательных единиц, повышается порог возбудимости рецепторов сухожильного органа Гольджи [27]. Также применение тренировочных занятий такой направленности ведёт к первоочередному рекрутированию быстрых моторных единиц в обход «принципа величины» Хеннемана [25]. Для спортсменов, выполняющих какое-либо упражнение впервые, характерна более высокая степень коактивации мышц-антагонистов, которая снижается в процессе разучивания данных заданий [24]. К снижению коактивации мышц-антагонистов могут приводить и тренировочные занятия силовой направленности [21, 27]. В дополнение, тренировочные занятия скоростной направленности способствуют изменению момента коактивации мышц-антагонистов [28]. Ещё одним исследованием, подтверждающим, что за большую часть быстрого прироста силовых показателей ответственна адаптация нервной системы, является работа Б.БЫша с коллегами [43], в которой показано, что увеличение силы в нетренированной конечности сопровождается увеличением проводимости и других характеристик ЭМГ.

В исследовании И^агоп с коллегами [44] продемонстрировано, что гипертрофия мышечных волокон может наступать после 16 тренировок силовой направленности. В этой же работе показано, что уже после четвертой силовой тренировки у женщин и после восьмой силовой тренировки у мужчин может наблюдаться трансформация значительного количества быстрых гликолитических волокон в быстрые окислительно-гликолитические, что также может способствовать повышению показателей выносливости. Интересно, что при наступлении дезадаптации к тренировочным нагрузкам наблюдается противоположный эффект, который заключается в трансформации быстрых окислительно-гликолитических волокон в быстрые гликолитические, причём процент последних может даже превышать исходный уровень.

В исследовании N. Ortenblad [35] было показано, что в рамках адаптации к тренировочным занятиям скоростной направленности увеличивается высвобождение кальция, что способствует повышению скоростных и скоростно-силовых способностей.

Адаптация к нагрузкам при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения

Адаптация нервной системы играет важную роль на ранних стадиях тренировки выносливости при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения [25, 41]. Повышается эффективность работы мышц, в частности, активность мышц-синергистов, снижаются затраты энергии, утомление наступает позже [25]. Это подтверждается исследованием [36], в ходе которого повышение экономичности бега было достигнуто силовыми тренировочными занятиями «взрывного» характера. Доказано, что бег как при анаэробном, так и аэробном режиме энергообеспечения способствует увеличению площади нервно-мышечного соединения [22]. Под влиянием нагрузок, направленных на развитие выносливости при аэробном режиме энергообеспечения, происходят адаптационные изменения в двигательной коре головного мозга. Происходит формирование новых капилляров, что, по-видимому, необходимо для удовлетворения повышенных метаболических потребностей корковых нейронов [17]. Кроме того, имеется предположение, что тренировочные занятия данной направленности способствуют нейрогенезу [45]. Ряд исследований свидетельствует о том, что быстрое достоверное улучшение показателей в тестах, направленных на оценку выносливости, обусловлено увеличением ферментативной активности аэробной системы энергообеспечения [33, 37, 38]. Уже после нескольких занятий с преимущественно аэробным режимом энергообеспечения начинается размножение митохондрий [26].

Совместимость тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей и выносливости

Сочетание тренировочных занятий силовой и скоростной направленности с занятиями, направленными на развитие выносливости при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения, может вызывать снижение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых показателей, особенно если тренировки на выносливость являются высокоинтенсивными, применяются в большом объёме или с высокой частотой [20, 23, 30]. Возможным объяснением данного явления могут служить разнонаправленные адаптации, вызываемые в нервной системе под влиянием нагрузок анаэробной и аэробной направленности, а также изменения мышечных белков в мышечных волокнах [25]. Интересно, что при определённых условиях сочетание силовых занятий с развитием выносливости при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения может способствовать большему росту показателей выносливости, чем сугубо однонаправленное воздействие [31]. При сочетании в тренировочном процессе разнонаправленных нагрузок необходимо очень тщательно подходить к их планированию ввиду высокого риска развития патологических ситуаций и перетренированности [19]. К примеру, увеличение времени для восстановления между разнонаправленными занятиями благотворно сказывается на развитии, физических способностей. Исследование Б.8а1е [40] с коллегами продемонстрировало увеличение силовых способностей на 25 % при проведении четырёх тренировочных занятий в неделю (2 дня силовые нагрузки, 2 дня - выносливость при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения) против 13 % при проведении двух тренировочных занятий в неделю (сочетание силовых нагрузок и нагрузок, направленных на развитие выносливости при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения).

Выводы:

1. Результаты анализа литературных научных источников и собственного экспериментального исследования свидетельствуют о возможности быстрого получения тренировочного эффекта в процессе подготовки профессиональных спортсменов.

2. Решающим условием получения результата является эффективная программа подготовки с учетом индивидуальных особенностей атлетов, возвращающих былой уровень физической подготовленности в процессе предсезонного сбора, с учетом результатов врачебно-педагогических наблюдений.

3. Одной из предполагаемых причин описанного феномена повышения результатов в сжатые сроки в тестах, оценивающих скоростные, силовые, скоростно-силовые способности при преимущественно аэробном режиме энергообеспечения, является адаптационное изменение в нервной системе.

Список использованной литературы

1. Дойлидо, А.А. Факторный анализ структуры физического развития и силовой подготовленности пловцов в ластах высокого класса / А.А. Дойлидо, В. П. Попов / / Тезисы VIII научн. конф. Республик Прибалтики и Белоруссии по проблемам спортивной тренировки. - Таллин, 1980. - Ч. 2: С. 94-95.

2. Занковец, В.Э. Инновационный подход к оценке аэробной производительности хоккеистов-профессионалов / В.Э. Занковец, В.П. Попов, В.Н. Кряж // Мир спорта. - 2015. - № 3. - С. 11-15.

3. Занковец, В.Э. Контроль физической подготовленности профессиональных хоккеистов / В.Э. Занковец // Научно-исследовательские публикации: научный журнал. - Воронеж: Вэлборн, 2015. - С. 44-47.

4. Занковец, В.Э. Сравнительный анализ различных подходов к управлению физической подготовкой в хоккее / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Мир спорта. - 2016. - № 2. - С. 17-24.

5. Занковец, В.Э. Управление физической подготовкой в хоккее через призму мнений тренеров профессиональных клубов и Национальных сборных / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Мир спорта. - 2015. - № 4. - С. 13-17.

6. Занковец, В. Э. Хочешь закончить с хоккеем - убей своё тело / В.Э.Занковец. - Минск: А.Н.Вараксин, 2014. - 160 с.

7. Занковец, В.Э. Энциклопедия тестирований: монография / В.Э. Занковец. - М.: Спорт, 2016. - 456 с.

8. Курьянова, Н.И., Волков, Ю.О., Пономаренко, В.К. Информационные технологии. Учебно-методическое пособие / Бел. гос. ун-т физ. культуры. -Мн.: БГУФК, 2013. - 37 с.

9. Никонов, Ю.В. Подготовка юных хоккеистов: учеб. пособие / Ю.В. Никонов. - Минск: Асар, 2008. - 320 с.: ил.

10. Никонов, Ю.В. Физическая подготовка хоккеистов: методическое пособие / Ю.В.Никонов. - Минск: Витпостер, 2014. - 576 с.

11. Андреева, М.Б. Основы анатомии, физиологии и биомеханики: учебник /, Л.А. Белицкая, В.А. Меркурьев; под ред. Д.Г. Калашникова. - М.: Практическая медицина, 2019. - 336 с.

12. Попов, В.П. Анализ предсоревновательной подготовки национальной сборной Республики Беларусь по хоккею с шайбой к чемпионату мира-2015 в Чехии / В.П. Попов, В.Э. Занковец // Мир спорта. - 2016. - № 1. - С. 11-20.

13. Савин, В.П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.П.Савин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.

14. Загородный, Г.М. О совершенствовании НМО подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь / Г.М. Загородный// Прикладная спортивная наука, 2018, 1 (7) - С.92-98

15. Фирсов, А.Г. Кумулятивный эффект тренировки при акцентированной подготовке скоростно-силовой направленности 1719 летних борцов-самбистов / А.Г. Фирсов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 2. - С. 77.

16. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

17. Adkins. Motor training induces experience specific patterns of plasticity across motor cortex and spinal cord / Adkins et al. // Journal of Applied Physiology. - 2006. - № 101 (6). - S. 1776-1782.

18. Bruusgaard, J.C. Myonuclei acquired by overload exercise precede hypertrophy and are not lost on detraining / J.C. Bruusgaard et al. // Proceedings of the National Academy of Sciences. - 2010. - № 107 (34). -S. 15111-15116.

19. Budgett, R. Overtraining syndrome / R. Budgett // Br. J. Sports Med. -1990. - № 24(4). - S. 231-236.

20. Callister, R. Performance adaptations to sprint, endurance and both modes of training / R. Callister et al. // J. Appl. Sport Sci. Res. - 1988. - № 2. -S.46-51.

21. Carolan, B. Adaptations in coactivation after isometric resistance training / B. Carolan, E. Cafarelli // J. Appl. Physiol. - 1992. - № 73. - S. 911917.

22. Deschenes, M.R. The neuromuscular junction: Muscle fibre type differences, plasticity and adaptability to increased and decreased activity / M.R. Deschenes et al. // Sports Med. - 1994. - № 17. - S. 358-372.

23. Dudley, G.A. Incompatibility of endurance- and strength-training modes of exercise / G.A. Dudley, R. Djamil // J. Appl. Physiol. - 1985. - № 59. -S.1446-1451.

24. Enoka, R.M. Neural adaptations with chronic physical activity / R.M. Enoka // J. Biomech. - 1997. - № 30. - S. 447-455.

25. Essentials of strength training and conditioning. National Strength and Conditioning Association / Editors T. R. Baechle, R. W. Earle. - 3rd ed. - Hong Kong: Human Kinetics, 2008. - 642 p.

26. Gillan, K. Timeline: What happens to your body when you start exercising / K. Gillan // Honey coach [Electronic resource]. - Mode of access: https://coach.nine.com.au/fitness/what-happens-to-your-body-when-you-start-exercising/ff032454-e577-4e6f-8244-24d1793bd35a. - Date of access: 19.11.2019.

27. Häkkinen, K. Changes in agonist-antagonist EMG, muscle CSA and force during strength training in middle-aged and older people / K. Häkkinen et al. / / J. Appl. Physiol. - 1998. - № 84. - S. 1341-1349.

28. Kellis, E. Muscle co-activation around the knee in drop jumping using the co-contraction index / E. Kellis, F. Arabatzi, C. Papadopoulos // J. Electromyogr. Kines. - 2003. - № 13. - S. 229-238.

29. Koral, J. Six sessions of sprint interval training improves running performance in trained athletes / J. Koral // J. Strength Cond. Res. - 2018. -№ 32 (3). - S. 617-623.

30. Kraemer, W.J. Compatibility of high intensity strength and endurance training on hormonal and skeletal muscle adaptations / W.J. Kraemer // J. Appl. Physiol. - 1995. - № 78. - S. 976-989.

31. Kraemer, W.J. Physiological adaptations to a weight-loss dietary regimen and exercise programs in women / W.J. Kraemer // J. Appl. Physiol. - 1995. -№ 83. - S. 270-279.

32. Mathisen, G.E. The effect of speed training on sprint and agility performance in 15-year-old female soccer players / G.E. Mathisen, S.A. Pettersen // Lase Journal of Sport Science. - 2015. - № 6. - S. 63-72.

33. McKenna, M.J. Enhanced pulmonary and active skeletal muscle gas exchange during intense exercise after sprint training in men / M.J. McKenna et al. // J. Physiol. - 1997. - № 501. - S. 703-716.

34. Muscle memory // Wikipedia, the free encyclopedia [Electronic resource]. -Mode of access: http:// https://en.wikipedia.org/wiki/ Muscle_memory# Strength_training_and_adaptations. - Date of access: 15.11.2019.

35. Ortenblad, N. Enhanced sarcoplasmic reticulum Ca (2+) release following intermittent sprint training / N. Ortenblad // Am. J. Physiol. - 2000. - № 279. -S. R152-R160.

36. Paavolainen, L. Explosive strength training improves 5-km running time by improving running economy and muscle power / L. Paavolainen et al. // J. Appl. Physiol. - 1999. - № 86. - S. 1527-1533.

37. Parolin, M.L. Regulation of skeletal muscle glycogen phosphorylase and PDH during maximal intermittent exercise / M.L. Parolin et al. // Am. J. Physiol. -

1999. - № 277. - S. 890-900.

38. Rodas, G. A short training programme for the rapid improvement of both aerobic and anaerobic metabolism / G. Rodas et al. // Eur. J. Appl. Physiol. -

2000. - № 82. - S. 480-486.

39. Ronnestad, B.R. Short-term effects of strength and plyometric training on sprint and jump performance in professional soccer players / B.R. Ronnestad et al. // The Journal of Strength and Conditioning Research. - 2008. - № 22 (3). -S. 773-780.

40. Sale, D.G. Comparison of two regimens of concurrent strength and endurance training / D.G. Sale // Med. Sci. Sports Exerc. - 1990. - № 22. -S. 348-356.

41. Sale, D.G. Influence of exercise and training on motor unit activation / D.G. Sale et al. // Exerc. Sport Sci. Rev. - 1987. - № 15. - S. 95-151.

42. Seaborne, R.A. Human skeletal muscle possesses an epigenetic memory of hypertrophy / R.A. Seaborne et al. // Scientific Reports. - 2018. - № 8. -S. 1898.

43. Shima, S.N. Cross education of muscular strength during unilateral resistance training and detraining / S.N. Shima // Eur. J. Appl. Physiol. - 2002. -№ 86. - S. 287-294.

44. Staron, R.S. Skeletal muscle adaptations during the early phase of heavy-resistance training in men and women / R.S. Staron // J. Appl. Physiol. -1994. - № 76. - S. 1247-1255.

45. Vaynman, S. License to run: exercise impacts functional plasticity in the intact and injured central nervous system by using neurotrophins / S. Vaynman // Neurorehabil. Neural Repair. - 2005. - № 19 (4). - S. 283-295.

01.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.