Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА В АРМЕНИИ'

АНАЛИЗ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА В АРМЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ФИНАНСОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЛИЗИНГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / ЛИЗИНГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мхитарян Арам

Лизинг представляет собой финансовый инструмент, широко использующийся в мире и позволяющий осуществлять крупные капитальные вложения, включая кредитные, инвестиционные и внешнеторговые операции. Устранение препятствий на пути развития лизинга в Республике Армении повлияет на диверсификацию финансовых инструментов и повышение эффективности кредитных продуктов, предоставляемых коммерческими банками Армении. Автором был проведен анализ армянского рынка лизинга, в ходе которого были определены общие условия предоставления лизинга кредитными организациями и коммерческими банками Армении. Анализ регулирования лизинга позволил выделить четыре уровня сложностей для развития лизинга. В результате исследований были намечены технические и правовые проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА В АРМЕНИИ»

АРАМ МХИТАРЯН

Доцент кафедры банковского дела и страхования АГЭУ,

кандидат экономических наук

АНАЛИЗ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА В АРМЕНИИ

Лизинг представляет собой финансовый инструмент, широко использующийся в мире и позволяющий осуществлять крупные капитальные вложения, включая кредитные, инвестиционные и внешнеторговые операции. Устранение препятствий на пути развития лизинга в Республике Армении повлияет на диверсификацию финансовых инструментов и повышение эффективности кредитных продуктов, предоставляемых коммерческими банками Армении. Автором был проведен анализ армянского рынка лизинга, в ходе которого были определены общие условия предоставления лизинга кредитными организациями и коммерческими банками Армении. Анализ регулирования лизинга позволил выделить четыре уровня сложностей для развития лизинга. В результате исследований были намечены технические и правовые проблемы.

Ключевые слова: лизинг, финансовые учреждения, лизинговые организации, экономика, финансовый рынок, коммерческие банки, лизинговый портфель

иЕ1_: 020, 021, 028

В настоящее время в экономике Армении сложилось достаточно сложное положение. Вызвано это переходом от централизованной экономики к рыночной, где реальный сектор рынка сталкивается с новыми трудностями - отсутствием или неприменимостью методов регулирования

и повышения эффективности экономики на практике, выдвинутых специалистами экономического и промышленного блока. Основные средства всех секторов экономики нуждаются в обновлении, однако предприятия не способны решить этот вопрос самостоятельно. Проблема особенно актуальна для организаций, представляющих малое и среднее предпринимательство, их наличие в значительной степени способствует формированию конкурентной среды, установлению рыночного равновесия. В настоящее время малое и среднее предпринимательство представляет собой довольно мощный социальный слой общества, реальную и серьезную экономи-

1

ческую силу.

Большую роль в развитии экономики играют прямые инвестиции, которые реализуются внутренними финансовыми учреждениями и иностранными инвесторами. В таких условиях в Армении - стране с неблагоприятным инвестиционным климатом - ключевыми становятся такие методы инвестирования, которые исключают или снижают риск инвесторов. Одним из методов, который позволяет производителям использовать новые технологии и внедрять современное оборудование, является лизинг. Необходимость развития лизингового рынка, прежде всего, обусловливается плохим состоянием сельскохозяйственной техники и промышленного оборудования. Значительная часть устаревшего оборудования уменьшает эффективность продукции и автоматически делает производителей неконкурентоспособными.

Лизинг, как форма финансирования, имеет ряд преимуществ по сравнению с кредитом. Во-первых, при лизинговых сделках цель финансирования ясна, так как финансируется не проект, а конкретный объект лизинга. То есть лизингополучатель получает не деньги, которые он может использовать иначе, чем было отмечено в кредитной заявке, а объект лизинга. К другим преимуществам лизинга относятся специальные льготы производителей, отсутствие залога, так как объект лизинга сам осуществляет страховую функцию. К тому же, по мнению экспертов, право собственности упрощает получение во владение предмета лизинга лизингодателем. Для лизингодателя проще изъять предмет лизинга от лизингополучателя, чем возместить или взыскать долги у кредитора.2

Лизинг в Республике Армении (далее - РА) регулируется Гражданским кодексом (далее - Кодекс). Начиная с 1999 г. по настоящее время в Кодекс было введено 9 статей, регулирующих лизинг (Гражданский кодекс, глава 35 "Аренда", 6-й параграф "Финансовый лизинг", статьи 677-684),3 где в основном идет речь о финансовом контракте и обязанностях лизингодателя и лизингополучателя.

Для проведения лизинговых операций в Армении необходимо зарегистрироваться в статусе лизингово-кредитной организации и получить ли-

1 О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах-участниках СНГ, (информационно-аналитический обзор), Материал 13-го заседания Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ, 7 октября 2011 г.

2 Andrea L. Eisfeldt, Adriano A., Rampini "Leasing, Ability to Repossess, and Debt Capacity", The Review of Financial Studies / v 22 n 4 2009, p. 1651.

3 Гражданский кодекс РА, глава 35 "Финансовый лизинг", 6-ой параграф, с. 677-684.

цензию от Центрального банка. Лизинговые операции могут осуществляться финансовыми учреждениями (кредитными организациями или коммерческими банками) на основе лицензии. Лицензия выдается Центральным банком Армении.4

Лизинг как вид предпринимательской деятельности, связанной с передачей имущества на условиях аренды, известен за рубежом уже на протяжении нескольких десятков лет,5 тогда как первые лизинговые сделки начали осуществляться в РА с 1999 г. Уже в 2009 г. в условиях мирового экономического кризиса и ограниченности ресурсов у армянских предпринимателей лизинговые схемы по модернизации основной производственной техники становились популярными, повышая эффективность работы компаний.6

В данный момент на территории РА существует только три зарегистрированные специализированные лизинговые организации (Агролизинг, АКБА лизинг, Юнилизинг), из которых фактически работают только две компании (Юнилизинг не предоставляет лизинг, начиная с 2013 г.). Кроме специализированных кредитных организаций, есть еще 2 кредитных организаций и 5 коммерческих банков, предоставляющих услуги лизинга.

В таблице 1 и 2 проанализированы основные условия предоставления лизинга кредитными организациями и коммерческими банками, которые работают в РА.

Таблица 1

Основные условия предостовления лизинга кредитными организациями РА (по итогам конца 2016 г.)7

Кредитно- Длительность Предоплата Годовой Период

лизинговые лизингового процент принятия

организации контракта решения*

А№А Лизинг 3-120 месяцев от 10% 7-24% 3-10 банковских дней

Агролизинг 12-60 месяцев 0-50% 12-20% максимум 5 банковских дней

Юнилизинг 12-60 месяцев 0-50% 13-21% максимум 5 банковских дней

CARD Агрокредит 6-60 месяцев от 10% 14-20% (AMD), 10-19% (USD) махимум 10 дней

Фарм Кредит Армения 6-72 месяцев 0-50% 11-20% махимум 15 дней

* после получения необходимых документов

4 Федеральный закон (от 30.06.1996) "О банках и банковской деятельности" РА, статья 34, Федеральный закон (от 29.05.2002) "О кредитных организациях" РА, статья 3.

5 Аюпов А.А., Инновационный лизинг в банке. Казань: Издательский центр Тисби, 2002 г., с. 6.

6 Бабаян Э., Лизинг в Армении не отличается от товарного кредита. Экономическая газета Армении, №46 (848) от 15 декабря 2009 г., http://old.express.am/46_09/economics46.html

7 Таблица составлена на основе данных, опубликованных кредитными организациями РА.

Таблица 2

Основные условия предоставления лизинга коммерческими банками РА (по итогам конца 2016 г.)

Банки Длительность Предоплата Годовой Период

лизингового процент принятия

контракта решения *

ВТБ Банк Лизинг недвижимости от 0%, в 12% 3-10

Армения 12-120 месяцев, зависимости банковских

другие предметы от предмета дней

лизинга 3-60 месяцев лизинга

Арарат Банк Лизинг недвижимости от 20%, в 14-16% максимум

6-120 месяцев, другие зависимости 10 дней

предметы лизинга от предмета

6-60 месяцев лизинга

Армбизнесбанк 6-60 месяцев от 15%, в зависимости от предмета лизинга 16-20% 3-10 банковских дней

Америабанк Лизинг недвижимости от 15%, в 15% 3-10

6-120 месяцев, другие зависимости банковских

предметы лизинга от предмета дней

6-60 месяцев лизинга

Конверс Банк Лизинг недвижимости от 20%, в Лизинг недвижи- максимум

6-120 месяцев, другие зависимости мости 14-16% 10 дней

предметы лизинга от предмета месяцев, другие

6-60 месяцев лизинга предметы лизинга 16-18%

* после получения необходимых документов

Сравнительная характеристика, данная в таблицах, показала, что кредитные организации предоставляют лизинг по более выгодным условиям, чем коммерческие банки. Это объясняется тем, что кредитные организации более гибкие в работе с международными фондами, учитывая их требования инвестирования. Дополнительно, кредитные организации имеют возможность более динамично реагировать на изменения рынка. Кроме этого, лизинг, как и факторинг, являются альтернативными методами финансирования, что дает кредитно-лизинговым организациям возможность соперничать с коммерческими банками. Не смотря на то, что, согласно законодательству РА, банкам можно осуществлять лизинг по банковской лицензии, многие банки не хотят предоставлять лизинг, сознательно ограничивая свои возможности, мотивируя отсутствием отдельных подразделений с соответствующими специалистами. Возможно, более активное использование этого инструмента коммерческими банками могло бы стимулировать совершенствование существующей законодательной базы лизинга в РА.

Несмотря на явные преимущества условий выдачи лизинга у кредитных организаций, доля лизинга в общем кредитном портфеле не имеет впечатляющих объемов. Доля лизингового портфеля в общем кредитном портфеле финансовых учреждений РА составляет 0.8%. Для сравнения отметим, что в Узбекистане тот же фактор имеет 3%, в Казахстане 11%, в России 12%, в Европейских странах 20-22%.9 Треть основного капитала в

8 Таблица составлена на основе данных, опубликованных коммерческими банками РА.

9 По данным ассоциации Ьеавеигоре.

корпорациях США финансируется лизингом. По данным Ассоциации лизингодателей Украины, по результатам 2016 года рынок лизинга Украины составил 0,2% от ВВП страны и порядка 6% от всех капитальных инвестиций, а именно - 6,9 млрд грн. Структура лизингового рынка: 70% - автомобили, 27-28% - с-х и спец. техника. В России, несмотря на то, что по итогам 2015 года зарегистрировано 107 лизинговых организаций, доля лизинга в инвестициях составила 7.2%.11 Небольшая доля лизингового портфеля в РА обусловлена в первую очередь, рядом проблем, связанных с развитием лизинга в Армении, которые можно представить 4-мя основными группами;

правовая база; нормативная база; налоговый режим; бухгалтерский учет.

Что касается первых двух групп проблем (правовая и нормативная база), были проанализированы основы регулирования лизинговых операций в Европейских странах и в странах СНГ (таблицы 3, 4).

Таблица 3

Законодательное регулирование лизинга в Европе и в России12

Гражданский Гражданский кодекс Закон о лизинге Нет

кодекс и банковское определенного

регулирование регулирования

Норвегия, Франция, Россия Люксембург,

Австрия, Венгрия, Украина Нидерланды,

Чешская Республика, Португалия Латвия,

Германия Болгария,

Армения Финляндия,

Дания

Как видно из таблицы 5, лизинг в Европе в общем случае регулируется гражданским кодексом, либо производится банковским регулированием. В ряде европейских стран отсутствует определённое регулирование, тогда как в России принят Федеральный закон N 164-ФЗ от

13

29.10.1998 (ред. от 31.12.2014). регулирующий лизинговую деятельность.

В Украине принят Федеральный закон 14 января 1999 года, регулирующий лизинговую деятельность.

Что касается стран СНГ, то здесь прорисовывается противоположная картина по отношению к Европе. Практически во всех странах СНГ регулирование лизинга происходит на низком уровне, и как видно из сравнительной таблицы 6, инструменты лизинга в РА реализованы в минимальном объеме.

10 Igal Hendel, Alessandro Lizzeri, The Role of Leasing under Adverse Selection, Journal of political economy, 1998, p. 113.

11 Берегатнова Е.В., Рынок лизинга РФ: состояние, перспективы, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, 2016, с. 8.

12 Таблица составлена на основе данных, опубликованных Leaseurope ассоциации, 2015-2016 годы.

13 Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О финансовой аренде (лизинге)" // Система Консультант Плюс - Режим доступа: https://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_20780/. - (Дата обращения: 29.02.2016).

Таблица 4

Регулирование лизинга в странах СНГ

Бело- Казах- Кыргыз- Молдова Россия Украина Армения

руссия стан стан

Закон о лизинге Нет Есть Есть Есть Есть Есть Нет

Ускоренная Нет Нет Нет Нет Есть Есть Нет

амортизация

Понятие финансо- Нет Есть Есть Есть Есть Есть Есть

вым лизинг

Понятие оператив- Есть Нет Нет Есть Нет Нет Нет

ным лизинг

Понятие leaseback Есть Есть Есть Есть Нет Есть Нет

Понятие вторичный Нет Есть Есть Нет Нет Есть Нет

лизинг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако анализ международного правового регулирования лизинга показал, что нет строгой необходимости в отдельном законе о лизинге для регулирования в этой области. Различные рыночные и экономические исследования выявили, что достаточная правовая основа для лизинга может быть осуществлена на уровне гражданского права. Совершенствование лизингового регулирования в имеющемся законодательстве РА может привлечь иностранных инвесторов, заинтересованных в инвестиции основных средств в лизинг на территории РА и, возможно, в основание новых лизинговых организаций в РА.

Самые важные отрасли регулирования лизинга, которые необходимо усовершенствовать в сложившейся ситуации - это регулирование вторичного финансового лизинга или продажа лизингового предмета лизингодателем в связи с неплатёжеспособностью лизингополучателя и возврата лизингового предмета, регулирование сублизинга.

Таблица 5

Меры усовершенствования законодательства лизинга в Армении

Нынешнее законадатель-ство лизинга в Армении Предлагаемые шаги усовершенствования Эффект усовершенствования законадательства лизинга в Армении

Поверхостное регулирование лизинга в Гражданском Кодексе Более детальное регулирование лизинга в Гражданском Кодексе Увеличение лизинговых сделок, снижение рисков

Помимо определения классического финансового лизинга, нет другого лизингового законодательства Определение сублизинга, вторичного лизинга Увеличение новых финансовых услуг, диверсификация

Проблемы двойного налогообложения в лизинговых сделках Поправки к закону о налоге на прибыль и НДС Устранение неравномерного налогообложения

В Армении развитию лизинга мешает, в первую очередь, несовершенное налоговое законодательство, которое грешит "советским прошлым". По этой причине сегодняшний лизинг никак не подпадает под классическое понятие финансовой аренды, благодаря которой в развитой экономике обновляются технологии, а больше походит на элементарный низкоэффективный товарный кредит со всеми своими минусами для экономики.

Основные факторы, которые могут повысить рост лизинга в РА - это ликвидация пробелов в налоговом законодательстве РА, касающихся части обложения налога НДС, исключение двойного налогообложения,15

14 Таблица составлена на основе данных, опубликованных коммерческими банками РА.

15 Двойное налогообложение возникает во время изъятия лизингового предмета от лизингополучателя и его продажи; во время вторичного финансового лизинга или покупки лизингового предмета от физических лиц.

введение ускоренной амортизации для объектов лизинга.

Кроме этого, анализ международных рынков показывает, что лизинг, как финансовый инструмент, способствует импорту новых основных средств, часто имеет льготы и преимущества, которые отсутствуют в Армении, например:

ускоренная амортизация (США, Россия, Казахстан); льготные условия налогообложения (НДС) для лизинговых операций (Словения, Китай);

субсидии и финансирование лизинговых проектов (США, Россия).16 Анализ развития рынка лизинговых услуг РА показал, что он все еще находится в состоянии формирования и не действует по классическим законам экономики, вследствие чего на национальном финансовом рынке при потребностях в долгосрочных инвестициях доминирует краткосрочное кредитование. Кроме того, в Армении практически отсутствует полноценная инфраструктура рынка лизинговых услуг, что также препятствует процессу установления долгосрочных лизинговых программ и тем самым создает значительные факторы риска при реализации данных операций. Поэтому малоэффективно действуют мотивационные стимулы развития лизинговых отношений как в государственном, так и в частном секторах экономики, что приводит к неосведомленности предпринимателей о преимуществах лизинга.

В заключение необходимо подчеркнуть, что решение вышеизложенных проблем и развитие условий для лизинга в РА не сделает лизинг льготным финансовым продуктом, а даст шанс лизингу конкурировать с коммерческими кредитами. Кроме выделенных четырех видов проблем, исследоваванных в работе, есть еще ряд других препятствий для лизинга как в РА, так и во многих развивающихся странах. В их число входят:

неразвитость вторичных рынков оборудования (во время возврата предмета лизинга возникают проблемы в связи с продажей или же с поиском нового клиента для предмета лизинга, в том числе и проблемы с использованием buy-back договора); кадровые проблемы (каждый лизингодатель в Армении имеет не более 2-3 лизинговых специалистов);17

отсутствие стабильного законодательства, в том числе налогового и судебного.

16 Одним важным инструментом поддержки тружеников села является программа "Росагро-лизинга". В 2015 года в рамках сотрудничества между агропредприятиями и госкомпанией заключено более 140 договоров на поставку 185 единиц техники на общую сумму более 195 млн. рублей. Эта сумма в 1,6 раза превысила объемы 2014 года. Аграриям, которые приобрели технику по программе лизинга, выплачиваются субсидии из краевого бюджета: им возмещается первоначальный лизинговый платеж, но не более 10% от стоимости.

17 Очевидно, без активного участия самих банков и лизинговых организаций, а также без сотрудничества с иностранными консультантами и различных банковских ассоциаций, проблему подготовки квалифицированных кадров решить весьма трудно.

Литература

1. Аюпов А.А., Инновационный лизинг в банке. Казань: Издательский центр Тисби, 2002.

2. Бабаян Э., Лизинг в Армении не отличается от товарного кредита, "Экономическая газета Армении", №46 (848) от 15.12.2009.

3. Берегатнова Е. В., Рынок лизинга РФ: состояние, перспективы, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, 2016.

4. Федеральный закон (от 30.06.1996) "О банках и банковской деятельности" РА.

5. Федеральный закон (от 29.05.2002) "О кредитных организациях" РА.

6. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О финансовой аренде (лизинге)".

7. Гражданский кодекс Республики Армения, 1998.

8. Информационно-аналитический обзор РБК, http://perm.rbc.ru/perm /freenews/56b9dc759a7947146aa9839f

9. Информационно-аналитический обзор, Материал 13-го заседания Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ, 7 октября 2011.

10. Информационно-аналитический сайт: www.banks.am

11. Официальный сайт Центрального банка РА: www.cba.am

12. Andrea L. Eisfeldt, Adriano A. Rampini, Leasing, Ability to Repossess, and Debt Capacity, The Review of Financial Studies, 2009.

13. I gal Hendel, Alessandro Lizzeri, The Role of Leasing under Adverse Selection, Journal of political economy, 1998.

ihbUbUUMUbihlJbUÊb^hPbbP 123

unuu UÊhBUP3Ub

S< pluCiïlujÇCi qnpôf L uiuiLuhn[uiqpnLpjLuû wûpÇnûÇ ijngbûw, LnÛLnbULUqflLnnLpjLUÛ pbQÛLUÔnL

<iujiuuimuûniû [fqfûqtujfû 2nLliujf quipqujgûujû [bp/nL-ànipjniûQ, Ifuiqûuilfbputiuilfuiû L inûrnbuLuliujû Uuûfpûbpfi piugtuhtUjLnnLÛQ.- Lfqfûqp W2Uwphni.û [mjûnpbû |fpwrc[nrç $fûwûuw|wû qnpôfù t, npp hûwpw[npni.pjni.û t rnw[fu |m-mwpb/ni. mwpwmbuw| |wLfLW[ ûbpipnLÙûbp, ûwuûw[n-pw^bu' [wpïwjfû, ûbpipnLÙrnjfû L ûfçwéLmpwjfû qnp-ôwppûbp: <wjwumwûf <wûpwLbmni.pjnLûni.û [fqfûqf qmp-qwgûwû Un^pû|nmûbpf [bpwgnLÛp |ûLwumf $fûwûuw|wû qnpôfpûbpf pwqûwqwûbgûwûp L wrcLrnpwjfû pmû|bpf Ùfg mpwûw|p[nrç [wp|wjfû Ùfçngûbpf wp|jnLûw[bmnL-pjwû ûw|wp|w|f pwpôpwgûwûp: <brçfûw|p [bp[nLÔb[ t hmj-|w|wû [fqfûqf 2nL|mû, fû^f 2p2wûw|ûbpni.û npn2w|fwg[b[ bû [wp|wjfû |mqûm|bpLnLpjnLûûbpf L <wjwumwûf wrcLrn-pmjfû pmû|bpf |nrçûfg [fqfûqf mpwûw|pûwû pû|hwûmp Lwjûwûûbpp: ^bp[ni.ôni.pjnLûp hûwpw[npni.pjni.û t rn[b[ m-émûÔûmgûb[nL [fqfûqf qwpqwgûwû ¿npu ûw|wp|w|ûbp: <bmwqnmni.pjwû mpijnLûpnLÛ pû|qô[b[ bû ûmL [fqfûqf |fpwéb[fni.pjnLûp uwhûwûw^w|nrç mbUûf|w|wû L fpw[w-|mû Uû|fpûbpp:

<fÛûupWRbp [ÇqÇûq, $Çûluûuluïluû huiULnuiLnnLpjnLûûbp, [Ç-qfûqLujfû ÏLuqûLuïbpujnLpjnLûûbp, mûmbunLpjnLû, fÇùuiùuLuluiù2nL-Qlu, uinLLnpLujÇû ptuùlbp, [ÇqÇùquijÇù LynpLnfib/: JEL: G20, G21, G28

ARAM MKHITARYAN

Âssociate Professor at the Chair of

Banking and Insurance at ASUE, PhD in Economics

Analysis and Organizational-Economic Issues of the Leasing Market Development in Armenia.- Leasing is a financial instrument that allows large-scale capital investments and is widely used in the world including credit, investment and foreign trade items. Removing obstacles for the development of leasing in Armenia will result in diversification of financial instruments and improve the efficiency of credit products offered by commercial banks of Armenia. The analysis of the local leasing market was carried out during which the general conditions of the leasing credit institutions and commercial banks of Armenia were determined. The analysis of the regulation of leasing makes it possible to distinguish four levels of its development. As a result of research the technical and legal issues have been identified.

Key words: leasing, financial institutions, leasing organizations,

economy, financial market, commercial banks, leasing portfolio. JEL: G20, G21, G28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.