Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ОБОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АБИТУРИЕНТА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ'

АНАЛИЗ И ОБОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АБИТУРИЕНТА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕРТИФИКАТ ЕГЭ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теммоева Светлана Анатольевна

Сейчас, когда идет реформа средней и высшей школы, возникают новые образовательные учреждения, произошли кардинальные изменения системы целей и приоритетов высшего профессионального образования, содержания и структуры подготовки специалистов. Поэтому весьма актуальной является тема интеллектуальной подготовленности абитуриентов к учебе в вузе. В статье приводятся результаты исследований по прогнозированию успешности обучения выпускников общеобразовательных школ в вузе на основе проведенных в КБГАУ тестов, позволивших сделать выводы о том, что на начальном этапе для студентов средством прогнозирования успешности учения в вузе могут служить результаты ЕГЭ. Рассмотрены проблемы, характерные для региональных вузов, связанные с набором абитуриентов, приведены методы, позволяющие в дальнейшем способствовать повышению качества подготовленности выпускников школ к обучению в высших учебных заведениях. Результатом проведенных исследований является вывод о том, что система прогнозирования успешности обучения абитуриента должна опираться на личностный подход, учитывать все внешние факторы обучения, связанные с проживанием в регионах, и только тогда возможно качественное профессиональное становление специалиста и выполнение социального заказа по подготовке кадров. Особый акцент делается на необходимость перехода от практически «всеобщего высшего образования» к существовавшим ранее формам среднего специального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND RATIONALE READINESS AN APPLICANT FOR UNIVERSITY STUDY

Now, when there is a reform of secondary and higher education, new educational institutions, there have been dramatic changes in system of goals and priorities of higher professional education, the content and structure of training. It is therefore highly relevant to the topic of intellectual readiness of students for teaching at the University in the light of further success in study. The article presents results of research prediction and success in preparation of school-leavers to University on the basis of USE, allowed to conclude that at the initial stage for students predictors of success of teaching at the University can be the results of the exam. Reviewed issues specific to regional institutions involved with the recruitment of students, the methods, allowing to improve the quality of readiness of school leavers to study at higher education institutions. The result of the research is the conclusion that the system of forecasting success of training the applicant should be based on personal approach, which taken into account all external training factors associated with living in the regions, and is only possible with professional specialist establishment and implementation of social order in preparation staff. Particular emphasis is made on the need to move from the almost «universal higher education» to the former secondary special education.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ОБОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АБИТУРИЕНТА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»

УДК 378.046.2

Теммоева С. А. Temmoeva S. A.

АНАЛИЗ И ОБОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АБИТУРИЕНТА

К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

ANALYSIS AND RATIONALE READINESS AN APPLICANT FOR UNIVERSITY STUDY

Сейчас, когда идет реформа средней и высшей школы, возникают новые образовательные учреждения, произошли кардинальные изменения системы целей и приоритетов высшего профессионального образования, содержания и структуры подготовки специалистов. Поэтому весьма актуальной является тема интеллектуальной подготовленности абитуриентов к учебе в вузе.

В статье приводятся результаты исследований по прогнозированию успешности обучения выпускников общеобразовательных школ в вузе на основе проведенных в КБГАУ тестов, позволивших сделать выводы о том, что на начальном этапе для студентов средством прогнозирования успешности учения в вузе могут служить результаты ЕГЭ. Рассмотрены проблемы, характерные для региональных вузов, связанные с набором абитуриентов, приведены методы, позволяющие в дальнейшем способствовать повышению качества подготовленности выпускников школ к обучению в высших учебных заведениях.

Результатом проведенных исследований является вывод о том, что система прогнозирования успешности обучения абитуриента должна опираться на личностный подход, учитывать все внешние факторы обучения, связанные с проживанием в регионах, и только тогда возможно качественное профессиональное становление специалиста и выполнение социального заказа по подготовке кадров. Особый акцент делается на необходимость перехода от практически «всеобщего высшего образования» к существовавшим ранее формам среднего специального.

Ключевые слова: профессиональное образование, довузовское образование, сертификат ЕГЭ, компетентностная модель, профессиональные намерения, уровень подготовленности, пригодность к обучению, пригодность к профессиональной деятельности.

Now, when there is a reform of secondary and higher education, new educational institutions, there have been dramatic changes in system of goals and priorities of higher professional education, the content and structure of training. It is therefore highly relevant to the topic of intellectual readiness of students for teaching at the University in the light of further success in study.

The article presents results of research prediction and success in preparation of school-leavers to University on the basis of USE, allowed to conclude that at the initial stage for students predictors of success of teaching at the University can be the results of the exam. Reviewed issues specific to regional institutions involved with the recruitment of students, the methods, allowing to improve the quality of readiness of school leavers to study at higher education institutions.

The result of the research is the conclusion that the system of forecasting success of training the applicant should be based on personal approach, which taken into account all external training factors associated with living in the regions, and is only possible with professional specialist establishment and implementation of social order in preparation staff. Particular emphasis is made on the need to move from the almost «universal higher education» to the former secondary special education.

Key words: vocational education, pre-university education, certificate of USE, competence model, professional intentions, level of readiness, suitability for learning, suitability for professional work.

Теммоева Светлана Анатольевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры высшей математики, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 960 430 45 52 E-mail: Maiya_temmoeva@mail.ru

Temmoeva Svetlana Anatolevna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the department of higher mathematics, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 960 430 45 52 E-mail: Maiya_temmoeva@mail.ru

На сегодняшний день в системе образования произошли радикальные перемены, состоящие в масштабном переходе высших учебных заведений к Федеральным государственным стандартам третьего поколения, существенно преобразовавшие систему подготовки специалистов. Это событие, инновации и нововведения кардинальным образом изменили ориентиры в области отечественной высшей школы и всей системы образования. Стремясь дать адекватный ответ глобальным вызовам современности и обеспечить экономику эффективными специалистами, педагогикой высшего профессионального образования была создана компетентностная модель специалиста, предполагающая, не умаляя значимости уже имеющихся достижений, по-новому взглянуть на вопросы выявления, поддержки и реализации творческих наклонностей будущих специалистов и организации инновационной деятельности педагога.

Как известно, важнейшая функция высшей школы - формирование потребности в самообразовании. В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема поиска основ формирования и развития профессиональных компетенций у бакалавров, способа создания методики по формированию этих компетенций в условиях реализации курса, воспитании человека, как активной, самостоятельной, образованной личности, способной принимать обоснованные решения в ситуациях выбора, готовой взять на себя ответственность за последствия своей деятельности. «В Концепции модернизации российского образования» говорится, что «развивающееся общество нуждается в современно образованных, нравственных, предприимчивых гражданах, которые способны самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, предугадывая их возможные последствия, способны к сотрудничеству, мобильны, конструктивны, обладают развитым чувством ответственности

за судьбу страны» [2]. Воспитание таких граждан и есть важнейшая цель высшей школы. И использовать, при этом, она может только тот материал, то есть, выпускников, которых поставляет средняя школа.

При этом общеизвестно, что большинство выпускников школ выбирают свою будущую специальность, как и будущий вуз, прислушиваясь к советам родителей, мнению и рекомендациям людей, которым они доверяют, используя информацию о вузе, услышанную в различных рекламах, учитывая свои возможности по ценам образовательных услуг. Наблюдения показывают, что они мало задумываются о том, подходит ли им эта специальность, смогут ли они обучаться в выбранном вузе? Смотрят на престижность вуза, специальности, будущие заработки, возможность трудоустройства, забывая при этом предварительно подумать: «А потяну ли образование в таком заведении? А есть ли у меня соответствующие задатки для работы по такой специальности?»

Поэтому, было бы правильным, ещё на уровне довузовского образования выявлять и поддерживать молодежь, одаренную в областях, соответствующих профилям образовательного учреждения, умеющую самосовершенствоваться и работать самостоятельно [6]. Ведь, как показывает практика работы последних лет, основная часть поступивших не умеет даже самостоятельно работать. «Школьники приучены решать шаблонные задачи шаблонными методами, пропал творческий элемент обучения. Знания абитуриентов стали фрагментарными, нет основополагающего стержня, который бы связал все эти фрагменты знаний в общую картину» [6]. Поэтому, если мы хотим, чтобы в наш ВУЗ поступали дети, способные к дальнейшему успешному обучению в нем, то необходимо не просто готовить их к поступлению, а создать условия для развития их познавательных интересов, профессиональных намерений, для

проявления той скрытой одаренности, которую ребенок может сам ещё не осознавать. Это позволит школьникам окончательно определиться в дальнейшем образовательном пути, а высшим учебным заведениям приобрести студентов, способных к самореализации в стенах выбранного учреждения.

Общепринятой формой отбора абитуриентов в вуз в настоящее время является конкурс сертификатов ЕГЭ, выданных средней школой, с указанием количества баллов, полученных ребенком по сдаваемым дисциплинам. Подобная система зачисления совершенно не позволяет выявить способности абитуриентов к дальнейшему обучению в выбранном образовательном учреждении. Она лишь позволяет оценить тот уровень знаний по основным общеобразовательным предметам, который был приобретен в средней школе. Конечно, это очень важная деталь в последующем процессе образования. Но способности к обучению обуславливаются не столько уровнем освоения фундаментальных общенаучных дисциплин, сколько творческими наклонностями обучающихся, особенностями их индивидуального мышления, приобретенными ими навыками в решении разнообразных задач и т. д.

Прогноз пригодности студента к обучению в вузе не менее важен, чем оценка знаний фактического материала программы, усвоенных студентом. Поэтому интересным было бы выявление уровня подготовленности студентов к обучению в вузе, прогнозирование их будущей успеваемости по общенаучным и специальным дисциплинам. Ведь обычно фиксировались и анализировались результаты вступительных и семестровых экзаменов, зачетов каждого студента. При этом сравниваются результаты экзаменов и зачетов нынешнего года с аналогичными результатами прошлых лет. Но одним из существующих недостатков такого анализ является то, что они оценивают лишь овладение студентом определенной суммой знаний в данный момент и не позволяют предвидеть их будущие успехи в процессе обучения.

Эти проблемы особенно остры и актуальны на уровне именно региональных ВУЗов. Этому есть несколько причин. Во-первых, не секрет, что основная часть более сильных абитуриентов уезжает в центральные ВУЗы страны. Это и престижность получаемого ди-

плома, и качество образования, и наличие достаточно большого количества бюджетных мест, и дальнейшие перспективы с трудоустройством, да и просто более интересная в большом городе жизнь. Поэтому региональная система высшего образования вынуждена смириться с отсутствием в её системе наиболее способных, пытливых, обучаемых ребят. Во-вторых, демографическая ситуация, которая пока ещё сопровождается снижением числа выпускников средних школ, а значит сокращением количества потенциальных студентов, приводит к тому, что региональные ВУЗы, с целью выживания, рады любому абитуриенту с любым уровнем знаний. В-третьих, вступивший в силу закон «Об образовании в РФ» обещает бесплатное и доступное образование для всех. Однако, в настоящее время наблюдается печальная тенденция к серьёзному сокращению числа бюджетных мест, приходящихся именно на регионы. В известных торгах на приобретение определенного количества бюджетных мест по всем направлениям подготовки, где учитывается и материальная база ВУЗа, и кадровая обеспеченность, и научная школа, и трудоустроен-ность выпускников, их востребованность на рынке труда, естественно, выигрывают центральные, крупные игроки. Это явилось причиной того, что основные наборы в регионах происходят на коммерческой основе. А в настоящее время, на контрактную основу поступают дети, не отличавшиеся в школе особыми знаниями, не проявлявшие особого рвения в учебё. Именно их родители оказываются, как правило, наиболее платежеспособными на местах. Далеко не всем талантливым (одаренным) детям высшее образование доступно из-за этого условия, и они могут проявить свою одаренность лишь на практике, т.е. там, куда могут устроиться на работу после получения бесплатного среднего образования. Это означает потерю для общества части будущих классных специалистов, т.е. налицо упущенные возможности. В-четвертых, в большинстве региональных ВУЗов абитуриентами, в основном, являются выпускники сельских школ с их низким уровнем материальной базы, нехваткой высококлассных специалистов-педагогов, особенно предметников. Ещё сказывается и социальная среда семьи учащихся, необходимость у большинства детей помогать по хозяйству родителям. Все

эти моменты приводят к тому, что дети особо не задумываются о пригодности в будущей профессии, а выбирают ВУЗ по причине близости к дому или, исходя из возможностей родителей по их содержанию и обучению. В-пятых, в условиях рыночной экономики, наряду с государственными высшими учебными заведениями, появилась масса частных, негосударственных ВУЗов, создающих конкуренцию и приводящих к оттоку абитуриентов из государственных учреждений.

Каждый ВУЗ заинтересован в том, чтобы в него поступали дети не только старательные, но и талантливые, пытливые, инициативные. С целью выявления таковых наклонностей автор предлагает проводить тестирование абитуриентов, апробированное в КБГАУ, с целью выявления у каждого из них тех или иных способностей (наклонностей) для использования в определении их совместимости с той или иной учебной программой специальности. Причем, при проведении этих тестов автор предложил бы выделить две взаимосвязанные характеристики абитуриентов: пригодность к обучению и пригодность к профессиональной деятельности [2]. При этом часть заданий была предназначена для выявления способности абитуриентов самостоятельно воспроизводить материал или его отдельные стороны без опоры на внешнюю подсказку, а вторая часть - для выявления способности абитуриентов решать конкретные задачи, получать субъективно новую информацию путем самостоятельного преобразования материала в знакомых и незнакомых ситуациях в рамках изученного. Используя результаты подобного тестирования по математике в рамках КБГАУ, отметим, что основная масса абитуриентов проявляет большую склонность к решению практических задач, чем к теоретическим вопросам. Это, по-видимому, можно связать с наличием определенных способностей к обучению, при отсутствии достаточных знаний в объеме средней школы. Анализ ответов показывает, что на все вопросы ответило лишь 6,8% опрошенных кандидатов, на большинство вопросов -48,9%, а число абитуриентов, не ответивших ни на один вопрос, составило - 12%. Кроме того, оказалось, что число правильных ответов на задания, выявляющие умение воспроизводить ранее изученную информацию, составило 39,6% от общего числа правильных

ответов. Число абитуриентов, показавших умение творчески применять имеющиеся знания, составило 60,4%. Это опять подтверждает предположение о наличии способностей к творческому труду у большинства абитуриентов [6]. Обладая подобной информацией о степени готовности каждого абитуриента к обучению именно в этом учреждении, можно было бы сделать намного эффективнее, результативнее и целенаправленнее работу кафедр и отдельных преподавателей ВУЗов, прогнозировать его будущие успехи в овладении выбранной специальностью [4, 5]. К сожалению, работа в этом направлении вышеописанным методом проводилась лишь два года, и окончательные выводы пока формулировать рано.

Полученные результаты исследования дают основания сформулировать определенные рекомендации по определению профессиональной пригодности абитуриента к дальнейшему обучению [3].

Во-первых, необходимо ежегодно проводить практические занятия со школьниками с целью оказания помощи в уточнении и конкретизации информации о профессиональной деятельности по выбранной специальности и направлению подготовки.

Во-вторых, нужны также семинары, предоставляющие широкую информацию о том, какова программа обучения по будущей специальности, каковы текущая ситуация на рынке труда, спрос и предложение рабочей силы, средний уровень оплаты труда, возможности дальнейшего трудоустройства в потенциальных местах трудоустройства в разрезе специальностей и направлений подготовки.

В-третьих, целесообразно проводить тренинги, развивающие личностные, лидерские качества учащихся, навыки делового общения, ориентировать их на построение успешной карьеры. Тогда и чувствовать себя в выборе будущей специальности они будут намного увереннее, подходя к этому вопросу более осознанно.

Конечная цель любого образования состоит не только в получении какого-то объема знаний в рамках целенаправленного, регламентированного планами и программами процесса, но и в развитии личностных качеств, таких как инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность, умение работать как самостоятельно, так и в

коллективе. Только тогда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи и ставить новые. Учебная деятельность студента в высшем учебном заведении - это лишь одна из сторон целостного профессионального и личностного формирования человека. Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практико-ориентированный подход к результатам образовательного процесса, неизбежно привело к постановке проблемы отбора абитуриентов, способных овладеть технологиями и усвоить методы обучения, которыми эта практическая ориентированность будет достигаться. Поэтому, мне кажется необходима целенаправленная ранняя профессионализация каждого человека, и я настаиваю на том, что не каждый ребенок планирует или способен стать специалистом умственного труда с соответствующим высшим образованием. Ведь на сегодняшний день в стране более не существует эффективной системы подготовки рабочих кадров [1]. Практически в каждом городе существует множество высших учебное заведений, предлагающих диплом какого угодно образца. И его студентами являются слушатели, не способные или не желающие обучаться, а жаждущие лишь иметь диплом об образовании, что не решает проблем их социализации и профессионализации, а усугубляет их. Здесь не помогут ни бесконечное обновление образовательных стандартов, ни ужесточение проверок со стороны контролирующих орга-

Литература

1. Ильюх П.М. Моделирование процесса выявления уровня подготовленности абитуриентов к обучению в вузе // «Совершенствование методов управления социально-экономическими процессами и их правовое регулирование» Тезисы докладов Ш научно-практической конференции (20.12.2002). Ставрополь. 2002. Ч. 2. С. 80.

2. Ильюх П.М., Кархина Н.М. Модель прогнозирования успешности обучения студентов в вузе // «Совершенствование методов управления социально-экономическими процессами и их правовое регулирование» Тезисы докладов Ш научно-практической конференции (20 декабря 2002 г.). Ставрополь. 2002. Ч. 2. С. 80.

низаций. Пора принимать радикальные меры, пока в стране еще до конца не исчерпаны материальные и человеческие ресурсы. Ведь у государства с угасающей экономикой скоро просто не будет хватать средств на содержание этого низкоэффективного «образовательного монстра». Может быть, пришла пора вернуться к школам-семилеткам, системе профтехобразования? Таким образом, мы частично решим многие производственные и демографические проблемы, стоящие перед нашим обществом. Тем более, что сегодня предлагаются различные формы обучения: очно - заочное, дистанционное, экстернат и пр., которые предоставляют для людей неограниченные перспективы, если в силу каких-либо жизненных обстоятельств возникнет необходимость продолжения образования [4,

5].

Область применения: для выявления степени готовности абитуриента к обучению в высшем учебном заведении.

Выводы. В заключение следует отметить, что грамотный подход к отбору абитуриентов, выявление уровня их подготовленности, проверка пригодности к получению высшего профессионального образования, создание эффективной системы средней специальной профессиональной подготовки, направленной на достижение утилитарных целей конкретных людей и гибко реагирующей на потребности экономики, быстро сведет на нет неизбежные социальные издержки и станет одним из инструментов модернизации страны.

References

1. Ilyuh P.M. Modelirovanie processa vyyav-leniya urovnya podgotovlennosti abiturientov k obucheniyu v vuze // «Sovershenstvovanie meto-dov upravleniya sotsialno-ehkonomicheskimi protsessami i ih pravovoe regulirovanie» Tezisy dokladov III nauchno-prakticheskoj konferentsii (20.12.2002). Stavropol. 2002. Ch. 2. S. 80.

2. Ilyuh P.M., Karhina N.M. Model prognozi-rovaniya uspeshnosti obucheniya studentov v vuze // «Sovershenstvovanie metodov upravleniya sotsialno-ehkonomicheskimi protsessami i ih pravovoe regulirovanie» Tezisy dokladov III nauchno-prakticheskoj konferentsii (20 dekabrya 2002 g.). Stavropol. 2002. Ch. 2. S. 80.

3. Никулина Ю.Н. Оценка уровня конкурентоспособности: взгляд молодых специалистов // «Экономика труда». 2015. Т. 2. № 1. С. 51-60.

4. Теммоева С.А. Интерактивные образовательные технологии при изучении математических дисциплин // «Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика» (9-12.11.2015). Воронеж. 2015. № 9. Ч. 1. С. 352-356.

5. Хачев М.М., Теммоева С.А., Литовка Н.И. О внедрении новых образовательных технологий в преподавание дисциплины «Математика» в КБГАУ // Научная общероссийская конференция «Перспективы развития вузовской науки». «Международный журнал экспериментального образования». М., 2015. №1. Ч. 1.

6. Шомполов И.Г., Трушин В.Б., Сапунов М.А., Токмакова А.А. Система довузовского дополнительного образования - один из инструментов выявления и отбора талантливой молодежи // Труды 53-й научной конференции МФТИ «Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук». М.: МФТ. 2010. Ч. XII. С. 70.

3. Nikulina Yu.N. Otsenka urovnya konkuren-tosposobnosti: vzglyad molodyh spetsialistov // «Ehkonomika truda». 2015. T. 2. № 1. S. 51-60.

4. Temmoeva S.A. Interaktivnye obrazovatel-nye tekhnologii pri izuchenii matematicheskih distsiplin // «Aktualnye napravleniya nauchnyh issledovanij HKHI veka: teoriya i praktika» (9-12.11.2015). Voronezh. 2015. № 9. Ch. 1. S. 352-356.

5. Hachev M.M., Temmoeva S.A., Litov-ka N.I. O vnedrenii novyh obrazovatelnyh tekh-nologij v prepodavanie distsipliny «Matematika» v KBGAU // Nauchnaya obshcherossijskaya konferentsiya «Perspektivy razvitiya vuzovskoj nauki». «Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimen-talnogo obrazovaniya». M. 2015. №1. Ch. 1.

6. ShompolovI.G., Trushin V.B., Sapu-nov M.A., Tokmakova A.A. Sistema dovuzovsko-go dopolnitelnogo obrazovaniya - odin iz in-strumentov vyyavleniya i otbora talantlivoj mo-lodezhi // Trudy 53-j nauchnoj konferentsii MFTI «Sovremennye problemy fundamentalnyh i prik-ladnyh nauk». M.: MFT. 2010. Ch. XII. S. 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.