Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗАХ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENGINEERING EDUCATION / ENGINEERING SCIENCE / MATHEMATICAL EDUCATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PRACTICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теммоева С.А.

Состояние инженерного дела в стране находится в системном кризисе. Без инженерных кадров нет прогресса экономики. Специалистов этих профилей в стране хронически не хватает. В настоящий момент система образования, наконец-то, «повернулась лицом» к специальностям, готовящим инженеров всех направлений. Это связано и с реализацией государственной программы по импортозамещению, и с востребованностью в возрождающейся собственной промышленности, и с перенасыщением рынка труда экономистами и юристами, и с соответствующими решениями, принимаемыми правительством по этому поводу. В статье рассматриваются вопросы технического образования на фоне происходящих в экономике и политике изменений. Ведь сегодня инженер - это не просто специалист с высшим техническим образованием, способный применить полученные знания для решения каких-то чисто технических задач, умеющий проектировать, внедрять в производство достижения научно-технического прогресса. Это человек, обладающий определенными компетенциями, навыками, хорошо знающий современную технику, технологию, экономику, обладающий способностью работать в команде, изобретать, рисковать и реализовывать в жизнь самые фантастические нововведения и идеи для прогрессивного развития производства. Особый акцент делается на проблемы, с которыми встречаются региональные вузы, в частности, рассматриваются высшие учебные заведения Кабардино-Балкарии, занимающиеся подготовкой инженеров. Автором исследуются причины, по которым вузы Кабардино-Балка-рии испытывают постоянный недобор абитуриентов на технические и инженерные специальности, анализируется взаимосвязь между подготовкой хороших инженеров и их дальнейшей невостребованностью на устаревшем, а в регионах, чаще и отсутствующем производстве. Рассмотрены вопросы, характерные для региональных ВУЗов, связанные с набором абитуриентов, приведены методы, позволяющие в дальнейшем способствовать повышению качества подготовленности выпускников школ к обучению в высших учебных заведениях. Предлагаются меры, которые на взгляд автора, способствовали бы оживлению этих направлений подготовки, сделали бы обучение на специальностях технического блока востребованными, с учетом возможностей инновационного развития региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN STATE OF TECHNICAL EDUCATION IN THE REGIONAL UNIVERSITIES

The status of engineering in the country is in a systemic crisis. Without engineering there is no economic progress. The country is chronically short of specialists of these profiles. Currently, the education system has finally «turned his face» to the specialties, which trains engineers in all directions. This is due to the implementation of the state program on import substitution and a demand for reviving their own industry, and with the glut of the labor market with economists and lawyers, and the relevant decisions taken by the government for this reason. In the article the questions of technical education are discussed on the background of what is happening in the economy and politics. After all, today's engineer is not just a specialist with higher technical education, able to apply obtained knowledge for solving some purely technical problems, able to design, implement in production the achievements of scientific and technical progress. This is the person possessing certain skills, knowledgeable in modern technology, the economy, having the ability to work in team, to innovate, to take risks and to put into practice the most fantastic innovations and ideas for the progressive development of production. Special emphasis is placed on problems encountered by regional universities, in particular, are considered educational institutions in Kabardino-Balkaria involved in the training of engineers. The author explores the reasons why universities of Kabardino-Balkaria have a constant shortage of students in technical and engineering professions, analyzes the relationship between training good engineers and no further demand on the legacy, and in the regions, and often the absence of production. The issues specific to regional institutions involved with the recruitment of students, the methods, allowing to improve the quality of preparedness of school graduates to study at higher education institutions. Measures that in the author's opinion, contributed to the revival of these areas of training would make training on the specialties technical unit demand, taking into account the possibilities of innovative development of regional economy.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗАХ»

УДК 330. 4, 519. 86

Теммоева С. А. Temmoeva S. A.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗАХ

THE MODERN STATE OF TECHNICAL EDUCATION IN THE REGIONAL UNIVERSITIES

Состояние инженерного дела в стране находится в системном кризисе. Без инженерных кадров нет прогресса экономики. Специалистов этих профилей в стране хронически не хватает. В настоящий момент система образования, наконец-то, «повернулась лицом» к специальностям, готовящим инженеров всех направлений. Это связано и с реализацией государственной программы по импортозамещению, и с востребованностью в возрождающейся собственной промышленности, и с перенасыщением рынка труда экономистами и юристами, и с соответствующими решениями, принимаемыми правительством по этому поводу.

В статье рассматриваются вопросы технического образования на фоне происходящих в экономике и политике изменений. Ведь сегодня инженер - это не просто специалист с высшим техническим образованием, способный применить полученные знания для решения каких-то чисто технических задач, умеющий проектировать, внедрять в производство достижения научно-технического прогресса. Это человек, обладающий определенными компетенциями, навыками, хорошо знающий современную технику, технологию, экономику, обладающий способностью работать в команде, изобретать, рисковать и реализовывать в жизнь самые фантастические нововведения и идеи для прогрессивного развития производства.

Особый акцент делается на проблемы, с которыми встречаются региональные вузы, в частности, рассматриваются высшие учебные заведения Кабардино-Балкарии, занимающиеся подготовкой инженеров. Автором исследуются причины, по которым вузы Кабардино-Балкарии испытывают постоянный недобор абитуриентов на технические и инженерные специальности, анализируется взаимосвязь между подготовкой хороших инженеров и их дальнейшей невостребованностью на устаревшем, а в регионах, чаще и отсутствующем производстве.

The status of engineering in the country is in a systemic crisis. Without engineering there is no economic progress. The country is chronically short of specialists of these profiles. Currently, the education system has finally «turned his face» to the specialties, which trains engineers in all directions. This is due to the implementation of the state program on import substitution and a demand for reviving their own industry, and with the glut of the labor market with economists and lawyers, and the relevant decisions taken by the government for this reason.

In the article the questions of technical education are discussed on the background of what is happening in the economy and politics. After all, today's engineer is not just a specialist with higher technical education, able to apply obtained knowledge for solving some purely technical problems, able to design, implement in production the achievements of scientific and technical progress. This is the person possessing certain skills, knowledgeable in modern technology, the economy, having the ability to work in team, to innovate, to take risks and to put into practice the most fantastic innovations and ideas for the progressive development of production.

Special emphasis is placed on problems encountered by regional universities, in particular, are considered educational institutions in Kabardino-Balkaria involved in the training of engineers. The author explores the reasons why universities of Kabardino-Balkaria have a constant shortage of students in technical and engineering professions, analyzes the relationship between training good engineers and no further demand on the legacy, and in the regions, and often the absence of production.

Рассмотрены вопросы, характерные для региональных ВУЗов, связанные с набором абитуриентов, приведены методы, позволяющие в дальнейшем способствовать повышению качества подготовленности выпускников школ к обучению в высших учебных заведениях. Предлагаются меры, которые на взгляд автора, способствовали бы оживлению этих направлений подготовки, сделали бы обучение на специальностях технического блока востребованными, с учетом возможностей инновационного развития региональной экономики.

Ключевые слова: инженерное образование, технические науки, математическая подготовка, образовательные технологии, практическая деятельность.

The issues specific to regional institutions involved with the recruitment of students, the methods, allowing to improve the quality of preparedness of school graduates to study at higher education institutions. Measures that in the author's opinion, contributed to the revival of these areas of training would make training on the specialties technical unit demand, taking into account the possibilities of innovative development of regional economy.

Key words: engineering education, engineering science, mathematical education, educational technology, practical activity.

Теммоева Светлана Анатольевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры высшей математики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 960 430 45 52 E-mail: Maiya_temmoeva@mail.ru

Temmoeva Svetlana Anatolevna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of High Mathematics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 960 430 45 52 E-mail: Maiya_temmoeva@mail.ru

Введение. Анализируя всё, что говорилось о развитии образования в России в последние десятилетия, невозможно не заметить, что практически ничего и никогда не упоминалось о техническом образовании. Мы активное внимание уделяли гуманитарным, экономическим, юридическим специальностям. В то же время, весь мир бил тревогу по поводу снижения популярности технических специальностей среди молодёжи, нехватки выпускников с инженерным образованием. Мало что делалось в этом направлении. Но осознавали, что это является реальной угрозой прогрессивного развития общества, без которого наша страна не в состоянии разрешить те экономические и социальные проблемы, которые накопились внутри неё, а также войти на равных в мировое сообщество развитых государств. Во всех наукообра-зующих отраслях, выпускающих продукцию для обороны, космоса, компьютерных разработок, востребованы кадры инженеров. Спрос на квалифицированных «технарей» во всем мире неуклонно растет. «И здесь отчетливо ощущается нехватка кадров необходимой квалификации, специалистов, которые могли

бы как сами создавать, так и оказывать содействие по внедрению международных достижений науки и техники в отечественную экономику» [4].

Методология проведения работ. По всем прогнозам на рынке труда ощущается острая нехватка, дефицит инженеров и техников. К сожалению, в нашей стране данная проблема даже не воспринималась всерьёз [1, 2, 3]. Все наши вузы, как профильные, так и непрофильные, были напичканы всеми направлениями подготовки, кроме медленно умирающих, несовременных, традиционных технических направлений, на которых наблюдалось неуклонное снижение студентов. Соответственно, это сказывалось и на качестве подготовки специалистов.

Конечно, как и во всем мире, этому есть разумное, на первый взгляд, объяснение. Снижение популярности связывали с экономической и политической обстановкой в стране, имевшей место с конца 90-х годов. Неконтролируемый ввоз иностранной продукции всех видов производства в неограниченном количестве, низкие цены на неё привели к свертыванию практически всей промышленности страны, отсутствию собствен-

ного производства, закрытию предприятий, даже имеющих громкую славу на мировых рынках [5]. Естественным следствием этого процесса, на фоне ухудшающейся демографической ситуации, явился отток квалифицированных специалистов, закрытие научных школ, падение престижа инженерных специальностей. Молодежь выбирала то образование, которое могло бы дать им перспективное, престижное, материально обеспеченное будущее, а не низкооплачиваемую работу, к тому же достаточно рутинную, скучную, а часто и достаточно тяжелую [1]. Поэтому с каждым годом всё сложнее было набрать абитуриентов на эти специальности, несмотря на наличие большого числа бюджетных мест, подкрепленных стипендией [6]. При этом следует заметить, что ведущие инженерные вузы страны, имеющие вековую устойчивую репутацию, такие, как МГТУ им. Н.Э. Баумана, нефтегазовые учебные заведения, к счастью, устояли против воздействия всеразру-шающего кризиса, сохранив репутацию учебных заведений, выпускающих сильных специалистов.

Ход исследования. В последнее время экономическая ситуация в стране улучшилась. Может быть, влияние санкций, реализация программы по импортозамещению, необходимость возрождения собственной промышленности и производства, переход к инновационному развитию привели к осознанию важности наличия у государства грамотных, успешных инженеров. Но, несомненно, одно: нужно реформировать систему инженерного обучения в силу наметившейся тенденции к востребованности инженерных кадров и, в особенности, рабочих и технических специальностей. Изменилось отношение к процессу образования на этих специальностях. Так, были проведены парламентские слушания на тему «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России» [2], в ходе которых были приняты решения о помощи техническим вузам, как материальной, так и финансовой, развитии их кадрового потенциала, повышении стипендий студентам и аспирантам. Кроме того, рассмотрены вопросы проведения курсов «по повышению квалификации не менее чем 5 тыс. специалистов инженерно-технического профиля. Планов, в общем-то, много. Все они направлены на под-

нятие качества инженерного образования» [2].

Результаты исследования. Анализируя ситуацию, сложившуюся в этом направлении в Кабардино-Балкарии, заметим, что в вузах республики сумели сохранить традиционные инженерные специальности, имевшиеся со дня открытия этих вузов. Это: «Промышленное и гражданское строительство», «Технология машиностроения», «Механизация сельского хозяйства», «Мелиорация, рекультивация и охрана земель», «Инженерные системы сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения», «Природоохранное обустройство территорий», «Технология обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе». Позитивным моментов в развитии вузов является открытие и новых специальностей: «Энергообеспечение предприятий», «Экспертиза и управление недвижимостью», «Землеустройство», «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Дизайн», «Технология продуктов общественного питания, хлеба, кондитерских и макаронных изделий», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Мехатроника и робототехника», «Управление в технических системах», « Радиотехника», «Электроника и наноэлектро-ника».

Кроме того, высшие учебные заведения республики сумели сберечь и свой кадровый потенциал по этим направлениям, но в связи с тем, что количество поступающих резко упало, профессорско-преподавательский состав практически не обновлялся, старел, что не способствовало их научному и педагогическому росту и сказывалось на качестве образовательного процесса. Преемственность поколений преподавателей отсутствует, так как остались, в основном, люди уже достаточно преклонного возраста. В регионе средний возраст преподавателей инженерных направлений составляет 55-60 лет. Хотя, с другой стороны, именно благодаря опыту старшего поколения не так значительно была заметна деградация уровня подготовки инженеров. Студенты наших вузов успешно выступают на различных творческих конкурсах (Всероссийские молодежные образовательные форумы «Территория смыслов на Клязьме», «Тав-рида-2017», «Машук -2017»), занимая призовые места.

Как известно, одним из главных показателей профессионального роста педагога является получение звания кандидата или доктора наук. Что касается экономических, сельскохозяйственных, педагогических, филологических, медицинских направлений, то в обоих вузах республики имеются Советы по защите диссертаций по этим специальностям. Относительно же технических и инженерных специальностей, то в Кабардино-Балкарском государственном университете есть Советы Д.212.076.11. и Д.212.076.09., предполагающие возможность получения степени кандидата или доктора технических наук, но, зная расшифровку этих Советов, они далеки от именно инженерных направлений. Выезжать за пределы для работы над диссертацией и её последующей защиты большинство молодых преподавателей не имеют возможности. Это привело к тому, что в республике за последние годы практически нет молодых ученых, защитившихся по техническим специальностям.

Обратим внимание на ещё одну задачу, связанную именно с техническим образованием. Для нашего региона озабоченность вызывает проблема набора абитуриентов на первые курсы [6, 7]. «К сожалению, качество школьного образования продолжает снижаться. С каждым годом ухудшается математическая подготовка, а это самым тесным образом связано с качеством подготовки инженеров. Приходят дети с пороговыми баллами по ЕГЭ. Преподаватели вузов вынуждены в дополнительное время проводить занятия с первокурсниками по темам школьного курса, необходимым им для дальнейшей работы. Сейчас за решение проблем школьного образования взялись вплотную, и мы надеемся, что положение будет выправляться, прежде всего, за счет улучшения обучения по базовым школьным дисциплинам, в число которых, несомненно, входит математика» [2]. Поэтому, было бы правильным, ещё на уровне довузовского образования выявлять и поддерживать молодежь, одаренную в областях, соответствующих профилям образовательного учреждения, умеющую самосовершенствоваться и работать самостоятельно [7].

Большинство поступающих на обучение на эти специальности делают это только для того, чтобы просто иметь документ хоть о каком-то высшем образовании, учитывая не-

высокий конкурс и низкие проходные баллы [6, 7]. В дальнейшем они не работают по специальности. Во-первых, к сожалению, в республике практически нет производств и, соответственно, вакантных мест инженеров на них. Во-вторых, низкая заработная плата, практическое отсутствие возможности карьерного роста, непривлекательные условия труда. Всё это является причиной не востребованности этих специальностей. Кроме того, сама подготовка и обучение инженеров имеют некоторую особенность. Сложность в подготовке инженеров состоит в том, что эти специалисты могут обучаться, как бы, под нужды определенных предприятий, под заказчика, а могут быть инженерами-разработчиками новых инновационных технологий. В первом случае, больший акцент надо делать на практическую направленность процесса обучения, усиление контактов с производственными предприятиями. В новых образовательных программах предусмотрено, что в учебном процессе при проведении практических занятий обязательным является участие представителей предприятий и учреждений, на которых будут трудоустроены будущие выпускники. Это в дальнейшем помогает им легко адаптироваться на месте работы и раскрыть все знания, полученные при обучении в вузе. Но в республике практически нет реальных производств, на которых можно было бы пройти производственную практику для получения реального опыта работы. Поэтому, наверно, надо вложиться в создание современных лабораторий, на базе которых стало бы возможным проведение занятий, по получению навыков.

Область применения. К счастью, опыт функционирования филиалов кафедр на предприятиях в вузах республики не полностью растерян [8]. В настоящее время в рамках реализации инвестиционных проектов в республике ведётся работа, направленная на подготовку инженерных кадров для будущих производств. Принято решение о создании на базе КБГУ кафедр совместно с научно-производственным объединением в области умных полимеров и новых материалов, а также совместно с промышленным комплексом «Этана». Рассматривался вопрос о подготовке кадров для строительства нового гидрометаллургического завода и Тырныаузского комбината. В КБГАУ эффективно взаимодействуют

кафедры «Энергообеспечения предприятий», «Гидромелиоративных сооружений» с профильными организациями республики.

Во втором - на творческую составляющую, научно производственную часть обучения. В связи с этим, получат развитие вузы, имеющие четкую программу результативной работы, обучения, направленного на формирование выпускника, обладающего профессиональными навыками, соответствующими требованиям компетентностного подхода в образовании. Ведь подготовка инженеров требует не только выработки компетенций инженерного содержания, но и знаний и умений в конкретной области практической деятельности [8]. Наши учебные программы достаточно мобильны и позволяют осуществлять подготовку в обоих направлениях. Нужна только дальнейшая востребованность этих специалистов, а это, к сожалению, уже задача, решаемая не в рамках процесса обучения. «Этот сложный клубок проблем и обстоятельств может быть разрешен только совместными усилиями всех задействованных не только в процессе образования и подготовки кадров, но и тех, для кого эти кадры готовятся, кем они будут востребованы» [4]. При таком подходе оживет и целевой прием в профильные вузы. Он практически исчез, так как в республике мало предприятий, которые могли бы позволить себе направить человека на обучение.

Выводы. В заключении хотелось бы отметить, что вопрос о важности стабильного развития технического и инженерного образования уже даже не обсуждается, настолько он очевиден. Необходимо не сокращать прием в технические вузы, как бы с целью уменьшения числа слабых инженеров, а, наоборот, обеспечить приток хорошо подготовленных абитуриентов, разумно использовать тот творческий и научный потенциал, который у нас имеется. К причинам не соответствия уровня развития нашей инженерной школы зарубежным аналогам, по мнению автора, «относятся разрушение связей между фундаментальной и прикладной наукой, между наукой и производством, невосполнимый разрыв между поколениями специалистов и в науке, и в образовании, и в промышленности, нарушение преемственности в передаче как формального, так и неформального знания. Очевидно, что взамен разрушенной системы воспроизводства знаний, не была построена новая, адекватная требованиям времени, которая была бы способна создавать и поддерживать инновационные процессы в экономике» [4]. Однозначно одно, что пришла пора уделить пристальное внимание инженерному образованию, так как реализация задачи инновационного развития экономики без этого невозможна.

Литература

1. Проблемы инженерного образования и их решение с участием промышленности / Наука и образование. Научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. Издатель ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Н.Э. Баумана». Эл № ФС 7748211.

2. Рекомендации участников парламентских слушаний по теме «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России» 12.05.2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: aeer.ru /files/ recomendaition- 12.

3. Склярова Е.А., Ерофеева Г.В., Лидер А.М. Проблемы технического образования // Фундаментальные исследования. 2013. №10-12. С. 2798-2800; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32875

References

1. Problemy inzhenernogo obrazovaniya i ikh reshenie s uchastiem promyshlennosti / Nauka i obrazovanie. Nauchnoe izdanie MGTU im. N.E. Baumana. Izdatel FGBOU VPO «MGTU im. N.E. Baumana». El № FS 77- 48211.

2. Rekomendatsii uchastnikov parlamentskikh slushanij po teme « Razvitie inzhenernogo obrazovaniya i ego rol v tekhnologicheskoj moderni-zatsii Rossii»12.05.2011[Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: aeer.ru /files/ recomendaition-12.

3. Sklyarova E.A., Erofeeva G.V., Lider A.M. Problemy tekhnicheskogo obrazovaniya // Fun-damentalnye issledovaniya. 2013. №10-12. S. 2798-2800; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32875

4. Теммоева С.А., Трамова А.М., Ха-чев М.М. Проблемы кадрового обеспечения вузовского образования экономики инновационного типа // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. №6(25). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf

5. Киселева И.А., Трамова А.М. Общая характеристика системы понятий, определяющих инновационную деятельность // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал Куб-ГАУ) [Электронный ресурс]. Краснодар: КубГАУ, 2013. №09(093) С. 468-484.

6. Теммоева С.А. Анализ и обоснование подготовленности абитуриента к обучению в вузе // Научно-практический журнал «Известия КБГАУ». 2016. №4(14). С. 124-130.

7. Шомполов И.Г., Трушин В.Б., Сапунов М.А., Токмакова А.А. Система довузовского дополнительного образования - один из инструментов выявления и отбора талантливой молодежи // Труды 53-й научной конференции МФТИ «Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук». М.: МФТ, 2010. Часть XII.

8. Теммоева С.А., Трамова А.М., Хачев М.М. Роль вузовской науки в инновационном развитии народного хозяйства // Интернет-журнал «Науковедение», 2015. Том 7. №5(30) [Электронный ресурс].

4. Temmoeva S.A., Tramova A.M., Kha-chev M.M. Problemy kadrovogo obespecheniya vuzovskogo obrazovaniya ekonomiki innovate-sionnogo tipa // Internet-zhumal «Naukovede-nie». 2014. №6(25) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf

5. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Obschaya kharakteristika sistemy ponyatij, opredelyayu-schikh innovatsionnuyu deyatelnost' // Politema-ticheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo un-iversiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Elektronnyj resurs]. Krasnodar: KubGAU, 2013. №09(093). S. 468-484.

6. Temmoeva S.A. Analiz i obosnovanie pod-gotovlennosti abiturienta k obucheniyu v vuze, nauchno-prakticheskij zhurnal «Izvestiya KBGAU». 2016. №4(14). S. 124-130

7. Shompolov I.G., Trushin V.B., Sapu-nov M.A., Tokmakova A.A. Sistema dovuzovsko-go dopolnitelnogo obrazovaniya - odin iz in-strumentov vyyavleniya i otbora talantlivoj mo-lodezhi // Trudy 53-j nauchnoj konferentsii MFTI «Sovremennye problemy fundamentalnykh i prikladnykh nauk». M.: MFT, 2010. Chast XII.

8. Temmoeva S.A., Tramova A.M., Kha-chev M.M. Rol vuzovskoj nauki v innovatsion-nom razvitii narodnogo khozyajstva // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2015. Tom 7. №5(30) [Elektronnyj resurs].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.