Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ СОВМЕЩЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ СОВМЕЩЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL PROGRAM / SELF-STUDY / MATHEMATICS / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / INNOVATIVE TRAINING / METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачев М.М., Теммоева С.А.

Основная задача высшей школы на современном этапе - формирование творческой личности будущего профессионала, предполагает приближение преподавания фундаментальных дисциплин, к которым относится как «Высшая математика», так и прикладные математические дисциплины к требованиям компетентностного подхода подготовки специалистов соответствующей направленности. Традиционная система образования, основанная на лекционно-поточной форме, в полной мере не может ответить данным требованиям. Для изменения сложившейся ситуации в организацию учебного процесса вводятся инновационные образовательные технологии, направленные на самостоятельную деятельность студентов. Как один из методов в статье предлагается внедрение в образовательный процесс различных педагогических инноваций, интерактивных курсов и информационно-коммуникационных технологий. Особый акцент делается на изменения, соответствующие требованиям нового образовательного стандарта, предполагающего получение выпускниками практико-ориентиро-ванных знаний, умений, навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачев М.М., Теммоева С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF COMBINING COMPETENCY-BASED AND TRADITIONAL APPROACHES IN EDUCATION

The main task of higher school these days, consisting of the formation of a creative personality of a future professional, supposes the combination of teaching fundamental disciplines, which include as «Higher mathematics» and applied mathematical disciplines with the requirements of the competence approach training specialists of proper direction. The traditional system of education based on lecturing and in-line form in full may not meet these requirements. To change the current situation in the organization of the educational process introduced innovative educational technologies aimed at independent activity of students. Are in produced one of the methods the introduction in educational process of various pedagogical innovations, interactive courses and information and communication technologies is proposed. Special emphasis is placed on changes that meet the requirements of new educational standards, assuming for graduates of practice-oriented knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ СОВМЕЩЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 51:378.147.

Хачев М. М., Теммоева С. А.

Hachev M. M., Temmoeva S. A.

ВОЗМОЖНОСТИ СОВМЕЩЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ

THE POSSIBILITY OF COMBINING COMPETENCY-BASED AND TRADITIONAL

APPROACHES IN EDUCATION

Основная задача высшей школы на современном этапе - формирование творческой личности будущего профессионала, предполагает приближение преподавания фундаментальных дисциплин, к которым относится как «Высшая математика», так и прикладные математические дисциплины к требованиям компетентно-стного подхода подготовки специалистов соответствующей направленности. Традиционная система образования, основанная на лекци-онно-поточной форме, в полной мере не может ответить данным требованиям. Для изменения сложившейся ситуации в организацию учебного процесса вводятся инновационные образовательные технологии, направленные на самостоятельную деятельность студентов. Как один из методов в статье предлагается внедрение в образовательный процесс различных педагогических инноваций, интерактивных курсов и информационно-коммуникационных технологий. Особый акцент делается на изменения, соответствующие требованиям нового образовательного стандарта, предполагающего получение выпускниками практико-ориентиро-ванных знаний, умений, навыков.

The main task of higher school these days, consisting of the formation of a creative personality of a future professional, supposes the combination of teaching fundamental disciplines, which include as «Higher mathematics» and applied mathematical disciplines with the requirements of the competence approach training specialists of proper direction. The traditional system of education based on lecturing and in-line form in full may not meet these requirements. To change the current situation in the organization of the educational process introduced innovative educational technologies aimed at independent activity of students. Are in produced one of the methods the introduction in educational process of various pedagogical innovations, interactive courses and information and communication technologies is proposed. Special emphasis is placed on changes that meet the requirements of new educational standards, assuming for graduates of practice-oriented knowledge and skills.

Ключевые слова: компетентностный подход, образовательные программы, самостоятельная работа, математические дисциплины, интерактивные технологии, инновационное обучение, методика преподавания.

Key words: competence approach, educational program, self-study, mathematics, interactive technologies, innovative training, methods of teaching.

Хачев Мухадин Мухарбиевич -

доктор физико-математических наук, профессор кафедры высшей математики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 960 430 45 52 E-mail: khachev@mail.ru

Hachev Muhadin Muharbievich -

Doctor of Physico-Mathematical Sciences, Professor of Department of High Mathematics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 960 430 45 52 E-mail: khachev@mail.ru

Теммоева Светлана Анатольевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры высшей математики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 960 430 45 52 E-mail: Maiya_temmoeva@mail.ru

Temmoeva Svetlana Anatolevna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of High Mathematics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 960 430 45 52 E-mail: Maiya_temmoeva@mail.ru

Введение. Происходящие в мире процессы глобализации, экономические перемены, достижения в развитии ведущих отраслей науки и техники стали причиной преобразований во многих сферах общественной жизни, в том числе, в образовании. В последние годы в России складывается новая система образования, ориентированная на вхождение в мировое образовательное пространство, на подготовку специалистов, способных развивать экономику инновационного типа, адаптироваться к требованиям времени. Наблюдаемые в обществе изменения выдвигают новые требования к системе высшего образования в целом, к качеству подготовки бакалавров, магистров, специалистов с новыми знаниями, компетенциями, мотивами и ценностными ориентациями, совмещающих в себе одновременно и энциклопедически образованных людей и специалистов узкого профиля, испытывающих потребность в самообразовании [1, 3, 4]. Образование, направленное только на получение каких-то знаний, уже не актуально. Ведь в дальнейшем работодателем будут востребованы не только знания выпускника, но и умение применить их в коллективе, работать в команде, саморазвиваться, оперативно принимать самостоятельные решения. Именно такой результат образования необходим самой личности и востребован современным обществом.

Изменение таких базовых составляющих личности требует создания освоения новых программ образования, неизбежно сопровождается существенной трансформацией в педагогической теории и практике всего учебно-воспитательного процесса. Ошибки в проведении государственной образовательной политики неизбежно приведут к откату страны назад в научно-техническом развитии, спаду как экономики, так и качества жизни. Поэтому, первостепенным является разработка инновационных методик «усвоения знаний в условиях информационного взрыва, сжимаю-

щих во времени процессы восприятия, осознания и полноценного закрепления в памяти больших информационных массивов» [6, с. 128]. Все изменения в образовании связаны с тем, что выпускник (бакалавр или магистрант) должен по завершении процесса обучения не только знать, что ему делать дальше, но и владеть умениями как это делать. Перед педагогами стоит задача не только оптимального раскрытия интеллектуальных способностей слушателей, но и ещё более серьезная проблема формирования условий для самостоятельного развития, для самореализации личности. «Компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе - работа с информацией, моделирование, рефлексия. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям и проектировать таковые. Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практико-ориентиро-ванный подход к результатам образовательного процесса, неизбежно привело к постановке проблемы технологий и методов обучения, которыми эта практико-ориентирован-ность будет достигаться. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы обучения» [7, с. 94].

Методология проведения работ. Высокоэффективные технологии, характерные для инновационного производства, требуют специалистов, владеющих самым современным инструментарием, и в том числе современными математическими методами. В формировании необходимых качеств современного специалиста любого направления большую роль играет математическое образование. Это связано с тем, что математика - одно из направлений науки, находящее применение как в производстве, экономике, управлении, так и в далеких, на первый взгляд, философских,

политических и социальных областях. «Ей отводится особая роль в становлении и развитии научного мировоззрения студентов, воспитании их интеллекта, в совершенствовании умственных способностей» [4, с. 128]. Она позволяет наиболее эффективно развивать в человеке умения обобщать, анализировать, логически рассуждать, выдвигать и проверять гипотезы, делать выводы, анализировать полученные решения и доказывать свою точку зрения. «В любой области человеческой деятельности применяется математическое моделирование и поэтому среди всех методов научно-исследовательской работы исключительно важное место занимают математические методы» [5, с. 168]. В процессе обучения на разных направлениях подготовки бакалавры проходят большое количество математических дисциплин. Это такие предметы базовой части, как «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы оптимальных решений». Вариативная часть предполагает изучение курсов «Методы принятия управленческих решений», «Исследование операций в экономике», «Основы математического моделирования социально-экономических процессов». Это свидетельствует в пользу необходимости усиленного внимания к математическому компоненту подготовки будущих бакалавров в условиях компетент-ностного подхода.

Введение новых государственных стандартов третьего поколения, увеличение объема информации, определяющей качественность образования, требуют изменения не только содержания подготовки будущих специалистов, но и поиска инновационных способов образовательного процесса [1, 2, 3, 4]. При этом отметим, что в настоящее время в преподавании математики в вузе явно прослеживается противоречие. С одной стороны, Государственные стандарты высшего образования третьего поколения обязывают расширять количество преподаваемых разделов, включать новые дидактические единицы по математике, углублять их содержание. С другой стороны, резко сокращается количество часов на аудиторную работу, общение студента с преподавателями. «В связи с переходом к двухуровневому образованию объем аудиторных занятий существенно сократился, а объем самостоятельной работы увеличился.

Возникло множество проблем: нехватка литературы информационно-методического сопровождения образовательных программ... » [6, с. 128]. Поэтому приходится жертвовать отличительными принципами преподавания этой дисциплины: принципом взаимодействия теории и практики, конкретного и абстрактного.

В то же время, отметим, что требования к выпускникам вузов «в области общекультурных и профессиональных компетенций (ОК, ПК) в знании базовых разделов математики существенно повышены. Это связано с тем, что на старших курсах студент должен уметь использовать математический аппарат при выполнении курсовых работ и дипломных проектов, а это означает, что он обязан изучить курс математики в необходимом объеме, независимо от количества аудиторных часов» [7, с. 94].

Ход исследования. На практических занятиях по математическим дисциплинам у студентов происходит формирование различных видов исследовательской компетенции: работа с нормативной документацией, наблюдение и анализ явлений и фактов, выявление проблемы и ее решение, разработка и проведение исследования, обработка и обобщение результатов, формулировка общих выводов.

Очевидно, что должны быть разработаны новые образовательные технологии, позволяющие обеспечить качество обучения дисциплины «Математика». Возможным решением данной проблемы является поиск оптимальных методик, предполагающих комбинирование классического образования и инновационного. Как один из методов предлагается внедрение в образовательный процесс интерактивных курсов. Именно такое сочетание позволит получить максимальный эффект в усвоении учебного материала.

Большие возможности для результативной работы в данном направлении представляет применение информационных технологий. Объясняется это множеством причин:

- появляется возможность доступа к данным, имеющимся в большом объеме в информационных сетях;

- реализуется потребность в использовании вычислительной техники при проведении практических и лабораторных занятий по математике и математическому моделированию;

- при самостоятельной подготовке к занятиям имеется возможность привлечения большого теоретического материала из различных источников;

- во время занятий применяются аудиовизуальные средства, позволяющие сделать их более наглядными, а значит и более интересными. Немаловажным является и тот момент, что подобная форма образования даёт возможность получать образование людям с ограниченными возможностями. Проведение лекции по математической дисциплине с применением интерактивных систем, средств телекоммуникаций, мультимедийной техники, слайдов экономит время, позволяет начитать больший объем теории, подкрепленной практикой, излагая при этом читаемый курс более доступно и наглядно. Кроме того, в таких условиях преподаватель во время занятия может давать больше устных пояснений к изучаемой теме, делать акцент на те части материала, которые, исходя из его опыта, обычно вызывают трудности в усвоении, отвечать на возникающие вопросы отдельных студентов, не мешая остальным. В то же время и у студентов появляется возможность отметить для себя те моменты лекции, которые он не очень понял и на которые должен был бы обратить более пристальное внимание в дальнейшей самостоятельной работе или на практическом занятии.

Особая нагрузка в современном образовательном процессе выпадает на самостоятельную работу учащегося. Во-первых, он вынужден сам мыслить, искать новое, проявлять активность, что, в общем-то, и является конечной целью компетентностного подхода к обучению. Во-вторых, она становится просто необходимой в связи с сокращением аудиторных часов по новым стандартам. Ведь общий объем курса математики, как и прикладных дисциплин, остался неизменным. Сокращение часов, отводимых на лекционные, практические и лабораторные работы не должно отразиться на изученном материале. По новым стандартам на внеаудиторную деятельность отводится более 50% всего учебного материала. Поэтому так необходимо правильно организовать самостоятельную работу, которая развивает индивидуальные способности и дарования ребят, учитывая их склонности и желания, углубляет и расширяет знания, навыки и умения, полученные на

занятиях. При этом наиболее важным, на наш взгляд, является не факт работы в отсутствии педагога, ни даже способность выполнять те или иные задания без помощи преподавателя, а то, что студент осознанно, сознательно ставит перед собой те или иные цели, планирует свою деятельность и осуществляет её, опираясь на собственную сознательность и активность.

Область применения. В Кабардино-Балкарском государственном аграрном университете на кафедре «Высшая математика» проводятся следующие виды и формы самостоятельной работы:

- практические занятия и лабораторные работы по разделам линейной алгебры и аналитической геометрии, математического анализа, дифференциальных уравнений, теории вероятностей и математической статистике, методам принятия оптимальных решений, экономико-математическому моделированию;

- индивидуальные задания в виде ситуационных задач и тестов;

- компьютерное, бумажное тестирование;

- работа по подготовке к рейтинговым работам, зачетам и экзаменам;

- самостоятельное выполнение контрольных работ и индивидуальных заданий;

- закрепление и систематизация знаний с использованием печатных и электронных источников, конспектов лекций;

- подготовка кратких сообщений, рефератов, исследовательских работ [8, с. 29].

Для реализации задачи оптимальной организации самостоятельной работы с целью оказания помощи студентам каждым преподавателем разработаны учебно-методические пособия, практикумы по дисциплинам, читаемым на кафедре. Все пособия составлены по аналогичным структурам, предполагающим:

- краткое изложение необходимого теоретического материала;

- разбор одного или более примеров, закрепляющих изложенную теорию;

- задания для самостоятельной индивидуальной работы, подобранные с учетом и степени сложности тем, и уровня подготовленности студентов.

Приведенные в конце каждого пособия вопросы, выносимые на промежуточную аттестацию, позволят учащимся заранее подготовиться к проводимому зачету или экзамену.

Несмотря на кажущуюся одинаковость (на каждом факультете одна и та же дисциплина «Математика»), методические пособия существенно разнятся. Ведь за весь период работы каждым преподавателем наработан определенный багаж, накоплен свой собственный дидактический материал, подготовлены презентации. Однако у такого модульного обучения есть и свои отрицательные моменты. Оно зачеркивает идею целостности знаний и представлений студентов, разбивая весь учебный матеиал на относительно самостоятельные законченные блоки [1, 2].

Сейчас очень много обучающих программ. «В настоящее время можно выделить успешно развивающееся направление использования компьютерной математической системы МаШетайса как средства новых информационных технологий обучения и как средства для создания и использования программных продуктов учебного назначения» [4, с. 129]. Внедрение подобных интерактивных технологий дает возможность студентам решать определенный круг задач в онлайн режиме. В качестве дополнительного задания особенно активным и любознательным слушателям предлагается составление различных электронных тестов по пройденным темам дисциплины. Затем на практических занятиях группа сдает тест, составленный их же сокурсником. Результаты тестирования выдаются сразу же, и студент получает оценку по итогам тестирования. Такая форма работы вызывает интерес у обучающихся, так как тест создан и составлен не преподавателем. Они живо обсуждают результаты, обмениваются вопросами и впечатлениями. Это позитивно влияет на качество изучения дисциплины.

Результаты исследования. Следует сказать несколько слов и о дистанционном обучении студентов, как одной из инновационных форм преподавания, несмотря на его неоднозначное восприятие и понимание. Дистанционное обучение позволит получать непрерывное профессиональное развитие в бы-строизменяющихся условиях развития. При изучении математических дисциплин эта форма работы может быть особенно полезной. Ведь это реальная возможность абсолютно индивидуальной работы преподавателя с каждым отдельно взятым студентом: задания, составленные с учетом уровня подготовки каждого обучающегося; анализ выпол-

ненной работы; разбор ошибок; закрепление материала новым заданием, учитывающим проведенный анализ. Однако, математика достаточно консервативная дисциплина и образовательные программы по этой и другим прикладным дисциплинам невозможно в полном объеме эффективно реализовать только методами дистанционного обучения, обеспечив при этом качественную квалификацию выпускников ВУЗов. Это связано с тем, что в Государственном образовательном стандарте для многих математических дисциплин присутствуют обязательные лабораторные, практические и другие виды занятий, напрямую привязывающие студентов к реальному образованию [10].

По этой причине в целях внедрения интерактивных технологий в процесс обучения математике, по дисциплине создаются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), информационно-образовательные ресурсы в виде электронных учебников. Сначала такая работа проделывалась только для заочного вида обучения. Получив определенные наработки, учитывая приобретенный опыт, проанализировав положительные и отрицательные моменты составленных педагогических разработок, преподаватели кафедры перешли к очному виду обучения. Разработаны и внедрены электронные ресурсы: модули курсов, рабочие тетради, учебно-методические комплексы, мультимедийные презентации, которые позволили представить учебный материал структурированно, ярко и динамично. Созданы интерактивные тренажеры и тестовые задания разных типов с использованием видеороликов и аудиофайлов. Главная цель нашей работы - вызвать интерес, заинтересованность студентов. Тогда и результат совершенно другой. Поэтому преподаватели кафедры создали ситуацию, когда во время занятий и после студент приобретает навыки работы в сети Интернет с различными ссылками и поисковыми системами, получая полезную учебно-значимую информацию, систематизируя её по заданным критериям. Немаловажно, что этот вид учебной деятельности пригоден и для обучения людей с ограниченными возможностями.

Важным моментом в применении информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе является подготовленность самих преподавателей к такой

форме работы. Необходимы квалифицированные кадры, способные адаптировать свои знания к меняющимся условиям. Этим вопросам уделялось должное внимание в предыдущих работах авторов [9]. С целью успешного использования в учебном процессе современных технологий для улучшения качества преподавания многие сотрудники вуза уже прошли курсы повышения квалификации, научились пользоваться такими ресурсами как ве-бинар и видеоконференция.

Выводы. Внедрение интерактивных образовательных технологий в преподавании математических дисциплин представляется необходимым в связи с теми задачами, которые поставлены перед высшим образованием. На сегодняшний день результатом обучения, интеллектуальным капиталом являются не только формальные знания выпускника. Необходимо вовлечение студентов в исследовательскую деятельность с тем, чтобы не только дать ему определенный комплекс знаний и умений, но и сформировать у будущего специалиста мотивацию к непрерывному расширению и углублению знаний, умений, освоению новых технологий, умению ориентироваться в информационных потоках. Их использование позволит повысить качество об-

разования и расширить его возможности. Если во время учебы в вузе студент будет самостоятельно приобретать объективно и субъективно новые знания, то он будет стремиться действовать так же в будущей профессиональной деятельности, стараясь продолжать своё дальнейшее образование в соответствии со своими профессиональными интересами. Поэтому перед педагогическим коллективом КБГАУ, как и перед всем профессиональным образованием, стоит задача подготовки специалистов, способных к самостоятельному мотивированному поиску информации, ее интерпретации, обработке и анализу [10]. Как результат процесса обучения, мы должны сформировать личность, не только обладающую знаниями, но и такими качествами, как универсальность мышления, мобильность, способную устанавливать творческие отношения с коллегами, эффективно работать в группе. Это позволит сохранить известные в мире отечественные научные школы, вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики России.

Литература

1. Гулай Т.А., Долгополова А.Ф., Литвин Д.Б. Совершенствование математической подготовки студентов аграрных вузов // Инновационные векторы современного образования. 2012. С. 11-16.

2. Калитина В.В., Пушкарева Т.П. Информационно-образовательная предметная среда как необходимое условие повышения уровня математической подготовки в вузе // Высшее образование сегодня. 2013. №1. С. 15-19.

3. Позднякова А.И. Методика формирования естественнонаучных знаний в системе подготовки академических бакалавров: постановка задачи // Сборник статей международной исследовательской организации «Cogшtю»: по материалам V международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки ХХ1 века». М., 2015. Часть 2. С. 44-48.

References

1. Gulaj T.A., Dolgopolova A.F., Litvin D.B. Sovershenstvovanie matematicheskoj podgotovki studentov agrarnyx vuzov // Innovatsionnye vek-tory sovremennogo obrazovaniya. 2012. S. 1116.

2. Kalitina V.V., Pushkareva T.P. Informat-sionno-obrazovatelnaya predmetnaya sreda kak neobkhodimoe uslovie povysheniya urovnya matematicheskoj podgotovki v vuze // Vysshee ob-razovanie segodnya. 2013. №1. S. 15-19.

3. Pozdnyakova A.I. Metodika formirovaniya estestvennonauchnykh znanij v sisteme podgotovki akademicheskikh bakalavrov: postanovka zadachi // Sbornik statej mezhdunarodnoj issle-dovatelskoj organizatsii «Cognitio»: po materia-lam V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii: «Aktualnye problemy nauki XXI veka». M., 2015. Chast 2. S. 44-48.

4. Сейлова Р.Д. Некоторые аспекты преподавания высшей математики в вузе // Вестник Актюбинского университета им. С. Баи-шева. 2014. С. 128-133.

5. Хачев М.М., Теммоева С.А., Трамо-ва А.М. Методика преподавания «Математическое моделирование и проектирование» для магистров // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. №7. С. 168-169.

6. Хачев М.М., Теммоева С.А., Трамо-ва А.М. Методика самостоятельной работы по математическим дисциплинам // Материалы международной практической конференции «Наука и образование в XXI веке». Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. Часть 23. С. 128-129.

7. Хачев М.М., Теммоева С.А., Трамо-ва А.М. О некоторых аспектах организации самостоятельной работы студентов в КБГАУ // Материалы международной практической конференции «Актуальные вопросы образования и науки». Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. С. 144-145.

8. Инновационные виды самостоятельной работы студентов по дисциплине «Химия» в медицинском университете / А.К. Брель,

B.И. Чумаков, С.В. Соколова, С.В. Тремасова // Альманах современной науки и образования. Тамбов: ООО Издательство «Грамота», 2017. №2(116). C. 29-31.

9. Хачев М.М., Теммоева С.А. Анализ методов преподавания математики в КБГАУ // Наука и мир. 2016. №11(39). С. 94-98.

10. Хачев М.М., Теммоева С.А. Использование интерактивных методов обучения при изучении математических дисциплин в КБГАУ // Известия КБГАУ. 2016. №3(13).

C. 106-112.

4. Sejlova R.D. Nekotorye aspekty prepoda-vaniya vysshej matematiki v vuze // Vestnik ak-tyubinskogo universiteta im. S. Baisheva. 2014. S. 128-133.

5. Khachev M.M., Temmoeva S.A., Tramo-va A.M. Metodika prepodavaniya «Matemati-cheskoe modelirovanie i proektirovanie» dlya magistrov // Mezhdunarodnyi zhurnal priklad-nykh i fundamentalnykh issledovanij. 2013. №7. S. 168-169.

6. Khachev M.M., Temmoeva S.A., Tramo-va A.M. Metodika samostojatelnoj raboty po ma-tematicheskim distsiplinam // Materialy mezhdu-narodnoj prakticheskoj konferentsii «Nauka i obrazovanie v XXI veke». Tambov: OOO «Kon-saltingovaya kompaniya Yukom», 2013. Chast 23. S. 128-129.

7. Khachev M.M., Temmoeva S.A., Tramo-va A.M. O nekotorykh aspektakh organizatsii samostoyatelnoj raboty studentov v KBGAU // Materialy mezhdunarodnoj prakticheskoj konferentsii «Aktualnye voprosy obrazovaniya i nau-ki». Tambov: OOO «Konsaltingovaya kompaniya Yukom», 2013. S. 144-145.

8. Innovatsionnye vidy samostoyatelnoj raboty studentov po distsipline «Khimiya» v medit-sinskom universitete / A.K. Brel, V.I. Chumakov, S. V. Sokolova, S. V. Tremasova // Almanakh so-vremennoj nauki i obrazovaniya. Tambov: OOO Izdatelstvo «Gramota», 2017. №2(116). S. 2931.

9. Khachev M.M., Temmoeva S.A. Analiz metodov prepodavaniya matematiki v KBGAU // Nauka i mir. 2016. №11(39). S. 94-98.

10. Khachev M.M., Temmoeva S.A. Ispolzo-vanie interaktivnykh metodov obucheniya pri izuchenii matematicheskikh distsiplin v KBGAU // Izvestija KBGAU. 2016. №3(13). S. 106-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.