Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И НАЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ'

АНАЛИЗ И НАЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА / БАЗА ЗНАНИЙ / ИНТЕРПРЕТАТОР / МОДУЛЬ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зворыгина В.С.

В данной статье рассматривается понятие экспертной системы, как определённой компьютерной модификации, или средства программирования, способного стать альтернативой профессионалу - эксперту, в области информационных знаний с использованием процедур логического заключения. Выделены специфические особенности и характерные отличия экспертной системы, от схожих ей других информационных систем. Делается вывод о том, что в своем развитии известные экспертные системы получают все большее распространение среди ведущих специалистов мирового менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS AND PURPOSE OF EXPERT SYSTEMS IN MODERN MANAGEMENT

In this article the concept of expert system as certain computer modification, or means of the programming capable to become an alternative to the professional - to the expert, in the field of information knowledge with use of procedures of the logical conclusion is considered. Specific features and characteristic differences of expert system, from similar are marked out to it other information systems. The conclusion that in the development the known expert systems gain ground among leading experts of world management is drawn.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И НАЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ»

факультет менеджмента Манюкова Н.В., к.пед.н. научный руководитель, доцент кафедра математики и естественных наук Нижневартовский государственный университет

Россия, г. Нижневартовск Zvorygina V. S. student 4 rates, faculty of management Nizhnevartovsk state university Russia, Nizhnevartovsk Research supervisor: Manyukova N. V. associate professor mathematics and natural sciences, candidate of pedagogical sciences Nizhnevartovsk state university Russia, Nizhnevartovsk АНАЛИЗ И НАЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ THE ANALYSIS AND PURPOSE OF EXPERT SYSTEMS IN MODERN MANAGEMENT

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие экспертной системы, как определённой компьютерной модификации, или средства программирования, способного стать альтернативой профессионалу -эксперту, в области информационных знаний с использованием процедур логического заключения. Выделены специфические особенности и характерные отличия экспертной системы, от схожих ей других информационных систем. Делается вывод о том, что в своем развитии известные экспертные системы получают все большее распространение среди ведущих специалистов мирового менеджмента.

Ключевые слова: информационные технологии, экспертная система, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы, институциональная память.

Summary: In this article the concept of expert system as certain computer modification, or means of the programming capable to become an alternative to the professional - to the expert, in the field of information knowledge with use of procedures of the logical conclusion is considered. Specific features and characteristic differences of expert system, from similar are marked out to it other information systems. The conclusion that in the development the known expert systems gain ground among leading experts of world management is drawn.

Keywords: information technologies, expert system, knowledge base, interpreter, module of creation of system, institutional memory.

Максимальное развитие из числа компьютерных информационных систем замечено в сфере исследования экспертных систем. Экспертные

системы предоставляют возможность "новичку" либо профессионалу получать консультации специалистов по различным вопросам, которыми располагают данные системы.

Поиск решения специализированных проблем потребует специализированных познаний в информационной области. Но не каждая организация, собственно, сможет располагать возможностью, удерживать в собственном штате специалистов, по всем сопряженным с их трудом вопросам, либо нанимать их постоянно, в случае появления новой проблемной ситуации46. Из чего вытекает основная идея использования информационной технологии экспертных систем. Она состоит в том, чтобы использовать знания эксперта всякий раз, когда мы имеем на то необходимость, посредством одного клика в памяти персонального компьютера. Исходя из этого, технология экспертных систем является не просто актуальной информационной системой, но используется в соответствии с качеством других информационных систем.

Существуют также определенные особенности информационных систем47. К примеру, схожесть информационных технологий, которые применяются в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они гарантируют большую степень в принятии решений. Но ко всему прочему, имеют место быть 3 значительных отличия (Таблица 1).

Таблица 1 - Сравнение «экспертных систем» и «систем поддержки

принятия решений» Экспертная система

Критерий различия Решение проблемы

Пояснение выбора того или иного решения

Возможность принять решение, превосходящее способности пользователя Возможность получения объяснений в ходе процесса решения Постоянное внедрение

Система поддержки принятия решений Возможность пользователя получить и осознать решение проблемы Поверхностное пояснение; первостепенен сам факт

решения Редкое использование

Использование новых компонентов развития в своей работе

На основании чего, качество экспертной системы сводится к качеству формализованных знаний и унификацией используемого опыта48.

На основании выше описанного, также можно выделить основные преимущества экспертных систем, посредством которых возможно частичное освобождение от работы специалиста в определенной области (Рисунок 1).

46 Джексон П. Введение в экспертные системы = Introduction to Expert Systems. — 3-е изд. — М.: Вильямс, 2001. — С. 624.

47 Ивасенко, А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко. - М.: КноРус, 2013. - 158 c.

48 Граничин, О.Н. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие / О.Н. Граничин, В.И. Кияев. - М.: БИНОМ. ЛЗ, ИНТУИТ, 2008. - 336 c.

Постоянство Легкость передачи Устойчивость результатов Стоимость

ЭС не ослабевает со временем, в отличие от человека Передача искусственной информации в ЭС - достаточно быстрый процесс Результаты, полученные ЭС -стабнлъны и неподвластны эмоциональным факторам Услуги ЭС дешевы в эксплуатации

Рисунок 1 - Положительные качества экспертных систем

При рассмотрении экспертной системы, как информационной технологии в целом, немаловажное значение имеют ее составляющие. Их называют основные компоненты экспертной системы. К ним можно отнести: модуль создания системы, интерпретатор, база знаний, интерфейс пользователя.

Анализ ключевых компонентов экспертных систем представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Основные компоненты экспертной системы

Компонент ЭС Модуль создания системы

Интерпретатор

База знаний

Интерфейс пользователя

Функции компоненты ЭС

• Служит помощником в создании иерархии правил;

• Использует алгоритмический язык программирования;

• Ускоряет процесс создания ЭС, путем использования оболочек ЭС.

• Рассматривает последовательное каждое правило ЭС;

• Производит в конкретном режиме обработку полученных знаний из базы данных.

• Включает в себя факты, характеризующие проблемную область;

• Описывает логическую взаимосвязь этих фактов.

• Используется для ввода определенных задач в ЭС;

• Используется для вывода полученного результата из ЭС, посредством ранее заданных параметров.

Основываясь на данных, представленных в таблице 2, можно сделать вывод, что информационная технология экспертных систем учитывает вероятность извлекать в качестве конечных данных не только лишь разрешение проблемной ситуации, но и требуемые разъяснения по ней.

Экспертная система обязана разъяснить пользователю каждый шаг

49

своих рассуждений, направленных на решение задачи49.

Однако не каждый ведущий специалист мира может назвать процесс,

49 Киселев, Г.М. Информационные технологии в экономике и управлении (эффективная работа в MS Office 2007): Учебное пособие / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова, В.И. Сафонов. - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.

работы с экспертной системой, простым. Но тем не менее пользовательский интерфейс этих систем считается доступным большинству специалистов всех уровней, и, как правило, не вызывает трудностей при ведении диалога. Важнейшим требованием к осуществлению диалога эксперта с ЭОС является естественность, которая не означает буквальное формулирование потребностей эксперта предложениями естественного языка. Важно, чтобы последовательность решения задачи была гибкой, а также соответствовала представлениям обучаемого сотрудника и велась в профессиональной терминологии.

Использованные источники:

1. Граничин, О.Н. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие / О.Н. Граничин, В.И. Кияев. - М.: БИНОМ. ЛЗ, ИНТУИТ, 2008. - 336 c.

2. Джексон П. Введение в экспертные системы = Introduction to Expert Systems. — 3-е изд. — М.: Вильямс, 2001. — С. 624.

3. Ивасенко, А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко. - М.: КноРус, 2013. - 158 c.

4. Киселев, Г.М. Информационные технологии в экономике и управлении (эффективная работа в MS Office 2007): Учебное пособие / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова, В.И. Сафонов. - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.

УДК 336.719

Зеленцова П.А. студент 4 курса факультет «Инженерно-экономический»

Романенко Е.В. научный руководитель, ассистент

УЛГТУ Россия, г. Ульяновск ИННОВАЦИИ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: В данной статье рассмотрены инновации в банковской деятельности России. Поставлены задачи для повышения конкурентоспособности банков.

Ключевые слова: банковская система; инновации; коммерческие банки; услуги.

Abstract: This article examines innovations in banking activities in Russia. The tasks to enhance the competitiveness of banks.

Key words: banking system; innovation; commercial banks; service.

В настоящее время банковская система считается одной из главных структур рыночной экономики. Коммерческие банки, на сегодняшний день, могут предложить своим клиентам множество различных банковских продуктов и услуг, и вследствие этого сфера банковской деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.