Научная статья на тему 'Проблемы информационной поддержки при решении задач управления региональной безопасностью'

Проблемы информационной поддержки при решении задач управления региональной безопасностью Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Халиуллина Дарья Николаевна

Статья посвящена вопросам информационной поддержки обеспечения региональной безопасности. Дано определение региональной безопасности, приводится его формальное описание. Рассматриваются проблемы создания системы управления региональной безопасностью, одним из возможных решений которых может служить использование в ней методов проектного менеджмента. Приводится концептуальное описание проектов и возможность их применения для исследования процессов развития инновационного потенциала моногородов Арктической зоны РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Халиуллина Дарья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INFORMATION SUPPORT IN SOLVING TASKS OF REGIONAL SECURITY MANAGEMENT

The article is devoted to questions of information support of regional security. The definition of regional security and its formal description are given. Problems of creation of system of management of regional security are considered. Using of methods of project management in such system may be one of the possible solutions of such problems. Conceptual description of projects and opportunity to apply them for studying processes of development of innovative potential of single-industry towns of the Arctic zone of the Russian Federation are given.

Текст научной работы на тему «Проблемы информационной поддержки при решении задач управления региональной безопасностью»

УДК 004.94 Д.Н. Халиуллина

Институт информатики и математического моделирования технологических процессов Кольского НЦ РАН

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ*

Аннотация

Статья посвящена вопросам информационной поддержки обеспечения региональной безопасности. Дано определение региональной безопасности, приводится его формальное описание. Рассматриваются проблемы создания системы управления региональной безопасностью, одним из возможных решений которых может служить использование в ней методов проектного менеджмента. Приводится концептуальное описание проектов и возможность их применения для исследования процессов развития инновационного потенциала моногородов Арктической зоны РФ.

Ключевые слова:

региональная безопасность, система управления региональной безопасностью, проектная деятельность.

D.N. Khaliullina

PROBLEMS OF INFORMATION SUPPORT IN SOLVING TASKS OF REGIONAL SECURITY MANAGEMENT

Abstract

The article is devoted to questions of information support of regional security. The definition of regional security and its formal description are given. Problems of creation of system of management of regional security are considered. Using of methods of project management in such system may be one of the possible solutions of such problems. Conceptual description of projects and opportunity to apply them for studying processes of development of innovative potential of single-industry towns of the Arctic zone of the Russian Federation are given.

Keywords:

regional security; system of management of regional security; project activity. Введение

Одним из факторов устойчивого развития общества является обеспечение его безопасности. Причем чем больше возможностей и средств для удовлетворения своих потребностей появляется у человечества, тем больше опасностей возникает, поскольку невозможно полностью предугадать последствия от применения нового вида оружия, лекарств, средств защиты от различных вредителей, строительства преграждающих сооружений и многого другого. Именно стремление человеческого общества обезопасить сферу своей жизнедеятельности привело к появлению таких понятий, как региональная безопасность, национальная безопасность, комплексная безопасность.

* Работа выполнена по программе ОНИТ 1 РАН «Интеллектуальные информационные технологии, системный анализ и автоматизация»

Понятие региональной безопасности

Подходя к вопросу обеспечения региональной безопасности, необходимо определить границы «региона». Согласно определению, данному в [1], под региональной безопасностью понимается защищенность субъекта РФ от внутренних и внешних угроз. При этом в качестве внешних угроз рассматриваются «угрозы, источники которых располагаются за пределами данного субъекта РФ».

Принимая во внимание тот факт, что в качестве «региона» выступает субъект РФ, под региональной безопасностью (РБ) будем понимать безопасность конкретного региона (субъекта) РФ. Суть РБ состоит в обеспечении регионального развития с целью удовлетворения различных видов потребностей населения, хозяйствующих субъектов и органов государственной власти региона.

В «Концепции безопасности человека», принятой ООН [2], выделяются следующие основные категории безопасности: экономическая, продовольственная, экологическая, личная, социальная, общественная, политическая и безопасность для здоровья. Региональную безопасность также можно рассматривать как систему отдельных составляющих (подсистем) и формально представить в виде кортежа компонент (составляющих РБ):

RS =< Demos, Soc, Econ, Educ, Ecol >, (1)

где Demos = {d, d2,.., dn} — население и демографические процессы;

Soc = {Sj, s2,.., sm } — общество и социо-культурные аспекты;

Econ = {e1, e2,.., e^,}— набор показателей отраслей экономики;

Educ = {edj,ed2,..,edl} — система образования и подготовки кадров;

Ecol = {ecx, ec2,.., ec } — экология и загрязнение окружающей среды.

Каждая подсистема (составляющая РБ) описывается набором показателей, для которых установлены пороговые значения. Формальным механизмом индикации появления угрозы региональной безопасности является выход отдельного показателя из области (интервала) допустимых значений. При этом степень угрозы должна оцениваться в совокупности с другими показателями РБ, поскольку превышение порогового значения по одному из параметров может нанести незначительный ущерб, а при учете влияния нескольких показателей угроза может существенно возрасти.

Также необходимо принимать во внимание степень изменения показателей: выход значения на долю процента по одному показателю может незначительно влиять на состояние региональной безопасности, а по другому показателю - наносить непоправимый ущерб. Для решения указанной проблемы предлагается разработать не только матрицу РБ, в которой содержались бы значения показателей по отдельным составляющим региональной безопасности, но и экспертную систему, определяющую степень угрозы в зависимости от параметров, вышедших за пороговые значения, в соответствии с правилами. Одним из вариантов матрицы РБ предлагается использовать матрицу, описанную в [3].

Система управления региональной безопасностью

Под информационной поддержкой обычно понимается процесс информационного обеспечения, ориентированный на пользователей информации, занятых управлением сложными объектами [4]. В частности, к этому направлению можно отнести разработку различных программных средств, направленных на автоматизацию процессов управления.

Для информационной поддержки обеспечения региональной безопасности целесообразно разработать специальную систему управления РБ (SMRS). Формально ее можно представить следующим образом:

SMRS =< Obj, Sub, Aim,Met >, (2)

где Obj - объекты региональной безопасности;

Sub - субъекты региональной безопасности (непосредственно принимающие участие в управлении: конкретные должностные лица, официальные и неофициальные институты, органы и организации, действующие в системе региональной безопасности и др.);

Aim - цели, задачи и функции по предупреждению, пресечению и нейтрализации любых опасностей, угрожающих созданию благоприятных условий для развития региона.

Met - методы и средства, которые могут использоваться при обеспечении региональной безопасности (проекты, законы, регламенты и др.) [5].

При этом для комплексного обеспечения региональной безопасности разрабатываемая система должна реализовывать следующие функции в автоматизированном режиме:

• Анализировать текущее состояние региона (проводить мониторинг), а также учитывать его специфические особенности (географическое положение, социально-экономическое состояние, исторически сложившиеся традиции, взаимосвязи с другими регионами и др.).

• Выявлять и квалифицировать угрозы, препятствующие устойчивому развитию региона.

• Прогнозировать последствия влияния различных угроз.

• Формировать рекомендации по устранению этих угроз.

Стоит отметить, что разрабатываемая SMRS должна обладать способностью к адаптации в зависимости от меняющихся условий, быть восприимчива к воздействию внешних и внутренних факторов, а также создавать условия для устойчивого развития региона.

Основные проблемы информационной поддержки управления региональной безопасностью

С точки зрения разработки программных средств информационной поддержки управления РБ можно выделить ряд наиболее существенных проблем:

• Сложность определения показателей (критериев) и параметров состояния региона, которые обеспечивали бы безопасность региона по всем подсистемам ( Demos, Soc, Econ , Educ, Ecol ).

• Наличие разнообразных вариантов однозначного распределения выделенных показателей по составляющим региональной безопасности.

• Невозможность оперативного мониторинга состояния региона (в реальном времени) по некоторым параметрам.

• Сложность определения основных характеристик и параметров внешних и внутренних угроз.

• Комплексный характер некоторых региональных угроз, заключающийся в затрагивании интересов не только рассматриваемого субъекта РФ, но и определенной группы территориально-административных единиц либо/или всей страны в целом.

• Неоднозначность оценки адекватности предлагаемых механизмов устранения угроз (комплекса мер по ликвидации угроз).

По мнению автора для решения проблем определения показателей РБ, их рационального распределения по составляющим, а также выявления основных угроз и их характера воздействия можно использовать принципы проектного менеджмента.

Проектная деятельность и региональная безопасность

Согласно положениям, представленным в стандарте по управлению проектами [6], проект — это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. При этом для каждого проекта характерно наличие цели, структуры, границ, бюджета, этапов, сроков, возможных рисков и т.п. С точки зрения формального описания проект можно представить следующим образом:

Рго] =< 1тСоп<1, РтЛ1ш, Ы/вСуе1в, РтШзкз >, (3)

где ЫСопй - начальные условия (с точки зрения обеспечения региональной безопасности можно рассматривать матрицу РБ, являющейся агрегированным индикатором состояния региона).

РгЛт - цель проекта, которая включает в себя: срок реализации, результат (доход, ущерб, трудоустройство и др.).

Ы/вСуе1в - жизненный цикл проекта, содержащий стадии проекта, методы управления, необходимые ресурсы (материальные и нематериальные), а также условия дальнейшей реализации (набор правил, по которым оценивается возможность продолжения проекта).

РгЕгякя - различные риски проекта.

Принимая во внимание обширность понятия РБ, при разработке проектов по обеспечению региональной безопасности особое внимание необходимо уделить следующим моментам:

1. При реализации крупных региональных проектов важно учитывать все сферы региональной безопасности: экологическую, экономическую, технологическую и др.

2. Сложность объективной оценки и однозначной интерпретации промежуточных и конечных результатов.

3. Сложность прогнозирования возможных рисков, а также последствий реализации проекта.

4. Мониторинг и актуализация проекта при изменении внешних условий.

Для учета перечисленных проблем при разработке проектов

целесообразно разработать автоматизированную систему управления проектами (8РМ), которая входила бы в состав системы управления региональной безопасности.

При этом 8РМ может представлять собой универсальный комплекс методов и инструментов управления проектами, который обеспечивает достижение поставленных в проектах целей, сроков, бюджета. Важной особенностью такой системы является способность оценивать разнородные проекты, учитывать их специфику, выявлять противоречивые, а также выбирать наиболее приемлемые (например, с точки зрения минимизации негативных последствий) из набора альтернативных проектов.

Предлагаемый подход можно применить для исследования особенностей формирования и развития дополнительных инновационных перспектив и возможностей моногородов, функционирующих на территории Арктической зоны РФ. В рамках решения такой задачи можно рассмотреть управление крупными инвестиционными проектами, реализуемыми на территориях моногородов АЗ РФ. Данные проекты обычно носят комплексный характер и влияют на различные составляющие региональной безопасности: экономическую, социальную, экологическую, продовольственную и др. Разработка системы управления проектами позволит в явной форме определить перечень конкретных показателей, влияющих на состояние региональной безопасности, а также критерии для оценки возможных рисков. Включение в состав разрабатываемой 8РМ модулей, обеспечивающих автоматизированный синтез динамических моделей на основе ранее предложенных технологий [7-10], предоставит возможность формировать комплекс имитационных моделей. С помощью синтезируемого полимодельного комплекса будет осуществляться прогнозирование результатов внедрения проектов (экономический и социальный эффекты, возможные негативные последствия и др.), а также их влияние на региональную безопасность.

Заключение

Региональная безопасность является довольно сложным объектом управления, поскольку затрагивает все сферы человеческой деятельности. На сегодняшний день не существует готового решения, позволяющего эффективно обеспечивать РБ. В качестве такого решения может выступать система управления региональной безопасности, которая позволила бы учитывать специфику рассматриваемого региона, оценивать его состояние, а также выявлять возможные и существующие угрозы по имеющимся показателям региональной безопасности. Работы по созданию такой системы уже начаты. На сегодняшний день коллективом ИИММ КНЦ РАН предложена матрица РБ, в которой заложены основные показатели региональной безопасности.

Автором статьи предлагается включить в разрабатываемую SMRS систему управления проектами, которая позволила бы учитывать и оценивать внедряемые в регионе проекты с точки зрения обеспечения региональной безопасности.

Литература

1. Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ. ред. А.А. Прохожева. - 2-е изд. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 344 с.

2. Концепция безопасности человека / UN Trust Fund for Human Security.

- Режим доступа: www .un.org/humansecurity/ru/ content/ концепция безопасности человека (дата обращения: 01.11.2017)

3. Bystrov, V.V. The Information Technology of Multi-model Forecasting of the Regional Comprehensive Security / V.V. Bystrov, S.N. Malygina, D.N. Khaliullina // Advances in Intelligent Systems and Computing, Vol. 466 / Automation Control Theory Perspectives in Intelligent Systems. Proceedings of the 5th Computer Science On-line Conference 2016 (CSOC2016). - 2016. - Vol. 3. - P.475-482.

4. Граничин, О.Н. Информационные технологии в управлении / О.Н. Граничин, В.И. Кияев. - СПб.: Бином, 2008. - 336 с.

5. Кирьянов А.Ю. Система обеспечения региональной безопасности как теоретико-правовая конструкция и ее структура /А.Ю. Кирьянов // Безопасность бизнеса. - 2005. - № 3. - С.2-9.

6. ГОСТ Р ИСО 21500 - 2014 «Руководство по проектному менеджменту». (ISO 21500:2012 «Guidance on project management»). Москва: Стандартинформ. 2015. - 52 с.

7. Олейник, А.Г. Инструментальные средства интерактивного формирования имитационных моделей деятельности региональной системы профессионального образования / А.Г. Олейник, А.Н. Лексиков // Труды ИСА РАН.

- 2008. - Т.39. - С.267-276.

8. Быстров, В.В. Разработка информационной системы автоматизации синтеза структуры динамических моделей сложных систем / В.В. Быстров, В.А. Кодема // Информационные технологии в региональном развитии. - 2006.

- Вып.У! - С.93-96.

9. Горохов, А.В. Синтез имитационных моделей макросистем на основе онтологических описаний / А.В. Горохов, О.В. Шелех // Труды ИСА РАН. - 2009.

- Т.39. - С.195-201.

10. Халиуллина, Д.Н. Проблемно-ориентированный программный комплекс поддержки стратегического планирования развития малых инновационных предприятий / Д.Н. Халиуллина // Труды СПИИРАН. - 2016. - №3(46).

- С.190-211.

Сведения об авторе

Халиуллина Дарья Николаевна - к.т.н., научный сотрудник, е-mail: khaliullina@iimm.ru

Darya N. Khaliullina - PhD. (Tech. Sci.), researcher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.