Научная статья на тему 'Анализ и моделирование стратегического развития Торговопромышленной Палаты РФ'

Анализ и моделирование стратегического развития Торговопромышленной Палаты РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА / ANALYSIS / DESIGN / INNOVATION / TRADE AND INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романников А. Н., Мухортова А. С.

Современные экономические стратегии наиболее крупных государств делают ставку на инновации, как на акселератор роста дохода. В процессе стабилизации российской экономики особую значимость приобретает такая структура как Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Одним из приоритетных направлений ее деятельности является содействие развитию и широкому применению инноваций и современных технологий, что предоставляет возможность государственного контроля за перераспределением инвестирования, производственных и трудовых ресурсов в зависимости от потребностей регионов, с учетом их значимости на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND MODELING OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF COMMERCIAL AND INDUSTRIAL CHAMBER OF RUSSIA

Modern economic strategies of major cities stake on innovations as on an accelerator of income growth. In conditions of Russian economy being stabilized such institute as the Chamber of Commerce and Industry of Russian Federation gains extra significance. One of it’s most important areas of activity is contributing into development and implementation of innovations and modern technologies, which provides the possibility if governmental control over redistribution of investment, operating and labor force, depending on regional requirements and with consideration of their significance on federal level.

Текст научной работы на тему «Анализ и моделирование стратегического развития Торговопромышленной Палаты РФ»

ги, а также услуги по хранению, складированию и упаковке она призвана связывать производство сельскохозяйственной продукции с торговлей, создавать наиболее благоприятные условия для более быстрого удовлетворения потребительского спроса необходимого объема, ассортимента и качества.

Исследования доказывают, что, несмотря на отдельные позитивные изменения, уровень развития инфраструктуры остается основным сдерживающим фактором перехода отечественного рынка к цивилизованному режиму функционирования. В системе товародвижения сельскохозяйственной продукции имеет место многозвенность перепродаж, спекуляция, слабая работа оптовых рынков и недоступность для всех участников торговли информации о конъюнктуре рынка.

Особое место в формировании инфраструктуры принадлежит оптовым рынкам. Важно, чтобы государство реализовывало четкую политику в: регулировании балансов продовольствия и сырья для перерабатывающей промышленности; регулировании и функционировании предприятий торговли; мониторинге спроса и конъюнктуры потребительского рынка; формировании заказов для стабильного обеспечения населения основными видами продовольствия.

Говоря об инфраструктуре агропродовольственного рынка районов Крайнего Севера, необходимо отметить ключевую особенностью территории - полноценное и достаточное обеспечение населения данных территорий продуктами питания возможно лишь в случае рационального сочетания местных и ввозимых продовольственных ресурсов.

Местное производство агропродукции находится в серьезной зависимости от ряда природных и экономических факторов. Среди продуктов растительного происхождения основными являются картофель и овощи открытого грунта местного ассортимента. Производственный потенциал Крайнего Севера таков, что может полностью самообеспечить потребность населения в картофеле и на 70% в овощах. Достижение такого результата возможно при использования и активизации двух направлений формирования рынка данной продукции. Первый путь, отмечает М. Винокуров, вовлечение в этот процесс частного сектора, имеющего большие резервы уве-

личения производства названных культур. В настоящее время объемы реализуемой продукции частного сектора крайне малы из-за низких заготовительных цен. Необходимость создания продовольственных ресурсов в регионах Крайнего Севера требует повышения материальной заинтересованности населения за счет установления оптимальной закупочной цены, а также улучшения функционирования заготовительной системы. Второй путь - это организация специализированных картофелеводческих и овощеводческих хозяйств.

Отметим, что перспективы структурной перестройки агропро-довольственного рынка районов Крайнего Севера во многом зависят от разработки и реализации научно обоснованной системы организационно-экономических и технологических мероприятий, учитывающих выделенные нами экономические, организационные и транспортные особенности, а также нацеленных на эффективное регулирование экономических отношений в агропромышленном комплексе и стимулирование разработки и коммерциализации инновационных кластеров в аграрной сфере.

Литература:

1. Винокуров М.А. Роль местного производства сельхозпродукции в формировании продовольственного рынка Крайнего Севера // АПК: экономика, управление. - 2008. - № 4. - С. 50-52.

2. Воробьев Н.Н. Формирование организационно-экономического механизма агропродовольственного рынка (теория и практика): монография / Н. Н. Воробьев. - Ставрополь: ГОУ ВПО Сев-КавГТУ, 2006. - 258 с.

3. Енилина С.А. Теоретические и методологические аспекты формирования и совершенствования агропродовольственного рынка в современных условиях : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 : Чебоксары, 2008. - 173 с.

4. Рувиль В.С. Развитие традиционных промыслов биоресурсов прибрежных сельских территорий Крайнего Севера Дальнего Востока: Автореф. дисс. ... д.э.н. - Москва: ВНИЭТУСХ, 2008. -40 с.

5. Шутьков А.А., Шутьков С.А. Аграрная политика России: социально-экономические проблемы. - М.: НИБ, 2008. - 339 с.

АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТОРГОВОПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ

Романников А.Н., доцент кафедры ПМ, МЭСИ Мухортова А. С., эксперт МВА при МТПП

Modern economic strategies of major cities stake on innovations as on an accelerator of income growth. In conditions of Russian economy being stabilized such institute as the Chamber of Commerce and Industry of Russian Federation gains extra significance. One of it’s most important areas of activity is contributing into development and implementation of innovations and modern technologies, which provides the possibility if governmental control over redistribution of investment, operating and labor force, depending on regional requirements and with consideration of their significance on federal level.

Ключевые слова: анализ, моделирование, инновации, торгово-промышленная палата.

ANALYSIS AND MODELING OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF COMMERCIAL AND INDUSTRIAL CHAMBER OF RUSSIA

Romannikov A., associate professor, PM chair, MESI,

Mukhortova A., MBA expert, MTPP

Современные экономические стратегии наиболее крупных государств делают ставку на инновации, как на акселератор роста дохода. В процессе стабилизации российской экономики особую значимость приобретает такая структура как Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Одним из приоритетных направлений ее деятельности является содействие развитию и широкому применению инноваций и современных технологий, что предоставляет возможность государственного контроля за перераспределением инвестирования, производственных и трудовых ресурсов в зависимости от потребностей регионов, с учетом их значимости на федеральном уровне.

Keywords: analysis, design, innovation, trade and industry.

В процессе стабилизации российской экономики особую значимость приобретает такая важная структура как Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

В экономике любой страны малые и средние предприятия играют двойственную роль: с одной стороны, они являются мощным генератором новых идей, а с другой, они апробируют на внутренних и международных рынках новые продукты и технологии, при-

нимая на себя значительную часть рисков.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации — представляет интересы малого и среднего, а так же крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства

— промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги. Она напрямую связана с развитием экономики Российской Федерации, ее интегрированием

в мировую хозяйственную систему и созданием благоприятных условий функционирования предприятий любых размеров.

Актуальность рассматриваемой темы заключается во все возрастающей роли малого и среднего предпринимательства в развитии Российской Федерации. В экономике любой страны подобные предприятия играют двойную роль: с одной стороны, они являются основными разработчиками инноваций, а с другой, апробируют на внутренних и внешних рынках новые продукты и технологии, принимая на себя значительную часть рисков. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации малое и среднее предпринимательство образует пятую часть годового валового внутреннего продукта, каждый шестой, занятый в экономике, а с учетом индивидуальных предпринимателей - каждый пятый; две из пяти компаний - малые.

Подтвердив важность и значимость этого сектора экономики, Председатель Правительства РФ В.В. Путин подчеркнул на заседании Правления Торгово-Промышленной Палаты РФ «О создании и поддержке инновационных точек роста в экономике России - ключевом направлении антикризисных действий власти и бизнеса», состоявшемся 27 мая 2009 года, что в условиях глобального финансово-экономического кризиса «Надо минимизировать потери, но при этом сохранить экономический, производственный потенциал и обновить его, добиться качественных сдвигов в структуре производства и экспорта. Сегодня крайне важно стимулировать вложения бизнеса в новые разработки, модернизацию производства и передовые технологии».

Современные экономические стратегии наиболее крупных государств делают ставку на инновации, как на акселератор роста дохода. Как фрагмент рынков, технология ускоряется в своем развитии, обучение, творческий потенциал и адаптация к новым условиям работы стали основными источниками конкурентоспособного преимущества различных организаций во многих отраслях промышленности. Доступ к постоянным инновациям должен стать целью всех организаций, стремящихся к процветанию. Созданию более благоприятной среды для технологического развития и внедрению инноваций могут способствовать такие направления деятельности государства как:

- Поддержка исследований в университетах. Мировая практика показывается, что большое количество передовых, в инновационном плане, фирм в значительной степени являются результатом университетских исследований (особенно это видно на примере биотехнологичеких исследовательских программ и их последующего применения на практике). Подобные фирмы зачастую сами предпочитают определить свое местоположение в непосредственной близости от университетов, чтобы иметь постоянный доступ к студентам (как к перспективной рабочей силе), к новым испытаниям, а так же к преподавателям (хотя зачастую сами преподаватели являются предпринимателями).

- Разработка программ поддержки коммерциализации технологий. Недостаточно просто провести исследование, для достижения полного экономического эффекта это исследование должно быть коммерциализировано. Пример других стран показывает, что этому способствует введение ряда программ для поощрения инновационной деятельности в наиболее крупных регионах, как правило столичных, включая технологические инкубаторы, фонды первоисточников, научно-исследовательские парки и технологии передачи программ.

- Но более важным, чем поддержка производственных факторов важнее, является продвижение программы межлюдской коммерциализации: построение связей между университетами и местными отраслями промышленности, а так же создание и поддержание внешних связей для студентов и преподавателей. Разработка стратегии сектора с существенным сетевым компонентом, особенно продвижение контактов среди людей активных в промышленности, содействие созданию промышленных ассоциаций и “непрерывного усовершенствования” пользовательских групп может быть весьма эффективным в формировании взаимодействий, возникающих благодаря новым компаниям и инновациям. Это также является весьма эффективной политикой для построения отношений между основными учреждениями (университетскими исследователями, венчурными вкладчиками) и передовыми предпринимателями.

- Последней по счету, но далеко не последней по значимости идет программа по выводу телекоммуникационной инфраструктуры и доступа к Интернету на уровень мировых стандартов. Подобная программа включает в себя зонирование и планирование, кото-

рые позволили бы создать “отели для данных” (здания, содержащие телекоммуникационное оборудование); предоставление возможности компаниям-поставщикам проложить оптоволокно под улицами и гарантирование расположения беспроводных приемников в надлежащих местах. Но опыт западных стран показывает, что ИТ-компании предпочитают располагаться в местах с высоким уровнем Интернет пользования. Таким образом, немаловажным аспектом формирования экономической стратегии становится обучение работников и поддержка интегрирования Интернета в деятельность компаний.

Значимость этих пунктов подтверждается заявлением президента Российской Федерации, Д.А. Медведева, 11 января 2010 года на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики: «Просил бы предпринимателей включиться в эту работу (по созданию центра исследований и разработок). Новый инновационный центр - это, конечно, не силиконовая долина, но своего рода прообраз города будущего, который должен стать крупнейшим испытательным полигоном новой экономической политики», - передает РИА «Новости». Инновации стимулируют рост производительности. В результате, если регионы хотят повысить свои доходы, инвестирование должно производиться в различные сферы деятельности региона.

В условиях мировой экономической глобализации проблема повышения конкурентоспособности отечественной экономики на всех уровнях приобретает особое значение. Кластеры или кластерные схемы являются механизмом повышения конкурентоспособности экономики на всех уровнях. Основу кластера составляют межотраслевые взаимосвязи. На федеральном уровне, идея кластеризации постепенно находит отражение в формировании отдельных групп отраслей и подотраслей, каждая из которых ориентирована на определенного потребителя. Анализ позволяет увидеть точки роста для преодоления моноотраслевой структуры производства и повышения конкурентоспособности экономики в целом. Оценка профильности кластера для экономики региона рассматривается с позиции различных критериев: способности кластера соответствовать целям стратегии социально-экономического развития региона, способности кластера эффективно функционировать в данном регионе, способности кластера окупить свое финансирование, способности внедрения в кластер инновационных подходов различных уровней и др. По результатам анализа кластер может быть отнесен к определенной группе, в зависимости от которых и будет выстраиваться стратегия развития регионов.

Кластерные схемы являются прекрасной основой для создания новых совокупностей различных знаний, стимулируя возникновение новых научно-технических, производственно-технологических направлений и их коммерческих приложений. Вслед за США и Японией, страны Евро Союза пришли к идее объединения ресурсов своих стран на основе выработки общей научной стратегии развития, в которой основная роль отводится развитию инновационных кластеров. Кластерная форма организации на основе сети устойчивых связей между всеми его участниками приводит к созданию особой формы совокупного инновационного продукта, который концентрирует разнообразные научные и технологические изобретения, трансформируя их в инновации, коммерциализация которых обеспечивает достижение конкурентных преимуществ.

Российская Федерация относительно недавно начала продвигать подход к региональному развитию, основанный на кластерах. Но в том же заявлении на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Д.А. Медведев обратил внимание и на развитие системы инновационных кластеров. «Их надо выстраивать вдоль всей технологической цепочки, задействовав не только отраслевые связи, но и принципы «инновационного лифта», включать в схему научные и исследовательские организации», - считает он. И, конечно же, для эффективной работы, центр исследований и технологий должен быть оснащен передовым оборудованием, что требует высокого уровня компьютерных и технических знаний работников. Глава государства подчеркнул, что в центр необходимо обеспечить привлечение наиболее квалифицированных отечественных специалистов и ученых, а так же зарубежных экспертов, и все эти действия должны быть направлены на долгосрочную перспективу.

Немаловажной причиной усиленного внедрения инноваций так же служит стремительная деградация научно-производственного потенциала страны, происходящая последние 10 лет. Ориентация на сырьевую промышленность, низкая оплата труда, скудное фи-

нансирование научных исследований, утечка умов за границу, - все эти характерные черты периферийной страны сегодня в полной мере присущи российской экономике. Выход экономики Российской Федерации на периферию мировой экономической системы и утрату возможностей собственного экономического развития можно было бы считать необратимыми, если бы не сохраняющийся относительно высокий уровень образования населения и квалификации трудовых ресурсов и имеющийся научно-технический потенциал. Предотвратить окончательное закрепление положения Российской Федерации на периферии мировой экономики в качестве источника дешевого сырья и рабочей силы, поможет быстрое восстановление имеющегося научно-производственного потенциала и его дальнейшее развитие на основе активизации конкурентных преимуществ российской экономики и ее модернизации путем широкого внедрения современных и инновационных технологий, в сочетании с быстрым ростом производства, инвестиций, оплаты труда и качества жизни. Все это должно способствовать стабилизации и дальнейшему укреплению экономики Российской Федерации.

Во многих динамично развивающихся странах существует общая закономерность, выражающаяся в наиболее успешном развитии сообществ малых и средних предприятий, сгруппировавшихся вокруг крупных фирм, лидеров своих отраслей, на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий. При таком раскладе особую актуальность задача повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства через инновации обретает в условиях финансово-экономического кризиса, поскольку именно инновационная экономика, основу которой составляют группировки конкурентоспособных предприятий, обеспечивает экономическое развитие и превосходство страны на мировых рынках. Решение подобной задачи неминуемо приводит к изменению структуры малого и среднего бизнеса Российской Федерации, что, в свою очередь, требует совершенствования различных сфер внутренней деятельности государства. Изменение законодательства, повышение качества жизни населения, развитие трудовых ресурсов страны, улучшение инновационного бизнес-климата, - все эти факторы направлены на обеспечение своевременного и простого доступа к финансовым и другим ресурсам с целью развития и внедрения инноваций, и применения передовых инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства.

В целом, для повышения конкурентоспособности малых и средних компаний не только на внутренних, но и на международных рынках, необходимо предпринимать системные действия по привлечению долгосрочных инвестиций, внедрению инновационных технологий и решений в управление бизнесом, эффективному использованию нематериальных ресурсов, разработке и выведению на рынок инновационных продуктов и услуг. Вопросы развития малого и среднего предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса по выходу на внешние рынки, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства, в том числе и инновационного, являются приоритетом в деятельности Правительства Российской Федерации. Минэкономразвития России совместно с Торгово-Промышленной Палатой РФ и объединениями предпринимателей проводит мониторинг состояния малого и среднего предпринимательства в регионах. Его результаты помогают реально и оперативно оценивать действенность принимаемых государством антикризисных, стабилизационных и инновационных мер, своевременно корректировать и адаптировать их.

Торгово-промышленная палата России — член Международной торговой палаты, Всемирной федерации торговых палат, Европалаты, Совета руководителей ТПП государств-участников СНГ и других международных, а также региональных организаций, что дает ей доступ практически в любые сферы деятельности государства, такие как торговля на внутренних и внешних рынках, оказание услуг различного характера, промышленные и научно-исследовательские отрасли и др. Ее основные сферы деятельности направлены, в первую очередь, на продвижение товаров и услуг российских предприятий (как малого, так и среднего предпринимательства) на внутреннем и внешнем рынках. Именно этот вид ее деятельности наиболее тесно связан с развитием экономики Российской Федерации, с созданием благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности.

Так как основным из приоритетных направлений деятельности Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации явля-

ется активное содействие развитию и широкому применению инноваций и современных технологий, одним из возможных путей развития экономики России через расширение деятельности Торгово-Промышленной Палаты РФ может стать создание централизованной клиентской базы данных (по малым, средним и крупным предпринимателям). Систематизация полученной информации в купе с детальным анализом потребительских рынков, как по регионам, так и по стране в целом, определяет новую сферу деятельности Торгово-Промышленной Палаты РФ. В рамках новой программы необходимо выстроить соответствие стратегий развития регионального уровня с федеральным, создать рейтинги предпочтения регионов и отраслей, сформировать маркетинговую стратегию, то есть программу освоения целевого сегмента рынка, а именно информационную и партнерскую поддержку, обеспечение экономической безопасности, снижение экономических рисков, привлечение зарубежных инвесторов, продажу пакета информации, проведение конференций как общеобразовательного, так и обучающего, как открытого, так и закрытого типа, а так же разместить часть информации в открытом доступе для привлечения первых клиентов.

Помимо всего прочего, вышеупомянутая база данных предоставляет возможность государственного контроля перераспределением инвестирования, производственных и трудовых ресурсов в зависимости от потребностей регионов, с учетом их значимости на федеральном уровне. Успех данной программы требует острого понимания региональной экономики и, в частности, как ее ключевые промышленные сектора конкурируют в экономике страны и в мировой экономике. Это предполагает четкое структурирование экономики, создание промышленных групп и проведения регионального диалога по вопросам управления, которые затрагивают как отдельные отрасли, так и экономику в целом. Регионы должны воспринимать свои экономические системы как группы предприятий и должны общаться с ними по той же самой схеме.

Но есть еще один важный момент: проведение тщательного анализа региональных экономических систем для определения и оценки конкурентоспособных позиций в их ключевых промышленных отраслях, а так же создания рейтингов этих позиций, а после рейтингов самих регионов. Таким образом, необходимо развивать глубокое понимание текущей экономики страны в контексте экономических стратегий развития отдельных регионов, включая то, как основные экономические секторы работают и каковы основные экономические преимущества и слабости регионов.

Вышеописанные задачи, после первичной обработки данных сводятся к решению транспортной задачи.

Транспортная задача в данном случае олицетворяет собой перемещение товаров (ресурсов, услуги) от стороны - резидента Российской Федерации к зарубежному заказчику. Главной целью этой задачи является минимизация суммарной стоимости сделки. При этом учитываются ограничения, налагаемые на объем товаров (ресурсов, количество оказанных услуг), имеющихся у резидентов РФ, и ограничения, учитывающие потребности и финансовые возможности зарубежных заказчиков. Разработка и применение оптимальных схем «состыковки» клиентов и заказчиков помимо снижения затрат с обеих сторон, так же стабилизирует ситуацию на бизнес-рынке Российской Федерации.

Предположим, имеются пункты производства (фирмы, готовые предоставить товар) и пункты потребления (фирмы-заказчики) однородного продукта. Заданы максимально возможные объемы производства продукта каждым пунктом производства, объёмы потребления продукции каждым пунктом потребления, ограничения на объёмы перевозки продукта от поставщика до заказчика. При известных затратах на перевозку продукции от пунктов производства к пунктам потребления, необходимо найти план перевозок (заключения сделок), обеспечивающий минимальные затраты.

Суммарные затраты на заключение сделок составят:

Где затраты перевозку единицы товара г-ого поставщика

у'-ому заказчику Ю1, - количество товаров, которое будет

перевезено из пункта производства у-му потребителю, для которого выполняются ограничения: ^ у 1 £ Е / £

Как и во всех подобных случаях, здесь также оговаривается неотрицательность переменных: поставка от какого-то резидента Российской Федерации тому или иному иностранному заказчику может быть равна нулю, но отрицательной, т. е. следовать в обратном направлении, быть не может.

А - максимальный объем производства продукта пунктом (; Бк - объём продукта, который необходимо доставить к-ому пункту потребления; Од - максимальное количество продукта, которое может быть доставлено из ( - ого пунктау-ому потребителю.

В настоящее время разработано множество различных алгоритмов решения транспортной задачи: распределительный метод, метод потенциалов, дельта-метод, венгерский метод, метод дифференциальных рент, различные сетевые методы и т. д. Они относительно просты, по ним составлены десятки программ для вычислительных машин. Практически всю необходимую для расчетов информацию можно будет получить из вышеописанной базы данных. Благодаря широкой системе структуризации Торгово-Промылшенной Палаты РФ (она включает в себя более 170 территориальных торгово-промышленных палат; около 200 сформировавшихся на федеральном и более 250 — на региональном уровне отраслевых объединений предпринимателей, представляющих основные секторы российской экономики; более 70 крупных компаний, эффективно работающих в ключевых отраслях экономики; около 40 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности; представительства за рубежом) обеспечивается всеохватывающий объем информации, а устойчивость и стабильность ТПП РФ гарантирует

достоверность информации, ее сохранность и безопасность. В будущем, помимо Минэкономразвития РФ, в партнерстве с ТПП РФ могут состоять такие структуры как Госкомстат и Росстат. Привлечение консалтинговых компаний в качестве посредников так же может сыграть немаловажную роль в развитии и продвижении этого нового направления деятельности ТПП РФ. Ведь именно консалтинговые фирмы имеют наиболее обширную клиентскую базу со стороны иностранных заказчиков и инвесторов, заинтересованных в выходе на российский рынок товаров и услуг.

Прочное сотрудничество с уже имеющимися партнерами и установление новых благоприятных деловых отношений - вот ключ к быстрому и успешному внедрению информационной базы ТПП РФ в российскую экономику, а так же к развитию новых перспективных направлений деятельности ТПП РФ, напрямую связанных с экономической стратегией России.

Все это предоставляет огромные возможности для повышения благосостояния жителей не только крупных городов, но и глубинок, хотя также представляет собой проблему. Ответственность за предоставленные услуги станет слишком большой, если регионы не будут активно финансировать инфраструктуру знаний - компании не будут иметь квалифицированных рабочих и, как следствие, не будет инновационных инструментов, необходимых для создания высокооплачиваемых рабочих мест и улучшения экономической ситуации в стране в целом. Иначе говоря, сосредоточение на инновациях, обучении и постоянной адаптации экономики являются залогом успеха.

Новизна данного подхода состоит анализе текущей экономической стратегии Российской Федерации, ее стабилизации, а в дальнейшем и улучшения, через развитие новых направлений деятельности Торгово-Промышленной Палаты РФ. В связи с этим важным пунктом государственной стратегии экономического развития должно стать создание благоприятных условий для экономического развития каждого отдельного региона, а так же реализация принципов экономического федерализма во взаимоотношениях и между Федерацией и ее субъектами.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Дмитриев А., преподаватель кафедры МиЛ, МФПА,

Каменский Г., аспирант, МЭСИ,

Романников А., доцент кафедры ПМ, МЭСИ

Статья познакомит читателя с понятием бизнес-моделирования. Подробное описание моделирования отдельно взятых бизнес-процессов покажет, что подразумевается под этим понятием. Для моделирования процессов будут применены различные математические аппараты, демонстрирующие широкий выбор инструментария, предоставляемого специалисту. Наглядно будут разобраны преимущества предоставляемые наличием модели конкретного бизнес-процесса и всего бизнеса.

Ключевые слова: бизнес-процесс, моделирование, экономика.

MODELING AND OPTIMIZATION OF BUSINESS PROCESSES

Dmitriev A., lecturer of the MiL chair, MFPA,

Kamensky G., the post-graduate student, MESI,

Romannikov A., associate professor, PM chair, MESI

Article will acquaint the reader with concept of business modeling. The detailed description of modeling business processes will show that is meant this concept. The various mathematical apparatuses showing a wide choice of toolkit will be applied to modeling of processes. Advantages models of concrete business process given by presence and all business will be visually disassembled.

Keywords: business process modeling, economics.

В современной экономике практически любое предприятие ведет свою деятельность в конкурентной среде. В одной нише с ним функционируют похожие компании или даже фирмы-аналоги. В жестких конкурентных условиях предприятиям зачастую приходится снижать цену на свою продукцию без снижения ее себестоимости или повышать качество продукции, тем самым повышать ее себестоимость, без повышения цены. И в том и в другом случае падает прибыльность продаж. Для того чтобы снижение прибыльности было минимальным, необходимо снижать административные и производственные расходы фирмы. Оптимизировать расходы нужно таким образом, чтобы их эффективность была максимальной.

Рассмотрим предприятие, как набор бизнес-процессов. Бизнес-процессы предприятия по отношению к получению добавленной стоимости можно разделить на 2 группы: основные бизнес-процессы (маркетинг, производство, логистика, планирование спроса), обеспечивающие бизнес-процессы (финансовое обеспечение деятельности, обеспечение кадрами, юридическое обеспечение, обеспечение безопасности, и т.д.).

Несомненно, основные бизнес-процессы более значимы для предприятия, но не стоит забывать, что каждый бизнес-процесс является звеном цепи, называемой «предприятием». Цепь является крепкой только тогда, когда каждое ее звено является прочным.

В данной работе построены модели бизнес-процессов, вызывающих наибольший интерес у предпринимателей - производства и по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.