Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ У ВЗРОСЛЫХ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ И ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ'

АНАЛИЗ И КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ У ВЗРОСЛЫХ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ И ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
764
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заикание у взрослых / функциональные речевые тренировки / диагностика заикания / коррекция заикания / технические средства для коррекции заикания / мобильные приложения для коррекции заикания / stuttering in adults / communicative-speech training / stuttering assessment / stuttering treatment / anti-stuttering tech devices / mobile anti-stuttering apps

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Гусаров С. В.

Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества логопедической помощи взрослым с заиканием. В ней рассматриваются вопросы, связанные с коммуникативно-ситуационным феноменом проявлений заикания в зависимости от условий общения, а также возможностями диагностики и коррекции этого нарушения на основе применения технических и программных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Гусаров С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND TREATMENT OF STUTTERING BASED ON USINGTECH AND SOFTWARE TOOLS (THESES)

The text of the article has presented an urgent issue of improving Speech therapy quality to adults who have a stuttering. The issues related to the communicative and situational phenomenon of stuttering which depends on communicative and environmental conditions are described. The possibilities of stuttering assessment and treatment based on using modern tech and software tools are revealed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ У ВЗРОСЛЫХ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ И ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ»

АНАЛИЗ И КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ У ВЗРОСЛЫХ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ И ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ Гусаров С. В. (Таганрог, ТИ РГЭУ (РИНХ)) doctorguu@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества логопедической помощи взрослым с заиканием. В ней рассматриваются вопросы, связанные с коммуникативно-ситуационным феноменом проявлений заикания в зависимости от условий общения, а также возможностями диагностики и коррекции этого нарушения на основе применения технических и программных средств.

Ключевые слова: заикание у взрослых, функциональные речевые тренировки, диагностика заикания, коррекция заикания, технические средства для коррекции заикания, мобильные приложения для коррекции заикания.

ANALYSIS AND TREATMENT OF STUTTERING BASED ON USINGTECH AND SOFTWARE TOOLS (THESES) Gusarov S.V. (Taganrog, TEI RINH)) doctorguu@mail.ru

Annotation. The text of the article has presented an urgent issue of improving Speech-therapy quality to adults who have a stuttering. The issues related to the communicative and situ-ational phenomenon of stuttering which depends on communicative and environmental conditions are described. The possibilities of stuttering assessment and treatment based on using modern tech and software tools are revealed.

Key words: stuttering in adults, communicative-speech training, stuttering assessment, stuttering treatment, anti-stuttering tech devices, mobile anti-stuttering apps.

Характеристики речевой неплавности заикающихся связаны с внезапной актуализацией речевых судорог, локализованных в разных отделах речевого аппарата (corebehav-iors), что часто, у подростков и взрослых сопровождается уловочно-двигательными и коммуникативно-психологическими проявлениями, в основе которых логофобический синдром той или иной степени (secondarybehaviors) (Хавин, 1974; Craig, 2009). Это, в свою очередь, приводят к стойким изменениям личности, расстройствам ситуационно-фобического характера в виде избеганий и ограничения общения со сверстниками, лицами противоположного пола, публичных выступлений, разговора по телефону и т.д., что в целом приводит к невозможности полноценной коммуникации и социализации у взрослых.

Таким образом, совокупность специфических искажений поведения людей с заиканием в социуме реализуется по механизмам психологической защиты в условиях ситуационного общения, провоцирующих возникновение и усиление речевой судорожности. Указанный ситуационный феномен нестабильности проявлений заикания позволил ввести в теоретическое поле специальной педагогики термин «условия актуального речевого общения», под которым понимается текущий момент интерперсонального речевого взаимодействия, значимый как минимум для одного из участников коммуникации (Гусаров, 2017). По мнению некоторых авторов, особенности связанные с необходимостью учета личностно-значимых коммуникативно-речевых ситуаций и обуславливают известные трудности диагностики заикания у взрослых и его коррекции (Казаков, 1984; Калягин, 2011).

Одними из перспективных способов коррекции заикания у взрослых, являются методы с применением технических средств (Монолог, SpeechEasy и др.) на базе акустических воздействий (задержанная акустическая обратная связь - DAF, частотно-смещенная

акустическая обратная связь - FAF и др.). Однако существующие технологии коррекции на их основе имеют ряд существенных недостатков:

- преимущественно обособленное применение технических средств в практике логопедов, в отрыве от комплексного психолого-педагогического воздействия. Применение специальных устройств в «кабинете логопеда» как правило приводит к положительным результатам, в то время как их влияние на речь при заикании в процессе повседневной социальной коммуникации - представляется недостаточно изученным, с точки зрения теории (проблема недостаточно освещена в специальной литературе) и практики (логопеды практически не пользуются мобильными устройствами коррекции речи в повседневной обстановке) специальной педагогики;

- недостаточная разработанность вопросов, связанных с диагностикой спонтанной речи при заикании, что приводит к неточности при первичной оценке степени его выраженности и последующей оценке результатов коррекционного воздействия;

- недостаточная изученность проблемы влияния акустических способов воздействия на речь заикающихся в условиях актуального речевого общения (ситуации личност-но-значимой речевой коммуникации).

Остановимся на обозначенных проблемах подробнее.

Начнем с диагностики заикания.

Неотъемлемую часть комплексной диагностики при обследовании людей с заиканием, составляют специальные речевые пробы и другие логопедические приемы, которые позволяют сделать заключение о степени выраженности речевого расстройства. Вместе с тем зачастую подразумевается достаточно широкое толкование понятия «Степень выраженности...», при котором принимаются во внимание причины возникновения нарушения, его длительность, возникновение рецидивов после проведения коррекционных мероприятий. Обладая очевидными достоинствами, подобные диагностические комплексы не позволяют получить сравнимые данные на основании одних и тех же «эталонных» критериев. Наряду с этим, некоторые авторы (С.В. Гусаров, Ю.И. Кузьмин, Е.Ю. Рау, G.D. Riley и др.) предлагают более узкое понимание термина, при котором выраженность заикания рассматривается в контексте совокупности речевых судорожных и психофизических (уло-вочно-двигательных) проявлений в определенный момент времени и при определенных условиях: например, во время спонтанного диалога при публичном выступлении (Гусаров, 2017; Кузьмин, 1991; Riley, 1972). К судорожным компонентам, характерным для заикания, относятся прерывания, остановки, повторы звуков, слогов и (или) их пролонгация, эмболофразия и другие. К неречевым уловочно-двигательным компонентам относятся специфические мимические и пантомимические проявления, которые наблюдаются визуально в виде комплекса сопутствующих движений различных мышечных групп и частей тела во время речи. Разработанная методика оценки степени выраженности речевых и неречевых проявлений при заикании (С.В. Гусаров, Е.Ю. Рау) позволяет получить точные количественные данные выраженности перечисленных выше особенностей и сопоставить их до проведения коррекционных мер и после, что повышает достоверность статистического анализа при последующей оценке проведенного психолого-педагогического воздействия.

Особенностью методики является возможность ее применения в разных условиях речевого общения, в которых возможна съемка видео или запись аудио. Более подробно c результатами исследования можно ознакомиться в следующих публикациях: (Гусаров, 2017, С. 72 - 82; Гусаров, Рау, 2017, С. 15-19).

При изучении влияния акустических способов воздействия на речевую судорож-ность во время публичного диалога группы взрослых с заиканием (71 человек) и незнакомой им аудиторией 12-15 человек, участниками были последовательно использованы: маскировка белым шумом (50 дБ), DAF (50 мс), FAF (-0.5 октавы), ритмизация (80 ударов метронома в минуту). Уменьшение речевой судорожности наблюдалось у большинства из участников, с наилучшим результатом при ритмизации. Однако существенное снижение

количества СС наблюдалось преимущественно у лиц с тяжелой и средней степенью выраженности нарушения. На участников с легкой степенью выраженности заикания, акустические способы воздействия оказали значительно меньший терапевтический эффект, приводя в некоторых случаях к незначительному усилению речевой судорожности. Улучшений речевой плавности настолько, чтобы можно было говорить о практически здоровой речи - отмечено не было. Это позволяет утверждать, что в процессе логопедической работы со взрослыми заикающимися в проблемных речевых ситуациях, использование одних лишь технических средств без специальной психолого-педагогической подготовки, оказывается недостаточным для устранения заикания.

Следующим важным моментом в коррекционной работе со взрослыми, являются так называемые «функциональные речевые тренировки». Функциональные речевые тренировки используются в практике логопедии как совокупность методов и приемов, которые позволяют автоматизировать достигнутые на логопедических занятиях результаты в условиях повседневной коммуникации. Вопросы касающиеся методов и структуры проведения функциональных тренировок в реальной обстановке, в известной нам научной литературе, раскрыты недостаточно полно (Исагулиев, 1984; Миссуловин, 2011).

В связи вышеизложенным, была поставлена задача, с помощью специального опросника «Исследование проявлений заикания в разных условиях общения» (С.В. Гусаров, Е.Ю. Рау) изучить характер типологических коммуникативно-речевых ситуаций, которые могут провоцировать заикание, провести их последующую расстановку по степени значимости для взрослых с заиканием, и разработать программу функциональных речевых тренировок с использованием «Ритмизации» и маскировки речи «Белым шумом», посредством личных смартфонов участников. На основе полученных данных, были дифференцированы типичные для большинства заикающихся условия и ситуации по степени их сложности в повседневной речевой коммуникации. Установленная «иерархия ситуаций» позволила построить четкую структуру функциональных речевых тренировок в соответствии с принципом «ступенчатого столкновения» с объектом страха.

Предложенная программа рассчитана на 1,5 месяца при ежедневных занятиях в течение 15 дней, по 5-7 часов, и дальнейших занятиях на этапе поддержки в течение последующего месяца, дважды в неделю, по 5-7 часов. Результаты повторной диагностики показали высокую эффективность предложенной методики коррекции. Отсутствие признаков заикания отмечено у 85,9% участников с сохранением результата (77,2%) в отдаленном периоде (2 года).

Выводы. На основании проведенного исследования оказалось возможным: разработать вариант психолого-педагогической диагностики заикания как целостного нарушения, что может служит инструментом оценки результатов коррекционного воздействия на различных этапах логопсихокоррекции; установить последующий анализ влияния акустических методов DAF (50 мс), FAF (-0,5 октавы), ритмизации (80 уд/мин) и заглушения речи белым шумом (50 дБ) на речевые судорожные проявления заикания у взрослых; оценить динамику результатов коррекционной работы, с учетом организации специальных педагогических условий при проведении функциональных речевых тренировок с использованием технических средств для формирования и автоматизации навыка плавной речи при повседневной коммуникации.

Литература

1. Гусаров С.В. Диагностика и программа психолого-педагогического воздействия на речевые и неречевые проявления заикания у взрослых с применением приложений для смартфонов // Специальное образование. 2017. №4 (48). С. 72-82.

2. Гусаров С.В. Использование современных технических средств коррекции как инте-гративной технологии в процессе функциональных речевых тренировок с заикающимися взрослыми / С.В. Гусаров, Е. Ю. Рау // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2 (63). С. 15-19.

3. Калягин В. А. Речевая тревога - за и против // Современные проблемы речевого ди-зонтогенеза: психолого-педагогические аспекты; под ред. С. М. Валявко. М.: Спутник +, 2011. С. 81-88.

4. Исагулиев И. П. Функциональные тренировки повышенной трудности и их роль в комплексе медико-педагогической работы со взрослыми заикающимися // Клиника и терапия заикания: сб. науч. тр. / под ред. Г. В. Морозова. М.: Знание, 1984. С. 162166.

5. Кузьмин Ю. И. Оценка тяжести речевых нарушений при заикании: методические рекомендации. Л.: Мин-во здравоохранения РСФСР, 1991. 15 с.

6. Миссуловин Л. Я. Особенности проведения функциональных тренировок с заикающимися подростками и взрослыми в современных условиях / Л. Я. Миссуловин, Н. С. Миссуловина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Т. 3. 2011. № 4. С. 126-129.

7. Хавин А. В. Отношение к своему дефекту индивида и его окружения (на модели заикания): автореф. дис. ...канд. псих. наук. Л., 1974. 25 с.

8. Craig, A. The impact of stuttering on the quality of life in adults who stutter / A. Craig, E. Blumgart, Y. Tran // Journal of Fluency Disorders. 2009. Vol. 34 (2). P. 61-71.

9. Riley, G. A stuttering severity instrument for children and adults // Journal of Speech and Hearing Disorders Monograph. 1972. Vol. 3. P. 314-322.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.