Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ХРОМОСОМНЫХ АБЕРРАЦИЙ В КЛЕТКАХ КОСТНОГО МОЗГА БЕЛЫХ КРЫС ПОСЛЕ ИНГАЛЯЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОЗОНА'

АНАЛИЗ ХРОМОСОМНЫХ АБЕРРАЦИЙ В КЛЕТКАХ КОСТНОГО МОЗГА БЕЛЫХ КРЫС ПОСЛЕ ИНГАЛЯЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОЗОНА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — В.С. Журков, Е.В. Печенникова, Е.Г. Фельдт, Л.X. Гарибян, Ты Хыу Тхием

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CHROMOSOME ABERRATIONS IN BONE MARROW CELLS OF RATS AFTER INHALATIONAL EXPOSURE TO OZONE

Intermittent exposure to ozone in a concentration of 0.15 mg/m3 8 hr daily for 7 days or continuous exposure to ozone in a concentration of 5.6 mg/m3 for 5 days did not result in an increased frequency of chromosome aberrations in bone marrow cells of rats. At the ozone level of 5.6 mg/m3, the bone marrow mitotic activity was substantially depressed. The present results and those reported in the literature indicate that ozone does not present mutagenic hazards.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ХРОМОСОМНЫХ АБЕРРАЦИЙ В КЛЕТКАХ КОСТНОГО МОЗГА БЕЛЫХ КРЫС ПОСЛЕ ИНГАЛЯЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОЗОНА»

УДК5в12.419.014.24:576.224.23]-0в:612.273

Канд. мед. наук В. С. Журков, Е. В. Печенникова, Е. Г. Фельдт, Л. X. Гарибян, Ты Хыу Тхием

АНАЛИЗ ХРОМОСОМНЫХ АБЕРРАЦИЙ В КЛЕТКАХ КОСТНОГО МОЗГА БЕЛЫХ КРЫС ПОСЛЕ И НГАЛЯЦИОННОГО^ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОЗОНА

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Изучению токсического влияния озона в последние годы посвящено большое число исследований. Это обусловлено широким применением озона в народном хозяйства, что может сопровождаться загрязнением атмосферного воздуха этим веществом. Кроме того, озон образуется в воздухе в результате фотохимических реакций между углеводородами и окислами азота, содержащимися в выбросах промышленных предприятий и автомобильного транспорта. Наряду с токсикологической оценкой в литературе поднят вопрос о мутагенной активности озона. Это связано с появлением работ, в которых показана цитогенетическая активность озона в опытах на клетках человека in vitro (Fetner; Zelac и соавт.; Gooch и соавт.). Результаты исследований на млекопитающихся с использованием однократных кратковременных воздействий оказались противоречивыми. , В ряде работ установлено, что озон вызывает повышение частоты хромосомных аберраций в соматических клетках человека in vitro при пропускании его через культуральную среду по 14—16 мг в 1 ч (Fetner; Zelac и соавт.; Gooch и соавт.). Высказано предположение, что в таких высоких дозах при прямом контакте с клетками озон обладает цитогенетической активностью. Наряду с этим в небольших по объему исследованиях выявлено повышение частоты хромосомных аберраций в лимфоцитах периферической крови китайских хомячков при ингаляционном воздействии озоном в концентрации 0,392 мг/м3 в течение 4 ч (Zelac и соавт.) и 6 здоровых доноров при ингаляционной экспозиции озона в дозе 0,98 мг/м3 в течение 6 и 10 ч (Merz и соавт.). Однако в более тщательных опытах на китайских хомячках, мышах и наблюдениях на человеке не обнаружено цитогенетической активности при кратковременном воздействии озона в клетках тканей, отдаленных от дыхательных путей. Gooch и соавт. при ингаляции озоном не нашли изменения частоты хромосомных аберраций в клетках костного мозга китайских хомячков (экспозиция 5—6 ч при концентрациях 0,45 и 10,2 мг/м3) и лимфоцитах и сперматоцитах мышей (экспозиция 5 и 2 ч при дозах 0,29, 0,41 и 1,94 мг/м3). В. Г. Мак Кензи и Г. С. Голл; McKenzie и соавт. не наблюдали повышения частоты хромосомных аберраций в лимфоцитах 35 здоровых доноров, контактирующих в течение 4 ч с озоном в концентрации 0,784 мг/м3, и 20 доноров, контактирующих 2 ч с 1,176 мг/м3 озона. В последней группе не отмечено также увеличения числа сестринских хроматидных обменов в лимфоцитах после воздействия.

Оставался неясным вопрос об эффектах хронической экспозиции озона. В. С. Журков и соавт. констатировали, что для прогноза цитогенети-ческого эффекта хронического воздействия химических факторов окружающей среды в клетках костного мозга достаточно ограничиться проведением подострого эксперимента.

Целью настоящей работы являлось изучение цитогенетического эффекта озона в опытах на белых крысах. Для этого проанализирована частота хромосомных аберраций в клетках костного мозга животных после ингаляционного воздействия озона.

Опыты проведены на беспородных крысах-самцах (по 5 животных в каждой группе). Выполнено два эксперимента. В первом животные массой 190—210 г находились в течение 7 сут по 8 ч в день в помещении с концентрацией озона 0,15 мг/м3. Их забивали через 18 ч по окончании воздействия вещества. Во втором эксперименте животных массой 300—320 г под-

Частота и типы аберраций хромосом в клетках костного мозга белых крыс после ингаляционного воздействия озона

№ опыта Режим воздействия Концентрация озона, мг/м* Вариант Число крыс Число метафаз Метафазы с аберрациями хромосом одиночных фрагментов На к а X 4 К к 5 ° к о о парных о фрагментов х ь хромосомных о фрагментов * всего аберраций МИ. %*

1 8 ч в день в

течение 7 сут 0,15 Опыт 5 500 1,6 1,8 0,0 0,0 0.0 1,8 4,36

Контроль — 5 500 0,6 0,6 0,0 0,0 0.0 0,6 5,44

2 Непрерывно в

течение

5 сут 5.6 Опыт 5 486 0.4 0,4 0,0 0.0 0.0 0,4 2,92**

Контроль 5 500 0,6 0,6 0,0 0,0 0,0 0,6 4,72

* Подсчитывали число митозов на 500 клеток у. каждой мыши. ** Достоверное снижение по сравнению с контролем (х2= 11,02, <¡[=1, /><0,001).

вергали непрерывной ингаляции озона в течение 5 сут при концентрации 5,6 мг/м3 в специально оборудованных камерах из плексигласа. Умерщвляли их через 2 ч по окончании воздействия. Озон в обоих экспериментах получали с помощью озонаторов типа ОВ-1, а контроль за содержанием вещества осуществляли автоматическим хемилюминесцентным газоанализатором.

За 2 ч до умерщвления крысам вводили внутрибрюшинно колхицин в дозе 3 мг/кг. Костный мозг вымывали из 1 бедренной кости подогретой до 37°С средой Хенкса в пробирку с той же средой. После центрифугирования проводили гипотоническую обработку 0,55% раствором хлористого калия в течение 10 мин при 37°С. Клетки фиксировали смесью метанол-ледяная уксусная кислота 3:1. Фиксатор меняли 2 раза. Для приготовления препаратов суспензию клеток наносили на обезжиренные мокрые стекла и фиксатор выжигали. Препараты окрашивали азур-эозином. На каждое животное анализировали по 100 метафаз. Учитывали одиночные и парные фрагменты, хроматидные и хромосомные обмены. Пробелы не регистрировали. Для анализа митотического индекса (МИ) подсчитывали число митозов на 500 ядер. Для сравнения частот, аберрантных метафаз и МИ в опыте и контроле использовали критерий у,2.

При воздействии озона в концентрации 0,15 мг/м3 средняя частота метафаз с аберрациями хромосом в костном мозге крыс опытной группы составила 1,6%, а контрольных — 0,6%. Однако различие было статистически незначимым (%2=2,99; ¿/=1; Я>0,05; см. таблицу). В контроле и опыте отличались только одиночные фрагменты. МИ в костном мозге животных контрольной и опытной групп также не различался (%2=3,13; (¿¡=1\ Р> >0,05).

При непрерывной ингаляции озона в концентрации 5,6 мг/м3 митоти-ческая активность в костном мозге крыс опытной группы значительно снизилась по сравнению с контролем (з$2=11,2, ¿/=1, Р<Х),001). Однако частота метафаз с аберрациями хромосом в костном мозге контрольных и подопытных животных оставалась на одном уровне.

Наши данные показывают отсутствие цитогенетической активности озона в подострых экспериментах на белых крысах при ингаляционном воздействии как в концентрациях, близких к имеющимся в атмосферном воздухе, так и в токсических. В последнем случае угнетение митотической активности в костном мозге указывает на токсическое влияние озона на клетки, используемые для цитогенетического анализа.

Таким образом, полученные экспериментальные материалы и данные литературы указывают на отсутствие генетической опасности озона для

половых и соматических клеток млекопитающих и человека. Вопрос о возможности повышения частоты мутаций в клетках верхних дыхательных путей при ингаляционном воздействии токсических концентраций озона нуждается в дополнительном изучении.

ЛИТЕРАТУРА

Журков В. С., Новакова Я-, Шрам Р. Я — Гиг. и сан., 1978, № I, с. 12—14.

Мак Кензи В. Г., Голл Г. С. — В кн.: Международный генетический Конгресс. 14-й.

Секционные заседания. Тезисы докладов. М., 1978, ч. 1, с. 327. Fetner R. Н. — Nature, 1962, v. 194, p. 793—794.

Gooch P. С., Creasia D. A., Brewen J. G. — Environ. Res., 1976, v. 12, p.188—195. McKenzie W. H., Knelson J. H., Rummo N. J. et al. — Mutat. Res., 1977, v. 4, p. 95— 102.

Men Т., Bender M. A., Kerr H. D. et al. — Ibid., 1975, v. 31, p. 299-302.

Zelac R. £., Cromroy H. L., Bolch W. E. et al. — Envircn. Res., 1971, v. 4, p. 262—282.

Поступила l/XII I978 r.

ANALYSIS OF CHROMOSOME ABERRATIONS IN BONE MARROW CELLS OF RATS AFTER INHALATIONAL EXPOSURE TO OZONE

V. S. Zhurkov, E. V. Pechennikova, E. G. Feldt, L. Kh. Garibian, and Ту Khiu Tkhiem

Intermittent exposure to ozone in a concentration of 0.15 mg/m3 8 hr daily for 7 days or continuous exposure to ozone in a concentration of 5.6 mg/m3 for 5 days did not result in an increased frequency of chromosome aberrations in bone marrow cells of rats. At the ozone level of 5.6 mg/m3, the bone marrow mitotic activity was substantially depressed. The present results and those reported in the literature indicate that ozone does not present mutagenic hazards.

УДК 614.72:632.95

Р. Убайдуллаев, Т. С. Хасанов

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ГЕКСАХЛОРАНА, ФОЗАЛОНА И БУТИФОСА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ПРИМЕНЕНИИ ИХ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний,

Ташкент

В зависимости от вида и стадии размножения сельскохозяйственных вредителей в условиях жаркого климата при выращивании хлопчатника пестициды разных групп применяют последовательно. Например, семена перед севом, а также всходы хлопчатника несколько раз в сезон обрабатывают гексахлораном против озимой совки. Затем в случае появления тлей, трипса и паутинного клеща всходы хлопчатника опрыскивают фосфорор-ганическими препаратами, в частности фозалоном. В период бутонизации хлопчатника проводят обработку посевов гексахлораном против грызущих вредителей. Затем в конце июля при появлении грызущих и сосущих вредителей хлопчатник вновь обрабатывают гексахлораном и фозалоном. В конце августа— начале сентября проводят дефолиацию бутифосом. Таким образом, хлопковые плантации обрабатывают хлор- и фосфорорганиче-скими препаратами, в частности гексахлораном, фозалоном и бутифосом, последовательно друг за другом несколько раз в сезон с перерывами 10— 15 дней.

В отечественной литературе достаточно широко представлены данные изучения действия гексахлорана, фозалона и бутифоса в отдельности и установлены ПДК в атмосферном воздухе для каждого вещества: для гексахлорана 0,05 мг/м3, для фозалона 0,01 мг/м3, для бутифоса 0,01 мг/м3 (Д. А. Ми-рякубова; А. X. Камильджанов; С. Ю. Мухамедова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.