JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2024 - Vol. 31, № 3 - P. 13-17
HïïfêS
УДК: 616.31-052:[61:621.397.13] DOI: 10.24412/1609-2163-2024-3-13-17 EDN FTHEEB Е^Щ
АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ К ТЕЛЕМЕДИЦИНЕ А.Н. ДУЖ*, С.А. ОВЧИННИКОВА*, В.М. ТРЕБУШЕВСКИЙ**, С.А. ПАНФИЛОВА**, Е.В. ЛИШНЕВА***, Ю.Г. КАРЕЕВА****
*Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, ул. Партизана Железняка, д. 1, г. Красноярск, Красноярский край, 660022, Россия "Красноярская городская стоматологическая поликлиника № 7, ул. Парашютная, д. 82, г. Красноярск, Красноярский край, 660121, Россия "Красноярская межрайонная больница №2 КГБУЗ, ул. Микуцкого, д. 2, г. Красноярск, Красноярский край, 660119, Россия ****Красноярская городская стоматологическая поликлиника № 5, пр. Ульяновский, д. 26, г. Красноярск, Красноярский край, 660111, Россия
Аннотация. Возможности телемедицины и электронного здравоохранения позволяют расширить доступ к медицинской информации населению, не охваченному медицинским обслуживанием - людей, проживающих в отдаленной местности, пожилых граждан, безработных и людей с низким уровнем дохода. Анализ литературных данных по вопросам востребованности телемедицины в стоматологии свидетельствует о том, что телестоматология еще не является неотъемлемой частью общепринятой стоматологии. Однако в ближайшем будущем, возможно, станет еще одним способом получения стоматологической помощи, что особенно актуально для изолированных слоев населения, которые могут испытывать трудности с доступом к оказанию стоматологической помощи из-за удаленности или отсутствия поставщиков стоматологических услуг в районе их проживания. Цель исследования - проанализировать готовность пациентов стоматологических клиник г. Красноярска к использованию возможностей телемедицины. Материалы и методы исследования. Проведено добровольное анонимное анкетирование 207 пациентов стоматологических поликлиник города Красноярска. Анкета включала вопросы о социальном статусе респондента, информационной и компьютерной грамотности. Внутреннюю согласованность опросника оценивали с применением а-Кронбаха (а = 0,832). Результаты и их обсуждения. Результаты исследования показали, что с увеличение возраста пациентов снижаются их возможности использования цифровых и информационных технологий. Так использование электронной почты, как вида коммуникации, снижается с 88,5 % в группе участников опроса (20-34 года). до 9,8 % в группе анкетируемых старше 65 лет. Такая тенденция наблюдалась по всем вопросам, связанным с использованием компьютерных и информационных технологий. Сайт лечебного учреждения, для получения информации, посещали 61,5 % респондентов в возрасте 20-34 года, а анкетируемые старше 65 лет только 4,9 %. Заключение. Исследование показало, что с возрастом пациентов снижается информационная и компьютерная грамотность пациентов. Это ограничивает возможность самостоятельного использования телемедицины у пациентов старше 55 лет.
Ключевые слова. телемедицина, электронное здравоохранение, телестоматология, стоматологические пациенты.
ANALYZING DENTAL PATIENTS' READINESS FOR TELEMEDICINE
A.N. DUZH*, S.A. OVCHINNIKOVA*, V.M. TREBYSHEVSKIY**, S.A. PANFILOVA**, E.V. LISHNEVA***, Y.G. KAREEVA****
*Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Krasnoyarsk State Medical University named after professor V.F. Voino-Yasenetsky» of the Ministry of Health of Russia, 1 Partizan Zheleznyak Str., Krasnoyarsk, 660022, Russia **Krasnoyarsk State Budgetary Institution of Healthcare «Krasnoyarsk city dental clinik № 7», 82 Parashyutnaya Str., Krasnoyarsk, 660121, Russia ***Krasnoyarsk State Budgetary Institution of Healthcare «Krasnoyarsk Interdistrict Hospital №2»,
2 Mikuckogo Str., Krasnoyarsk, 660119, Russia ****Krasnoyarsk State Autonomous Institution of Healthcare «Krasnoyarsk city dental clinic № 5», 26 Ulyanovsky Ave., Krasnoyarsk, 660121, Russia
Abstract. Telemedicine and eHealth have the potential to increase access to health information for underserved populations including people who live in remote areas, the elderly, the unemployed and low-income people. An analysis of the literature on the demand for telemedicine in dentistry indicates that teledentistry is not yet an integral part of mainstream dentistry. However, in the near future, it may become another avenue for dental care, which is particularly relevant for isolated populations who may have difficulty accessing dental care because of the remoteness or unavailability of dental service providers in the area where they live. Purpose of the study is to analyse the readiness of Krasnoyarsk dental clinic patients to take advantage of the possibilities of telemedicine. Materials and methods. A voluntary anonymous questionnaire survey of 207 patients of dental polyclinics in Krasnoyarsk was conducted. The questionnaire included questions about the respondents' social status, information and computer literacy. The internal consistency of the questionnaire was assessed using Cronbach's а (а = 0.832). Results and their discussion. The results of the study showed that, with the increase of patients' age, their ability to use digital and information technologies decreases. Thus, the use of e-mail as a type of communication decreased from 88.5 % in the group of survey participants (20-34 years old) to 9.8 % in the group of respondents over 65 years old. This trend was observed for all questions related to the use of computer and information technologies. 61.5 % of respondents aged 20-34 visited the website of the medical institution to obtain information, while only 4.9 % of those questioned over 65 did that. Conclusion.
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2024 - Vol. 31, № 3 - P. 13-17
The study showed that as patients age, their information and computer literacy decreases. This limits the possibility of independent use of telemedicine in patients over 55 years of age.
Key words: telemedicine, e-health, teledentistry, dental patients.
Введение. Актуальным направлением современного здравоохранения становится внедрение передовых информационных технологий и электронных средств связи для обмена медицинской информацией. Благодаря использованию информационных технологий в здравоохранении, появляются дополнительные возможности применения новых лечебных подходов на расстоянии, непрерывного образования медицинского персонала, значительно расширяется круг пациентов [4]. Телемедицина облегчает консультации между пациентами и специалистами при физическом отсутствии пациента [1, 2, 5, 9].
С пациентами в цифровом пространстве прочно ассоциируется термин Е-НвакИ «электронное здравоохранение», который относится к приложениям электронных технологий в сфере здравоохранения, в частности к возможностям оказания медицинской помощи через Интернет. Интернет может быть ресурсом для людей, ищущих информацию о состоянии здоровья и методах лечения, поэтому неудивительно, что Интернет считают инструментом трансформации отрасли здравоохранения [12]. В Интернете имеется огромное количество легкодоступной информации, однако надежность этой информации сложно оценить. При поиске онлайн медицинских услуг, методов лечения пациенты сталкиваются с проблемой оценки достоверности информации, которую они находят в Интернете. Привлекательность возможностей телемедицины связывается гражданами в большей степени с формализованными административными процедурами, осуществляемыми при получении различных справок, направлений, больничных листов. Россияне пока с осторожностью относятся к возможностям проведения первичной консультации или контроля самочувствия и состояния в процессе лечения онлайн. На настоящий момент постановка диагноза, выбор способа лечения с помощью телемедицины мало востребовано среди населения [3].
Под «грамотностью в области электронного здравоохранения» подразумевают способность искать, находить, понимать и оценивать медицинскую информацию из электронных источников и применять полученные знания для решения проблем со здоровьем. Ряд исследований российских и зарубежных авторов посвящено изучению проблемы цифровой грамотности населения. Литературные данные свидетельствуют о том, что у «малообслуживаемых» групп населения, в частности жителей сельской местности, существует пробел в отношении знаний в области электронного здравоохранения. Вместе с тем следует отметить, что электронное здравоохранение представляет собой перспективное направление, позволяющее расширить доступ к медицинской
информации групп населения, не охваченных медицинским обслуживанием - людей, проживающих в отдаленной местности, пожилых граждан, безработных и людей с низким уровнем дохода. Для оценки грамотности в области электронного здравоохранения необходимо рассматривать такие факторы, как возраст, образование, доход, общая медицинская грамотность и культура [7].
Способность потребителей искать, находить, оценивать и использовать медицинскую информацию в Интернете называется навыком Е-НвакИ-грамотности. Е-НвакИ-грамотность - это совокупность шести базовых навыков: традиционная грамотность, медицинская грамотность, информационная грамотность, научная грамотность, медиаграмотность и компьютерная грамотность. Чаще всего в Интернете медицинскую информацию используют в целях поиска лекарств, правил здорового питания и здорового образа жизни, профилактики заболеваний [9].
Существует ряд препятствий, которые ставят под угрозу самостоятельное поддержание состояния ремиссии у людей, особенно пожилых, с хроническими заболеваниями, таких как нехватка финансов, низкий уровень доступности оказания медицинской помощи, сложность социальной поддержки. Новые электронные технологии дают возможность преодолеть эти ограничения и улучшить самоконтроль за состоянием здоровья. Несмотря на это, пожилые люди, особенно в возрасте 75 лет и старше, по-прежнему отстают от молодых людей в освоении Интернета. Из чаще всего упоминаемых причин недостаточного освоения электронных технологий пожилыми людьми, можно назвать: отношение, осведомленность, неподходящий дизайн, стоимость, общее отсутствие интереса. Компьютерный стресс также имеет значимую обратную связь с грамотностью в области электронного здравоохранения. Исследователям предстоит установить, какие образовательные технологии помогут пожилым людям успешнее использовать цифровые технологии и повысят их грамотность в области электронного здравоохранения. Данная информация важна не только для решения проблемы электронного здравоохранения среди пожилых людей, но и в социальных группах людей с низкими доходами, которые также имеют ограниченный доступ к цифровым технологиям [11]. Медицинским работникам, заинтересованным в повышении грамотности в области электронного здравоохранения у населения, следует учитывать такие факторы, как доверие к медицинской информации в Интернете, знания и опыт специалиста [4].
Анализ литературных данных по вопросам востребованности телемедицины в стоматологии свидетельствует о том, что телестоматология еще не
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2024 - Vol. 31, № 3 - P. 13-17
является неотъемлемой частью общепринятой стоматологии. Однако в ближайшем будущем, возможно, станет еще одним способом получения стоматологической помощи, что особенно актуально для изолированных слоев населения, которые могут испытывать трудности с доступом к оказанию стоматологической помощи из-за удаленности или отсутствия поставщиков стоматологических услуг в районе их проживания.
По данным зарубежных исследований более 60 % стоматологов верят в пользу телестоматологии, которая помогает, по их мнению, обучать пациентов, следить за состоянием их здоровья и улучшать качество оказываемых услуг, особенно пациентам в отдаленных районах. Более 70 % пациентов считают, что телестоматология позволяет значительно сэкономить время и деньги, а более половины желают, чтобы телестоматология была внедрена во всех лечебных учреждениях стоматологического профиля. Стоматологи и пациенты считают полезной телестоматологию, как для стоматологов, так и для пациентов [6].
Перспективным и востребованным направлением современности являются дистанционные образовательные технологии, которые предоставляют новые возможности для повышения квалификации медицинских работников, давая специалистам возможности последипломного образования, как по программам непрерывного медицинского образования, так и обеспечивая легкий доступ к эффективным консультациям в трудных клинических случаях [10].
Из проблем популяризации электронного здравоохранения можно отметить, что в настоящее время отсутствуют четкие и общепринятые стандарты разработки - планирования, анализа требований и исследований, проектирования и тестирования приложений для медицины и здравоохранения, что создает различные риски для разработчиков, пациентов и общественности [13].
Цель исследования - проанализировать готовность пациентов стоматологических клиник г. Красноярска к использованию возможностей телемедицины.
Материалы и методы исследования. Нами было проведено добровольное анонимное анкетирование взрослых пациентов стоматологических клиник города Красноярска, всего в анкетировании приняли участие 207 человек. Предложенная нами анкета состояла из 22 вопросов. Анкетирование включало блок вопросов о социальном статусе респондентов (возраст, занятость, образование) и блок вопросов, непосредственно, об отношении к цифровым технологиям, телемедицине и электронному здравоохранению.
Обработка полученных данных проведена с использованием программы статистического анализа «PASW Statistic 19.0 для Windows». Внутреннюю
согласованность опросника оценивали с использованием а-Кронбаха (0,832).
Результаты и их обсуждение. В 2023 году нами было проведено анкетирование пациентов стоматологических клиник города Красноярска по вопросам цифровой грамотности, включая вопросы электронного здравоохранения.
Более половины опрошенных составили жители города Красноярска - 50,2, остальные респонденты проживают в пригороде - 37,2 и сельской местности 12,6 %.
Среди участников опроса пациенты женского пола составили 61,8 %, мужского пола - 38,2 %.
Распределение пациентов по возрастным группам представлено на рис. 1.
30
20 37-44 45-54 55-64
Рис. 1. Распределение анкетируемых по возрастным группам (%)
На вопрос об образовании были получены следующие ответы: среднее специальное образование имеют 44,4 % опрошенных, высшее образование -28,5 %, среднее общее образование - 15,9 неоконченное высшее образование - 11,1 % анкетируемых.
Анализ занятости показал следующее: большинство респондентов работающие (51,7 %) и пенсионеры (29 %). Безработные и учащиеся составили 12,1 и 6,3 % соответственно, нетрудоспособных было 1 %.
При анализе ответов о цифровых навыках респондентов нами были получены следующие данные: из цифровых устройств имеют смартфоны 84,1 % опрошенных, но умеют использовать его возможности -73,9 % респондентов. Ноутбук имеют 28 % респондентов, планшет - 15,5 %, персональный компьютер - 21,3 %. Личную электронную почту имеют 62,3 % опрошенных, но помнят логин и пароль 51,7 % участников опроса. На рис. 2 представлено распределение ответов респондентов на вопросы о доступности электронной почты по возрастным группам:
il l II :: i&JUttm J "-*-< lil.u SSM nwu '6< *■!
■ 11. ..i- l i i I—1 (-mail ■ ¡{ .щи LI ii i i mpvLL
Рис. 2. Доступность электронной почты (%)
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2024 - Vol. 31, № 3 - P. 13-17
Из рис. 2 видно, что возраст имеет огромное значение на востребованность личной электронной почты, как вида цифровой коммуникации, и если в группе молодых участников опроса (25-34 года) 88,5 % имеют личные электронные почты и практически все помнят свои логины и пароли (84,6 %), то в группе опрошенных пожилых людей (> 65 лет) личная электронная почта не востребована - только 9,8 % имеют электронную почту и только 7,3 % помнят от нее пароль. Исследование показало, что с возрастом снижается возможность перейти по ссылке в электронном письме: в возрасте 20-34 лет это могут сделать 82,7 %, 35-44 года - 70,5 %, 45-54 года - 46,2 %, 55-64 года - 25,8 %, старше 65 лет только 7,3 % опрошенных.
Интересные ответы были получены на вопрос об общении - у людей старших возрастных групп личное общение остается на первом месте и только один из опрошенных старше 65 лет отметил, что общается в социальных сетях. В то время как у опрошенных молодого возраста практически равное значение имеет общение в цифровом пространстве через социальные сети (63,5 %) и вживую посредством разговора (59,6 %) (рис. 3).
Рис. 3. Предпочитаемые способы общения (%)
Анализ поисковой активности в интернете по вопросам получения медицинской помощи показал: более половины респондентов в возрасте до 44 лет и практически половина 45-54 - летних участников опроса умеют находить в интернете нужное им лечебное учреждение, заходить на сайт медицинской организации и записываться через ИеЬ-регистратуру на прием к специалисту (рис. 4). Среди пациентов старше 65 лет такой возможностью могу воспользоваться менее 10 % опрошенных.
Рис. 4. Поисковая активность в интернете по вопросам получения медицинской помощи (%)
Из рис. 4 видно, что с возрастом у пациентов возникают трудности цифровых коммуникаций с медицинскими организациями, хотя именно эти группы людей наиболее нуждаются в частом взаимодействии с медиками, так как чаще всего, имеют хронические заболевания. По данным стоматологических поликлиник обращения пациентов старше 65 лет составляют около 20 % обращений. Таким образом, указанная возрастная группа практически полностью исключается из сферы самостоятельного использования возможностей телемедицины.
Заключение. Исследование показало, что с возрастом пациентов снижается информационная и компьютерная грамотность пациентов. Это ограничивает возможность самостоятельного использования телемедицины у пациентов старше 55 лет.
Литература / References
1. Морозова В.В., Козина М.Д., Смирнова Т.В. Социокультурные и биоэтические аспекты внедрения телемедицины // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: сборник статей V Международной (75 Всероссийской) научно-практической конференции. 2020. № 3 С. 930-934 / Morozova VV, Kozina MD, Smirnova TV. Sotsiokul'turnye i bioeticheskie aspekty vnedreniya telemeditsiny [Sociocultural and bioethical aspects of telemedicine implementation]. Aktual'nye voprosy sovremennoy med-itsinskoy nauki i zdravookhraneniya: sbornik statey V Mezhdunarodnoy (75 Vserossiyskoy) nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2020;3:930-4. Russian.
2. Петреева А.С., Казарян И.Р. Телемедицина - новые возможности в здравоохранении // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. № 1 (23). С. 99-106 / Petreeva AS, Kazaryan IR. Telemeditsina - novye vozmozhnosti v zdravookhranenii [Telemedicine and new opportunities in health care]. Aspirant. Prilozhenie k zhurnalu Vestnik Zabay-kal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2018;1(23):99-106. Russian.
3. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Развитие телемедицины в России: взгляд потребителей // Здоровье населения и среда обитания. 2021. Т. 29, № 12. С. 7-16. DOI: https://doi.org/10.35627/2219-52 38/2021-29-12-7-16 / Pokida AN, Zybunovskaya NV. Razvitie telemeditsiny v Rossii: vzglyad potrebiteley [Development of telemedicine in Russia: A consumer view]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2021;29(12):7-16. DOI: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-12-7-16. Russian.
4. Фунтиков А.С., Борцов В.А., Фомичева М.Л. Эффективность структурно-организационной модели электронного кабинета здорового ребенка // Сибирское медицинское обозрение. 2018. № 1. С. 8387. DOI: 10.20333/2500136-2018-1-83-87 / Funtikov AS, Bortsov VA, Fomicheva ML. Effektivnost' strukturno-organizatsionnoy modeli el-ektronnogo kabineta zdorovo-go rebenka [The effectiveness of structural and organizational model of a healthy child electronic cabinet]. Sibirskoe meditsin-skoe obozrenie. 2018;1:83-7. DOI: 10.20333/2500136-2018-183-87. Russian.
5. Шадеркин И.А. Барьеры телемедицины и пути их преодоления // Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2022. Т. 8, № 2. С. 59-76 / Shaderkin IA. Bar'ery telemeditsiny i puti ikh preodoleniya [Barriers to telemedicine and ways to overcome them]. Rossiyskiy zhurnal telemeditsiny i elektronnogo zdravookhraneniya. 2022;8(2):59-76. Russian.
6. Alshammari A., Almaktoom I. Teledentistry Awareness and Knowledge Among Dental Practitioners and Patients in Jeddah, Saudi Arabia // Clinical, Cosmetic and Investigational Dentistry. 2023. Vol. 15. P. 321-331 / Alshammari A, Almaktoom I. Teledentistry Awareness and Knowledge Among Dental Practitioners and Patients in Jeddah, Saudi Arabia. Clinical, Cosmetic and Investigational Dentistry. 2023:15 ;321-31.
7. Chang S.J., Joo Jang C.S., Lee H., Kim H. Building on Evidence to Improve eHealth Literacy in Older Adults: A Systematic Review // Comput
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2024 - Vol. 31, № 3 - P. 13-17
Inform Nurs. 2021. Vol. 39, N 5. P. 241-247. DOI: 10.1097/CIN. 0000000000000674 / Chang SJ, Joo Jang CS, Lee H, Kim H. Building on Evidence to Improve eHealth Literacy in Older Adults: A Systematic Review. Comput Inform Nurs. 2021;39(5):241-7. DOI: 10.1097/CIN.000000000 0000674.
8. Chesser A., Burke J., Reyes T. Rohrberg: Navigating the digital divide: A systematic review of eHealth literacy in underserved populations in the United States // Review Inform Health Soc Care. 2016. Vol. 41, N 1. P. 1-19. DOI: 10.3109/17538157.2014.948171 / Chesser A, Burke J, Reyes T. Rohrberg: Navigating the digital divide: A systematic review of eHealth literacy in underserved populations in the United States. Review Inform Health Soc Care. 2016;41(1):1-19. DOI: 10.3109/17538157.2014. 948171.
9. Endehabtu B.F., Shiferaw K.B., Tilahun B.C., Gullslett M.K., Mengiste S.A. E-health literacy and associated factors among chronic patients in a low-income country: a cross-sectional survey. BMC Med Inform Decis Mak. 2020. Vol. 20, N 1. P. 181. DOI: 10.1186/s12911-020-01202-1 / Endehabtu BF, Shiferaw KB, Tilahun BC, Gullslett MK, Mengiste SA. E-health literacy and associated factors among chronic patients in a low-income country: a cross- sectional survey. BMC Med Inform Decis Mak. 2020;20(1):181. DOI: 10.1186/s12911-020-01202-1.
10. Rana N., Deepa D. Teledentistry: A must in the era of patient driven dentistry // J Oral Res Rev. 2015. Vol. 7. P. 77-79. DOI: 10.4103/
2249-4987.172501 / Rana N, Deepa D. Teledentistry: A must in the era of patient driven dentistry. J Oral Res Rev. 2015;7:77-9. DOI: 10.4103/22494987.172501.
11. Sandberg J.C., Arcury T.A., Melius K.P., Ouandt S.A., Leng X., Latulipe C., Miller Jr D.P., Alden Smith D., Bertoni Al.G. Older Adult Internet Use and eHealth Literacy // J Appl Gerontol. 2020. Vol. 39, N 2. P. 141-150. DOI: 10.1177/0733464818807468 / Sandberg JC, Arcury TA, Melius KP, Ouandt SA, Leng X, Latulipe C, Miller Jr DP, Alden Smith D, Bertoni AlG. Older Adult Internet Use and eHealth Literacy. J Appl Ger-ontol. 2020;39(2):141-50. DOI: 10.1177/0733464818807468.
12. Scantlebury A., Booth A., Hanley B. Experiences, practices and barriers to accessing health information: A qualitative study // Int J Med Inform. 2017. Vol. 103. P. 103-108. DOI: 10.1016/j.ijmedinf.2017.04.018 / Scantlebury A, Booth A, Hanley B. Experiences, practices and barriers to accessing health information: A qualitative study. Int J Med Inform., 2017:103:103 -8. DOI: 10.1016/j.ijmedinf.2017.04.018.
13. Van Velthoven M.H., Smith J., Wells G., BrindleyD. Digital health app development standards: a systematic review protocol // BMJ Open. 2018. Vol. 8, N 8. P. e022969. DOI: 10.1136/bmjopen-2018-022969 / Van Velthoven MH, Smith J, Wells G, Brindley D. Digital health app development standards: a systematic review protocol. BMJ Open. 2018;8(8):e022969. DOI: 10.1136/bmjopen-2018-022969.
Библиографическая ссылка:
Дуж А.Н., Овчинникова С.А., Требушевский В.М., Панфилова С.А., Лишнева Е.В., Кареева Ю.Г. Анализ готовности стоматологических пациентов к телемедицине // Вестник новых медицинских технологий. 2024. №3. С. 13-17. Б01: 10.24412/1609-21632024-3-13-17. ЕБМ РТЫБЕБ.
Bibliographic reference:
Duzh AN, Ovchinnikova SA, Trebyshevskiy VM, Panfilova SA, Lishneva EV, Kareeva YG. Analiz gotovnosti stomatologicheskikh patsientov k telemeditsine [Analyzing dental patients' readiness for telemedicine]. Journal of New Medical Technologies. 2024;3:13-17. DOI: 10.24412/1609-2163-2024-3-13-17. EDN FTHEEB. Russian.