Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРОС / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ / ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ / ИНКЛЮЗИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИДЫ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТНОШЕНИЕ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасова Ольга Александровна, Чуйкова Ирина Владимировна

Данная статья посвящена анализу готовности педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре. Актуальность. В статье отражена необходимость формирования готовности педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Проблема, цель, задачи. Проблема заключается в противоречии между полученным образованием педагога дополнительного образования и необходимостью формирования компетенций позволяющие работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Цель: Проанализировать и выявить уровень сформированности профессиональной готовности педагогов дополнительного образования ХМАО-Югры к реализации инклюзивного образования. Задачи: провести опрос, направленный на выявление сформированности профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования необходимых в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами; Выявить причины наличия низких результатов владения профессиональными компетенциями педагогов дополнительного образования необходимых в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами. Материалы и Методы исследования. Представлены материалы по результатам опроса среди педагогов дополнительного образования направленного на выявления уровня их профессиональной готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опрос был проведен с помощью интернет сервиса гугл-Форм. Полученные результаты дают возможность говорить об уровне готовности педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования. Выводы и заключение. На основании обработанных результатов было выявлено, что большинство педагогов дополнительного образования имеют низкий и средний уровень профессиональной готовности. Они не готовы к работе с детьми с ОВЗ и инвалидами, им не хватает методической, психолого педагогической составляющей. В связи с этим необходима плодотворная работа по разработке и проведению курсов профессиональной подготовки и переподготовки, различных круглых столов, тренингов, семинаров, разработка методических рекомендаций по организации инклюзивного образовательного процесса и т.д.This article analyzes the readiness of teachers of additional education to work with children with disabilities in the KHMAO-Yugra. Relevance. This article reflects the need to develop the readiness of teachers of additional education to work with children with disabilities and disabled people. Problem, goal, and tasks. The problem is the contradiction between the education received by a teacher of additional education and the need to develop competencies that allow working with children with disabilities and disabled people. Purpose: to Analyze and identify the level of professional readiness of teachers of additional education in the KHMAO-Yugra to implement inclusive education. Objectives: to conduct a survey aimed at identifying the formation of professional competencies of teachers of additional education necessary in working with children with disabilities and disabilities; to Identify the reasons for the low results of proficiency in professional competencies of teachers of additional education necessary in working with children with disabilities and disabilities. Materials and methods of research. The article presents materials based on the results of a survey among teachers of additional education aimed at identifying the level of their professional readiness to work with children with disabilities. The survey was conducted using the Google Forms online service. The results obtained make it possible to speak about the level of readiness of teachers of additional education to work with children with disabilities in the context of the implementation of inclusive education. Conclusions and conclusions. Based on the processed results, it was revealed that the majority of teachers of additional education have a low and average level of professional readiness. They are not ready to work with children with disabilities and disabilities, they lack a methodological, psychological and pedagogical component. In this regard, fruitful work is needed to develop and conduct professional training and retraining courses, various round tables, trainings, seminars, development of methodological recommendations for the organization of an inclusive educational process, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Некрасова Ольга Александровна, Чуйкова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Инклюзивное образование

Health-saving technologies

УДК 376

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Некрасова О.А.

Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4647-1599, e-mail: olya-nekrasova@mail.ru Чуйкова И.В.

Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-320 7-7235, e-mail: ivchuikova@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена анализу готовности педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре. Актуальность. В статье отражена необходимость формирования готовности педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Проблема, цель, задачи. Проблема заключается в противоречии между полученным образованием педагога дополнительного образования и необходимостью формирования компетенций позволяющие работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Цель: Проанализировать и выявить уровень сформированности профессиональной готовности педагогов дополнительного образования ХМАО-Югры к реализации инклюзивного образования. Задачи: провести опрос, направленный на выявление сформированности профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования необходимых в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами; Выявить причины наличия низких результатов владения профессиональными компетенциями педагогов дополнительного образования необходимых в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами.

Материалы и Методы исследования. Представлены материалы по результатам опроса среди педагогов дополнительного образования направленного на выявления уровня их профессиональной готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опрос был проведен с помощью он-лайн сервиса Google Форм.

Полученные результаты дают возможность говорить об уровне готовности педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования.

Выводы и заключение. На основании обработанных результатов было выявлено, что большинство педагогов дополнительного образования имеют низкий и средний уровень профессиональной готовности. Они не готовы к работе с детьми с ОВЗ и инвалидами, им не хватает методической, психолого-педагогической составляющей. В связи с этим необходима плодотворная работа по разработке и проведению курсов профессиональной подготовки и переподготовки, различных круглых столов, тренингов, семинаров, разработка методических рекомендаций по организации инклюзивного образовательного процесса и т.д. Ключевые слова: опрос, педагог дополнительного образования, уровень готовности, проблемы работы, инклюзия, дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, инклюзивное образование, отношение к инклюзивному образованию.

Актуальность. В настоящее время в Российской Федерации приняты серьезные государственные решения в сфере образо-

вания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.

Образование приобрело инклюзивный характер.

Инклюзивное образование обеспечивает кардинальное изменение в организации образовательного процесса, при которой, для детей и обучающихся основывается психологически комфортная среда, создается материально-техническая обеспеченность, меняется предметное содержание, оно становиться адаптированным к образовательным потребностям всех детей без исключения.

Указанные изменения подкрепляются существующими международными и федеральными нормативными документами, в числе которых Конвенция о правах ребенка, Саламанская декларация, Закон Российской Федерации «Об Образовании», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и др. В такой дети, в том числе ОВЗ и инвалида, могут достигать наиболее полного прогресса в социальном и психологическом развитии в образовательной организации [2; 3].

Основным шагом реализации инклюзии в образовании представляется этап изменения профессиональных установок у педагога, и готовности его к новым изменениям. Это закономерно повлекло за собой повышение к профессиональным требованиям деятельности педагога, расширению их многофункциональных обязанностей, изменению необходимых и индивидуальных характеристик, качество, что в свою очередь говорится в «Профессиональном стандарте педагога», утверждённом приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. [4].

На сегодняшний день, современный педагог должен быть готов измениться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только имеющего ограниченные возможности здоровья и инвалидность, но и самого обычного. Он должен уметь организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ни дети с ОВЗ, ни дети обычные не почувствовали дискомфорт.

Но, к сожалению, на современном этапе, имеется лишь небольшое количество педагогов, которые готовы к данным изменениям, которые обладают достаточными знаниями и умениями для работы с детьми с ограниченными возможностями, при этом делающие акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Остальные же хоть и положительно относятся к внедрению инклюзивного образования, но, однако, не готовы к работе с такими детьми, у них присутствует наличие основного «барьера» - страха перед неизвестным. Это касается не только педагогов общеобразовательных организаций, но и сферы дополнительного образования. Таким образом, на сегодня проблема профессиональной готовности педагогов к реализации инклюзивного образования является наиболее актуальной в системе образования [1; 3].

В данной статье представлены результаты опроса направленного на выявление профессиональной готовности педагогов дополнительного образования к реализации инклюзивного образования.

Цель исследования заключалась в выявлении уровня сформированности профессиональной готовности педагогов дополнительного образования ХМАО-Югры к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Задачи: провести и апробировать результаты исследования направленного на выявления сформированности профессиональной готовности педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ и инвалидами; выявить причины наличия низких результатов профессиональной готовности педагогов дополнительного образования необходимых в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами; определить шаги работы с педагогами по формированию профессиональной готовности в дальнейшем.

Методы исследования. Опрос проходил с помощью Он-лайн сервиса Google Форм. В нем приняло участие 233 педагога дополнительного образования по ХМАО-Югре (Белоярский район, Березовский район, г. Лангепас, г. Мегион, г. Нефтеюганск, г. По-качи, г. Радужный, г. Сургут, г. Ханты-

Мансийск, г. Югорск, г.Нижневартовск, г.Нягань, г.Пыть-Ях, г.Сургут, г.Урай, Ко-галым, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский районы, пгтИзлучнск, Октябрьский район, Советский район, Сургутский район, Ханты-Мансийский район).

В процессе опроса у педагогов дополнительного образования было выявлено, во-первых, их позиция по поводу внедрения инклюзивного образования в сферу дополнительного образования, а также уровни профессиональной готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями

здоровья при реализации инклюзивного образования.

Результаты и их обсуждение

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что практически большинство педагогов относятся положительно к внедрению инклюзивного образования (90 %), 7 % педагогов относятся к этому изменению с осторожностью и лишь небольшая часть (3 %) педагога - отрицательно. Они считают, что лучше оставить систему образования такой какая она была ранее (рис.1.).

высокии средний низкий

Рис. 1.Отношение педагогов сферы дополнительного образования к внедрению инклюзивного образования

Большинство педагогов имеющие положительное отношение высказались положительно и отметили необходимость обучения детей с ОВЗ в одной группе с нормально развивающимися сверстниками. Респонденты отмечали, что такая форма обучения позволяет формировать у детей гуманное, толерантное отношение к ограничениям у других людей способствует формированию навыков коммуникации и межличностных отношений, принимать каждого человека таким, какой он есть. Такие ответы свидетельствуют о понимании данными педагогами ценности получения разностороннего социального опыта детьми с нормальным и нарушенным развитием, необходимости формирования позитивного общественного мнения к лицам с ОВЗ, социальной значимости инклюзивного образования.

При вопросе, касающегося готовности работать с детьми с ОВЗ, лишь 15 % педагогов готовы полностью к работе с такими детьми, а остальные либо готовы частично и им необходимо специальное обучение -53 %, либо полностью не готовы - 32 %,

им требуется не только специальная подготовка, но и психологическая. Популярным ответом на вопрос был следующий: «Мне не хватает специальных знаний, умений, навыков для работы с такими детьми», «Я боюсь, что психологически не справлюсь с такой работой», «Я понимаю важность этой работы, но эмоционально не готова к этому» и т.д.

Следующий вопрос исследования касался опыта работы с детьми с ОВЗ. Из 233 педагогов 15 % уже работают с детьми с ОВЗ, а остальные 85 % впервые в профессиональной деятельности столкнулись с необходимостью обучать таких детей, из них: 25 % педагогов уже изучали особенности обучения детей с ОВЗ и специфику инклюзивного образования на курсах повышения квалификации, 75 % с данного рода сведениями не знакомились.

При этом все педагоги, участвующие в опросе, столкнулись с необходимостью организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.

Следующий вопрос касался уровня готовности педагогов дополнительного

образования к реализации инклюзивного

образования. Профессиональная

готовность анализировалась при

исследовании трех составляющих:

предметная готовность, методическая и психолого-педагогическая. Выяснилось, что общий уровень готовности определен как низкий (рис. 2.).

высокий средний низкий

43

Рис. 2. Общий уровень готовности По рисунку видно, что лишь небольшое количество педагогов (12 %) готовы полностью к работе с такими детьми, по результатам мониторинга данные педагоги обладают высоким уровнем владения всеми компетенциями: предметной, методической и психолого-педагогической.

высокий 60

педагогов к работе с детьми с ОВЗ

Остальные либо готовы частично и им необходимо специальное обучение.

Результаты по уровню владения конкретными компетенциями педагогов определены следующими результатами, которые можно увидеть на рисунке 3.

низкии

средний

предметная готовность

методическая готовность

психолого-

педагогическая

готовность

Рис. 3. Уровень владения всеми педагогами Из рисунка видно, что предметной компетенцией на высоком уровне владеют 18 % педагога, 43 % - средний уровень и 39 % - низкий. Все это говорит о том, что большинство педагогов дополнительного образования не владеют достаточным знанием по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Они не знают особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их образовательные потребности, возникающие трудности и т.д.

Интересно также то, как педагоги объясняют свой недостаточный уровень педа-

каждой из компетенций отдельности гогической компетенции. Большинство из них (68 % чел.) указали как неважность данной информации, так как они ранее не работали с детьми с ОВЗ и инвалидами. Популярным ответом при этом было следующий: «Мне не хватает специальных знаний, умений, навыков для работы с такими детьми».

Владением методической компетенцией на высоком уровне обладают лишь 8 % из педагогов, они знают, как организовать образовательный процесс, так чтобы в нем участвовали одновременно обычные дети и дети с ОВЗ, какие технологии, методы,

формы использовать, как работать с родителями таких детей и т.д. 41 % педагогов имеют средний уровень и 51 % - низкий уровень. При этом педагоги высказывают единое объяснение этому факту - не хватает методического обеспечения, которое помогло бы правильно и эффективно правильно организовать и реализовывать образовательный процесс в системе дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Можно было встретить следующие ответы: «Мне не хватает метод иче-ских рекомендаций как организовать процесс совместный нормотипичных детей и детей с ОВЗ» и т.д.

Владением психолого-педагогической компетенцией на высоком уровне обладают 11 % педагогов, 44 % педагога имеют средний уровень и 45 % - низкий уровень. При этом многие педагоги отмечали, что «боятся» общаться с такими детьми», «Не знают как с ними установить контакт» и т.д.

Таким образом, выяснилось, что на первом месте стоят проблемы психологической не готовностью педагога, присутствие барьера отношений с такими детьми,

Литература

1. Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования : автореф. дис. канд. пед. наук / О.С. Кузьмина. М., 2015. 22С.

2. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения /Н.М. Назарова // Социальная педагогика. 2010. № 1. С. 8-18.

3. Некрасова О.А. Анализ готовности педагогов образовательных учреждений к работе в условиях инклюзивного образования / О.А. Некрасова, Н.П. Рассказова //

присутствие «страха» перед свободным диалогом с ними, не готовность занять позицию старшего товарища. Они не знает, как оценивать его индивидуальные достижения, каким способом проверять его знания. На втором месте методологическая не готовность и на третьем - предметная.

Заключение. По результатам проведенного исследования можно констатировать наличие явного противоречия между необходимостью работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью, недостаточной подготовленностью педагогов к такой работе и необходимостью формирования составляющих профессиональной готовности (предметной, методической и психолого-педагогической) педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. В связи с этим необходима плодотворная работа по разработке и проведению курсов профессиональной подготовки и переподготовки, различных круглых столов, тренингов, семинаров, разработка методических рекомендаций по организации инклюзивного образовательного процесса и т.д.

European Social Science Journal. 2015. № 12. С. 305-310.

4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,

основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // ГАРАНТ информационно-правовое

обеспечение. URL:

https://base.garant.ru/70535556/

Для цитирования: Некрасова О.А. Анализ готовности педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Некрасова, И.В. Чуйкова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. Том 1. № 1. С. 15-21.

Сведения об авторах

Некрасова О.А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогического и специального образования. Сургутский государственный педагогический университет. Сургут, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4647-1599, E-mail: olya-nekrasova@mail.ru

Чуйкова И.В. кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогического и специального образования. Сургутский государственный педагогический университет. Сургут, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3207-7235, E-mail: ivchuikova@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2020, vol. 1, no. 1, pp. 15-21.

ANALYSIS OF READINESS OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION TO WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

Nekrasova O.A.

Surgut state pedagogical University, Surgut, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4647-1599, e-mail: olya-nekrasova@mail.ru Chuikova I.V.

Surgut state pedagogical University, Surgut, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3207-7235 , e-mail: ivchuikova@yandex.ru

Abstract. This article analyzes the readiness of teachers of additional education to work with children with disabilities in the KHMAO-Yugra.

Relevance. This article reflects the need to develop the readiness of teachers of additional education to work with children with disabilities and disabled people.

Problem, goal, and tasks. The problem is the contradiction between the education received by a teacher of additional education and the need to develop competencies that allow working with children with disabilities and disabled people. Purpose: to Analyze and identify the level of professional readiness of teachers of additional education in the KHMAO-Yugra to implement inclusive education. Objectives: to conduct a survey aimed at identifying the formation of professional competencies of teachers of additional education necessary in working with children with disabilities and disabilities; to Identify the reasons for the low results of proficiency in professional competencies of teachers of additional education necessary in working with children with disabilities and disabilities.

Materials and methods of research. The article presents materials based on the results of a survey among teachers of additional education aimed at identifying the level of their professional readiness to work with children with disabilities. The survey was conducted using the Google Forms online service.

The results obtained make it possible to speak about the level of readiness of teachers of additional education to work with children with disabilities in the context of the implementation of inclusive education.

Conclusions and conclusions. Based on the processed results, it was revealed that the majority of teachers of additional education have a low and average level of professional readiness. They are not ready to work with children with disabilities and disabilities, they lack a methodological, psychological and pedagogical component. In this regard, fruitful work is needed to develop and conduct professional training and retraining courses, various round tables, trainings, seminars, development of methodological recommendations for the organization of an inclusive educational process, etc.

Keywords: survey, teacher of additional education, level of readiness, work problems, inclusion, children with disabilities, disabled people, inclusive education, attitude to inclusive education.

References

1. Kuzmina O.S. Podgotovka pedagogov k rabote v usloviyah inklyuzivnogo obrazovani-

ya : avtoref. dis. kand. ped. nauk [Training teachers to work in inclusive education. Ab-

stract of thesis]. Moscow, 2015. 22 p. (In Russ.).

2. Nazarova N.M. Integrirovannoe (inklyuzi-vnoe) obrazovanie: genezis i problemyi vnedreniya [Integrated (inclusive) education: Genesis and problems of implementation]. Sotsialnaya pedagogika [Social pedagogy]. 2010. no. 1. pp. 8-18. (In Russ.).

3. Nekrasova O.A., Rasskazova N.P. Analiz gotovnosti pedagogov obrazovatelnyih uchrezhdeniy k rabote v usloviyah inklyuzi-vnogo obrazovaniya [Analysis of readiness of teachers of educational institutions to work in the conditions of inclusive education]. European Social Science Journal [European Social Science Journal]. 2015. no. 12. pp. 305-310. (In Russ.).

4. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 no. 544-n «Ob utverzhdenii professionalnogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obschego, osnovnogo obschego, srednego ob-schego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel)» [Order of the Ministry of labor of Russia dated 18.10.2013 no. 544-n "on approval of the professional standard" Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary General, basic General, secondary General education) (educator, teacher) "]. GARANT informatsionno-pravovoe obespechenie

[GARANT information and legal support]. Available at: https://base.garant.ru/70535556/

Поступила в редакцию 28.10.2020. Рекомендована к опубликованию 30.10.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.