ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Л.В. Годовникова1
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный
исследовательский университет»
Статья посвящена результатам исследования эмоциональной готовности педагогов к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: личностные особенности, эмоциональная готовность, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Investigating emotional readiness of teachers to implementing inclusive education for children with disabilities. The article presents the results of the study of the emotional readiness of teachers: readiness to implement inclusive education for children with disabilities.
Keywords: personal characteristics, emotional readiness, inclusive education, children with disabilities.
В связи с внедрением с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС УО) вопрос организации инклюзивного образования детей с ОВЗ особенно актуален. На кафедре возрастной и социальной психологии НИУ «БелГУ» под нашим руководством было проведено исследование эмоциональной готовности педагогов к реализации инклюзивного образования, причём в этой связи нас интересовало, зависит ли уровень эмоциональной готовности от стажа педагогической деятельности и опыта работы с обучающимися с ОВЗ [1].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленной задачи нами было проведено исследование двух составляющих, определяющих эмоциональную готовность педагогов к данному виду деятельности: уровень коммуникативной толерантности и тип стрессоустой-чивости. Выборку исследования составили 71 респондент: 51 педагог, из них имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ от 3 до 15 лет - 31 человек, имеющих эпизодический опыт работы с детьми с ОВЗ - 20 человек, и 20 студентов четвертого курса направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
Контакты:1 Годовникова Л.В. - E-mail: <[email protected]>
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В.Бойко) позволила определить уровень толерантности педагогов нашей выборки. Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение респондентов по уровню толерантности, (в %)
Уровень толерантности Группы ^^^^^^^ респондентов (кол-во) Высокий Средний Низкий
Педагоги с опытом работы с детьми с ОВЗ (31 чел.) 20 50 30
Педагоги без опыта работы с детьми с ОВЗ (20 чел.) 39 51 10
Студенты (20 чел.) 35 55 3
Вся выборка (71 чел.) 32 52 16
У педагогов были выявлены все три уровня толерантности: высокий, средний, низкий. Педагоги данной выборки в большинстве имели средний уровень толерантности (52 %). Эти свидетельствовало о том, что педагоги современной школы в своем большинстве отличаются невыраженной толерантностью к окружающим их людям. Можно сказать, что у них в различных ситуациях жизни может проявляться разная степень терпимости к людям в процессе коммуникации.
Данная методика позволяет посмотреть те поведенческие особенности, которые проявляет человек в процессе коммуникации. В рамках нашего исследования были изучены особенности взаимодействия педагогов в процессе профессиональной коммуникации. Вычислив средние значения, мы можем увидеть общие тенденции, наблюдаемые в поведении педагогов. Результаты представлены в таблице 2.
Мы видим, что опрошенные педагоги имеют средние значения по таким шкалам, как «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей», «Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека», «Категоричность или консерватизм в оценках других людей». Это говорит о том, что для педагогов отчасти характерно то, что оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, они рассматривают в качестве эталона самого себя. В этом случае они отказывают партнеру в праве на индивидуальность. Учителя могут в прямом или завуалированном виде считать себя «истиной в последней инстанции», судить об учениках, руководствуясь своими привычками, установками и настроениями.
Наиболее низкие показатели наблюдаются по шкалам «Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других», «Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности» и «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров». Это говорит о том, что большинство
педагогов, несмотря на вызываемые порой неудобства или непринятие партнеров по общению, в том числе учеников, готовы скрыть свое негодование, взять себя в руки и продолжать исполнять свои профессиональные обязанности. Другой вопрос, что именно такая ситуация приводит многих педагогов к так сильно распространившемуся в последнее время синдрому «эмоционального выгорания». Именно поэтому вторым показателем эмоциональной готовности мы рассматривали тип стрессоустойчивости педагогов.
Таблица 2
Выраженность отдельных показателей толерантности педагогов (в ср.баллах)
\ Показатели коммуникативной толерантности Группы респондентов Неприятие индивидуальности Использование себя как эталона Категоричность, консервативность Неумение скрывать чувства Стремление переделать партнера Желание сделать партнера удобным Неумение прощать ошибки Нетерпимость к дискомфорту Плохое приспособление
Педагоги с опытов 8 9,4 9,4 5 3,5 4 3,8 6,2 6
работы с детьми с ОВЗ
Педагоги без опыта 12,5 10,5 10,6 7 6,5 6 6,5 2,9 3
работы с детьми с ОВЗ
Студенты 10,5 11,8 12 10 10,2 8,3 7 6 5,9
Вся выборка 11,7 10,5 10,4 7,4 6,4 5,8 5 4,6 4,5
Для изучения типа стрессоустойчивости мы использовали методику «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» и выявили четыре типа стрессоустойчивости: тип А (низкая стрессоустойчивость), тип Б (высокая стрессоустойчи-вость), склонность к типу А, склонность к типу Б.
45
10 и
с ++*
++ , ♦
34
^Тип Б
I Склонность к типу Б В Склонность к типу А ^ Тип А
Рис. 1. Распределение респондентов по типу их стрессоустойчивости, (в %)
Как мы и предполагали, большинство учителей (45 %) находятся в постоянном состоянии стресса, однако данная группа педагогов все-таки находит силы с ним справится: семья, друзья, отдых и благодарные глаза учеников, то, что помогает им выжить в бешеном ритме современной жизни.
По нашему мнению, наибольшую тревогу вызывают респонденты, имеющие тип стрессоустойчивости А (10 %). Это педагоги, которые не находят сил справиться со всем грузом ответственности. Как правило, это люди, которые очень сложно адаптируются к изменениям жизненных обстоятельств. Им трудно менять свои представления и привычки, в результате чего малейшие изменения в жизни приводят их в замешательство и напряженное состояние.
Группа респондентов, имеющие тип Б стрессоустойчивости (10 %), это стрессоустойчивые люди, которые меньше нервничают, легче справляются с поставленными задачами, создают вокруг себя комфортную обстановку. Люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределять время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди со склонностью к типу Б (34 %) - это те, кто умеет справляться со стрессом, но их стрессоустойчивость умеренно выраженная.
Тип стрессоустойчивости респондентов исходя из их опыта общения с детьми с ОВЗ представлен на рисунке 2.
Педагоги Педагоги с Студенты без опыта опытом
I Тип Б
л Склонность к типу Б Я Склонность к типу А = Тип А
Рис. 2. Распределение респондентов с разным опытом работы с детьми с ОВЗ по типу их стрессоустойчивости, (в %)
На рисунке мы видим, что среди педагогов, имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ, две одинаково представленные группы имеют склонность к типу А и к типу Б стрессоустойчивости. Причем именно среди этих педагогов больше всего тех, кто имеет склонность к типу Б и меньше (6%) имеют тип А. Таким образом, мы можем сделать вывод, что такие педагоги более стрессоустойчивы по сравнению со студентами и коллегами без опыта общения с детьми с ОВЗ.
Отметим так же, что 50% студентов имеет склонность к типу А. На наш взгляд, это может быть объяснено тем фактом, что студенты нашей выборки учат-
ся на выпускном курсе, что само по себе является стрессовой ситуацией, с которой они ранее не встречались и у них еще мало опыта преодоления подобных трудностей.
Педагоги без опыта общения с детьми в ОВЗ в своем подавляющем большинстве (70%) имеют склонность к типу А или его в чистом виде, что говорит о том, что они плохо справляются со стрессом. Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Таким образом, мы можем сделать вывод, что респонденты нашей выборки в своем большинстве (55%) имеют либо склонность к типу стрессоустойчивости А, либо этот тип в чистом виде, что говорит о том, что как и педагоги, так и студенты педагогических специальностей недостаточно стрессоустойчивы, что является тревожным симптомом их профессиональной деятельности.
Для установления связей между уровнем толерантности и типом стрессо-устойчивости нами был применен метод нахождения коэффициента ранговой корреляции Спирмена - количественная оценка статистического изучения связи между явлениями, используемая в непараметрических методах. При уровне значимости, равном 0,01 была обнаружена положительная значимая связь (0,347**). На основе полученной связи мы пришли к выводу, что стрессоустойчивость обусловливает проявления толерантности: чем выше способность педагогов с помощью саморегуляции и самоконтроля противостоять негативным воздействиям окружающей среды, тем выше у них способность принимать в процессе взаимодействия детей с особенностями.
Для определения уровня эмоциональной готовности нами был проведен сравнительный анализ полученных данных по выделенным показателям и выведен обобщенный уровень эмоциональной готовности педагогов к инклюзивному образованию, представленный в таблице 3.
На основе полученных данных мы выделили 3 уровня эмоциональной готовности педагогов к инклюзивному образованию: высокий - те, у кого высокий уровень толерантности и достаточная стрессоустойчивость, средний - со средним уровнем толерантности и срессоустойчивости, и низкий - с низким уровнем толерантности и недостаточной стрессоустойчивостью.
Таблица 3
Матрица определения уровня эмоциональной готовности респондентов
—Уровень толерантности Тип Высокий Средний Низкий
стрессоустойчивости
Тип Б Высокий Высокий Средний
Склонность к типу Б Высокий Средний Низкий
Склонность к типу А Высокий Средний Низкий
Тип А Средний Низкий Низкий
Распределение наших респондентов по уровням эмоциональной готовности к инклюзивному образованию представлено в таблице 4.
Таблица 4
Распределение респондентов по уровню эмоциональной готовности к инклюзивному образованию, (в %)
Уровень эмоциональной готовности к инклюзивному образованию Педагоги без опыта работы с детьми с ОВЗ Педагоги с опытом работы с детьми с ОВЗ Студенты Вся выборка
Высокий 20 39 35 32
Средний 50 51 55 52
Низкий 30 10 10 16
Мы видим, что среди педагогов с опытом преобладают высокая эмоциональная готовность к инклюзивному образованию (39 %), что больше, чем среди педагогов без опыта инклюзии (20 %). Отметим, что среди студентов высокой эмоциональной готовностью обладают достаточно большое количество респондентов (35%).
Среди респондентов всех групп наблюдается явное преобладание средней эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию: педагоги без опыта работы с детьми с ОВЗ (50 %), педагоги с опытом работы с детьми с ОВЗ (51 %), студенты (45 %), что вполне ожидаемо.
Наибольшее количество респондентов с низкой эмоциональной готовностью - третья часть опрошенных - наблюдается среди педагогов без опыта работы с детьми с ОВЗ (30 %).
Таким образом, наше исследование показало, что педагоги имеют разный уровень эмоциональной готовности к инклюзивному образованию, причём опыт непосредственного взаимодействия с детьми с ОВЗ положительно сказывается на готовности к решению возникающих проблем в условиях инклюзии. Студенты педагогического направления также имеют достаточный уровень сформированно-сти показателей эмоциональной готовности, что позволяет с достаточной долей оптимизма судить об их предстоящей деятельности. Однако тот факт, что лишь третья часть всей выборки имеет высокий уровень эмоциональной готовности, определяет необходимость проведения специальной работы по формированию эмоциональной готовности к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чипчар А.Т., Годовникова Л.В. Образ детей с ОВЗ у педагогов с разной эмоциональной готовностью к инклюзивному образованию // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: международная научно-практическая
конференция (2 февраля 2018 г. Белгород): сборник статей / [ орг. ком.: Гиричев А.В., Линник - Ботова С.И., Косогорова Л. В.] - Белгород: Издательство ООО «ГиК», 2018. - С. 347-351.
REFERENCE
1. Chipchar A.T., Godovnikova L.V. Obraz detej s OVZ u pedagogov s raznoj jemocional'noj gotovnost'ju k inkljuzivnomu obrazovaniju // Nauka i obrazovanie: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt : mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konfer-encija (2 fevralja 2018 g. Belgorod): sbornik statej / [ org. kom.: Girichev A.V., Linnik - Botova S.I., Kosogorova L. V.] - Belgorod: Izdatel'stvo OOO «GiK», 2018. - S.347-351.