Научная статья на тему 'Анализ функционирования городского пассажирского транспорта с использованием программного комплекса "Pikas"'

Анализ функционирования городского пассажирского транспорта с использованием программного комплекса "Pikas" Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
355
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / ОТЧЕТЫ О РАБОТЕ ТРАНСПОРТА / НАДЕЖНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / PUBLIC PASSENGER TRANSPORT / REPORTS ON WORK OF TRANSPORT / RELIABILITY OF TRANSPORT SERVICES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Семчугова Елена Юрьевна, Негров Николай Семенович

Исследованы преимущества программного комплекса "Pikas" в управлении общественным транспортом. Проведен анализ отчетов о работе городского пассажирского транспорта. Рассмотрен пример использования результатов анализа данных для оценки качества пассажирского сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functionings of the public passenger transport analysed with the use of program complex "Pikas"

Advantages of programmatic complex "Pikas" in a management a public transport are probed. Reports on work of public passenger transport are analysed. The example of drawing the results of analysis of data is considered.

Текст научной работы на тему «Анализ функционирования городского пассажирского транспорта с использованием программного комплекса "Pikas"»

Анализ функционирования городского пассажирского транспорта с использованием программного комплекса мPikasм

Е.Ю. Семчугова, Н.С. Негров

Эффективное управление общественным транспортом в современных реалиях невозможно без использования новейших информационных технологий [1, 2, 3, 4]. В области планирования, оптимизации и координации расписаний всех видов общественного транспорта по данным пассажиропотока оптимальной является компьютерная программная система "Р1кав" [5, 6], по количеству выполняемых функций, широте охвата факторов, влияющих на движение пассажирских транспортных средств по маршрутам и объему исходных данных, не имеющая аналогов в России.

Система имеет уникальный графический редактор не только для составления и моделирования движения неограниченного количества маршрутов и подвижных единиц всех видов транспорта, но и для координации движения этих маршрутов в любой точке города, области, страны в любом направлении. Внутренний редактор карты устанавливает трассы маршрутов, расположение остановок, динамику скоростей движения между любыми точками на транспортной сети [7].

Программный комплекс ,Tikas" успешно апробирован в Литве (Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Паневежис, Друскининкай), Латвии (Рига, Елгава, Лиепая), во всех населенных пунктах Эстонии, в Беларуси (Минск), в Российских городах: Челябинске, Вологде, а также находится на стадии внедрения в Ростове-на-Дону.

Кроме составления, моделирования и координации расписаний движения общественного транспорта использование возможностей "Pikas" позволяет разрабатывать программы по составлению месячных и каждодневных нарядов для водителей и кондукторов (оптимизация рабочего времени, учет работы водителей, кондукторов и маршрутов) и формировать

следующие отчеты, используемые для анализа функционирования общественного транспорта.

1. Анализ выполненного движения по пассажирским транспортным предприятиям:

а) по транспортным средствам;

б) по маршрутам городского пассажирского транспорта.

2. Плановый и фактический выпуск подвижного состава на маршруты:

а) по данным предприятий;

б) по данным ГЛОНАСС или GPS;

в) по данным спутниковой навигации (по часам суток)

3. Выполнение сменно-суточного плана (по выбранной дате):

а) количество выполненных рейсов на маршрутах по транспортным средствам;

б) количество невыполненных рейсов на маршрутах по транспортным средствам (по причинам);

в) выполнение сменно-суточного плана и потери рейсов по причинам в целом по предприятию в разрезе маршрутов.

4. Выполнение сменно-суточного плана (за указанный период):

а) количество выполненных рейсов по маршрутам с разбивкой по сменам;

б) количество выполненных рейсов по маршрутам с разбивкой по сменам в будние и выходные дни;

в) итоговая информация по фактическому выпуску и выполнению сменно-суточного плана;

г) итоговая информация по фактическому выпуску в будние и выходные дни.

5. Интервалы / хронология отправления:

а) фактический интервал движения транспортных средств по маршрутам по периодам суток (допиковое время, утренние часы «пик»,

межпиковое время, вечерние часы «пик», после вечерних часов пик) и его

сравнение с плановыми значениями;

б) данные по хронологии прибытия и интервалы между транспортными средствами фактические (по данным спутниковой навигации) и плановые (по расписанию отправления транспортных средств) по маршруту или нескольким маршрутам на указанной остановке. Пример показан на рис.1.

6. Статистика по времени, скорости пробега и нагрузке на отрезках

маршрута.

7. Отчёт по скорости и пройденному километражу для отдельных

транспортных средств.

8. Отчет по простоям на маршруте.

Дата|1.10.2013 |Авто6усЗ ;•=• | | [А>В] Лесничество — Главный ЖДВ - || ^|Сепьмаш | Пересчитать

1^1 г Хронологии г' Интервалы г План г Фант Сравнение Р Показывать номера маршрутов

Интервалы отправления ТС (сравнение плана и факта) по маршрутам на остановке Сельмаш

за 1.10.2013

Р 3 Р За Г 11 Г 54 Г 67 Г Э8 Г 3 Г 29 Г 40 Г 40а Г 54 Г 59 Г 66 Г 79 Г 87 Г 1 Г 5

Часы суток

5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Интервал (план факт) +/з 37/з 15/з 25/з 06/3 02/3а 04/з 04/з 04/з Об/з ОЗ/з 04/з 04/з 05/з 05/3 а 05/3 а 02/За ОЗ/з ОЗ/з 06/з 05/3 09/За 05« 03/За 03« 05« 05« 07/з 05« 0*

14/з 17/з 03/За 06/3 а 00/3 а 04/3 03/За 03/За 02/3 а 04/3 а 02/За 03/3 ОЗ/з 04/з 01/з 04/з 02/з 04/з 01/За 04/3 01« 06« 04« 04« 04« 04« 04« 08/3 а 01« 0;

14/з 09/з 10/3 а 05/3 ОЭ/з 03/з 01/з 06/3 03/з 04/з 01/з 04/з 04/з Об/з 06/з 12/з ОЗ/з ОЗ/з 02/3 07« а 05« 04« 05« 04« 03«а 06«а 02« а 05« 02« 04

1 Блз 02/3 10/За 01/За 03/3 ОЗ/з 05/з 04/з 04/з 02/з 09/з 03/3 03«а 04/3а 02«а 04/3 03« а 04« 04« 00« а 03« 02« 04« 01« 05« 03« 10«а 04« 0£

08/з 05/з 04/з 04/з 03/3 03/За 03/За 04/3а ОЗ/з 06/3 03/з 05/з 02/з 05/з 00/3 а 04/3 04« 02« 05« 11 «а 04« а 03« 03« 07«а 05« 04« 04« 0*

00/3 а 04/3 04/3 03/За ОЗ/з 06/3 02/з 03/з 03/3 05/3а 04/з 04/з 05/з 05/з 03/3 03/За 00«а 10« 05« 05« 04« 05« 04« 04« 02« а 04/3 04« 0Е

10/3 а 04/3 а 02/3 а 04/3 00/3 а 02/3 04/з 04/з 01/За 04/3 02/За 04/3а 03/За 03/За 04/з 04/з 04/3 06/3а 04« 04« 00« 05/За 01« 06« 03« 03« 02« 0*

01/з 05/з 02/3 03/За ОЗ/з 05/з 04/3а 03/За 02/з 04/з 02/з 04/з 02/з 05/з 02/з ОЗ/з 04/з 06« 04« 06« 04« 05« 00« а 14« 06« 06/За 06« 05

04/з 03/з 04/з 04/з 03/3 04/3а 01/з ОЗ/з ОЗ/з 05/з 04/з 05/з 05/з 04/з 02/За 04/3 02« а 05« а 03«а 05«а 03« 08«а 06« 05«а 01 «а 05« 01« 0£

05/3а 03/За 04/з 04/з 04/3 а 06/3 04/з 05/з ОЗ/з ОЗ/з 04/з 05« 03/За 03« 01/3 03« а 02« 04« 02« 04« 06« 04« 01« 04« 04« 04« 08« 04

05/з 04/з 00/3а 03/За 01/з 03/з 04/3 05/3а 03/3 05/3а 04/3 05/3а 01/3 04/3а 03« 04« 04« 04« 05« 02« 05« 03« а 05« 03«а 03« 0*

04/з 04/з 04/з 03/з 05/з 01/За 03/3 04/з ОЗ/з 04/з 05/з 04/з 04/з 03« 04« 03« а 05« 01 «а 06« 01« 01 «а 06« 07

ОЗ/з 04/з 04/з 04/з 03/з ОЗ/з 02/з 04/з 02/За 04/3 04/з ОЗ/з 03« а 05« 01« 05« 04« 03«а 04« 02« 04« 0Е

Рис.1. - Фрагмент отчета, отражающего интервалы отправления

транспортных средств на остановке

Использование результатов анализа данных по фактическим интервалам движения транспортных средств по маршрутам по периодам суток, представленным на рис.2, и по данным средних интервалов между транспортными средствами на остановках (фактических и плановых) позволит определять уровень надежности транспортных услуг [8] и оценить качество пассажирского сервиса [9, 10].

| МТОРМП АТП-2 ЗПЗ за период |1.10.2013 -11.10.2013 Будние дни г Выходные дни Пересчитать

^|Автобус 3

Информация по фактическим интервалам движения транспортных средств по маршруту № 3 Лесничество — Главный ЖДВ 5а период с 1.10.2013 по 1.10.2013 (будние дни)

Пункт отправлена № маршрута Время суток

до 7:00 7:00 -9:00 9:00-16:00 16:00-19:00 после 1Э:00

План Факт План Факт План Факт План Факт План Факт

min max min max min max min max min max

Главный ЖДВ (3,3а, 7, 7а) Nit 3 Главный ЖДВ — Лесничество 11,2 5 30 4.1 3 12 3,7 0 13 4.3 4 20 В,В 5 20

Лесничество № 3 Лесничество — Главный ЖДВ 10,6 2 21 3,7 0 10 3.8 2 17 3,8 4 14 10,4 5 55

Рис.2. - Формирование отчета по фактическим интервалам движения транспортных средств по маршруту

Всесторонний и своевременный анализ данных, предоставляемых компьютерной программной системой "Pikas", позволяет управленческому персоналу органов управления городским пассажирским транспортом и пассажирских автотранспортных предприятий принимать обоснованные управленческие решения, способствующие повышению эффективности функционирования системы общественного транспорта и повышению уровня качества пассажирского сервиса.

Литература:

1. Корягин, М. Е. Оптимизация управления городскими пассажирскими перевозками на основе конфликто-устойчивых решений [Текст]: дис. докт. техн. наук: 05.13.10 : защищена 15.11.11 : / Корягин Марк Евгеньевич - Новокузнецк, 2011. - 345 с. - Библиогр.: С. 302-335.

2. Zyryanov V., Sanamov R. Improving Urban Public Transport Operation: Experience of Rostov-on-Don (Russia) // International Journal of Transport Economics Vol. XXXVI ■ no. 1 ■ February 2009. Rome (Italy). - .P. 83-95.

3. Зырянов, В.В. Проблемы и некоторые результаты создания устойчивой городской транспортной инфраструктуры на примере Ростова-на-Дону [Текст] // Международный семинар «Устойчивое развитие городского транспорта: вызовы и возможности» (сборник материалов семинара). - М.: НТБ «Энергия», 2013 - C. 64-71.

4. Зырянов В.В. Моделирование при транспортном обслуживании мега-событий [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011,

№ 4. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/709 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

5. Зырянов, В.В., Семчугова, Е.Ю., Скрынник, А.М. Применение информационных технологий при повышении мобильности и обеспечении транспортной безопасности [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 (часть 1). - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1083 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.

6. Зырянов, В.В., Семчугова, Е.Ю., Литвина, А.А. Повышение эффективности управления городским пассажирским транспортом Ростова-на-Дону [Текст] // Вестник Вестник Саратовского государственного технического университета, 2013. - №2(71) выпуск2. - С.349-353.

7. Mickus, R. Software development for Urban Public transport Planning. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.merakas.lt/paslaugos/pikas/ (доступ свободный) - Загл. с экрана. -Яз. англ.

8. Семчугова, Е.Ю. Регулярность и надежность в оценке качества услуг городского пассажирского транспорта [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2013, №2. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1715 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.

9. Семчугова, Е.Ю. Оперативная оценка качества услуг в управлении городским пассажирским транспортом [Текст]: Монография / Е.Ю. Семчугова. - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. у-т, 2012. - 139 с.

10. Семчугова, Е.Ю. Проблемы организации доступной среды на городском пассажирском транспорте [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2013, №2. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1719 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.