Анализ функционирования городского пассажирского транспорта с использованием программного комплекса мPikasм
Е.Ю. Семчугова, Н.С. Негров
Эффективное управление общественным транспортом в современных реалиях невозможно без использования новейших информационных технологий [1, 2, 3, 4]. В области планирования, оптимизации и координации расписаний всех видов общественного транспорта по данным пассажиропотока оптимальной является компьютерная программная система "Р1кав" [5, 6], по количеству выполняемых функций, широте охвата факторов, влияющих на движение пассажирских транспортных средств по маршрутам и объему исходных данных, не имеющая аналогов в России.
Система имеет уникальный графический редактор не только для составления и моделирования движения неограниченного количества маршрутов и подвижных единиц всех видов транспорта, но и для координации движения этих маршрутов в любой точке города, области, страны в любом направлении. Внутренний редактор карты устанавливает трассы маршрутов, расположение остановок, динамику скоростей движения между любыми точками на транспортной сети [7].
Программный комплекс ,Tikas" успешно апробирован в Литве (Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Паневежис, Друскининкай), Латвии (Рига, Елгава, Лиепая), во всех населенных пунктах Эстонии, в Беларуси (Минск), в Российских городах: Челябинске, Вологде, а также находится на стадии внедрения в Ростове-на-Дону.
Кроме составления, моделирования и координации расписаний движения общественного транспорта использование возможностей "Pikas" позволяет разрабатывать программы по составлению месячных и каждодневных нарядов для водителей и кондукторов (оптимизация рабочего времени, учет работы водителей, кондукторов и маршрутов) и формировать
следующие отчеты, используемые для анализа функционирования общественного транспорта.
1. Анализ выполненного движения по пассажирским транспортным предприятиям:
а) по транспортным средствам;
б) по маршрутам городского пассажирского транспорта.
2. Плановый и фактический выпуск подвижного состава на маршруты:
а) по данным предприятий;
б) по данным ГЛОНАСС или GPS;
в) по данным спутниковой навигации (по часам суток)
3. Выполнение сменно-суточного плана (по выбранной дате):
а) количество выполненных рейсов на маршрутах по транспортным средствам;
б) количество невыполненных рейсов на маршрутах по транспортным средствам (по причинам);
в) выполнение сменно-суточного плана и потери рейсов по причинам в целом по предприятию в разрезе маршрутов.
4. Выполнение сменно-суточного плана (за указанный период):
а) количество выполненных рейсов по маршрутам с разбивкой по сменам;
б) количество выполненных рейсов по маршрутам с разбивкой по сменам в будние и выходные дни;
в) итоговая информация по фактическому выпуску и выполнению сменно-суточного плана;
г) итоговая информация по фактическому выпуску в будние и выходные дни.
5. Интервалы / хронология отправления:
а) фактический интервал движения транспортных средств по маршрутам по периодам суток (допиковое время, утренние часы «пик»,
межпиковое время, вечерние часы «пик», после вечерних часов пик) и его
сравнение с плановыми значениями;
б) данные по хронологии прибытия и интервалы между транспортными средствами фактические (по данным спутниковой навигации) и плановые (по расписанию отправления транспортных средств) по маршруту или нескольким маршрутам на указанной остановке. Пример показан на рис.1.
6. Статистика по времени, скорости пробега и нагрузке на отрезках
маршрута.
7. Отчёт по скорости и пройденному километражу для отдельных
транспортных средств.
8. Отчет по простоям на маршруте.
Дата|1.10.2013 |Авто6усЗ ;•=• | | [А>В] Лесничество — Главный ЖДВ - || ^|Сепьмаш | Пересчитать
1^1 г Хронологии г' Интервалы г План г Фант Сравнение Р Показывать номера маршрутов
Интервалы отправления ТС (сравнение плана и факта) по маршрутам на остановке Сельмаш
за 1.10.2013
Р 3 Р За Г 11 Г 54 Г 67 Г Э8 Г 3 Г 29 Г 40 Г 40а Г 54 Г 59 Г 66 Г 79 Г 87 Г 1 Г 5
Часы суток
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Интервал (план факт) +/з 37/з 15/з 25/з 06/3 02/3а 04/з 04/з 04/з Об/з ОЗ/з 04/з 04/з 05/з 05/3 а 05/3 а 02/За ОЗ/з ОЗ/з 06/з 05/3 09/За 05« 03/За 03« 05« 05« 07/з 05« 0*
14/з 17/з 03/За 06/3 а 00/3 а 04/3 03/За 03/За 02/3 а 04/3 а 02/За 03/3 ОЗ/з 04/з 01/з 04/з 02/з 04/з 01/За 04/3 01« 06« 04« 04« 04« 04« 04« 08/3 а 01« 0;
14/з 09/з 10/3 а 05/3 ОЭ/з 03/з 01/з 06/3 03/з 04/з 01/з 04/з 04/з Об/з 06/з 12/з ОЗ/з ОЗ/з 02/3 07« а 05« 04« 05« 04« 03«а 06«а 02« а 05« 02« 04
1 Блз 02/3 10/За 01/За 03/3 ОЗ/з 05/з 04/з 04/з 02/з 09/з 03/3 03«а 04/3а 02«а 04/3 03« а 04« 04« 00« а 03« 02« 04« 01« 05« 03« 10«а 04« 0£
08/з 05/з 04/з 04/з 03/3 03/За 03/За 04/3а ОЗ/з 06/3 03/з 05/з 02/з 05/з 00/3 а 04/3 04« 02« 05« 11 «а 04« а 03« 03« 07«а 05« 04« 04« 0*
00/3 а 04/3 04/3 03/За ОЗ/з 06/3 02/з 03/з 03/3 05/3а 04/з 04/з 05/з 05/з 03/3 03/За 00«а 10« 05« 05« 04« 05« 04« 04« 02« а 04/3 04« 0Е
10/3 а 04/3 а 02/3 а 04/3 00/3 а 02/3 04/з 04/з 01/За 04/3 02/За 04/3а 03/За 03/За 04/з 04/з 04/3 06/3а 04« 04« 00« 05/За 01« 06« 03« 03« 02« 0*
01/з 05/з 02/3 03/За ОЗ/з 05/з 04/3а 03/За 02/з 04/з 02/з 04/з 02/з 05/з 02/з ОЗ/з 04/з 06« 04« 06« 04« 05« 00« а 14« 06« 06/За 06« 05
04/з 03/з 04/з 04/з 03/3 04/3а 01/з ОЗ/з ОЗ/з 05/з 04/з 05/з 05/з 04/з 02/За 04/3 02« а 05« а 03«а 05«а 03« 08«а 06« 05«а 01 «а 05« 01« 0£
05/3а 03/За 04/з 04/з 04/3 а 06/3 04/з 05/з ОЗ/з ОЗ/з 04/з 05« 03/За 03« 01/3 03« а 02« 04« 02« 04« 06« 04« 01« 04« 04« 04« 08« 04
05/з 04/з 00/3а 03/За 01/з 03/з 04/3 05/3а 03/3 05/3а 04/3 05/3а 01/3 04/3а 03« 04« 04« 04« 05« 02« 05« 03« а 05« 03«а 03« 0*
04/з 04/з 04/з 03/з 05/з 01/За 03/3 04/з ОЗ/з 04/з 05/з 04/з 04/з 03« 04« 03« а 05« 01 «а 06« 01« 01 «а 06« 07
ОЗ/з 04/з 04/з 04/з 03/з ОЗ/з 02/з 04/з 02/За 04/3 04/з ОЗ/з 03« а 05« 01« 05« 04« 03«а 04« 02« 04« 0Е
Рис.1. - Фрагмент отчета, отражающего интервалы отправления
транспортных средств на остановке
Использование результатов анализа данных по фактическим интервалам движения транспортных средств по маршрутам по периодам суток, представленным на рис.2, и по данным средних интервалов между транспортными средствами на остановках (фактических и плановых) позволит определять уровень надежности транспортных услуг [8] и оценить качество пассажирского сервиса [9, 10].
| МТОРМП АТП-2 ЗПЗ за период |1.10.2013 -11.10.2013 Будние дни г Выходные дни Пересчитать
^|Автобус 3
Информация по фактическим интервалам движения транспортных средств по маршруту № 3 Лесничество — Главный ЖДВ 5а период с 1.10.2013 по 1.10.2013 (будние дни)
Пункт отправлена № маршрута Время суток
до 7:00 7:00 -9:00 9:00-16:00 16:00-19:00 после 1Э:00
План Факт План Факт План Факт План Факт План Факт
min max min max min max min max min max
Главный ЖДВ (3,3а, 7, 7а) Nit 3 Главный ЖДВ — Лесничество 11,2 5 30 4.1 3 12 3,7 0 13 4.3 4 20 В,В 5 20
Лесничество № 3 Лесничество — Главный ЖДВ 10,6 2 21 3,7 0 10 3.8 2 17 3,8 4 14 10,4 5 55
Рис.2. - Формирование отчета по фактическим интервалам движения транспортных средств по маршруту
Всесторонний и своевременный анализ данных, предоставляемых компьютерной программной системой "Pikas", позволяет управленческому персоналу органов управления городским пассажирским транспортом и пассажирских автотранспортных предприятий принимать обоснованные управленческие решения, способствующие повышению эффективности функционирования системы общественного транспорта и повышению уровня качества пассажирского сервиса.
Литература:
1. Корягин, М. Е. Оптимизация управления городскими пассажирскими перевозками на основе конфликто-устойчивых решений [Текст]: дис. докт. техн. наук: 05.13.10 : защищена 15.11.11 : / Корягин Марк Евгеньевич - Новокузнецк, 2011. - 345 с. - Библиогр.: С. 302-335.
2. Zyryanov V., Sanamov R. Improving Urban Public Transport Operation: Experience of Rostov-on-Don (Russia) // International Journal of Transport Economics Vol. XXXVI ■ no. 1 ■ February 2009. Rome (Italy). - .P. 83-95.
3. Зырянов, В.В. Проблемы и некоторые результаты создания устойчивой городской транспортной инфраструктуры на примере Ростова-на-Дону [Текст] // Международный семинар «Устойчивое развитие городского транспорта: вызовы и возможности» (сборник материалов семинара). - М.: НТБ «Энергия», 2013 - C. 64-71.
4. Зырянов В.В. Моделирование при транспортном обслуживании мега-событий [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011,
№ 4. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/709 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
5. Зырянов, В.В., Семчугова, Е.Ю., Скрынник, А.М. Применение информационных технологий при повышении мобильности и обеспечении транспортной безопасности [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 (часть 1). - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1083 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.
6. Зырянов, В.В., Семчугова, Е.Ю., Литвина, А.А. Повышение эффективности управления городским пассажирским транспортом Ростова-на-Дону [Текст] // Вестник Вестник Саратовского государственного технического университета, 2013. - №2(71) выпуск2. - С.349-353.
7. Mickus, R. Software development for Urban Public transport Planning. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.merakas.lt/paslaugos/pikas/ (доступ свободный) - Загл. с экрана. -Яз. англ.
8. Семчугова, Е.Ю. Регулярность и надежность в оценке качества услуг городского пассажирского транспорта [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2013, №2. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1715 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.
9. Семчугова, Е.Ю. Оперативная оценка качества услуг в управлении городским пассажирским транспортом [Текст]: Монография / Е.Ю. Семчугова. - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. у-т, 2012. - 139 с.
10. Семчугова, Е.Ю. Проблемы организации доступной среды на городском пассажирском транспорте [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2013, №2. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1719 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.