УДК 656.13.072:338
В.В. Зырянов, Е.Ю. Семчугова, А.А. Литвина ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ РОСТОВА-НА-ДОНУ
Выявлены основные направления повышения эффективности планирования и контроля работы общественного транспорта с использованием современных информационных технологий. Исследованы возможности использования компьютерного программного комплекса «Pikas» в уровнях управления городским пассажирским транспортом и в научно-исследовательской работе. Определено влияние нововведений на качество обслуживания населения Ростова-на-Дону общественным транспортом.
Городской пассажирский транспорт, планирование работы транспорта, диспетчерское управление, низкопольный подвижной состав, общественный транспорт, мониторинг
V.V. Zyryanov, E.Yu. Semchugova, A. A. Litvina INCREASE THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT ROSTOV-ON-DON PUBLIC PASSENGER TRANSPORT
The main directions of increase of efficiency of planning and control of work of public transport with use of modern information technologies are revealed. Possibilities of use of the computer program «Pikas » сommlex in levels of maaagement by city passenger transport and in research work are investigated. Influence of innovations on quality of service of the population of Rostov-on-Don is defined by public transport.
Public passenger transport, planning of work the transport, controller's management, lowfloor bus, public transport, monitoring
В жизни современного города важной составной частью является пассажирский транспорт, основной задачей которого является обеспечение потребности населения в перевозках при систематическом улучшении качества обслуживания пассажиров. Эффективная работа пассажирского транспорта обеспечивает жизненные потребности города и во многом предопределяет перспективы развития всего территориального транспортного комплекса.
Основными проблемами управления городским пассажирским транспортом (ГИТ) современных российских городов являются [1, 2, 3, 4, 7]:
- недостаточное развитие информационно-аналитической системы управления общественным транспортом;
- отсутствие полного мониторинга функционирования всех единиц городского пассажирского транспорта;
- формирование и оптимизация единой маршрутной сети;
- неудовлетворительное транспортное обслуживание маломобильных групп населения;
- недостаточное информационное обеспечение потребителей пассажирских транспортных услуг и др.
Иассажирский сервис оценивается совокупностью различных показателей качества: безопасности, скорости, надёжности перевозок, комфортности перемещения, информационной обеспеченности и др. Поэтому для того, чтобы жители чаще делали выбор в пользу общественного транспорта, необходимо обеспечить достаточно комфортное и удобное его использование. Надежность транспортных услуг зависит от стабильности работы общественного транспорта, оптимального расписания движения подвижного состава на маршрутах, следования транспортных средств строго согласно расписанию [5].
В г. Ростове-на-Дону пассажирский подвижной состав всех видов общественного транспорта работает в рамках единого расписания, составляемого специалистами МУИ «Технологии Управления». С 2009 г. работа общественного транспорта и мониторинг следования расписанию выполняется системой управления общественным транспортом, контролирующей все маршруты городского пассажирского транспорта. В режиме реального времени происходит контроль движения 1490 единиц пассажирского подвижного состава, включая автобусы, трамваи и троллейбусы [1]. С целью повышения качества обслуживания пассажиров в настоящее время ведутся работы по реализации программы контроля за подвижным составом, работающим в режиме маршрутного такси.
Для автоматизированного составления оптимального расписания ГИТ в г. Ростове-на-Дону в МУИ «Технологии Управления» используется компьютерная программная система «Pikas». Система «Pikas» предназначена для планирования работы городского пассажирского транспорта, оптимизации расписания движения различных видов наземного общественного транспорта и получения необходимой отчетности. В программной системе «Pikas» реализован редактор маршрутной сети, использующий цифровую карту города как фон для визуального отображения и размещения объектов транспортной инфраструктуры (остановочные пункты, разворотные круги, отстойные площадки, автовок-
залы, вокзалы и др.). С помощью редактора создаются объекты, перегоны и линии маршрутов городского пассажирского транспорта. «Р1ка8» автоматически рассчитывает расписание движения подвижного состава на маршруте, определяет времена обедов и смен. Полученное расписание можно откорректировать вручную, изменять время отправления подвижного состава из любой точки маршрута. В состав «Р1ка8» входит специальный модуль, позволяющий координировать расписания движения подвижного состава различных маршрутов в любой точке города, области, страны в различных направлениях.
Создание информационно-аналитической системы управления общественным транспортом необходимо для повышения эффективности управления пассажирским транспортом. Формирование единой маршрутной сети общественного транспорта предполагает ведение реестра маршрутов городского пассажирского транспорта. Реестр представляет собой информационную систему учета в электронном и бумажном носителях сведений о маршрутах общественного транспорта (включая его номер, путь следования, с указанием места остановочных пунктов и их наименования, места конечных остановочных пунктов). Данные реестра должны быть открыты и общедоступны, размещаться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Для улучшения и упорядочения движения общественного транспорта, обеспечения комфортных условий пересадки пассажиров и эффективности использования подвижного состава необходимо осуществлять оптимизацию маршрутной сети, которая обусловлена необходимостью: исключения дублирования маршрутов общественного транспорта; распределения подвижного состава по маршрутам с учетом пропускной способности дорог, допустимой скорости движения и, в соответствии, с его потребностями по маршруту; сокращения транзитных маршрутов общественного транспорта, проходящих через центр города; открытия новых маршрутов общественного транспорта для удовлетворения потребностей населения.
Крупные города сталкиваются с проблемой транспортных заторов. В большинстве из них наблюдается резко выраженное несоответствие все возрастающего количества транспортных средств, ежедневно появляющихся на улицах города, и отсутствие оптимальных условий для его использования. Не избежал этой проблемы и г. Ростов-на-Дону. Ежедневно на улицах города особенно центральных, таких как ул. Красноармейская, ул. Б. Садовая, пр. Ворошиловский, пр. Буденновский и др. затруднено движение и возникают постоянные заторы, не только в «часы пик», но и в течение всего дня. Это ухудшает качество пассажирских перевозок, и большинство жителей предпочитает автомобиль общественному транспорту.
Использование программного комплекса «Р1ка8» в исследовательских разработках позволяет решать задачи, связанные с моделированием передвижения общественного транспорта по путям с наименьшей вероятностью возникновения заторовых ситуаций. С этой целью необходимо проводить анализ движения пассажирского подвижного состава фактического и нормативного; обрабатывать статистические данные, полученные в результате наблюдений; составлять оптимальное расписание для всех маршрутов городского пассажирского транспорта г. Ростова-на-Дону.
Функция закрепления низкопольного транспортного средства за определенным графиком работы любого вида наземного городского пассажирского транспорта и дальнейшее отображение времени прохождения низкопольного транспортного средства в расписании движения, размещенном на официальном сайте и на информационном табло остановочных пунктов, позволит маломобильным пассажирам (людям с ограниченными возможностями здоровья; пассажирам с детскими колясками и/или малолетними детьми; беременным женщинам; временно нетрудоспособным, пользующимся при перемещении тростью, костылями; пожилым людям; очень полным людям, испытывающим трудность при посадке в высокопольное транспортное средство и пассажирам с тяжелыми сумками, чемоданами) заранее планировать свою поездку.
Внедрение современных информационных технологий и повышение уровня доступности и качества транспортных услуг для населения являются приоритетными задачами развития транспорта и повышения эффективности его управления. На ГПТ примерами эффективного внедрения информационных технологий являются [2]:
— программные комплексы автоматизации функций управления системой пассажирского транспорта;
— диспетчирование и мониторинг движения пассажирского транспорта с использованием глобальных навигационных систем связи;
— телекоммуникационные системы обеспечения функционирования пассажирских перевозок;
— автоматизированные системы резервирования и продажи транспортных услуг через Интернет и др.
Программный комплекс автоматизации основных функций управления системой городского пассажирского транспорта Pikas, внедряемый в г. Ростове-на-Дону, позволяет эффективно решать задачи на всех уровнях управления городским пассажирским транспортом - стратегическом, тактическом и оперативном [2, 6]:
— формирование и оптимизация единой маршрутной сети общественного транспорта;
— моделирование различных ситуаций на транспортной сети;
— планирование вариантов работы пассажирского подвижного состава с расчетом основных показателей работы различных видов городского транспорта с выбором оптимального варианта;
— составление и анализ вариантов транспортного обслуживания потребителей при планировании изменения маршрутной сети и организации эффективного взаимодействия различных видов транспорта;
— составление и оперативное корректирование расписания движения транспортных средств в режиме онлайн, учитывая изменяющиеся условия эксплуатации пассажирского подвижного состава, изменения скорости и времени проезда по отдельным участкам дорожной сети;
— онлайн мониторинг работы городского пассажирского транспорта;
— осуществление диспетчерского управления городским общественным транспортом;
— учет и анализ работы всего подвижного состава по каждому маршруту;
— предоставление оперативных и статистических данных органам управления, контролирующим органам, операторам перевозок;
— предоставление населению информации о расписании подвижного состава ГПТ на официальном сайте МУП «Технологии Управления» г. Ростова-на-Дону и др.
Часть задач на данное время решено, но остаются пока нерешенными некоторые вопросы, которые требуют дальнейшей проработки и повышения эффективности работы городского пассажирского транспорта. Безусловно, для оптимального планирования, регулирования и координации работы городского пассажирского транспорта г. Ростова-на-Дону необходимо время, но начало внедрения и осуществления одного из направлений проекта позволит развивать и другие направления, например внедрение возможности получения пользователями общественного транспорта расписания его движения на средства мобильной связи через SMS и WAP и др. В целом, перечисленные мероприятия совершенствования управления городским пассажирским транспортом призваны повысить качество транспортного обслуживания населения и гостей г. Ростова-на-Дону.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зырянов В.В. Проблемы и некоторые результаты создания устойчивой городской транспортной инфраструктуры на примере Ростова-на-Дону // Устойчивое развитие городского транспорта: вызовы и возможности: сб. материалов Междунар. семинара. М.: НТБ «Энергия», 2013. C. 64-71.
2. Зырянов В.В., Семчугова Е.Ю., Скрынник А.М. Применение информационных технологий при повышении мобильности и обеспечении транспортной безопасности // Инженерный вестник Дона. 2012. №4. Ч. 1. http: //www .ivdon. ru/magazine/archive/n4p 1y2012/1083.
3. Зырянов В.В., Мирончук А.А. Приоритетное движение общественного транспорта: развитие методов организации // Транспорт Российской Федерации. 2012. №3-4. С. 22-25.
4. Зырянов В.В., Кочерга В.Г., Поздняков В.Н. Современные подходы к разработке комплексных схем организации дорожного движения // Транспорт Российской Федерации. 2011. №1. С. 28-33.
5. Семчугова Е.Ю., Зырянов В.В., Володькин П.П., Денисов Г.Г., Цыплаков В.Ю. Определение весомости показателя надежности транспортных услуг в качестве перевозок // Науковедение: Интернет-журнал. 2012. №4. Ч. 1. http://naukovedenie .ru/PDF/55ergsu412 .pdf.
6. Семчугова Е.Ю., Николаенко М.А. Совершенствование оснащения остановочных пунктов города Ростова-на-Дону // Строительство-2012: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2012. С. 76-77.
7. Zyryanov V., Sanamov R. Improving Urban Public Transport Operation: Experience of Rostov-on-Don (Russia)// International Journal of Transport Economics Vol. XXXVI. No. 1. February 2009. Rome (Italy). P. 83-95.
Зырянов Владимир Васильевич - Vladimir V. Zyryanov -
доктор технических наук, профессор, заведующий Dr. Sc., professor,
кафедрой «Организация перевозок и дорожного head of Department «Transportation and
движения» Ростовского государственного строительного университета
Семчугова Елена Юрьевна -
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и дорожного движения» Ростовского государственного строительного университета
Литвина Алина Андреевна -
аспирант кафедры «Организация перевозок и дорожного движения» Ростовского государственного строительного университета
Traffic Management» Rostov State Civil Engineering University
Еlenа Yu. Semchugova -
Associate professor of Department «Transportation and Traffic Management» Rostov State Civil Engineering University
Alina A. Litvina -
Graduate student of Department «Transportation and Traffic Management» Rostov State Civil Engineering University
Статья поступила в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13