Научная статья на тему 'Анализ формирования опорной поверхности заднеприводным колёсным шасси 4×2 с упругой схемой подведения силового потока'

Анализ формирования опорной поверхности заднеприводным колёсным шасси 4×2 с упругой схемой подведения силового потока Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЁСНОЕ ШАССИ / ОПОРНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ / СИЛОВОЙ ПОТОК / ИЗМЕРИТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АМПЛИТУДНО-ЧАСТОТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ФАЗОЧАСТОТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / WHEEL CHASSIS / CONTACT AREA / POWER PATH / MEASURING AND INFORMATION SYSTEM / AMPLITUDE-FREQUENCY CHARACTERISTIC / PHASE-FREQUENCY CHARACTERISTIC

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сергеев А. И.

Рассмотрен процесс формирования опорной поверхности колёсным шасси 4×2 с упругой схемой подведения силового потока. Разработана методика расчёта тягово-сцепных свойств, амплитудно-частотных и фазочастотных характеристик движения системы «колесо-опорная поверхность». Получена передаточная функция, устанавливающая связь выходных и входных параметров, позволяющую спроектировать измерительно-информационную бортовую систему транспортного средства с определением её параметров (зоны нечувствительности измерительного комплекса по параметрам движения ТС, диапазоны измерений и характеристики датчиков и приборов и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of forming of contact area by rear wheel-drive 4x2 wheel chassis with elastic circuit of power flow input

There is considered the process of forming of contact area by 4x2 wheel chassis with elastic circuit of power flow input. There was developed the method of calculating of tractive characteristics, amplitude-frequency and phase-frequency characteristics of motion of the “wheel-contact area” system. There was got the transfer function establishing a connection between input and output parameters, allowing to design measuring and information vehicle onboard system with determination of its parameters (motion parameter dead-band of measurement system, ranges of measurements and characteristics of sensors, devices, etc.).

Текст научной работы на тему «Анализ формирования опорной поверхности заднеприводным колёсным шасси 4×2 с упругой схемой подведения силового потока»

стационарную. При этом возникают колебания системы «колесо-опорная поверхность», обусловленные её свойствами накапливать полную механическую энергию с последующим расходованием на формирование опорной поверхности.

1

1 1

|||| 11

; |Г

I 1 1

| I 1 I 1 II

.3!-1-!_!_-1-1-1_!-1-

О ЭО 100 150 200 250 300 330

Г

Рисунок 5 - Характеристика полной механической энергии системы «колесо-опорная

поверхность» Выводы

Характеристики (амплитудно-частотные и фазочастотные) формирования опорной поверхности определяется геометрическими соотношениями опорно-приводного вала и обода

колеса, а также силами трения, возникающими при трансформации связи.

Литература

1. Сергеев А.И., Чёрный И.В. Математическая модель формирования опорной поверхности движения колесом перекатывающегося типа. Известия МГТУ" МАМИ " № 2 (6), 2008. с. 74-78.

2. Сергеев А.И., Шарипов В.М. Транспортное средство. Патент РФ № 2245259. Опубл. 27.01.2005. Бюл.№ 33.

3. Выгодский М.Я. Справочник по высшей математике. М., 1977, 872 с.

4. Сергеев А.И. Определение общей характеристики формирования опорной поверхности движения и обоснование конструктивного исполнения движителя перекатывающегося типа. // Колёсные и гусеничные машины. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.1. - М.: МГТУ «МАМИ», с. 334-357.

5. Сергеев А.И. Влияние ведущего режима качения колеса на формирование опорной поверхности движения. Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ», № 1(11), 2011.

Анализ фондирования опорной поверхности заднеприводным колёсным шасси 4><2 с упругой схемой подведения силового потока

к.т.н. доц. Сергеев А.И.

Университет машиностроения (495) 223 05 23 доб. 1527, 1гак\'с атсти.гн Аннотация. Рассмотрен процесс формирования опорной поверхности колёсным шасси 4x2 с упругой схемой подведения силового потока. Разработана методика расчёта тягово-сцепных свойств, амплитудно-частотных и фазочастотных характеристик движения системы «колесо-опорная поверхность». Получена передаточная функция, устанавливающая связь выходных и входных параметров, позволяющая спроектировать измерительно-информационную бортовую систему транспортного средства с определением её параметров (зоны нечувствительности измерительного комплекса по параметрам движения ТС, диапазоны измерений и характеристики датчиков и приборов и др.).

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. Ключевые слива: колёсное шасси, опорная поверхность, силовой поток, измерительно-информационная система, амплитудно-частотная характеристика, фазо-частотная характеристика

Движение шасси (4x2) осуществляется с помощью крутящего момента, подводимого на задние колёса [1]. Передние колёса, являясь не приводными, через раму нагружают задние продольной силой Рщ, равной силе сопротивления движению Р^ . Это вызывает буксование

задних колес, а неприводные передние под действием толкающего усилия со стороны задних колёс перекатываются со скольжением (рисунки 1 и 2).

Рисунок 1 - Расчётная схема формирования опорной поверхности колесным шасси

(4x2) с приводом на задний мост

Скольжение (юз) передних колёс обусловлено положительным смещением мгновенного центра давления (точки М) вперёд по ходу движения шасси и соответствующей величиной угла трения ф1 (рисунок 1). Причём, как следует из графика (рисунок 2), с увеличением вертикальной нагрузки действительный путь колеса резко возрастает и, как показывают экспериментальные исследования [2], траектория деформации поверхности движения описывается уравнением укороченной циклоиды [3]:

х = г-(ф-А^тср), у = г-(1-А,-созф), (1)

где: X < 1.

_______________..—

5/ $2

боо ш ш т

Рисунок 2 - Зависимость изменения пути колес (Л) от нормальной нагрузки (С) колесного шасси с приводом на задние колёса (4x2)

Определим тягово-сцепные свойства плоского движения колёс шасси 4x2 по методике расчёта, приведенной ниже.

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.

Общая сила сопротивления движению колёс шасси определяется из уравнения (2):

Рг,=ук-Ь-(Н1+Н2)\ 1 2

• для колёс переднего моста - = — • к ■ Ь • Н1 ,

2

• для колёс заднего моста - Р^2 = Р^ — .

Коэффициент скольжения (юза) передних колёс шасси определяется по формуле (3):

- 2пГ

I к

(2)

о =

271 г.

•100%.

Коэффициент буксования задних колёс шасси определяется по формуле (4):

?ттг - ^

5 = 2 -100%.

2тг гК

Путь передних колёс шасси за один оборот рассчитываем по формуле (5):

^ =2пгк + гк-

V

БН! ф1 — 1

У

Путь задних колёс шасси за один оборот рассчитываем по формуле(б):

52=2ТГ гк-Гк-

V

— 8Шф2 -1

У

(3)

(4)

(5)

(6)

В этом случае углы трения передних колёс ф1 и задних колёс ф2 определяются по формулам (7):

Р Р

Ч>1 = 2 • агая^, ф2 = 2 • аг

Коэффициент полезного действия для задних колёс шасси 4x2 равен:

Л = (1-/МЮ0-5).

Графическая интерпретация тягово-сцепных свойств представлена на рисунке 3.

т] 5

(7)

(8)

50

25

75

да

25

ол

0.3

й.2

Им

50

/ ^Иг Л А

"к /

/ 8

м

0,15

ООО

0.05

1000

йН

Рисунок 3 - Зависимость крутящего момента (М), глубины колеи (Нк), коэффициентов сопротивления качению буксования (<5) скольжения (г) и КПД (77) от нормальной нагрузки (С) шасси с (4x2) с приводом на задние колёса

Качественная оценка движения системы «колесо-опорная поверхность» для шасси с приводом на задние колёса может быть представлена амплитудно-частотными и фазо-частотными характеристиками, определяемыми по уравнениям (9) и (10):

1

1-у2)2 + 4-£,2 - у2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К -8

Ф = -аШё д (10)

сж - о

Анализ амплитудно-частотных характеристик показывает, что с увеличением относительной частоты у = 5/ю0 амплитуда системы «колесо-опорная поверхность» возрастает.

К

При этом коэффициент Е =-, д , определяющий степень успокоения системы, убы-

вает и при стремлении его к нулю возможен амплитудно-частотный резонанс. В этом случае возможен отрыв колес шасси от опорной поверхности.

На рисунке 4 представлена графическая интерпретация фазо-частотных характеристик (ФЧХ) передних и задних колёс, устанавливающих зависимость сдвига фаз между векторами входной и выходной величин, которые в рассматриваемом случае определяет характеристику смещения системы «колесо-опорная поверхность».

и

Рисунок 4 - Амплитудно-частотная характеристика формирования опорной поверхности в ведущем режиме движения колеса

Для создания бортового измерительно-информационного комплекса должна быть известна передаточная функция, устанавливающая связь между выходными и входными параметрами формирования опорной поверхности и их производными.

Рисунок 5 - Структурная схема явления формирования опорной поверхности колесом в

ведомом режиме

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.

Составим структурную схему формирования опорной поверхности для ведомого режима движения колеса (рисунок 5).

Применительно к схеме (рисунок 5) за выходную величину примем смещение Я

(скольжение) системы, а за входную величину - противодействующую скоростную силу , или силу сопротивления движению колеса, равную по модулю и направлению продольной силе Рпр, приложенной к оси колеса, которая зависит от реакции Р опорной поверхности, равной [4]:

И

1

32х2 (z-b + pf + 2 + 2

(z-b + pf \6x4 -p(z-b) \6x2(z-b + pf +1

+ 1

x2 + p2Jx2 +(z-b)

(11)

16 x2(z-b + pf +

(z-b + pf\6x4 -p(z-b) \6x2(z-b + pf +\

■sjx2 + p2 Jx2 +(z-bf

+ 1

R =

-4 рх( z-b + р) + х i 4х -b(z-b + р ) + *)

lx2 + p2 V lx2+(z-b2)

i +

(12)

+

x2 + p2

4х2( z-b+р) 1- z + b

А /х2+| ь) 2

k.

Составим уравнение действующих сил формирования опорной поверхности колесом в

соответствии со схемой, приведенной на рисунке 5.

Р =F +F +F ПЗ)

пр у д и' \l-JJ

где: F - упругая сила, возникающая при деформации грунта (при переупаковке частиц грунта);

1'л - демпфирующая сила, возникающая при выдавливании связанной влаги и газовоздушной смеси;

Fa - инерционная сила, модуль которой определяется инерционными массами подвижной системы.

Упругая сила определяется величиной смещения системы:

Fy = c.M-s, (14)

где: б'ж - приведенная линейная жёсткость системы, [Н л/], учитывающая действие всех упругих сил и определяемая из условия равенства работы совершаемой упругой силой F на элементарном линейном перемещении ds из уравнения:

n т

г=1 7=1

где: П - количество элементарных упругих сил;

т - количество элементарных упругих моментов.

dsi dip

Для установившегося режима качения -= const,-= const, и, следовательно,

ds ds

приведенная линейная жёсткость будет равна:

ч ds у

7=1

Демпфирующая сила зависит от скорости деформации поверхности движения, которая может быть представлена уравнением вида:

Г-К =к

(15)

где: - приведенный коэффициент демпфирования, равный:

*. = I*.

¿=1

¿/у

Инерционная сила пропорциональна ускорению системы:

(16)

где: т - приведенная масса движущейся системы.

Из совместного решения уравнений (13), (14), (15) и (16) получим общее дифференциальное уравнение движения системы «колесо-опорная поверхность»:

Т ■ т • + т • £ + {ка + Т ■ сж) ■ я + сж = Т ■ Рс + ^, (17)

откуда ее передаточная функция имеет вид:

Т-р + 1

(18)

РС(Р) Т ■ т ■ РЪ + т • Р2 + (К + Т • Сж) ■ Р + Сж '

где: р - оператор преобразования Лапласа;

Т - постоянная времени, сек.

Таким образом, зная передаточную функцию, можно спроектировать измерительно-информационную бортовую систему транспортного средства с определением её параметров (зоны нечувствительности измерительного комплекса по параметрам движения ТС, диапазоны измерений и характеристики датчиков и приборов и т.д.).

Литература

1. Сергеев А.И. Влияние ведущего режима качения колеса на формирование опорной поверхности движения. Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ», № 1 (11), 2011.

2. Сергеев А.И. Стенд для определения коэффициента сопротивления качению и тягово-сцепных свойств колесных шасси // Автоматизация и комплексная механизация производственных процессов лесопромышленных предприятий: Сб. научн. тр. / МЛТИ. - М., 1982. - № 142. -с.99-104.

3. Выгодский М.Я. Справочник по высшей математике. М., 1977г., 872 с.

4. Сергеев А.И., Чёрный И.В. Математическая модель формирования опорной поверхности движения колесом перекатывающегося типа. Известия МГТУ" МАМИ " № 2 (6), 2008. С. 74-78.

Применение электрогидродинамического двигателя на транспортных

средствах

д.т.н. проф. Соковиков В.К.

Университет машиностроения (495)2230523*1444

Аннотация. В статье рассматривается электрогидродинамический двигатель, для работы которого не требуется углеводородное топливо. Работа двигателя основана на электрическом разряде в незамерзающей жидкости, расположенной в надпоршневой полости цилиндра. По данным расчетов кпд такого двигателя мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.