Научная статья на тему 'Анализ формирования конкурентных преимуществ в отрасли производства молочной продукции'

Анализ формирования конкурентных преимуществ в отрасли производства молочной продукции Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
857
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК МОЛОКА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРИЕМУЩЕСТВА / РЕЗЕРВЫ УВЕЛЕЧЕНИЯ / MILK MARKET / COMPETITIVE ADVANTAGES / RESERVES OF ENLARGEMENT

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Мадышев И.Ш., Мадышева И.Ш.

Рынок молока представляет собой интегрированную систему технологически и экономически взаимосвязанных отраслей молочного животноводства, молочной, комбикормовой, микробиологической промышленности, машиностроения для указанных отраслей, а также отраслей производственно-социальной и рыночной инфраструктуры. Формирование конкурентных преимуществ в отрасли производства молочной продукции зависят от цены, качества продукции, импорта, в том числе государственной поддержки отечественных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Мадышев И.Ш., Мадышева И.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FORMING COMPETITIVE ADVANTAGES IN DAIRY PRODUCTS MANUFACTURING

Milk market represents an integrated system of technologically and economically interrelated branches of dairy husbandry; industries of diary products and mixed fodder; microbiological industry; engineering for these branches, as well as its infrastructure. Competitive advantages forming in the dairy products manufacturing depends on price, production quality, import, and state support of domestic commodity producers.

Текст научной работы на тему «Анализ формирования конкурентных преимуществ в отрасли производства молочной продукции»

ветеринарной медицины: опыт проблемы и пути их решения», Казань, 2015. - С. 78-81.

6. Чернов, И. А. Перспективы кормовых испытаний амаранта // Материалы второго Международного

симпозиума «Новые и нетрадиционные растения и перспективы их практического испытания» - Пущино,1997. - Т.1. - С.147-148.

ПОЛНОЦЕННЫЙ РАСТИТЕЛЬНЫЙ БЕЛОК КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

Гасимова Г.А., Дегтярева И.А. Резюме

В процессе производственной интродукции амаранта - перспективной сельскохозяйственной культуры универсального использования (кормового, пищевого, лекарственного) - получены экспериментальные данные для Поволжского региона. Проведены разработки технологий получения из фитомассы амаранта белковых кормовых добавок, а также использования белковой витаминно-травяной муки из амаранта в рационах кормления кур-несушек. Повышенное содержание лизина в белке амаранта является главной причиной значительного увеличения продуктивности при введении его в рационы кормления различных животных.

COMPLETE VEGETABLE PROTEIN AS A MEANS OF IMPROVING THE PRODUCTIVITY

OF AGRICULTURAL

Gasimova G.A., Degtyareva I.A.

Summary

In the process of production introduction amaranth is a promising crop of universal use (fodder, food, medicinal) - obtained experimental data for the Volga region. Carried out development of technologies for the production of phytomass of amaranth protein feed additives, as well as the use of protein-vitamin-grass meal of amaranth in the diets of laying hens. The high content of lysine in the protein of amaranth is the main reason of significant increase in productivity at its introduction into the diet of different animals.

УДК 636:380.13.637.0

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Мадышев И.Ш. - к.б.н., доцент; Мадышева И.Ш. - к.б.н. Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

e-mail: msilgiz@mail.ru.

Ключевые слова: рынок молока, конкурентные приемущества, резервы увелечения. Key words: milk market, competitive advantages, reserves of enlargement.

Одним из основных направлений обеспечения конкурентоспособности

продукции на предприятиях молочной промышленности является достижение преимущества перед ее прямыми конкурентами [9].

Конкурентные преимущества

создаются уникальными осязаемыми и

неосязаемыми активами, которыми владеет предприятие, теми стратегически важными для данного бизнеса сферами деятельности, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе.

Что же влияет на покупательские предпочтения при выборе молочной продукции? Прежде всего, это цена,

качество продукции, производитель, объем и удобство упаковки, дата изготовления и длительность хранения, жирность и обогащенность биодобавками, а также узнаваемость марок [10].

Не менее важным критерием для потребителей стало место производства продукта и его качество.

Качество продукции определяется его вкусовыми характеристиками, полезностью продукта и его безопасностью, что в первую очередь зависит от сырья.

Производителям молочной

продукции необходимо формировать конкурентные преимущества,

направленные на удовлетворение потребностей целевых рынков [3]. Они

должны уделять особое внимание:

- производству качественной натуральной экологически безопасной продукции;

- расширению ассортимента, разработке новых видов витаминизированной и обогащенной продукции с целью повышения защитных свойств организма, без консервантов и жесткой термической обработки;

- применению новых разработок в области расфасовки и упаковки молочной продукции;

- созданию торговых марок и брендов;

- позиционированию себя и своей продукции на целевых рынках [6].

Рис. 1 - Источники резервов увеличения объёма и реализации продукции

Рынок молока представляет собой интегрированную систему технологически и экономически взаимосвязанных отраслей молочного животноводства, молочной промышленности, полевого и

лугопастбищного кормопроизводства,

комбикормовой, микробиологической

промышленности, машиностроения для указанных отраслей, а также отраслей производственно-социальной и рыночной инфраструктуры объединенных общей задачей - производством, переработкой и реализацией молока и молочных продуктов

в целях удовлетворения потребностей общества с учетом научно обоснованных норм потребления продуктов питания [7].

Основной продукцией рынка молочной продукции является:

цельномолочная продукция, масло коровье, молочные консервы, сухое молоко, сыр, мороженое и т.д. [8].

Продукция рынка молока

используется в пищевых, кормовых, медицинских целях.

Главная особенность рынка молока заключается в специфике сырья - молоко

является одним из наиболее ценных пищевых продуктов, содержащим основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы) в наиболее оптимальном для человека соотношении 1:1:1. Специфика заключается в том, что молочная продукция является скоропортящейся и плохо транспортируемой. Эта особенность предполагает быструю первичную переработку молока и доведение молочной продукции до потребителя [1].

Формирование рынка молока имеет свои особенности. В создании и существовании посреднических структур на молочном рынке необходимо выделять организационно-экономическую и

технологическую стороны.

Организационно-экономическая сторона деятельности торгово-посреднических структур предполагает существование предприятия посредника практически на любом этапе технологической цепи. С технологической точки зрения при переработке молока предпочтительнее прямые связи между сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятием.

Рынок молока и молочных продуктов - важная составная часть

продовольственного рынка России. Характерной особенностью формирования этого рынка в годы реформ, как и других, стали стихийность, отсутствие

государственного регулирования [5].

Тем не менее, в настоящее время черты рыночной экономики все четче проявляются в поведении предприятий: они ориентированы на получение прибыли; маркетинговые структуры молочных компаний отслеживают покупательский спрос и выпускают такой ассортимент молочной продукции, который

соответствует требованиям покупателей по разнообразию, качеству и цене [7].

В силу природно-климатических условий и особенностей расселения населения по территории страны основные зоны производства молока в России расположены очень неравномерно. Между отдельными экономическими районами наблюдаются существенные различия по объемам валового производства молока. Самыми крупными производителями молока в стране были и остаются Уральский, Центральный, Поволжский и Западно-Сибирский районы. На их долю

приходится около 59% валового производства молока [1].

Большое влияние на современное состояние российского рынка молока оказывает конкуренция со стороны иностранных производителей. Наполнение рынка молочной продукцией импортного производства создает значительные трудности для сбыта продукции отечественных производителей [2].

Импорт молочной продукции осуществляется из таких стран как Новая Зеландия, Германия, Польша, Финляндия, Франция, Литва. Поставки молочной продукции на экспорт - в основном в страны СНГ.

По импорту закупаются в основном масло коровье, сухое молоко, сыры и продукты для питания детей раннего возраста.

Торговая стратегия зарубежных фирм на первом этапе освоения новых рынков чаще всего состоит в занижении цен. Это делается с целью ослабления позиций и постепенного вытеснения местных товаропроизводителей, а также

установления контроля над их сегментами рынка. По мере укрепления своего положения и привыкания покупателей к новым торговым маркам цены повышаются

[5].

Государственная поддержка

сельского хозяйства и пищевой промышленности должна заключаться в защите российского рынка, в том числе на таможенно-тарифном уровне. Дотации западных государств своим производителям необходимо компенсировать повышением соответствующих таможенных пошлин [4].

С другой стороны, ввоз оборудования для сельского хозяйства и пищевой промышленности, которое в России не производится, должен быть максимально облегчен. На государственном уровне необходимо решить вопрос об удовлетворении спроса российского населения на продукты питания за счет их производства в России на основе всемерной поддержки отечественных производителей и переработчиков молока, научно-исследовательских структур,

машиностроительных организаций [5].

Таким образом, конкурентные преимущества в отрасли производства молочной продукции зависят от цены,

качества продукции, импорта, а также государственной поддержки отечественных товаропроизводителей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Власенко Ю.А. Главная поддержка продукта - доверие потребителя. // Молочная промышленность 2016. -№3. С. 10-12.

2. Горощенко Л.Г. Импорт и экспорт молочной продукции. // Молочная промышленность 2016. -№2. С. 12-13.

3. Дорогов Н. Планирование продаж и операций в молочной промышленности. // Молочная промышленность 2015. -№10. С. 12-14.

4. Калинин В.И. О государственной поддержке малых форм хозяйствования на селе. // Молочная промышленность 2016. -№4. С. 12-15.

5. Лабинов В.В. Итоги 2015 г. и новые драйверы развития молочного животноводства. // Молочная

промышленность 2016. -№2. С. 4-6.

6. Петрова М.Д. Быть или не быть российским молочным брендам? // Молочная промышленность 2016. -№1. С. 20-22.

7. Пономарёв А.Н. Что мешает и что может способствовать развитию молочной отрасли. // Молочная промышленность 2015. -№11. С. 4.

8. Рыбалова Т.И. Главный итог 2015 года - кризисное сокращение потребления. // Молочная промышленность 2016. -№3. С. 4-8.

9. Рыбалова Т.И. Политическая воля для интервенций созрела, готов ли молочный рынок. // Молочная промышленность 2016. -№4. С. 4-7.

10. Суровцев В.Н., Никулина Ю.Н. «Справедливые цены» на молоко и долгосрочные интересы отрасли. // Молочная промышленность 2016. -№1. С. 4-6.

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Мадышев И.Ш., Мадышева И.Ш.

Резюме

Рынок молока представляет собой интегрированную систему технологически и экономически взаимосвязанных отраслей молочного животноводства, молочной, комбикормовой, микробиологической промышленности, машиностроения для указанных отраслей, а также отраслей производственно-социальной и рыночной инфраструктуры. Формирование конкурентных преимуществ в отрасли производства молочной продукции зависят от цены, качества продукции, импорта, в том числе государственной поддержки отечественных товаропроизводителей.

ANALYSIS OF FORMING COMPETITIVE ADVANTAGES IN DAIRY PRODUCTS

MANUFACTURING

Madyshev I.Sh., Madysheva I. Sh.

Summary

Milk market represents an integrated system of technologically and economically interrelated branches of dairy husbandry; industries of diary products and mixed fodder; microbiological industry; engineering for these branches, as well as its infrastructure. Competitive advantages forming in the dairy products manufacturing depends on price, production quality, import, and state support of domestic commodity producers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.