Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЗАЩИТЕ ЖЕНЩИН С ДЕТЬМИ)'

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЗАЩИТЕ ЖЕНЩИН С ДЕТЬМИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / дети / женщины / помощь / социальные программы / children / women / assistance / social programs

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Братарчук Татьяна Витальевна, Рагулина Юлия Вячеславовна

Цель. Представить результаты анализа формирования и реализации социальных программ в зарубежных странах (на примере социальных программ по защите женщин с детьми). Процедура и методы. Методологический инструментарий работы представляет собой совокупность синтеза, дедукции, индукции и экономико-математических методов исследования. Результаты. В статье доказывается, что социальная защита безработных женщин с детьми является наиболее важной и одновременной сложной задачей социальной политики государства. Успех этого направления зависит от эффективности применяемых государственных мер и использования системного подхода. Представляются результаты анализа процессов формирования и реализации социальных программ по защите женщин с детьми в зарубежных странах. Теоретическая и практическая значимость. Основные положения и выводы могут быть использованы в формировании новых научно-обоснованных организационноэкономических решений, направленных на совершенствование методологии реализации государственной социальной политики, трансформации социальной работы. Представленные результаты анализа вносят вклад в развитие теории государственной социальной политики в части разработанных методик адаптации инструментов формирования и реализации социальных программ, имеющихся в зарубежной практике, к условиям Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF SOCIAL PROGRAMS IN FOREIGN COUNTRIES (ON THE EXAMPLE OF SOCIAL PROGRAMS FOR THE PROTECTION OF WOMEN WITH CHILDREN)

Aim. Present the results of the analysis of the formation and implementation of social programs in foreign countries (on the example of social programs for the protection of women with children). Methodology. The methodological tools of the work are a combination of synthesis, deduction, induction and economic and mathematical research methods. Results. The article proves that the social protection of unemployed women with children is the most important and at the same time difficult task of the social policy of the state. The success of this direction depends on the effectiveness of the state measures applied and the use of a systematic approach. The results of the analysis of the processes of formation and implementation of social programs for the protection of women with children in foreign countries are presented. Research implications. It consists in the fact that the main provisions and conclusions contribute to the formation of new scientifically sound organizational and economic decisions aimed at improving the methodology of the implementation of state social policy, the transformation of social work. The presented provisions and conclusions contribute to the development of the theory of state social policy in terms of the developed methods for adapting the tools for the formation and implementation of social programs available in foreign practice to the conditions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЗАЩИТЕ ЖЕНЩИН С ДЕТЬМИ)»

УДК 364.4.-055.2-053.2

DOI: 10.18384/2310-6646-2023-3-24-32

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЗАЩИТЕ ЖЕНЩИН С ДЕТЬМИ)

Братарчук Т. В.1, Рагулина Ю. В.2

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125167, г. Москва, пр-кт Ленинградский, д. 49/2, Российская Федерация

2 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Представить результаты анализа формирования и реализации социальных программ в зарубежных странах (на примере социальных программ по защите женщин с детьми). Процедура и методы. Методологический инструментарий работы представляет собой совокупность синтеза, дедукции, индукции и экономико-математических методов исследования.

Результаты. В статье доказывается, что социальная защита безработных женщин с детьми является наиболее важной и одновременной сложной задачей социальной политики государства. Успех этого направления зависит от эффективности применяемых государственных мер и использования системного подхода. Представляются результаты анализа процессов формирования и реализации социальных программ по защите женщин с детьми в зарубежных странах.

Теоретическая и практическая значимость. Основные положения и выводы могут быть использованы в формировании новых научно-обоснованных организационно-экономических решений, направленных на совершенствование методологии реализации государственной социальной политики, трансформации социальной работы. Представленные результаты анализа вносят вклад в развитие теории государственной социальной политики в части разработанных методик адаптации инструментов формирования и реализации социальных программ, имеющихся в зарубежной практике, к условиям Российской Федерации.

Ключевые слова: государство, дети, женщины, помощь, социальные программы.

© CC BY Братарчук Т. В., Рагулина Ю. В., 2023.

ТН7

ISSN 2949-5040

ANALYSIS OF THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF SOCIAL PROGRAMS IN FOREIGN COUNTRIES (ON THE EXAMPLE OF SOCIAL PROGRAMS FOR THE PROTECTION OF WOMEN WITH CHILDREN)

Т. Bratarchuk1, Y. Ragulina2

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, prosp. Leningradskiy 49/2, Moscow 125167, Russian Federation

2 Peoples' Friendship University of Russia

ul. Miklukho-Maklaya 6, Moscow 6117198, Russian Federation

Abstract

Aim. Present the results of the analysis of the formation and implementation of social programs in foreign countries (on the example of social programs for the protection of women with children). Methodology. The methodological tools of the work are a combination of synthesis, deduction, induction and economic and mathematical research methods.

Results. The article proves that the social protection of unemployed women with children is the most important and at the same time difficult task of the social policy of the state. The success of this direction depends on the effectiveness of the state measures applied and the use of a systematic approach. The results of the analysis of the processes of formation and implementation of social programs for the protection of women with children in foreign countries are presented.

Research implications. It consists in the fact that the main provisions and conclusions contribute to the formation of new scientifically sound organizational and economic decisions aimed at improving the methodology of the implementation of state social policy, the transformation of social work. The presented provisions and conclusions contribute to the development of the theory of state social policy in terms of the developed methods for adapting the tools for the formation and implementation of social programs available in foreign practice to the conditions of the Russian Federation.

Keywords: children, women, assistance, social programs.

Введение

Вопросы защиты женщин и детей являются крайне актуальными при формировании социальной политики разных стран мира. Эти категории граждан являются традиционным объектом социальной защиты, а также требуют особого внимания при имеющихся структурных трансформациях рынка труда. Несмотря на усиливающееся влияние женщин в профессиональных сферах, в Европейском союзе, например, имеет место дифференцированный уровень участия женщин в трудовой деятельности:

- страны с низким уровнем занятости женщин (южная часть ЕС: Италия, Греция, Испания, Португалия) отличаются наличием проблемы высокой безработицы среди женщин;

- страны со средне-низким уровнем занятости (страны континентальной Европы, в частности Франция, Люксембург и Бельгия, а также страны Востока) отличаются серьёзной проблемой безработицы среди женщин;

- страны со средним уровнем занятости (например, Великобритания, Германия, Австрия и страны Балтии) отличаются умеренным уровнем безработицы среди женщин;

- страны с высоким уровнем занятости (Северная Европа).

ISSN 2949-5040

Особенности процессов формирования и реализации социальных программ в зарубежных странах (на примере социальных программ по защите женщин с детьми)

Европейская статистика показывает, что во всех странах, кроме четырёх (Словения, Литва, Латвия и Румыния), женщины ввозрасте 25-49 лет с одним ребёнком, имеют более низкий уровень занятости, чем женщины без детей. Среди средиземноморских стран влияние первого ребёнка на занятость особенно велико на Мальте (- 20,9% к занятости среди женщин) и в англо-саксонских странах (- 13,3%) [6].

Нормативными документами Европейского союза строго регламентируются вопросы предоставления социальной обеспеченности и оказания гарантированной помощи. Европейские страны характеризуются самыми высокими расходами на социальную защиту по отношению к ВВП. Социальная помощь в ЕС остаётся в рамках социальной защиты и является инструментом «последней инстанции» (помощь в сложных жизненных ситуациях). ЕС полагает, что пенсии, пособия по безработице, пособия по инвалидности и семейные пособия являются более важными для сокращения бедности, чем поддержка доходов.

Способы организации социального обеспечения дифференцируются в зависимости от политики стран, и каждое из государств ЕС по-прежнему самостоятельно разрабатывает свою систему социального обеспечения.

В отношении безработных женщин с детьми в странах ЕС действуют следующие программы социальной помощи.

Во-первых, существует система оплачиваемых или неоплачиваемых отпусков по уходу за ребёнком. Положения об отпусках важны, поскольку они обеспечивают поддержку базового дохода для молодых матерей. Фактические данные показывают, что доступ к программам отпусков способствует постоянной занятости и в краткосрочной перспективе снижает потери заработной платы, связанные с материнством.

В нормативных документах ЕС закрепляется необходимость использования пособий по беременности и родам для социальной защиты женщин. Родительские пособия могут быть приравнены к пособиям по беременности и родам, поскольку они предоставляются в течение первых месяцев жизни новорождённого ребёнка [3].

В большинстве стран ЕС предусмотрен установленный отпуск по беременности и родам, продолжительность которого во всех 27 государствах-членах ЕС превышает установленную Европейской комиссией (равную илипревышающую четырнадцать недель, минимальный срок, требуемый законодательством ЕС), за исключением континентальных стран, Германии (14 недель), северных стран, Исландии (13 недель) и Норвегии (9 недель). Самый продолжительный отпуск женщинам предоставляется в восточноевропейских странах, Словакии (34 недели) и Чехии (28 недель).

Отпуск по уходу за ребёнком может исчисляться как днями, так и неделями. Так, в Литве он может варьироваться от нескольких дней до четырёх недель. Все северные и балтийские страны предлагают установленный законом отпуск по уходу за ребёнком, в то время как три из пяти южных стран (Италия, Кипр, Мальта) и три из шести восточных стран (Болгария, Чехия, Словакия) не предоставляют его. Среди континентальных стран Германия и Австрия не предлагают отпуска по уходу за ребёнком. Отпуск по уходу за ребёнком различается в разных странах как по продолжительности, так и по типу права. Продолжительность варьируется от минимального периода, требуемого директивой Европейской комиссии, в 3 меся-

ISSN 2949-5040

0

2023/№ 3

ца на одного родителя (Бельгия, Кипр, Греция, Мальта, Ирландия, Нидерланды, Португалия и Великобритания) до трёхлетнего возраста ребёнка (Чехия, Германия, Испания). Отпуск по уходу за ребёнком отличается в европейских странах также своей гибкостью, которая включает в себя возможность для родителей использовать весь или часть своего отпуска до достижения ребёнком определённого возраста. Важной особенностью отпуска по уходу за ребёнком является то, что он оплачивается не во всех странах ЕС или оплачивается в минимальных (формальных) объёмах. Во-вторых, в странах ЕС существует система пособий семьям с детьми не зависимо от статуса их занятости. В ЕС пособие на детей выплачивается супружеским парам, гражданским парам, сожительствующим парам, родителям- одиночкам, разлучённым родителям или возвратившимся мигрантам, на попечении и опеке которых находятся дети в возрасте до 16 лет и чей общий годовой доход за соответствующий год составляет менее 25 924 евро.

В странах ЕС отпуск по родам длится от 13 до 35 недель. Отпуск по уходу за детьми имеет продолжительность от 17 до 156 недель. Выплаты в период отпуска по родам варьируются от 80- до 100% от заработка. В отношении выплат в период отпуска по уходу за ребёнком во многих странах ЕС введён единый минимальный показатель, а в части стран выплаты не предусмотрены [5].

Современная тенденция социальной помощи в ЕС заключается в распространении модели «интегрированных услуг» - ряда мероприятий, осуществляемых для достижения эффективной координации между службами и улучшения результатов для пользователей услуг.

Формы интеграции услуг разнообразны, в зависимости от секторов, целевых групп, уровня управления (местного, регионального и национального), целей и уровня интеграции между двумя или более государственными органами. На европейском уровне Европейская комиссия приняла, а государства-члены одобрили Пакет социальных инвестиций (SIP), в котором подчёркивается роль высококачественных, интегрированных и персонализированных услуг. Брюссель убеждён, что социальные услуги являются не только системой социальной защиты, но и ключевой частью общества и, следовательно, основополагающими в любом подходе к социальным инвестициям. Европейская социальная сеть (ESN) пересматривает концепцию интегрированных услуг с точки зрения государственных социальных служб. В рамках этого подхода безработная женщина с детьми получает комплексную поддержку разных служб и ведомств: социальная помощь, образование, медицина, коммунальные услуги, транспортные услуги, питание.

В США используется индивидуальная схема социальной помощи безработным женщинам с детьми. Федеральное правительство и власти штатов управляют программами социальной защиты, также известными как программы социального обеспечения, чтобы помочь американцам с низким доходом и защитить семьи с детьми от бедности [1, с. 107]. Эти программы, по сути, являются государственными субсидиями, которые помогают компенсировать расходы на некоторые услуги при уходе за детьми: от медицинского страхования до продуктов питания и образования.

Следует указать, что проблема безработицы среди женщин с детьми является актуальной для США. В период пандемии COVID-19 проблема получила большее распространение. С начала пандемии матери-одиночки подвергались высокому риску потери работы и изо всех сил пытались найти новую работу и сохранить экономическую безопасность. Отчасти это связано с непропорциональным воздействием пандемии на розничную торговлю и сферу услуг, секторы, в которых за-

ISSN 2949-5040

нято много матерей-одиночек. Уровень безработицысреди матерей-одиночек увеличился с 5,9% в 2019 до 10,4% в 2020 гг.

В США многие матери-одиночки живут в условиях бедности, особенно в семьях, в которых мать-одиночка не имеет работы - тогда она получает поддержку от нескольких программ социальной защиты.

В США применяются четыре различных модели участия в программах социальной поддержки безработных с детьми:

- постоянное получение неденежных пособий (материальная помощь, например, продуктами или карточками на питание);

- получение продовольственных талонов;

- непоследовательное страхование по безработице или пособия по программе Medicaid, если женщина ранее имела работу и потеряла её;

- ограниченные социальные льготы (например, на оплату коммунальных услуг, связи и пр.) [2, с. 200].

Прежде всего, безработные матери имеют право на получение пособий по безработице: пособие по безработице, включая обычное государственное пособие по безработице, пособие по безработице для федеральных служащих (UCFE) и пособие по безработице для бывших сотрудников (UCX). Объём этих пособий различается по штатам, но должен составлять не менее 100 долл. в неделю. В 2020 г. в период пандемии были приняты дополнительно пособия:

- пособие по безработице в связи с пандемией (PEUC);

- пособие по безработице в связи с пандемией (PUA);

- кратковременная компенсация (STC) людям, потерявшим работу.

Помимо пособий по безработице федеральное правительство и правительство штата работают вместе, чтобы предоставить все виды помощи по безработице и программы профессионального обучения. Программы страхования по безработице выплачивают деньги, если человек теряет работу не по своей вине. Однако, если женщина не имела изначально работы, то группа подобных программ ей недоступна. Федеральные агентства предлагают множество программ обучения и обучения безработных, как правило, они бесплатны.

Женщины с детьми имеют право на получение льгот и финансовой помощи от правительства США и штатов. Помощь оказывает служба социального обеспечения. Они могут либо оказать финансовую помощь, либо направить за помощью в местные общественные организации. Помощь оказывается по 4 направлениям:

- предоставление продуктов питания или талонов на еду;

- медицинская страховка;

- социальное жильё;

- льготы на коммунальные услуги и другие потребности.

В рамках каждого направления в США действуют федеральные или региональные программы.

1. Федеральная программа дополнительной продовольственной помощи (SNAP) людям, имеющим на это право, обеспечивает льготную карту, которая используется как дебетовая карта для покупки продуктов питания в определённых продуктовых магазинах и на фермерских рынках. Программа SNAP предоставляет продуктовые талоны 47,6 млн человек или 23 млн домохозяйств. В среднем расходы по продуктовым талонам составляют 133 долл. в месяц.

В дополнение к SNAP существует программа талонов на питание для кормящих матерей и детей младшего возраста под названием «Специальная программа дополнительного питания для женщин, младенцев и детей» (WIC). Программа WIC предоставляет питание или ваучеры, чтобы помочь кормить беременных женщин

ISSN 2949-5040

и детей в возрасте до шести лет. Пособие WIC ежемесячно получают 7,7 млн. человек.

Для детей школьного возраста существует возможность получения детского питания, в рамках которой 30 млн. детей получают бесплатные обеды или обеды по сниженной цене. SNAP, WIC и Программа детского питания находятся в ведении Министерства сельского хозяйства США (USDA).

2. Социальное обеспечение, или программа временной помощи нуждающимся семьям (TANF). Временная помощь нуждающимся семьям (TANF), принятая в 1996 г., заменила помощь семьям с детьми-иждивенцами (AFDC), которая предоставляла денежную помощь семьям с детьми, живущим в бедности. Т. е. специализированной программы помощи семьям с детьми в США нет.

Программы TANF, управляемые Министерством здравоохранения и социальных служб США (HHS), предоставляют денежные средства в течение ограниченного времени семьям с низким доходом. TANF может также предлагать неденежные льготы, такие как уход за ребёнком или профессиональное обучение.

Цели программы TANF:

- оказание помощи нуждающимся семьям, чтобы о детях можно было заботиться в их собственных домах или домах родственников;

- снижение зависимости нуждающихся родителей за счёт поощрения подготовки к работе;

- предотвращение (прерывание) беременности среди лиц, не состоящих в браке.

Доход от TANF получают 2,5 млн. получателей, из них 1,9 млн детей. В среднем семья с ребёнком получает 447 долл. в месяц. Несмотря на эту помощь, они по-прежнему живут за чертой бедности. Существует условие, по которому получающие пособие TANF, должны найти работу в течение двух лет, а в некоторых штатах — 5 лет. В 2021 г. максимальное пособие TANF, которое могла получить женщина с ребёнком, варьировалось от 204 долл. в Арканзасе (11% от черты бедности) до 1098 долл. в Нью-Гэмпшире (60% черты бедности), при среднем значении 498 долл. (27% черты бедности) по стране.

Денежная помощь TANF может сыграть решающую роль в поддержке семей в трудную минуту. Тем не менее, TANF охватывает гораздо меньше семей и предоставляет семьям меньше денежной помощи, чем AFDC, в результате чего больше семей живут в условиях крайней нищеты. Штаты перенаправили средства, которые ранее направлялись непосредственно семьям, на финансирование других программ. В соответствии с TANF, федеральное правительство предоставляет штатам фиксированный блочный грант, который использует эти средства для реализации своих собственных программ.

Программы имеют разные названия в штатах, например, CalWORKS в Калифорнии. Чтобы получить федеральные средства и избежать фискального штрафа, штаты также должны потратить часть своих собственных бюджетов на эту программу.

В дополнение к определению финансовых потребностей и установлению размеров пособий, штаты могут по своему усмотрению устанавливать другие правила, ограничивающие круг тех, кто может получать денежную помощь, и размеры этой помощи. Эта политика часто коренится в расистских и сексистских представлениях о родителях (в ряде штатах полные семьи имеют приоритет на получение помощи). Хотя штаты могут устанавливать свои собственные правила ограничения времени, они не могут предоставлять денежную помощь из федеральных фондов TANF на срок более 60 месяцев семье, в которой есть взрослый получатель.

ISSN 2949-5040

Федеральный закон требует, чтобы участники TANF уступали свои права на алименты государству, а это означает, что штат может удерживать деньги, которые он получает от родителя, не являющегося опекуном, для возмещения их федеральному правительству как затрат на предоставление денежной помощи. Участники также обязаны сотрудничать с правоохранительными органами по выплате алиментов или добиваться уменьшения или отмены своих пособий. В большинстве штатов есть «переходы», которые позволяют семьям удерживать по крайней мере часть выплат на содержание ребёнка - обычно от 50 до 200 долл. в месяц.

Правила запрещают дополнительную помощь семьям, у которых есть ещё один ребёнок, т. е. пособия TANF выплачиваются только на одного ребёнка. Федеральный закон TANF требует, чтобы штаты выполняли целевые показатели «уровня участия в работе», иначе им грозит штраф. Показатель штата измеряет долю имеющих право на работу участников программы, которые занимаются трудовой деятельностью.

3. Программы сохранения медицинской страховки.

4. Субсидированное жильё, жилищные ваучеры и программы государственного жилья.

Подобные программы представлены в разных штатах и имеют разные названия. Например, программа "Housing Assistance" помогает семьям с низким доходом получить доступное частное или государственное арендное жильё. Ваучерная программа выбора жилья выдаёт сертификаты на аренду утверждённых квартир. Субсидия позволяет получателям выплачивать не более 30% своего дохода за жильё. Программа предоставляет 1,2 млн единиц государственного жилья, а местные агентства управляют им для 2,2 млн арендаторов.

В период президентства Д. Трампа получение многих пособий было связано с работой. Для получения некоторых из этих социальных пособий требовалось иметь работу или находиться в её активном поиске. На данный момент государственные учреждения и ведомства, которые управляют этими программами, разрабатывают способы введения рабочих требований по многим из этих программ, что очень важно, так как одинокая женщина с детьми имеет меньше возможностей работать по причине необходимости ухода за ними.

Заключение

Можно заключить, что в странах ЕС социальная помощь безработным женщинам с детьми прежде всего оказывается в рамках программ поддержки материнства и детей. Направление социальной помощи распространено во всех странах ЕС. Для поддержки матерей с детьми используются два ключевых механизма:

- предоставление отпуска по беременности, родам и уходу за ребёнком. Программы данного типа различают по условиям в странах ЕС. Выплаты связаны с размером дохода женщины до рождения детей, т. е. безработные будут получать базовые минимальные выплаты. Отпуск по уходу за детьми в странах ЕС оплачивается частично, используется базовая ставка, а в ряде стран (Греция, Испания, Нидерланды) выплаты не предусмотрены.

- Предоставление регулярных денежных выплат (пособий): премия на рождение ребёнка, базовое ежемесячное пособие на основе проверки нуждаемости,

- безработные женщины могут рассчитывать на дополнительное пособие на поддержку семьи, образование детей, на уход за инвалидом.

ISSN 2949-5040

2023/№ 3

В целом набор инструментов для поддержки безработных женщин с детьми в странах ЕС ограничен, основан на стандартных схемах и не учитывает всей специфики процесса рождения и ухода за детьми.

В то же время в США поддержка женщин с детьми не является приоритетной среди программ социальной помощи. В стране отсутствуют специализированные программы, которые оказывают социальную помощь безработным женщинам с детьми. Изучаемая социальная категория вынуждена получать помощь на общих основаниях с другими группами, при этом приоритет отдаётся помощи детям в полных семьях, где родители проявляют трудовую активность.

1. Абросимова М. А., Некрасова И. В., Барсукова А. Е. Долговая модель экономики на примере США // Трибуна ученого. 2022. № 7. С. 106-109.

2. Анпилогова А. Д. Гендер «X»: элемент пропаганды или шаг к демократизации? // Гендерный калейдоскоп - 2021: материалы Шестой ежегодной Всероссийской научной студенческой видеоконференции с международным участием / под. ред. Л. А. Савченко. Ростов-н/Д.: Фонд науки и образования, 2021. С. 213-217.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Regulation (EC) № 883/2004 of the European Parliament and of the Council of 29 April 2004 on the coordination of social security systems // European Union. [сайт]. URL: https://eur--lexeuropa-eu.translate.goog/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:02004R0883-20140101 &_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (дата обращения: 23.08.2023).

4. Government Benefits // United States government. [сайт]. URL: https://www.usa.gov/benefits (дата обращения: 23.08.2023).

5. Family benefits // European Union. [сайт]. URL: https://europa.eu/youreurope/citizens/work/ unemployment-and-benefits/familybenefits/ index_en.htm (дата обращения: 23.08.2023).

6. Musumeci R., Solera C. Women's and Men's Career Interruptions in Europe: The Role of Social Policies // OpenEdition Journals. [сайт]. URL: https://journals.openedition.org/osb/1511 (дата обращения: 23.08.2023).

1. Abrosimova M. A., Nekrasova I. V., Barsukova A. E. [The Debt Model of The Economy on The Example of the USA]. In: Tribuna uchenogo [The tribune of the scientist], 2022, no. 7, pp. 106-109.

2. Anpilogova A. D. [Gender "X": An Element of Propaganda or A Step Towards Democratization?]. In: Savchenko L. A.., ed. "Gendernyi kaleidoskop - 2021": materialy Shestoi ezhegodnoi Vserossiiskoi nauchnoi studencheskoi videokonferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Gender Kaleidoscope - 2021": materials of The Sixth Annual All-Russian Scientific Student Videoconference with International Participation "]. Rostov-on-Don, Fond nauki i obrazovaniia Publ., 2021, pp. 213-217.

3. Regulation (EC) № 883/2004 Of the European Parliament and Of the Council Of 29 April 2004 On the Coordination of Social Security Systems. In: European Union. Available at: https://eur--lexeuropa-eu.translate.goog/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:02004R0883-20140101&_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=s (accessed: 23.08.2023).

4. Government Benefits. In: United States Government. Available at: https://www.usa.gov/ben-efits (accessed: 23.08.2023).

Статья поступила в редакцию 12.07.2023.

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

5. Family benefits. In: European Union. Available at: https://europa.eu/youreurope/citizens/ work/unemployment-and-benefits/familybenefits/ index_en.htm (accessed: 23.08.2023).

6. Musumeci R., Solera C. Women's and Men's Career Interruptions in Europe: The Role of Social Policies. In: OpenEdition Journals. Available at: https://journals.openedition.org/osb/1511 (accessed: 23.08.2023).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Братарчук Татьяна Витальевна - доктор экономических наук, доцент, директор Института онлайн-образования, доцент кафедры государственного и муниципального управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; e-mail: tvbratarchuk@fa.ru

Рагулина Юлия Вячеславовна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой комплаенса и контроллинга Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН); email: ragulina-yuv@rudn.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tatiana V. Bratarchuk - Dr. Sci. (Economics), Director of the Institute of Online Education, Assoc. Prof., Department of State and Municipal Administration of the Financial University under the Government of the Russian Federation; e-mail: tvbratarchuk@fa.ru

Yulia V. Ragulina - Dr. Sci. (Economics), Prof., Departmental Head, Department of Compliance and Controlling, Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba; email: ragulina-yuv@rudn.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Братарчук Т. В., Рагулина Ю. В. Анализ формирования и реализации социальных программ в зарубежных странах (на примере социальных программ по защите женщин с детьми) // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Экономика. 2023. № 3. С. 24-32. БО!: 10.18384/2310-6646-2023-3-24-32

FOR CITATION

Bratarchuk T. V., Ragulina Y. V. Analysis of the formation and implementation of social programs in foreign countries (on the example of social programs for the protection of women with children) In: Vestnik Gosudarstvennogo universiteta prosveshcheniya. Seriya: Ekonomika [Bulletin of the State University of Education. Series: Economics], 2023, no. 3, pp. 24-32. DOI: 10.18384/2310-6646-2023-3-24-32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.