Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЖЕНЩИН В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ РОЖДАЕМОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЖЕНЩИН В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ РОЖДАЕМОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
433
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ / ВЫПЛАТЫ МАЛОИМУЩИМ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ / ПОВЫШЕНИЕ РОЖДАЕМОСТИ / БЕРЕМЕННЫЕ / МАЛОИМУЩИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Селиванова Ольга Владимировна, Коробкова Наталия Юрьевна

Предмет исследования меры социальной поддержки, направленные на поддержание благосостояния семей с детьми и повышение рождаемости в регионах России. Цель работы всесторонняя оценка достаточности действующих федеральных и региональных мер поддержки беременных женщин в период ожидания ребенка. Актуальность исследования обусловлена демографическими проблемами современной России, проявляющимися в устойчивом сокращении абсолютного числа рождений. В работе проведен анализ федеральных и региональных выплат малоимущим беременным женщинам, выявлена взаимосвязь регионального уровня бедности и доли детей, рождающихся в малоимущих семьях, от числа новорожденных в регионе. В процессе исследования использовались аналитические методы, синтез статистических данных, систематизация и классификация научных выводов, сделанных другими отечественными исследователями данной темы. Полученные результаты подтверждают разрозненность региональных мер поддержки малоимущих будущих матерей, проявляющуюся в существенном разбросе размеров произведённых им выплат и, соответственно, в разной степени эффективности оказываемой помощи. Сделан вывод, что наиболее перспективным направлением развития системы социальной помощи малоимущим беременным женщинам являются адресные выплаты, призванные обеспечить своевременную и адекватную поддержку будущих матерей. Грамотный подход к проектированию таких мер поддержки, учитывающий региональные особенности бедности и демографической ситуации, может иметь синергетический эффект при достижении одних из наиболее актуальных целей современной России сокращение бедности и изменение демографической ситуации в благоприятную сторону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Селиванова Ольга Владимировна, Коробкова Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SUPPORT FOR WOMEN IN RUSSIA IN CONDITIONS OF INCREASING BIRTH RATE: PROBLEMS AND PROSPECTS

The subject of the study is social support measures aimed at maintaining the well-being of families with children and increasing the birth rate in the regions of Russia. The purpose of the work is a comprehensive assessment of the sufficiency of existing federal and regional measures to support pregnant women during the period of expectation of a child. The relevance of the study is due to the demographic problems of modern Russia, which are manifested in a steady decline in the absolute number of births. The paper analyzes federal and regional payments to low-income pregnant women, reveals the relationship between the regional level of poverty and the proportion of children born in low-income families from the number of newborns in the region. In the course of the research, analytical methods, synthesis of statistical data, systematization, and classification of scientific conclusions made by other domestic researchers on this topic were used. The results obtained confirm the fragmentation of regional measures to support low-income expectant mothers, which is manifested in a significant spread in the amounts of payments made to them and, accordingly, in varying degrees of effectiveness of the assistance provided. The authors concluded that the most promising direction for the development of the social assistance system for low-income pregnant women is targeted payments designed to provide timely and adequate support to expectant mothers. A competent approach to designing such support measures, taking into account the regional characteristics of poverty and the demographic situation, can have a synergistic effect in achieving one of the most urgent goals of modern Russia - reducing poverty and changing the demographic situation in a favorable direction.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЖЕНЩИН В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ РОЖДАЕМОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

■

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2023-51-2-119-129 УДК 338.001.36 ^ 132; ^1; ^3

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЖЕНЩИН В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ РОЖДАЕМОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

О.В. Селиванова, Н.Ю. Коробкова

Всероссийский научно-исследовательский институт труда,

Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - меры социальной поддержки, направленные на поддержание благосостояния семей с детьми и повышение рождаемости в регионах России. Цель работы - всесторонняя оценка достаточности действующих федеральных и региональных мер поддержки беременных женщин в период ожидания ребенка. Актуальность исследования обусловлена демографическими проблемами современной России, проявляющимися в устойчивом сокращении абсолютного числа рождений. В работе проведен анализ федеральных и региональных выплат малоимущим беременным женщинам, выявлена взаимосвязь регионального уровня бедности и доли детей, рождающихся в малоимущих семьях, от числа новорожденных в регионе. В процессе исследования использовались аналитические методы, синтез статистических данных, систематизация и классификация научных выводов, сделанных другими отечественными исследователями данной темы. Полученные результаты подтверждают разрозненность региональных мер поддержки малоимущих будущих матерей, проявляющуюся в существенном разбросе размеров произведённых им выплат и, соответственно, в разной степени эффективности оказываемой помощи. Сделан вывод, что наиболее перспективным направлением развития системы социальной помощи малоимущим беременным женщинам являются адресные выплаты, призванные обеспечить своевременную и адекватную поддержку будущих матерей. Грамотный подход к проектированию таких мер поддержки, учитывающий региональные особенности бедности и демографической ситуации, может иметь синергетический эффект при достижении одних из наиболее актуальных целей современной России - сокращение бедности и изменение демографической ситуации в благоприятную сторону.

Ключевые слова: бедность; социальная поддержка семей с детьми; выплаты малоимущим беременным женщинам; повышение рождаемости; беременные; малоимущие; государственная социальная помощь.

Для цитирования: Селиванова О.В., Коробкова Н .Ю. Социальная поддержка женщин в России в контексте повышения рождаемости: проблемы и перспективы. Социально-трудовые исследования. 2023;51(2):119-129. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-51-2-119-129.

ORIGINAL PAPER

SOCIAL SUPPORT FOR WOMEN IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF INCREASING BIRTH RATE: PROBLEMS AND PROSPECTS

O.V. Selivanova, N.Y. Korobkova

Federal State Budgetary Institution "All-Russian Scientific Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor and Social Protection of Russia, Moscow, Russia

ABSTRACT

The subject of the study is social support measures aimed at maintaining the well-being of families with children and increasing the birth rate in the regions of Russia. The purpose of the work is a comprehensive assessment of the sufficiency of existing federal and regional measures to support pregnant women during the period of expectation of a child. The relevance of the study is due to the demographic problems of modern Russia, which are manifested in a steady decline in the absolute number of births. The paper analyzes federal and regional payments to low-income pregnant women, reveals the relationship between the regional level of poverty and the proportion of children born in low-income families from the number of newborns in the region. In the course of the research, analytical methods, synthesis of statistical data, systematization, and classification of scientific conclusions made by other domestic researchers on this topic were used. The results obtained confirm the fragmentation of regional measures to support low-income expectant mothers, which is manifested in a significant spread in the amounts of payments made to them and, accordingly, in varying degrees of effectiveness of the assistance provided. The authors concluded that the most promising direction for the development of the social assistance system for low-income

© Селиванова О.В., Коробкова Н.Ю., 2023

pregnant women is targeted payments designed to provide timely and adequate support to expectant mothers. A competent approach to designing such support measures, taking into account the regional characteristics of poverty and the demographic situation, can have a synergistic effect in achieving one of the most urgent goals of modern Russia — reducing poverty and changing the demographic situation in a favorable direction.

Keywords: poverty; social support for families with children; payments to low-income pregnant women; increased birth rate; pregnant women; low-income, state social assistance.

For citation: Selivanova O.V., Korobkova N.Yu. Social support for women in Russia in conditions of increasing birth rate: Problems and prospects. Social and labor research. 2023;51(2):119-129. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-51-2-119-129.

ВВЕДЕНИЕ

Бедность населения является одной из важнейших социальных проблем, которая актуальна во всех странах, независимо от уровня их благосостояния.

Как многофакторный феномен бедность оказывает разрушительный эффект на физическое и психическое здоровье человека, во многом являясь причиной сокращения продолжительности жизни. Бедность препятствует формированию профессиональных навыков, знаний и умений, общественного поведения человека, ценностных взглядов, репродуктивных установок. Люди, находясь в состоянии бедности, практически лишены реальных возможностей пользоваться общественными благами. Приобретая хроническую форму, бедность становится причиной деформации общественного сознания, препятствием общественному развитию.

Бедность в России во многом взаимосвязана с демографической ситуацией в стране, которая на протяжении ряда лет характеризуется продолжительным спадом абсолютного числа рождений в подавляющем большинстве регионов страны, что обусловлено совокупностью различных факторов, в том числе переходом в состояние активного репродуктивного возраста малочисленных поколений, изменением репродуктивных установок молодежи, увеличением среднего возраста матери при рождении первого ребенка (около 26 лет по состоянию на 2021 г.).

На фоне продолжающегося демографического спада вопросы сокращения масштабов бедности населения выходят на передний план государственной социальной повестки, что нашло свое отражение в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которому, посредством реализации целого комплекса мер, направленных на рост доходов работающих россиян и совершенствование действующей системы социальной защиты населения, к концу текущего десятилетия планируется двукратное сокращение уровня бедности в стране.

Среди основных направлений достижения поставленной цели фигурирует всесторонняя поддержка семей с детьми как одной из наиболее многочисленных групп бедного населения России, в том числе оказание помощи малоимущим женщинам, ожидающим рождение ребенка.

По итогам XXV Петербургского международного экономического форума 20 июля 2022 г. Президентом РФ было поручено разработать комплекс дополнительных мер, направленных на повышение рождаемости и поддержку семей с детьми, предусмотрев, в том числе, меры в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем, повышения уровня доходов таких семей1. Полагаем, что ожидаемое усиление государственной поддержки будет соответствовать и интересам будущих матерей.

Исследованию влияния уровня благосостояния на репродуктивное поведение женщин, здоровье будущих матерей и их детей, потребности семей в оказании государственной социальной помощи посвящены работы В.Н. Архангельского, С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской [1, 2, 3, 4, 5] и других отечественных ученых.

Отметим недавнее исследование авторского коллектива Института демографических исследований ФНИСЦ РАН под руководством С. В. Рязанцева2, в ходе которого были сделаны выводы о том, что бедность становится причиной установки людей на однодетную модель семьи, снижая ценность семьи с несколькими детьми в российском обществе, приводит к росту хронических заболеваний матерей, младенческой смертности, что, в совокупности, оказывает существенное влияние на депопуляцию населения. По мнению авторов, сложившаяся ситуация требует разработки экстренных, адресных мер, направленных на рост рождаемости, связанных с социальной и экономической поддержкой семей с детьми.

1 Перечень поручений по итогам XXV Петербургского международного экономического форума. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/69045 (дата обращения 02.04.2023)

2 Демографическое благополучие России. Национальный демографический доклад / С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская [и др.]; отв ред. С.В.Рязанцев ; ФНИСЦ РАН. - М. : ИТД «Перспектива», 2022. - 108 с. ISBN 978-5-88045-557-7. DOI 10.19181/monogr.978-5-88045-557-7.2022. EDN YHMZPP

По мнению В.Н. Архангельского [1] «вывод» женщин, ожидающих ребенка, из зоны риска бедности является одним из базовых резервов повышения рождаемости в стране.

Т.К. Ростовская с соавторами [6], анализируя меры и ожидаемые результаты государственной социальной политики, отмечают, что, только мерами социальной поддержки преодолеть бедность домохозяйств с детьми и падение рождаемости невозможно. По мнению авторов, для преодоления сложившихся демографических тенденций требуется пересмотр действующей системы оплаты труда, который позволит соблюдать баланс между профессиональным ростом и семейными обязанностями по рождению и воспитанию детей, стать основой для повышения уровня благосостояния семей с детьми.

Отечественные исследователи, занимающиеся проблематикой государственной поддержки семей с детьми и ее влияния на бедность - В.Н. Бобков, Е.Е. Гришина, Г.В. Димиржиева, В.В. Елизаров, А.А. Разумов [7, 8, 9, 10, 11, 12, 2, 3] и другие авторы, сходятся во мнении, что система социальной помощи населению в России недостаточно действенна, в связи с чем усилия, направляемые государством на сокращение бедности и доходного неравенства, пока не приводят к ощутимым результатам.

Несмотря на значительное количество научных публикаций, посвященных анализу мер социальной поддержки семей с детьми, тема социальной поддержки будущих матерей с низкими доходами как отдельной категории малоимущего населения требует отдельного изучения, поскольку социальная поддержка малоимущей или оказавшейся в трудной жизненной ситуации женщины, ожидающей рождение ребенка, может быть решающим фактором в вопросе сохранения беременности, что имеет особую актуальность в контексте демографической ситуации в стране.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ

В большинстве стран мира, столкнувшихся с проблемой низкой рождаемости и быстрых темпов старения населения, забота о будущем нации проявляется через осуществление пронаталист-ской политики, направленной на повышение рождаемости. Чаще всего речь идет о предоставлении пособий, льгот, налоговых преференций семьям с несовершеннолетними детьми, оплачиваемого декретного отпуска по уходу за новорожденным,

закреплении рабочих мест за женщинами, ушедшими в декретный отпуск, улучшении условий труда работающих матерей и так далее [13-15].

Важным направлением пронаталистской политики является и оказание социальной помощи беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации или в состоянии бедности.

Например, в США действует ряд программ помощи бедным семьям, в рамках которых право на получение социальной помощи имеют и беременные женщины. К ним относятся программа временной помощи нуждающимся семьям "Temporary Assistance for Needy Families" (TANF), программа "Pregnant Women Assistance Program" (PWA), в рамках которой женщины с низким уровнем дохода и беременные, не имеющие права на получение помощи по программе TANF, могут получать ежемесячное денежное пособие в размере $363 в случае, если они беременны, отвечают требованиям по доходам, соответствуют требованиям по гражданству/статусу иностранца и не соответствуют целевой категории для участия в TANF. Кроме денежной помощи нуждающимся беременным и кормящим женщинам предоставляется дополнительное питание по программе «Special Supplemental Nutrition Program for Women, Infants and Children» (WIC). Для участия в данной программе установлены критерии по доходу в зависимости от количества членов в домохозяйстве, которое обращается за помощью. В рамках данной программы женщины, помимо получения продуктов питания, также могут проходить медицинское обследование.

В Великобритании беременные женщины, ожидающие первенца, или женщины с многоплодной беременностью, если у них уже есть дети, имеют право на получение гранта в размере 500 фунтов на обеспечение нужд, необходимых для подготовки к рождению ребенка. Выплату можно получить в период с 11 недель после рождения ребенка, но не позже 6 месяцев спустя с даты рождения.

Помимо данной единовременной выплаты нуждающиеся беременные женщины Великобритании могут воспользоваться универсальным пособием для бедных семей (Universal Credit), пособием по безработице (Jobseeker's Allowance), пособием по занятости и поддержке (Employment and Support Allowance), получить помощь по оплате жилья (Housing Benefit). Если женщина получает одно из вышеперечисленных пособий, находится на 10 неделе беременности или имеет ребенка в возрасте до четырех лет, то она также имеет право

на получение еженедельных ваучеров на питание по программе «Healthy Start». Их можно использовать для приобретения молока, фруктов, овощей, молочных смесей и витаминов. Аналогичное право на получение таких ваучеров на питание имеют беременные девушки моложе 18 лет независимо от критерия нуждаемости.

В дополнение к вышеперечисленным пособиям бездомным беременным женщинам Великобритании оказывается специализированная медицинская и психологическая помощь на базе разветвленной сети центров социальной поддержки.

В Португалии женщинам на сроке беременности от 13 недель предоставляется пособие по беременности и родам (Prenatal family allowance). Еженедельно получаемая в рамках данного пособия сумма зависит от дохода, но обычно составляет от €96 до €148. Основными требованиями для получения пособия являются: проживание в Португалии или наличие статуса, сопоставимого с проживанием в стране, доход всего домохозяйства не должен быть ниже определенного уровня, а также семья не должна иметь движимого имущества, банковских счетов, инвестиционных фондов и т. д., превышающих в 240 раз сумму индексации социальной поддержки (Social Support Indexation). Наряду с данными мерами социальной поддержки для беременных работниц, подвергающихся рискам для здоровья на рабочем месте, предоставляется дополнительное социальное пособие (Specific Risks Benefit).

В Южной Корее с 2021 г. введена общенациональная служба поддержки материнства, которая покрывает медицинские расходы по беременности и родам, дает женщинам право на получение фолиевой кислоты и железа, а также скидки на проезд в городском транспорте. Кроме того, будущие родители, застрахованные в Корейской национальной системе медицинского страхования либо через своего работодателя, либо через супруга, имеют право на государственную поддержку в виде пособия во время беременности независимо от национальности и дохода.

Таким образом, опыт социальной поддержки в странах с низкой рождаемостью, реализующих пронаталистскую политику, предполагает предоставление дополнительной финансовой помощи семьям с детьми, в том числе беременным женщинам, и в качестве механизмов стимулирования рождаемости, и для профилактики и сокращения бедности семей.

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ В РОССИИ

В России, как и за рубежом, будущие матери также имеют право на получение весьма значительного пакета социальной помощи. Действующая система их социальной поддержки начала формироваться в первые годы советской власти и нашла свое отражение в Кодексе законов о труде РСФСР (в редакциях 1918 и 1922 гг.), закреплявшем основные страховые гарантии для беременных женщин: оплачиваемый декретный отпуск, право на единовременную денежную помощь при рождении ребенка, получение пособия на кормление новорожденного ребенка. В дальнейшем именно эта базовая структура социальной помощи будущим матерям успешно функционировала в СССР и, периодически обновляясь, «перешла по наследству» современной России.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на пособие по беременности и родам имеют:

• женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

• женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;

• женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и

начальствующего состава в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в таможенных органах; • женщины определенных категорий при усыновлении ими ребенка (детей). Пособие по беременности и родам работающим женщинам выплачивается за период отпуска по беременности и родам в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Беременным женщинам, чей супруг призван на срочную военную службу, полагается единовременное пособие в размере 14 000 руб., которое можно получить при сроке беременности от 180 дней. Его предоставление регламентируется статьей 12.3. Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Кроме того, беременные женщины в России могут получить родовой сертификат, предоставляемый в рамках национального проекта «Здоровье» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 ноября 2005 г. № 701 «О родовом сертификате»). Сертификат дает возможность беременным женщинам бесплатно наблюдаться в медицинских учреждениях, проходить необходимые обследования и получать качественную медицинскую помощь во время родов и медицинского наблюдения ребенка в течение первого года жизни. Для получения сертификата женщине необходимо состоять на учете по беременности в женской консультации, срок должен быть не менее 28-30 недель.

Таким образом, вышеперечисленная государственная поддержка будущих матерей направле-

на, в основном, на застрахованных работающих женщин, позволяя сохранить их уровень доходов при уходе в отпуск по беременности и родам. Данные пособия имеют категориальный характер и не учитывают критериев нуждаемости их получательниц. Вместе с тем немало беременных женщин в силу разных причин (потеря работы, неофициальное трудоустройство, невозможность работать из-за нехватки мест в детских садах) не имеют официальных трудовых доходов, живут за чертой бедности и нуждаются в социальной помощи, которая может быть решающим фактором в вопросе принятия решения о сохранении или прерывании беременности.

Распространение масштабов бедности семей с детьми, доля которых возросла от 59,7% в 2011 г. до 79,9% в 2020 г.3 послужило основанием для принятия дополнительных мер социальной помощи семьям с детьми, в том числе и женщинам из малоимущих домохозяйств, ожидающим рождение ребенка.

Начиная с 1 июля 2021 г. женщины, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, получили право на получение ежемесячного пособия для беременных, вставших на учет в ранние сроки. Актуальные условия предоставления выплат определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка». Пособие предоставляется женщине в случае, если срок ее беременности составляет шесть и более недель, и она встала на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). Пособие назначается и выплачивается в следующих размерах:

• 50 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации;

• 75 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации, в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 50 процентов величины

3 Росстат. Семья, материнство и детство. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/13807 (дата обращения: 12.03.2023)

прожиточного минимума трудоспособного населения, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации; • 100 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации, в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в размере 75 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Данная выплата предоставляется с учетом комплексной оценки нуждаемости семьи, включая строго определенный перечень имущества, а также правило нулевого дохода, подразумевающее наличие трудовых доходов по крайней мере у одного из совершеннолетних членов семьи. Однако, пособие по беременности можно получить, имея уважительные причины отсутствия трудовых доходов, к которым могут относиться: уход за детьми, уход за инвалидами, безработица, служба в армии и т.п.

Таким образом, данный вид государственной поддержки распространяется, в основном, на беременных женщин из работающих малоимущих семей, которые стремятся, но не имеют объективной возможности преодолеть черту бедности самостоятельно.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что состояние действующей системы оказания социальной помощи будущим матерям является закономерным результатом развития ее концептуальных основ, заложенных в советское время и ориентированных, в первую очередь, на работающих женщин. Значимым направлением ее развития является адресная помощь малоимущим беременным женщинам, которая призвана заменить собой менее эффективные меры и обеспечить своевременную и адекватную поддержку будущих матерей.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В РОССИИ

Помимо вышеуказанных федеральных выплат в каждом из субъектов Российской Федерации сформировалась собственная система поддержки будущих матерей с низкими доходами, осуществляемая из региональных бюджетов.

Как правило, речь идет о единовременных или ежемесячных выплатах малоимущим беремен-

ным женщинам, величина которых существенно различается в региональном разрезе, но в целом незначительна.

Так, в 2022 г. размер ежемесячного пособия беременным в Смоленской области составлял 237,06 руб.4 Чуть больше величина пособия в Томской области - 300 руб. + районный коэффициент. Один из наибольших размеров пособия предусмотрен в Камчатском крае (что также обусловлено повышенной стоимостью жизни в регионе) -1627 руб., 1237 руб. выплачивается в Ростовской области, 2000 руб. - в Томской области, максимальный размер пособия выплачивался в Сахалинской области - 2624 руб. В остальных регионах размер пособия не превышал 1000 руб.

В 10 субъектах Российской Федерации (Белгородская область, Магаданская область, город Москва, Омская область, Пермский край, Сахалинская область, Тульская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Ярославская область) беременным женщинам за тот же период выплачивались единовременные пособия, размер которых варьировался от 2000 руб. в Белгородской области до 15000 руб. в Магаданской области. При этом условия получения данной единовременной помощи отличаются. К примеру, в Удмуртии единовременная помощь в размере 8123,56 руб. выплачивалась только беременным женщинам, не состоявшим в трудовых отношениях. В Магаданской области право на единовременное пособие по беременности в размере от 5 000 до 15 000 руб. имели представительницы коренных малочисленных народов Севера. В Ульяновской области из средств регионального бюджета разовую помощь в размере 5000 руб. получали беременные жены военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Помимо единовременных и ежемесячных пособий беременные женщины в некоторых регионах страны имели право на получение компенсационных выплат, частично покрывающих расходы на транспорт, оздоровительные услуги.

К примеру, в Тверской области предусматривается предоставление денежной выплаты в размере 1 200 руб. беременным женщинам, проживающим в сельской местности, на проезд в медицинские организации для наблюдения по беременности, реализуемое в Тверской области. Подобный подход, учитывающий дифференциацию условий для разных категорий беременных

4 Здесь и далее: Единая государственная информационная система социального обеспечения. URL: http://egisso.ru/ (дата обращения: 20.12.2022)

женщин, является положительной практикой, минимизирующей экономические риски рассматриваемой категории населения. В Сахалинской области беременным женщинам со сроком беременности 36 недель и более предоставляется выплата на приобретение санаторно-курортной путевки, в размере фактически понесенных расходов, но не более 48 000 руб. Вместе с тем подобная практика не получила распространение во всех регионах страны.

Исходя из вышеперечисленных примеров можно сделать вывод о том, что спектр государственной социальной помощи, на которую могут рассчитывать беременные россиянки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, весьма разнообразен и имеет выраженную региональную дифференциацию. В более благополучных регионах нуждающиеся женщины получалют значительно большую поддержку, чем в депрессивных субъектах. При этом в целом по стране величину ежемесячных региональных выплат беременным женщинам и кормящим матерям можно оценить как низкую. В большинстве регионов размеры выплат и характер оказания социальной поддержки беременным женщин не всегда адекватны реальным потребностям будущих матерей, зависят от возможностей региональных бюджетов и во многом являются отражением сложившегося в стране регионального неравенства.

АНАЛИЗ ВЫПЛАТЫ МАЛОИМУЩИМ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ, ВСТАВШИМ НА УЧЕТ

В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАННИЕ СРОКИ БЕРЕМЕННОСТИ

Доходы российских семей с детьми почти на четверть зависят от получаемых социальных трансфертов. Наши расчеты, проведенные с применением микроданных программы Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (ВНДН) Росстата показывают, что без пособий и компенсационных выплат на детей численность малоимущих в стране в 2020-м г. возросла бы в 1,3 раза, а это значит, что за чертой бедности оказалось бы дополнительно около 4,4 млн россиян [3].

Вместе с тем вклад тех или иных мер социальной поддержки семей с детьми в сокращение региональной бедности семей весьма неоднороден и связан с их величиной, условиями предоставления, иными особенностями, обуславливающими необходимость их детализированного анализа.

Как отмечено выше, с 1 июля 2021 г., в соответствии с ФЗ № 81, при постановке на учет в

медицинской организации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) женщины со среднедушевыми денежными доходами ниже регионального прожиточного минимума (ПМ) имеют право на получение ежемесячного пособия в размере от 50 до 100% величины регионального ПМ трудоспособного населения.

На основании оперативных данных Социального фонда России (далее - СФР) за период с 01.01.2022 по 01.11.2022 включительно нами был произведен анализ влияния данного ежемесячного пособия на сокращение бедности в субъектах Российской Федерации. Были проанализированы следующие сведения СФР:

• общий объем израсходованных (выплаченных) денежных средств;

• количество женщин, получивших выплату.

Численность женщин, обратившихся за данным видом государственной помощи (около 416 тыс. человек за 10 месяцев 2022 г.) свидетельствует о том, что масштабы бедности среди женщин, ожидающих рождение ребенка, весьма значительны, и оказываемая им государственная поддержка чрезвычайно актуальна и своевременна.

Минимальный размер выплат в 2022 г. в целом по стране составлял 7586 руб., максимальный -15172 руб. (50% - 100% общероссийского значения прожиточного минимума трудоспособного населения в 2022 г.).

В разрезе субъектов Российской Федерации его значение варьировалось от 6296,5 руб. (50% регионального ПМ трудоспособного населения в Липецкой области) до 34593 руб. (100% регионального ПМ трудоспособного населения в Чукотском автономном округе).

Согласно актуальным статистическим данным Росстата (2020 г.), среднегодовое значение дефицита денежных доходов5 (ДДД) на одного члена малоимущего домохозяйства с детьми составило 3209,8 руб. Принимая допущение, что значение ДДД малоимущих домохозяйств с детьми в 2022 г. было соизмеримо с указанным значением, а минимальный размер выплаты превышает ДДД, можно сделать выводы, что данное пособие имеет весьма существенный потенциал сокращения бедности домохозяйств с детьми. Вместе с тем отсутствие сведений о сроках предоставления выплаты (максимально - 6 месяцев), среднедушевых денежных доходах и составе семей-получателей выплаты на момент ее получения не позволяет

5 ЕМИСС. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/61018 (дата обращения 22.02.2023)

4,88

29,4% 29,7%

4,52

6,2% 7,0%

1,24

? Jf Jf Jf Jf SJ? S fS SS fJ

^ A-0 A-0 ^O

^ .À

X^ > &

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

ое- лЬ"

У / Z5 ^

\<5 „6 <&

/ / y

^ y ^ J

SX*-

Отношение количества рождений в 2022 году к численности малоимущих женщин, получивших пособия (левая ось)

Уровень бедности в 2021 году, % (правая ось)

Рис. 1 / Fig. 1. Бедность беременных женщин и рождаемость в наиболее и наименее благополучных регионах России в 2022 г. / Poverty of pregnant women and birth rate in the most and least prosperous regions of Russia in 2022

Источник/ Source: расчеты авторов на основании данных Росстата/ Source: authors' calculations based on Rosstat data.

6

5

4

3

2

1

0

проанализировать степень влияния данной меры социальной поддержки на сокращение бедности более детально.

Принимая в расчет допущение, что доля малоимущих в общей численности населения в регионах России в 2022 г. была сопоставима с данными за 2021 г., можно предположить, что охват выплатами беременных малоимущих женщин среди беднейших регионов России варьировался от 8,4% в Чеченской Республике до 2,0% в Курганской области, при этом линейной зависимости между показателями уровня бедности и численностью малоимущих беременных женщин, получивших данный вид социальной помощи, не наблюдается, что может являться отражением разной демографической ситуации в регионах страны, которая влияет на формирование уникального профиля бедности в каждом из субъектов.

Более очевидными масштабы региональной бедности среди беременных женщин и их взаимосвязь с уровнем бедности в субъекте выявляются при сопоставлении численности женщин, получивших данный вид государственной социальной помощи, и количества детей, рожденных в 2022 г.

Статистика рождаемости и данные о выплатах позволяют сделать выводы о том, что в субъектах с наиболее благополучной ситуацией с бедностью за пособием по беременности в связи с нуждаемостью обращалась приблизительно каждая четвертая россиянка, родившая ребенка (детей) в 2022 г. В регионах с наиболее высоким уровнем бедности - каждая вторая (рис. 1).

Так, в Белгородской области, где уровень бедности в 2021 г. не превысил отметки в 7,0%, в 2022 г. родилось 10885 детей, при этом федеральное пособие по беременности в связи с низкими доходами получали 2,2 тыс. человек или приблизительно каждая пятая будущая мать. В Республике Бурятия (уровень бедности 19,9%) за тот же период родилось сопоставимое количество детей (10985 человек), при этом аналогичное пособие по беременности было назначено 5,4 тыс. женщинам или каждой второй будущей матери.

Таким образом, ситуация с бедностью в субъектах находит свое прямое отражение в статистике по федеральным выплатам малоимущим беременным женщинам. Чем выше уровень жизни в регионе, тем меньше детей рождается в семьях, испытывающих нужду. Напротив, в депрессивных

регионах с высоким уровнем бедности чрезвычайно высоки риски дальнейшего роста бедности за счет новорожденных.

Проведенный анализ выплаты малоимущим беременным женщинам позволяет сделать вывод о высокой общественной значимости такой выплаты. Данный вид государственной социальной помощи способствует ощутимому сокращению численности населения страны, находящегося за чертой бедности.

Вместе с тем, характер предоставления выплат позволяет говорить об их ориентированности на работающие семьи с официально подтвержденными низкими доходами. Однако, далеко не все будущие матери имеют возможности трудоустройства. Как показывает статистика, масштабы женской безработицы весьма существенны и имеют тенденцию роста. Так, по последним данным Росстата, в период с 2017 по 2021 гг. уровень женской безработицы варьировался в диапазоне 4,9%-5,0% с существенным ростом в 2020 г. (до 5,7%), а доля женщин в общей численности безработных в России возросла с 47,0% в 2017 г. до 49,4% в 2021 г.6

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приводит следующие данные по женской занятости в России: оплачиваемую работу имеют лишь 66% женщин в возрасте до 64 лет,7 т. е. практически каждая третья трудоспособная россиянка не трудоустроена и потенциально не имеет права на оплачиваемый декретный отпуск.

С учетом сложившейся ситуации с занятостью женщин, в том числе и трудоустройством будущих матерей, возрастает общественный запрос на государственную социальную помощь неработающим беременным женщинам, проживающим в домохозяйствах в «зоне риска» бедности, неработающим молодым женщинам, обучающимся по иным, кроме очной, формам обучения, нуждающимся молодым матерям, не имеющим возможности трудоустроиться по окончании декретного отпуска из-за отсутствия мест в детских дошкольных учреждениях, женщинам, потерявшим работу накануне беременности. Разработка дополнительных мер поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и не в полной мере охваченных действующими мерами социальной поддержки, может являться одним из путей совершенствования социальной помощи в регионах России.

6 Рабочая сила, занятость и безработица в России. = https://rosstat.gov. ru/folder/210/document/13211 (дата обращения 10.03.2023)

7 OECD/ - URL: - https://www.oecdbetterlifeindex.org/ (дата обращени 11.03.2023)

ВЫВОДЫ

Материальная помощь будущим матерям является важным фактором, оказывающим влияние на решение женщин сохранить беременность, поддержать ментальное и физическое здоровье будущей матери. Обеспечение более благоприятных условий на этапах раннего материнства особенно актуально для женщин в трудной жизненной ситуации.

В России, как и в большинстве развитых стран, реализуется комплексная система оказания социальной помощи беременным женщинам в трудной жизненной ситуации, предусматривающая весьма обширный спектр денежных пособий и компенсационных выплат. Вместе с тем выплаты беременным женщинам с низкими доходами, предоставляемые из региональных бюджетов, незначительны и, чаще всего, не позволяют обеспечить малоимущим беременным женщинам даже полноценное питание.

Значимым инструментом совершенствования действующей системы социальной поддержки будущих матерей является предоставление ежемесячного пособия в размере 50-100% величины регионального прожиточного минимума трудоспособного населения малоимущим беременным женщинам. Данная мера социальной поддержки характеризуется адресностью, предоставляется с учетом критерия нуждаемости. Основной акцент при выплате пособия делается на помощь беременным женщинам в работающих семьях, которые стремятся, но по определенным причинам не имеют возможности преодолеть монетарную черту бедности.

Анализ статистики рождаемости и данных о предоставлении пособия за первые десять месяцев 2022 г., проведенный с использованием административных данных Социального фонда России, показал, что ситуация с бедностью будущих матерей в субъектах Российской Федерации находит свое прямое отражение в данных по федеральным выплатам малоимущим беременным женщинам: чем выше уровень жизни в регионе, тем меньше детей рождается в семьях, испытывающих нужду. Напротив, в депрессивных регионах с высоким уровнем бедности чрезвычайно высоки риски дальнейшего роста бедности за счет новорожденных, что впоследствии может сказаться как на дальнейшем падении рождаемости в стране, так и на качестве человеческого потенциала.

Адресность и размеры данного вида социальной помощи позволяют говорить о ее существенном потенциале для сокращения региональной

бедности. Вместе с тем оценка эффекта данной выплаты на снижение численности малоимущих семей в России затруднена в связи с отсутствием статистической информации о малоимущих беременных женщинах как отдельной категории малоимущего населения страны, сведений о сроках предоставления выплаты в региональном разрезе, количестве и причинах отказов в ее получении, среднедушевых денежных доходах и составе семей-получателей выплаты, иных административных данных, позволяющих оценить вклад новой выплаты в изменение уровня благосостояния беременных женщин с низкими доходами и, при необходимости, осуществлять своевременную актуализацию критериев ее предоставления.

Установление величины пособий малоимущим беременным женщинам в размере 50%-100% от регионального прожиточного минимума трудоспособного населения способствует не толь-

ко преодолению черты бедности, но и позволяет обеспечивать равные условия получения помощи независимо от территории проживания будущей матери. Внедрение данного подхода к оказанию помощи малоимущим семьям можно расценивать как значительный успех в реформировании системы государственной социальной помощи, имеющий существенный потенциал влияния на улучшение демографической ситуации в стране. Вместе с тем действующими мерами социальной поддержки не полностью охвачены многие неработающие беременные женщины, в том числе из домохозяйств в «зоне риска» бедности.

Разработка дополнительных мер поддержки женщин, которым отказано в назначении пособия по беременности из-за отсутствия доходов от трудовой, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, может являться одним из путей дальнейшего совершенствования социальной помощи в регионах России.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Архангельский В.Н., Фадеева Т.А. Резервы повышения рождаемости в России: к методике оценки // Уровень жизни населения регионов России. 2022;18(2):162-176. DOI: 10.19181/lsprr.2022.18.2.2. - EDN DBHLLO.

2. Разумов А.А., Селиванова О.В. Домохозяйства в зоне риска бедности: региональный аспект // Уровень жизни населения регионов России. 2022;18(2):236-247. DOI: 10.19181/lsprr.2022.18.2.8. - EDN JWLUEB.

3. Разумов А.А., Селиванова О.В. Влияние детских пособий и компенсационных выплат на снижение уровня бедности в регионах РФ. Социально-трудовые исследования. 2023;50(1):83-93. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-50-1-83-93.

4. Ростовская Т.К., Кучмаева О.В., Золотарева О.А. Оценка социального благополучия семей в российских регионах: социологический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021;21(4):805-824. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-4-805-824. - EDN GCVGXE.

5. Селиванова О.В., Данилина М.В. Анализ влияния ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на снижение уровня бедности в регионах России // 2022;12(8-1):93-101. DOI: 10.34670/AR.2022.27.40.011. - EDN MDLFSG.

6. Ростовская Т.К., Кучмаева О.В., Безвербная Н.А. Состояние и перспективы семейной политики в России: социально-демографический анализ // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019;12(6):209-227. DOI: 10.15838/esc.2019.6.66.12

7. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Колмаков И.Б. [и др.]. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России - 2021 год: Монография / Москва: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2022; 5(201): 114 с. ISBN 978-5-89697-398-0. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-398-0.2022. - EDN ANDDTL.

8. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Одинцова Е.В. Методологические подходы к усилению адресности социальной поддержки малоимущих семей с детьми // Уровень жизни населения регионов России. 2019;1(211):9-19. DOI 10.24411/1999-9836-201910049. - EDN LBIWLB.

9. Гришина Е.Е., Цацура Е.А. Влияние системы социальной поддержки на уровень бедности в регионах // Уровень жизни населения регионов России. 2022;18(3):368-377. DOI 10.19181/lsprr.2022.18.3.8. - EDN ZPRAOA.

10. Гришина Е.Е. Материальное положение и социальная поддержка семей с детьми в Ульяновской области // Народонаселение. 2020;2391):39-52. DOI: 10.19181/population.2020.23.1.4. - EDN AZMKZW.

11. Димиржиева Г.В. Актуальные проблемы оценки эффективности социальной поддержки в России: федеральный и региональный аспекты // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2021;2(66). - EDN YUICRZ.

12. Елизаров В.В., Архангельский В.Н., Джанаева Н.Г. Дифференциация оценок значимости мер помощи семьям с детьми / // Уровень жизни населения регионов России. 2019;4(214):85-96. DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10084. - EDN HAZAJZ.

13. Borjas G. J. Does welfare reduce poverty? // Research in Economics. 2016. Vol. 70, no. 1. P. 143-157

14. Charles P Larson, MD FRCPC, Poverty during pregnancy: Its effects on child health outcomes, Paediatrics & Child Health, Volume 12, Issue 8, October 2007, Pages 673-677, https://doi.org/10.1093/pch/12.8.673

15. Tabares С. How Poverty Affects Pregnancy. - URL: https://borgenproject.org/how-poverty-affects-pregnancy/ (дата обращения: 10.03.2023).

REFERENCES

1. Arkhangelsky V.N., Fadeeva T.A. Reserves for increasing fertility in Russia: to the assessment methodology. Standard of Living of the Population of the Regions of Russia. 2022;18(2):162-176. (In Russ.). DOI 10.19181/lsprr.2022.18.2.2. - EDN DBHLLO.

2. Razumov A.A., Selivanova O.V. Households at risk of poverty: regional aspect. Standard of Living of the Population of the Regions of Russia. 2022;18(2):236-247. (In Russ.). DOI 10.19181/lsprr.2022.18.2.8. - EDN JULUB.

3. Razumov A.A., Selivanova O.V. The impact of child benefits and compensation payments on poverty reduction in the regions of the Russian Federation. Social and Labor Research. 2023;50(1):83-93. (In Russ.). DOI: 10.34022/2658-3712-2022-50-1-83-93.

4. Rostovskaya T.K., Kuchmaeva O.V., Zolotareva O.A. Assessment of social well-being of families in Russian regions: A sociological analysis. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology. 2021;21(4):805-824. (In Russ.). DOI 10.22363/2313-2272-2021-21-4-805-824. - EDN GCVGXE.

5. Selivanova O.V., Danilina M.V. Analysis of the impact of monthly cash payments on a child aged three to seven years inclusive on reducing poverty in the regions of Russia. 2022;12(8-1):93-101. (In Russ.). DOI 10.34670/AR.2022.27.40.011. - EDN MDLFSG.

6. Rostovskaya T.K., Kuchmaeva O.V., Bezverbnaya N.A. The state and prospects of family policy in Russia: Socio-demographic analysis. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2019;12(6):209-227. (In Russ.). DOI: 10.15838/esc.2019.6.66.12

7. Bobkov V.N., Gulyugina A.A., Kolmakov I.B. [et al.]. Monitoring of incomes and living standards of the population of Russia - 2021: Monograph / Moscow: Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences; 2022;5(201):114. (In Russ.). ISBN 978-5-89697-398-0. DOI 10.19181/monograph.978-5-89697-398-0.2022. - EDN AND DTL.

8. Bobkov V.N., Gulyugina A.A., Odintsova E.V. Methodological approaches to strengthening the targeting of social support for low-income families with children. Standard of Living of the Population of the Regions of Russia. 2019;1(211):9-19. (In Russ.). DOI 10.24411/1999-9836-2019-10049. - EDN LBIVLB.

9. Grishina E.E., Tsatsura E.A. The impact of the social support system on the level of poverty in the regions. Standard of Living of the Population of the Regions of Russia. 2022;18(3):368-377. (In Russ.). DOI 10.19181/lsprr.2022.18.3.8. EDN ZPRAKA.

10. Grishina E.E. Financial situation and social support of families with children in the Ulyanovsk region. Population. 2020; 23(1):39-52. (In Russ.). DOI 10.19181/population.2020.23.1.4. - EDN AZMKZ.

11. Dimirzhieva G.V. Actual problems of assessing the effectiveness of social support in Russia: Federal and regional aspects. Regional Economics and Management: Electronic Scientific Journal. 2021;2(66). (In Russ.). EDN UICRS.

12. Elizarov V.V., Arkhangelsky V.N., Dzhanaeva N.G. Differentiation of assessments of the importance of measures to help families with children. Standard of Living of the Population of the Regions of Russia. 2019;4(214):85-96. (In Russ.). DOI 10.24411/19999836-2019-10084. EDN HAZAYZ.

13. Borchas G.J. Does social security reduce poverty? Research in Economics. 2016;70(1):143-157.

14. Charles P. Larson, MD, FRCPC, Poverty during pregnancy: Its impact on child health indicators. Pediatrics and Child Health. October 2007;12(8):673-677. URL: https://doi.org/10.1093/pch/12.8.673

15. Tabares S. How poverty affects pregnancy. URL: https://borgenproject.org/how-poverty-affects-pregnancy (accessed on 10.03.2023).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Ольга Владимировна Селиванова - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия

Ol'ga V. Seiivanova - Cand. Sci. (Econ.), Senior Researcher, Federal State Budgetary Institution "All-Russian Scientific Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor and Social Protection of Russia, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-9628-409X ovselivanova@vcot.info

Наталия Юрьевна Коробкова - младший научный сотрудник ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия

Nataliya.Y. Korobkova - Researcher, Federal State Budgetary Institution "All-Russian Scientific Research Institute of Labor" of the Ministry of Labor and Social Protection of Russia, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-6812-8794 NYkorobkova@vcot.info

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 13.04.2023; после рецензирования 27.04.2023, принята к публикации 28.04.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 13.04.2023; revised on 27.04.2023 and accepted for publication on 28.04.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.