Научная статья на тему 'Анализ физической активности инвалидов и здоровых людей'

Анализ физической активности инвалидов и здоровых людей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / РАЗЛИЧНЫЕ ПАТОЛОГИИ / CEREBRAL PALSY / MOTOR REHABILITATION / PHYSICAL ACTIVITY / PEOPLE WITH DISABILITIES / VARIOUS PATHOLOGIES / INFRINGEMENT OF FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрунина С. В., Хабарова С. М., Пашин А. А., Рогов А. А.

В статье сделан анализ физической активности инвалидов и здоровых людей по ряду показателей тестов с целью коррекции двигательных действий, улучшения координации движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PHYSICAL ACTIVITY AND HEALTHY DISABLED PEOPLE

The article provides an analysis of physical activity and healthy disabled people for a number of indicators of tests in order to correct motor actions, improve coordination.

Текст научной работы на тему «Анализ физической активности инвалидов и здоровых людей»

личностью индивидуального выбора и принятия ответственности за него. Таким образом, основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ученика на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни [8].

При профессиональном подходе менеджер всегда проявляет интерес и уважение к субъекту взаимодействия, будь то подчиненный, партнер или клиент, учитывает его индивидуальные качества и характеристики, принимает во внимание его состояние, оставляет за ним право «свободного выбора». Профессиональное взаимодействие менеджера основано на ценностном отношении к субъектам и объектам окружающей действительности, на уважении к другому человеку и признании его как наивысшей ценности. Управленческое воздействие, так же как и педагогическое, осуществляется в целях развития личности человека, перевода его на позицию субъекта, способного осуществлять выбор и нести за него ответственность, позицию, которая проявляется в инициативности, самостоятельности, возможности творить, созидать на благо окружающих и для удовлетворения личных потребностей.

Профессиональная позиция менеджера исключает возможность манипуляции над другим субъектом и использовании его как средства достижения цели. Такой подход требует от менеджера поиска путей «тонкого прикосновения к личности», обеспечивающего сохранение субъектной позиции человека (подчиненного, коллеги, партнера по бизнесу, клиента). В связи с этим педагогическое воздействие имеет особое значение для профессиональной деятельности менеджера. А поскольку управление, так же как и педагогическое воздействие, является деятельностью, то ему присущи те же характеристики, что и педагогическому воздействию.

Социальное управление - это процесс воздействия субъекта управления на объект управления по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. Ключ успеха кроется в людях, поэтому суть управления заключается в умении руководителя ладить с людьми, общаться с ними, строить отношения, его назначение - побуждать людей к деятельности. Управление, по словам Ли Якокки, представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд [4].

Литература

1. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. 3-е изд. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. 512 с.

2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие. 6-е изд. Минск: Новое знание, 2003. 336 с.

3. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента: учеб. пособие. М.: ИКК «Дека», 2004. 896 с.

4. Ли Якокка. Карьера менеджера. Москва: Прогресс, 1991. 416с.

5. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие / П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. 5е изд. М.: Омега-Л, 2012. 407 с.

6. Менеджмент: учебник. 2-е изд. / под общ. ред. М.П. Переверзева. М.: Инфра-М, 2008. 330 с.

7. Основы менеджмента: учебник / под общ. ред. Ю.В. Темного. М.: Academia, 2012. 530 с.

8. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учеб.-практич. пособие. 3-е изд. М.: Гном и Д., 2001. 192 с.

Петрунина С.В. \ Хабарова С.М. 2, Пашин А.А., Рогов А.А.

1 2,3 4 Кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет, Россия

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ИНВАЛИДОВ и ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ

Аннотация

В статье сделан анализ физической активности инвалидов и здоровых людей по ряду показателей тестов с целью коррекции двигательных действий, улучшения координации движений.

Ключевые слова: церебральный паралич, двигательная реабилитация, двигательная активность, люди с ограниченными возможностями, различные патологии.

‘Petrunina S.V., 2Khabarova S.M , 3Pashin A. A., 4Rogov A.A.

',2,3,4 PhD assistant professor Penza State University, Russia

ANALYSIS OF PHYSICAL ACTIVITY AND HEALTHY DISABLED PEOPLE

Abstract

The article provides an analysis of physical activity and healthy disabled people for a number of indicators of tests in order to correct motor actions, improve coordination.

Keywords: cerebral palsy, motor rehabilitation, physical activity, people with disabilities, infringement of functions, various pathologies

Для определения физического развития, функциональных и биомеханических показателей инвалидов и здоровых людей было проведено тестирование по ряду параметров двигательной активности, которые представлены в таблицах 1, 2.

В данном исследовании принимала участие группа инвалидов в количестве 12 человек, сформированная по заболеваниям опорно-двигательного аппарата, и группа здоровых людей из числа студентов, отнесенных по состоянию здоровья к основной группе, тоже в количестве 12 человек. По возрасту и антропометрическим показателям данные группы (табл. 1) достоверно не отличались друг от друга (z >1,7). Однако, уровень физического развития инвалидов и здоровых людей значительно различался (табл.2).

Так, в тесте по оценке подвижности в тазобедренных суставах отклонение от нормы здорового человека у инвалидов составило 84,6%, в плечевых суставах - 15,9%. В тестах на определение суммированного показателя уровня развития силовых показателей мышц плечевого пояса, туловища, ног инвалиды в среднем отставали от нормы здорового человека на 56,42%.

Таблица 1. Средние антропометрические показатели инвалидов и студентов

Показатели Инвалиды (n=12) Студенты (n=12) Разница

Возраст, лет 19,2 ± 2,1 18,0 ± 1,8 1,2

Длина тела, см. 170 ± 12,1 175 ± 11,8 5,0

Масса тела, кг. 50,8 ± 5,2 62,3 ± 3,1 11,5

Достоверность различий по критерию Вилкоксона z > 1,7

Таблица 2. Средние показатели уровня физического развития инвалидов и студентов

Испытуемые Показатели Инвалиды (n = 12) Студенты (n = 12) Разница, абс. Отклонения в% от нормы

Подтягивание на низкой перекладине, кол-во 22 ± 3,0 65 ± 5,4 43 66,2

Метание набивного мяча сидя, из-за головы, м 2,44 ± 3,6 4,60 ± 4,9 2,16 46,9

39

Прыжок в длину с места, м 1,03 ± 1,3 2,30 ± 0,3 1,27 55,2

Поднимание ног за 1 мин, кол-во 20 ± 1,8 37 ± 2,1 17 45,9

Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, кол-во 18 ± 1,6 29 ± 2,7 11 37,9

Суммированный силовой показатель 56,42%

Наклон вперед, стоя на скамейке см -12,1±1,4 14,3 ± 1,6 26,4 84,6

Отход от стены, см 14,8 ± 1,4 17,6 ± 0,6 2,8 15,9

Достоверность различий по Вилкоксону z < 0,875

По функциональным показателям в состоянии покоя инвалиды имеют следующие отличия: частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое у инвалидов выше на 25%, чем у здоровых людей, а жизненная емкость легких (ЖЕЛ) ниже на 37,5%. Психическая работоспособность инвалидов, оцениваемая по параметрам квазистационарного показателя коры головного мозга (КСП), ниже на 20,2%, а сила-чувствительность нервных процессов, оцениваемая по методике В.Д. Небылицына, выше на 21,7%. Очевидно, это связано с тем, что у инвалидов более слабая высокочувствительная нервная система. У них сила-чувствительность нервных процессов находится в пределах 0,941 дБ ± 0,6. У здоровых людей данный показатель находится в пределах 1,20 дБ ± 1,9 при (z < 0,876).Следует также отметить, что инвалиды быстрее реагируют на происходящее.

Таким образом, в ходе проведенного эксперимента выявлено значительное отставание в уровне физического развития инвалидов от здоровых людей: по суммированному силовому показателю; по показателям подвижности тазобедренного сустава, верхнего плечевого пояса, по показателям ЧСС, ЖЕЛ, КСП, силы-чувствительности нервных процессов.

Литератуа

1. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. № 5-3 (12). С.37-39.

2. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А., Рогов А.А. Определение силы-чувствительности нервных процессов у инвалидов // Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. №10 (17), с. 29-30.

Петрунина С.В. \ Хабарова С.М. 2, Хайрова Х.Ж.

1 2,3 Кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет, Россия

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИВНЕСЕНИЯ «ЭНЕРГО-СИЛОВЫХ» ДОБАВОК В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «УПРУГИХ РЕКУПЕРАТОРОВ ЭНЕРГИИ»

ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ДВИЖЕНИЯ ИНВАЛИДОВ

Аннотация

В статье показан положительный эффект от использования в тренировочном процессе «упругих рекуператоров энергии» с целью привнесения дополнительных «энерго-силовых» добавок в структуру беговых и шагательных движений, оцениваемых по показателям прироста максимальной скорости бега и увеличения длины бегового шага.

Ключевые слова. «энерго-силовые добавки», беговой шаг, структура двигательных действий, инвалиды ДЦП, тренировочное приспособление «упругие рекуператоры энергии».

3

‘Petrunina S.V., 2Khabarova S.M , Khayrova Kh. Z.

1,2,3 PhD assistant professor Penza State University, Russia

RESEARCH OF POSSIBILITY OF INCREASING “ENERGY-POWER” EFFECT USING «ELASTIC ENERGY RECUPERATORS» FOR IMPROVING THE MOTION ACTIVITY OF PEOPLE WITH DISABILITIES

Abstract

The article shows the positive effect of using elastic energy recuperators in the training process of people with disabilities. They are used to introduce additional energy and power, which are measured in terms of the maximum running speed and the step length increase, into the structure of running and walking movements.

Keywords: «energy-power» effect, the running step, structure of motion activity, people with disabilities, disabled with cerebral paralysis, «elastic energy recuperator» training device.

В описанной ранее предыдущей стадии эксперимента были выявлены тенденции в изменении показателей уровня функциональных возможностей организма, обеспечивающих эффективность двигательных действий, подвижности опорнодвигательного аппарата, рационализации биомеханических характеристик ходьбы и бега, наблюдаемых с повышением физической активности инвалидов, и формирования новой ритмо-скоростной структуры двигательных действий.

Однако, для того чтобы закрепить сформированный в искусственных условиях двигательный навык и перенести его в естественные условия двигательной деятельности, необходимо наполнение его силовым и энергетическим содержанием в условиях обычной двигательной активности. Поэтому для формирования рациональной ритмо-темповой структуры двигательных действий в доступных инвалидам режимах ходьбы и бега нами был осуществлен специальный эксперимент по наполнению силовым содержанием приобретенной ранее структуры движений - с привнесением использования дополнительных энерго-силовых добавок, реализуемых в условиях «упругих рекуператоров энергии», закрепленных на различных участках нижних конечностей занимающихся.

Группе испытуемых в количестве 5 человек была предложена следующая программа: выполнение трех пробежек по 30 метров в естественных условиях тренировки на стадионе. В первой попытке выполнялся бег с максимальной скоростью в обычных условиях. После отдыха продолжительностью 5-10 минут выполнялась вторая попытка - бег с «упругими рекуператорами энергии», закрепленными на дистальных звеньях нижних конечностей бедра и голени. Испытуемые выполняли бег с максимальной скоростью. Затем, после отдыха продолжительностью 5 - 10 минут, испытуемым предлагалось выполнить третью попытку без «упругих рекуператоров энергии» - бег с максимальной скоростью в естественных условиях. При этом с помощью прибора, произведенного ВИСТИ, регистрировались скорость бега и время пробегания дистанции. Частота и длина шага регистрировалась с помощью контактных емкостных стелек.

Результаты проведенного эксперимента показывают наличие положительного эффекта от применения «упругих рекуператоров энергии» с целью привнесения дополнительных «энерго-силовых» добавок в структуру беговых движений,

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.