Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОЦЕССА АБСОРБЦИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДАЧИ ДИЗБИОЭТАНОЛОВЫХ ТОПЛИВНЫХ СМЕСЕЙ В ДВС'

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОЦЕССА АБСОРБЦИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДАЧИ ДИЗБИОЭТАНОЛОВЫХ ТОПЛИВНЫХ СМЕСЕЙ В ДВС Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизбиоэтанол ёқилғилари / икки фазали аралашманинг ютилиши / чангни ютиш / магнитланган иситиш элементи / тўлиқ ёниш / қорсимон сунъий зарралар / dizbioethanol fuels / absorption of two-phase mixtures / absorbent / magnetization heating element / complete combustion / snow-covered anthropogenic particles

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Хакимов Б.Б., Ганиев Б.Г.

Мақолада ички ёнув двигателарида ёқилғи аралашмаларидан фойдаланишга ўтиш, икки фазали тизимларни ёқишнинг янги усули, абсорбция жараёнининг физика асослари, ҳамда ички ёнув двигателлари учун дизел биоэтанолли ёнилғи аралашмаларини узатувчи, такомиллаштирилган тизимнинг тузилиши ва ишлаш жараёни келтирилган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Хакимов Б.Б., Ганиев Б.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides a transition to the use of fuel mixtures in internal combustion engines, a new method of ignition of two-phase systems, the physical foundations of the absorption process, as well as the design and operation of an improved system of fuel mixtures of diesel bioethanol for internal combustion engines.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОЦЕССА АБСОРБЦИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДАЧИ ДИЗБИОЭТАНОЛОВЫХ ТОПЛИВНЫХ СМЕСЕЙ В ДВС»

4. Mamatov F, Mirzaev B, Shoumarova M, Berdimuratov P, Khodzhaev D. Comb former parameters for a cotton seeder International Journal of Engineering and Advanced Technology (IJEAT) Volume-9 Issuel October DOI: 10.35940/ijeat.A2932.109119 pp 4824-4826.

5. Mamatov F., Mirzaev B., Berdimuratov P., Turkmenov Kh., Muratov L., Eshchanova G. The stability stroke of cotton seeder moulder // CONMECHYDRO - 2020. IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 883 (2020) 012145. doi:10.1088/1757-899X/883/1/012145.

6. Mamatov F.M., Chujanov D.Sh., Mirzaev B.S., Ergashev G.X. Agregat dlja novoj tehnologii podgotovki pochvy pod bahchevye kul'tury [The unit for a new technology of soil preparation for melons]// Kartofel' i ovoshhi [Potatoes and vegetables]. Moskva, 2011. - № 1. - P.27. [in Russian].

7. Mamatov F.M., Chujanov D.Sh., Mirzaev B.M., Ergashev G.X. Agregat dlja predposevnoj obrabotki pochvy [Unit for presowing tillage] // Sel'skij mehanizator [Rural mechanic]. Moskva, 2011. - №7. - P.12-13. [in Russian].

8. Mamatov F.M., Mirzaev B.S., Avazov I.J., Buranova Sh.U., Mardonov Sh.X. K voprosu ¡energosberegajushhej potivojerozionnoj differencirovannoj sistemy obrabotki pochvy [On the issue of energy-saving anti-erosion differentiated soil treatment system]// Innovacii v sel'skom hozjajstve [Innovations in agriculture]. Moskva, 2016. - № 3(18). - P.58-63. [in Russian].

9. Mamatov F.M., Mirzaev B.S., Avazov I.J. Agrotehnicheskie osnovy sozdanija protivojerozionnyh vlagosberegajushhih tehnicheskih sredstv obrabotki pochvy v uslovijah Uzbekistana [Agrotechnical foundations for the creation of anti-erosion water-saving technical equipment for soil cultivation in Uzbekistan]// Prirodoobustrojstvo [Environmental Engineering]. Moskva, 2014. - №4. - P.86-88. [in Russian].

10. Ubaydullayev Sh.R., Mamatov F.M. The phytogenic effect of different aged black saxaul plants on the productivity of wormwood-ephemeral vegetation under the conditions of Karnabchul // Ekologiya i stroitelstvo. 2019. -№1. - P. 31-39. doi: 10.35688/2413-84522019-01-005.

11. Mamatov F.M., Batirov Z.L., Khalilov M.S., Kholiyarov J.B. Trekhyarusnoe vnesenie udobreniy tukoprovodom-raspredelitelem glubokorykhlitelya [Three-tiered fertilizer application with a spreading funnel of a subsoil tiller]. Sel'skokhozyaystvennye mashiny i tekhnologii. 2019. Vol.13. - № 4. 48-53 (In Russian). DOI 10.22314/2073-7599-2019-13-4-48-53.

12. Mirzaev B.S, Mamatov F.M . Erosion preventive technology of crested ladder-shaped tillage and plow design. Europaische Fachhochschule. European Applied Science. № 4. 2014. -pp. 71-73. ISSN 2195-2183.

УДК 665.753.4:62 Хакимов Б.Б., Ганиев Б.Г.

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОЦЕССА АБСОРБЦИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДАЧИ ДИЗБИОЭТАНОЛОВЫХ

ТОПЛИВНЫХ СМЕСЕЙ В ДВС

Хакимов Б.Б. - д.ф.т.н. (ТИИИМСХ) Ганиев Б.Г. - Каршинский филиал ТИИИМСХ)

Мацолада ички ёнув двигателарида ёцилги аралашмаларидан фойдаланишга утиш, икки фазали тизимларни ёцишнинг янги усули, абсорбция жараёнининг физика асослари, %амда ички ёнув двигателлари учун дизел биоэтанолли ёнилги аралашмаларини узатувчи, такомиллаштирилган тизимнинг тузилиши ва ишлаш жараёни келтирилган.

Калит сузлар: дизбиоэтанол ёкилгилари, икки фазали аралашманинг ютилиши, чангни ютиш, магнитланган иситиш элементи, тули; ёниш, корсимон сунъий зарралар.

The article provides a transition to the use of fuel mixtures in internal combustion engines, a new method of ignition of two-phase systems, the physical foundations of the absorption

process, as well as the design and operation of an improved system of fuel mixtures of diesel bioethanolfor internal combustion engines.

Keywords: dizbioethanol fuels, absorption of two-phase mixtures, absorbent, magnetization heating element, complete combustion, snow-covered anthropogenic particles.

Двигатели внутреннего сгорания ДВС являются наиболее распространяемыми тепловыми двигателями. Отличаясь компактностью, высокой экономичностью и долговечностью, эти двигатели находят широкое применение во всех отраслях народного хозяйства. В последние годы в связи с переходом на использованием дизбиоэтаноловых топливных смесей в ДВС вопросы изучения физических основ процесса абсорбции, поиск новых способов сжигания двухфазных систем приобретает всё большее теоретическое и практическое значение. Без тщательного анализа физических основ процесса абсорбции многофазных систем невозможно добиться целенаправленного усовершенствования технологии сжигания этих двухфазных смесей. В получении качественной и высоко эффективной топливной смеси имеет важное значение процессы абсорбции. Абсорбция - это процесс поглощения жидкости газа, паров газа или паровых смесей. Поглощенный газ или пар называют абсорбтивом, а поглощаемая жидкость - абсорбентом. Поэтому для топливных смесей абсорбтивом служит жидкий и газовый биоэтанол, а абсорбентом - дизельное топливо. В результате взаимодействия этих двух фаз (ф-2) и три компонента, то есть образуется система, состоящая смешиваемой и из двух масса переносимых веществ (К=3).

По правилу фаз, такая система обладает 3-тя уровнями свободы [1]:

С=К+2-Ф=3+2-2=3.

Основными параметрами, определяющими фазовое равновесие такой системы является давление, температура и концентрация. Они определяют физическую основу процесса абсорбции

многокомпонентной топливной смеси. При постоянной температуре (1=сот() и в условиях общего давления баланс связи между концентрациями выражается законом Генри. Согласно этому закону, при некоторой температуре парциальное давление находящегося на поверхности

Рис. 1. Сжижение газа температурах (t1>t2>t3).

при разных

раствора прямо пропорционально его моли:

Р=Ех

или

р

х = -

Е

(1)

где Р - парциальное давление поглощения газа с концентрацией х жидкостью, находящейся в равновесном состояний.

Константа Генри тесно связана со свойствами абсорбтив и абсорбентов, а также температурой:

1п Е = — + С , (2)

ят ' 4 '

где q - температура сжижения газа, кЖ/кмоль; R=8,325 кЖ/кмоль; К - универсальная газовая константа; Т - абсолютная температура, К; С - постоянная величина связанная с природой проходящего газа и жидкого топлива. Как видно из формулы (2), с ростом температуры снижается сжижение газа в подводе дизтоплива. По закону Дальтона парциальное давление в

компоненте газовой смеси равно произведению удельной моли этого компонента на общее давление, то есть:

р =Р •у и у=Р- , (3)

где, Р - общее давление топливной смеси; у - концентрация смешиваемой массы, доля моли [1].

Сравнивая формулы (1) и (3) между собой приходим к следующему выражению:

р Е У = - = -•% Р р

или выражая константу равновесия через т получим следующее выражение:

у = т • х (4)

Это выражение показывает прямолинейную связь газовой смеси распределяемой в равновесной концентрации массы в жидкой среде. Эти линии проходят с начала координат и их тангенс угол наклона равен на т. Угол наклона зависит от температуры и давления подаваемой топливной смеси.

Рис.2. Новая система подачи дизбиоэтаноловой топливной смеси для ДВС: 1 - бак для биоэтанола; 2 - шестеренчатый насос для подачи; 3 - привод от коленчатого вала; 4 - трубка для подачи биоэтанола; 5 - рычаг для ручной подкачки топливной смеси; 6 -резиновый уплотнитель; 7 - поршневой смесительный механизм; 8 - мембрана; 9 -постоянный магнит (модификатор); 10 - возвратная пружина; 11 - бак для дизтопливо; 12 -концевой выключатель; 13 - смесительная трубка; 14 - регулятор давления; 15 - термостат; 16 - подводящая трубка; 17 - торообразным нагревательным элементом; 18 - трубка выхлопного газа; 19 - корпус; 20 - трубка подачи топливной смеси. В режиме неработающего двигателя, водитель нажимает на рычаг 5 ручной подкачки топливной смеси, перемещает исполнительно поршневой механизм 9 влево и, сжимая возвратную пружину 10, создает избыточное давление смеси в полости А и В и она по отводящей трубке 13, через регулятор давления 14, попадает в карбюратор или насос высокого давления дизеля [2].

Как видно из рис. 1, наклон тангенс угла с ростом давления и снижением градиента температуры повышается растворимость газа в жидкой среде (величина т уменьшается).

При малой концентрации х газа (биоэтанол) в жидкой среде (дизтопливе) закон Генри запишется в следующем виде:

V = т • X (5)

Растворы с низкой концентраций и при низких давлениях, равновесное состояние между газом и жидкостью не подчиняются закону Генри [1]. Поэтому вышеприведенные аналитические зависимости вполне могут служить основой для раскрытия физической

сущности двухкомпонентных топливных смесей. С целью повышения интенсивности процесса абсорбции (масса обмена) в дизельно-биоэтаноловых топливных смесях нами предлагается активно воздействовать на эти смеси с помощью эффекта намагничивания и градиента температуры выхлопных газов самого двигателя, как показано на рис. 2.

В режиме работающего двигателя коленчатый вал 4, вращая шестеренчатый насос 2, создает давление в полости «В», под действием этого давления поршень с мембранной головкой 7 и постоянными магнитами 9, перемещаясь влево, также создают давление топлива в полости А. Смесь давления и нагревателя подаются в карбюратор или насос высокого давления. За счет намагничивания и оптимального градиента тепла снижается вязкость двухкомпонентной топливной смеси, создаётся условие для полного сгорания топливной смеси [2].

Мембранный модификатор работает в двух режимах. В первом режиме двигатель не работает. В зоне действия модификатора интенсивно обработанный магнитными полями 9 поток жидкого биоэтанола смешиваясь с дизелем, снижает его вязкость и поверхностное натяжение. В результате этого подводимая смесь биоэтанола с нефтяным топливом дизелем дробится на высокодисперсные капли, ускоряя процесс воспламенения биоэтанолового топлива в камере сгорания, как дизельных, так и карбюраторных двигателей.

Выбирая оптимальные конструктивные параметры, мощности и технологическую цель магнитного модификатора и оптимальную температуру подводимой смеси, достигается оптимальный режим работы двигателей энергетических средств. Выводы:

1. Существующие системы питания ДВС обладают высокой энергоемкостью процесса получения биоэтаноловой топливной смеси.

2. Новизной предлагаемой системы подачи биоэтаноловой топливной смеси является локальное намагничивание ее перед подачи в камеры сгорания, как для карбюраторных, так и для дизельных двигателей.

3. Выбирая конструктивные параметры мембранной головки разноименными постоянными магнитами и торообразным нагревательным элементом с термостатом, достигается оптимальный режим работы двигателей с низким содержанием антропогенных частиц, улучшая экологическую среду. Всё это дает народному хозяйству значительный технико -экономический эффект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Н.Р.Юсупбеков, Х.Г.Нурмухамедов, С.Г.Закиров. Кимёвий технология асосий жараёни ва курилмалари. - Тошкент: Шарк.2003-б.329.

2. Хакимов Б.Б. Дизель ва биоэтанол ёнилгиларидан сифатли аралашма х,осил килиш курилмаси параметрларини асослаш. Техника фанлари буйича фалсафа доктори (doctor of philosophy) илмий даражасини олиш учун тайёрланган диссертация, - Т., ТИ^ХММИ, 2019, 114-б.

3. Хакимов Б.Б., Ганиев Б. Биоэтанолда ишлаган двигателда ёниш жараёни // Технологик жараёнлар ва ишлаб чикаришни автоматлаштириш ва оптималлаштиришнинг долзарб муаммолари: Халкаро илмий-техникавий конференцияси маколалар туплами. ^арши: ^арДУ, 2017. - Б. 267-269.

4. Мусурманов Р.К., Научные основы использования биотоплив в сельскохозяйственных энергетических средствах в условиях сухого жаркого климата. диссертация ТИМИ 2008.

5. Хакимов Б.Б., Холикова Н.А. Возобновляемые топливо и дизель // Agroilm. - Тошкент. 2009. - № 2. - Б.65-66.

6. Хакимов Б.Б., Худойкулов С.И. Диаграммы определения параметров смеси дизельного топливо и биоэтанола // Механика муаммолари.- Тошкент. 2018. - № 1. - Б. 69-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.