Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ'

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Марчук Светлана Азатовна

Проблема сохранения здоровья студентов в процессе вузовского обучения имеет большую социальную значимость. Целью исследования явилось изучить физические и физиологические особенности студентов, имеющих нарушение зрения. Установлено, что при отсутствии различий в росто-весовых показателях студентки с близорукостью, отнесенные к подготовительной группе, имеют более низкие показатели работоспособности, быстроты и координации, в сравнении со студентками основной группы. Выявленные характеристики студентов позволят эффективнее выстраивать физкультурный процесс с использованием специальных средств профилактики функциональных нарушений и коррекции отстающих физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Марчук Светлана Азатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PHYSICAL AND PHYSIOLOGICAL INDICATORS OF STUDENTS WITH IMPAIRED HEALTH

The problem of preserving the health of students in the process of higher education is of great social importance. The aim of the study was to study the physical and physiological characteristics of students with visual impairment. It has been established that in the absence of differences in height and weight indicators, female students with myopia, assigned to the preparatory group, have lower performance, speed and coordination indicators, in comparison with female students of the main group. The revealed characteristics of students will allow to more effectively build a physical culture process using special means of preventing functional disorders and correcting lagging physical qualities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ»

7. Abramov, Yu.V., Bogachev, A.E. and Skidan, A.A. (2020), "Race walking as a way of recovery", Notes of a scientist, No. 9, pp. 91-95.

8. Zavalishina, S.Yu. and Fadeeva, T.S. (2011), "Features erythrocytes in young people without physical training", RUDN Journal of Ecology and Life Safety, No. 2, pp. 55-62.

9. Makhov, A.S. and Zavalishina, S.Yu. (2022), "Physiological characteristics of young men who started sport walking", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 42.

10. Fursov, V.V. (2018), "Extreme kind of race walking on the ultra-long distance and its development in the world", Scientific works of the North-Western Institute of Management RANEPA, Vol. 9, No. 3 (35), pp. 228-237.

11. Shamsutdinova, M.E. and Miroshnichenko, I.V. (2016), "Features of external respiratory parameters in men with different levels of physical performance and endurance", Bulletin of the Orenburg State University, No. 11, pp. 75-79.

12. Vorobyeva, N.V., Glagoleva, T.I., Mal, G.S., Zavalishina, S.Y., and Fayzullina, I.I. (2018), "Influence of physical exercise on the activity of brain processes", Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, Vol. 9, No. 6, pp. 240-244.

Контактная информация: ilmedv1@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 378.17

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ

Светлана Азатовна Марчук, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения г. Екатеринбург

Аннотация

Проблема сохранения здоровья студентов в процессе вузовского обучения имеет большую социальную значимость. Целью исследования явилось изучить физические и физиологические особенности студентов, имеющих нарушение зрения. Установлено, что при отсутствии различий в росто-весовых показателях студентки с близорукостью, отнесенные к подготовительной группе, имеют более низкие показатели работоспособности, быстроты и координации, в сравнении со студентками основной группы. Выявленные характеристики студентов позволят эффективнее выстраивать физкультурный процесс с использованием специальных средств профилактики функциональных нарушений и коррекции отстающих физических качеств.

Ключевые слова: физические и физиологические характеристики, зрительные нарушения, здоровье, профилактика и коррекция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p261-264

ANALYSIS OF PHYSICAL AND PHYSIOLOGICAL INDICATORS OF STUDENTS

WITH IMPAIRED HEALTH

Svetlana Azatovna Marchuk, the candidate of pedagogical sciences, docent, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg

Abstract

The problem of preserving the health of students in the process of higher education is of great social importance. The aim of the study was to study the physical and physiological characteristics of students with visual impairment. It has been established that in the absence of differences in height and weight indicators, female students with myopia, assigned to the preparatory group, have lower performance, speed and coordination indicators, in comparison with female students of the main group. The revealed characteristics of students will allow to more effectively build a physical culture process using special means of preventing functional disorders and correcting lagging physical qualities.

Keywords: physical and physiological characteristics, visual disorders, health, prevention and correction.

ВВЕДЕНИЕ

Нездоровый образ жизни, наличие объемной зрительно-смысловой нагрузки может спровоцировать у студентов нарушение функциональных систем [2, 3, 5], в частности зрительной в процессе обучения, особенно при частом использовании компьютера [1, 4].

Анализ лонгитюдного исследования показал, что в процессе обучения в вузе увеличивается процент студентов, имеющих отрицательную функциональную динамику офтальмологических нарушений (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика изменения степени близорукости у студентов

Степень близорукости Курс

1 2 3

1 степень (до 3 Д) 152/70 141/64 121/55

2 степень (от 3,5 - 6 Д) 52/24 61/27 64/29

3 степень (более 6 Д) 14/6 20/9 35/16

Всего 218/100 222/100 220/100

Примечание: в числителе количество студентов со степенью близорукости, в знаменателе - процентное отношение к общему количеству обследованных.

Изучение психофизиологических характеристик студентов, имеющих функциональные отклонения, в процессе активной учебной деятельности приобретает актуальное значение, так как связано с компенсаторными процессами, влияющими на здоровье, адаптацию и успешность учебной деятельности [4]. Выявление физиологических особенностей у студентов, в частности имеющих функциональные нарушения зрения, позволит эффективнее выстраивать учебно-оздоровительный процесс по физкультуре с использованием профилактических и коррекционных средств сохранения здоровья.

Целью исследования явилось изучение физических и психофизиологических характеристик студентов с нарушением зрения (близорукостью).

Для выявления физических и психофизиологических характеристик студентов (n=50) проведено комплексное тестирование, в котором приняло участие 25 девушек с нормальным зрением, отнесенных к основной медицинской группе и 25 девушек, имеющих офтальмологические нарушения, отнесенных к подготовительной медицинской группе.

Методы исследования: анализ физического развития, тестирование физических качеств, тест PWCno, МПК, проба Ромберга, пространственная ориентация, динамическая координация и двигательная память по Н.А. Берштейну (1967-1997).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ физического развития (рост, масса тела, окружность грудной клетки) студенток с разным уровнем здоровья не показал достоверных различий (р>0,05) (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели физического развития студентов (девушки)

Группа Пок-ли массы тела и роста Окружность грудной клетки, см Сила кисти, кг

Масса, кг Рост, см Правой Левой

Подготовительная 59,1±3,94 162,5±4,15 89,3±2,12 24,1±2,62 26,3±3,34

Основная 54,2±5,21 165,2±3,46 85,8±1,83 27,3±2,39 31,8±2,22

Однако кондиционные качества у студенток, имеющих нарушение зрения, имеют более сниженные показатели (выносливость, быстрота, сила мышц брюшного пресса ниже на 14%, 10%, 13%, соответственно) в сравнении со студентками основной медицинской группы (таблица 3), физическая работоспособность (PWCl7o) и МПК также характеризуют сниженные показатели на 20% и 10%, соответственно (таблица 3).

Сниженные значения МПК и PWCl70 у студенток с нарушением зрения говорят о более суженном диапазоне компенсаторно-адаптационных механизмах, ответственных за аэробные процессы. На фоне сниженной физиологической адаптации психоэмоциональ-

ная, умственная и физическая нагрузка для них может являться сильным стресс воздействием для организма.

Таблица 3 - Показатели физической подготовленности и работоспособности студенток

Группа Бег 30 м, с Бег 2000 м, с Поднимание туловища за 30 с Прыжок в длину с места, см

Подготовительная 6,8±0,49 12,20±1,12 19±1,6 165±12,1

Основная 6,1±0,42 11,02±1,23 21±2,0 168±14,8

Группа Р^Спо (кг.м/мин) МПК (мл/ мин/кг)

Подготовительная 566±32,2 35,8±1,55

Основная 683±36,2 39,5±2,06

Для полной характеристики исследованы координационные показатели, отражающие взаимосвязь опорно-двигательного аппарата с нервными процессами.

По данным пробы Ромберга (статическое равновесие с закрытыми глазами) у студенток, имеющих офтальмологические нарушения результаты хуже на 8 с (р<0,05), можем предположить, что это указывает на сниженные компенсаторные возможности нервных центров, ответственных за удержание равновесия. Исследуя ориентацию в пространстве (хождение с закрытыми глазами), отклонения влево или вправо значительно больше (р<0,05), чем у студенток с нормальным зрением (таблица 4). Плохая пространственная ориентация может быть связана с иррадиацией тормозных процессов, в результате воздействия неблагоприятных факторов.

В рамках данного исследования тестирование динамической координации по Н.А. Бернштейну проводилось с помощью специальных упражнений на уровне С (прыжок на 360о) и уровне Д (по команде поочередное выполнение специальных упражнений).

Уровень С отвечает за согласование двигательного акта с внешним пространством, который осуществляется при ведущей роли зрительной афферентации. Уровень регуляции движений D (кортикальный уровень) связан с четким осознанием правой и левой сторон тела.

Из полученных данных (таблица 4) можно заключить, что движения контролируемые уровнем С у студенток с офтальмологическими нарушениями достоверно хуже, однако контролируемые уровнем Д достоверных различий не имеют.

Таблица 4 - Сравнительные координационные показатели студенток

Группа Проба Ромберга (с) Пространственная ориентация (см)

Подготовительная 10±2,2 р<0,05 26±3,8 р<0,05

Основная 18±2,9 13±2,9

Уровень регуляции движений по Н.А. Берштейну (б)

Группа Тест уровня С Тест уровня Э

Подготовительная 4,9±0,4 р<0,005 8,3±0,4 р>0,05

Основная 7,7±0,9 8,1±0,5

Примечание: уровень регуляции движений оценивался по 10-бальной шкале.

ВЫВОДЫ

Можно заключить, что студенты с нарушением зрения (близорукость 1 и 2 степени) отличаются по некоторым физическим и психофизиологическим характеристикам, физические качества (быстрота, выносливость, сила и координация) и работоспособность у них достоверно ниже в сравнении со студентами, имеющих хорошее зрение. Выявленные характеристики студентов позволят эффективнее выстраивать физкультурно-оздоровительный процесс с использованием специальных средств профилактики и коррекции функциональных нарушений, ориентировать их на физические упражнения, отвечающие физическим и психофизиологическим особенностям организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова А.Н. Сравнительная оценка уровня физической подготовленности студентов с разным состоянием здоровья / А.Н. Аксенова, Е.Г. Монахова, Н.В. Перегудова // Ученые записки

университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 9-13.

2. Гареев Д.Р. Занятия физической культурой в вузах для студентов с ограниченными возможностями и студентов специальных групп / Д.Р. Гареев, Т.Е. Могилевская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 73-78.

3. Марчук С.А. Физическое состояние студентов транспортного вуза / Марчук С.А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С. 340-344.

4. Марчук С.А. Экзаменационный стресс как один факторов развития близорукости у студенческой молодежи / С.А. Марчук, В.А. Марчук // Теория и практика физической культуры. -2006. - № 5. - С. 59-60.

5. Самсоненко И.В. Анализ состояния здоровья студентов вуза / И. В. Самсоненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11(129). - С. 229-232.

REFERENCES

1. Aksenova, A.N., Davydenko, E.G. and Peregudova, N.V. (2022), "Comparative assessment of the level of physical fitness of students with different health conditions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 9-13.

2. Gareev, D.R. and Mogilevskaya, T.E. (2019), "Physical education in universities for students with disabilities and students of special groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 73-78.

3. Marchuk, S.A. (2020), "The physical condition of students of a transport university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 340-344.

4. Marchuk, S.A., and Marchuk, V.A. (2006), "Examination stress as one of the factors in the development of myopia in students", Theory and practice ofphysical education, No. 5, pp. 59-60.

5. Samsonenko, I.V. (2015), "Analysis of the health status students of university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (129), pp. 229-232.

Контактная информация: wish59@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 796.012.268+796.81

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТОЙКАМ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯМ ПРИ ОСВОЕНИИ БОЕВЫХ ПРИЁМОВ

Виктор Сергеевич Мещеряков, Сибирский юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации г. Красноярск; Александр Александрович Карнаухов, Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Ванаварский детский дом, с. Ванавара, Красноярский край; Дмитрий Сергеевич Приходов, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого; Сибирский федеральный университет, Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева, г.

Красноярск

Аннотация

Анализ ошибок, допускаемых сотрудниками при сдаче зачетов по боевым приёмам борьбы свидетельствует об определенной системности нерешённых задач, где невыполнение или неточности при выполнении таких двигательных действий как стойки и перемещения приводят сдающего к невозможности выполнения того или иного приёма, или к существенной погрешности в технике и тактике применения боевого приёма. Разработанная методика формирования и постоянного совершенствования базовых технических действий позволит усовершенствовать процесс обучения боевым приёмам и пересмотреть подход к традиционной форме организации занятий по физической подготовке.

Ключевые слова: боевые приёмы борьбы, обучение, совершенствование, двигательные действия, базовые технические действия, стойки и перемещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.