Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ'

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3822
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ЛИКВИДНОСТЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / МЕТОДЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карцева К.А.

Данная статья посвящена анализу финансовых результатов предприятия, в которой представлены методы, приемы анализа, рассмотрены основные показатели, рассмотрено определение финансовых результатов. Также, определен порядок их формирования, представлены пути по их повышению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FINANCIAL RESULTS OF COMPANY

This article is devoted to the analysis of the financial results of the enterprise, which presents methods, techniques of analysis, the main indicators are considered, the definition of financial results is considered. Also, the order of their formation is determined, ways to increase them are presented.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 336.27

Карцева К.А.

студентка 4го курса, инженерно-технологического института, кафедры экономики, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

(г. Калуга, Россия)

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: данная статья посвящена анализу финансовых результатов предприятия, в которой представлены методы, приемы анализа, рассмотрены основные показатели, рассмотрено определение финансовых результатов. Также, определен порядок их формирования, представлены пути по их повышению.

Ключевые слова: финансовый результат, ликвидность, рентабельность, оборачиваемость, рыночная стоимость, методы анализа финансовых результатов.

Введение: Данная статья написана на особенно актуальную тему, потому что данная тема важна для каждого человека, планирующего осуществлять свою деятельность на каком-либо предприятии по профессии экономист или бухгалтер, а особенно, если работа приходится на должность руководителя. Без грамотного анализа финансовой деятельности предприятия и выявления факторов, влияющих на эту деятельность, невозможно не только повышать прибыль и рентабельность, но и осуществлять стабильно прибыльную деятельность.

Прежде, чем рассматривать понятие «Анализ финансовых результатов», автор выделяет следующие задачи:

1.Контроль за формированием финансовых результатов 2.Определение влияния факторов на финансовые результаты 3.Выявление резервов

4.Оценка работы предприятия, а также прибыльности

5.Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия

Существует множество трактовок определения «анализ финансовых результатов предприятия». Представим несколько из них:

1.Анализ финансовых результатов предприятия - это оценка и прогноз финансового состояния компании на основе данных её бухгалтерской отчётности.

2.Анализ финансовых результатов - это анализ прибыльности предприятия.

На взгляд автора более подходящее первое определение, потому что при анализе финансовых результатов мы можем не только делать выводы о текущем положении компании, но и сделать прогноз на год или несколько лет, если поставлена такая задача.

Если обращаться к практическим примерам анализа финансовых результатов, то можно увидеть, какие задачи он помогает решать, а именно: проанализировать динамику всех показателей прибыли, а также определить влияние факторов, воздействующих на нее, проанализировать показатели рентабельности.

Рассмотрим методы и приемы, которые используются при анализе:

1.Графический метод. Является средством наглядной иллюстрации хозяйственных процессов. Графики различают по их назначению (диаграммы сравнения, хронологические графики) и по способу построения (линейные, столбиковые, круговые).

2.Метод сравнения. важнейший прием анализа, который позволяет выразить характеристику явлений посредством других однородных явлений. При таком анализе отчетные показатели сравниваются с плановыми; плановые и отчетные показатели сравниваются с показателями предшествующих лет, а

также с показателями передовых организаций, среднеотраслевыми данными и с нормативами.

3.Метод группировки. выделение среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам или их совокупности. Правильная группировка хозяйственных явлений и процессов позволяет глубже изучить их, выявить резервы и определить влияние важнейших факторов на исследуемый показатель.

4.Факторный анализ. Он позволяет оценить влияние различных факторов на результат.

5.Горизонтальный анализ - это сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим.

6.Трендовый. Определение развития того или иного результата.

7.Вертикальный. Здесь определяется структура показателя.

8.Сравнительный анализ. Анализ значений отдельных показателей.

Для более точных выводов, а в дальнейшем и прогнозирования, нельзя использовать какой-то один метод или приём. Необходимо использовать методы в совокупности.

Рассмотрим методику анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Методик достаточное количество и все объясняют по-разному, но в данной статье хочется выделить точную и понятную всем на мой взгляд.

Савицкая Г. В. предлагает методику, которую используют практически

все:

1. Анализ состава и динамики прибыли предприятия. В целях удобства анализа дается классификация прибыли:

- по видам хозяйственной деятельности: прибыль от основной деятельности, прибыль от финансовой деятельности и прибыль от инвестиционной деятельности;

- по составу включаемых элементов: маржинальная прибыль, брутто-прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль;

- от характера деятельности предприятия: прибыль от обычной деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций;

- по характеру налогообложения: налогооблагаемая и не облагаемая налогом прибыль; - по степени учета инфляционного фактора: номинальная прибыль, реальная прибыль, скорректированная на темп инфляции в отчетном периоде;

- по экономическому содержанию: бухгалтерская и экономическая прибыль;

- по характеру использования: чистая прибыль подразделяется на капитализированная (нераспределенная) прибыль и потребляемая прибыль.

2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, товаров и услуг. Проводится факторный анализ прибыли от реализации продукции в общем и от реализации отдельных видов продукции, т. е. рассчитывается влияние себестоимости, объема реализации, структуры товарной продукции, среднереализационных цен на сумму прибыли.

3. Анализируется влияние продаж однородной и неоднородной продукции на получение прибыли и зависимость среднереализационной цены единицы продукции от таких факторов как: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, сроки реализации, конъюнктура рынка, уровень инфляции.

4. Анализ прочих финансовых доходов и расходов. Определяется состав, динамика и влияние факторов на изменение величины полученных доходов и убытков.

5. Анализ показателей рентабельности предприятия. Рассчитываются следующие показатели: рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность продаж (оборота), рентабельность (доходность) операционного капитала, рентабельность совокупных активов. Затем осуществляется факторный анализ показателей рентабельности в целом по предприятию и по каждому виду продукции.

Рассмотрим методы расчетов различных показателей:

1.Показатель рентабельности по валовой прибыли= (Валовая прибыль/Чистый доход) * 100%

Данный показатели можно трактовать как вес наценки в выручке от реализации.

2.Рентабелельность продукции= (Валовая прибыль/себестоимость реализации+ административные расходы+ расходы на сбыт) *100%

Данный показатель говорит, на сколько эффективно производство и реализация продукции.

3.Реализция по чистой прибыли= (Чистая прибыль/Чистый доход) *100%

Он показывает эффективность предприятия в целом.

Более того, рассчитывают показатели ликвидности и финансовой устойчивости:

1.Коэффициент текущей ликвидности= оборотные активы/ краткосрочные обязательства

В России нормативом по этому показателю считают 2 (согласно методике ФСФО РФ) либо ссылаются на статистку по коэффициентам в отраслевых справочниках.

На мой взгляд, сравнение со статистическими данными затруднено и в контексте понимания как формируется эта статистка, и с учетом самого подхода к сравнению (по аналогии со средней температурой по больнице).

2.Коэффициент абсолютной ликвидности= (Денежные средства и эквиваленты + Краткосрочные финансовые вложения) ^ Краткосрочные обязательства.

Показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Числовое значение колеблется от 0,2 до 0,5.

3.Коэффициент финансовой независимости= Собственный капитал/ ИТОГО актива

Основной ориентир > 0,5, что соответствует пониманию структуры баланса как: собственный капитал компании должен составлять не менее 50%, в случае единовременного предъявления кредиторов счетов к оплате, компания, реализовав активы, расплатиться по обязательствам.

Итоговой целью анализа финансовых результатов предприятия является не просто расчет коэффициентов, а получение необходимой информации для принятия управленческих решений, которое должно быть точным и правильно трактованным.

Для более правильного решения необходимо использовать все перечисленные выше коэффициенты в совокупности.

Также автора выделять следующие факторы, влияющие на изменение доходов предприятия:

-приращение выручки от продаж продукции, работ, услуг -изменение структуры продаж в целях повышения проса на них -положительные курсовые, а также суммовые разницы И другие

Кроме того, существуют факторы, влияющие на расходы предприятия:

-увеличение объема продаж продукции, работ, услуг

-увеличение материальных и трудовых затрат на производство продукции

-рост коммерческих и управленческих расходов и другое

Говоря о прибыли, можно классифицировать ее по основным признакам.

Автора статьи представляет классификацию прибыли в таблице 1.

Таблица 1. Классификация прибыли

Признаки классификации прибыли Виды прибыли по классификаторам

1 .Источники финансирования прибыли -Прибыль от обычной деятельности -Прочие доходы

2.Источники формирования прибыли по основным видам деятельности предприятия -Прибыль от операционной деятельности -Прибыль от инвестиционной деятельности -Прибыль от финансовой деятельности

З.Состав элементов, формирующих прибыль -Маржинальная прибыль -Валовая прибыль -Чистая прибыль

4.Характер налогообложения прибыли -Налогооблагаемая прибыль -Прибыль, не подлежащая налогообложению

5.Характер инфляции -Номинальная -Реальная

б.Период формирования прибыли -Прибыль предшествующего периода -Прибыль рассматриваемого периода -Прибыль планового периода

7.Регулярность формирования прибыли -Регулярно формирующая прибыль

8.Характер использования прибыли -Капитализированная прибыль -Потребленная прибыль

9.Значение итогового результата -Положительная прибыль -Отрицательная прибыль (убыток)

Прибыль является конечным результатом деятельности компании. Высокой ролью прибыли в процессе развития организации и обеспечении интересов ее персонала и собственников определяется необходимость непрерывного и высокоэффективного управления ею.

Выводы: Рассчитав финансовые показатели, можно узнать о текущем положении дел на предприятии и оценить его перспективы. Грамотный анализ позволит правильно выстроить стратегию развития, улучшить концепции управления активами и привлеченными средствами компании. Главным источником информации при этом выступает отчетность организации, мониторинг которой желательно проводить регулярно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алещенко О.М. Особенности формирования прибыли сельскохозяйственных предприятий / О.М. Алещенко // Финансовый вестник. — 2018. — № 1 (40). — С. 29-34.

2. Ковалев, В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учебное пособие / В.В. Ковалев. - Москва : Проспект, 2011. -333 с.

3. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы : учебное пособие / В. Е. Афонина, М. Ю. Архипова, О. И. Башлакова [и др.] ; под. ред. В. И. Флегонтова. — Москва : Издательство «Аспект Пресс», 2020. — 333 с.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 425 с.

5. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А. Д. Шеремет. - М.: Инфра-М, 2015. - 415 с.

Kartseva K.A.

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia)

ANALYSIS OF FINANCIAL RESULTS OF COMPANY

Abstract: this article is devoted to the analysis of the financial results of the enterprise, which presents methods, techniques of analysis, the main indicators are considered, the definition of financial results is considered. Also, the order of their formation is determined, ways to increase them are presented.

Keywords: financial result, liquidity, profitability, turnover, market value, methods of analysis of financial results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.