Научная статья на тему 'ОБЗОР МЕТОДИК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ'

ОБЗОР МЕТОДИК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
495
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахатов Р.Г.

В статье представлено сравнение методик анализа финансовых результатов деятельности коммерческих организаций, предложенных разными авторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР МЕТОДИК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

УДК 330

Р.Г. Ахатов

ОБЗОР МЕТОДИК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В статье представлено сравнение методик анализа финансовых результатов деятельности коммерческих организаций, предложенных разными авторами.

Ключевые слова: анализ финансовых результатов, прибыль, рентабельность, факторный анализ.

Финансовые результаты деятельности представляют собой основу экономического развития предприятия и влияют на упрочнение его финансовых отношений с участниками предпринимательской деятельности. Кроме того, финансовый результат является важнейшим из показателей эффективности деятельности хозяйствующего субъекта в производственной, снабженческой, финансовой и инвестиционной сферах. Методы анализа финансовых результатов позволяют определить, насколько стабильны получаемые доходы и целесообразны производимые расходы; какие элементы бухгалтерской отчетности могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов; какова эффективность использования вложенного капитала и насколько эффективно управление бизнесом в целом.

Итак, поскольку финансовый результат играет большую роль как для самой организации с точки зрения инвестиционной привлекательности и деловой активности, так и для формирования бюджета государства посредством налоговых поступлений, на данный момент разработано значительное количество методик анализа финансовых результатов. Рассмотрим некоторые из них с позиций разных авторов.

По мнению Ефимовой О.В. методика анализа финансовых результатов должна дифференцироваться в зависимости от того, проводится анализ внешними или внутренними пользователями.

Методика проведения внешнего анализа включает два этапа:

1. Посредством изучения бухгалтерской (финансовой) отчетности, пояснений к ней и учетной политики организации формируется представление о принципах формирования доходов и расходов на исследуемом предприятии.

2. Проводится анализ отчета о финансовых результатах по следующим этапам:

- горизонтальный и вертикальный анализ статей отчета;

- анализ системы показателей финансовых результатов;

- анализ рентабельности продаж и оценка влияния отдельных направлений деятельности на общую рентабельность [1, с. 163].

Методика проведения внешнего анализа включает три этапа:

1. Для начала оценивается влияние действующих на предприятии учетных принципов в части оценки статей активов, доходов и расходов; устанавливаются факты изменений учетной политики и их последствия, влияющие на результаты анализа.

2. Раскрываются причины изменения конечного финансового результата, выявляются стабильные и случайные факторы, повлекшие эти изменения.

3. Проводится углубленный анализ финансовых результатов с привлечением данных управленческого учета о доходах и расходах в разрезе центров ответственности. При этом оценивается качество полученного финансового результата, прогнозируются будущие результаты, проводится анализ доходности (рентабельности) деятельности предприятия [1, с. 176].

Отличительной чертой и достоинством данной методики можно назвать то, что в ходе ее применения осуществляется анализ внешней среды (сравнение результатов работы организации с деятельностью конкурентов, анализ рынка, рисков внешней среды), что позволяет менеджерам эффективно корректировать стратегию развития предприятия. Кроме того, методика позволяет определить главные причины сложившегося финансового состояния и принять соответствующие меры по его улучшению на основе данных о выявленных резервах. Недостатком данной методики является слабая адаптированность к инфляционным процессам.

В свою очередь Г.В. Савицкая предлагает проводить анализ финансовой деятельности в следующей последовательности:

1. Анализ состава и динамики прибыли предприятия.

© Ахатов Р.Г., 2019.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 1-2(88)

При этом автор уделяет большое внимание классификации прибыли, что отличает ее методику от методик других авторов. Савицкая Г.В. отмечает, что применение того или иного показателя прибыли зависит от целей анализа. Так, например, для оценки доходности совокупного капитала используется общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов; для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия - маржинальная прибыль; для оценки рентабельности собственного капитала - чистая прибыль; для оценки устойчивости роста организации - капитализированная (реинвестированная) прибыль [4, с. 228].

В процессе анализа необходимо определить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При этом особое внимание следует уделить учету инфляционных факторов изменения сумм прибыли.

2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг. На данном этапе изучаются динамика, выполнение плана прибыли и определяется влияние факторов на изменение ее суммы (объема реализации, структуры реализованной продукции, себестоимости и среднереализационных цен).

3. Анализ зависимости среднереализационной цены единицы продукции от таких факторов как: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, сроки реализации, конъюнктура рынка, уровень инфляции [4, с. 235]. Данный этап анализа дополняется оценкой влияния продаж однородной и неоднородной продукции на получение прибыли.

4. Анализ прочих доходов и расходов. Определяется состав, динамика и влияние факторов на изменение величины полученной прибыли (убытка) для каждого конкретного случая.

5. Анализ показателей рентабельности. В первую очередь рассчитываются следующие показатели: рентабельность продукции, рентабельность продаж (оборота), рентабельность совокупного капитала. Затем необходимо проследить динамику данных показателей, сравнить их с плановыми значениями и с показателями предприятий-конкурентов, провести факторный анализ показателей рентабельности в целом по предприятию и по каждому виду продукции.

Несомненным достоинством данной методики является детализированный подход и подробное описание этапов анализа финансовых результатов. Благодаря чему методика Савицкой Г.В. предоставляет обширную информационную базу для принятия управленческих решений. Из достоинства данной методики на практике следует ее недостаток. Методика весьма трудоемка из-за необходимости расчета множества показателей.

С.М. Пястолов рекомендует проводить анализ финансовых результатов в следующем порядке:

1. Проводится горизонтальный и вертикальный анализ показателей, характеризующих финансовые результаты предприятия. При этом выделяют такие показатели, как выручка от реализации, валовая прибыль от реализации, балансовая прибыль, чистая прибыль [3, с. 145].

2. Аналогично методике Савицкой Г.В. осуществляется факторный анализ прибыли от реализации.

3. Рассчитываются такие показатели рентабельности, как общая рентабельность активов, чистая рентабельность оборотных активов, рентабельность собственного капитала и рентабельность продукции. Определяются и рассчитываются значения эффектов операционного и финансового рычагов, необходимых для определения влияния заемного капитала и структуры затрат на прибыль [3, с. 155].

4. Завершающим шагом выявляются внешние и внутренние факторы, влияющие на оборачиваемость текущих активов.

Достоинство данной методики заключается в том, что автор уделяет большое внимание источникам информации для проведения анализа финансовых результатов, что крайне актуально для начинающих специалистов. Вместе с тем методика С.М. Пястолова достаточно упрощена и потому не совсем пригодна для углубленного исследования протекающих на предприятии процессов и выявления рычагов повышения эффективности его функционирования.

H. В. Войтоловский и А. П. Калинина предлагают проводить анализ финансовых результатов деятельности по следующим этапам:

I. Проводится факторный анализ прибыли до налогообложения с последующим детальным изучением влияния каждого показателя.

2. Анализируется изменение и динамика чистой прибыли под влиянием таких факторов как: сумма бухгалтерской прибыли, сумма текущего налога на прибыль, изменение сумм отложенных налоговых активов и обязательств за отчетный период.

3. Предлагается две методики факторного анализа прибыли от продаж:

1) предполагает прямые расчеты влияния следующих факторов: объема продаж, себестоимости и цены единицы продукции;

2) экспресс-анализ прибыли по данным отчета о финансовых результатах.

Авторы отмечают, что для оперативного управления организацией предпочтителен первый подход, поскольку он позволяет принимать обоснованные управленческие решения относительно объемов продаж, себестоимости и цены изделий по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента). Вместе с тем необходим и экспресс-анализ, когда в распоряжении менеджера имеется бухгалтерская отчетность своей организации и организаций конкурентов [2, с. 141].

4. Анализируется влияние инфляции на прибыль от продаж.

5. Проводится углубленный анализ рентабельности организации.

Главной особенностью данной методики является то, что она является собирательной, т.к. в ее основе лежит обширная методическая база анализа финансовых результатов российских ученых и специалистов (В.В. Ковалева, Е.В. Негашева, Г.В. Савицкой, А.П. Чечета, А.Д. Шеремета). Большое внимание в ней уделяется анализу рентабельности и прибыли от продаж. Недостатком методики является некоторая сложность ее восприятия и трудоемкость работы в связи с избыточностью показателей.

Таким образом, обобщая вышеизложенные методики можно сделать вывод о том, структура анализа финансовых результатов у всех авторов похожа, основным различием является разность в последовательности и полноте этапов проведения анализа. В связи с этим применение конкретной методики для получения всестороннего анализа недостаточно. Для более детального и качественного научного исследования целесообразно объединять методики, исходя из особенностей функционирования конкретного предприятия и целей, которых необходимо достичь в процессе анализа.

Библиографический список

1. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009. - 350 с.

2. Комплексный экономический анализ предприятия / Под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой. - СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

3. Пястолов, С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / С. М. Пястолов. - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 384 с.

4. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск: РИГТО, 2012. -

367 с.

АХАТОВ РУСТАМГИЛЬМТДИНОВИЧ- магистрант, Поволжский государственный технологический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.