просто становятся нерентабельными. Как следствие сни- - снижение темпов роста мировой экономики и объемов жения объемов производства, снижение объемов внешней мировой торговли после кризиса 2008г., кризис Еврозоны торговли происходит на фоне уменьшения роста ВВП. 2012-2013 гг. [6].
Кроме того, сказалось влияние общемировых тенденций
Таблица 4
_Динамика экспорта и добычи нефти_
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Экспорт нефти, млн. т 248 259 243 247 251 244 240 237 222
Добыча нефти, млн. т 462 473 472 479 486 511 516 521 525
Цены на нефть, долл. США за баррель 60,9 69,5 93,9 60,8 78,2 109,6 110,5 107,9 97,6
На региональном уровне определяющими факторами выступают структура производства отдельного региона, уровень его связей с внешним рынком, проводимая региональными органами экономическая политика и стимулирование внешнеэкономической деятельности.
Следовательно, анализ показателей импорта и экспорта должен быть основан на комплексном подходе с использованием различных методов и учета определяющих экономических факторов и внешнеэкономической политики.
Список литературы
1. Быркова Е. Анализ экспорта и импорта РФ за 6 месяцев 2013 года: // Информационно-аналитическое издание ПРОВЕД. 19.08.2013. URL: М1р://про-вэд.рф/апа1уйсз/ге5еагсЬ/5866-апаИ7-ехро11-import.html.
2. Глебкова И.Ю., Качанова Н.Н. Особенности статистического анализа и прогнозирования экспорта и импорта товаров России //Вопросы экономики. -2014.-№2. С.60-64.
3. Капитоненко, В. В. Присоединение России к Всемирной торговой организации, и оптимизация национальной экономики с учетом новых требований / В.В. Капитоненко, Е.А. Деева // Вестник Российской таможенной академии. - 2013. - №3.- C40-47.
4. Курсы по макроэкономической и финансовой политике. Институт МВФ. Том 2.- М., МВФ, 1995. -С.10-20.
5. Максименко С.Н.. Система государственного прогнозирования. Прогнозирование внешней торговли. // Ученые записки. С-Пб., - 2005. - №1. URL: http://www.tam-zap.ru/ п_1_23_2005/тахтепко.р^. - С.1-24.
6. Оболенский В. Внешнеэкономические связи России: некоторые уроки глобального кризиса / В. Оболенский // Вопросы экономики. - 2012. - №5. -C.87-100.
7. Центральная база данных: [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба России. URL: http://www.customs.ru/.
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
В РОССИИ
Горелова Анастасия Юрьевна
Студентка Юго-Западного государственного университета, г. Курск
Световцева Татьяна Ананьевна
Канд. эк. наук, профессор кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, г. Курск
Малый бизнес объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Его определяют, как деятельность, осуществляемая определёнными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия.
Мировой, в том числе и российский, опыт свидетельствует, что роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии государств и территорий связана с эффективным решением посредством развития малого предпринимательства следующих задач:
• формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений;
• расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг;
• приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
• привлечение личных средств населения для развития производства;
• сокращение уровня безработицы через создание дополнительных рабочих мест;
• вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых ограничены возможности работы на крупных предприятиях (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
• активизация научно-технического прогресса;
• содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств.
Экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью экономического развития [3, с. 57-66].
В настоящее время поддержка сектора малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», региональными и муниципальными программами развития.
Наиболее приоритетными направлениями поддержки малого и среднего бизнеса в России являются:
1. привлечение малых и средних фирм к выполнению государственных заказов, резервирование определенного перечня и объема работ (услуг) для малых и средних предприятий, привлечение их в конверсионные программы государства;
2. содействие интеграции малого, среднего и крупного бизнеса, развитию франчайзинга и субподряда;
3. образовательная деятельность в сфере малого и среднего бизнеса. Создание сети образовательных центров при государственных и коммерческих структурах образования;
4. поддержка экспортной деятельности малых и средних предприятий;
5. создание условий для внедрения альтернативных бюджетному источников финансирования поддержки малого и среднего предпринимательства, например, внедрение практики привлечения средств общественных организаций, крупных предприятий и преуспевающих бизнесменов с предоставлением им льготных условий функционирова-нирования;
6. развитие и поддержка венчурного механизма финансирования предпринимательства;
7. создание государственных и негосударственных касс взаимопомощи, обществ взаимных гарантий и компаний взаимных действий;
8. региональное развитие малого и среднего бизнеса, децентрализация развития и поддержки предпринимательства;
9. развитие и поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства, поддержка научных исследований малых и средних предприятий, возвращение механизма льгот на НИОКР, введение института льготного кредитования научных исследований малых и средних фирм и производства наукоемкой продукции;
Так, на реализацию различных мероприятий поддержки малого и среднего бизнеса было выделено более 32,51 млрд. руб. бюджетных ассигнований и на 20 млрд. руб. - государственных гарантий.
Таблица 1
Объемы финансирования основных федеральных программ финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в 2013
г., (млрд. руб.)
Министерства (организации) -распределители бюджетных средств Мероприятия поддержки МСП Финансирование за счет средств федерального бюджета
Минэкономразвития России Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП) 19,81
Минсельхоз России Субсидирование процентной ставки 5,0
Поддержка начинающих фермеров 2,0
Развитие семейных животноводческих ферм 1,5
Оформление земельных участков в собственность КФХ 0,1
Минтруд России Содействие самозанятости безработных -
Минобрнауки России Содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере 4,1
Внешэкономбанк Гарантии субъектам предпринимательства на реализацию инвестиционных проектов 20,0
Источник: материалы к заседанию Правительства Российской Федерации по вопросу о дополнительных мерах поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ от 03.10.2013 г.
Министерством экономического развития РФ с 2005 г. реализуется федеральная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). В реализации данной Программы задействованы все регионы страны. Средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации составляет 70%. Таким образом, подавляющее число субъектов (65) получают софинансирование из расчета 4 руб. средств федерального бюджета на 1 руб. средств регионального бюджета.
Финансирование Программы в 2012 и 2013 гг. из бюджета РФ составило 20,8 и 19,8 млрд. руб. соответственно. Анализ распределения средств бюджета в 2013 г.
по основным направлениям Программы показал, что «прямые» меры финансовой поддержки в форме субсидий субъектам МСП составляют 55% от общего объема оказываемой помощи. При этом наблюдаются изменение структуры предоставляемой поддержки. Так, в 2011 году «непрямые» меры поддержки составляли всего 15% в общем объеме финансовой Программы, в то время как в 2013 г. -45%. В последние годы акцент - на поддержку объектов инфраструктуры МСП.
Основными получателями поддержки являются индивидуальные предприниматели и микропредприятия (в 2012 г. 47 и 30,5% соответственно). Средняя сумма финансовой поддержки, оказанная одному предпринимателю, в
2011 г. составляла 1 068,5 тыс. руб., в 2012 г. - 1 535,9 тыс. руб. В 2012 году по сравнению с 2011 г. почти в два раза увеличился объем поддержки на одно малое предприятие (с 2 125 до 5 124,8 тыс. руб.) и одно среднее предприятие (с 2 848,7 до 5 436,4 тыс. руб.). Это связано с введением в
2012 г. дополнительных мер поддержки, ориентированных на субъекты предпринимательства со среднесписочной численностью свыше 50 (в 2013 г. - свыше 30 работников).
Среди таких мер:
• субсидирование кредитов и займов;
• выдача грантов на конкурсной основе;
• обеспечение доступа МСП к кредитам.
Субсидирование кредитов и займов, привлеченных
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляется по кредитным договорам на срок до восьми лет, до пяти лет, а также до двух лет. Субсидии предоставляются получателям в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России за счет средств федерального бюджета и не менее 1/3 - за счет средств бюджета субъекта РФ. Таким образом, государство компенсирует не менее 100% ставки рефинансирования по кредитам для малых форм хозяйствования.
Гранты начинающим фермерам предоставляются гражданам РФ - главам крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) на конкурсной основе. Большинство субъектов РФ установило максимальный размер гранта для начинающих фермеров в размере, не превышающим 1,5 млн. руб., и единовременной помощи - в размере не более 250 тыс. руб.
Предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в 2012 г. осуществлялось в 71 субъекте РФ, предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм - в 65 субъектах. За счет средств бюджетов субъектов РФ в 2012 г. на реализацию программ направлено:
• на поддержку начинающих фермеров - 930,9 млн.
руб.;
• на развитие семейных животноводческих ферм - 1
211,5 млн. руб.
Из федерального и региональных бюджетов в 2012 г. направлено на поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм 5,6 млрд. руб.
Серьезного совершенствования требует система кредитования МСП. Государственные меры по обеспечению доступа малых и средних предприятий к кредитным ресурсам направлены на повышение доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего бизнеса. Очевидно, что развитие любого предприятия во многом зависит от внешнего финансирования. В России основным относительно доступным источником внешнего финансирования являются банковские кредиты. Однако, анализ банковского кредитования сектора МСП в России в 2012 г. показывает, что темпы развития данного сегмента рынка снижаются. Количество кредитных программ в банках за 2011-2012 гг. достигло 120 и процентная ставка начала уменьшаться, но предложенные продукты не всегда соответствуют потребностям малого бизнеса. После многолетнего периода низких процентных ставок банки ужесточают условия кредитования малых предприятий. Из-за этого предприниматели не могут инвестировать
средства ни в новое оборудование, ни в расширение своего бизнеса, ни в создание новых рабочих мест. В таких условиях малые предприятия успешно работавшие на условиях привлечения оборотных кредитов, факторинга, или получившие оборудование по лизингу, ждет разорение [4, С.217-218].
Высокая актуальность проблемы доступности кредитования для субъектов МСП в нашей стране подтверждается международными оценками. Согласно исследованию, проведенному Всемирным экономическим форумом (2012 г.), РФ заняла 50-е место (из 62 стран) по показателю «легкость получения кредита». Согласно другому исследованию - рейтингу Всемирного Банка Россия находится на 104-м месте (из 185 стран) по индексу легкости получения кредита.
Помимо этого, наличие обеспечения по кредиту влияет на объем резервов, формируемых банками. Требования Банка России к оценке кредитного качества заемщиков приводят к тому, что банк обязан создать резервы, превышающие 20% от объема выдаваемых кредитов. В условиях снижения уровня достаточности капитала банкам требуется высококачественное обеспечение по кредитам малых предприятий для соблюдения нормативных требований [1, с. 38-43].
Таким образом, отсутствие надежного залога делает проблематичным получение кредитов для значительного числа субъектов малого предпринимательства и является основным фактором, определяющим их решение воспользоваться поручительством по кредиту.
Для решения проблемы с обеспечением доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам в рамках программы, реализуемой Минэкономразвития России, в 80 субъектах Российской Федерации созданы региональные гарантийные организации, предоставляющие поручительства по обязательствам субъектов малого предпринимательства.
Поручительства предоставляются по кредитам, займам, договорам лизинга (финансовой аренды), а также договорам предоставления банковской гарантии субъектов МСП. На 01.07.2013 у региональных гарантийных организаций заключено более 1 000 соглашений о сотрудничестве с кредитными организациями вместе с филиалами и дополнительными отделениями.
Объем ответственности регионального гарантийного фонда по заключенным договорам предоставления поручительства не должен превышать 70% от объема обязательств субъекта МСП.
По состоянию на 01.07.2013 общая капитализация гарантийных организаций составляла более 37,7 млрд. руб. С начала деятельности гарантийными организациями выдано более 33 тыс. гарантийных обязательств на общую сумму более 100,9 млрд. руб. Данный объем поручительств позволил привлечь субъектам малого предпринимательства кредитных средств на сумму более 214,1 млрд. руб. При этом только за I полугодие 2013 г. субъектам малого предпринимательства было выдано 3 276 поручительств на общую сумму более 14 млрд. руб., что позволило привлечь им кредитных средств на сумму более 29,9 млрд. руб. Остаток кредитной задолженности по кредитам, выданным под поручительства гарантийных организаций, на 01.07.2013 составил 104,9 млрд. руб. [2, с. 18-20]
Перспективными направлениями совершенствования и дополнения программ государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в краткосрочном периоде являются:
• повышение доступа МСП к кредитным ресурсам через создание механизма кредитования субъектов среднего предпринимательства по целевой ставке, не превышающей 10 процентов годовых;
• повышение ответственности субъекта РФ в рамках реализации мероприятий по субсидированию субъектов МСП через установление зависимости размера выделяемых субъекту объемов софинансиро-вания федеральных программ финансово-имущественной поддержки МПС с помощью социально-экономической результативности (занятость, налоги, рентабельность отрасли, инвестиции в основной капитал и др.) субсидий, установленными соглашениями;
• расширение участия субъектов малого предпринимательства в исполнении государственных и муниципальных заказов. С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым увеличена квота по закупкам у малых предприятий (не менее 15% от совокупного годового объема закупок; отменен перечень товаров, работ, услуг, которые должны закупаться у субъектов малого предпринимательства; с 15 до 20 млн. руб. увеличена
начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок у субъектов МП).
• расширение косвенных мер финансовой поддержки МСП (увеличение объемов государственных гарантий по инвестиционным кредитам МСП) с одновременным сокращением прямых субсидий.
• предоставление налоговых и /или иных льгот субъектам МСП.
• Реализация комплекса указанных мероприятий, несомненно, окажет положительный эффект в виде улучшения финансирования МСП и, в конечном итоге, улучшения предпринимательского климата в стране.
Список литературы
• Арустамова Э.А. Предпринимательская деятельность: учебник. - М.: КНОРУС, 2011. - 208 с.
• Большухина И.С. Финансовый механизм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России: проблемы и перспективы развития // Финансы и кредит. 2014. -№ 40 (616).- С. 17-25
• Вертакова Ю.В. Экономика и организация производства: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 381 с.
• Световцева Т.А., Бостанджян Э.М. Факторы развития и ограничения эффективного функционирования малого бизнеса в современной институциональной среде//Известия Юго-Западного государственного университета 2012.- №6.- С. 217-221.
АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «МТС» И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Кобляков Сергей Владимирович
студент-бакалавриант 3 курса ФГБОУВПО СГЭУ, г.Самара,
Илюхина Лариса Алексеевна
Канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВПО СГЭУ, г.Самара.
Персонал является основным и наиболее ценным ресурсом компании. Любая организация реализует свои цели и задачи именно через сотрудников, поэтому эффективное управление человеческими ресурсами является залогом ее конкурентоспособности. В свою очередь, эффективное управление персоналом может осуществляться только при наличии грамотно выстроенной кадровой политики.
В настоящее время многие организации разрабатывают корпоративные системы управления персоналом, исходя из требований кадровой стратегии и кадровой политики. Как показывают результаты опросов руководителей компаний г.Самары, занимающихся реорганизацией систем управления персоналом, основными причинами, побудившими их к инновации в кадровой политике, являются нарастание внутрикорпоративных проблем с управлением персоналом (поиск, удержание талантов и другие) - 75%; необходимый элемент стратегии развития организации - 43%; экономические проблемы предпри-
ятия, вытекающие из недостаточной квалификации персонала, что и обусловливает, в том числе низкое качество продукции и услуг - 35% и другие [1, с. 354].
Определяя сущность кадровой политики, отметим, что это есть главное направление в работе с человеческими ресурсами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой организации. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом [2].
Основными целями кадровой политики, как правило, являются: своевременное обеспечение организации персоналом необходимой специализации и уровнем квалификации; оптимизация затрат на содержание наемного персонала; обеспечение организационных и социально-экономических условий, предотвращающих трудовые конфликты в организации; рациональное использование кадрового потенциала; поддержание благоприятного психологического климата; обеспечение условий реализации предусмотренных законодательством прав и обязанностей граждан.